Растения суходольного и пойменного луга
ПОЛЕВая ПРАКТИКа
ПО ботанике
С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ
Методические рекомендации
для студентов 1 курса ЕГФ
специальностей 050103 – география и 050101 – химия.
Брянск 2010
УДК58
ББК28.58я73
Жигальцова Л.А., Харин А.В. Полевая практика по ботанике с основами фитоценологии: методические рекомендации / Л.А. Жигальцова, А.В. Харин. – Брянск: РИО БГУ, 2010. -116 с.
Методические рекомендации включают в себя несколько разделов, в которых отражены общие указания по организации практики, основные методики полевых исследований, примерная тематика самостоятельных работ и экскурсий, так же приводятся сведения об экологических группах растений, дается обзор основных семейств характерных для региона.
Цель настоящих методических рекомендаций – помочь студентам биологических специальностей на учебно-полевой практике освоить основные методы полевых исследований.
Для студентов биологических факультетов педагогических и классических вузов. Может быть полезно учителям школ, гимназий, лицеев, руководителям биологических кружков при домах детского творчества для организации исследовательской деятельности детей.
Рецензенты:
Самошкин Е.Н. –заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Брянской государственной инженерно-технологической академии
Величкин Э.М.– кандидат биологических наук, доцентБрянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Куксина М.М. -директор Карачевского дома детского творчества
Печатается по решению ученого совета естественно-географического факультета БГУ от ________ г. (протокол № __)
© Жигальцова Л.А., Харин А.В., 2010
© РИО БГУ, 2010
Содержание
|
| стр.
|
| Введение
|
| 1.
| Рабочая программа учебно-полевой практики по курсу «Ботаника с основами фитоценологии». Задачи и содержание летней учебной практики
|
| 2.
| Методические указания летней учебной практики
|
| 2.1
| Экскурсионное снаряжение и оборудование
|
| 2.2.
| Инструкция по технике безопасности
|
| 2.3.
| Правила сбора растений в природе
|
| 2.4
| Засушивание растений в бумаге и монтировка гербария
|
| 2.5.
| Определение растений
|
| 2.6.
| Методика описания растительного сообщества
|
| 2.7.
| Примерная тематика самостоятельных работ
|
| 2.8.
| Оформление полевого дневника и материалов экскурсий
|
| 2.9.
| Зачет по учебно-полевой практике
|
| 2.10.
| Темы и содержание экскурсий
|
| 2.11.
| Охраняемые растения Брянской области.
|
| 3.
| Основные экологические группы высших растений и их
анатомо-морфологические особенности.
|
| 3.1.
| Приспособления растений к условиям освещения и
увлажнения
|
| 3.2.
| Приспособления растений к почвенным условиям
|
| 4.
| Жизненные формы и экобиоморфы растений
|
|
| Литература
|
|
| Приложение I Бланкморфологического описания растения
|
|
| Приложение II Бланк описания лугового фитоценоза
|
|
| Приложение IIIБланк описания лесного фитоценоза
|
|
| Приложение IVВегетативные и генеративные органы растения
|
|
| Приложение V Жизненные формы растений
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Курс ботаники в университетах согласно учебному плану состоит из взаимосвязанных между собой теоретического курса (лекций), лабораторно-практических занятий и летней учебной практики.
Летняя практика по ботанике способствует не только усвоению студентами учебного материала, но и приучает их научно мыслить, расширяет кругозор знаний по биологии и помогает приобрести некоторые навыки применения ботанических знаний в их дальнейшей деятельности.
Весь процесс прохождения летней учебной практики по ботанике с основами фитоценологии, изложенный в данных методических рекомендациях, учитывает требования Государственного общеобразовательного стандарта по курсу ботаники.
Методические рекомендации подготовлены для студентов естественно-географического факультета БГУ специальностей: 050103 – география, квалификация – учитель географии; 050101 – химия, квалификация – учитель химии и др.) очного и заочного отделений. Мы несколько расширили число тем и заданий, чтобы преподаватель, ведущий практику, мог изменить порядок выполнения заданий и выбрать из них более подходящие применительно к местным условиям.
Экскурсии методически всегда индивидуальны, поэтому в данном пособии мы ограничились приведением примерных планов экскурсий и некоторыми методическими указаниями.
В методических рекомендациях изложены вопросы ботаники, так или иначе затрагиваемых программой практики и выходящих за пределы учебных курсов, а также методик наблюдений в природе. Привести конкретные указания по всем возможным темам, выполняемым студентами невозможно, справочный же материал они найдут в методических рекомендациях в достаточном объеме.
Рисунки, используемые в методических рекомендациях, взяты из следующих источников: Булохов А.Д. (1996), Васильев А.Е. и др. (1999), Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. (1979), Жмылев П.Ю. и др. (2005), Миркин Б.М. и др. (2001).
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО КУРСУ
«БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ»
Программа полевой практики подготовлена для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050103 – география, квалификация – учитель географии и 050101 химия, квалификация – учитель химии и учитывает требования Государственного общеобразовательного стандарта.
Программа включает сезонную и летнюю полевую практику, которая проводится в июне, в течение 8 дней (48 часов).
Учебно-полевая практика проводится на биостанции университета (пос. Усовье, Выгонического района Брянской области, Полужское лесничество), на временно оборудованных базах (на базе сельских школ, заповедников, заказников, лесничеств и т. п.), а также во время загородных экскурсий с последующей обработкой материала в лабораториях кафедры.
В программе дан список литературы, рассчитанный на условия лесной зоны.
В результате летней учебной полевой практики студент должен:
– приобрести твердые знание основных видов местной флоры, знать латинские названия не менее 25 видов;
– знать, как и в какой мере, окружающая среда влияет на растения и изучить черты адаптации растений к среде;
– изучить основные жизненные формы и экологические типы растений;
– уметь ботанически грамотно давать морфологическое описание растений;
Для зачета летней полевой практике студент должен представить: гербарий по морфологии листьев, соцветий и плодов, стеблей включающий также типичных представителей основных экологических типов растений. Смонтировать коллекцию на одну из школьных тем по ботанике. Письменный отчет о выполнении индивидуальной работы.
Примерное распределение дней учебно-полевой практики
Разделы
| Кол-во дней
| Вводная экскурсия. Методика описания и определения растений. Методы сбора и гербаризации растений.
|
| Деревья и кустарники
|
| Растения хвойного леса
|
| Растения суходольного и пойменного луга
|
| Растения водоемов и болот
|
| Сорные и рудеральные растения.
|
| Обработка материала, составление отчета. Выполнение тематических индивидуальных заданий
|
| Прием зачетов, зачетная экскурсия
|
| Введение
Знакомство студентов с задачами практики и с характером местной растительности. Понятие о массовых и редких видах. Правила бережного отношения к растительному покрову. Методика сбора и сушки растений, методика морфологического описания.
Понятие о жизненных формах растении и экологических группах. Практическое значение различных групп растений (кормовые, лекарственные, сорные и т.д.).
Деревья и кустарники
Дерево, кустарник и трава как жизненные формы. Нарастание в высоту и толщину. Распускание почки и развитие из нее побега. Годичный побег. Типы побегов (по длине междоузлий, направлению роста, по функциональной роли в кроне).
Нарастание и ветвление. Моноподиальные и симподиальные системы побегов. Годичная периодичность в жизни вечнозеленых и листопадных деревьев. Длительность жизни листьев у хвойных. Определение возраста дерева и кустарника.
Понятие об основных биологических отличиях широколиственных и мелколиственных древесных пород. Эколого-морфологические различия листьев. Типы листорасположения. Листовая мозаика. Отношение различных древесных пород к свету. Световые и теневые листья. Изменение высоты и диаметра ствола, формы кроны в зависимости от освещения. Корневые системы. Цветение и плодоношение, семена и плоды деревьев и кустарников. Приспособления к распространению. Вегетативное размножение и возобновление деревьев и кустарников. Хозяйственное использование местных деревьев и кустарников.
Лишайники. Образ жизни и местообитание.
Грибы. Понятие о мицелии и плодовом теле высших грибов.
Растения хвойного леса.
Кустарнички как основная жизненная форма хвойных лесов. Разнообразие жизненных форм многолетних трав (длинно- и коротко корневищные, наземно-ползучие; розеточные и длиннопобеговые; длительновегетируюшие и эфемероиды; летнезеленые и вечнозеленые). Особенности надземных и подземных побегов. Возобновление, нарастание и ветвление, формирование системы побегов. Корни и корневые системы. Однолетние и многолетние части растения. Способы перезимовки, положение почек возобновления. Вегетативное размножение.
Особенности строения листьев лесных кустарничков и трав. Цветки и соцветия, приспособления к опылению. Плодоношение, морфология плодов и семян, приспособления к их распространению.
Мхи. Их общий облик, расчленение побега. Гаметофит и спорофит. Мхи напочвенные и эпифитные.
Папоротники. Спорофит, его строение, рост. Развитие листа (вайи). Сорусы и спорангии. Заросток. Жизненные формы папоротников и их вегетативное размножение.
Хвощи. Строение спорофита и его рост. Спороносные колоски. Дифференциация побегов. Вегетативное размножение. Плауны: общий облик, образ жизни.
Ядовитые и лекарственные растения хвойного леса; виды, нуждающиеся в охране.
Важнейшие биологические особенности и отличия растений, живущих под пологом хвойных и лиственных лесов.
Растения суходольного и пойменного луга
Основные жизненные формы. Длинно- и короткокорневищные. кистекорневые, рыхлокустовые и плотнокустовые, стержнекорневые, корнеотпрысковые многолетние растения. Монокарпики и поликарпики, однолетние и двулетние растения. Полупаразиты и паразиты. Строение надземных и подземных органов. Кущение и его типы. Особенности корневых систем у бобовых, явление симбиоза. Вегетативное возобновление и размножение. Строение соцветий, цветков. Приспособления к опылению. Типы плодов. Приспособления к распространению плодов и семян. Семенное размножение. Ядовитые и лекарственные травы луга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|