Сделай Сам Свою Работу на 5

Франкфуртское Национальное собрание





Революция 1848-1849 гг. в Германии.

Предпосылки и особенности

В германских землях к революции 1848 г. привели обострение социальных противоречий, потребность в демократизации, а также нерешенность национальной проблемы.

Самой общей предпосылкой революции являлись социальные последствия модернизации и, в частности, промышленного переворота, крушения старого сословного порядка, аграрного кризиса. Перенаселение, массовая бедность, исход крестьян из деревни и урбанизация, пролетаризация традиционных городских слоев – все это стало почвой для самых разных форм социального протеста, часто противоречивых по своему характеру и направленности. У едва начинавших сознавать собственные интересы рабочих требование освобождения труда сочеталось со стихийными разрушениями машин и стремлением вернуть цеховую защиту; крестьяне и ремесленники также чаще требовали возврата старого, чем перемен. В результате, германская революция 1848 г. не стала выражением в первую очередь социальных требований, однако повышенный фон социальной активности и готовность к протесту являлись ее важной предпосылкой.



Главные причины революции лежали в политической и национальной сферах и воплощались ее самым популярным лозунгом – «свобода и единство!». Немецкие либералы и демократы, имевшие опору прежде всего в буржуазных и мелкобуржуазных кругах, стремились к реализации заявленных в эпоху Предмарта требований – объединения Германии, введения конституционного устройства, гражданских свобод, усиления своих политических позиций.

Несмотря на то, что самим революционерам «свобода» и «единство» казались единой целью, подобная двойственность главных задач революции и глубокие различия в их понимании чрезвычайно осложнили перспективы ее успеха. Другие особенности революции в Германии вытекали из факта ее раздробленности и расположения в центре Европы. Германская революция, как никакая другая, получала импульсы и пересекалась едва ли не со всеми революционными и национальными движениями 1848 г. – французским, итальянским, польским, датским, чешским, венгерским, румынским и югославянским. В самих германских землях события революции разыгрывались на трех главных аренах – в государствах «третьей Германии», в Пруссии и в монархии Габсбургов. Несмотря на свой незначительный политический вес, малые и средние государства Юга и Запада Германии (особенно Баден) в силу близости к Франции и наличия более глубокой либеральной и демократической традиции сыграли важную роль в ходе революции, выступив во многом ее катализатором. Однако ключевое значение имела позиция Пруссии, считавшейся в Германии оплотом консерватизма и реакции. Победа революции в Пруссии являлась обязательным условием ее дальнейшего развития; с Пруссией же в конечном итоге связывались и планы создания единой конституционной Германии. Монархия Габсбургов также влияла на ход революции в Германии решающим образом, но ее позиция диктовалась не столько собственно германской перспективой, сколько внутренними интересами многонациональной империи, находившейся на грани государственного краха.



Свою роль в ходе революции сыграло и положение германских государств в системе международных отношений. Прочие великие державы не хотели ни появления нового фактора силы в лице единой Германии, ни хаоса малых национальных государств в центре Европы в случае крушения Австрии и применяли меры от дипломатического давления до прямой военной интервенции.

Особенностью революции в Германии являлось также то, что она «остановилась перед тронами». Подобно германскому либерализму, выступившему главной политической силой в ходе революции, сама она отличалась умеренностью как в своих целях, не идя дальше требований конституционной монархии, так и в средствах. Несмотря на отдельные вооруженные выступления, главным орудием революционной борьбы являлись не баррикады, а петиции и деятельность парламентских учреждений. Радикальные демократические и социалистические течения, слабо представленные в таких учреждениях, находили выход во внепарламентских акциях, которые лишь вселяли страх перед «анархией» и укрепляли приверженность большей части немецкого общества легальным методам борьбы.



Как и в других европейских странах, непосредственные предпосылки революции были подготовлены «голодными сороковыми» и особенно неурожаями 1845-1846 гг. К 1847 г. голод и бедствия широких масс населения достигли своего пика. В Пруссии в 1847 г. смертность из-за голода выросла на 25 %. Следствием стали голодные бунты, например, «картофельная революция» апреля 1847 г. в Берлине. Спусковым механизмом для накопившегося в обществе напряжения стали известия о Февральской революции 1848 г. в Париже.

 

Революция в Пруссии

Начавшись на Юге и Западе, в течение марта волнения охватили всю Германию. Повсеместно выдвигались так называемые «мартовские требования»: введение конституции, ответственного министерства, свободы прессы, суда присяжных, созыва Национального собрания. Размах движения протеста вынудил власти пойти на быстрые уступки. 9 марта великий герцог Бадена привел к власти либеральное правительство, его примеру последовали другие малые и средние государства, и вскоре «мартовские министерства» были учреждены практически по всей Германии. Благодаря исключительной быстроте уступок волнения скоро улеглись, и потенциал революционного насилия в значительной степени остался невостребованным.

Несколько иная ситуация сложилась в Пруссии. Её ответ на вызов революции был неоднозначным, подобно тому как неоднозначным и даже контрастным являлся её социально-политический облик: промышленная буржуазия западных рейнских районов выступала с либеральными требованиями, в то время как крестьянский и юнкерский Восток представлял собой оплот консерватизма. Однако, когда волнения, начавшись 6 марта в Рейнланде, докатились до Берлина, король Фридрих Вильгельм IV предпочел также пойти на уступки и согласился с «мартовскими требованиями». Хотя 18 марта из-за одного вооруженного эксцесса в Берлине дело все же дошло до баррикадных боев и сотен убитых, в целом линия на уступки была выдержана достаточно последовательно. В последующие дни король вывел из столицы войска, пообещал превратить Пруссию в конституционное государство, назначил либеральное правительство во главе с рейнским промышленником Г.Л.Кампгаузеном и заявил о своей приверженности объединению Германии, символически обозначив это черно-красно-золотым бантом на своих одеждах – цветами единой и свободной Германии. На 1 мая были назначены выборы в прусское Национальное собрание, целью которого являлась выработка конституции; одновременно Фридрих Вильгельм IV признал легитимность созывавшегося с той же целью общегерманского парламента. Казалось, что революция в Пруссии одержала полную победу.

22 мая начало работу прусское Национальное собрание, состав и настроения внутри которого также вполне отражали социально-политические контрасты внутри Пруссии: довольно сильному левому крылу противостоял блок правых либералов с консерваторами. Собрание разработало конституцию, объявлявшую Пруссию конституционной монархией с двухпалатным парламентом и ответственным перед ним правительством. Однако скоро левая часть Национального собрания, состоявшая из демократов-республиканцев и депутатов из низов, вступила в конфликт с королем, не желавшим признавать принцип народного суверенитета и отдавать контроль над армией. 14 июня левые устроили штурм берлинского цейхгауза под лозунгом всеобщего вооружения народа. В результате беспорядков правительство Кампгаузена ушло в отставку. Через полтора месяца все та же проблема контроля над армией оказалась причиной отставки и второго либерального кабинета во главе с Р.Ауэрсвальдом.

Между тем к концу лета – началу осени 1848 г. оправились от революционного шока и все более активно стали заявлять о себе и консервативные силы, позиции которых в Пруссии оставались по-прежнему очень мощными. С одной стороны, происходила их самоорганизация в союзы и объединения, одним из самых известных среди которых являлось «Объединение по защите интересов землевладельцев», созданное в августе по инициативе тогда мало кому известного О. Бисмарка и прозванное современниками «юнкерским парламентом». С другой стороны, как о все более важной политической силе заявляла о себе армия, в глазах многих вновь проявившая себя как важнейший гарант и хранитель прусской государственности. Уже подавление в апреле 1848 г. волнений в польских регионах Пруссии и тем самым сохранение ее целостности способствовало росту авторитета армии. Однако еще больше он возрос в связи с войной с Данией, в которой Пруссия в лице своей армии смогла выступить в роли защитницы национальных интересов всей Германии.

Стремясь предотвратить революционный катаклизм, а также обеспечить наследные права своим дочерям (в отличие от Дании, действовавшее в Шлезвиге и Гольштейне салическое право не допускало наследование по женской линии, а сыновей король не имел), король Дании Фредерик VII в марте 1848 г. попытался дать стране новую конституцию, превращавшую ее в либеральное конституционное государство, но одновременно ликвидировавшую автономный статус герцогства Шлезвиг, населенного преимущественно немцами, но не входившего в Германский союз и связанного с Данией династической унией. В Шлезвиг были введены датские войска, но созданное там немцами временное правительство обратилось за помощью к Пруссии. 23 апреля прусские войска разбили немногочисленные датские вооруженные силы и оккупировали часть территории Дании, оставшись там до конца лета.

В сентябре при прусском дворе был разработан секретный план по окончательному свертыванию завоеваний революции, предусматривавший сначала создание переходного правительства во главе с консервативным премьером, затем перенос заседаний Национального собрания из Берлина в провинцию и, наконец, его роспуск. Армии при этом отводилась роль не только собственно военной, но и политической силы. Группировку войск в районе Берлина возглавил популярный генерал Ф.Врангель, отличившийся в войне с Данией; проводилась активная пропагандистская кампания, взывавшая к традиционным прусским ценностям, порядку, верности монарху. Мгновенно разошелся удачно найденный лозунг: «против демократов помогут лишь солдаты».

На этом фоне происходило обострение обстановки в Берлине, достигшее высшей точки ко второй половине октября. Левые в Национальном собрании по-прежнему настаивали на идее народного суверенитета и всеобщем вооружении народа. Радикализации настроений способствовали и известия о восстании горожан в Вене. 31 октября правое большинство прусского Национального собрания высказалось против оказания помощи восставшим в Вене, что привело к беспорядкам в Берлине. В этой обстановке 2 ноября 1848 г. новым премьером был назначен консервативный политик граф Ф. В. фон Бранденбург, дядя короля, вскоре доведший тайные планы двора до реализации: для пресечения беспорядков в Берлин вводились войска, заседания парламента были отсрочены, а затем перенесены в Бранденбург – оплот юнкерства. 5 декабря парламент был окончательно распущен и провозглашена октроированная (дарованная сверху) конституция. Произошел государственный переворот, который завершил революцию в Пруссии.

Франкфуртское Национальное собрание

 

Важнейшим событием революции 1848 г. на общегерманском уровне являлась деятельность Франкфуртского Национального собрания. По своему происхождению Национальное собрание являлось порождением революции – первоначальное решение о его созыве принимали не прежние власти в лице правительств отдельных государств или органов Германского союза, а собрание лидеров оппозиции, договорившихся о созыве 31 марта так называемого Предпарламента, который должен был подготовить условия для деятельности первого в истории общегерманского парламента. Одновременно Франкфуртское собрание рассматривалось и как средство завершения революции. Именно парламент, собравший лучших представителей нации, должен был осуществить её главную цель - создать новую Германию, единую и свободную.

По поводу облика этой новой Германии сохранялись разногласия. В апреле известный радикальный республиканец Г.Штруве, не согласный с принятым Предпарламентом курсом на конституционную монархию, поднял в Бадене восстание. Однако подобные методы резко контрастировали с желанием большей части оппозиции убрать революцию с улиц и в дальнейшем лишь осложнили сотрудничество демократов и либералов в рамках парламента.

Национальное собрание начинало свою деятельность в исключительно благоприятный момент. Консервативные силы были парализованы шоком революции, повсеместно в Германии у власти находились либеральные «мартовские министерства», Союзный Сейм отменил все реакционные законы Германского союза и оказывал поддержку при выборах в Национальное собрание.

Предпарламент принял решение о всеобщих и равных выборах в Национальное собрание, в которых имели право принять участие экономически самостоятельные мужчины старше 20 лет. Все иные условия выборов (тайные или открытые, косвенные или прямые, кого считать «самостоятельными» и т.д.) оставлялись на усмотрение отдельных государств. В целом избирательные права получило около 85 % взрослых мужчин, участие которых в выборах в итоге варьировалось от 40 % в Саксонии до 80 % в Вюртемберге.

Парламент начал свою деятельность 18 мая 1848 г. во Франкфурте – городе, где избирались императоры Священной Римской империи и собирался Союзный Сейм Германского союза. Поскольку в городе не оказалось достаточно вместительного зала, заседания проходили в церкви Св. Павла (Паульскирхе), оргáн которой был завешен огромной картиной Ф.Вейта, изображавшей деву-Германию с мечом и черно-красно-золотым триколором. В состав парламента вошли 4 ремесленника, один крестьянин и ни одного рабочего. Собственно депутатами было избрано 585 человек, но т.к. во многих округах одновременно избирались и их заместители, общее количество членов парламента превышало 800 человек. Из них большую группу свыше 400 человек составляли служащие, около 100 являлись предпринимателями, значительным было представительство лиц свободных профессий. Свое прозвище «профессорский парламент» Национальное собрание получило не только потому, что 550 его членов обладали университетскими дипломами, но и в силу активности участвовавших в нем более сотни профессоров, которые практически по всем вопросам играли ведущую роль. Председателем парламента стал умеренный либерал Г. фон Гагерн (1799-1880).

При выборах в Национальное собрание не существовало каких-либо партий или политических объединений, каждый депутат считался выражающим лишь свои личные взгляды. В ходе деятельности парламента сформировались фракции, получившие наименования по названиям отелей, в которые стали съезжаться их представители. Крупнейшей являлась фракция «Казино» - либерального центра, от которого вправо и влево расходились множество других фракций. В отличие от прусского Национального собрания, в Паульскирхе не было столь выраженной поляризации правых и левых. Этому способствовало как наличие сильного центра с переходными «правым» и «левым» крыльями, так и отсутствие крайностей на флангах: консерваторы были представлены лишь своей умеренной частью, не попали в парламент социалисты и другие радикальные группы. Около трети депутатов оставались вне фракций.

С самого начала слабостью парламента являлось отсутствие реальных рычагов власти. Выстраиванию отношений со считавшимися уже почти отжившими отдельными государствами уделялось недостаточное внимание, собственную исполнительную власть удалось создать лишь частично. В качестве временной власти Национальное собрание в июле учредило пост имперского наместника, на который был избран австрийский эрцгерцог Иоганн (1782-1859), как Габсбург и младший брат последнего императора Священной римской империи воплощавший германские имперские традиции и одновременно популярный в народе из-за своей женитьбы на дочери почтмейстера. Также создавалось временное общегерманское правительство, однако реальная власть оставалась в руках отдельных государств. Лишь несколько небольших государств последовали требованию временного правительства о присяге войск Иоганну и поднятии черно-красно-золотого флага, остальные же отказались, в том числе ссылаясь на категорически отрицательную позицию Пруссии. Парламент не располагал и самостоятельными источниками финансирования, целиком завися от нерегулярных выплат отдельных государств. Также не удалось добиться и внешнего признания. Все надежды связывались с либеральной Англией и революционной Францией, однако обозначившиеся контуры гигантской империи в центре Европы заставили их проявить сдержанность. В результате новую власть в Германии признали США, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Неаполь, Сардиния и Греция, но ни одна из великих держав, что негативно сказалось на авторитете центральной власти и перспективах создания единой Германии.

Невзирая на это, Национальное собрание поставило перед собой цель решения основных задач, стоявших перед Германией. Социальные и экономические проблемы на первом плане не стояли: заявление парламента о необходимости уничтожения всех видов феодальной зависимости прозвучало лишь в самой общей форме, в рабочем вопросе он ограничился введением 10-часового рабочего дня на некоторых заводах. Главной же целью парламентариев оставалось осуществление лозунга «свобода и единство», создание единой свободной Германии.

В том, что касалось «свободы» в смысле гражданских прав, Национальное собрание достигло больших успехов. Отталкиваясь от американского и французских конституционных образцов, парламент разработал «Основные права немецкого народа» (приняты 27 декабря 1848 г.), включавшие в себя широкий перечень прав личности – ее неприкосновенность, свободу мнения, свободу передвижения, неприкосновенность жилища и собственности, свободу собраний, свободу совести, равенство перед законом и т.д. Документ оказался разработанным настолько тщательно, что в дальнейшем послужил основой для последующих германских конституций 1919 и 1949 гг.

Однако в попытках разрешить проблему политического облика будущей Германии парламент встретился с огромными трудностями. С одной стороны, представления либералов о конституционной монархии столкнулись с требованиями республиканского устройства со стороны демократов. Еще более сложным оказался вопрос о границах будущей Германии.

В принципе общим ориентиром служили границы Германского союза. Однако уже Предпарламент фактически предопределил выход за их пределы, допустив выборы депутатов Национального собрания жителями Шлезвига и тех частей Пруссии, которые не входили в Союз. В ходе дебатов очень скоро выяснилось, что большинство парламента было не готово руководствоваться в выборе границ каким-то одним принципиальным подходом, а скорее следовало максиме «здорового национального эгоизма», предложенной одним из депутатов. Так, в случае Шлезвига с его немецким большинством депутаты выдвигали на первый план языковой критерий, пренебрегая его нахождением вне границ Германского союза, однако именно на основании этих границ требовали оставить в составе Германии Южный Тироль, невзирая на факт преобладания там итальянцев. Особенно же показательной являлась позиция по польскому вопросу. Три предшествующих десятилетия восстановление независимости Польши было одним из основных требований немецких либералов и демократов. Однако, когда дело дошло до решений, зазвучали речи о принадлежности польских земель Германии «по праву более сильного» и о «цивилизаторской миссии» немцев. В итоге при решающем голосовании подавляющее большинство парламента сказало польской независимости «нет».

Самой же сложной оказалась проблема Австрии. С самого начала большинство депутатов склонялось к умеренному «великогерманскому» варианту, требуя включить в состав будущей Германии те ее земли, которые входили в Германский союз, т.е. немецкие провинции и Богемию. Им противостояли те «великогерманцы», которые являлись сторонниками включения в новое государство всей монархии Габсбургов. Они рисовали облик возникшей бы в этом случае под германским руководством Срединной Европы - гигантской империи от Черного до Северного моря, которая позволила бы немцам диктовать свою волю Европе и миру. Однако включение многочисленных ненемецких народов отрицало саму идею создававшегося в Паульскирхе национального государства, и подобные планы не нашли широкой поддержки. Наконец, существовала и немногочисленная группа депутатов-«малогерманцев», предлагавших вовсе исключить монархию Габсбургов из Германии и создавать новое государство под руководством Пруссии.

Дебаты по поводу облика будущей Германии значительно осложнили работу парламента. Затормозилась разработка конституции, поскольку возникли трудности с определением ее адресата – не только государства, но и гражданина – что следует считать «Германией» и кого следует считать «немцем»? Идеологические установки смешались с национальными, рождая иногда удивительные союзы, как, например, альянс части демократов с католиками-консерваторами на «великогерманской» основе. Между тем, политическая обстановка за стенами Паульскирхе существенно изменилась.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.