Сделай Сам Свою Работу на 5

Какие применялись методы и приемы на уроке, их целесообразность





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

ПО ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

для студентов 4 курса

СФ БашГУ

 

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА 4 КУРСЕ

 

§ закрепление профессиональной направленности;

§ изучение и обобщение передового педагогического опыта, перенесение его в практику своей работы;

§ формирование умений психологического анализа урока

 

Значение психолого-педагогического анализа урока

В педагогической деятельности учителя

Успешное осуществление учебно-воспитательной деятельности требует от учителя знания не только личности учащихся и психологии коллектива школьного класса, но и психологических основ всего учебно-воспитательного процесса. Одним из важных способов осознания, объективизации педагогической деятельности ее участниками, и, прежде всего учителем является анализ урока – основной организационной единицы процесса обучения.

Способствуя улучшению преподавания в целом, анализ урока имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок отстраненно, благодаря чему переосмысливает, оценивает его в целом и каждый его компонент в отдельности. В то же время психологический анализ урока позволяет учителю применить его собственные теоретические знания для осмысления способов, приемов его работы, используемых в обучении, во взаимодействии с классом. Осмысление себя, собственного поведения, своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя.



Предмет психологического анализа урока многогранен: это психологические особенности учителя (его личности, его деятельности на данном конкретном уроке), психологические особенности и закономерности личности учащегося, всего класса (деятельности по усвоению определенных знаний, формированию умений и навыков), закономерности самого обучения. Это и психологические особенности общения между учителем и учащимися, обусловленного спецификой учебного предмета, т. е. того материала, который передается учителем и усваивается учащимся, и многие другие объекты анализа (Н. Ф. Добрынин). Психологический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводить психологическое наблюдение за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, делать правильные, психологически обоснованные выводы служит надежным средством совершенствования для учителя, его профессионально-педагогического мастерства. В свою очередь, совершенствование мастерства учителя, сформированность рефлексивных механизмов, его педагогического самосознания являются основными предпосылками и источниками постоянного повышения эффективности обучения любому учебному предмету.



ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Анализ любого урока представляет собой комплексное рассмотрение, в котором психологический, педагогический, методический и предметный аспекты тесно связаны друг с другом. Выделение одного из этих аспектов, например психологического, носит условный характер и оно необходимо только в аналитическом (теоретическом) плане.

Говоря о психологическом анализе урока как явления в целом, можно четко разграничить три его плана.

Первый план - психологический анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его научного мировоззрения, нравственности в процессе обучения. Этот план входит частью в общепедагогический разбор урока, где в целом рассматривается, его соответствие общеобразовательным и воспитательным целям современного образования. Очевидно, что в общем контексте перестройки образовательного процесса необходимо усилить именно воспитательную сторону обучения, включив в психологический анализ урока более широкий круг вопросов о воспитании ученика как личности и более детальное их рассмотрение. Актуальным становится психологический анализ самого убеждающего воздействия учителя на формирование позитивных социальных установок, активной социальной позиции ученика, его готовности отстаивать и защищать свои убеждения. Важным является здесь и психологический анализ процесса воспитания чувства ответственности, сотрудничества и условий формирования нравственно здоровых, объединенных социально значимой целью учебных коллективов как групп высшего типа.



Второй план тесно соотносится с методическим разбором урока: обоснованием его целей, содержания, организации и т. д. Рассматривается, насколько он соответствует уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию. Анализируются психологическая природа усвоения учебного материала, развития интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся и т. д.

Третий план анализа урока имеет двух адресатов: первый - это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, условие ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т. д., т. е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем. В то же время психологический анализ урока - это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя. В этом случае психологического анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний протекания собственной деятельности, ее успеха и т.д.). Все выше изложенное показывает, что психологический анализ урока - это многостороннее и многообъективное явление, он позволяет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент, являясь тем мощным средством, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мастерство.

Психологический анализ урока следует начинать с общих сведений об условиях проведения урока:

Дата

Школа Класс

Предмет

Ф.И.О. учителя

Тема урока:

Тип урока:

Цель и план урока.

Оборудование урока (технические средства и наглядные пособия)

Ниже приводятся несколько схем психологического анализа урока, которые должны быть использованы студентом.

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА №1

 

1. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА:

1. проанализировать, какими приемами была доведена цель урока в сознание обучающихся;

2.насколько обучающиеся были заинтересованы предстоящей темой занятия.

2.СТИЛЬ УРОКА:

Какие применялись методы и приемы на уроке, их целесообразность

1. соотношение нагрузки на память и мышление обучающихся;

2. соотношение воспроизводящей и творческой деятельности обучающихся;

3. соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;

4. какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем, и какие - учащимися (кто ставит проблему, кто формирует её, кто решает);

5. соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа обучающихся и учителя. Способы контроля усвоения материала, объективность, своевременность оценки;

6. соотношение побуждения обучающихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);

7. педагогический такт учителя;

8. психологический климат в классе (умение подержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения);

2.2. Особенности организации учителя:

1. подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);

2.рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

3.1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

1. как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;

2. какие использовались установки, и в какой форме (убеждение, внушение);

3. как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

4. какие использовались формы работы для актуализации в памяти обучающихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнении по повторению и др.).

3.2. Организация деятельности мышления и воображения обучающихся в процессе формирования новых знаний и умений:

1. на каком уровне формировались знания обучающихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.д.);

2. какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

3. какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);

4. каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;

5. какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3.3. Закрепление результатов работы:

1. формирование навыков с помощью упражнений;

2. предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы;

3.рефлексия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.