Сделай Сам Свою Работу на 5

по теме «Физико-химические процессы в литосфере»





1. В чем отличие понятий «горная порода» и «минерал»?

2. В чем сходство и различие процессов выветривания и почвообразования?

3. Что такое глина, ил?

4. В каком виде и почему в почвах происходит накопление органических соединений?

5. Какие функциональные группы гумусовых веществ вносят основной вклад в катионообменную способность почв?

6. Почему величина емкости катионного обмена для большинства почв зависит от рН?

7. В чем заключается сущность и научное новаторство идей В. И. Вернадского о «живом веществе»?

8. Дайте определение понятий «биосфера», «почва».

9. Охарактеризуйте основные представления о цикличности миграции вещества при участии живых организмов.

10. Опишите основные механизмы взаимодействия атмосферы, гидросферы и литосферы с процессами, происходящими в почве.

11. Для решения каких актуальных общемировых проблем принципы биогеохимии приоритетны?

12. Каковы главные особенности физико-химических процессов, происходящих в почве?

13. Каковы принципиальные различия в поведении главных и рассеянных элементов в земной коре?

14. Изложите представления В. И. Вернадского о рассеянии химических элементов и формах их существования.



15. Перечислите распространенные формы существования элементов в земной коре.

16. Дайте определение геохимических параметров «кларк» и «Кларк концентрации» применительно к земной коре.

17. Дайте определение понятия «микроэлементы», расскажите об их биологическом значении.

18. Раскройте понятие «биохимический круговорот»; назовите отличительные черты биохимического круговорота в гидросфере и почве.

19. Какие элементы наиболее активно вовлекаются в биохимический круговорот и какие являются наиболее инертными? Рассмотрите классификацию элементов по интенсивности их вовлечения в биохимический круговорот.

20. В каких формах находится кислород, выделяемый живыми организмами в почве?

21. Какие условия необходимы для протекания процессов денитрификации?

22. Рассмотрите внутрипочвенные биогеохимические циклы газов, осуществляющиеся бактериальными системами.

23. В каких почвах продуцируется наибольшее количество СО2?

24. Изложите представления о двух главных группах специфических органических соединений в почвах.



25. Какие две противоположно направленные функции выполняет гумус почвы по отношению к рассеянным металлам?

26. Какова общая направленность биогеохимической трансформации минерального вещества почвы?

27. Назовите главные закономерности перераспределения тяжелых металлов при биогеохимической трансформации минерального вещества почвы.

28. Каков механизм фиксации избыточных масс тяжелых металлов и близких им поливалентных элементов в почвах?

29. Какие данные необходимы, чтобы рассчитать содержание того или иного элемента на единице площади (в г/м2 или т/км2)?

30. Почему большую часть циклических процессов массообмена, протекающих в биосфере, можно классифицировать как биогеохимические?

31. Каковы источники поступления химических элементов, вовлекаемых в глобальные миграционные циклы в биосфере?

32. Чем обусловлено различие времен оборота масс углерода, связанных в живом веществе суши и океана?

33. Изменялись ли на протяжении геологической истории массы углерода, выводимые из глобальных циклов?

34. Назовите основные звенья глобального цикла азота. Перечислите основные формы существования почвенного азота.

35. Какие главные различия можно выделить в структурах глобальных циклов массообмена калия и кальция?

36. В чем заключается проблема распределения масс кальция в биосфере?

37. Для какого из питательных элементов глобальный цикл массообмена отличается наименьшей замкнутостью?

38. Каковы роль и особенности поведения тяжелых металлов в биосфере?



39. Перечислите основные процессы миграции тяжелых металлов в окружающей среде. Какова роль в этих процессах живых организмов?

40. Как меняется интенсивность биологических процессов в почвах (масса живого вещества, приходящаяся на единицу площади суши)? Опишите сезонные закономерности этих процессов.

41. Какие факторы могут оказывать существенное влияние на интенсивность физико-химических процессов в почве?

42. Какое значение имеет аккумуляция органического вещества в почве?

43. Каковы главные формы аккумуляции металлов в почвах?

44. Каковы главные условия усиления миграции металлов в почвах?

45. Проанализируйте динамику воздействия антропогенных факторов на биогеохимические процессы в почвах.

46. Проанализируйте деформацию глобальных, региональных и локальных биогеохимических циклов в результате производственной деятельности человеческого общества.

47. Какие глобальные проблемы возникают в результате включения в природный цикл углерода масс СО2 индустриального происхождения?

48. Каковы последствия техногенной эмиссии диоксида серы? Какие территории подвержены «кислотным дождям» и где это явление отсутствует?

49. Охарактеризуйте основные элементы структуры земной коры.

50. Перечислите основные породообразующие минералы.

51. Перечислите основные особенности условий образования горных пород.

52. Что понимается под термином «почвообразование»?

53. Охарактеризуйте основные механизмы почвообразования.

54. Перечислите механические элементы почвы.

55. Дайте определение «почва».

56. Охарактеризуйте составные части почв: почвенный раствор, почвенный воздух и твердую фазу почв.

57. Укажите основные различия между органическими остатками и гумусом.

58. Перечислите принципы разделения веществ, составляющих гумус.

59. Какие неспецифические органические вещества поступают в почву с остатками растительного происхождения?

60. Расшифруйте понятие «органоминеральное соединение».

61. Перечислите виды поглотительной способности почв.

62. Какой показатель может охарактеризовать кислотность или щелочность почв?

63. Назовите основные источники ионов водорода в почвах.

64. Охарактеризуйте основные источники и пути трансформации соединений фосфора в почвах.

65. Какие глобальные проблемы связаны с чрезмерным использованием азотных удобрений? Приведите уравнения соответствующих химических реакций.

66. Какие факторы определяют оптимальное значение рН почвы?

67. Какие вещества можно использовать для раскисления почв?

68. Какие методы физико-химического анализа можно использовать при исследовании почв? Какую информацию при этом можно получить?

 

ЗАДАЧИ

для самостоятельного решения

1. Первой стадией денитрификации является восстановление нитратов до нитритов. Нитриты характеризуются малым временем жизни, восстанавливаясь далее до N2 и N2O. Уравнения этой первой стадии таковы:

NO + 2Н+ + ® NО + Н2О,

Eh = 0,83 – 0,031 · lg([NO ]/[NO ]) – 0,059рН.

Рассчитайте соотношение между Ehи рН для случая, когда половина NO будет восстановлена и [NO ] = [NO ].

2. Используя данные задачи 12, а также зная, что одна четверть карбоксильных групп имеет рКа= 3,0 и три четверти – рКа= 5,5, пересчитайте заряд, связанный с гумусом, в зависимости от рН.

3. Рассчитайте потери Р, S и N на 1 га в 250 мм дренажной воды, если концентрации этих элементов составляли соответственно 0,02; 2,5 и 12 мг/л.

4. Рассчитайте поступление серы в кг S/(га • год), если годовое количество осадков составляет 980 мм, общая концентрация в них S равна 1,5 мг/л. При условии, что поступление диоксида серы в виде сухих выпадений и осадков составляет 12кг S/(гa • год) и его окисление в почве происходит по уравнению:

2SO2 + О2 + 2Н2О ® 2H2SO4,

рассчитайте поступление Н+, связанное с SO2, в кг Н + /(га · год).

5. В почву были внесены азотные удобрения (NH4NO3) в количестве 110 кг N/гa. Какова масса использованного удобрения, если оно содержит 96 % действующего вещества? При условии, что весь NH4 нитрифицируется, вычислите увеличение концентрации нитратного азота в почвенном растворе, если удобрение равномерно смешивается с 2600 т почвы при содержании в ней воды 20 г Н2О/100 г сухой почвы. При условии, что в процессе нитрификации выделяется 2 моль Н+ на каждый моль минерализованного NH , рассчитайте изменение рН почвы. Ее буферная емкость равна 60 ммоль Н+/(кг · рН).

6. Урожай сельскохозяйственной культуры равен 12 т сухого вещества на 1 га. Культура содержит 16 г N/кг сухого вещества. Какую массу азотного удобрения необходимо внести на гектар, чтобы компенси­ровать вынос N с урожаем?

7. Рассчитайте массу каждого из следующих веществ, которая могла бы обеспечить поступление 40 мг N/кг сухой почвы: NH4NO3; (NH4)2SO4; мочевина; сухой навоз, содержащий 1,6% N.

8. Для выращивания сельскохозяйственных культур постоянное пастбище распахали и использовали в течение 30 лет. За этот период содержание органического С уменьшилось с 3,0 до 2,1 %. Если соотношение C:N остается равным 10:1, найдите, сколько минерального N выделялось в среднем за год. Примите, что масса почвы равна 2600 т/га. На другом поле посеяли траву и не распахивали его в течение 30 лет. За этот период содержание С в почве увеличилось с 1,6 до 2,3 %. Предполагая соотношение C:N равным 10:1, рассчитайте, сколько N должно было в среднем поступать ежегодно в почву, чтобы обеспе­чить его накопление?

9. При выжигании некоторого участка леса образовалось 18 т золы/га Она содержала: 7,9% Са2+; 1,6% Mg2+ и 2,6 К+. Рассчитайте посту­пление этих трех питательных веществ в кг/га. Золу заделывают в слой почвы 0-15 см, масса которого 2000 т/га. Если питательные вещества растворились и стали обменными, рассчитайте их поступление в смоль (р+)/кг. Приняв, что буферная емкость почвы составляла 6 смоль ОН/(кг · рН), рассчитайте изменение рН в этом слое, обусловленное внесением золы. Предположите, что катионы в золе находятся в форме оксидов, гидроксидов и карбонатов и что известковый эффект (смоль ОН-) равен их количеству, выраженному в сантимолях заряда катионов.

10. При определении в почве подвижного калия были использованы следующие данные: масса навески воздушно-сухой почвы – 10 г, объем водной вытяжки – 50 мл, концентрация ионов К+ в вытяжке 14,3 мкг К+/мл. Определите содержание подвижного калия в 1 кг почвы.

11. Рассчитайте количество K2SO4, которое необходимо внести в почву, чтобы обеспечить в ней содержание экстрагируемого К+, равное 36 кг/га.

12. Радиус зоны истощения запасов фосфата вокруг корня растения увеличивается примерно пропорционально корню квадратному из времени: r= 0,32 t1/2, где t– время, сутки. Исходя из этого уравнения, рассчитайте время, необходимое для развития зоны истощения радиусом 5 мм.

13. Для понижения кислотности почву подвергают известкованию. В результате известкования почвы в ней протекают химические реакции. Приняв, что ионы водорода вступают в реакцию с СаСО3 только в стехиометрическом соотношении 2:1, рассчитайте объем газа (при нормальных условиях), который выделяется при обработ­ке 250 л воды с рН 3,3 избытком СаСО3.

14. При недостатке азота в почве листва яблонь становится бледно-зеленой, рано желтеет и опадает, рост веток замедляется. Какой объем 2%-го раствора нитрата аммония (плотность раствора 1006 г/л) следует использовать для подкормки яблоневого сада площадью 200 м2 при норме внесения этого удобрения на суглинистых почвах, равной 50 г/м2?

15. Если в почве не хватает фосфора, то листья яблони становятся мелкими, темно-зелеными с голубым, а иногда с бронзовым или пурпурным оттенком. Засыхающие листья – очень темные. Цветение яблонь, голодающих без фосфора, задерживается, а плоды получаются кислыми. Норма внесения в почву двойного суперфосфата Са(Н2РО4)2 составляет 32 г/м2, а площадь фруктового сада – 700 м2. Какой объем воды потребуется для приготовления 4%-го раствора всего Са(Н2РО4)2, вносимого в почву по этой норме?

16. Если в почве имеется избыток азотных удобрений, то в плодах, ягодах и корнеплодах могут накопиться вредные для здоровья соли – нитраты. Среди овощей больше всего способны накапливать нитраты укроп, салат и петрушка, в меньшей степени – свекла, капуста и морковь. Картофель, помидоры и яблоки почти не накапливают нитратов: их содержание в этих продуктах редко превышает 100 мг/кг (в расчете на KNO3) при допустимой норме 200 мг/кг. Можно ли употреблять в пищу капусту, содержащую 2,2 · 10-3 моль KNO3/кг?

 

 

МОДУЛЬ

«ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИТОСФЕРЕ»

ВОПРОСЫ

К учебному модулю

1. Строение и состав литосферы.

2. Минералы и горные породы. Основные процессы преобразования горных пород.

3. Процессы выветривания и почвообразования.

4. Почва. Функции почвы.

5. Фазовый и элементный состав почв.

6. Гумус. Состав и свойства гумусовых веществ.

7. Почвенные растворы. Ионообменная способность почв.

8. Основные характеристики ионообменной способности почв.

9. Селективность катионного обмена.

10. Виды почвенной кислотности: актуальная и потенциальная кислотность.

11. Распространение кислых почв и их продуктивность.

12. Карбонатные системы в почвах, проблема щелочности.

13. Формы соединений алюминия в почвах.

14. Соединения кремния и алюмосиликаты в почвах.

15. Азот, фосфор и сера в почвенных процессах.

16. Марганец и железо в почвах.

17. Микроэлементы и химическое загрязнение почв.

18. Основные процессы саморегуляции в литосфере.

19. Карбонатные системы и природа щелочности почв.

 

ЗАДАЧИ

К учебному модулю

Задача № 1. Рассчитайте количество доломитовой муки, которую необходимо вносить на Ваш садовый участок (площадь 0,1 га), чтобы исключить закисление почв за счет выпадения кислотных осадков, если плотность выпадений составляет, кг/(га · год). H+ = 0,77; SO42– = 43,27; NO3 = 19,22; NH4+ = 2,59; Cа2+ = 3,25. Напишите уравнения соответствующих реакций и перечислите основные последствия закисления почв.

Задача № 2. Опишите, в каких случаях проводится гипсование почв и приведите соответствующие химические реакции. Оцените долю гипса для пахотного слоя почвы толщиной 50 см, если емкость катионного обмена равна 23 мг-экв/100 г, а содержание обменного натрия составляет 20 % от емкости катионного обмена.

Задача № 3. Среднее содержание гумуса в пахотных почвах Ивановской области составляет 1,9 %. Оцените степень истощения гумусового слоя, назовите основные причины этого явления и предложите меры по улучшению плодородия почв в области.

Задача № 4. Оцените коэффициент биологического поглощения бора, если его содержание в почве составило 5,8 мг/кг сухой почвы, а в золе злаковых растений 400 мг/кг. Определите, к какой группе элементов относится бор и опишите его основные функции в физиологии растений.

Задача № 5. В воде Уводьского водохранилища среднее содержание Zn и Cu составляет соответственно 0,0124 и 0,009 мг/л, степень минерализации воды близка к 0,4 г/л. Оцените коэффициенты водной миграции каждого из элементов, если их Мировой Кларк для осадочных пород равен 80 (Zn) и 51 (Cu) мг/кг, и интенсивность водной миграции каждого из элементов.

Задача № 6. В настоящее время человечество способно синтезировать около 10 млн соединений, производит в больших масштабах 50 тысяч соединений, а в особо крупных масштабах – 5 тыс. соединений. Опишите возможные последствия воздействия этих соединений для литосферы и почвенных организмов.

Задача № 7. Общий объем различного минерального сырья, извлекаемого из недр, составляет 1011 т. Оцените, какую долю эта величина составляет от объемов веществ, вовлекаемых в биотический круговорот суши.

Задача № 8. Экспериментальные данные по кинетике аэробного и анаэробного разложения некоторых токсичных веществ антропогенного происхождения в почвенной суспензии представлены в таблице 11.

Таблица 11. Экспериментальные данные

Вещество Условия эксперимента Содержание, мкг/кг Длительность опыта, сутки
Начальное к концу опыта
Мочевина Аэробное 3,8
Мочевина Анаэробное 2,7
Фенантрен Аэробное 0,15
Фенантрен Анаэробное 0,6
Трихлорэтилен Аэробное 1,86
Трихлорэтилен Анаэробное 1,65
ДДТ Аэробное 0,38
ДДТ Анаэробное 0,30
Гексахлорбензол Аэробное 0,30
Гексахлорбензол Анаэробное 0,35

Определите время полураспада этих соединений в аэробных и анаэробных условиях.

Установите взаимосвязь между строением и временем полураспада, поясните, почему одни соединения лучше разлагаются в анаэробных условиях, а другие в аэробных.

Задача № 9. По имеющимся данным почвы суши теряли в среднем за 10000 лет по 30 млн т углерода гумуса ежегодно, но в последние 50 лет – со скоростью 700 млн т углерода ежегодно. Оцените, задаваясь территорией суши и площадью пахотных земель ( 30 млн км2 ), суммарные потери углерода за последние 50 лет. Перечислите основные причины указанного процесса и наиболее вероятные следствия.

Задача № 10. В настоящее время скорость потерь гумусового слоя составляет в среднем 1 см ежегодно. Уменьшение мощности гумусового слоя на 1 см вызывает снижение потенциального урожая зерновых культур в черноземах на 100 кг с 1 га. Оцените последствия для мирового сообщества, если средняя урожайность зерновых культур в мире составляет 28 центнеров с га (по России – 18 центнеров с га). Перечислите основные причины уменьшения мощности гумусового слоя, а также укажите главные профилактические мероприятия.

Задача № 11. Среднее содержание соединений азота и фосфора в почвах разного генезиса (в слое 0 – 30 см) приведено в таблице 12.

Таблица 12. Среднее содержание соединений азота и фосфора в

почвах разного генезиса

Форма азота Содержание, кг/га
дерново-подзолистая типичный чернозем серозем
Весь азот
Азот аминогрупп
Аммонийный азот
Азот аминосахаров
Негидролизуемый азот
Фосфор (в пересчете на P2O5 минеральный)
Фосфор (в P2O5)

Водные потоки со склонов даже покрытых растительностью приводят к смыву верхних слоев почвы в близлежащие водотоки. Вследствие этого ежегодно уносится 1-2 т почвы с гектара. Оцените поступление азота и фосфора в Уводское водохранилище за счет указанного процесса и их среднюю концентрацию, формы нахождения в воде, если площадь зеркала водохранилища равна 10,4 км2 (ширина – 1,5 км; длина – 15 км), объем воды в водохранилище – 83 млн м3, ширина водоохраной зоны – 300 м. Перечислите основные следствия, которые могут вызвать найденные концентрации азота и фосфора для данного водного объекта.

Задача № 12. Среднее содержание гумуса в пахотном слое почв (дол 30 см) в Ивановской области составляет 1,9 %. Оцените его запасы (ρ – плотность слоя почвы равна 1,2 – 1,5 г/см3) и среднюю потребность почв в органических удобрениях, если среднее ежегодное количество поступающих в почву органических остатков составляет 0,5 т/га, коэффициент минерализации гумуса равен 0,8, а коэффициенты гумификации растительных остатков и органических удобрений равны, соответственно, 0,2 и 0,1.

Задача № 13. При возникновении в почвах анаэробных условий усвояемость растениями железа и марганца резко возрастает, но возрастает и токсическое воздействие этих элементов на растения. Такая ситуация часто возникает на заболоченных рисовых полях. Объясните данное явление и приведите соответствующие химические реакции.

Задача № 14. Известно, что сахарная свекла уносит из почвы необычайно большие количества азота (300 кг/га), калия (400 кг/га) и магния (45 кг/га), а кукуруза – фосфора (70 кг/га в пересчете на фосфор). Объясните, к каким изменениям минерального состава почвы приводит выращивание монокультур. Оцените потребность в минеральных удобрениях для выращивания указанных культур, если площади интенсивно используемых пахотных земель составляют 12 млн км2, под указанные культуры занято примерно 20 % пахотных земель. Найденную величину сравните с реальной (ежегодно на планете рассеивается 400 млн т минеральных удобрений и около 4 млн т ядохимикатов).

Задача № 15. Вы приняли решение выращивать в своем регионе сахарную свеклу с целью решения проблем обеспечения населения сахаром. Однако пахотные земли в регионе бедны калием. Какое из трех соединений, предложенных вам поставщиками, КСl, КNO3 или К2SO4 вы выберете в качестве удобрений (мотивируйте свой выбор, приведите уравнения химических реакций в почвах).

Задача № 16. По общей массе почвенные микроорганизмы составляют большую часть микроорганизмов нашей планеты: в 1г чернозема их содержится до 10 ×109 штук или примерно 8-10 т/га (точнее 1-7 т бактерий, 100 – 1000 кг микрогрибов, 10 – 300 кг водорослей, 5-10 кг простейших, до 1000 кг членистоногих и 350-1000 кг дождевых червей). Среднее время удвоения их масс составляет 20 – 120 мин. Оцените среднее время жизни почвенных микроорганизмов, опишите их роль в почвенных процессах и приведите соответствующие уравнения реакций.

Задача № 17. Определите емкость катионного поглощения для различных типов почв, имеющих следующие показатели (величины дозы в мг-экв/100 г почвы):

1) Ca2+ – 3; Mg2+ – 1,5; Al3+ – 7; гидролитическая кислотность Hg = 8;

2) Ca2+ – 20; Mg2+ – 5; Na+ – 4; Hg = 8;

3) Ca2+ – 6; Mg2+ – 0,2; Na+ – 4; Hg = 8; K+ – 1,2;

4) Ca2+ – 40,8; Mg2+ – 6,6; Hg = 4,81.

5) Какие из приведенных почв наиболее подвержены + – 6; Mg2+ – 0,2; Na+ – 4; Hg =8; K+ – 1,2;

Задача № 18. Определите степень насыщенности почв основаниями и необходимость ее известкования по приведенным ниже характеристикам, выраженным в мг-экв/100 г почвы (S – сумма поглощенных оснований; Hg – гидролитическая кислотность; Е – емкость поглощения катионов).

1) S = 3b; Hg = 3;

2) [Ca2+] = 2,5; [Mg2+] = 1; Hg = 8;

3) S = 12; Hg = 4;

4) E = 21; Hg = 5.

Задача № 19. Определите степень солонцеватости различных типов почв, если они имеют следующие характеристики в мг-экв/100 г почвы почвы (S – сумма поглощенных оснований; Е – емкость поглощения катионов).

1) [Ca2+] = 29; [Mg2+] =5,8; [Na+] = 1,9;

2) Na+ = 2; S = 22;

3) Na+ = 9; E = 28.

Задача № 20. Оцените вероятность загрязнения почв тяжелыми металлами и пестицидами, характеристики которых даны ниже. Что можно сказать об этих почвах с точки зрения состава поглощаемых катионов почвенно-поглощающего комплекса (цифры приведены в мг-экв/100 г почвы; S – сумма поглощенных оснований; E –емкость поглощения катионов, величина pH относится к водной суспензии)?

1) S = 14; E = 20; pH = 5;

2) [ Ca2+] + [Mg2+] = 27; Е = 30; pH = 7,8.

Задача № 21. Определите тип и степень засоления почв по результатам анализа водных вытяжек (таблица 13). Оцените уровень потребности в мелиорирующем соединении и рассчитайте его дозу для пахотного слоя толщиной 20 см (ρпочвы = 1,5 г/см3).

 

 

Таблица 13. Результаты анализа водных вытяжек

Почва Сухой остаток Содержание анионов и катионов, мг-экв/ 100 г почвы
HCO3 Cl SO42 Ca2+ Mg2+ Na+
1,85 0,64 0,20 24,19 9,35 1,08 14,28
0,67 0,88 1,89 7,43 0,55 1,56 8,109
2,04 0,64 12,21 17,31 4,70 2,47 22,99
4,004 0,43 9,0 46,56 7,70 7,15 41,14
2,826 0,80 33,82 5,41 19,60 2,55 17,28
5,91 0,46 18,51 10,01 8,30 6,66 44,02
16,08 5,83 4,77 213,63 следы следы 224,21
2,77 9,82 4,48 22,26 следы следы 37,42
2,65 12,08 14,84 8,8 следы следы 35,72
0,93 5,56 4,37 1,97 нет нет 11,90

Задача № 22. Определите емкость катионного обмена почвы, если она содержит следующие катионы (мг-экв/ 100 г почвы); Ca2+, Mg2+. Потенциальная кислотность почвы составляет 7 мг-экв/ 100 г почвы.

Задача № 23. Какие величины степени насыщенности почв основаниями определяют сильную, среднюю и слабую нуждаемость почв в извести или полное ее отсутствие?

Задача № 24. Определите степень солонцеватости почв, если в ней содержатся (в мг-экв/100 г почвы) обменные катионы Ca2+ – 7,8; Mg2+ – 2,4; сумма поглощенных оснований S = 17. Определите дозу внесения гипса для пахотного слоя толщиной 20 см, если обменная масса почвы составляет 1,15 – 1,35 г/см3.

Задача № 25. Что можно сказать о почве с точки зрения состава обменных катионов почвенно-поглощающего комплекса, если сумма поглощенных оснований равна S = 22 мг-экв/100 г, емкость поглощения катионов Е = 32 мг-экв/100 г, pH водной вытяжки меньше или равна 7? Что можно сказать о подверженности этой почвы загрязнению тяжелыми металлами и пестицидами?

Задача № 26. Анализ почвы показал, что сумма поглощенных оснований S равна 20 мг-экв/ 100 г, содержание обменного натрия [Na+] = 5 мг-экв/100 г. Определите, нуждается ли данная почва в химической мелиорации и если да, то какой?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелз Т., Лисс П. Введение в химию окружающей среды. Пер. с англ. – М.: Мир, 1999. – 271 с.

2. Исидоров В.А. Экологическая химия: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Химиздат, 2001. – 304 с.

3. Гусакова Н.В. Химия окружающей среды. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, . – 192 с.

4. Исидоров В.А. Введение в химическую экотоксикологию: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Химиздат, 1999. – 144 с.

5. Экологическая химия. Под ред. Ф. Корте. Пер. с англ. – 2004. – 396 с.

6. Человек и его среда обитания. Под ред. Г.В. Лисичкина и Н.Н. Чернова. – 2004. – 460 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Физико-химические процессы в литосфере. 2

1. Строение литосферы и структура земной коры.. 2

2. Минералы и горные породы.. 7

2.1. Магматические породы.. 2

2.2. Осадочные породы.. 2

2.3. Метаморфические горные породы.. 2

3. Гипергенез и почвообразование. 2

4. Механический состав почв. 2

5. Элементный состав почв. 2

6. Органические вещества почвы.. 2

6.1. Классификация органических веществ почвы.. 2

6.2. Неспецифические органические соединения в почвах. 2

6.3. Специфические гумусовые вещества почв. 2

6.4. Органоминеральные соединения в почвах. 2

7. Поглотительная способность почв. 2

7.1. Катионообменная способность почв. 2

7.2. Обменные катионы почв. 2

8. Щелочность и кислотность почв. 2

9. Соединения азота в почве. 2

10. Соединения фосфора в почве. 2

Контрольные вопросы по теме: «Физико-химические процессы в литосфере» 2

Задачи для самостоятельного решения. 2

Модуль «Физико-химические процессы в литосфере». 2

Вопросы к учебному модулю.. 2

Задачи к учебному модулю.. 2

Литература. 75

 

 

 


Учебное издание

 

Татьяна Геннадьевна Дмитриенко

 

Физико-химические процессы в ЛИТОСФЕРЕ

 

 

Учебное пособие

 

Редактор В.В. Макаров

____________________________________________________________________________

 

Подписано к печати 25.04. 2006 г. Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 6,5.Уч.-изд. л. 6.2. Бесплатно. Зак. №

____________________________________________________________________________

Типография СВИРХБЗ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.