Сделай Сам Свою Работу на 5

Пути художественного осмысления истории в русской литературе.





Вопросы к экзамену по русской литературе первой половины XIX века

 

1. Общественная и литературная жизнь 1-ой четверти 19 века /1800-1825/. Литературные течения, общества, журналы, салоны.

2. Идейно-художественные особенности литературного творчества поэтов-декабристов.

3. Романтизм как художественный метод. Социально-философские корни романтизма. Различные течения. Поэтика романтизма. Историко-литературное значение романтизма.

4. Своеобразие и историко-литературное значение поэзии К.Н.Батюшкова. Батальная лирика. «Легкая поэзия». Антологические стихи. В.Г.Белинский и А.С.Пушкин о поэзии Батюшкова.

5. Черты сентиментализма и романтизма в лирике В.А.Жуковского. Историко-литературное значение его поэзии. А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о лирике В.А.Жуковского.

6. В.А.Жуковский – родоначальник русского романтизма. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Особенности сюжетосложения, характеры, идеи. Художественные особенности баллад. Современные исследования о жизни и творчестве В.А.Жуковского.

7. Творчество К.Ф.Рылеева. Гражданская лирика. Жанровое и стилистическое своеобразие. Агитационно-сатирические песни. Поэма «Войнаровский» – классическое произведение декабристского романтизма. Современные исследования о творчестве К.Ф.Рылеева.



8. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Принципы создания характеров. Особенности драматургического конфликта, языка. Общественная и личная драма Чацкого. «Горе от ума» в русской критике.

9. И.А.Крылов - баснописец. Народность и реализм басен. Специфика жанра. Основные идеи, темы, сюжеты, персонажи, язык басен. В.Г.Белинский о национальном своеобразии басен И.А.Крылова.

10. Поэзия А.С.Пушкина. Идейно-художественная эволюция /начало творческого пути, политическая лирика петербургского периода, темы, образы, мотивы; художественное своеобразие лирики периода южной ссылки, михайловского периода, философские, духовно-нравственные мотивы лирики середины 1820-1830-х гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Пушкина. Современные исследования о поэзии А.С.Пушкина.

11. Своеобразие романтических поэм А.С.Пушкина. Анализ одной поэмы /на выбор/.



12. Исторические поэмы А.С.Пушкина. Поэма «Полтава». Изображение Петровской эпохи, Полтавского боя. Образы исторических деятелей. Любовная линия сюжета. Сложность художественной структуры поэмы. Философские, нравственные, социальные проблемы в поэме «Медный всадник». Споры в современном пушкиноведении о «Медном всаднике». В.Г.Белинский об исторических поэмах Пушкина.

13. Драматургия А.С.Пушкина. Новаторство трагедии «Борис Годунов». Проблема власти и народа. Образы Годунова, Самозванца, Шуйского, юродивого и др. Особенности пушкинского историзма. Художественное своеобразие трагедии. Современные исследования о трагедии. «Маленькие трагедии». Проблематика, сюжеты, характеры, художественные особенности.

14. Новаторство, художественное своеобразие, историко-литературное значение романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и нравственно-психологическая проблематика. Характеры и судьбы. Образы Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского и др. Образы автора повествователя В.Г.Белинский и современные исследователи о романе.

15. «Повести Белкина». Проблематика, сюжеты, характеры. Литературный традиционализм и художественное новаторство.

16. А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский». Социально-психологическая проблематика. Система образов. Проблема народного бунта.

17. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина – роман нового типа. Синтез истории и вымысла. Философско-историческая и духовно-нравственная проблематика. Своеобразие жанра, стиля, языка. Современные исследования о прозе Пушкина.

18. Раннее творчество М.Ю.Лермонтова (1828-1836). Основные мотивы лирики. Сюжет, характеры, идейный смысл драмы «Маскарад». Тема крестьянского бунта и свободы личности в романе «Вадим». Художественное своеобразие романа.



19. Основные темы, идеи, мотивы, художественные особенности лирики М.Ю.Лермонтова 1837-1841 гг. В.Г.Белинский об отличительных особенностях лирики Лермонтова. Современные исследования о поэзии Лермонтова.

20. Историзм и фольклоризм «Песни про купца Калашникова». Проблематика. Образы. Поэтика. В.Г.Белинский о «Песне».

21. Романтические поэмы М.Ю.Лермонтова. Композиция, стиль, образ романтического героя в поэме «Мцыри». В.Г.Белинский о сущности характера Мцыри и художественном своеобразии поэмы. Поэма «Демон» и европейская «демониана». Универсализм и богоборчество. Диалектика добра и зла. Современные исследования о поэмах М.Ю. Лермонтова.

22. «Герой нашего времени» – первый русский философско-психологический роман в прозе. Композиционные принципы романа и их роль в раскрытии характера Печорина. Характеристика Печорина Максимом Максимычем и путешественником. Нравственный и духовный облик Печорина в его дневнике. Тема судьбы, фатума в оценке современных исследователей.

23. Поэты пушкинской поры (Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Д.Давыдов Д.В.Веневитинов, И.И.Козлов).

24. Проблематика, герои, сюжеты, стиль повестей А.А.Бестужева-Марлинского.

25. Общественная и литературная жизнь 30-х годов Х1Х века (1826-1840). Философско-эстетические и политические искания. Историческая мысль. Теория официальной народности. Развитие журналистики. Философский романтизм.

26. Повести Н.В.Гоголя. особенности художественного метода, своеобразие стиля. Функции юмора и фантастики в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Идиллические мотивы, героика и фантастика, сатира и юмор в сборнике «Миргород», «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Духовно-нравственная, эстетическая, социально-психологическая проблематика. Современные исследования о творчестве Н.В.Гоголя.

27. Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор» как общественная комедия и учительное произведение. Новаторство сюжета и характеров. Городничий и чиновники. Хлестаков и хлестаковщина. «Ревизор» на русской сцене.

28. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания. Жанр. Композиция. Смысл названия. Образ Чичикова. Предыстория героя. Комментарии автора-повествователя. Приемы сатирической характеристики помещиков. Содержание и функции лирических отступлений. Религиозно-нравственный пафос поэмы. В.Г.Белинский и К.С.Аксаков о поэме. Современные исследования о «Мертвых душах».

29. Духовный кризис Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Письмо к Гоголю В.Г.Белинского». Судьба 2-го тома «Мертвых душ».

30. «Натуральная школа» 1840-х годов. В.Г.Белинский об основных особенностях и значении «натуральной школы».

31. Жизненный и творческий путь А.И.Герцена. Роман «Кто виноват?» как произведение «натуральной школы». Проблематика, жанровое своеобразие, мастерство литературного портрета, личность автора в мемуарах «Былое и думы».

32. Мир поэзии А.В.Кольцова.


Тема I.

Романтические баллады В.А. Жуковского.

Цель: Выявить специфические особенности романтической баллады и художественного мастерства В.А. Жуковского.

План

1. Жуковский - родоначальник русского романтизма.

2. Баллада - ведущий жанр в творчестве Жуковского.

3. Представить письменный анализ одной баллады (объём 5-6 страниц).

Примерный план: - особенности сюжета (с приведением небольших цитат);

- романтические герои: портреты, идеалы, чувства, стремления;

- романтический пейзаж;

- своеобразие стиля, языка, стиха.

Обязательная литература:

Жуковский В.А. Собрание сочинений; в 3-х т. - М.: Худ. лит., 1980. т.2.

1. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

2. Шаталов С.Е. Романтизм Жуковского. // История русского романтизма 1790-1825. М., 1979. В 2-х т. Т.1.

3. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. Л., 1989.

4. Майя Бессараб. Жуковский. М., 1975.

5. Русский романтизм. Сборник статей. М.: Высшая школа, 1974.

Сделать конспект одной работы на выбор.

 

Дополнительная литература :

1. Афанасьев В.В. Жуковский. ЖЗЛ. М., 1986.

2. Власов В., Назаренко И. Минувших дней очарованье. Тула, 1983.

3. Библиотека Жуковского в Томске. Томск, 1978. Части 1-3.

4. Жуковский и русская культура. Сборник статей. Л., 1982.

5. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

6. Лазарев В.Я. Уроки Василия Жуковского. М., 1984.

 

 

Тема П.

Поэма К.Ф. Рылеева "Войнаровский" и поэма А.С. Пушкина "Полтава".

Пути художественного осмысления истории в русской литературе.

Цель: Выявить специфические черты романтической поэмы, особенности декабристского историзма, уяснить художественную сложность поэмы Пушкина "Полтава" и характер историзма в ней.

План

1. Романтический характер сюжета поэмы К.Ф. Рылеева "Войнаровский". Сюжетостроение в пушкинской "Полтаве".

2. Тип романтического героя. Образ Войнаровского.

3. Образ Мазепы в интерпретации К.Ф. Рылеева и в изображении А.С. Пушкина.

4. Особенности стиля, поэтика, художественное своеобразие поэм.

5. Историзм Пушкина и декабристский историзм. Сущность и значение для развития русской литературы пушкинского историзма, исторических взглядов Рылеева.

Обязательная литература:

Рылеев К.Ф. Войнаровский// Рылеев К.Ф. Сочинения. Л.: Худ. лит., 1987.

Пушкин А.С. Полтава // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 16-ти т. - М-Л., 1948. Т.5

1. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М., АН СССР, 1955. (с. 105-136).

2. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975.

3. Томашевский Б.В. Историзм Пушкина. // Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. М.: Книга, 1990.

4. Тойбин И.М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820 и 1830 годов. Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1980.

5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

6. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1961.

7. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. M., 1957.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.