Сатирическая эпопея М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
I. История создания сатиры, жанровое своеобразие. Проблемы и поэтика (гротесковая природа книги). Понятие о гротеске.
II. Гротеск в художественной структуре книги и его образно-смысловые уровни.
1. Гротесковость авторской позиции (автор и глуповские архивариусы).
2. Гротесковый хронотоп (гротесковое время, гротесковое художественное пространство).
3. Гротесковые фигуры градоначальников.
4. Гротесковый образ глуповцев.
5. Гротесковые события.
III. Трагическое в сатире Щедрина. Споры о символико-философском смысле финала в литературоведении ХХ века. Ваше понимание финала сатиры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города (любое издание).
2. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры. – М.: Современник, 1976, с. 99-114.
3. Николаев Д. «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.// В кн.: Три шедевра русской классики. – М.: Худож. лит., 1971.
4. Дмитренко С.Ф. Щедрин: Незнакомый мир знакомых книг. – М.: МГУ, 1998, серия «Перечитывая классику», с.20-36.
5. Николаев Д. Салтыков-Щедрин и реалистический гротеск. – М.: Худож.лит., 1977, гл.5-7.
Вопросы по сатирическим произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина
«История одного города» и «Господа Головлевы»
(для письменной работы)
I. Изображение глуповских градоначальников и глуповцев, гротесковые события в главах «Истории…», «Голодный город», «Соломенный город», «Фантастический путешественник», «Войны за просвещение», «Эпоха увольнения от войн» и др.
II. 1) Каким показан Порфирий Головлев и др. члены семьи в главе «Семейный суд»?
2) Как возникает сатирическое звучание в пейзажных картинах в главе «По родственному»? Выделите основные эпизоды в этой главе, подготовьте их анализ, обращая внимание на особенности сатирического психологизма в изображении Иудушки. Тема «умертвий» в романе.
III. Какие стороны натуры Порфирия Головлева предельно обнажены в главе «Выморочный»? Какими приемами сатирической типизации пользуется автор? Почему глава «Выморочный» – кульминационная глава в романе.
IV. Пробуждение «одичалой совести» в Иудушке (гл. «Расчет»). Психологическая закономерность финала романа.
Семинарские занятия по теме:
«Человек в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»:
Диалектика исторической и частной жизни, духовный и нравственный опыт».
I. «Лучшие минуты» в жизни князя Андрея Болконского.
1. Герой в экспозиционных главах эпопеи. Почему князь Андрей принимает участие в войне 1805-1807 годов?
2. Шенграбенское сражение, его исторический смысл и цели. Первые впечатления от войны и первые духовные итоги Болконского.
3. Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице? Исторический смысл и цели Шенграбенского и Аустерлицкого сражений. Влияние исторического события на нравственный мир человека. Князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения и на Проценских высотах. Небо Аустерлица и духовные итоги.
4. Почему смерть жены становится моментом переоценки жизненных ценностей для героя?
5. Разговор князя Андрея и Пьера на пароме, философские и нравственные проблемы, герои о смысле человеческой жизни.
6. Встреча князя Андрея с Наташей – одна из лучших минут жизни.
II. Любовь как нравственно-философская категория в эпопее «Война и мир».
1. История взаимоотношений князя Андрея и Наташи (первый бал Наташи и другие эпизоды). Как князь Андрей определяет свое отношение к Наташе? Какой показана героиня после отъезда князя за границу (охота у дядюшки, Святки в Отрадном, Наташа в доме Болконских)? Почему Наташа увлеклась Курагиным? Почему князь Андрей не прощает любимую девушку?
2. Поиски и обретения любви Пьером Безуховым . Пьер в омуте великосветской жизни. (Встреча с Элен, дуэль с Долоховым, уход из дома). Увлечение масонством и разочарования. Пьер – посредник в личных делах князя Андрея и Наташи. Финал П тома эпопеи. Звездное небо и диалектика души Пьера.
III. Герои эпопеи в эпоху Отечественной войны 1812 года.
1. События отечественной войны в восприятии князя Андрея, его причастность к исторической жизни нации.
2. Бородинское сражение в судьбе Болконского (философский спор с Пьером в ночь перед сражением; смертельное ранение).
3. Князь Болконский на пороге жизни и смерти, духовные итоги, постижение таких категорий, как «любовь Божеская» и «любовь человеческая».
4. Кампания 1812 года и человеческая судьба Пьера Безухова. Бородинское сражение (Пьер накануне сражения; два образа батареи Раевского; дорога на Можайск и обретение Неба). Плен (образ Москвы; трагедия расстрела; встреча с Платоном Коротаевым и его смерть; духовное созерцание Неба перед освобождением из плена)
5. Пьер и Наташа.
6. Семья Безуховых в эпилоге эпопеи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Толстой Л.Н. «Война и мир» (любое издание).
2. Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». – М., 1987 (другие издания).
3. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». – Л., 1977, с.125, 131-144, 148-170, 220-224, 249-255, 276-282, 390-398 и др.
4. Маймин Е.А. Лев Толстой. – М., 1978, с.95-106, 84-88.
5. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – М., 1975, гл.3, с.124-145.
6. Камянов В. Поэтический мир эпоса: О романе Л.Толстого «Война и мир». – М., 1978, с.90-109.
7. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. – М., 1988.
Практическое занятие
Жанр новеллы в творчестве А.П.Чехова («Черный монах», «Дом с мезонином»)
Проблема смысла жизни в новеллах Чехова.
Образы-характеры, образы-символы, символические художественные детали.
«Черный монах»
| «Дом с мезонином»
| 1.
| Мир жизни Песоцких. Жизненные идеалы и цели Егора Семеныча. Судьба Тани. Что достойно уважения, сочувствия, отрицания?
| 1.
| Мир жизни семьи Волчаниновых. Нравственный смысл образов Лидии Волчаниновой и Жени, их человеческие судьбы. В чем правота и заблуждения Лидии?
| 2.
| Образ Андрея Коврина. Кто он – гений или один из многих обыкновенных людей? Что общего между Песоцким и Ковриным? В чем разница их жизненных позиций?
| 2.
| Жизненная позиция художника, его человеческие идеалы. Кто прав в споре о смысле жизни, Лидия или художник?
| 3.
| История любви, семейной жизни Тани и Андрея Коврина. Почему они не смогли быть рядом друг с другом? Прощальное письмо Тани. Почему умирающий Коврин вспоминает роскошный сад и Таню?
| 3.
| Образ первой и единственной любви в новелле.
| 4.
| Смысл заглавия. Образ черного монаха, его интерпретация в современном литературоведении.
| 4.
| Смысл заглавия.
|
ЛИТЕРАТУРА:
1. Чехов А.П. Черный монах. Дом с мезонином.
2. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979, с. 226-238. («Дом с мезонином»).
3. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. – М.: Изд-во Московск. университета, 1995, с.64-77 («Черный монах»)
4. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987, с.100-116 («Черный монах»), с. 117-129 («Дом с мезонином»).
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
5. Егоров Б.Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином»// В творческой лаборатории Чехова. – М., 1979, с.253-260.
6. Рев М. Специфика новеллистического искусства А.П.Чехова («Черный монах») // Проблемы поэтики русского реализма XIX в. – Л., 1984, с.213-227.
Практические занятия:
НОВАТОРСТВО А. П. ЧЕХОВА-ДРАМАТУРГА.
I. Традиции и новаторство в драматургии А.П.Чехова.
- Чехов и традиции русской драматургии.
- Новаторские черты драматургии Чехова: природа драматического конфликта, структура сюжета в пьесах Чехова, подтекст, поэтика, проблема жанра в драматургии Чехова.
II. Пьесы А.П.Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Проблемы, образы, сущность драматического конфликта.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Чехов А.П. Пьесы.
2. Бердников Г.П. А.П.Чехов: Идейные и творческие искания. – Л., Худ. лит., 1970, гл.27, с.551-580 (1 вопрос).
3. Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии А.П.Чехова. – М., Искусство, 1981, гл. 10, с.260-287 (2 вопрос), гл.12, с.303-337 (1 вопрос).
4. Семанова М.Л. Чехов-художник. – М., Просвещение, 1976, гл.9, с. 186-223 (1 и 2 вопросы).
5. Паперный З. «Вопреки всем правилам …»: пьесы и водевили Чехова. – М.: Искусство, 1982.
Е занятие.
1. Проблематика и образы в пьесах А.П.Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», их жанровое своеобразие.
При анализе пьес опирайтесь на теоретические выводы о новаторстве Чехова-драматурга, найдите в тексте пьесы пример особой чеховской поэтики драмы («диалог вне партнера»; подтекст в его психологической функции, как второй план речи персонажей; подтекст как форму выражения авторской позиции, авторских оценок, авторской концепции жизни, примеры реалистической символики).
2. Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад»:
1) Найти в тексте пьесы «диалог вне партнера», объяснить эстетические принципы этой структуры, смысловые функции.
2) Роль пауз, лейтмотивные слова, смысловые сцепления реплик персонажей, содержательные функции авторских ремарок. Материал для анализа: начало 1 д., разговор Лопахина и Дуняши, начало 2 д., монолог Шарлотты и последующие реплики героев.
Занятие.
3) Анализ авторских ремарок, открывающих 1 и 2 д. Пьесы: главные образы? Их смысл? Лирико-философский подтекст?
4) Доказать, что тема России, ее исторической и духовной судьбы - центральная тема 2 д. пьесы. Композиция 2 д., исповедальные монологи героев, отдельные реплики, связанные с проблемой – историческое, национальное и частные человеческие судьбы.
III. «Вишневый сад» на советской сцене в 70-80-е годы. Проблема жанра пьесы в различных режиссерских трактовках. Новые сценические версии характеров чеховских героев. Обратить особое внимание на спектакли 70-х годов (Московский театр «Современник», Московский театр на Таганке), на спектакли начала 80-х годов (Малый театр, Московский театр сатиры).
Какие авторские работы, на ваш взгляд, особенно интересны?
ЛИТЕРАТУРА:
1. А.П.Чехов. Пьесы.
2. Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии А.П.Чехова. – М.: Искусство, 1981, гл. 10, с.260-287.
3. Семанова М.Л. Чехов – художник. – М: Просвещение, 1976, гл.9, с.186-223.
4. Паперный З. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили Чехова. – М.: Искусство, 1982.
5. Полоцкая Э.А. «Вишневый сад»: жизнь во времени. – В кн.: Литературные произведения в движении эпох. М., Наука, 1979, с.268-287.
6. Смелянский А. Наши собеседники: Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов. – М.: Искусство, 1981, с.289-306.
7. Холодов Г. «Вишневый сад»: Между прошлым и будущим. // Театр. – 1985. – № 1.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Дж.Стрелер. Театр для людей. // Театр. – 1982. – № 5. – С.113.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Х1Х ВЕКА (70-90-е годы).
1. Россия в 70- е годы Х1Х века: идейно-философские искания русских писателей, поэзия, проза, драматургия, журналистика.
2. Образ современной русской жизни в творчестве Островского 70-90-х годов. Жанровое своеобразие пьес: картины, комедии, драмы. Анализ двух-трех комедий по выбору студента.
3. Тема женской судьбы в творчестве Островского 70-80-х годов. Драма «Бесприданница», философская сказка «Снегурочка» и другие пьесы.
4. Творчество Н.С.Лескова в 60-е годы. Русская новелла «Леди Макбет Мценского уезда», проблема русского национального характера.
5. Цикл Н.С.Лескова, «Праведники». Проблема русского национального характера, тема русской души в сказе «Очарованный странник».
6. Творчество Н.С.Лескова в 70-80-е годы. Повесть «Запечатленный ангел» и другие произведения писателя (по выбору студента).
7. Творчество Ф.М.Достоевского в 40-е годы. Роман «Бедные люди», жанровые особенности, проблематика. Образ Макара Девушкина в системе образов романа. В.Г.Белинский о романе. Повесть «Белые ночи».
8. Творчество Ф.М.Достоевского во второй половине 50-х годов первой половине 60-х гг. Почвеннические мотивы в книге Достоевского «Записки из мертвого дома». Изображение русской каторги, образ рассказчика, народные характеры и типы.
9. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Творческая история, жанр, проблемы. Мотивы преступления Раскольникова, его теория.
10. Бунт Раскольникова и его результаты. Путь Раскольникова к правде Сони. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в современном литературоведении; споры о Свидригайлове, Порфирии Петровиче, концепция образа Сони.
11. «Великое пятикнижие» Ф.М.Достоевского. Проблемы, образы, поэтика. Обзор романного цикла.
12. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот». Нравственно-философские проблемы, образ современности и евангельские мотивы. Судьба положительного прекрасного человека, образ князя Мышкина в системе образов романа.
13. Роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» как итог творчества писателя. Проблематика, система образов, философский и религиозно- нравственный пафос.
14. Творчество Г.И.Успенского. «Нравы растеряевой улицы». Проблематика, жанровое своеобразие, центральные образы.
15. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 40-60-е гг. «История одного города», проблематика, особенности жанра, своеобразие сатиры, гротесковая природа книги. Истолкование финала в современном литературоведении.
16. Творчество М.Е.Салтыкова–Щедрина в 70-е годов. «Господа Головлевы». Идея общественного романа. Проблема исторического и вечного. Образ Иудушки Головлева.
17. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 80-е годы . Цикл «Сказки», поэтика, образы, мотивы. (проанализировать несколько сказок).
18. Историческая и культурная судьба России в 80-90 гг. Х1Х века. Философские искания русских писателей (Л.Н.Толстой). Пути развития русской литературы: поэзия, проза, драматургия.
19. Судьба и творчество В.Гаршина.
20. Творчество Л.Н.Толстого в 50-е годы. Героико-патриотические мотивы в «Севастопольских рассказах». Новаторство в изображении войны.
21. «Война и мир» Л.Н.Толстого как эпопея. История создания. Смысл заглавия.
22. Л.Н.Толстой и его философия истории. Изображение исторических деятелей в эпопее «Война и мир».
23. Изображение войны в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
24. Духовные искания Андрея Болконского. Философия человека в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
25. Декабристская тема в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Жизненные искания Пьера Безухова.
26. Женские образы в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
27. Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Проблематика. Смысловое единство двух сюжетных планов (Каренина и Левин). Пафос жизненных исканий К.Левина.
28. Трагедия Анны Карениной (Смысл эпиграфа к роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина»).
29. Перелом во взглядах Л.Н.Толстого на рубеже 70- 80-х г. Религиозно-нравственное учение и творчество писателя в 80-90 гг. Драматургия Л.Н.Толстого (анализ 1-2 пьес).
30. Роман Л.Н.Толстого «Воскресение». Образ современной русской жизни. Нравственно-философский смысл книги, евангельские мотивы. Дмитрий Нехлюдов и Екатерина Маслова.
31. Творчество Толстого в работах современных литературоведов. Рассказать об одной монографии или ее разделе.
32. Творчество А.П.Чехова в 80-е годы. Поэтика чеховского короткого рассказа. Анализ рассказов по выбору экзаменующегося.
33. Проза Чехова 90-900-е годы. Жанр психологического рассказа, повести, новеллы в творчестве писателя. Исследователи творчества писателя. Анализ трех- четырех произведений по выбору студента.
34. Проблема смысла жизни в рассказах А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч». Жанровое единство «Маленькой трагедии».
35. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» (анализ двух пьес).
36. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Проблемы, образы, поэтика. «Вишневый сад» на сцене русских театров в 70-90-е годы ХХ в.
37. Творчество В.Г.Короленко. «Сон Макара», «Чудная», «В дурном обществе», «Слепой музыкант» и др. произведения писателя по выбору студента.
38. Мир творчества Д.Н.Мамина-Сибиряка. Анализ одного произведения по выбору студента.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Х1Х ВЕКА (70-90-е годы).
ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
1. Россия в 70–е годы Х1Х века: идейно-философские искания русских писателей, проза, драматургия, журналистика.
2. Образ современной русской жизни в творчестве Островского 70-80-х годов. Жанровое своеобразие пьес: картины, комедии, драмы. Анализ двух-трех комедий по выбору студента.
3. Тема женской судьбы в творчестве Островского 70-80-х годов. Драма «Бесприданница».
4. Творчество Г.И.Успенского. Анализ произведений по выбору студента.
5. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 40-60-е гг. «История одного города», проблематика, особенности жанра, своеобразие сатиры, гротесковая природа книги.
6. Творчество М.Е.Салтыкова–Щедрина в 70-е годов. «Господа Головлевы». Идея общественного романа. Проблема исторического и вечного. Образ Иудушки Головлева. Щедрин-журналист.
7. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 80-е годы. Цикл «Сказки», поэтика, образы, мотивы. (проанализировать несколько сказок).
8. Творчество Н.С.Лескова в 60-е годы. Русская новелла «Леди Макбет Мценского уезда», проблема русского национального характера.
9. Цикл Н.С.Лескова, «Праведники». Проблема русского национального характера. Сказы «Очарованный странник», «Левша».
10. Творчество Н.С.Лескова в 70-80-е годы. Сказ «Запечатленный ангел» и другие произведения писателя (по выбору студента). Исследователи творчества Лескова.
11. Творчество Ф.М.Достоевского в 40-е годы. Роман «Бедные люди», жанровые особенности, проблематика. Образ Макара Девушкина в системе образов романа. В.Г.Белинский о романе. Повесть «Белые ночи»
12. Творчество Ф.М.Достоевского во второй половине 50-х годов первой половине 60-х гг. Почвеннические мотивы в книге Достоевского «Записки из мертвого дома». Изображение русской каторги, образ рассказчика, народные характеры и типы. Журналы братьев Достоевских.
13. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», жанр, проблемы. Мотивы преступления Раскольникова. Путь Раскольникова к правде Сони. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в современном литературоведении.
14. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот». Нравственно-философские проблемы, образ современности. Судьба положительного прекрасного человека, образ князя Мышкина в системе образов романа. Исследователи романа.
15. Роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» как итог творческого развития. Проблематика, система образов.
16. «Великое Пятикнижие» Ф.М.Достоевского. Проблемы, образы, поэтика. Обзор романного цикла. Дневник писателя. Речь о Пушкине.
17. Историческая и культурная судьба России в 80-90 гг. Х1Х века. Пути развития русской литературы: поэзия, проза, драматургия.
18. Судьба и творчество В.Гаршина.
19. Творчество Л.Н.Толстого в 50-е годы. Героико-патриотические мотивы в «Севастопольских рассказах». Новаторство в изображении войны.
20. «Война и мир» как роман-эпопея. История создания. Смысл заглавия. Л.Н.Толстой и его философия истории. Изображение исторических деятелей в эпопее.
21. Изображение войны в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
22. Духовные искания Андрея Болконского. Философия человека в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
23. Духовные искания Пьера Безухова. Декабристская тема в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
24. Женские образы в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
25. Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Его проблематика. Смысловое единство двух сюжетных планов (Каренина и Левин). Исторические и нравственные искания К.Левина.
26. Трагедия Анны Карениной (роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина»).
27. Перелом во взглядах Л.Н.Толстого в 80-е годы. Творчество в 80-90 гг. Драматургия Л.Н.Толстого (анализ 1-2 пьес).Исследователи творчества Л.Н.Толстого.
28. Роман Л.Н.Толстого «Воскресенье». Образ современной жизни, нравственно-философская проблематика. Дмитрий Нехлюдов и Екатерина Маслова.
29. Творчество А.П.Чехова в 80-е годы. Поэтика чеховского короткого рассказа. Анализ рассказов по выбору экзаменующегося.
30. Проза Чехова 90-900-е годы. Жанр психологического рассказа, повести, новеллы в творчестве писателя. Анализ трех произведений по выбору студента.
31. Изображение русской интеллигенции в рассказах А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», Рассказчики и герои их рассказов.
32. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» (анализ двух из названных пьес).
33. Пьеса Чехова «Вишневый сад». Проблемы, образы, поэтика. «Вишневый сад» на сцене русских театров в 70-90-е годы ХХ в.
34. Творчество В.Г.Короленко. «Сон Макара», «Чудная», «В дурном обществе», «Слепой музыкант» и др. произведения писателя по выбору студента.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|