Сделай Сам Свою Работу на 5

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ морских терминов





Абордаж – сцепление неприятельских судов с целью захвата судна и уничтожения противника в рукопашном бою.

Авангард – передовая часть боевого порядка флота или эскадры.

Авизо – парусное судно, используемое для посылок и разведки.

Адмиралтейство – место на берегу моря, залива или реки для постройки, вооружения, снабжения и ремонта судов.

Адмиралтейств-коллегия – центральный орган управления флотом, созданный Петром I в 1718 году; она ведала всеми делами флота и была составлена из флаг-офицеров и капитан-командоров, из которых под председательством генерал-адмирала и вице-президента составлялось присутствие Адмиралтейств-коллегии; при Екатерине II Адмиралтейств-коллегия была разделена на шесть экспедиций: комиссариатскую, интендантскую, казначейскую, артиллерийскую, счетную и инспекторскую; при Александре I заменена морским министерством, но еще некоторое время сохраняла свои хозяйственные функции под тем же названием.

Арматор (капер) – частное судно, которое во время войны вооружалось судовладельцем и получало от правительства свидетельство на право вредить морской торговле неприятеля; иногда под арматором (капером) понимают члена экипажа этого судна.



Арьергард – концевая часть боевого порядка флота или эскадры.

Барка – речное плоскодонное беспалубное судно для перевозки грузов.

Барказ – большая мореходная шлюпка.

Бейдевинд – курс корабля самый близкий к линии ветра.

Бизань-мачта – третья с носа мачта.

Бомбардирский корабль – судно с небольшой осадкой, вооруженное осадной артиллерией и мортирами для обстрела с моря крепостей и городов.

Бот – небольшое одномачтовое судно с вооружением 4-10 пушек для ближнего боя; часто использовался для несения дозорной службы и подвоза на линейные корабли припасов, грузов и воды.

Брамсель – парус, подымаемый над марселем (верхняя часть парусов).

Брандер – судно, начиненное горючими и взрывчатыми веществами, предназначенное для сожжения неприятельского флота.

Брандскугель – зажигательный снаряд с негасимой водой жидкостью.

Бриг – двухмачтовое судно с прямыми парусами на прямых мачтах, водоизмещением 200-400 тонн, с вооружением 10-24 пушек, использовался для крейсерской, разведывательной и посыльной службы.



Бригантина – двухмачтовое судно с прямым парусом на передней мачте и косым на задней с вооружением 6-8 пушек малого калибра, использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной службы.

Бриз – ветер, дующий ночью с берега на море, а днем с моря на берег вследствие перепада температур.

Бушприт – горизонтальный или наклонный брус, выставляемый с носа корабля для вынесения на нем вперед парусов с целью улучшения маневренных качеств судна.

Ванты – пеньковые снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются с боков и сзади мачты, стеньги и брам-стеньги.

Вельбот – пяти-шестираспашная шлюпка с заостренными носом и кормой, служащая для перевозки экипажа с берега на корабль и с корабля на берег.

Верп – небольшой якорь, преимущественно употребляемый для завозов.

Ветер: а) брамсельный – ветер, сила которого позволяет судну нести брамсели без вреда рангоуту; б) марсельный – ветер, при котором можно нести только марсели; в) противный – ветер, дующий против курса корабля; г) попутный – ветер, дующий по одному направлению с курсом; д) выиграть ветер – пройти на ветер другого судна; е) круче к ветру – команда держать курс ближе к ветру.

Галера – гребно-парусное судно с треугольными и четырех­уголь­ны­ми парусами в качестве вспомогательного движителя и вооружением до 20 пушек.

Галс – курс корабля относительно ветра; если, например, ветер дует с левой стороны, то говорят, что судно идет левым галсом.

Гардемарин – кадет старшего класса Кадетского корпуса.



Грот-мачта – вторая мачта с носа.

Дек – артиллерийская палуба парусного судна.

Дуббель-шлюпка – одномачтовое судно русского гребного флота второй половины XVIII века для действий в шхерах, лиманах и у берегов.

Кабельтов – мера расстояния на море, равная 0,1 мили, или 185,2 метра.

Кадет – воспитанник младших классов Кадетского корпуса.

Каик (кайка) – самая большая шлюпка на галере.

Кампания морская – период плавания флота в мирное время, а в военное, как оперативный термин, – период действия флота на театре боевых действий.

Канонерская лодка – относительно небольшое артиллерийское судно, предназначенное для ведения боевых действий в прибрежных районах.

Капер – см. арматор.

Капудан-паша – главнокомандующий всего турецкого флота.

Катер – преобладающий тип шлюпок на флоте с более острыми обводами и более легкое, чем барказ.

Килевание – наклонение судна на бок для производства с днищем ремонтных работ.

Кильватерный строй – строй кораблей, при котором они следуют друг за другом в кильватерной струе.

Киоск – турецкое увеселительное судно.

Кирлангич – турецкое быстроходное гребно-парусное одно- или двухмачтовое судно с косыми парусами.

Команда – экипаж корабля, исключая командный состав.

Командор – начальник отряда судов, не имеющий адмиральского чина.

Комендор – морской артиллерист.

Компас – прибор, по которому определяют курс корабля.

Контр-марш – поворот, при котором суда, идущие в линии, последовательно поворачивают, приходя в кильватер поворотившего корабля.

Корабль (линейный корабль) – трехмачтовое парусное судно с вооружением 50-120 пушек, расположенных на двух-трех орудийных палубах (деках), водоизмещением 700-1100 и более тонн, предназначался для боя в линии и являлся главным классом кораблей. Способ ведения боя линейных кораблей дал название линейной тактики.

Корвет – трехмачтовое судно с открытой батарейной палубой, предназначенное для разведки и крейсерских операций.

Кордебаталия – центральная (основная) часть боевого порядка флота или эскадры.

Корсар – морской разбойник.

Крамбол – кран или кранбол-брус прикрепленный к скуле корабля, служащий для подъема якоря. Выражение "По крамболу" означает положение судна относительно того судна, на котором находятся. К примеру: "Судно видно на правый крамбол", – значит, что оно находится на той линии, которая мысленно продолжена по направлению крамбола (около 45°).

Крейсерское судно – всякое судно, назначенное в крейсерство с целью нарушения морских перевозок противника, разведки и т.п.

Крюйт-камера – погреб на корабле для хранения пороха.

Куттер – двухмачтовое грузовое судно с косыми парусами и вертикальным форштевнем.

Лаг – в данном случае – бор судна; говорят, например, встать лагом, залп лагом.

Линейный корабль – см. корабль.

Марсель – парус, который ставится между марса-реем и нижним реем (средняя часть парусов).

Миля – мера расстояния на море, равная 1852 метрам.

Мичман – первый офицерский чин в русском военном флоте, дававшийся гардемаринам, сделавшим на море две летние кампании после сдачи экзаменов.

Мол – насыпь вроде стенки у гавани или рейда, защищающая суда от волн.

Оверштаг – поворот, при котором изменение направления движения производится путем пересечения линии ветра носом.

Ордер – порядок построения кораблей при его движении в море.

Пакетбот – небольшое двух-трехмачтовое почтово-пассажир­ское судно с пушками малого калибра.

Пинк – небольшое трехмачтовое транспортное судно.

Полака – небольшое трехмачтовое судно, употребляемое на Средиземном море.

Прам – плоскодонное парусное судно, вооруженное пушками большого калибра для действия в прибрежных районах.

"Прибавить парусов!" – команда увеличить площадь стоящих парусов или ставить другие, кроме стоящих.

Равендук – род парусины, заменяющей иногда клавендук и брамсельдук; выделывалась в Таммерфорсе, в Вязьме, Муроме, Переславле, Костроме, Ярославле и Романове.

Рангоут – круглые деревянные приспособления (мачты, стеньги, реи и проч.) для постановки и растягивания парусов.

Рей – рангоутная деревянная планка, подвешенная за середину к мачте и служащая для привязывания паруса.

Рейд – часть моря, защищенная от ветра берегом, островами или молом, предназначенная для стоянки судов.

Репетичное судно – судно, предназначенное для передачи команд флагмана.

Румб – всякое направление от центра видимого горизонта к точкам его окружности; из множества румбов 32 носят особые названия, в их числе два (Ост и Вест) называются главными; иногда под румбом понимают величину угла между двумя румбами равного 11 градусам 15 минутам.

Салют – отдание почести лицу, событию, месту и флагу установленным числом выстрелов.

Скампавея – малая быстроходная галера, предназначенная для перевозки войск, абордажного боя и разведки.

Стеньга – часть рангоута, служащая продолжением мачты.

Такелаж – общее наименование всех снастей, составляющий вооружение (оснастку) судна; такелаж подразделяется на стоячий и бегущий.

Траверз – направление, перпендикулярное к курсу корабля.

Филюга – небольшое турецкое двухмачтовое судно.

Флагманский корабль – корабль, на котором находится флагман и держит свой флаг.

Флагман – адмирал, командующий эскадрой.

Флейт – большое судно, употребляемое для перевоза грузов.

Фок-мачта – первая мачта на судне.

Фордевинд – поворот, при котором изменение направления движения производится путем пересечения линии ветра кормой.

Форштевень – деревянный брус, составляющий переднюю оконечность судна.

Фрегат – трехмачтовое судно с закрытой батарейной палубой с вооружением 20-50 пушек.

Цейхмейстер – генерал, управляющий частями морской артиллерии; главный начальник морской артиллерии называется генерал-цейхмейстер.

Шебека – гребно-парусное судно с тремя мачтами с вооружением до 30 пушек.

Шканцы – часть верхней палубы от грот-мачты до бизань-мачты.

Шпринг – заведенный с кормы верп или трос, привязанный к становому якорю, на котором судно стоит таким образом, что при всех переменах ветра оно остается одним и тем же бортом к крепости или флоту.

Шхуна – судно с двумя или тремя наклонными мачтами и косыми парусами.

Эволюция – назначенное командиром или флагманом изменение в движении корабля или эскадры.

Эскадра – отряд военных судов, идущих в море под командованием флагмана.

 

 

ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК

Ф. Ф. УШАКОВА

 

1745 г. 13 февраля родился в родовом имении, сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции Московской губернии.

1761 г. 15 февраля поступил в Морской шляхетный кадетский корпус.

1763 г. 12 февраля произведен в гардемарины.

1764 г. 10 апреля произведен в капралы.

1766 г. 1 мая произведен в мичманы. На пинке «Наргин» совершил переход из Кронштадта в Архангельск.

1767 г. На том же судне вернулся из Архангельска в Кронштадт.

1768 г. На корабле «Три Иерарха» под командованием капитана 1 ранга С. К. Грейга находился в практическим плавании по Финскому заливу.

23 декабря откомандирован на Дон в команду контр-адмирала А. Н. Сенявина.

1769 г. Участвовал в достройке прама № 5 на Икорецкой верфи. Назначен его командиром. Участвовал в его проводке к низовьям Дона.

30 июля произведен в лейтенанты.

1770 г. Командовал прамом «Гектор» на Дону.

1771 гг. Участвовал в проводке фрегата «Первый» от Новохоперской крепости до Азовского моря. Доставлял по Дону лес и другие материалы в Таганрогский порт.

1772 г. Командуя палубным ботом «Курьер», вместе с фрегатом «Первый» ходил от Таганрога до Кафы и далее до Балаклавы.

1773 г. В сентябре назначен командиром «ново­изо­бре­тенного» 16-пушечного корабля «Морея», затем – командиром такого же корабля «Модон».

1774 г. Командуя кораблем «Модон», в составе эскадры курсировал по Черному морю.

1775 г. Переведен в С.-Петербургскую корабельную команду.

20 августа произведен в капитан-лейтенанты.

1776 г. 15 июня – 12 сентября на фрегате «Северный Орел» совершил переход из Кронштадта в Средиземное море. По прибытии в порт Ливорно назначен командиром фрегата «Св. Павел».

1779 г. 24 мая возвратился в Кронштадт. Назначен командиром корабля «Георгий Победоносец». Командирован в С.-Петербургскую корабельную команду.

В декабре по поручению Адмиралтейств-коллегии командирован в Рыбинск и Тверь для доставки в С.-Петербург каравана с корабельным лесом.

1780 г. В августе назначен командовать придворными яхтами на Неве.

1781 Г. Назначен командиром 66-пушечного линейного корабля «Виктор», на котором в составе эскадры Я. Ф. Сухотина совершил переход на Средиземное море.

1782 г. 1 января произведен в капитаны 2 ранга.

Летом возвратился из Средиземного моря в Кронштадт.

В июле назначен командиром опытного фрегата «Проворный», обшитый белым металлом, для проведения его испытаний.

1783 г. В июле переведен в Херсон командиром строящегося 66-пушечного линейного корабля. Октябрь – ноябрь принял деятельное участие в борьбе с эпидемией чумы.

1784 г. 1 января произведен в капитаны 1 ранга.

1785 г. Май – август совершил переход на вновь выстроенном 66-пушечном корабле «Св. Павел» из Херсона в Севастополь.

22 сентября за успешную деятельность по борьбе с чумой в Херсоне награжден орденом Св. Владимира 4-й степени.

1787 г. 16 мая произведен в капитаны бригадирского ранга.

1788 г. 3 июля в сражении с турецким флотом у о. Фидониси в составе эскадры контр-адмирала М. И. Войновича решительными действиями своего авангарда нанес поражение противнику.

За отличное руководство в сражении у о. Фидониси награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

22 октября за храбрость и мужество, проявленные в сражении у о. Фидониси, награжден орденом Св. Георгия 4-го класса (однако в списках кавалеров Георгия 4-го класса не числится).

1789 г. 14 апреля произведен в контр-адмиралы. Вступил в командование корабельным Черноморским флотом, базирующимся на Севастополь.

1790 г. 14 марта назначен командующим Черноморским флотом.

8 июля одержал победу над турецким флотом в Керченском сражении.

29 июля за победу в Керченском сражении награжден орденом Св. Владимира 2-й степени.

28–29 августа одержал победу над турецким флотом в сражении у о. Тендра.

16 сентября за победу у о. Тендра награжден орденом Св. Георгия 2-го класса.

1791 г. 11 января назначен старшим членом Чер­но­мор­ско­го адмиралтейского правления.

31 июля одержал победу над турецким флотом в сражении у м. Калиакрия.

14 октября за победу у м. Калиакрия награжден орденом Св. Александра Невского.

1793 г. 2 сентября произведен в вице-адмиралы.

1793–1797 гг. Находился в Николаеве в должности старшего члена Черноморского адмиралтейского правления. Ежегодно участвовал в практических плаваниях Черноморского корабельного флота.

1798 г. 12 августа вышел с эскадрой Черноморского флота в Константинополь. 24 августа – 8 сентября находился в Константинополе и участвовал в разработке соглашения о совместных действиях с турецким флотом по освобождению Ионических островов.

20 сентября, командуя соединенной русско-турецкой эскадрой, отправился из Константинополя в Ионический архипелаг.

28 ноября за взятие о. Цериго награжден бриллиантовыми знаками к ордену Св. Александра Невского.

21 декабря за взятие о. Занте награжден орденом Св. Иоанна Иерусалимского.

1799 г. 20 февраля, овладев штурмом крепостью Корфу, заставил французское командование подписать капитуляцию.

25 марта за взятие крепости Корфу произведен в адмиралы.

Турецким султаном награжден бриллиантовым челенгом и собольей шубой.

Март – июнь организовал на Ионических островах новое правление.

25 июля – 3 августа совершил переход из Корфу в Мессину для оказания помощи английской эскадре под командованием контр-адмирала Нельсона в действиях взятию Мальты.

7 сентября – 21 декабря находился в Неаполе для поддержания порядка и отправки десантно-штурмового отряда в Рим.

1800 г. 8 января вернулся с вверенной ему эскадрой на о. Корфу.

14 сентября за освобождение неаполитанских областей королевства Обеих Сицилий награжден Фердинандом IV орденом Св. Януария 1-й степени.

26 октября с эскадрой вернулся в Севастополь.

1802 г. 21 мая назначен главным командиром Балтийского гребного флота.

1804 г. 27 сентября назначен начальником Петербургских флотских команд с оставлением в должности главного командира гребного флота.

1807 г. 17 января уволен со службы с мундиром и пенсией.

1809 г. Приобрел дер. Алексеевка в Темниковском уезде Тамбовской губернии.

Конец 1810 – начало 1811 г. Поселился в приобретенной дер. Алексеевка.

1817 г. 2 октября скончался в своем поместье и захоронен у стен Санаксарского монастыря.

2001 г. 4–5 августа прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых праведных воинов Саранской епархии.

 


ВЫПИСКИ ИЗ ПОСЛУЖНЫХ СПИСКОВ

РУССКИХ ДИПЛОМАТОВ

Безбородко Александр Андреевич (1747–1799)

Родился в городе Глухове в семье генерального судьи малороссийского казачьего войска. Образование получал в киевской духовной Академии.

1765 г. оставил Академию, но продолжал совершенствовать знание иностранных языков: владел французским, изъяснялся на немецком и итальянском. С назначением П. А. Румянцева правителем Малороссии, стал заведовать его канцелярией в качестве «бунчукового товарища», ведал главным образом, дипломатической перепиской.

1768 г. оставляет гражданскую службу и поступил в действующую армию. Участвовал в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., последовательно командуя Нежинский, Лубенским и Компанейским полками. Участвовал в сражениях при Ларге и Кагуле, штурме Силистрийских укреплений. Затем прикомандирован к штабу армии П. А. Румянцева, где ведал делами фельдмаршала. За участие в военной кампании произведен из коллежских асессоров сразу в полковники.

1775 г. сопровождает фельдмаршала Румянцева-Задунайского в Москву для участия в торжествах по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

С 1775 г. начал службу при дворе «у принятия челобитен».

1776 г. опубликовал свою книгу: «Краткая летопись Малыя России, с 1506 по 1775 год...».

1779. Принимает деятельное участие в разработке материалов «О вооруженном нейтралитете».

1780 г. 24 ноября причислен к Коллегии иностранных дел в звании «полномочного для всех негоциаций» и произведен в генерал-майоры.

1781 г. 31 декабря назначен присутствовать в Коллегии по секретной экспедиции.

1784 г. сопровождал Екатерину II в ее поездке по Белоруссии для встречи с австрийским императором Иосифом II, где на него было возложено ведение «дневной записки».

1784 г. 2 февраля назначен вторым присутствующим в Коллегии иностранных дел и произведен в тайные советники.

С 1786 г. руководил подготовкой задуманного Екатериной II путешествия в Крым и затем сопровождал ее в поездке.

1787 г. с началом русско-турецкой войны назначен императрицей докладчиком по военным делам.

1791. 9 декабря с российской стороны подписал Ясский мирный договор с Турцией.

1797 г. назначен канцлером.

 

Бенаки Лимберан(1750– )

Из морейских уроженцев.

Вступил в службу волонтером во флот во время первой Архипелагской экспедиции 1769–1774 гг., где исполнял письменные переводы с итальянского и греческого языков при контр-адмирале С. К. Грейге.

1774 г. Будучи в Ливорно, пожалован от графа А. Орлова чином поручика и послан через Константинополь в С.-Петербург.

1783 г. 19 июля именным указом определен генеральным консулом в Корфу.

За ревностную службу в войну с Турцией 1787–1791 гг. на Черном море пожалован орденом Св. Владимира 4 ст., произведен в подполковники и переименован в надворные советники.

Уволен от службы с пенсионом.

По именному указу вторично определен генеральным консулом в Корфу.

Воронцов Семен Романович (1744–1832)

Начал службу в 1753 г. при высочайшем дворе пажом, затем – камер-пажом.

1761 г. высочайшим именным указом пожалован в поручики лейб-гвардии Преображенский полк

1762 г. по кончине Петра III был послан в Вену кавалером посольства.

1764 г. выпущен из гвардии в 4-й гренадерский полк премьер-майором.

1766 г. вышел в отставку с чином подполковника.

1768 г. во время турецкой войны тем же чином вошел в службу в армию и командовал первый год кампании гренадерским батальоном и был в баталиях под Ларгою, за что получил крест Св. Георгия 4 кл., в баталии под Кагулом, где первым вошел ... с гренадерским батальоном в неприятельский деташемент и овладел более как 40 неприятельскими пушками, за что в 1770 г. произведен в полковники и получил орден Св. Георгия 3 кл.

1774 г. при заключении с Портою мира пожалован в бригадиры.

1776 г. вышел в отставку с чином генерал-майора.

1782 г. 14 июня по высочайшему указу принят в службу и отправлен в Венецию полномочным министром.

1783 г. пожалован генерал-поручиком.

1784 г. из Венеции переведен в Лондон чрезвычайным посланником и полн. министром и исполнял эту должность до 1806 г.

1796 г. 16 ноября пожалован в генералы от инфантерии.

Когда в 1806 г. возобновилась война между Россией и Турцией, Воронцов добидся разоружения английского флота, снаряжавшегося в помощь Турции, и возобновил действие торгового трактата 1793 г. между Россией и Великобританией. Воронцов расходился с русским правительством и по вопросам о вооруженном нейтралитете, который считал невыгодным для России; о польских разделах, которые считал противными идее справедливости и возмущающими мнение Западной Европы; о заселении британскими каторжниками Крыма, которое ему удалось предупредить; о замещении дипломатических должностей лицами иностранного происхождения, которых он называл невеждами и проходимцами. С воцарением Павла I Воронцов был возведен в звание чрезвычайного и полномочного посла. Только натянутые отношения с Англией в конце царствования Павла I привели к увольнению Воронцова с дозволением остаться в Лондоне и конфискацией всех его имений в России «за недоплату казне денег лондонскими банкирами и за пребывание его в Англии». По воцарении Александра I это распоряжение было отменено, а Воронцов вновь был назначен послом в Лондон, где он почти безвыездно прожил до своей кончины.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.