Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие отечественной психологии в рамках философии и литературы.





ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие № l.

Тема: Теоретические основы психологии и практическое применение психологических знаний.

Цель: систематизировать знания о психологии как науки: ее предмете, методах, структуре; изучить возможности применения психологических знаний в работе различных специалистов.

Основные понятия:психология, психика, психическое свойство, психическое состояние, психический процесс, метод, наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, беседа, тестирование, метод анализа продуктов деятельности.

Подготовка к занятию:

1. Ознакомиться с предложенной литературой.

2. Подготовить краткие ответы на следующие вопросы:

1) Особенности психологии как науки.

2) Предмет психологии в истории ее развития.

3) Основные направления в психологии.

4) Методы психологии и их виды.

5) Место психологии в системе современных наук, связь с другими науками.

3. Законспектироватьпредложенную литературу.

§ Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: «Академия», 1999. - 464 с. либо другие издания (Тема. Методы психологии)

  1. Ответить письменно на вопрос:

§ Какими психологическими знаниями и умениями должен обладать специалист для успешного выполнения профессиональной деятельности (на примере своей специальности)?



  1. Выписатьиз предложенной литературы особенности работы психолога в разных областях практической деятельности (не менее 3 областей).

Ход занятия:

1. Проведение опроса.

2. Обсуждение особенностей работы психолога в разных областях практической деятельности.

3. Обсуждение возможности применения психологических знаний в работе специалистов различного профиля.

Литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - М.: Просвещение, 1986 (либо 2006, 2009). - 274 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: ЧеРо. - 336 с. Или [Электронный ресурс]: Режим доступа : http://www.psychology.ru/library/00016.shtml

3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с. Современная
психология: Справочное руководство. - М., 1999.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. I. Общие основы
психологии. - 688 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 720 с. Или [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bookap.by.ru/clasik/rubinshteyn/oglav.shtm



6. Современная психология: Справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 688 с.

7. Словари по психологии.

Примерные темы и литература для задания №1:

§ Психолог в системе образования.

§ Работа психолога в системе управления предприятием.

§ Работа психолога в сфере политики: психологическое обеспечение избирательной компании.

§ Работа психолога в области рекламы.

§ Помощь психолога в адаптации к новой культуре.

§ Психолог в профессиональных спортивных командах.

§ Психолог в силовых структурах.

§ Психолог в семейном консультировании.

§ Психолог в лечебных учреждениях.

§ Другие области.

 

1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников И.С. Введение в профессию «психолог». – М.: Издательство психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -464 с.

2. Введение в практическую социальную психологию. - М..: Смысл, 1996. - 373 с.

3. Литвак М.С. Профессия - психолог. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 352 с.

4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Кн. 2. Психология образования. - 608с.

Возможно использование дополнительных источников информации на выбор.

 

Занятие №2

(практическое)

Тема:Личность и самосознание личности.

Цель: закрепить основные понятия по теме, их соотношение, познакомиться с методами диагностики самооценки личности

Основные понятия:индивид, личность, индивидуальность, субъект, онтогенез, филогенез, жизненный путь, события жизни, социализация, институты социализации, сознание, самосознание, Я-концепция, самооценка (адекватная и неадекватная, завышенная и заниженная), уровень притязаний.



Подготовка к занятию:

1. Ознакомиться с предложенной литературой.

2. Подготовиться к обсуждению вопросов:

· Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект».

· Формирование и развитие личности: факторы, жизненный путь и социализация.

· Структура личности. Сферы личности.

· Самосознание личности. Я-концепция, ее компоненты.

3. Законспектироватьпредложенную литературу.

3.1 Некоторые вопросы формирования личности / Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; КДУ, 2005. – 511 с. (другое издание или http://bookap.by.ru/clasik/leontyev/oglav.shtm

Рекомендуется:при конспектировании данного источника раскрыть следующие вопросы:

Можно ли утверждать, что человек по своей природе социален? Почему? Каким образом развивается ребенок вне общения с людьми? В чем заключается процесс социализации. С какого возраста он начинается? Должны ли для этого созреть определенные психические функции? Объясните. Можно ли утверждать, что личность и ее особенности наследуются? Почему? Какова роль и соотношение биологических и социальных факторов в формировании и развитии личности? Может ли личность стать предметом биологического исследования? Каким образом А.Н. Леонтьев поясняет тезис «…сущностью человеческой личности является совокупность общественных отношений»? Какова роль деятельности в развитии личности? В каких понятиях раскрывается структура личности? Какова роль нравственного в этой структуре?

4. Подготовиться к выполнению задания(см. Приложение 1)

Ход занятия:

1. Обсуждение выполненных заданий.

2. Практическая работа (задания из приложения)

3. Самодиагностика особенностей своей личности.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000. – 351 с. (Приложение)

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2000, 336 с. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 1999. – 464 с.

3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 1999. – 464 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.

5. Реан А.А. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 720 с. Или http://bookap.by.ru/clasik/rubinshteyn/oglav.shtm

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2001. – 672 с. (гл. «Структура сознания»)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ 2

Задания для самостоятельного выполнения

Тема: «Личность и самосознание личности»

 

1. Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие как – к индивиду?*

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, темеперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, музыкальный слух, гуманность.

 

Объясните, чем отличаются понятия, в чем особенности современного общества с позиций двух авторов.

И.С. Кон, рассматривая особенности современного общества, пишет, что одни авторы называют современное общество «обществом индивидов» (Элиас, 2001), а другие – «индивидуализированным обществом» (Бауман, 2002)

 

Семинарское занятие № 3.

Тема. Основные направления зарубежной психологии.

Цель. Обобщение и систематизация знаний.

Основные понятия: Ид, Эго, Супер-Эго, базисная тревога, либидо, архетипы, анима (анимус), индивидуация, креативность, персонификация, самость, сублимация, фиктивный финализм, транстенденция, Я-система; идеальная самость, реальная самость,самоактуализация, экзистенциальность.

Подготовка к занятию.

Прочитать рекомендуемую литературу, подготовиться к обсуждению вопросов (одно направление на выбор студента):

Психоанализ З.Фрейда:

· структура личности;

· защитные механизмы Эго;

· психосексуальные стадии развития.

Аналитическая психология К.Юнга:

· структура личности;

· личное бессознательное, коллективное бессознательное,

Концепция индивидуальной психологии Н.Адлера:

· чувство неполноценности и компенсация;

· социальный интерес;

· жизненный стиль;

· креативное Я.

4. Методы психоанализа.

5.Предпосылки выделения неофрейдизма.

o Отличительные особенности неофрейдизма от фрейдизма. Социальный психоанализ.

o Теория К. Хорни.

o Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

6. Гуманистическая психология.

· Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте.

· Психология А.Маслоу.

· Логотерапия В. Франкла.

 

Ход занятия.

1. Обсуждение вопросов.

2. Просмотр и обсуждение видеофильма «К.Юнг».

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности, М.: Российское

Педагогическое Агенство, 1997, с.248-291, с.291-302, .

2. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Выш. Шк., 1998, с130 – 165.

3. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. – М., 1995, с.193-202.

4. Фрейд З. Психология бессознательного. М.,1989.,с.202-310.

5. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б.Гриншпун. – М.: ЭСКИМО-

Пресс, 1999, с.41 - 127.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, Санкт-Петербург,1997.

7. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х – середина 30-х годов ХХ в.- М., 1980

8. Юнг К.Т. Сознание и бессознательное – С-Пб,1997.

9. Юнг К.Т. Человек и его символы - М.,1997.

 

Первоисточники.

1. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

2. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

3. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

4. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эрика Фромма. М., 1995.

5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

Другие книги смотри в разделе первоисточников общего списка по истории психологии.

Семинарские занятия № 4.

Тема: Основные психологические школы отечественной психологии.

 

Цель: Обобщить и систематизировать знания об основных направлениях исследований отечественной психологии.

Подготовка к занятию. Подготовить реферат и сообщение на основе реферата по одному из предложенных направлений (тема формулируется самостоятельно).

Развитие отечественной психологии в рамках философии и литературы.

· Татищев В.Н. Задача психологии.

· Ломоносов М.В. Материалистическое направление русской психологии.

· Психологические проблемы в трудах Радищева А.Н.

· Белинский В.Г. Понятие личности.

· Чернышевский Н.Г. Понятие о психическом акте. Роль потребностей в жизнедеятельности человека.

· Писарев Д.И. Взаимоотношение личности и среды.

· Петобня А.А. – создатель научной школы исторического языкознания.

· Ланге Н.Н. Естественнонаучная ориентация психологии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.