|
Современные технологии обучения учащихся
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимодействия с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности . Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе.
Технология личностно-ориентированного обучения
В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.
Игровые технологии
Игра— это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты (С.А. Шмаков): - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («ноле творчества»); - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела). Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. «Деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Психодрама и социодрамма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.
Активные методы обучения
Метод активизации личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения основан не увеличении объема передаваемой информации, не усилении и увеличении числа контрольных мероприятий, а создании дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Отличительные особенности активного обучения: • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия); • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Существует классификация активных методов обучения. М. Новик, например, выделяет неимитационные и имитационные активные группы обучения. Охарактеризуем особенности некоторых активных методов обучения. Неимитационные
Проблемная лекция — лекционная форма, в которой процесс познания студентов или учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Анализ конкретных ситуаций - Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Имитационные упражнения Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) —Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Проблемное обучение
Проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемная ситуация — основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление
Влитературе известно свыше 20 классификаций проблемных ситуаций
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются: • проблемность обучения; • оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического); • индивидуализация и дифференциация обучения; • специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности; • специальная организация мнемической деятельности .
Современные технологии организации образовательного процесса Технология коллективного обучения
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Преимущества технологии: - коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве; - коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах; - коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения; - на уроках же коллективного обучения приветствуется воспитательное взаимовлияние учеников;
- при коллективном обучении ученик может прийти в класс в любом месяце учебного года и сдать экзамен по учебной дисциплине в любое время; - учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором, каждыйученик и весь класс в целом превращаются в субъекты самообучения.
Основной принцип технологии заключается в том, что в ученическом коллективе все учат каждого и каждый учит всех.
Информационные технологии обучения
Информационные технологии обучения (ИТО) можно определить как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты.
Технологии модульного обучения
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности.
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний,функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
Метод проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperativelearning) подходом к обучению. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующим привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разныхобластей, творческою мышления учащихся, исследовательских навыков. Так достигается вполне естественная интеграция знаний .
Технология дистанционного образования
Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств. При этом задача исключения личного контакта не является основной целью построения процесса обучения. В системе дистанционного образования студентам предоставляются все необходимыеучебники и учебные пособия . Главное в дистанционном обучении — не просто использование компьютеров и других технических средств обучения, а разработка четких и продуманных обучающих программ, учебников и учебных пособий.
Современные авторские педагогические технологии Метод витагенного обучения А.С. Белкина
Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся. Витагенное образование — это проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто неделимое. Витагенное образование использует ресурсы учащегося, скрытые в подсознании. Опора на подсознание в витагенном обучении — это, прежде всего, творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения. Интуиция, как и фантазии, отражает витагенный опыт, актуализация которого является прекрасным инструментом для организации образовательного процесса
Технология знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого
По А.А. Вербицкому, обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называют знаково-контекстным, или, для простоты, контекстным обучением. Главное, чтобы учение не замкнулось само на себе (учиться, чтобы получить знания), а выступило той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимыхпредметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста.
Вальдорфская педагогика Р. Штайнера
Рудольф Штайнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение — антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Согласно вальдорфской педагогике ребенок — существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу — божественное начало. Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистическойпедагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
Основные концептуальные положения: • природосообразность — развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; • свободное воспитание и обучение — все без принуждения, без насилия духовного и телесного; • свобода как средство воспитания; • воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним; • ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества; • обучение неотделимо от воспитания — всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности; • экология здоровья, культ здоровья; • культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства; • подражание как средство обучения; • единство развития ума, сердца и руки; • опора на авторитет педагога, школа одного учителя на первые 8—9 лет во избежание стрессов; • единая жизнь педагогов и учеников.
Особенности вальдорфской педагогической технологии состоят в следующем: • гармоничное сочетание интеллектуального, эстетического и трудового аспектов образования; • широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.); • межпредметные связи; • обязательное преподавание искусства: живопись, эвритмия, изображение форм, музыка; • большое место в учебном плане трудового воспитания.
Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой
С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения ее технологии таковы:
• личностный подход в педагогике сотрудничества; • успех — главное условие развития детей в обучении; • комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; • предупреждение ошибок, а не работа над ними; • последовательность, системность содержания учебного материала; • дифференциация, доступность задания для каждого; • к полной самостоятельности — постепенно; • через знающего ученика учить незнающего.
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа: • предварительное введение первых порций будущих знаний; • уточнение новых понятий, их обобщение, применение; • развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Комментируемое управление. Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, одновременно решается задача управления деятельностью всего класса. С помощью комментированного управления: • средний и слабый тянутся за сильным учеником; • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
Опорные схемы — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|