Сделай Сам Свою Работу на 5

Мир «на пороге Апокалипсиса» (по роману Ф.М.Достоевского «Идиот»)





РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX века

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

 

А.Н.Островский. «Снегурочка». Горячее сердце. На всякого мудреца довольно простоты. Бешеные деньги. Лес. Волки и овцы. Последняя жертва. Таланты и поклонники. Без вины виноватые. Бесприданница (4-5 пьес по выбору).

Н.С.Лесков. Житие одной бабы или Воительница. Леди Макбет Мценского уезда. Запечатленный ангел. Очарованный странник. Левша. Тупейный художник. Заячий ремиз. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Некуда или На ножах. Соборяне.

М.Е.Салтыков-Щедрин. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Губернские очерки. Помпадуры и помпадурши. Современная идиллия. Благонамеренные речи. За рубежом. Пошехонская старина.

Г.И.Успенский. Нравы Растеряевой улицы. Будка. Выпрямила. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Разорение. Книжка чеков. Власть земли.

Ф.М.Достоевский. Бедные люди. Записки из мертвого дома. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. Кроткая. Речь о Пушкине. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Униженные и оскорбленные. Записки из подполья. Подросток. Сон смешного человека. Мальчик у Христа на елке.

Л.Н.Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Утро помещика. Люцерн. Казаки. Поликушка. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Власть тьмы. Плоды просвещения. Воскресение. Живой труп. Хаджи-Мурат. После бала. Отец Сергий. Фальшивый купон. Крейцерова соната (2-3 повести на выбор).



В.М.Гаршин. Происшествие. Трус. Художник. Денщик и офицер. Красный цветок. Сказание о гордом Агее. Сигнал.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приваловские миллионы. Горное гнездо. Охонины брови. (1-2 произведения по выбору).

А.П.Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хирургия. Хамелеон. Маска. Злоумышленник. Лошадиная фамилия. Унтер Пришибаев. Тоска. Учитель. Счастье. Горе. Ванька. Мальчики. Каштанка. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Палата №6. Учитель словесности. Припадок. Черный монах. Дом с мезонином. Моя жизнь. Мужики. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Случай из практики. Душечка. Новая дача. Дама с собачкой. В овраге. Невеста. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

В.Г.Короленко. Сон Макара. Мороз. Чудная. Огоньки. В дурном обществе. Слепой музыкант. Река играет. Мгновение. Сказание о Флоре. Без языка. Приемыш. История моего современника.



Русская поэзия:

знакомство с творчеством И.З.Сурикова; поэтов-народников; с поэзией С.Я.Надсона, А.Апухтина, К.Случевского, К.Фофанова, В.Соловьева, К.Бальмонта (произведения по выбору студента).

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

1. Творчество Г.И.Успенского (темы, проблемы, жанры). «Нравы Растеряевой улицы» жанровое своеобразие, проблематика, система образов.

2. Творчество В.М.Гаршина, круг проблем, поэтика. Анализ 3-4 произведений по выбору студента.

3. Этапы творчества В.Г.Короленко. Анализ произведений по выбору студента.

4. Романы и повести Д.Н.Мамина-Сибиряка. Анализ романа по выбору студента.

 

ТЕКСТЫ:

Знать художественные произведения, указанные в рекомендательном списке.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ:

1. Пруцков Н.И. Г.И.Успенский. – Л., 1971.

2. Прудоминский В. Гаршин. – М., 1962.

3. Бялый Г.А. В.М.Гаршин. – Л.,1969.

4. Бялый Г.А. В.Г.Короленко. – Л.,1983.

5. Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. – Л., 1990, главы о творчестве Г.И. Успенского, В.М.Гаршина, В.Г.Короленко.

6. Груздев А.И. Д.Н.Мамин-Сибиряк. – М.,1958

7. Дергачев И.А. Д.Н.Мамин-Сибиряк: Личность, Творчество. – Свердловск, 1881.

8. История русской литературы XIX века: Вторая половина. Под ред. Н.Н.Скатова. – М., 1987.

9. История русской литературы. В 4-х томах. Т.3 – Л.: Наука, 1982, гл.XX (Г.И.Успенский); Т.4. – Л.: Наука, 1983, гл. IV (В.М.Гаршин), гл.V (В.Г.Короленко).

 

 

Практическое занятие № 1.

СКАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С.ЛЕСКОВА

(«Запечатленный ангел» и «Очарованный странник»)



 

1. Сказ как тип повествования и литературный жанр (Теория жанра).

2. Сказ «Запечатленный ангел»: сюжет и композиция; библейские мотивы и их смысл; Образ артели старообрядцев, их святыни; размышления Марка Александрова о русской иконописи (традиции древних мастеров и искусство конца 19 в.); образ изографа Севастьяна; старец Памва; встреча старца с Марком и Левонтием как смысловая кульминация; смысл заглавия.

3. Сказ «Очарованный странник»: образ главного героя, характер и судьба; этапы жизни Ивана Флягина, отношение к самому себе и людям на каждом этапе; тема света и тьмы в сказе; божеское и дьявольское в судьбе героя; какой эпизод – кульминация сказа?; почему?; смысл заглавия.

4. Своеобразие сказов Лескова (духовная проблематика, поэтика).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лесков Н.С. «Запечатленный ангел». «Очарованный странник». (любое издание).

2. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел». «Очарованный странник» Н.С.Лескова. М., 1980.

3. Литературно-энциклопедический словарь. – М.; 1967, стр. 362 или Краткая литературная энциклопедия. Т.6. – М., 1971, стр.876-877.

4. Столярова И.В. В поисках идеала: творчество Н.С. Лескова. – Л., 1973. (глава об «Очарованном страннике»), с.118-153.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Полякова Г.В. «Высший проспект жизненности»: сказ Н.С.Лескова «Запечатленный ангел» в школьном изучении // В кн.: «Классика и современность». – Архангельск, 1999.

 

Семинарские занятия по теме:

Нравственно-философский смысл романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (семинарские занятия и конференция по дискуссионным проблемам

Интерпретации и оценки романа).

I. Творческая история романа, его проблематика: эволюция замысла, отражение в романе актуальных проблем эпохи, личная судьба писателя, его нравственно-философские искания. В.В.Розанов о проблемах романа.

II. Мотивы преступления Раскольникова.

1. Д.И.Писарев о мотивах преступления.

2. Мотивация бунта героя в романе (прочитать 1 часть романа, выделить основные эпизоды на пути Раскольникова к преступлению, подготовить их анализ, сосредоточив внимание на душевном состоянии героя, на противоречивости его сознания и характера). Какие философские вопросы волнуют Раскольникова? Можно ли назвать его «героем идеи»? Почему?

3. Теория Раскольникова в изложении самого Раскольникова (статья, философские и исповедальные диалоги с Порфирием Петровичем, Свидригайловым, Соней).

4. Теория Раскольникова и ее осмысление в критике и литературоведении ХХ века. Историческое и пророческое в миросозерцании героя. Раскольников о своей теории в тексте романа (сделать выписки).

III. Бунт Раскольникова и его результаты. Тема воскресения в романе.

1. Д.И.Писарев о психологических и нравственных итогах преступления. Каковы философские последствия бунта?

2. Тема двойничества в романе: Раскольников и Лужин; истолкование сюжетной линии Раскольников и Свидригайлов в критике и литературоведении, споры о Свидригайлове.

3. Добро или зло для Раскольникова Порфирий Петрович? (литературоведческая полемика между В.Я.Кирпотиным и Ю. Корякиным, другие концепции образа Порфирия).

4. Библейские мотивы в романе, евангельский сюжет о воскресении Лазаря как нравственно-философское зерно романа. Раскольников и Соня. Концепции образа Сонечки в критике и литературоведении ХХ века.

5. Найти в романе (выписать) главные высказывания Лужина, Свидригайлова, Порфирия Петровича, выражающие суть их миросозерцания.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (любое издание).

2. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. // В кн.: Писарев Д.И. Литературная критика, т.3. Л., 1981, с.177-232 (с.232-244 к 3 занятию.). Или: Писарев Д.И. Собр.соч. в 4-х т., т.4, с.316-360 (с 360-369 к 3 занятию).

3. Розанов В.В. О Достоевском. // В кн.: Мысли о литературе – М.: Современник, 1989. (другие издания).

4. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – Л., 1979, с.9-43 (к 1-ому вопросу).

5. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. – М., 1989. (Теория Раскольникова. Раскольников и Соня).

6. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М.: Сов. Писатель, 1970, главы по выбору, гл. 6. Или:

7. Кирпотин В.Я. Избранные работы в трех томах. Т 3. – М.: Худ.лит., 1978, те же главы. (гл.6 «Идея Раскольникова»; гл.7-12 – последнее занятие).

8. Корякин Ю. Самообман Раскольникова. – М., 1976 с.15-46. Или:

9. Корякин Ю. Достоевский и канун ХХ в. – М.: 1989 (гл. по выбору).

10. Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского – М., 1971, ч. III гл. VII, разд. 2-7.

11. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. – В кн.: Три шедевра русской классики. – М., 1971.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

1. Вересаев В. Живая жизнь – М., 1991, с. 15-29, 39-44, 55-58.

2. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание (ч.II, гл. по выбору) // В кн.: Лосский Н.О. Бог и мировое зло.: Республика, 1994.

3. Мочульский К. Достоевский: Жизнь и творчество // В кн.: Мочульский К. Гоголь, Соловьев. Достоевский – М.: Республика, 1995, гл. 13, с.352-373.

 

Практическое занятие

Мир «на пороге Апокалипсиса» (по роману Ф.М.Достоевского «Идиот»)

 

I. Образ и мотивы Апокалипсиса в романе.

1. Петербург: символика деталей и цветообразов.

2. Разложение семейных начал. Епанчины, Иволгины, Терентьевы, Лебедевы: отцы и дети, братья и сестры.

II. Явление «вполне прекрасного человека».

1. Философский диалог кн. Мышкина и Ипполита Терентьева (идея деятельного Добра, скепсис и амбиции человеческой гордыни).

2. Князь Мышкин и его невесты: Аглая, Настасья Филипповна, Вера Лебедева.

3. Мистические двойники Мышкин и Рогожин.

III. Образ картины Гольбейна-младшего «Христос, снятый с креста», символико-философский смысл финала.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Достоевский Ф.М. Идиот. – любое издание

2. Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина: О романе Достоевского «Идиот». – Иваново, 1993.

3. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. – М., 1996.

4. Кириллова И.А. Литературное воплощение образа Христа.//Вопросы литературы. –1991.– № 8.

5. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994, с. 182-188.

6. Мочульский К. Гоголь Соловьев. Достоевский. – М., 1995, с. 393-409.

7. Энциклопедия мировой литературы. – М., 2001, с.203-205.

 

Практическое занятие № 3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.