Сделай Сам Свою Работу на 5

Эффективность и качество массовой информации в период предвыборной агитации





В рамках избирательной системы СМИ выполняют одновременно несколько функций. Они служат, во-первых, каналом информирования избирателей (например, о назначении дня выборов, об образовании избирательных участков, о регистрации кандидатов и т.д.), во-вторых, средством предвыборной агитации и, наконец, в-третьих, инструментом гражданского контроля. Роль СМИ состоит в том, чтобы помочь гражданам интегрироваться в процесс формирования органов власти, обрести и реализовать навыки открытой и законной политической борьбы.

Российское законодательство о выборах традиционно различает использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как про­изводитель массово-информационных услуг, во втором - ­как самостоятельный институт демократии. При­чем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой – ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.



Закон об основных гарантиях исходит из того, что СМИ не являются субъектами агитационной деятельности, а, следовательно, не могут считаться и ее участниками. Они лишь производители информационных услуг. Это прямо следует из конструкции статьи 48 данного Закона. С одной стороны, за гражданами и общественными объединениями пункт 1 признает право проведения предвыборной агитации в любых допускаемых законом формах и законными методами. С другой стороны, пункт 4 сводит содержание пункта 1 исключительно к такой триаде: кандидат, избирательное объединение, избирательный блок. Более того, представителям организаций, осуществляющих выпуск СМИ, запрещено проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы при осуществлении ими профессиональной деятельности (подпункт «ж» пункта 7).

Напротив, в освещении избирательной кампании СМИ призваны играть главенствующую роль. Согласно Закону об основных гарантиях кандидаты вообще не вправе в этом участвовать (пункт 7 ст. 40), органам государственной власти и местного самоуправления запрещено информировать о кандидатах и избирательных объединениях (пункт 1 ст. 45), а избирательные комиссии должны обеспечить информирование избирателей – в том числе через СМИ – о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о кандидатах и избирательных объединениях (пункт 3 ст. 45).



Правда, законодатель не всегда точно определяет, в каком случае речь идет об использовании СМИ, а в каком - об участии СМИ. Подобно старшине из популярного армейского анекдота, легко соединившему пространство и время в приказе копать канаву «от забора и до обеда», Закон об основных гарантиях пытается соединить предвыборную агитацию и информирование, объективное освещение выборов в СМИ общим понятием «информационное обеспечение выборов» (ст. 44). С одной стороны, это ведет к несколько более четкой дифференциации правовых режимов двух перечисленных видов информационного обеспечения выборов, а с другой - объективно создает возможность для умышленного смешения этих видов, подмены информирования агитацией и наоборот.

Ясно ощущая опасность происходящего превращения избирательных кампаний в творческий конкурс PR технологий, где избирателям уготована роль подопытных кроликов, а вовсе даже не членов жюри, законодатель, уже более десяти лет совершенствуя законодательство о выборах, стремится предотвратить теневую скупку эфирного времени и печатной площади в СМИ. Одновременно он пытается гарантировать свободу распространения в СМИ объективной, не агитационной информации, понимая, что ее отсутствие создает наиболее удобные условия для манипулирования голосами избирателей. Однако далеко не всегда использованные средства оказываются адекватны целям. В одних случаях они вообще не достигают никакой цели, в других - достигают частично, в третьих – достигают совершенно противоположных целей.



Причем, чтобы обезопасить законодательство о выборах от противоречий с другими законами, в Закон об основных гарантиях были включены специальные нормы, позволяющие, на первый взгляд, решать любые коллизии в его пользу. Согласно пункту 7 статьи 1 данного Закона федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах «не должны противоречить настоящему Федеральному закону». Отсюда следует, что данный акт, устанавливающий, в частности, общие правила участия СМИ в организации и проведении выборов, имеет более высокую юридическую силу в сравнении с другими законами о выборах и референдумах. В случае противоречия с нормами, например, Закона о выборах депутатов Государственной Думы применению подлежат нормы Закона об основных гарантиях. В отношении же всех прочих федеральных законов он не занимает какого-либо особого места, а значит возможные коллизии между его нормами и положениями, например, Закона о СМИ должны решаться по общим правилам коллизионного права.

Законодательство различает использование СМИ: а) избирательными комиссиями, б) органами местного самоуправления (например, для публикации списков избирательных участков), в) зарегистрированными кандидатами.

По содержанию формы использования СМИ подразделяются на: а) информирование, б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования, оповещения и освещения. Опубликование и оповещение имеют черты, как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.

Для опубликования - в отличие от оповещения - характерно то, что закон, как правило, связывает с ним наступление определенных юридических по­следствий. Более того, оно нередко используется в законе как заключительная стадия легитимации. Так, согласно пункту 2 статьи 5 Закона о выборах, решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. И именно «со дня официального опубликования» решения о назначении выборов начинается избирательная кампания (пункт 19 статьи 2 Закона об основных гарантиях).

Опубликование отличается от оповещения также тем, что предполагает полное воспроизведение того или иного до­кумента со всеми установленными законом атрибутами. Для него характерен строго определенный порядок подготовки документа и его направления для опубликования, а также установление ор­ганов, ответственных за его надлежащее обнародование.

Там, где в контексте избирательного законодательства речь идет именно об официальном опубликовании, обязанность публикации лежит не на СМИ, а на соответствующей структуре власти. Например, публикация списков избирательных участков с указанием их номеров и границ, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий возлагается на глав муниципальных образований. Распространяются эти нормы только на те печатные СМИ, которые являются официальными публикаторами органов государственной власти и местного самоуправления. При отсутствии официального публикатора орган власти или самоуправления вправе использовать другие формы обнародования своих решений.

В тех случаях, когда по смыслу закона речь идет об опубликовании, которое не является официальным и как таковое не порождает правовых последствий, круг средств массовой информации значительно расширяется. В частности, избирательные комиссии, как правило, не имеют своих официальных публикаторов (исключение составляет ЦИК РФ, имеющая собственное периодическое печатное издание). Поэтому их решения бесплатно публикуются в тех СМИ, которые созданы с государственным участием или имеют бюджетное финансирование (пункт 18 статьи 20 Закона об основных гарантиях). Правда, отсутствие четких законодательных границ между опубликованием и оповещением (обнародованием) ведет к тому, что на практике СМИ широко используются для оповещения, а публикация осуществляется и помимо периодической печати.

Вывод:

Действия СМИ в период предвыборной агитации ограничены законодательством. Существуют варианты писать статьи на заказ, превознося заплатившего кандидата над всеми остальными. В качественной журналистике такой вариант не приемлем. Качественная журналистика в период предвыборной агитации должна отражать происходящее со всех сторон, не принимая сторону какого либо кандидата, если он хочет заплатить за это деньги или по каким-либо другим личным причинам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.