Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология периода становления как науки.





      • Сеченов И.М. о программе построения психологии как науки.

§ Роль Бехтерева В.М. в развитии отечественной и мировой психологии и психотерапии.

Развитие отечественной психологии.

· Выготский Л.С.: теория высших психических функций.

· Басов М.Я : человек как деятель.

· Рубинштейн С.Л.: методология науки.

· Леонтьев А.Н.: деятельность - особая целостность.

· Лурия А.Р. – основоположник отечественной нейропсихологии.

· Теплов Б.М – основоположник дифференциальной психофизиологии.

· Ананьев Б.Г.: человек как индивид, личность, субъект деятельности.

Примечание. Можно подготовить реферат о других представителях отечественной науки. Тему необходимо согласовать с преподавателем.

Ход занятия.

1. Заслушивание и обсуждение рефератов.

2. Просмотр и обсуждение видеофильма о научном пути Л.С.Выготского.

Рекомендуемая литература.

1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии 18-19 веков. – М., 1947.

2. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. - М.,1997.

3. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М., 1975.

4. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т.1. – М., 1987 (Советская психология за 40 лет: с. 63-118).



5. Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в 11-18 веках. – М., 1963.

6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). – М., 1994. – 395 с.

7. Философская энциклопедия. Статьи о названных мыслителях.

8. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века – М., 1997, с.310-394.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2т. - Т. 1 - Ростов-на-Дону, 1996, с.181 – 199.

Занятие № 5

Тема: Внимание.

Цель.Закрепление знаний.Отработка навыков диагностики индивидуальных особенностей внимания.

Основные понятия: внимание, виды внимания, непроизвольное, произвольное внимание, свойства внимания: концентрация, объем, распределение, переключение, устойчивость, отвлекаемость, рассеянность;

 

Подготовка к занятию.

1.Прочитать материалы лекции, рекомендуемую литературу, подготовиться к обсуждению вопросов:



o определение внимания;

o виды внимания;

o свойства внимания;

o причины нарушения внимания;

o формирование внимания в учебной деятельности.

2. Подобрать упражнения или рекомендации на развитие внимания.

3. Принести на занятие калькулятор.

Вопросы для самопроверки.

- Каковы особенности внимания как психического процесса и состояния человека?

- В чем основные отличия природного и социально- обусловленного внимания, непосредственного и опосредованного внимания?

- Какова последовательность основных этапов развития детского внимания?

- Как взаимосвязано внимание с другими психическими процессами?

Ход занятия.

1. Обсуждение вопросов.

2. Самообследование особенностей внимания при помощи методики «Корректурная проба», «таблицы Шульте».

3. Обсуждение и знакомство с упражнениями на развитие внимания.

Рекомендуемая литература.

1. Выготский Л.С.Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, С.162-172, 663-667, С.172-182, 769-778.

2. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6-ти т. Т. 3.,1983.- С.205-239.

3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997, 144, С. 28-45.

4. Выготский Л.С. Собрание соч. В 6 т. Т. 2.- М.,1982. С.381-395., Т.3.- М., 1982.С. 239- 254.

5. Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1- М.,1996.С. 348- 413.

6. Лурия А. Р. Внимание и память.- М.1975. С. 42-99.

7. Немов Р.С. Психология в 2-х кн. Кн.1.,1985.- С.201-215, С. 217- 256.

8. Общая психология: курс лекций /Сост. Е.И. Рогов.- М.,1998.-С.187-204.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2- х т. - Т. 1.- М.,1989. С. 300-344.

10. Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Основы психологической антропологии.

11. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. Пособие.-



М.,1995. - 384с.

12. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.- М.,1979.- С. 25-48, 61-75, 244- 270.

Занятие № 6.

Тема: Память.

Цель.Закрепление знаний.Отработка навыков диагностики индивидуальных особенностей внимания, памяти.

Основные понятия:произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная, эмоциональная, механическая, смысловая, образная, двигательная память, мнемические действия, воспроизведение, сохранение, забывание.

Подготовка к занятию.

1.Прочитать материалы лекции, рекомендуемую литературу, подготовиться к обсуждению вопросов:

o определение памяти;

o основания для классификации и виды памяти;

o законы памяти;

o кривая забывания Эббингауза;

o эффект Зейгарник;

o рациональные приёмы заучивания.

 

2. Подобрать задания, советы, рекомендации для лучшего заучивания и запоминания материала укрепления.

Вопросы для самопроверки.

- Какова роль памяти в осуществлении различных видов деятельности человека?

- Как взаимосвязана память с другими психическими процессами?

- Каковы основные процессы памяти?

- Как влияют индивидуальные особенности и способности человека на процессы памяти?

- Какие факторы влияют на развитие памяти?

 

Ход занятия.

1. Обсуждение вопросов.

2. Обсуждение упражнений, советов.

Рекомендуемая литература.

  1. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  2. Выготский Л.С.Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, С.162-172, 663-667, С.172-182, 769-778.
  3. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6-ти т. Т. 3.,1983.- С.205-239.
  4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997, 144, С. 28-45.
  5. Выготский Л.С. Собрание соч. В 6 т. Т. 2.- М.,1982. С.381-395., Т.3.- М., 1982.С. 239- 254.
  6. Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1- М.,1996.С. 348- 413.
  7. Лурия А. Р. Внимание и память.- М.1975. С. 42-99.
  8. Немов Р.С. Психология в 2-х кн. Кн.1.,1985.- С.201-215, С. 217- 256.
  9. Общая психология: курс лекций /Сост. Е.И. Рогов.- М.,1998.-С.187-204.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2- х т. - Т. 1.- М.,1989. С. 300-344.
  11. Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Основы психологической антропологии.
  12. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. Пособие.-
  13. М.,1995. - 384с.
  14. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.- М.,1979.- С. 25-48, 61-75, 244- 270.

Занятие № 7

(практическое)

 

Тема: Темперамент.

 

Цель: Закрепить основные понятия по теме. Познакомиться с методами изучения темперамента личности, научиться анализировать результаты диагностики темперамента с учетом особенностей теории, лежащей в основе методики.

Основные понятия: Темперамент, виды темпераментов: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, пластичность, регидность, экстроверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, темп психических реакций.

Подготовка к занятию.

1. Выписать основные понятия по теме.

2. Изучить рекомендуемую литературу и сделать краткие записи ответов на вопросы.

3. Ознакомиться с разделом пособия Весна Е.Б. «Практические аспекты психологии познавательных процессов» по теме «Определение темперамента по поведению» (таблица на стр.100-101).

4. Подготовится к обсуждению вопросов:

· Понятие о темпераменте. Основные теории темперамента.

· Типы темперамента. Достоинства и недостатки каждого типа.

· Темперамент и основные свойства нервной системы человека (по И.П.павлову).

· Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах, стиле общения, индивидуальном стиле деятельности.

Ход занятия:

  1. Экспресс-контроль.
  2. Определение темперамента по поведенческим проявлениям.
  3. Самодиагностика темперамента (примеры тестов и методик: тест Стреляу, опросник Айзенка, теппинг-тест).
  4. Анализ результатов.

Литература.

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.,1986.-с.256-266.

2. Весна Е.Б. Практические аспекты психологии познавательных процессов. – Петр.-Камч., 1996. – 174с.

3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии.-М.,1995.-с.332-341.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Р/нД.,1997.- с. 158-244.

5. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов.- М.: ВЛАДОС,1998. С. 379-392.

6. Теплов Б.М. Исследование свойств НС - как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Избр. Псих. труды.-М.: Педагогика,1985. Т2.-с.137-168.

7. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека.// Вопросы психологии.-1985.-№ 11.-с.19-33.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т2-М.,1989.-с.211-235.

9. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии.-М.:Прогресс,1982.-с.127-140.

 

Занятие № 8

(семинарское)

 

Тема: Характер.

 

Цель:Закрепить основные понятия по теме. Научиться определять черты характера личности.

Основные понятия:характер, структура характера, системы свойств характера, акцентуации характера, гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психостенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный типы акцентуации; психопатия.

 

Подготовка к занятию.

1. Изучить рекомендуемую литературу. Сделать краткие записи в тетрадь по теме.

2. Выписать в тетрадь основные понятия по теме.

3. Подготовиться к обсуждению вопросов.

- Понятие характера.

- История развития учения о характере. Связь характерологии с гороскопом, физиогномикой, графологией.

- Взаимоотношение характера и темперамента.

- Как проявляется характер человека в системе отношений.

- Типы акцентуаций характера подростков (по А. Личко).

- Механизмы формирования характера. Сензитивный период для развития и укрепления характера.

- Возрастные особенности становления черт характера у человека.

- Проблема перевоспитания черт характера.

- Проявление характера в системе взаимоотношений между людьми.

Ход занятия:

 

1. Обсуждение вопросов.

2. Самодиагностика при помощи теста Шмишека.

 

Рекомендуемая литература.

  1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. // Избранные психологические труды. В 2-х т. - М.,1980. Т. 2 .- Характер. С. 52- 82.Проблема формирования характера. С.82-103.
  2. Бодалев А.А. Психология личности. Характер и его формирование. – М., 1998. – С. 11-24.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.,1996.-336 с.С.267-291.
  4. Ковалев А.Г. , Мясищев В.Н. Темперамент и характер.// Психология индивидуальных различий. - М.,1982.- С. 167-172.
  5. Кречмер Э. Строение тела и характер. // Психология индивидуальных различий. – М., 1982.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты.-М.,1982.- С. 288- 315.
  7. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии. Психология индивидуальных различий.-М.,1982.- С. 69-74.
  8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. Пособие.- М.,1995.- С. 277-329.
  9. Общая психология: Курс лекций для студентов 1 ст. пед образования./Составитель Л.И. Рогов. - М. - 1998. 448с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.