Сделай Сам Свою Работу на 5

Глобальные проблемы современности





1. Понятие глобальных проблем
Глобальные проблемы (франц. global - всеобщий, от лат. globus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации:
- предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов;
- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.;
- преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре;
- обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии;
- прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах;
- предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.
XXI в., только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.
При этом современные политические элиты в развитых странах зачастую стремятся извлекать свои выгоды из межнациональных конфликтов. Появляются теоретики, которые обосновывают неизбежность цивилизационного и культурно-религиозного противостояния в современном мире. В этом случае, если встать на данную точку зрения, конфронтация оказывается неизбежной, а значит нет необходимости бороться за действительное единство и мир. Кроме того, такая политика может казаться противоречащей геополитическим и экономическим интересам, - но это с точки зрения поверхностной и сиюминутной. Самое ценное для всех без исключения государств и народов - это мир и единение народов.
Так, американский ученый Самюэль Хантингтон в знаменитой статье "Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка" (1996) пишет, что соперничеству супердержав (СССР и США в прошлом) уступает место столкновение цивилизаций, вырастающее из культурно-религиозных различий. Автор раскрывает и их причину: Запад пытается сохранить свое ведущее положение и отстоять собственные интересы, определяя их как интересы "мирового сообщества". Задачей является "обеспечить глобальную легитимностьтой деятельности, которая служит достижению интересов США и других западных держав. Запад, например, стремится интегрировать экономику незападных обществ в глобальную экономическую систему, в которой он сам занимает ведущее место. Посредством вмешательства МВФ и других международных экономических институтов он продвигает свои хозяйственные интересы и навязывает другим нациям ту экономическую политику, которую считает нужной"21. Автор признается, что в политике ведущих стран присутствует двойная мораль и двойные стандарты.
Глобализация (Дополнительный иллюстративный материал) должна пониматься не как реализация геополитических интересов наиболее развитых стран, а как процесс построения взаимозависимого многополярного мира, в котором осуществляется постоянный взаимовыгодный диалог между различными народами, нациями и цивилизациями, приводящий к недопущению ни локальных конфликтов, ни очередной гонки вооружений (Дополнительный иллюстративный материал рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис.4).
Критериями выделения глобальных проблем является следующее:





  • повсеместное их распространение, затрагивающее человечество в целом;
  • неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;
  • разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в.
Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не в войнах, а от сердечно-сосудистых заболеваний.
Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:
1) возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
2) возможность всемирной экологической катастрофы;
3) духовно-нравственный кризис человечества.
Интересно то, что при решении третьей проблемы первые две решаемы почти автоматически. Ведь духовно и нравственно развитый человек стремится никогда не применять насилия ни по отношению к другому человеку, ни по отношению к природе. Даже просто культурный человек не оскорбляет окружающих, и никогда не выбросит мусор на тротуар. С мелочей, с неправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальные проблемы. Лучше сказать, что глобальные проблемы коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третью глобальную проблему, которая, по сути является первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механическим путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.



2. Анализ глобальных проблем
Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием, прежде всего у руководства США.
Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн. человек, то в XX в. - более 70 млн.! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд. тонн в тротиловом эквиваленте, т.е. на каждого жителя планеты приходится по 3,6 тонны. Если взорвется хотя бы 1% данных запасов, то наступит "ядерная зима", в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.
Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.
Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты северного полушария (мамонт, шерстистый носорог, степной зубр, пещерный медведь и др.). Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в. они носили локальный характер.
На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы: почти не осталось неосвоенных земель (за исключением территории России), систематически увеличивается площадь пустынь, сокращается лесной покров - легкие планеты, изменяется климат (глобальное потепление, парниковый эффект), увеличивается количество углекислого газа и сокращается - кислорода, разрушается озоновый слой.
Начинается экологическая проблема с индивидуального поведения человека. Если он допускает выбрасывание хотя бы мелкого мусора на улицах города или даже в чистом поле, то на уровне массовом возникают экологические проблемы. Такое сознание порождает их с неизбежностью. Обратите внимание, во что превратились железнодорожные платформы в России, на которые курящие бросают окурки, а поглощающие семечки - шелуху, и тогда многое станет ясным. Не какие-то плохие люди, политики или директора крупных заводов способны устроить экологическую катастрофу. Ее устраиваем мы с вами своим собственным поведением. От хаоса, мусора в сознании и моральной неразвитости рождается мусор на улицах, загрязняются реки и моря, разрушается озоновый слой и варварски вырубаются леса. Человек забыл, что окружающий мир - это продолжение его собственного тела, и если он загрязняет, разрушает среду обитания, то, прежде всего, вредит себе. Об этом свидетельствуют те заболевания, с которыми столкнулся современный человек.
Терроризм в современности также приобретает характер глобальной проблемы. Особенно при наличии у террористов смертоносных средств, или оружия, способных уничтожить огромное количество ни в чем не повинных людей. Терроризм - это явление, форма преступности, направленная непосредственно против человека, угрожающая его жизни и за счет этого стремящаяся достичь своих целей. Терроризм абсолютно недопустим с точки зрения гуманизма, а с точки зрения права является тягчайшим преступлением.
С терроризмом чрезвычайно сложно бороться, ибо при этом подвергаются опасности жизни неповинных людей, взятых в заложники или шантажируемых. Нет, и не может быть никакого оправдания таким действиям. Террор уводит человечество в эпоху доцивилизационного развития - это бесчеловечное варварство, когда жизнь человека ни во что не ставится. Все развитые религии и вся культура безоговорочно осуждают терроризм, считая его абсолютно недопустимым.
Но после безусловного осуждения данного явления необходимо задуматься о его причинах. Борьба с последствиями также неэффективна, как и лечение запущенной болезни. Лишь поняв причины терроризма и искоренив или решив их, можно действительно его победить. В этой связи можно формально выделить два вида причин возникновения терроризма: субъективные и объективные.
Субъективные причины совпадают с причинами возникновения преступности вообще - это стремление обогатиться. Только терроризм избирает для этого самый бесчеловечный и недопустимый способ. С таким терроризмом необходимо бороться всеми законными методами. При этом наказание должно быть неотвратимым и суровым.
Но существует и терроризм, имеющий объективные причины, т.е. тот, который не ставит цели личного обогащения, но преследует какие-либо политические и иные цели. В наибольшей степени поставщиком современного терроризма является сепаратизм в виде борьбы за национальную независимость, но недопустимыми методами.
Приходится признать, что рост национального самосознания почти с неизбежностью стремится к государственному оформлению. Цивилизованно избежать этой проблемы, можно лишь создавая благоприятные условия для развития данной нации в рамках существующего не национального, а многонационального государства. Необходимо идти на компромиссы и искать компромиссов, стремиться решать данную проблему, а не подавлять ее.
Но возможность такого решения проблемы терроризма усугубляется тем, что существует международная террористическая сеть, которая снабжает террористов как оружием, так и денежными средствами, предоставляет информационную помощь. А вместо того, чтобы совместно бороться против международного терроризма, развитые страны использовали его как разменную карту в борьбе друг против друга. Плоды такой политики обернулись против тех стран, кто финансировал и создавал эту сеть. Управляемый терроризм вдруг стал неуправляем, и после трагических событий в сентябре 2001 г. в США пришло осознание, что у террористов есть собственные, свои цели, и что против террора надо бороться совместно.
Другой объективный источник терроризма, наряду с национальным, - это неравномерность экономического и социального развития в разных регионах и странах мира. Продолжающаяся политика неоколониализма и эксплуатации в скрытой форме - вот основной источник международного терроризма сегодня. Сытый не может понять голодного, а голодный сытого; безграмотный и невежественный человек всегда стремится решать свои проблемы при помощи насилия. А сытый, но духовно и морально неразвитый человек всегда стремится жить еще богаче и лучше, не обращая внимания на нищету и неустроенность других. Таким образом, основной источник терроризма - в социально-экономических проблемах современного мира, в несправедливом перераспределении богатств, в беспросветном невежестве и фанатизме одних и удовлетворенном самодовольстве других.
Человек, доведенный до отчаяния и не имеющий никаких легальных и законных форм воздействия на определенную ситуацию, обращается к самому простому - насильственному варианту, полагая, что этим путем можно чего-то добиться. Этот путь недопустим, однако отсутствие достаточного духовно-нравственного развития ведет к фанатизму и насилию.
Как терроризм с субъективными причинами, так и терроризм с объективными - в равной степени не имеет оправдания. В силу разницы причин различными и многообразными должны быть методы борьбы с этим явлением. Никакое насилие над человеком не должно быть безнаказанным, но необходимо идти по пути ликвидации причин, приводящих к терроризму. Современный международный экономический порядок, видимо, ведет человечество в тупик, и если оно хочет выжить, то должно бороться за его изменение. Политики наиболее развитых стран несут здесь особую ответственность, но именно они не хотят признать тот факт, что современный мир является взаимозависимым, что невозможно спастись в одиночку. Их борьба за права человека носит двойственный характер и выражает скорее определенные геополитические, а не общечеловеческие интересы.
Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Демографические процессы исследуются демографией - наукой о населении, законах его воспроизводства и развития в общественно-исторической обусловленности.
Считается, что демография берет свое начало с 1662 г. - с момента издания книги Дж. Граунта "Естественные и политические наблюдения, сделанные на основе свидетельств о смерти". Термин "демография" был введен в 1855 г. в книге А. Гийяра "Элемент человеческой статистики, или сравнительная демография".
Английский экономист и священник Т. Мальтус (1766-1834) в работе "Опыт о законе народонаселения..." (1798) хотел объяснить противоречия общественного развития сформулированным им "естественным законом", согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической. В силу этого возможно "абсолютное перенаселение", с которым необходимо бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости.
Рассмотрим динамику роста народонаселения Земли: ранний палеолит - 100-200 тыс. человек, к концу неолита (переход к земледелию) - 50 млн., начало нашей эры - 230 млн., к началу XIX в. - 1 млрд., к 1930 г. - 2 млрд., к 1961 г. - 3 млрд., к началу 1976 г. - 4 млрд., к нач. 1980 г. - 4,4 млрд., 1988 г. - свыше 4,9 млрд.. Темпы роста населения Земли постоянно увеличиваются, достигая 2% в год, что дало основание говорить о "демографическом взрыве". Однако в дальнейшем, под влиянием социально-экономических факторов, рост населения должен стабилизироваться. Это связано с развитием "внутрисемейного планирования", так называемого "сознательного родительства". В связи с этим ожидается, что в конце XXI в. наступит стабилизация численности населения на уровне 11-12 млрд. человек.
Таким образом, в XX в. обнаружилась несостоятельность расчетов Мальтуса, ибо объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население. Ошибка мальтузианства заключается в сведении процессов демографии к биологическим принципам, в то время как развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а социальной организации и уровня культуры общества. Однако в корне ошибочная точка зрения Мальтуса до сих пор воспроизводится и распространяется. Между тем она ошибочна не только с точки зрения науки, но и недопустима с точки зрения гуманизма.
Рождение нового человека - это счастье для родителей, в детях во многом заключается смысл жизни человека, но в условиях современной рыночной экономики деторождение стало "невыгодным" предприятием. В современную эпоху все измеряется в материальных ценностях, в деньгах, что переносится и на сферу смысла. Но человек, живущий ради себя и не заводящий детей из соображений "экономии" совершает преступление против своей духовной сущности, против жизни, в конечном счете. И никто извне не должен, не имеет права ограничивать деторождаемость, не может указывать родителям, каким количеством детей им следует ограничиваться. Рождение ребенка - это самое великое, в создании чего может участвовать человек. В ребенке - бесконечная радость и удовлетворение, и если рождаются дети, то Бог еще не оставил человека, по высказыванию одного из великих писателей. Вместе с тем важно не только рожать детей, но и воспитывать их, помогать вставать на ноги, обретать свое место в обществе. Об этом должно также заботиться и государство, называющее себя социальным.
Особенно важно развитие деторождаемости в России. Это только на первый взгляд кажется, что рост населения приводит к экономическим проблемам. На деле он же и решает их, ибо увеличиваются потребности, растет экономическая активность людей, что в итоге приводит к экономическому росту. Такие процессы мы можем сейчас наблюдать в странах, отличающихся большой плотностью населения - в Германии, Японии и, особенно, - в Китае. Исходя из этого, можно сделать вывод, прямо противоположный мальтузианству. Рост населения может не только порождать проблемы, но и решать их.
Демографическая проблема между тем существует, и она противоречива, имеет противоположный характер для разных стран: в Китае - перенаселение, в России - депопуляция. Вместе с общественным развитием эта проблема должна находить свое разрешение естественным путем, - будет происходить стабилизация в этом отношении. Однако государства, сталкивающиеся сейчас с демографической проблемой, вынуждены применять соответствующие меры. Важно то, чтобы они не носили насильственный характер и не нарушали суверенитет личности и семейной жизни.
Демографические процессы на рубеже ХХ-XХI вв. во многом определяют две тенденции: демографический "взрыв", характеризующийся резким приростом населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки, начиная с 60-х годов, и "нулевой прирост" населения в странах Западной Европы. Первая ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, включая голод и неграмотность десятков миллионов людей. Вторая - к резкому старению населения в развитых странах, включая ухудшение баланса между работающими и пенсионерами и т.д.
В России постоянно сокращается население страны. Ежегодно умирает 60 тыс. детей. Смертность в 1,5 раза превышает рождаемость. 80% младенческой смертности вызвано инфекционными заболеваниями. Страшная проблема - детская и подростковая токсикомания и наркомания. Существует несоответствие между числом разведенных женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, и числом мужчин, готовых вступить в повторный брак. По оценкам специалистов, к 2020 г. трудоспособное население России за Уралом составит 6-8 млн. человек. Для сравнения - в прилегающих районах по ту сторону границы от этого региона в том же году численность трудоспособного населения прогнозируется в 600 млн. человек. Население же России к 2050 г. в целом может составить всего 114 млн. жителей. Возникновение множества конфликтов на постсоветском пространстве вновь поднимает проблему миграции. В этих условиях государство и общество должны приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать население России в деторождении, проводить соответствующую миграционную политику.
Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн. человек, а умирает несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового, и не в ограниченности природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе. То, что в современном мире люди могут недоедать, а тем более - умирать с голода, явление совершенно аморальное, преступное и недопустимое. Это - позор человечества, и прежде всего - наиболее развитых стран. Вот где действительное поприще для защиты прав человека, когда попирается его основное право - на жизнь. Однако в международной политике и экономике господствуют двойные стандарты, а на вооружение тратится столько средств, что можно было бы в планетарном масштабе решить продовольственную, жилищную и образовательную проблемы. Современное "развитое" человечество тратит колоссальные средства на разработку оружия массового поражения вместо того, чтобы помогать нуждающимся встать на ноги, накормить голодающих; вместо того, чтобы победить невежество и фанатизм посредством развития мировой системы образования и т.д.
СПИД, наркомания и вредные привычки все более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XX в., его можно также назвать и бичом XX в. Заболевание, обнаруженное в США в 1981 г., стало быстро распространяться по всей планете. Прежде всего это происходило из-за половой распущенности современного "цивилизованного" человека и наркомании. К началу 2001 г. в мире насчитывалось 40 млн. больных СПИДом, и более 16 млн. уже умерли. В России также распространяется эпидемия СПИДа. Причем она охватывает в основном людей в возрасте от 15 до 30 лет, что может усугубить проблему депопуляции.
Еще быстрее в России распространяется наркомания. Проблема связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами, и она оказалась не готовой противостоять им.
СПИД и наркоманию в России сейчас можно назвать бедствием национального масштаба, обрушившимся на ее народы. Можно говорить о геноциде, ибо в результате заболеваний и пагубных пристрастий нация лишается наиболее активной и молодой своей части. Когда-нибудь статистика подсчитает, от чего погибло людей в России больше - от сталинских репрессий, или от СПИДа и наркомании. И тогда рубеж тысячелетий в России войдет в историю не только благодаря попытке осуществления реформ...
Наряду с такими явными заболеваниями и пороками как СПИД и наркомания, существуют более "безобидные", которые просто уничтожают человека медленнее, но, тем не менее, так же неотвратимо. Сходство здесь лишь в том, что государство не вело борьбы ни с первыми, ни со вторыми. К числу вторых можно отнести пьянство, которое глубоко укоренилось в России, а также табакокурение, сквернословие и др.
Алкоголизм имеет не только внутренние духовные причины, когда человек переживает мировоззренческий кризис, сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами в жизни, стремясь снять стресс через отключение сознания, но и социальные. В условиях командно-административной системы и единой насильственно насаждаемой идеологии происходило подавление всякой инициативы и творческого начала в человеке, он не мог самореализоваться. Понимая всю бесперспективность и бессмысленность существования - предавался пьянству. В 90-х годах XX веке, в период рыночной, олигархической вакханалии, и сегодня, в условиях бюрократизации государственного аппарата и его коррумпированности, человек также имел и имеет мало возможностей для улучшения своих жизненных условий. Тем самым сохранялись социальные предпосылки для процветании как алкоголизма, так и наркомании, наряду с преступностью. Особенно тяжелое положение, как и на протяжении всего ХХ в., сложилось на селе, где существует повальное пьянство. А в городах, где больше денег и развлечений - господствует наркомания. Для борьбы с этими болезнями и пороками должно сплотиться все общество и государство, от школы до правоохранительных органов.
Наибольшее распространение сейчас в России получило табакокурение. Оно незаметно проникло во все поры общества. Реклама на улицах российских городов продолжает соблазнять и совращать молодежь, в то время как в цивилизованных странах ведется серьезная борьба государства и системы образования с данным пороком. Необходимо развивать специальные воспитательные и образовательные программы, направленные на просвещение подрастающего поколения. Следует также приложить все усилия, чтобы сделать табакокурение непривлекательным, отвратительным, каким оно на самом деле и является. Необходимо помогать человеку избавляться от этой крайне вредной привычки, развивать антирекламу табакокурения, потребления пива и алкогольных напитков. Государство должно повышать налоги на табачные изделия, направляя полученные средства на указанные меры. Человек должен осознавать, что за разрушение собственного здоровья он тратит еще и деньги.
Одна из проблем, связанных с духовным недоразвитием - это сквернословие. Когда человек произносит нецензурные слова, он разрушает собственную личность, ее моральный строй. Обычный человек этого не замечает, считает сквернословие безобидным явлением, но как только он становится на путь культурного, а еще более - духовного развития, он осознает всю его пагубность и недопустимость. Сквернословие - это грязь, а произносящий его, получается, ест грязь. Человек должен осознать, что он - не свинья. И если он уважает себя и окружающих людей, то не допустит сквернословия, ибо оно унижает человеческое достоинство, прежде всего достоинство того, кто его допускает. Необходима экология не только окружающей среды, но и языка.

3. Причины возникновения глобальных проблем и пути их решения
Глобальные проблемы порождены не столько колоссально возросшим воздействием человечества на окружающий мир, которое можно сопоставить с геологическими и другими планетарными естественными процессами, а прежде всего стихийностью, антигуманностью, несправедливостью, которые пока неустранимы, а иногда и нарастают в обществе. Неоколониализм, эксплуатация отстающих в экономическом развитии стран, погоня за текущими прибылями и выгодами, технократический подход в ущерб долговременным интересам общества в целом - вот действительные причины глобальных проблем.
Путь к решению глобальных проблем лежит, прежде всего, в сознании человека. Чтобы ликвидировать их в самой основе, человек должен проявлять совесть в отношении:

  • окружающих людей, близких и "дальних" (не применять насилия, не оскорблять ни поведением, ни словом, а всегда быть готовым помочь; не гневаться и не раздражаться, учиться прощать);
  • окружающего природного мира (не наносить вред природе, а способствовать ее развитию, любить животных, не мусорить где бы то ни было);
  • вещей (бережно к ним относиться, не ломать и не разрушать созданного, это касается и одежды);
  • своей личности и своего тела (беречь здоровье, ибо это бесценный дар, принадлежащий не только конкретному человеку, но и его близким, обществу, в конечном счете; не курить, не говоря уже о наркомании и пьянстве; не допускать аморального поведения, ибо тем самым человек унижает, прежде всего, свое достоинство и т.д.).

Верующие люди должны стремиться, прежде всего, хранить совесть перед Богом, не допускать нарушения заповедей.
Анализируя историю культуры, можно прийти к выводу, что человек во все времена переживал духовный кризис той или иной глубины, противоречия которого заставляли его развиваться, однако ситуация в современном мире особенно угрожающа, ибо в результате всевозможных видов глобальных катастроф может погибнуть уже не отдельное племя или государство, но весь человеческий род. Духовный кризис приобрел угрожающие масштабы и глубину. Человек теряет человечность. Поэтому так необходимо выявить с новой силой извечные ценности, которые присутствуют во всех духовно-культурных традициях народов, населяющих Землю.
Автоматически только развитием техники глобальные проблемы не могут быть разрешены, для этого необходима мировоззренческая переориентация. Она должна заключаться в развитии национальных и общечеловеческих ценностей, в прекращении развития ядерных вооружений и милитаризации космоса, в установлении нового мирового экономического порядка во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами.
В XX в. разработка понятий биосферы и ноосферы свидетельствует о переходе естествознания от этапа аналитического развития, приведшего к появлению новых наук (механика, физика, химия, биология и т.д.), к этапу синтетического развития. Биосфера, как полагал Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), - это целостная биогеохимическая оболочка планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Ноосфера (от греч. noos - ум и sphaira - шар) - обозначает область взаимодействия природы и человека, в которой человек и его разум играют решающую роль. Термин был введен в научный оборот французскими учеными П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа (1927) и развит затем Вернадским. Идея основана на том, что Земля в процессе закономерной эволюции органического мира вступает в новую геологическую эпоху, когда биосфера должна реализовываться и направляться в своем развитии разумной деятельностью человека.
Основы данной теории Вернадский изложил в статье "Несколько слов о ноосфере" (1944): "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся...". Особенность современной научной мысли - ее вселенскость, она охватывает всю биосферу и все человечество, выявляется как сила, создающая ноосферу. В XX в. научная мысль охватила всю планету, все государства. Возникли многочисленные центры, поддерживающие и развивающие науку. Это и составляет основную предпосылку становления ноосферы. Другим условием ее возникновения является объединение всего человечества, разрешение им глобальных проблем современности. Однако пока человечество не выработало нравственные и духовные качества, которые соответствовали бы его планетарной роли.

ПОГОВОРИМ О ПРОЧИТАННОМ




 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.