Психология периода становления как науки.
- Сеченов И.М. о программе построения психологии как науки.
§ Роль Бехтерева В.М. в развитии отечественной и мировой психологии и психотерапии.
Развитие отечественной психологии.
· Выготский Л.С.: теория высших психических функций.
· Басов М.Я : человек как деятель.
· Рубинштейн С.Л.: методология науки.
· Леонтьев А.Н.: деятельность - особая целостность.
· Лурия А.Р. – основоположник отечественной нейропсихологии.
· Теплов Б.М – основоположник дифференциальной психофизиологии.
· Ананьев Б.Г.: человек как индивид, личность, субъект деятельности.
Примечание. Можно подготовить реферат о других представителях отечественной науки. Тему необходимо согласовать с преподавателем.
Ход занятия.
1. Заслушивание и обсуждение рефератов.
2. Просмотр и обсуждение видеофильма о научном пути Л.С.Выготского.
Рекомендуемая литература.
1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии 18-19 веков. – М., 1947.
2. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. - М.,1997.
3. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М., 1975.
4. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т.1. – М., 1987 (Советская психология за 40 лет: с. 63-118).
5. Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в 11-18 веках. – М., 1963.
6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). – М., 1994. – 395 с.
7. Философская энциклопедия. Статьи о названных мыслителях.
8. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века – М., 1997, с.310-394.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2т. - Т. 1 - Ростов-на-Дону, 1996, с.181 – 199.
Занятие № 5
Тема: Внимание.
Цель.Закрепление знаний.Отработка навыков диагностики индивидуальных особенностей внимания.
Основные понятия: внимание, виды внимания, непроизвольное, произвольное внимание, свойства внимания: концентрация, объем, распределение, переключение, устойчивость, отвлекаемость, рассеянность;
Подготовка к занятию.
1.Прочитать материалы лекции, рекомендуемую литературу, подготовиться к обсуждению вопросов:
o определение внимания;
o виды внимания;
o свойства внимания;
o причины нарушения внимания;
o формирование внимания в учебной деятельности.
2. Подобрать упражнения или рекомендации на развитие внимания.
3. Принести на занятие калькулятор.
Вопросы для самопроверки.
- Каковы особенности внимания как психического процесса и состояния человека?
- В чем основные отличия природного и социально- обусловленного внимания, непосредственного и опосредованного внимания?
- Какова последовательность основных этапов развития детского внимания?
- Как взаимосвязано внимание с другими психическими процессами?
Ход занятия.
1. Обсуждение вопросов.
2. Самообследование особенностей внимания при помощи методики «Корректурная проба», «таблицы Шульте».
3. Обсуждение и знакомство с упражнениями на развитие внимания.
Рекомендуемая литература.
1. Выготский Л.С.Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, С.162-172, 663-667, С.172-182, 769-778.
2. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6-ти т. Т. 3.,1983.- С.205-239.
3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997, 144, С. 28-45.
4. Выготский Л.С. Собрание соч. В 6 т. Т. 2.- М.,1982. С.381-395., Т.3.- М., 1982.С. 239- 254.
5. Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1- М.,1996.С. 348- 413.
6. Лурия А. Р. Внимание и память.- М.1975. С. 42-99.
7. Немов Р.С. Психология в 2-х кн. Кн.1.,1985.- С.201-215, С. 217- 256.
8. Общая психология: курс лекций /Сост. Е.И. Рогов.- М.,1998.-С.187-204.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2- х т. - Т. 1.- М.,1989. С. 300-344.
10. Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Основы психологической антропологии.
11. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. Пособие.-
М.,1995. - 384с.
12. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.- М.,1979.- С. 25-48, 61-75, 244- 270.
Занятие № 6.
Тема: Память.
Цель.Закрепление знаний.Отработка навыков диагностики индивидуальных особенностей внимания, памяти.
Основные понятия:произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная, эмоциональная, механическая, смысловая, образная, двигательная память, мнемические действия, воспроизведение, сохранение, забывание.
Подготовка к занятию.
1.Прочитать материалы лекции, рекомендуемую литературу, подготовиться к обсуждению вопросов:
o определение памяти;
o основания для классификации и виды памяти;
o законы памяти;
o кривая забывания Эббингауза;
o эффект Зейгарник;
o рациональные приёмы заучивания.
2. Подобрать задания, советы, рекомендации для лучшего заучивания и запоминания материала укрепления.
Вопросы для самопроверки.
- Какова роль памяти в осуществлении различных видов деятельности человека?
- Как взаимосвязана память с другими психическими процессами?
- Каковы основные процессы памяти?
- Как влияют индивидуальные особенности и способности человека на процессы памяти?
- Какие факторы влияют на развитие памяти?
Ход занятия.
1. Обсуждение вопросов.
2. Обсуждение упражнений, советов.
Рекомендуемая литература.
- Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
- Выготский Л.С.Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, С.162-172, 663-667, С.172-182, 769-778.
- Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6-ти т. Т. 3.,1983.- С.205-239.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997, 144, С. 28-45.
- Выготский Л.С. Собрание соч. В 6 т. Т. 2.- М.,1982. С.381-395., Т.3.- М., 1982.С. 239- 254.
- Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1- М.,1996.С. 348- 413.
- Лурия А. Р. Внимание и память.- М.1975. С. 42-99.
- Немов Р.С. Психология в 2-х кн. Кн.1.,1985.- С.201-215, С. 217- 256.
- Общая психология: курс лекций /Сост. Е.И. Рогов.- М.,1998.-С.187-204.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2- х т. - Т. 1.- М.,1989. С. 300-344.
- Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Основы психологической антропологии.
- Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. Пособие.-
- М.,1995. - 384с.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.- М.,1979.- С. 25-48, 61-75, 244- 270.
Занятие № 7
(практическое)
Тема: Темперамент.
Цель: Закрепить основные понятия по теме. Познакомиться с методами изучения темперамента личности, научиться анализировать результаты диагностики темперамента с учетом особенностей теории, лежащей в основе методики.
Основные понятия: Темперамент, виды темпераментов: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, пластичность, регидность, экстроверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, темп психических реакций.
Подготовка к занятию.
1. Выписать основные понятия по теме.
2. Изучить рекомендуемую литературу и сделать краткие записи ответов на вопросы.
3. Ознакомиться с разделом пособия Весна Е.Б. «Практические аспекты психологии познавательных процессов» по теме «Определение темперамента по поведению» (таблица на стр.100-101).
4. Подготовится к обсуждению вопросов:
· Понятие о темпераменте. Основные теории темперамента.
· Типы темперамента. Достоинства и недостатки каждого типа.
· Темперамент и основные свойства нервной системы человека (по И.П.павлову).
· Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах, стиле общения, индивидуальном стиле деятельности.
Ход занятия:
- Экспресс-контроль.
- Определение темперамента по поведенческим проявлениям.
- Самодиагностика темперамента (примеры тестов и методик: тест Стреляу, опросник Айзенка, теппинг-тест).
- Анализ результатов.
Литература.
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.,1986.-с.256-266.
2. Весна Е.Б. Практические аспекты психологии познавательных процессов. – Петр.-Камч., 1996. – 174с.
3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии.-М.,1995.-с.332-341.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Р/нД.,1997.- с. 158-244.
5. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов.- М.: ВЛАДОС,1998. С. 379-392.
6. Теплов Б.М. Исследование свойств НС - как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Избр. Псих. труды.-М.: Педагогика,1985. Т2.-с.137-168.
7. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека.// Вопросы психологии.-1985.-№ 11.-с.19-33.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т2-М.,1989.-с.211-235.
9. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии.-М.:Прогресс,1982.-с.127-140.
Занятие № 8
(семинарское)
Тема: Характер.
Цель:Закрепить основные понятия по теме. Научиться определять черты характера личности.
Основные понятия:характер, структура характера, системы свойств характера, акцентуации характера, гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психостенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный типы акцентуации; психопатия.
Подготовка к занятию.
1. Изучить рекомендуемую литературу. Сделать краткие записи в тетрадь по теме.
2. Выписать в тетрадь основные понятия по теме.
3. Подготовиться к обсуждению вопросов.
- Понятие характера.
- История развития учения о характере. Связь характерологии с гороскопом, физиогномикой, графологией.
- Взаимоотношение характера и темперамента.
- Как проявляется характер человека в системе отношений.
- Типы акцентуаций характера подростков (по А. Личко).
- Механизмы формирования характера. Сензитивный период для развития и укрепления характера.
- Возрастные особенности становления черт характера у человека.
- Проблема перевоспитания черт характера.
- Проявление характера в системе взаимоотношений между людьми.
Ход занятия:
1. Обсуждение вопросов.
2. Самодиагностика при помощи теста Шмишека.
Рекомендуемая литература.
- Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. // Избранные психологические труды. В 2-х т. - М.,1980. Т. 2 .- Характер. С. 52- 82.Проблема формирования характера. С.82-103.
- Бодалев А.А. Психология личности. Характер и его формирование. – М., 1998. – С. 11-24.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.,1996.-336 с.С.267-291.
- Ковалев А.Г. , Мясищев В.Н. Темперамент и характер.// Психология индивидуальных различий. - М.,1982.- С. 167-172.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. // Психология индивидуальных различий. – М., 1982.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты.-М.,1982.- С. 288- 315.
- Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии. Психология индивидуальных различий.-М.,1982.- С. 69-74.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. Пособие.- М.,1995.- С. 277-329.
- Общая психология: Курс лекций для студентов 1 ст. пед образования./Составитель Л.И. Рогов. - М. - 1998. 448с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|