Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «педагогическая технология»





Современные педагогические технологии

Вопросы:

Понятие «педагогическая технология»

Этапы развития педтехнологий

Отличие технологии от методики

Классификации педтехнологий

Литература:

  1. Педагогические технологии [электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24075 (дата обращения 07.11.2010)
  2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В. С. Кукушина. – М.; Ростов н/Дону, 2006.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2008.
  5. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии: учебное пособие. – М., 2002.
  6. Статья года [электронный ресурс] Журнал «Педагогические технологии» URL: http://ptm.gouzeev.ru/YearsChoise.htm (дата обращения 07.11.2010)

Понятие «педагогическая технология»

Внастоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако термин «технология» появился в Древней Греции и являлся комбинацией 2 слов: «техне» - искусство, ремесло и «логос» - учение, знание.



Первые педагоги-технологи были, по-видимому, в Древнем Египте и Вавилоне. Они первыми столкнулись с повторяемостью операций в педагогическом процессе, выработали отдельные «технологические» приемы.

Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский(1592-1670). Он призывал к тому, чтобы обучение стало таким, что все, чему учат, не могло не иметь результата. Именно им была сформулирована важнейшая идея этой технологии – гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной».

«Для дидактической машины, - писал он, - необходимо отыскать:

1) твердо установленные цели;

2)средства, точно приспособленные для достижения этих целей;

3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».

Описанный модуль «цель – средства – правила их использования – результат» составляет ядро любой технологии.



Коменский стремился также найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме «искусного распределения времени, предметов и методов». Со времен Коменского в педагогике предпринималось немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм.

Технологии могут быть:

- производственными;

- биологическими;

- информационными;

- социальными.

Социальные технологии – те, в которых исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения – одно из его качеств.

Социальные подразделяются на технологии управления и педагогические технологии.

Однако в понимании термина «технология» и его употреблении существуют большие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).



• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Проанализировав существующие походы, Г.К. Селевко выделяет несколько основных позиций в понимании термина «педагогическая технология»:

1) педагогические технологии как средство, то есть как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б.Т. Лихачев, Н.Б. Крылова и др.);

2) педагогические технологии как процесс коммуникации, основанный на определенном алгоритме, системе взаимодействия участников образовательного процесса / близко к пониманию технологии как искусства, мастерства преподавания (В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, В.М. Монахов и др.);

3) педагогическая технология как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук / ориентирует на управление образовательным процессом и требует гарантированности результатов (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев и др.)

4) педагогические технологии как многомерный процесс, построенный на научной основе. В рамках этого подхода рассмотрим особо точку зрения М.В.Кларина. Технология – это ориентированная на решение конкретной педагогической задачи системная совокупность трех компонентов: а) личностного (совокупность требований к профессиональной подготовке педагога), б) инструментального (системная совокупность приемов управления взаимодействием, деятельностью и состояниями), в) методологического (совокупность идей и принципов).

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.

Г.К. Селевко основывается ни определении М.В. Кларина, когда выдвигает такую структуру педагогической технологии:

1) научный: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельныхчастей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Основными критериями технологичности, по мнению Г.К. Селевко, являются следующие:

Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.