Сделай Сам Свою Работу на 5

Терция - мажор или минор?





Тоника - великая сила

Октава - двойной удар

Квинта - уже немало

Малая септима will rock you!

Терция - мажор или минор?

Попрошу учесть

Тоника - великая сила

Тоника - это все (ну, почти все) для бас-гитариста: отправной пункт, финальная точка, фундамент всей композиции, круговорот "вещей" в природе (в музыке конечно) и даже смысл жизни, если хотите. Вы можете играть как угодно плохо (с точки зрения некоторых), но в тонику Вы попасть обязаны. Встречаются басовые партии, состоящие исключительно из одних тоник (если не верите, послушайте "Thirty Three" Smashing Pumpkins). И звучит неплохо. Главное - насколько это "в тему". Возьмем, к примеру, AC/DC, Slayer, Smashing Pumpkins, Oasis. Я не вижу у них ничего общего, кроме двух моментов: они всемирно популярны, и партии баса у них основаны преимущественно на тонике. Все дело не в том, что играть, а как и когда. Ровные восьмые хороши под простой бит в хард-роке, галопирующие шестнадцатые - в скоростном "трешовом" double-beat'е, синкопы на шестнадцатые доли - в модных "ломаных" ритмах. Самый простой способ - играть тонику вместе с "бочкой". Например, вот такой простой ритм:



Пример 1.mid

Добавим бас-гитару:

Пример 2.mid

По-моему, "качает". В этом примере у баса много свободного пространства. Если оно плотно заполняется другими голосами, например, ритм-гитарой, то можно оставить все в таком духе. Если же, например, гитара играет соло в верхнем регистре, то в нижнем получаются "дыры", которые Вы можете заполнить бесчисленным множеством ритмических рисунков - здесь все решает Ваша фантазия. Ну, скажем:

Пример 3.mid

При этом не забывайте акцентировать те доли, которые подчеркивают "бочку". А можете попробовать наоборот, играть не с барабанами, а как бы между ними. Плотность звучания будет зависеть: а) от ровности исполнения, б) от "артикуляции" (В языкознании - работа органов речи при произнесении звука (толк. словарь Ожегова). Здесь имеется в виду работа пальцев при звукоизвлечении), но никак не от количества сыгранных нот.

Октава - двойной удар

Октава - это та же тоника, взятая выше или ниже. С другой стороны, это все-таки уже другая по высоте нота, и теперь в одной позиции у Вас есть целых две ноты:



Воспользуйтесь этим, и смело чередуйте их. Хороший способ такой: берете любые ноты для барабанщиков, партию "бочки" играете тоникой (как в Примере 2), а "рабочего" - выше через октаву. Таким образом, у Вас в голове отложится множество ритмов в различных стилях, и потом, даже встретив что-то новое, оно скорее покажется Вам вариацией на уже знакомую тему. Вот хороший пример такого подхода к ритму в стиле new wave:

Пример 4.mid

Квинта - уже немало

Идем дальше. Так как музыка - это не только ритм, одной тоники нам явно будет мало. Квинта - это еще две ноты, рассматриваемые нами в позиции:

Это аппликатура, для тоники, взятой на струне Е, а вот

для тоники на струне А. Кроме того, квинта является ступенью различных аккордов и входит в состав арпеджио. Но самое замечательное то, что квинта одна и та же и в мажорных и в минорных аккордах. Поэтому, играя тонику с квинтой, можно особенно не беспокоится по поводу того, что играет гитарист, они ложатся на любой из его аккордов, за исключением, пожалуй, уменьшенных и полууменьшенных. А, кстати, Ваш гитарист знает, что это такое? :-)

Пример 5.mid

Малая септима will rock you!

Малая септима используется многими басистами не реже, чем тоника. Она является главной ступенью при обыгрывании как минорных, так и мажорных септаккордов и их надстроек (т. е. получается, что и в Аm7, и в А7 септима - малая (это нота G). Есть еще большой мажорный септаккорд в котором септима большая, так в Аmaj7 это будет нота G#, но сейчас речь идет не об этом). Так что, если гитарист играет X, Xm, X7, Xm7, X9, Xm9, X11, Xm11, X13, Xm13 смело чередуйте тонику с малой септимой - получите истинное роковое звучание (NB:хочу сразу отметить, что аккорды с 9, 11 и 13 ступенями, и даже их альтерированные варианты служат, прежде всего, для солистов, если же Вы играете аккомпанемент на бас-гитаре, то обычно не идете дальше 7 ступени, что бы там ни было). Думаю, Вы уже поняли, как это выглядит на грифе:



Я выделил одну простую аппликатурную модель, которую легко запомнить до автоматизма, и на ее основе можно создать огромное количество замечательных партий:

B7 - 8(1)

Пример 6.mid


- фрагмент из "Black Magic Woman" P. Green

Пример 7.mid


- забойнейший рифф в "Whole Lotta Love" Led Zeppelin сделан по тому же принципу.

А вот одни из самых мною любимых примеров, где, в общем-то, нет ничего кроме тоники, малой септимы и 100% рока:

Пример 8.mid


- это ход а-ля "Forkboy" группы Lard.

Пример 9.mid


- а это основной рифф из "Warped" Red Hot Chili Peppers

Терция - мажор или минор?

Вот теперь придется задуматься над тем, что же все-таки играет гитарист, а может даже выписать его аккорды себе на листочек, чтобы затем разобрать, из каких нот они состоят (то, что называется арпеджио). Итак, поехали…

Трезвучия.

X (1 - 3 - 5)

Xm (1 - b3 - 5)

Септаккорды.

Xmaj7 (1 - 3 - 5 - 7)

X7 (1 - 3 - 5 - b7)

Xm7 (1 - b3 -5 - b7)

На этом я пока остановлюсь. Думаю, что принцип ясен, а остальное уже детали. Если Вам встретится какой-то навороченный аккорд, ну, скажем - C6sus2 или Аm13#9 - откройте хрестоматию и распишите его ступени так же, как это сделано выше. Теперь послушайте, какой ритм играет барабанщик и, перебирая ноты аккорда, постарайтесь придумать на него какой-нибудь классный ход. Самое главное - это хорошо подумать и решить, какой должна быть Ваша партия. Нужно ли впихивать в нее все то, что, в принципе, можно впихнуть? Вот, что, например, S. R. Vaughan и T. Shannon решили сыграть на аккорд Е7 в песне "Crossfire":

Пример 10.mid


- это чистый драйв.

Обычно композиции состоят более чем из одного аккорда, поэтому для тренировки берите любые аккордовые последовательности и пытайтесь подбирать для них связанные партии в разнообразных ритмах и стилях, опять-таки используя арпеджио в различных позициях. Возьмем последовательность Cmaj7 - A7 - Dm7 - G7 и обыграем ее в роковом ключе:

Пример 11.mid

Попрошу учесть

Нами остались не охвачены вторая, четвертая и шестая ступени гаммы. Но речь пойдет скорее не о гаммах, а о пентатонике. Пентатоника лишена полутоновых интервалов, поэтому ее достаточно легко петь, даже не имея к этому каких-либо способностей. Благодаря этому, как мне думается, на ней основывается этническая музыка многих народностей, в том числе и русская народная, и, уж конечно, кантри и негритянская народная песня, т. е. блюз. Из этого сплава и отливалось то, что мы называем - "рок".

Как известно, пентатоника бывает мажорной:

1 - 2 - 3 - 5 - 6 - 8


и минорной:

B3 - 4 - 5 - b7 - 8

Советую разучить пентатонику во всех позициях (их всего 5), чтобы играть ее от любой ноты в любом месте грифа.

Семейство мажорных аккордов: X (1 3 5), Xmaj7 (1 3 5 7), X7 (1 3 5 b7) можно обыгрывать Х - мажорной пентатоникой (1 2 3 5 6 8), Х - минорной пентатоникой (1 b3 4 5 b7 8) или параллельной минорной пентатоникой (например, для Е7 это будет G - минорная пентатоника).

Семейство минорных аккордов: Xm (1 b3 5), Xm7 (1 b3 5 b7) можно обыгрывать Х - минорной пентатоникой (1 b3 4 5 b7 8) или параллельной мажорной пентатоникой (для Fm7 это будет D - мажорная пентатоника).

В общем-то, все приведенные ранее примеры не выходят за рамки пентатоники. Кроме того, существует еще, так называемая, блюзовая гамма:

B3 - 3 - 4 - b5 - 5 - b7 - 8

Ею можно обыгрывать вообще любые аккорды, так как в ней есть и большая и малая терции.

Пример 12.mid


- "Couldn't Stand The Weather" S. R. Vaughan & Double Trouble

Кроме чередования большой и малой терции, чистой и уменьшенной квинты, можно еще менять большую и малую септимы с добавлением сексты. Получается что-то вроде альтерированной блюзовой гаммы:

B3 - 3 - 4 - b5 - 5 - 6 - b7 - 7 - 8

Все это дает настоящее блюзовое звучание и широко используется в ритм-энд-блюзе и блюз-роке.

Пример 13.mid

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующее заключение: при встречи с новым материалом или при работе над партией баса для Вашей композиции, хорошо бы знать, как к этому подступиться, и что дальше с этим делать. Каждый музыкант имеет на этот счет свое мнение. Для себя я выработал некоторый алгоритм действий:

  • определить основную тонику в аккордовой последовательности и запомнить все аккорды;
  • разобраться с основным ритмом, представить примерный ритмический рисунок будущей партии;
  • разобрать то, что поет вокалист (т.е. основная мелодия) и играет гитарист (клавишник, трубач, саксофонист, семплер и т. д.);
  • прислушаться к тому, как все звучит вместе, какие эмоции возникают, проникнуться духом композиции;
  • исходя из первых четырех пунктов, представить, какую партию хотелось бы сыграть именно в этой композиции, напеть или набубнить ее;
  • попытаться подобрать ее на бас гитаре, хотя бы приблизительно;

В дальнейшей работе уже подключаются опыт и имеющиеся технические навыки, которые, понятно, у каждого свои. Идет внешняя отделка: расставляются акценты, навешиваются украшения, придумываются эффектные трюки, придается всяческое разнообразие (помня о том, что все это хорошо в нужном месте и в нужное время). Не всегда первый результат бывает окончательным. Часто позже приходят идеи получше. Поэтому всегда надо пробовать разное и экспериментировать.

Другое дело, та ситуация "real audio", которая описывалась в самом начале. В этом случае нет времени на долгие размышления, нужно действовать. Например, вот так:

  • начинайте игру с целых тоник или "стомповых" нот в зависимости от ритма (ну, это типа, как в Примере 2) - это даст Вам отсрочку, чтобы понять, что к чему;
  • после одного - двух сыгранных квадратов, когда Вы уже запомнили тоники аккордов, уловили ритмические рисунки барабанов и гитары, прочувствовали композицию, начинайте добавлять короткие проходы-связки между аккордами (по хроматизмам или пентатонике);
  • поэкспериментируйте с ритмическими рисунками;
  • вспомните какие-либо партии, снятые Вами ранее (если, конечно, есть, что вспоминать), которые могли бы быть адоптированны для этой конкретной ситуации;
  • освоившись совсем, рискните на импровизацию (собственно, Вы этим уже занимаетесь), вставьте какой-нибудь эффектный пассаж, разученный дома (например, слеп);
  • даже если начало было не очень, постарайтесь закончить красиво;

На этом и я пока прервусь. До встречи. Желаю удачи и веселья.

Анекдот:

Начинающий гитарист записывает на студии соло. Очень старается, но ничего не выходит. С каждой попыткой делает все больше ошибок. Притомившийся звукорежиссер говорит ему:
- Слушай, ты хроматическую гамму сыграть можешь?
Тот растерянно:
- Могу.
- Тогда сыграй, а я потом сам нарежу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.