|
Терция - мажор или минор?
Тоника - великая сила
Октава - двойной удар
Квинта - уже немало
Малая септима will rock you!
Терция - мажор или минор?
Попрошу учесть
Тоника - великая сила
Тоника - это все (ну, почти все) для бас-гитариста: отправной пункт, финальная точка, фундамент всей композиции, круговорот "вещей" в природе (в музыке конечно) и даже смысл жизни, если хотите. Вы можете играть как угодно плохо (с точки зрения некоторых), но в тонику Вы попасть обязаны. Встречаются басовые партии, состоящие исключительно из одних тоник (если не верите, послушайте "Thirty Three" Smashing Pumpkins). И звучит неплохо. Главное - насколько это "в тему". Возьмем, к примеру, AC/DC, Slayer, Smashing Pumpkins, Oasis. Я не вижу у них ничего общего, кроме двух моментов: они всемирно популярны, и партии баса у них основаны преимущественно на тонике. Все дело не в том, что играть, а как и когда. Ровные восьмые хороши под простой бит в хард-роке, галопирующие шестнадцатые - в скоростном "трешовом" double-beat'е, синкопы на шестнадцатые доли - в модных "ломаных" ритмах. Самый простой способ - играть тонику вместе с "бочкой". Например, вот такой простой ритм:
Пример 1.mid
Добавим бас-гитару:
Пример 2.mid
По-моему, "качает". В этом примере у баса много свободного пространства. Если оно плотно заполняется другими голосами, например, ритм-гитарой, то можно оставить все в таком духе. Если же, например, гитара играет соло в верхнем регистре, то в нижнем получаются "дыры", которые Вы можете заполнить бесчисленным множеством ритмических рисунков - здесь все решает Ваша фантазия. Ну, скажем:
Пример 3.mid
При этом не забывайте акцентировать те доли, которые подчеркивают "бочку". А можете попробовать наоборот, играть не с барабанами, а как бы между ними. Плотность звучания будет зависеть: а) от ровности исполнения, б) от "артикуляции" (В языкознании - работа органов речи при произнесении звука (толк. словарь Ожегова). Здесь имеется в виду работа пальцев при звукоизвлечении), но никак не от количества сыгранных нот.
Октава - двойной удар
Октава - это та же тоника, взятая выше или ниже. С другой стороны, это все-таки уже другая по высоте нота, и теперь в одной позиции у Вас есть целых две ноты:
Воспользуйтесь этим, и смело чередуйте их. Хороший способ такой: берете любые ноты для барабанщиков, партию "бочки" играете тоникой (как в Примере 2), а "рабочего" - выше через октаву. Таким образом, у Вас в голове отложится множество ритмов в различных стилях, и потом, даже встретив что-то новое, оно скорее покажется Вам вариацией на уже знакомую тему. Вот хороший пример такого подхода к ритму в стиле new wave:
Пример 4.mid
Квинта - уже немало
Идем дальше. Так как музыка - это не только ритм, одной тоники нам явно будет мало. Квинта - это еще две ноты, рассматриваемые нами в позиции:
Это аппликатура, для тоники, взятой на струне Е, а вот для тоники на струне А. Кроме того, квинта является ступенью различных аккордов и входит в состав арпеджио. Но самое замечательное то, что квинта одна и та же и в мажорных и в минорных аккордах. Поэтому, играя тонику с квинтой, можно особенно не беспокоится по поводу того, что играет гитарист, они ложатся на любой из его аккордов, за исключением, пожалуй, уменьшенных и полууменьшенных. А, кстати, Ваш гитарист знает, что это такое? :-)
Пример 5.mid
Малая септима will rock you!
Малая септима используется многими басистами не реже, чем тоника. Она является главной ступенью при обыгрывании как минорных, так и мажорных септаккордов и их надстроек (т. е. получается, что и в Аm7, и в А7 септима - малая (это нота G). Есть еще большой мажорный септаккорд в котором септима большая, так в Аmaj7 это будет нота G#, но сейчас речь идет не об этом). Так что, если гитарист играет X, Xm, X7, Xm7, X9, Xm9, X11, Xm11, X13, Xm13 смело чередуйте тонику с малой септимой - получите истинное роковое звучание (NB:хочу сразу отметить, что аккорды с 9, 11 и 13 ступенями, и даже их альтерированные варианты служат, прежде всего, для солистов, если же Вы играете аккомпанемент на бас-гитаре, то обычно не идете дальше 7 ступени, что бы там ни было). Думаю, Вы уже поняли, как это выглядит на грифе:
Я выделил одну простую аппликатурную модель, которую легко запомнить до автоматизма, и на ее основе можно создать огромное количество замечательных партий:
B7 - 8(1)
Пример 6.mid
- фрагмент из "Black Magic Woman" P. Green
Пример 7.mid
- забойнейший рифф в "Whole Lotta Love" Led Zeppelin сделан по тому же принципу.
А вот одни из самых мною любимых примеров, где, в общем-то, нет ничего кроме тоники, малой септимы и 100% рока:
Пример 8.mid
- это ход а-ля "Forkboy" группы Lard.
Пример 9.mid
- а это основной рифф из "Warped" Red Hot Chili Peppers
Терция - мажор или минор?
Вот теперь придется задуматься над тем, что же все-таки играет гитарист, а может даже выписать его аккорды себе на листочек, чтобы затем разобрать, из каких нот они состоят (то, что называется арпеджио). Итак, поехали…
Трезвучия.
X (1 - 3 - 5)
Xm (1 - b3 - 5)
Септаккорды.
Xmaj7 (1 - 3 - 5 - 7)
X7 (1 - 3 - 5 - b7)
Xm7 (1 - b3 -5 - b7)
На этом я пока остановлюсь. Думаю, что принцип ясен, а остальное уже детали. Если Вам встретится какой-то навороченный аккорд, ну, скажем - C6sus2 или Аm13#9 - откройте хрестоматию и распишите его ступени так же, как это сделано выше. Теперь послушайте, какой ритм играет барабанщик и, перебирая ноты аккорда, постарайтесь придумать на него какой-нибудь классный ход. Самое главное - это хорошо подумать и решить, какой должна быть Ваша партия. Нужно ли впихивать в нее все то, что, в принципе, можно впихнуть? Вот, что, например, S. R. Vaughan и T. Shannon решили сыграть на аккорд Е7 в песне "Crossfire":
Пример 10.mid
- это чистый драйв.
Обычно композиции состоят более чем из одного аккорда, поэтому для тренировки берите любые аккордовые последовательности и пытайтесь подбирать для них связанные партии в разнообразных ритмах и стилях, опять-таки используя арпеджио в различных позициях. Возьмем последовательность Cmaj7 - A7 - Dm7 - G7 и обыграем ее в роковом ключе:
Пример 11.mid
Попрошу учесть
Нами остались не охвачены вторая, четвертая и шестая ступени гаммы. Но речь пойдет скорее не о гаммах, а о пентатонике. Пентатоника лишена полутоновых интервалов, поэтому ее достаточно легко петь, даже не имея к этому каких-либо способностей. Благодаря этому, как мне думается, на ней основывается этническая музыка многих народностей, в том числе и русская народная, и, уж конечно, кантри и негритянская народная песня, т. е. блюз. Из этого сплава и отливалось то, что мы называем - "рок".
Как известно, пентатоника бывает мажорной:
1 - 2 - 3 - 5 - 6 - 8
и минорной:
B3 - 4 - 5 - b7 - 8
Советую разучить пентатонику во всех позициях (их всего 5), чтобы играть ее от любой ноты в любом месте грифа.
Семейство мажорных аккордов: X (1 3 5), Xmaj7 (1 3 5 7), X7 (1 3 5 b7) можно обыгрывать Х - мажорной пентатоникой (1 2 3 5 6 8), Х - минорной пентатоникой (1 b3 4 5 b7 8) или параллельной минорной пентатоникой (например, для Е7 это будет G - минорная пентатоника).
Семейство минорных аккордов: Xm (1 b3 5), Xm7 (1 b3 5 b7) можно обыгрывать Х - минорной пентатоникой (1 b3 4 5 b7 8) или параллельной мажорной пентатоникой (для Fm7 это будет D - мажорная пентатоника).
В общем-то, все приведенные ранее примеры не выходят за рамки пентатоники. Кроме того, существует еще, так называемая, блюзовая гамма:
B3 - 3 - 4 - b5 - 5 - b7 - 8
Ею можно обыгрывать вообще любые аккорды, так как в ней есть и большая и малая терции.
Пример 12.mid
- "Couldn't Stand The Weather" S. R. Vaughan & Double Trouble
Кроме чередования большой и малой терции, чистой и уменьшенной квинты, можно еще менять большую и малую септимы с добавлением сексты. Получается что-то вроде альтерированной блюзовой гаммы:
B3 - 3 - 4 - b5 - 5 - 6 - b7 - 7 - 8
Все это дает настоящее блюзовое звучание и широко используется в ритм-энд-блюзе и блюз-роке.
Пример 13.mid
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующее заключение: при встречи с новым материалом или при работе над партией баса для Вашей композиции, хорошо бы знать, как к этому подступиться, и что дальше с этим делать. Каждый музыкант имеет на этот счет свое мнение. Для себя я выработал некоторый алгоритм действий:
- определить основную тонику в аккордовой последовательности и запомнить все аккорды;
- разобраться с основным ритмом, представить примерный ритмический рисунок будущей партии;
- разобрать то, что поет вокалист (т.е. основная мелодия) и играет гитарист (клавишник, трубач, саксофонист, семплер и т. д.);
- прислушаться к тому, как все звучит вместе, какие эмоции возникают, проникнуться духом композиции;
- исходя из первых четырех пунктов, представить, какую партию хотелось бы сыграть именно в этой композиции, напеть или набубнить ее;
- попытаться подобрать ее на бас гитаре, хотя бы приблизительно;
В дальнейшей работе уже подключаются опыт и имеющиеся технические навыки, которые, понятно, у каждого свои. Идет внешняя отделка: расставляются акценты, навешиваются украшения, придумываются эффектные трюки, придается всяческое разнообразие (помня о том, что все это хорошо в нужном месте и в нужное время). Не всегда первый результат бывает окончательным. Часто позже приходят идеи получше. Поэтому всегда надо пробовать разное и экспериментировать.
Другое дело, та ситуация "real audio", которая описывалась в самом начале. В этом случае нет времени на долгие размышления, нужно действовать. Например, вот так:
- начинайте игру с целых тоник или "стомповых" нот в зависимости от ритма (ну, это типа, как в Примере 2) - это даст Вам отсрочку, чтобы понять, что к чему;
- после одного - двух сыгранных квадратов, когда Вы уже запомнили тоники аккордов, уловили ритмические рисунки барабанов и гитары, прочувствовали композицию, начинайте добавлять короткие проходы-связки между аккордами (по хроматизмам или пентатонике);
- поэкспериментируйте с ритмическими рисунками;
- вспомните какие-либо партии, снятые Вами ранее (если, конечно, есть, что вспоминать), которые могли бы быть адоптированны для этой конкретной ситуации;
- освоившись совсем, рискните на импровизацию (собственно, Вы этим уже занимаетесь), вставьте какой-нибудь эффектный пассаж, разученный дома (например, слеп);
- даже если начало было не очень, постарайтесь закончить красиво;
На этом и я пока прервусь. До встречи. Желаю удачи и веселья.
Анекдот:
Начинающий гитарист записывает на студии соло. Очень старается, но ничего не выходит. С каждой попыткой делает все больше ошибок. Притомившийся звукорежиссер говорит ему: - Слушай, ты хроматическую гамму сыграть можешь? Тот растерянно: - Могу. - Тогда сыграй, а я потом сам нарежу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|