Сделай Сам Свою Работу на 5

ДЛЯ СТРАДАЮЩИХ КОСОГЛАЗИЕМ





В целом между методами, применяемыми Бэйтсом и его пос-ледователями при лечении косоглазия, и методами, используемы-ми традиционной медициной, наблюдается достаточно большоесходство. Однако развивались эти два подхода совершенно неза-висимо, о чем могут свидетельствовать хотя бы приведенные вы-ше упражнения с соляризацией и другие упражнения, не исполь-зуемые ортодоксальной медициной. Характерны в этом отношениии объяснения причин излечения косоглазия, если для леченияиспользуются традиционные методы. Так, Р.С.Агарвал, рекомен-дуя для лечения косоглазия четырехлетней девочки ежедневноевкапывание однопроцентного раствора атропина (что делается иортодоксальными медиками) в лучший или оба глаза в течениеоколо года, так объяснял наступающее избавление от косогла-зия: "Атропин затрудняет ребенку видение и делает невыносимымсолнечный свет. Для того, чтобы преодолеть эту проблему, ре-бенок вынужден расслаблять мышцы глаз, а расслабление излечи-вает косоглазие" [8, р.132]. Современная офтальмология причиной косоглазия считаетлибо неправильную иннервацию окологлазных мышц, либо аномалиюв самих мышцах (излишняя длина одних и укороченность других).Существуют и другие теории причин происхождения косоглазия. Вкачестве средства лечения предлагаются хирургические (их мож-но назвать механическими) способы лечения через резекцию илирассечение окологлазных мышц или оптические методы лечения сприменением очков, тренировки на специальных аппаратах и т.д.Однако эффективность всех этих мер, по мнению самих ортодок-сальных специалистов, невелика. Причина, согласно мнения пос-ледователей Бэйтса, заключается в некомплексном учете вызыва-ющих косоглазие факторов, в игнорировании первопричины коше-ния глаз - психического напряжения. "Оптическая или механи-ческая коррекция,- пишет Ч.Л.Томсон,- может, конечно, бытьэффективной, но если основное психическое противоречие сохра-няется, неизбежно будет наблюдаться тенденция к возникновениюрецидива" [80, р.21]. Бэйтс утверждает, что снятием психического напряженияможно устранить как косоглазие, так и амблиопию. "Доказано,-пишет он,- что косоглазие и амблиопия, подобно аномалиям реф-ракции, являются чисто функциональными проблемами. Из того,что они всегда уменьшаются снижением напряжения, которым соп-ровождаются, следует, что для их устранения могут быть ис-пользованы любые методы, способствующие достижению расслабле-ния и центральной фиксации. Как и в случае с аномалиями реф-ракции, косоглазие исчезает, а амблиопия корректируется, кактолько человек добивается достаточного, чтобы вспомнить абсо-лютно черную точку, психического контроля. Таким способом обасостояния могут быть временно улучшены через несколько се-кунд, а постоянное их устранение представляет собой, по сутидела, процесс превращения этого временного состояния в состо-яние непрерывное" [16, р.150]. Как избавиться от косоглазия? Начинать бороться с нимнадо с детства. Если у вас в семье младенец или маленький ребенок, точтобы избежать косоглазия, вам следует учесть некоторые осо-бенности его возраста. Множество рекомендаций на этот счетбыло дано Г.Пеппардом [73, р.116-128]. Основные положения егоподхода к этому вопросу сводятся к следующему. Если вы заметили признаки косоглазия у ребенка совсеммаленького возраста - нескольких недель или нескольких меся-цев от роду - то излишне волноваться не стоит. Скорее всего,мышцы глаз еще не научились работать скоординированно. Ведь имышцы рук, и мышцы ног и многие другие мышцы ребенка в этомвозрасте работают не совсем слаженно. Но вам обязательно надопредусмотреть некоторые меры против того, чтобы ребенок началнапрягать свое зрение. Для этого необходимо придерживатьсяследующих правил: 1. Уберите от кроватки ребенка какие-либо яркие предме-ты, лампы, зеркала и тому подобные объекты, которые могутприковать его внимание. Иначе его глаза постоянно будут уст-ремлены в их сторону. Кроме того, при расположении кроваткинадо предусмотреть меры, чтобы ребенок видел всех подходящихк нему людей без того, чтобы он был вынужден все время смот-реть в одну и ту же сторону. 2. Не следует подносить какие-либо вещи слишком близко кносу ребенка, чтобы привлечь его внимание. 3. Следует избегать каких-либо резких и неожиданных дви-жений вокруг ребенка, поскольку способность к аккомодации унего еще не развита в достаточной степени. 4. Ребенка следует держать таким способом, чтобы каждыйего глаз работал приблизительно под одинаковой нагрузкой,иначе он может привыкнуть к использованию только одного гла-за. Если это произойдет, то постепенно второй глаз будет иск-лючен из работы мозгом путем поворота его в какую-нибудь сто-рону.............................................................. Для маленьких детей довольно трудно даются упражнениятипа пальминга, мысленного представления и др., требующие оп-ределенного уровня психических способностей, до которого имнадо еще подрасти. Поэтому обычно для них рекомендуется толь-ко ношение повязки над глазом, который смотрит прямо. Приэтом косящий глаз должен постепенно овладевать центральнойфиксацией пока это свойство нормального глаза не вернется кнему в полной мере. Время ношения повязки надо увеличиватьпостепенно, Если ребенок очень мал и повязка раздражает его и зас-тавляет плакать, то снимайте ее по прошествии 5 минут ноше-ния. Когда он постепенно привыкнет к ней, то время ношенияможно постепенно увеличивать, пока ее не удастся носить целыйдень без какого-либо дискомфорта. Было бы хорошо, если бы выразвили у ребенка некий положительный рефлекс, напевая, нап-ример, песенку, которая ему очень нравится, только тогда,когда он надевает повязку. Таким стимулом может быть любаявещь, которая приятна ребенку. Некоторые дети охотно соглаша-ются носить повязку, если их мамы или врач тоже надевает ее,чтобы составить ему компанию [73, р.122-123]. Но есть и другие советы, которые могут быть использованыпри лечении как взрослых, так и детей: 1. Прежде всего необходимо снять напряжение всеми дос-тупными вам средствами. Для этого еще раз просмотрите главу3. 2. Одновременно необходимо нормализовать питание. "Такиепростые советы типа прикрытия "хорошего" или доминирующегоглаза, чтобы заставить функционировать другой глаз, могуточень быстро стать эффективными как только питание будет вос-становлено до нормы, а напряжение будет снято. Однако то жесамое лечение, примененное без предварительного или одновре-менного уделения внимания общему физическому или эмоциональ-ному фону может довольно легко привести к еще большему ухуд-шению зрения или дополнительному расстройству еще где-нибудьв организме" [80, р.21-22]. 3. Очень полезным при косоглазии считается соляризацияглаз. Расслабляющее действие солнечных лучей велико. П.Брэггпишет, что после приема солнечных ванн, глаза никогда сразуне косят в такой же степени как и до соляризации [44, р.23]. 4. Если ношение повязки не является достаточным для кор-рекции косоглазия (а это не редкость), то косящему глазу, неприкрытому повязкой, надо давать те же самые упражнения, чтои для миопов, если косящий глаз миопический, и для гипермет-ропов, если этот глаз гиперметропический. Просмотрите разделы4.1. и 4.2. Каков бы ни был случай, упражнения следует делатьрегулярно как при надетой повязке, так и без нее [73, р.123]. 5. При исполнении больших поворотов всегда становитесьтаким образом по отношению к проверочной таблице, чтобы кося-щий глаз стремился для взгляда на нее повернуться в сторону,противоположную направлению своего отклонения. Если, напри-мер, ваш правый глаз косит внутрь (к носу), то станьте к таб-лице правым боком. При работе этим глазом надо использоватьвсе свойства нормального глаза - центральную фиксацию, пере-мещения и моргание. Игнорирование этих привычек правильногозрения было бы большой ошибкой [73, р.123]. ............................................................. Близкое по смыслу к сказанному упражнение рекомендуетК.Хакетт [56, р.179-180].

УПРАЖНЕНИЕ N 91







(УПРАЖНЕНИЕ С ЗЕРКАЛОМ) Станьте спиной к зеркалу (см.рис.13). Если ваш левыйглаз косит внутрь, то прикройте правый глаз одной рукой исмотрите прямо перед собой левым глазом. Поверните верхнюючасть тела влево, позволяя своему взгляду дрейфовать вместе сдвижением тела до тех пор, пока вы не увидите свой левый глазв зеркале. После этого вернитесь в исходное положение. Проде-лайте это упражнение 6 раз. Затем прикройте левый глаз и по-ворачивайтесь в правую сторону, чтобы увидеть свой правыйглаз в зеркале. Это проделайте меньшее, чем в первом случае,количество раз, например, 2-3 раза. Если у вас правый глаз косит внутрь, то все сделайте на-оборот. Если ваш левый глаз повернут наружу, прикройте правыйглаз и поворачивайтесь вправо до тех пор, пока не увидитеуголок своего глаза в зеркале. Проделайте это 4-6 раз. Затемприкройте левый глаз и дважды повернитесь влево (настолько,чтобы увидеть свой левый глаз в зеркале). Если наружу повернут правый глаз, то все сделайте наобо-рот.............................................................. Ниже мы приведем методику М.Д.Корбетт, рекомендуемую еюдля лечения косоглазия. Привлекательность ее методики посравнению с рекомендациями других авторов (самого Бэйтса,Пеппарда, Бэнджамина и некоторых других) заключается в четкойрегламентированности этапов, комплексности подхода к лечениюи простоте предлагаемых упражнений. Методика приводится в со-ответствии с одной из наиболее известных работ Корбетт [47,р.75-81]. Для того, чтобы избавиться от косоглазия вам надо будетпройти 3 этапа: 1. Расслабить и освободить натянутые мышцы глаз с тем,чтобы они могли поворачиваться вместе, находясь в правильнойцентровке. Это позволит расслабить напряженную мышцу, котораяуводит ваш глаз в сторону. 2. Этот этап заключается в возвращении макуле ее функ-ции центра наиболее острого зрения. Дело в том, что глаз, ко-торый отклонялся наружу или внутрь в течение длительного вре-мени, привык видеть периферическим участком сетчатки, вместотого, чтобы фиксировать рассматриваемый объект макулой. Чтобыудержать такой глаз постоянно в правильном положении, необхо-димо восстанавливать зрение макулой до тех пор, пока оно нестанет сильнее, чем первоначально сформировавшееся зрениекраем сетчатки, или, как это часто называется, ложной маку-лой. Этот этап желательно проходить и более сильному глазу,поскольку отклоняющийся глаз может тянуть за собой и другойглаз. 3. Необходимо объединить зрение обоих глаз, т.е., изоб-ражения, получившиеся в двух макулах, надо слить воедино пу-тем сведения одних и тех же точек изображение вместе в один итот же момент времени (этот процесс слияния называется ФУЗИ-ЕЙ). При косоглазии фузионная способность мозга нарушается.Как только глаза добьются такого слияния, их уже не будет ус-траивать никакое другое зрение. Слияние будет удерживать ихпостоянно прямыми. Итак, приступаем к лечению.

Й ЭТАП

Чтобы расслабить натянутые мышцы глаз, Корбетт рекомен-дует воспользоваться соляризацией, следуя правилу "Немного,но часто". Помимо упражнений на соляризацию она в качестве расслаб-ляющих упражнений рекомендует делать большие и малые повороты(см.разделы 3.4.3. и 3.4.4.). Добавьте к этим поворотам ещенесколько их видов.

УПРАЖНЕНИЕ N 92

(ПОВОРОТЫ, СТОЯ СПИНОЙ К СОЛНЦУ) Вы знаете, куда оттягивается ваш глаз: внутрь или нару-жу. Если, например, левый глаз косит внутрь, то станьте спи-ной к солнцу, прикройте прямосмотрящий глаз ладонью руки иповорачивайте голову и локоть по кругу в сторону левого уха илевого плеча, т.е. влево, так, чтобы косящий глаз мог увидетьпроблеск солнечного света. Делайте эти повороты ритмично по10-12 раз так же часто, как и соляризацию глаз. Если же левыйглаз косит наружу, то, чтобы поймать проблеск солнца, повора-чиваться надо в противоположную сторону, т.е. в сторону пере-носицы (вправо). Помните, что это упражнение не физическогоплана, поскольку вы не должны напрягать мышцы или сознательноих тянуть. Это мягкое расслабляющее упражнение, действие ко-торого основано на сильном желании глаз увидеть солнце в кон-це каждого поворота. Делайте их мягко и ритмично, а не резко.С каждым разом косящий глаз будет выглядывать немного дальше.Если же солнца нет, то повернитесь спиной к зеркалу и ловитепроблески своего отражения в зеркале (см.упражнение N 91).Можно использовать и какой-нибудь яркий источник света, пред-ставив, что это солнце.

УПРАЖНЕНИЕ N 93

(САМОЛЕТНЫЕ ПОВОРОТЫ) Если у вас, например, левый глаз косит вовнутрь, прик-ройте правый глаз повязкой. Станьте, выставив свою правую но-гу вперед. Наклонитесь вперед и направьте левую руку на носокправой ноги, а затем укажите этой рукой на воображаемый само-лет высоко в небе с левой стороны от вас. Левая рука при этомсделает поворот на 180 градусов вверх. Мысли при этом у васдолжны быть такие: "Вниз к носку и вверх к самолету". Если выбудете произносить это вслух, то вы можете быть уверены, чтовы глубоко дышите. За один подход достаточно сделать от 6 до12 поворотов. Если же ваш левый глаз косит наружу, вам следует указы-вать правой рукой вниз на носок левой ноги и вверх в правуюсторону на воображаемый самолет. Другими словами, управляйтекосящим глазом, указывая рукой в направлении, в котором выхотите его повернуть, и используя ту руку, которой удобнеевсего указывать. Если в повороте нуждается правый глаз, тодля равновесия выдвиньте вперед левую ногу. Зная направление,в котором вы хотите повернуть косящий глаз, подбирайте пово-роты таким образом, чтобы центрировать его в нужном направле-нии. Наклон вперед является дополнительной помощью в этомпроцессе, поскольку стимулирует крообращение в районе глаз. ............................................................. Описанных упражнений будет достаточно, чтобы расслабитьнатянутые мышцы глаз, но если хотите, вы можете использоватьи другие упражнения, прежде всего, из разделов 3.3.1. -3.3.3..............................................................

Й ЭТАП

Теперь вам надо стимулировать макулу более слабого (ко-сящего) глаза. Для этого надевайте на более сильный глаз вовремя прогулок у своего дома повязку - сначала, пока зрениетолько формируется, на короткое, а затем и на более длитель-ное время. Не носите ее до тех пор, пока вы не перестанетенервничать при этом. Когда вы снимаете повязку, всегда делай-те пальминг и, если это возможно, делайте еще и соляризацию. Проделывайте все упражнения, описанные в главе 3 и раз-делах 4.1.-4.4. в зависимости от того, каким видом нарушениязрения страдает ваш косящий глаз. Во время выполнения этихупражнений используйте только свой слабый глаз, добиваясь то-го, чтобы он смотрел под углом, который вы хотите научить егоиспользовать. Если, например, левый глаз косит внутрь, то по-верните свое левое плечо под прямым углом к таблице со слова-ми. Если же он косит наружу, то к таблице поверните правоеплечо, так, чтобы левый глаз вынужден был смотреть в обратномнаправлении через переносицу, чтобы увидеть слова на таблице.На первых порах садитесь довольно близко к таблице и скользи-те своим взглядом взад-вперед несколько раз под каждым словомили фразой. А теперь упражнение, использующее возвратно-поступа-тельные движения и предназначенное для стимулирования макулы,центра зрения.

УПРАЖНЕНИЕ N 94

Сделайте себе таблицу с буквами Р В О, описанную в раз-деле 4.1. Для выполнения упражнения повесьте табли-цу на хорошем освещении на расстоянии 1-2 метров от себя, взависимости от зрения вашего более слабого глаза. Прикройтеповязкой более сильный глаз. Возьмите в руки какую-нибудьчистую неисписанную карточку. Вы знаете, что верхние три бук-вы - это буквы Р В О. "Напишите" их печатными буквами своимвзглядом на белой карточке в руке, используя при этом нос вкачестве ведущего элемента. Затем, сделав глубокий вдох, пос-мотрите на таблицу в отдалении и точно так же "напишите" ихпечатными буквами несколько раз на ней. Когда буквы станутчетче, "раскачивайте" эту строку из стороны в сторону, пере-водя взгляд от одного белого поля таблицы к другому и позво-ляя буквам уходить с пути вашего взгляда так, что вы будетевидеть сначала белое поле с одной стороны таблицы, а затем -белое поле с другой стороны. По мере тренировки у вас появит-ся ощущение, что они действительно движутся из стороны в сто-рону. Делайте пальминг и соляризацию после работы с каждойстрокой. Работайте лишь с той строкой, что легко вам дается,но не работайте на ней слишком долго. Немного, но часто - вотваш принцип. ............................................................. Другим способом развития нервов макулы является обуче-ние чтению микроскопического шрифта. УПРАЖНЕНИЕ N 95 (рис.14) Возьмите таблицу, озаглавленную "Основные сведения озрении". С ней вы уже встречались. Проделайте всю подготови-тельную работу, заключающуюся в выполнении больших поворотов,соляризации и пальминге. Теперь прочитайте слабым глазом этутаблицу вниз столько, сколько вы сможете сделать без усилия,выполняя при этом короткие медленные повороты головой. Еслина каждом уроке вы будете добиваться такого расслабления, ка-кое вам необходимо, то с каждым днем вы будете читать вседальше и дальше вниз. Когда вы сможете увидеть несколько словмикроскопического шрифта, то это значит, что вы действительностали искусны в этом деле. Постепенно вы сможете прочитатьвсе слова микроскопического шрифта. Когда это удастся сделатьболее слабым глазом, тогда можно считать, что вы готовы к об-ъединению двух центров зрения вместе...............................................................

Й ЭТАП

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.