Сделай Сам Свою Работу на 5

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ





Систему Бэйтса укрупненно можно подразделить на 3 части: 1. Общее (физическое) расслабление. 2. Психическое расслабление. 3. Дополнительные методы, способствующие улучшению зре-ния (дыхание, диета и пр.). Точные границы между указанными частями, а также темиразделами, что входят в каждую часть, как вы убедитесь в пос-ледующем, определить довольно трудно. Поэтому они носят в не-которой мере условный характер. Каждая из трех указанных частей содержит разделы, следо-вать которым надо всем занимающимся методом Бэйтса, независи-мо от вида нарушения зрения. Они составляют базу лечения лю-бых видов плохого зрения. Эти разделы включены в настоящуюглаву. Прежде чем вы приступите к применению специальных уп-ражнений, которые специфичны для каждой категории плоховидя-щих и которые описаны в главе 4, вам надо хорошенько освоитьбазовые принципы лечения. М.Д.Корбетт рекомендует делать ихпо 2-3 раза ежедневно в течение одной недели до начала освое-ния специальных упражнений. Когда вы приступите к исполнению упражнений, вам не разпридется столкнуться с проверочной таблицей Сивцева. Эта таб-лица применяется для проверки зрения в глазных кабинетах и,думается, знакома практически всем, кто хоть раз подвергалсяэтой процедуре. Купите ее в магазине "Медтехника" или сделай-те себе с нее ксерокопию или просто срисуйте ее на лист ват-мана, сохраняя приблизительные размеры букв и кружочков вправой половине листа. Можете для этого накрыть таблицу, по-ложенную на лист стекла или оргстекла, листом ватмана, подс-ветить его снизу лампочкой, обвести контуры знаков на таблицеи заполнить их затем тушью. Вам важно, чтобы буквы на прове-рочной таблице получились максимально черными. Поэтому рису-нок таблицы выполняйте лучше тушью. Если же вы сделали себексерокопию с этой таблицы и она получилась неважного качествас бледными (серыми) буквами, то заполните тогда их контурыдополнительно тушью. Спишите также все цифры, стоящие рядом со строками. Какпользоваться этими цифрами описано в главе 4. Если вы не смогли достать таблицу Сивцева, то ничегострашного не произойдет. Обратитесь к главе 4, где описано,как самому сделать таблицы для тренировки. Ими можно будетпользоваться совершенно аналогично таблице Сивцева (или Снел-лена). Прежде чем мы перейдем к более подробному описанию каж-дой из первых трех частей системы Бэйтса, необходимо опреде-лить то отношение к очкам, которого придерживаются проповед-ники его метода.

ОБ ОТНОШЕНИИ К ОЧКАМ





Поскольку речь зашла об очках, то можно выделить два ихвида: солнцезащитные очки и очки с оптическими линзами длякоррекции тех или иных нарушений зрения. Начнем с солнцезащитных очков. Несмотря на то, что этиочки были предназначены для предохранения глаз от излишнегоколичества света, некоторые люди стали носить их подобно ча-сам или галстуку. Эту категорию людей можно видеть в солнце-защитных очках практически в любое время дня. Их не очень за-ботит, светит ли ослепительное солнце или же уже сумеркискрадывают очертания предметов. Где бы они ни были - на пляжели, в магазине ли - мы всюду вместо их глаз видим пятна тем-ных стекол очков. Между тем, средства защиты глаз от избытка света былипредусмотрены самой природой. Предохранительную роль здесьпризваны были сыграть веки, которые могут сближаться, и зра-чок, размер которого может уменьшаться, регулируя таким обра-зом количество света, поступающего в глаз. Лишь при очень яр-ком освещении, например, при электросварке, на пляже, в пус-тыне или заснеженном пространстве, где отраженные от поверх-ности лучи солнца умножают силу падающего в глаза света, воз-никает потребность в солнцезащитных очках. Такая потребностьможет возникнуть и у водителей при длительной поездке по ав-тостраде в солнечную погоду, когда взгляд все время прикованк дороге. Отражение света от нее в таких случаях не оченьприятно для глаз, которые не прошли специального курса подго-товки через соляризацию (см.раздел 3.4.6.). Постоянное ношение солнцезащитных очков приводит к воз-никновению светобоязни (фотофобии), когда даже то количествосвета, которое спокойно выдерживает нормальный глаз, приводитк болям в глазах, с которых сняли привычные им темные очки.Кроме того, ношение очков с окрашенными в различные цветастеклами нередко вызывает так называемый послеэффект, прояв-ляющийся в нарушении на довольно длительное время правильногоцветового восприятия мира. Поэтому: 1. не носите без особой на то необходимости темные очки; 2. если вам все же пришлось обратиться к солнцезащитнымочкам, умейте правильно их выбрать. Желательно подбирать (поуказанной выше причине) очки черного (серого) цвета и избе-гать очков с окрашенными в какой-либо другой цвет стеклами.Очки должны задерживать не менее 70% падающего света. При со-рокапроцентной, например, задержке света они уже практическибесполезны. Ч.Л.Томсон советует также делать следующую про-верку солнцезащитных очков. Надо, отодвинув их от себя надлину вытянутой руки, посмотреть сквозь них на какой-нибудьудаленный объект. Он не должен выглядеть увеличенным илиуменьшенным. Кроме того, при движении очков не должно наблю-даться какой-либо "ряби"; 3. приучайте глаза к яркому свету. Это достигается черезупражнения на соляризацию (см.раздел 3.4.6.).............................................................. В вопросе об отношении к очкам с оптическими линзамимнение Бэйтса и его учеников расходится с общепринятыми возз-рениями. Проведенные Бэйтсом исследования позволили ему утверж-дать, что было бы ошибочным считать рефракцию глаз неизменнымсостоянием. Он пишет, что "теория о том, что аномалии рефрак-ции обусловлены деформациями глазного яблока, естественнымобразом ведет к выводу, что они представляют собой неизменныесостояния и что нормальная рефракция - это тоже некое посто-янное состояние. Поскольку эта теория повсеместно рассматри-вается как истинная, то неудивительно обнаружить, что нор-мальный глаз считается совершенным механизмом, который всегданаходится в хорошем рабочем состоянии. Независимо от того,знаком или незнаком человеку рассматриваемый объект, доста-точно или недостаточно его освещение, приятна или неприятнаокружающая обстановка и даже при наличии стресса или телесно-го заболевания считается, что нормальный глаз всегда должениметь нормальную рефракцию и нормальное зрение" [16, р.28]. В действительности, никакой глаз (независимо от того,идет ли речь о нормальном глазе с обычно нормальным зрениемили же мы имеем дело с глазами с нарушенным зрением) не имеетвсегда одного и того же значения рефракции. Рефракция любогоглаза меняется не только день ото дня, не только час от часуили от минуты к минуте, но буквально ежесекундно. Исходя из сказанного, Бэйтс делает вывод, что очки при-носят человеку вред - большой или маленький, но все же вред."Человек, -объясняет Бэйтс,- не может видеть сквозь них, еслион не производит степень аномалии рефракции, которую они дол-жны корректировать. Однако, рефрактивные аномалии в глазе,который предоставлен сам себе, никогда не постоянны. Следова-тельно, если человек обеспечивает себе хорошее зрение с по-мощью вогнутых, выпуклых или астигматических линз, это озна-чает, что он сохраняет постоянно определенную степень анома-лии рефракции, которая в других условиях не сохранялась бытаковой. Единственным результатом такой ситуации следует ожи-дать ухудшение состояния. Опыт показывает, что обычно так ипроисходит." [16, р.35]. Следует учесть и такой факт. То, что рефракция глаза ни-когда не бывает постоянной, не позволяет выписать точный ре-цепт на очки. Неудивительно, что некоторым людям так и неудается подобрать очки, с которыми смирились бы их глаза. Не-постоянство рефракции приводит, кроме того, к той противореч-ивости, которую мы можем наблюдать в статистических данных ораспространенности тех или иных видов нарушения зрения. Согласно теории Бэйтса, причиной появления аномалий реф-ракции является напряжение. При миопии это усилие увидетьудаленные объекты, при гиперметропии - ближние. Очки лишькорректируют аномалию рефракции, но не устраняют причину еевозникновения. Надев очки, близорукий по прежнему по привычкебудет напрягаться, чтобы увидеть далеко расположенные предме-ты, а гиперметропик и в очках будет продолжать прикладыватьусилие увидеть, например, буквы. Таким образом, зрение будетпродолжать ухудшаться и в очках. Многие люди, наверно, заме-чали, что после того, как однажды надели очки, зрение без нихстало заметно хуже. И это не субъективное ощущение, вызванноепереходом от хорошего зрения в очках к плохому без них. Про-верка у окулиста подтверждает, что зрение на самом деле ухуд-шилось. В результате человеку выписываются новые очки с ещеболее сильными линзами. Поскольку напряжение продолжает иметьместо, да еще с аккумуляцией эффекта со временем, то можнозаметить, что частота смены очков на новые возрастает с каж-дым годом. Факт ухудшения зрения при ношении очков так объясняетсяМ.Д.Корбетт: "Когда здоровый глаз расслаблен, он будет пра-вильно функционировать. Подобно фотокамере он будет уплощать-ся, сокращая свою ось при рассматривании удаленных объектов,и удлиняться в своей оси при рассматривании близких объектов.Только напряжение мешает глазному яблоку претерпевать подоб-ные изменения в своей форме. Вместо мышц глаза эту работу на-чинают делать очки, в результате чего глазные мышцы перестаютвыполнять свои функции и начинают постепенно слабеть. Спенсер (Spencer) говорит: "Каждый дар приобретает спо-собность к функционированию через выполнение своей функции.Если эта функция за него выполняется другим агентом, то ника-ких регулировок со стороны природы не произойдет. Скорее,природа пойдет на нарушение своего естества, чтобы приспосо-биться к искусственным мерам, предпринятым вместо естествен-ных" [47, р.14]. Когда человеку какое-то время приходится обходиться безочков (например, когда он разбивает их), нередко обнаружива-ется, что зрение стало несколько лучше. Еще один аспект вредности ношения очков с оптическимилинзами отмечен в работе Ч.Л.Томсона. Он пишет: "Нормальная,здоровая мышца остается таковой лишь в случае, если она частопускается в дело и если ее амплитуда движения используетсяполностью. Любая мышца, которая используется лишь в малойчасти ее амплитуды, предрасположена к утере способности пол-ноценно двигаться. В этом аспекте очки частично вредны, пос-кольку вместо того, чтобы следить или смотреть за каким-ни-будь объектом только глазами, наблюдается тенденция двигатьголовой. Глазные яблоки, таким образом, относительно обездви-живаются, а их мышцы и кровообращение страдают в результатебездеятельности " [80, р.28]. Сказанное Томсоном особенноверно, когда речь заходит об однообразной работе в очках наблизком расстоянии, например, чтении. Именно в этих случаяхглаза заняты одинаковыми движениями практически в одном и томже направлении (влево-вправо) и с малой амплитудой, ограничи-вающейся шириной строки в книге. Для компенсации возникающегопри этом напряжения разработаны специальные упражнения(см.главу 5). "Это,- продолжает Ч.Л.Томсон,- объясняет наше принципи-альное возражение против использования очков: нейтрализуянапряжение, они ослабляют процесс самооздоровления и "отбива-ют охоту" у тканей (ПРИМ.АВТ.- имеется в виду тканей глаза) кприспособлению. Их чрезвычайная эффективность и приводит к ихосуждению. Точно так же бывает и с человеком, когда удобнаядля него заурядность и отсутствие стимула - будь он, хотьнеприятным, хоть приятным - приводит к лености и застою" [80,р.43]. Есть и менее существенные, но тоже не очень приятные,последствия ношения очков. Это нарушение цветового восприятия(вы замечали за собой, что, например, при подборе тканей вмагазине вы снимаете очки, потому что без них и текстура, ицвет ткани видны луше?), нервозность из-за их постоянногозагрязнения или запотевания, ограниченное поле зрения, непри-ятный осадок на душе из-за того, что все "люди как люди, а ты- "очкарик" и т.п. большие и мелкие неприятности. Конечно, ихнельзя сравнить по своим последствиям с тем вредом, которыйнаносит глазам сам факт ношения очков. Так как же быть с очками? Может их выкинуть совсем, аможет все-таки поносить? Ниже мы приведем мнение специалистовпо методу Бэйтса на этот счет, а также некоторые их практи-ческие рекомендации. 1. Если вы хотите добиться быстрого прогресса в улучше-нии зрения, вам надо решительно отказаться от ношения очков(см.главу 7). Однако очень важно здесь запомнить следующееПРАВИЛО: никогда не снимайте очки и не ходите, напрягая всюдусвои глаза. Снятие очков, как говорит М.Д.Корбетт, с исполь-зованием безусильного видения это не то же самое, что снятиеочков с постоянным напряжением глаз в попытках разглядеть об-ъекты. Первое - полезно, второе - вредно. 2. Не всегда возможно снятие очков без значительных неу-добств. В ряде случаев без них просто невозможно работать.Поэтому в таких случаях разрешается пользоваться очками, ноэто всегда сдерживает прогресс. Надевайте очки всякий раз,когда вы чувствуете, что начали напрягать свои глаза. 3. Если вы вынуждены работать в очках, то все равно ис-пользуйте все приемы правильного зрения, какие только возмож-но - центральную фиксацию, перемещения, моргания и т.д. Какможно чаще делайте перерывы для расслабляющих упражнений. 4. Никогда не водите автомобиль без очков. Только когда,улучшив зрение, вы пройдете медкомиссию, их можно будетснять. Снимайте очки, когда вы едете на машине в качествепассажира. 5. По мере улучшения зрения своевременно меняйте очки наболее слабые. 6. Во время выполнения упражнений всегда снимайте очки(кроме особо оговоренных случаев). 7. В течение дня бывает очень много времени, когда выпрекрасно можете обойтись без очков и, тем не менее, по при-вычке носите их. Так, человек с небольшой близорукостью можетбез каких-либо неудобств завтракать без очков, беседовать безних со своими друзьями и т.д. Увеличивайте день ото дня вре-мя, проведенное без очков. К.Хакетт даже рекомендует записы-вать это время, чтобы постоянно стимулировать себя к такому"безочковому" образу жизни. 8. Чтение, по возможности, должно осуществляться без оч-ков. Если вы не можете обойтись при зрительной работе вблизибез очков, постарайтесь все же время от времени хотя бы 1-2минуты обходиться без их помощи и дать глазам поработать са-мим. Это позволит свести к минимуму разрушающий эффект очков. Главное, что вам надо усвоить - это следующее - ЕСЛИ ВЫХОТИТЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОЧКОВ, НЕ НОСИТЕ ИХ! Единственной вашей надеждой на улучшение зрения являетсяне ношение очков с продолжающимся привычным напряжением глазпод ними, а воспитание в себе новой привычки - привычки расс-лабленного смотрения.

ОБЩЕЕ РАССЛАБЛЕНИЕ



Ознакомившись с теорией Бэйтса, можно сделать вывод,что основной целью, которую должен поставить перед собой че-ловек с плохим зрением, если он намерен излечиться, являетсядостижение расслабления. Прежде всего речь идет о снятии пси-хического напряжения. Как известно, добиться психического расслабления можнолишь при условии соответствующего физического расслабления.Любая напряженная часть тела приводит к напряженному состоя-нию психики. Даже сама мысль о таком напряжении или усилииспособствует тому, что психика подвергается воздействию нап-ряжения. Как правило, физическое расслабление, расслабление телаили, образно выражаясь, материальной оболочки человеческойдуши, довольно трудно отделить от приведения этой души в сос-тояние покоя, что равнозначно расслаблению психики. Снятиенапряжения с мышц тела автоматически ведет к некоторому сни-жению напряженного состояния психики. В свою очередь добитьсяполного физического расслабления возможно только при соответ-ствующем психическом расслаблении. Таким образом, эти двапроцесса (и состояния) тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.О полном физическом расслаблении надо говорить с некоторойдолей условности, поскольку абсолютное расслабление тела че-ловека невозможно. Можно расслабить мышцы тела, но не все.Продолжают работать мышцы сердца, которое гонит кровь по кро-веносным сосудам, их стенки также продолжают свою работу ит.д. Однако та степень расслабления, которая достигается че-ловеком, вполне достаточна для целей улучшения зрения. Мы все инстиктивно прибегаем к различным позам или поло-жениям отдыха, когда устаем. Как правило, мы при этом закры-ваем глаза и "расслабляемся". Однако, далеко не всегда послетакого отдыха мы чувствуем себя посвежевшими, почувствовавши-ми новый прилив сил и энергии. Если говорить о глазах, то онитакже продолжают болеть, в них остается та же резь, являющая-ся признаком сильного утомления, и т.д. В чем тут дело? Причина почти всегда носит двоякий характер. Во-первых,вы неправильно расслабились в целом (физически). Во-вторых,вы, оказывается совершенно не умеете расслабляться психичес-ки. К последнему вопросу мы вернемся позже, а пока займемсяпервой из ваших проблем - физическим расслаблением - и будемделать его так, как это рекомендуется системой Бэйтса. Прежде всего, расположитесь в удобной для вас обстанов-ке. Тело ваше должно испытывать физический комфорт. Ничто недолжно отвлекать мыслей во время выполнения психических уп-ражнений на расслабление - ни сквозняк, ни затекшая вдруг ру-ка, ни порывы ветра из приоткрытого окна. Какое для этоговыбрать положение? Скажем сразу: готовых рецептов на этотсчет не существует. Придется потрудиться над поиском наиболееприемлемой для вас позиции. Бэйтс заметил по этому поводу,что иногда положение тела, способствующее расслаблению, быва-ет совершенно неожиданным. В качестве примера он приводит од-ну из своих пациенток, которая добивалась расслабленного сос-тояния, лишь наклонив свое тело вперед под углом 45 градусов.Когда она выпрямлялась, это расслабленное состояние сохраня-лось. Бэйтс пишет далее, что не столь важно, в каком положе-нии она добивалась расслабления, сколь важно то, что ей уда-валось все-таки его добиться. Некоторые рекомендации относительно физического расслаб-ления приведены в работе Г.Пеппарда. Он советует снять очки иначать расслаблять все тело, отпуская каждую его мышцу. Онодолжно стать мягким, словно шелк, расплыться по полу иликреслу, где вы сидите, подобно телу лежащей кошки. Расслабьтесвою психику - "расстелите" свои мысли по полу, пусть ониспокойно "выскользывают" из головы. Расслабьте лицо, язык ивсе мышцы вокруг рта. Пусть уголки губ уходят вверх, а неопускаются вниз. Закройте свои глаза и освободите их и всевокруг них от напряжения. Избавьтесь от чувства натянутости вглазных яблоках, расслабьте их заднюю часть. Представьте гла-за мягкими и расслабленными образованиями. Думайте об улыбкеи пусть она исходит из вас сквозь закрытые веки. Представляй-те, что внутри глаз нет никакого света, что вся их внутрен-ность - это нечто мягкое и черное [73, р.18]. Способы, которым можно достичь физического расслабления,довольно разнообразны. Многие из них описаны в соответствую-щей литературе. Широко известны работы в этой области американского вра-ча, главы чикагской школы психосоматики Ф.Александера. Он ут-верждал, что практически все заболевания в человеческом орга-низме вызываются напряжением. И все они могут быть излеченысоответствующими видами расслабления, снимающими это напря-женное состояние. Ф.Александер разработал множество интерес-ных способов расслабления, иногда просто невероятных. Наибо-лее успешными показали себя способы расслабления, когда паци-ент повторял, что он хочет. Например, пациент садился на стулили ложился на пол, как ему легче, и начинал повторять: "Яхочу расслабить мышцы шеи настолько, чтобы моя голова моглаподняться вперед и вверх." Иногда это повторялось от сотни дотысячи раз. Таким способом всегда удавалось добиться расслаб-ления необходимых групп мышц. Но на этом дело не заканчивалось. Александер просил па-циента расслабить мышцы груди, как наружние, так и внутрен-ние, повторяя: "Я хочу, чтобы мои плечи расслабились, чтобыони сами собой опустились и отодвинулись назад. Я хочу, чтобырасслабилась моя грудь и чтобы она раздалась (назад). Я хочу,чтобы все мое тело расслабилось и растеклось по полу и т.д." Для ортодоксальных медиков было просто поразительным,как метод Александера излечивал, казалось бы, неизлечимые бо-лезни, например, эпилепсию, тяжелые формы ревматизма с полнойнеподвижностью в суставах, болезнь Паркинсона и др. Помимо метода Ф.Александера существуют и другие способыдостижения расслабления. Некоторые из них носят весьма ориги-нальный характер. Так, П.Брэгг приводит в своей книге довольно интересныйи несколько необычный способ расслабления [44, р.29]. Она ре-комендует в удобное для этого время днем или после обеда за-варить из овощей или трав небольшое количество настоя. Послетого, как настой будет готов, надо выпить одну-две его чашеч-ки и лечь на полчаса, закрыв глаза и положив на них прохлад-ный или холодный компресс. Во время отдыха этот компресс надодержать на глазах, а самому следует отдаться ощущению холодя-щего эффекта. В это время ваш желудок будет чувствовать расс-лабляющее тепло питья, которое вы только что приняли. В ре-зульта всех этих процедур по всему вашему телу разольетсяприятное чувство расслабления. Продолжайте расслабляться ипредставьте, что вы летите на волшебном ковре над каким-ни-будь островом в тропиках. Забудьте обо всем, кроме этого уди-вительного чувства полета, этих удивительных переживаний. После этого упражнения ваши глаза и ваше тело нальютсяновой энергией. Как видите, в описанном упражнении П.Брэгг физическоерасслабление соседствует с психическими способами его дости-жения. Они тесно связаны между собой и вряд ли могут бытьразделены, если надо достичь полного расслабления. Обычно всеупражнения в системе Бэйтса одновременно используют приемыфизического и психического расслабления. При этом физическоерасслабление считается первым и необходимым этапом достиженияпсихической релаксации. ............................................................. Некоторые упражнения на расслабление определенных группмышц, состояние напряженности которых оказывает наиболее су-щественное воздействие на зрение, будут приведены в разделе3.7. и в некоторых других местах по ходу текста. Литературы о методах общего расслабления довольно много.Поэтому останавливаться подробно на этих вопросах в настоящейкниге лишено смысла. Вам надо будет ознакомиться с этой лите-ратурой и, освоив наиболее приемлемые для вас упражнения нарасслабление, применять их в качестве подготовительной частик выполнению рекомендаций системы Бэйтса по достижению состо-яния психической релаксации. ............................................................. О чем должны вы думать во время физического расслабле-ния? Чем должен быть занят ваш мозг? Об этом мы поговорим вразделах 3.3.1, 3.3.2 и 3.3.3.

ПАССИВНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ

Основной целью метода Бэйтса, как это видно из предыду-щих глав, является достижение идеального состояния психичес-кого расслабления. Для достижения этой цели была разработанасерия упражнений, которые можно сгруппировать по несколькимбольшим категориям. Все эти упраженения применяются при лече-нии аномалий рефракции, пресбиопии и косоглазия практическибез каких-либо изменений и составляют базу лечения для всехуказанных видов нарушения зрения. Поэтому они приводятся доспециальных упражнений для каждого вида нарушения зрения, ко-торые уже отличаются друг от друга и носят специфический ха-рактер. В комплексе со специальными упражнениями базовые уп-ражнения образуют метод лечения того или иного недостатказрения. Все нюансы, связанные с применением базовых упражне-ний при лечении конкретного вида нарушения зрения, приведеныв соответствующих разделах главы 4 "Дополнительные замечанияи специальные упражнения". Упражнения на психическое расслабление можно подразде-лить на упражнения пассивного характера и на упражнения дина-мического характера. В соответствии с этим различают пассив-ное и динамическое расслабление. Указанная классификация былавпервые предложена О.Хаксли. В своей книге он пишет, что"расслабление...может быть двух видов - пассивное и динами-ческое. Искусство зрения включает в себя приемы обоего рода -пассивное расслабление органов зрения в периоды отдыха и ди-намическое расслабление через нормальное и естественное функ-ционирование во время деятельности" [62, р.82]. Далее он со-общает, что наибольшего успеха в лечении плохого зрения можнодостичь лишь при одновременном применении обоих видов расс-лабления. В настоящем разделе книги мы познакомим вас с методамипассивного расслабления. Отличительной особенностью этих ме-тодов является "бездействие", пассивность органов зрения, ихнеподвижность. Слово "бездействие" не случайно взято в кавыч-ки, поскольку глаза, на самом деле, даже во сне не прекращаютсвоей деятельности. При этом о неподвижности глаз также можноговорить с большой долей относительности. Просто обозначениеэтих методов в качестве пассивных подчеркивает меньшую, чемесли бы речь шла о динамических методах расслабления (цент-ральная фиксация, моргания, перемещения и т.п.), степень дви-гательной активности глаз и других участвующих в упражненияхорганов тела человека.

ПАЛЬМИНГ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.