Сделай Сам Свою Работу на 5

Рынок и условия его возникновения. Функции рынка.





Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

 

Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

 

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.



 

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

 

В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).

 

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения по детальной и технологической специализации.

 

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.



 

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

 

Функции рынка:

1.Информационная. Реализуется посредством ценообразования на

все произведённые товары и услуги, а также факторы производства.

2. Стимулирующая. Проявляется через реализацию экономических интересов производителей продукции, направленных на получение прибыли.



3.Регулирующая. Обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии с общественными потребностями, выражающимися через совокупный спрос и оптимальное распределение ресурсов между различными отраслями.

4.Функция дифференциации участников рынка. Её реализация приводит к расслоению общества по имущественному признаку и в итоге к обострению социальной напряжённости. Она приводит также к ликвидации экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий.

Позитивные:Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы. Негативные:На мой взгляд рыночная система порождает неравное распределение дохода, формирование социальных классов и невозможность удовлетворить потребности любого человека.Существуют также и некоторые другие аспекты несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Теория спроса

Основным механизмом рыночной экономики является смена ценообразования.

С помощью рыночной системы общество решает, как распределить ресурсы и производимую из них продукцию.

Спрос отражает количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по конкретной цене в течении определённого периода.

Спрос – это обобщающее понятие, характеризующее поведение фактических и потенциальных покупателей.

«Закон спроса» состоит в том, что снижение цены при прочих равных условиях ведёт к увеличению спроса, а рост цены сокращает спрос, т.е. между спросом и ценой устанавливается обратная зависимость.

Основные неценовые факторы изменения спроса.

1.Изменения вкусов потребителя.

Пример: здоровый образ жизни (пропаганда) ведёт к увеличению спроса на спортивные товары и снижению спроса на табачные и алкогольные изделия.

2.Изменение числа покупателей.

Пример: сокращения рождаемости в стране снижает спрос на детские товары.

3. Изменение доходов потребителя.

Пример: при достижении высшего уровня доходов потребители могут заменить дешёвые товары более дорогими деликатесами.

4.Изменение цен на сопряжённые товары это: а) взаимозаменяемые, удовлетворяющие примерно одну и туже потребность:

Пример: снижение цен на говядину снижает спрос на свинину;

б)взаимодополняющие товары которые не могут существовать друг без друга.

Пример: машина и бензин, фотоаппарат и батарейки. Если цена на магнитофон снизится, то спрос на кассеты возрастёт.

5.Изменения в ожиданиях потребителей: а) ожидания повышения цены или доходов побуждают потребителей увеличить свои покупки; б) ожидания снижения цены или доходов сокращает текущий спрос.

6.Степень удовлетворения потребностей. На основании закона «убывающей предельной полезности», полезность каждой следующей единицы продукта уменьшается.

 

Объём предложения

Объём предложения – это количество товаров, которое продавец желает продать в единицу времени.

«Закон предложения» состоит в том, что с повышение цены при прочих равных условиях соответственно возрастает и объём предложения, т.е. между ценой и объёмом предприятия существует прямая зависимость, т.к. растущие цены на товар заинтересовывают производителей в увеличении производства и продажи товаров.

 

Неценовые факторы изменения предложения.

1.Изменения цен на ресурсы (снижение цен на ресурсы снижает затраты на производство и делает его более выгодным, следовательно предложение возрастает и наоборот).

2.Изменение технологии направлено на снижение издержек и себестоимости, соответственно предложение увеличивается.

3.Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка), (снижение налогов – увеличение и наоборот) – в обратной зависимости, а субсидии и инвестиции находятся в прямой зависимости с объёмом предложения.

4.Изменения цен на другие товары (снижение цен на гречневую крупу может увеличить производство кукурузы).

5.Погодные условия только для сельского хозяйства.

6.Изменение числа производителей (открытие новых производств увеличивает предложения и наоборот).

Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной рыночной цены, при которой устанавливаются спрос и предложения товаров.

 

Рыночное равновесие

Если взаимодействие спроса и предложения на рынке приводит к установлению его сбалансированного состояния, при котором решения о продаже и купле синхронизируются, устанавливается рыночное равновесие характеризующееся равновесной ценой и равновесным объёмом покупок и продаж.

Анализ рынка с точки зрения его устойчивости требует определённого представления о механизме, посредством которого устанавливается рыночное равновесие. Изучением этого механизма занимались 2 крупнейших экономиста XIX века – Л. Вальрас и А. Маршалл.

Рассмотри вначале представления Вальраса. Допустим первоначальное отклонение рыночной цены от равновесной. Это приводит или к конкуренции покупателей, если цена ниже равновесной, или к конкуренции продавцов, если цена выше равновесной. В итоге цена стремится к равновесному значению. Процесс, который Вальрас назвал «нащупыванием равновесной цены», идёт до тех пор, пока не исчезнет или избыточный спрос, или избыточное предложение, и в определённой точке установится равновесие.

По-другому механизм установления рыночного равновесия объяснял Маршалл. В любом случае, по его мнению, система возвращается к устойчивому положению в результате действия продавцов. Так, при определённом объёме предложения цена спроса больше цены предложения и продавцы, имея в качестве стимула высокую цену, увеличивают предложения до достижения точки равновесия. Если же объём предложения выше равновесного объёма, цена спроса будет ниже цены предложения и продавцы начнут уменьшать объём производства, пока рынок не окажется в состоянии равновесия.

Обычно считают, что подход Вальроса приемлем для анализа краткосрочных временных периодов, а подход Маршалла исп-ся при рассмотрении долгосрочных интервалов.

Товар и его свойства

В натуральном хозяйстве производились вещи, блага. Благо – это вещь или услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям. Благо может выступать в форме товара, который производится только при товарном производстве. Товар отличается от блага тем, что он удовлетворяет потребность человека посредством обмена, т.е. через акт купли-продажи.

В литературе блага часто делят на экономические и неэкономические. Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. При этом не обязательно, как считают некоторые современные западные экономисты, чтобы товар выступал как результат труда. Главное, утверждают они, что, товар предназначен удовлетворять потребность посредством обмена.

Действительно, блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться. Но в основном блага создаются благодаря производственной деятельности людей. Согласно трудовой теории стоимости, товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности посредством обмена, т.е. путем купли-продажи. Не всякая вещь или благо (например, вода, воздух и т.п.), способные удовлетворять ту или иную потребность, является товаром. К товарам относится не все то, что удовлетворяет человеческие потребности, а только продукты человеческого труда. Но и продукты человеческого труда не всегда были и являются товаром. Если продукт производится для удовлетворения своих потребностей, то он не является товаром. Продукт человеческого труда становится товаром, когда он производится для удовлетворения потребностей других, т.е. когда он производится на продажу. В процессе осуществления акта купли-продажи отдельные члены общества вступают межу собой в отдельные отношения. Следовательно, товар – это общественная форма продукта труда.

Товары могут различаться в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды.

1. Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого.
2. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается.
3. Независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой

Товар обладает двумя свойствами:

· Потребительской стоимостью - это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это свойство иногда определяется как полезность товара. При этом под полезностью понимается только способность товара удовлетворять человеческие потребности, независимо от его влияния на здоровье человека.

· Стоимостью

 

Закон стоимости

Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Другими словами, закон стоимости – это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара. Цена определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами, и в первую очередь, спросом и предложением.

Закон спроса и предложения – это экономический закон, действующий в условиях товарного производства. Он отражает взаимосвязь спроса и предложения при обмене товаров.

Законом стоимости называется экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда. Функции:

1. осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

2.Регулирующая функция. распределение труда между различными сферами производства.

3. Стимулирующая. Если индивидуальные затраты труда товаропроизводителя превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, он обязан снизить величину своих затрат. Те товаропроизводители, чья индивидуальная стоимость товаров меньше, чем общественная стоимость, получают ряд экономических преимуществ. В этом случае они не только возмещают затраченный труд, но и получают сверх того добавочный доход.

4. состоит в том, что закон стоимости является основой для дифференциации товаропроизводителей. Причиной дифференциации является несовпадение, неравенство индивидуальной и общественной стоимости.

5.Пятая функция – распределительная, которая осуществляется с помощью цен. Данная функция заключает в распределении общественного продукта между регионами и предприятиями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.