Лекция 3: Классификация ПТ
Лекция 1: Понятия ПТ
Пед. технология в широком смысле – область пед. науки, исследующая вопросы прогнозирования, проектирования, организации, управления и применении технологизированных учебных процессов.
Компетенции - потенциальная способность человека выполнять действие.
ЗУН – дескрипторы компетенции.
Признаки технологизированного уч. процесса:
1) Постоянство компонентов пед. Процесса (Ц, СД, М, Ср – const)
2) Постоянный воспроизводимый результат (Р – const)
3) Предъявление учебного материала на носителях
4) Ф-ции педагога- координация, консультирование, контроль, коррекция.
5) Свободный временной фактор
6) Систематический контроль
7) Диагностика состояния обучаемого по результатам контроля
Пед. технология в узком смысле – система пед. процедур, состоящих из процессуально – методических действий педагога и дидактического инструментария обеспечивающая эффективное протекание учебной деятельности и гарантировать достижения результата.
Процессуально – методические действия педагога:
¾ Формирования мотивации учения;
¾ Организация теоретического обучения;
¾ Организация закрепления материала (практические работы);
¾ Консультирования;
¾ Проведение контроля;
¾ Диагностика и коррекция.
Дидактический инструментарий:
1. Формы обучения – способы организации учебного процесса
a. Классно – урочная (урок)
b. Лекционно- практическая ( Лекция, практические, лабораторные, семинары)
2. Методы обучения – способы взаимодействия педагога и обучаемого с целью достижения пед. результатов. (Ленер, Скаткин. источниковая)
a. Словесные;
b. Наглядные;
c. Практические.
3. Формы организации познавательной деятельности –
a. Фронтальная – все управляются преподавателем
b. Мини группы
c. Индивидуальное
4.Средства обучения – инструмент, при помощи которого реализуется педагогическая деятельность.
Категории средств:
- Учебники, пособия и другие печатные текстовые средства;
- Простые визуальные средства – это оригинальные предметы, модели, картины, таблицы, графики, муляжи, карты;
- Механические визуальные средства – микроскоп, телескоп;
- Аудиальные средства – проигрыватель, магнитофоны, радиоприемники;
- Аудиовизуальные средства – телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры;
- Средства автоматизирующие процесс обучения – тренажеры, лингафоны, оборудование.
4. Формы контроля устные и письменные
5. Методы и средства контроля тестирования – дидактический тест, контрольная работа, выполнения упражнения.
Лекция 2(вроде практика) : Аспекты рассмотрения понятия ПТ
Научный аспект: ПТ- часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержания и методы обучения и проектирующая педагогический процесс.
Процессуально описательный: Цель→Содержание→Методы, средства→Результат Описание (алгоритм процесса) совершенствование целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов.
Процессуально – действенный: Описание технологического (педагогического) процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и педагогических средств.
Лекция 3: Классификация ПТ
ПТ
Информационные
1. Объяснительно иллюстративное обучение;
2. Программиро-ванное обучение;
3. Алгоритмичес-кое обучение;
4. Компьютерное обучение;
5. Медиа- технологическое обучение.
| ПТ развивающего обучения
1. проблемное обучение;
2. дискуссион- ное обучение;
3. исследова- тельское об-ие.
| ПТ сотрудничества
1. ПТ неимета-ционное об-ие
2. ПТ иметаци- оное игрового и неигрового обучения.
| ПТ укрупнение дидактических единиц
1. Модульное
2.интегративное
| Индивидуально дифференциров-ые ПТ
1. ПТ полного усвоения;
2. ПТ личностно ориентированного обучение
| Программированное обучение состоит из многих малых порций знаний, используется принцип наглядности.
Алгоритмичное обучение - формулирование проблемы и нахождение её решения самим обучаемым;
- формулирование и пошаговое выполнение действий для решения проблемы.
- формулирование проблемы, алгоритм её решения и пример подобного решения.
Компьютерное обучение – пошаговое обучение с применением компьютеров.
Проблемные технологии появились в 60х гг., основаны на методе субъект - субъектного взаимодействия. Объект – новое знание. Перед обучаемыми ставится проблемная задача, которая требует рассуждения.
Дискуссионное – обсуждение проблемы.
Исследовательское об-ие – основано на обучении студентов (выявление проблемы, выдвижение гипотез, исследовательская проверка каждой гипотезы с помощью эксперимента, проведение экспериментов, получение результатов, интерпретация результатов).
ПТ сотрудничества – появилось в СССР в 60х гг. Введение контекста проф. деятельности. Применение мозгового штурма, имитационные упражнения, деловые игры по ролям.
Имитационное обучение – имитация условий производства и взаимоотношений специалистов, занятых в нём.
Неигровое – нет ролей, но имитируется содержание труда специалистов.
Игровое – наличие проф. значимых ролей. (разыгрывание ролей, деловая игра, стажировка с выполнением должностной роли.
ПТ укрупнение дидактических единиц – интегративное обучение ( объединение в единое целое). Интеграция в область работы всех предметных знаний.
Интегративное обучение – объединение в единое целое дифференциальных областей знаний.
Индивидуально дифференцированные ПТ – программированное модульное обучение, т.е. предание несколько нового уровня. ПТ полного усвоения. Учёт личностных качеств каждого учащегося.
Принципы ПТ:
1. Системности – представляет систему. Система – когда есть взаимосвязь, строится в логической последовательности, должна соблюдаться иерархия.
2. Стандартизация – ПТ должна соответствовать стандарту.
3. Рациональной организации процесса обучения – не допускает повторения. Каждый обучаемый начинает обучения в соответствии со своим уровнем подгатовки, должен иметь возможность неоднократного доступа к учебному материалу.
4. Целенаправленного управления
5. Индивидуализации обучения
6. Интенсификации обучения – обучение должно быть интенсивно, т.е. обучающийся должен усвоить больше материала, чем в традиционном обучении
7. Эффективности обучения - Эффект должен коррелировать с целью. Правильный отбор методов и содержания.
Функции ПТ:
1. Социально – педагогическая - воспитание обучаемого в том социуме в котором он находится
2. Дидактические – формирование ЗУН
3. Организационно – управленческие
4. Аксиологические – формирование ценностных ориентаций людей.
5. Интенсификационные – интенсивный процесс усвоения материала.
6. Контролирующие – контроль знаний
7. Диагностирующие – выставление результатов на основе контроля. Интерпретация результатов на основе ЗУН.
Характеристики ПТ:
1. Приоритетная дидактическая функция :
- передача информации;
- формирования и развития проф. качеств;
- формирование алгоритмов действий типовых и обобщенных.
2. Вид и способы предъявления учебного материала:
- описание фактов и предписания;
- комплекты ситуаций, задач, управлений;
- модель деятельности.
3. Наличие и характер обратной связи:
- Пошаговая – контроль каждой дидактической единицы;
- цикловая – контроль дидактического цикла;
- прогностическая – инициатор сам обучаемый;
- когнитивная – по мере познания.
4. форма организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- минигруппы
- индивидуальная
5. Характер учебной деятельности:
- репродуктивная
- эвристическая
- имитационно моделирующая
Лекция 4: Структура ПТ
Проект ПТ (Структура)
1. Блок научного обоснования
¾ Анализ литературы по проектируемой ПТ, на базе анализа выявляется:
o Спец. сущность проектируемой ПТ;
o Дидактические возможности;
o Методы на базе которых построена ПТ.
¾ Анализ учебно–программной документации дисциплины:
o В учебном плане выявляется количество часов на дисциплину (аудиторных, на сам. работу);
o Рассматривается распределение часов между лекциями, практическими, лабораторными;
o Определяется для какого комплекса занятий спроектирован курс.
¾ Вывод
2. Блок педагогических характеристик
3. Блок целеполагания – цели в ПТ формулируются на языке наблюдаемых действий (диагностично), они формулируются с использованием таксономии (упорядочения) которое разработал Д.Блум , предусматривает 3 области в которых устанавливаются цели в зависимости от уровня ЗУН.
4. Блок содержания. - Структурирование содержания учебного материала, представленная на носителях информация ( в соответствие со специальной технологией)
5. Организационно технологический блок – расписание занятий, по каждому занятию прописывается материальное обеспечение, организационно пространственная среда, планировка аудиторий и учебных мест. Формирование заявки на материально – техническое обеспичения
6. Блок диагностики и управления
¾ Проектирование контрольно измерительных материалов которые представляют собой: практические задания, контрольные задания, пакеты тестов с ключами и инструкциями, задания для заключительной аттестации;
¾ Определение требований к входному уровню подготовки обучаемых и разработке тестов (заданий) для входного контроля;
¾ Тестирования на сформированность личностных качеств значимых для данной технологии;
¾ Анкетирование (анкеты – опросчики)
¾ Разрабатываются переходные таблицы, матрицы, где указывают соответствие предполагаемых результатов и уровня сформированности ЗУН
¾ В результате определения состояния обучаемого определяется направление коррекции.
7. Методический блок – методика проведения занятий. Разработка методики, этапа каждого занятия (определение типа занятия) – взаимодействие педагога и обучаемого на каждом этапе (ссылка на содержание)
Структура технологизированного процесса обучениям
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|