Организационно-методические указания по подготовительной части
самостоятельной работы
При подготовке к практическому занятию используется рекомендованная литература, конспект прослушанных лекций «Нервные волокна и окончания: безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, нерв, миелинизация, демиелинизация, дегенерация и регенерация нервных волокон, классификация, строение, функционирование, патоморфология нервных окончаний и синапсов», образцы рисунков, схем, электронограмм и основные гистологические препараты:
1. Безмиелиновые нервные волокна (периферические). Расщипанный препарат. Окраска гематоксилином и эозином.
2. Миелиновые нервные волокна (периферические). Расщипанный препарат. Импрегнация осмиевой кислотой.
3. Нерв в поперечном разрезе. Импрегнация осмиевой кислотой.
4. Дегенерирующий нерв в продольном разрезе. Окраска гематоксилином и эозином.
Методические указания по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Сначала изучить в теории общие принципы строения нерва, его дегенерацию и регенерацию. Особенности строения и клиническое значение периневрия. Обратить внимание на использование специальной окраски осмиевой кислотой, или суданом для выявления миелиновой оболочки волокон. Усвоить основные функции миелина в проведении возбуждения. Использовать метериал лекции, таблицу №183 «Поперечный разрез нерва», в учебнике рис.154 и рисунки в атласе. Затем изучить строение миелиновых и безмиелиновых нервных волокон в теории, используя материал учебника, лекции, использовать иллюстративный материал учебника (рис.140, 142, 141) и атласа, таблицы № 181, 182, 193, образцы рисунков и электронных микрофотографий. Получить теоретическое представление о процессах миелинизации, демиелинизации. Усвоить основные функции миелина, его значение в проведении возбуждения, ведущая роль демиелинизации в патологии нервной ткани. Изучить дегенерацию и регенерацию нервных волокон. Использовать теоретический блок, иллюстративный материал учебника рис. №143 и атласов, рисунки и схемы.
Изучить теоретический блок в лекции и учебнике по нервным окончаниям. Патоморфологические изменения нервных окончаний. Усвоить классификацию чувствительных и двигательных окончаний по строению, функции, локализации. Подробно разобрать строние нейро-эпителиальных и нейро-железистых окончаний: локализацию, строение и функции свободных и чашевидных (несвободных) окончаний в эпителиях. Использовать иллюстративный материал таблица №192. Изучить инкапсулированные нервные окончания в соединительной ткани: локализация, строение и функции осязательных телец Мейснера, телец Фатер-Пачин-ни, генитальных телец Догеля, телец Руффини, колб Краузе. Использовать иллюстративный материал таблиц №192, учебника рис. 148, 149, 150. Изучить нервные окончания в мышечных тканях, локализация, строение, функции. Использовать иллюстративный материал таблиц №186,187, учебника рис. 146, 151.
Изучить межнейрональные синапсы: общая характеристика и классификация. Строение синапса, механизм передачи нервного импульса. Синаптогенез и пластичность. Патоморфологические изменения межнейрональных синапсов. Использовать иллюстративный материал таблиц №184,190, учебника рис. 144, 145, схем и электронных микрофотографий.
Задачи на предстоящее занятие
Занятие 1
На занятии надо быть готовым ответить с места или у доски, используя таблицы, на вопросы по изученному материалу, зарисовать на доске основные рисунки: схему миелинового нервного волокна, миелинизации, моторной бляшки, инкапсулированного тельца. Задать вопросы преподавателю, если требуется разъяснить не до конца понятый материал. Написать программированный контроль. На 3-м часе занятия выслушать описание основных гистологических препаратов:
1. Безмиелиновые нервные волокна (периферические). Расщипанный препарат. Окраска гематоксилином и эозином.
2. Миелиновые нервные волокна (периферические). Расщипанный препарат. Импрегнация осмиевой кислотой.
3. Нерв в поперечном разрезе. Импрегнация осмиевой кислотой.
4. Дегенерирующий нерв в продольном разрезе. Окраска гематоксилином и эозином.
Осуществить их микроскопирование и выполнить необходимые рисунки в альбоме, для чего иметь набор цветных карандашей.
Занятие 2.
При подготовке к занятию используется рекомендованная литература, конспект прослушанных лекций «Нервные волокна и окончания: безмиелиновые и миелиновые нервные волокна, нерв, миелинизация, демиелинизация, дегенерация и регенерация нервных волокон, классификация, строение, функционирование, патоморфология нервных окончаний и синапсов», образцы рисунков, схем, электронограмм и основные гистологические препараты:
1. Нервно-мышечное соединение. Импрегнация нитратом серебра.
2. Кожа пальца человека. Инкапсулированные нервные окончания. Тельце Фатер-Пачинни, тельце Мейснера. Окраска гематоксилином и эозином.
Осуществить их микроскопирование и выполнить необходимые рисунки в альбоме, для чего иметь набор цветных карандашей.
Вопросы и задачи для самоконтроля знаний
Занятие 1
1. Структурно-функциональная характеристика безмиелиновых нервных волокон.
2. Структурно-функциональная характеристика миелиновых нервных волокон.
3. Процесс миелинизации в центральной и периферической нервной системе, функции миелина.
4. Демиелинизация и восстановление миелинового слоя при трансплантации культивированных шванновских клеток.
5. Дегенерация и регенерация нервных волокон.Нерв: строение, его оболочки (эндоневрий, периневрий, эпиневрий). Особенности строения и клиническое значение периневрия.
6. Повреждения нерва.
7. Трансплантация фрагментов нерва.
Занятие 2.
1. Нервные окончания: классификация чувствительных и двигательных окончаний по строению, функции, локализации.
2. Нейро-эпителиальные и нейро-железистые окончания: локализация, строение и функции свободных и чашевидных (несвободных) окончаний в эпителиях.
3. Инкапсулированные нервные окончания в соединительной ткани: локализация, строение и функции осязательных телец Мейснера, телец Фатер-Пачинни, генитальных телец Догеля, телец Руффини, колб Краузе.
4. Нервные окончания нейро-мышечных и нейро-сухожильных веретён: локализация, строение, функции.
5. Нейро-мышечное соединение в поперечнополосатой мышечной ткани: локализация, строение, функция. Ультрамикроскопическое строение синаптического контакта, механизм передачи нервного импульса.
6. Нейро-мышечное соединение в гладкой мышечной ткани: локализация, строение, функция.
7. Патоморфологические изменения нервных окончаний.
8. Межнейрональные синапсы: определение, общая характеристика и классификация.
9. Строение синапса, механизм передачи нервного импульса.
10. Синаптогенез и пластичность.
11. Структурные основы обучаемости и памяти.
12. Патоморфологические изменения межнейрональных синапсов.
V. Учебные материалы
1. Обучающие ситуационные задачи и варианты их решения.
1. У больного на месте перерыва нерва в результате ранения преждевременно возник грубый соединительно-тканный рубец. Как это отразится на процессе регенерации нерва? Пояснить ответ.
Ответ: восстановления нерва не произойдёт, так как соединительная ткань помешает восстановлению тяжа леммоцитов (бюгнеровские ленты), росту и воссоединению центральных отростков осевых цилиндров с периферическими.
2. На одном из препаратов представлено окончание, окруженное соединитель-нотканной капсулой, на другом – капсула отсутствует, ветвление осевого цилиндра сопровождают нейролеммоциты. К каким морфологическим типам относятся эти нервные окончания?
Ответ: первое относится к инкапсулированному, второе к свободному.
3. Леммоцит служит "футляром" для нескольких осевых цилиндров. О каком виде нервного волокна, и о каком виде глии идёт речь?
Ответ: олигодендроглия, точнее шванновские нейролеммоциты для безмиелиновых нервных волокон «кабельного» типа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|