Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Духовное освоение мира человеком





1. Мировоззрение, его виды, формы и содержание

1. Понятие мировоззрения
Мировоззрение представляет собой всю совокупность взглядов человека на окружающий мир, общество и самого себя. Мировоззрение близко к понятиям миросозерцания именталитета (от фр. "mentalite" - умонастроение, склад ума - предрасположенность индивида к определенному типу мышления и действия). Менталитет является результатом развития культуры и традиций, однако он в больше степени, чем мировоззрение и, тем более, миросозерцание, связан с ментальной деятельностью сознания, т.е. с мышлением. А в мировоззрение, и, особенно, в миросозерцание входят также переживания, эмоции, чувствования и представления человека. В отличие от подобного мирочувствия мировоззрение носит более систематизированный характер (Дополнительный иллюстративный материал).
Роль мировоззрения в жизнедеятельности человека огромна, без него невозможно осуществление целеполагающей деятельности. Человек вообще невозможен без мировоззрения, пусть самого примитивного. А вот в животном мире мировоззрения нет и быть не может, ибо животное определяется инстинктами, в его поведении нет свободы. Мировоззрение всегда стоит между человеком и миром, связывает человека с ним, а иногда, если оно искаженное, способно дезориентировать его (Дополнительный иллюстративный материал).
Исходя из мировоззрения человек определяет смысл своей жизни, который является основным мировоззренческим вопросом, ядром мировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки человека. В нем, таким образом, слиты воедино познавательный и ценностный аспекты. Мировоззрение формируется в результате приобретения и накопления знаний, а также само, исходя из ценностной ориентации субъекта, определяет качество и направленность познавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям, определяет выбор тех или иных средств деятельности, достижения поставленных целей(Дополнительный иллюстративный материал).
Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Обычно коллективное и индивидуальное мировоззрение совпадают, но не всегда. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, ибо отражает потребности как общественного, так и личностно-духовного развития. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным и антипрогрессивным. Таким мировоззрение может быть у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования. Не всегда человек оказывается способным духовно преодолеть нечеловеческие условия своего существования и сохранить в себе личность, неискаженное мировоззрение. В этой связи Л. Фейербах утверждал, что "в хижинах мыслят иначе, чем во дворцах". И действительно, мировоззрение обычного человека в определяющей степени зависит от общества, культуры, его социального и материального положения, образования. Однако духовно развивающаяся личность способна трансцендировать условности своего существования и даже свою эпоху.
2. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение исторично, определяется эпохой и временем, в которых живет человек (Дополнительный иллюстративный материал). В этой связи можно выделить несколько его исторических типов:





  • мифологическое - свойственно для первобытного сознания и древних культур доосевого времени1 (Дополнительный иллюстративный материал);
  • космоцентрическое - свойственно для древних культур осевого времени, связано с натурфилософией (Дао в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции), когда человек и общество мыслились в рамках космоса;
  • теоцентрическое - в центре его - Бог, оно господствовало в средние века;
  • антропоцентрическое, в центре которого - человек, возникло в эпоху Возрождения, свойственно во многом и для настоящего времени. Впервые его черты возникают уже в древнегреческой философии, когда софист Протагор сказал, что "человек есть мера всех вещей";
  • социоцентрическое - свойственно для современности, определяется пониманием значимости для человека общественных отношений, формируется философией и обществознанием.

3. Мировоззрение может строиться, опираясь на различные познавательные способности человека, то есть различаться по методологическим признакам, в соответствии с которыми можно выделить следующие мировоззренческие формы:
Чувственно-образное мировоззрение основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе.
Эстетическое мировоззрение - связано с восприятием окружающего мира с точки зрения красоты. Оно свойственно для творчески развитой личности, для художников, поэтов, композиторов, писателей и т.д. Это, конечно, не означает, что обычный человек не может развить в себе такое восприятие.
Рационалистическое, или рационализированное мировоззрение (абстрактно-логическое, философское и научное) - может строится на основе обобщения научных знаний, которые в нем синтезируются (Дополнительный иллюстративный материал).
В гармонично развивающейся личности данные мировоззренческие формы должны развиваться взаимно: плохо, если в человеке не развиты чувства, или атрофирован рассудок.
4. По видовым различиям мировоззрение может быть философским, религиозным, научным, обыденным и суеверным. Последнее является необъективным и дезориентирует человека, предпоследнее - относительно или условно-объективно, научное стремится к всецелой объективности. Дадим их характеристику.
В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира человеком. В нем философия выполняет важнейшую функцию, по сути, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе (Дополнительный иллюстративный материал). Философия решает смысложизненные задачи человека теоретическим методом, она отвечает на его потребность в смысле жизни, пытается найти его, опираясь, в основном, на мышление и логику. В мировоззрение могут входить как какие-либо обыденные представления, так и суеверия. Философия и основанное на ней мировоззрение:



  • несовместимы с суевериями: она освобождает человека от призраков сознания, мифов и иллюзий,
  • стремится познать истину бытия,
  • благодаря ей человек может воспитать внутреннюю духовную свободу, занимать независимую позицию, развить мужество и способность самостоятельного мышления. Его девизом могут стать слова И. Канта "имейте мужество пользоваться собственным умом". Обывателю может казаться, что он думает сам, на самом деле его сознание заполнено штампами, стереотипами мышления, навязанными массовой культурой. Те, кто способны действительно мыслить самостоятельно, уже являются философами (не по диплому или виду профессиональной деятельности, а по складу ума). Философия учит иметь мужество быть свободным (Дополнительный иллюстративный материал рис. 1 и рис. 2).

Религиозное мировоззрение по форме определяется содержанием веры, доктрины, однако по глубине оно может уходить в бесконечность и вечность.
Научное мировоззрение основывается на современных достижениях научного познания мира2.
Обыденное (житейское) мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и передающимся опытом людей. Оно отражает представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке. Его носителем является средний человек, получивший стандартное школьное образование и довольствующийся этим, далее не развивающийся. Зачастую это - человек толпы, мировоззрением которого можно легко манипулировать с помощью средств массовой информации и идеологии. Такое мировоззрение должно быть лишь отправной точкой, от которой человек должен двигаться дальше, расширяя и углубляя свой мировоззренческий кругозор и горизонт, приобщаясь к мировой духовной культуре, осваивая философию (Дополнительный иллюстративный материал).
Если первые виды мировоззрения являются позитивными, а последнее (обыденное) - терпимым, то суеверное мировоззрение искаженно воспринимает окружающий мир, оно - негативно. Его носитель извращает или вовсе отрицает как достижения науки, так и мировые религии вместе с философией. Субъективно он может причислять себя к какой-либо развитой религии, но подменять ее глубокое содержание своими или позаимствованными вымыслами (астрологией, колдовством, магией и т.п.). Суеверное мировоззрение опасно не только для индивида, но и для общества. Разрушить его может помочь приобщение к науке, философии и правильно понимаемой вере.
Вместе с тем необходимо отметить, что суеверия вполне могут присутствовать в любом мировоззрении, если оно не носит целостный характер. В целом же, в идеале, суеверия несовместимы только с философским и развито-религиозным мировоззрением, ибо только философия и религия способны своим методом объяснить весь окружающий мир: философия - на основе разума, а религия - на основе веры. Поэтому, строго говоря, может быть только два целостных мировоззрения, несовместимых ни с какими суевериями - это философское и религиозное. Однако на деле, в эмпирической жизни обычный верующий человек зачастую примешивает к вере еще и массу суеверий, не видя между ними разницы. Однако вера и суеверия - принципиально различны. Попробуем пояснить это.
Вера основывается на умозрительной идее и не носит натуралистический характер, в то время как суеверия - это своеобразная "суетная вера", вера во всякую чепуху. Суеверия всегда натуралистичны, они дают буквальное толкование тому, что в вере толкуется духовно-символически. Вера дает простор свободе человека и утверждает ее, а суеверия всегда говорят о полной зависимости человека от каких-либо сил и духов. Суеверия, как и мистика, строят иные миры по образу и подобию, по аналогии с этим чувственным миром, - по сути, они просто удваивают, утраивают этот мир. Вера говорит об ином мире как мире духовном, умозрительном, а не находящемся где-то в пространстве и времени. Вера говорит о вечности. Рай и ад - это духовные идеи, поэтому в этих понятиях бесполезно искать чудесные сады или чертей со сковородками. В религиозных преданиях эти символы могут присутствовать, но пониматься они должны не натуралистически. Суеверий всегда бесконечное множество, а вера - одна, хотя ее интерпретации могут быть различными.
Если суеверия несовместимы с философским и религиозным мировоззрением, то вполне совместимы с научным и обыденным. Да, наука противоречит суевериям, является их антиподом, но только с точки зрения методологии. Научная методология строится на причинно-следственных связях, проверенных экспериментально, а суеверия лишь на фантазиях и страхах. Но если мы говорим о мировоззрении, которое стремится организовать себя на научных началах, то в нем вполне могут соседствовать, рядом с научными фактами, самые абсурдные суеверия. Известно, что даже знаменитые ученые не лишены суеверий, когда начинают размышлять о том, что выходит за рамки их конкретной науки. Происходит это потому, что наука, в отличие от философии и религии, не способна объяснить все, не способна заполнить все "пространство" сознания. Всегда остается нечто, что наука не может объяснить. Более того, с ростом научного знания растет и сфера непознанного. Только мудрец, который познал очень много, мог бы сказать, что он ничего не знает. Поэтому Сократ и говорил о себе: "я знаю, что я ничего не знаю". Знает "все" только невежда, который свои суеверия выдает за знания.
Исходя из того, что наука не все может объяснить, она, строго говоря, не может построить и целостного мировоззрения на собственных началах. В этом смысле можно сказать, что научное мировоззрение в принципе невозможно, возможно лишь мировоззрение, которое стремится использовать в объяснении мира те знания, которые может ему предоставить наука, но она может предоставить весьма немного. Поэтому в таком мировоззрении остается место или для философии, или для религии, или, в конечном счете, и что всего проще - для суеверий. Ведь для того, чтобы дополнить мировоззрение философией, ее необходимо знать. А это большой многолетний труд интеллекта, - философия не дается так просто, как чтение гороскопа. А для того, чтобы дополнить его развитой формой религии, мировой религией, необходимы тоже немалые познания, необходимо приобщение к традиции, знание ее. Все это также является длительным и сложным процессом. А вот для восприятия суеверий нет необходимости ни в интеллектуальном развитии (не надо напрягать мышления), ни в познании духовных традиций и истории. Суеверия стразу дают ответы на все вопросы, иногда даже не нужно читать, достаточно включить телевизор и посмотреть очередные "глобальные прогнозы" или беседы с различными "магами" и экстрасенсами, излечивающими на 150% от всех болезней и с первого сеанса. Распространение суеверий в российском обществе можно назвать интеллектуальным геноциом, так как это ведет к разрушению нации изнутри, ее духовного строя.
Соответственно и путь спасения от суеверий лежит в плоскости приобщения к истории философии, что наиболее предпочтительно, или к духовным традициям, которые прошли многотысячелетний искус. Сектантство и новомодные "духовные" движения - это "отщепенцы" от магистральных путей духовного развития человечества. В них украденная у истинных традиций частичка истины раздувается до границ мировоззрения. Однако интеллектуальное обоснование и моральный облик таких движений и сект оставляет желать лучшего. Они предлагают новые виды суеверий, изобретенные уже современным человеком, ищущим обогащения или славы.

5. По содержанию мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным, прогрессивным или регрессивным и т.д. Однако важнейшее содержательное различие заключается в том, является оно гуманистическим (человеколюбивым) или негуманистическим (человеконенавистническим); выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские.
Задача современного общества и человека заключается в выработке гуманистического по содержанию мировоззрения, каким бы оно ни было по виду: философским или религиозным, научным или обыденным3. Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести, а значит, и мировоззренческий плюрализм. Вместе с тем Конституция Российской Федерации запрещает "разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (ст. 13.), недопустимы призывы к насилию.

Познание, наука и истина

1. Многообразие форм и методов познания
Познание является сущностной характеристикой человеческого бытия. Оно направлено на выявление внутренних связей в мире, открытие сущности вещей, общества и человека, представляет собой процесс осмысления бытия. Человеческое познание не пассивно воспринимает мир, а творчески его осмысляет. Познание рождается из активного взаимодействия субъекта и объекта, оно аккумулируется в знании, а знание есть способ существования сознания. Совокупность знания, его осознанность и есть сознание.
Среди основных форм познания выделяют чувственное и рациональное. В основе чувственного познания лежит:
1. Ощущение (отражение отдельных свойств предмета);
2. Восприятие (является комплексом ощущений, создает целостный образ предмета);
3. Представление (воспроизводимый по памяти образ предмета).
Однако чувственное познание ограничено тем, что воспринимает лишь единичное и случайное, в то время как рациональное поднимается до всеобщего и необходимого. Оно основано не на органах чувств, а на мышлении как активном, целенаправленном, опосредованном, обобщенном и абстрагирующем познании существенных свойств и отношений внешнего мира. Как чувственное, так и рациональное познание необходимы человеку, однако из их абсолютизации в новоевропейской философии выросли эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. "эмпериа" - опыт) источником всего знания полагает чувственный опыт. Согласно ему рациональное является лишь надстройкой над данными чувственного опыта. Рациональное создается комбинациями опытных данных в уме человека, а значит, ничего не прибавляет к содержанию знания. Эмпиризм тесно смыкается с сенсуализмом (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), в котором чувственность считается единственным источником достоверного познания (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и др.). Как целостная система он сформировался в XVII-XVIII вв. Но был эмпиризм и субъективно-идеалистический, признающий единственной реальностью субъективный опыт (Д. Беркли и Д. Юм). Это направление довело до крайности эмпирико-сенсуалистическую методологию, сведя предметный мир, данный человеку в опыте и ощущениях, к самим ощущениям. Д. Локк, напротив, утверждал объективность данной в чувственном восприятии реальности. Он полагал, что сознание человека первоначально представляет собой tabula rasa, чистую доску, на которую чувственные впечатления наносят свои письмена, которые затем обрабатывает рассудок, порождая знание.
Позднее окажется, что чисто эмпирическая гносеология не выдерживает критики. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиризм оказывается вынужденным выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания и активной деятельности рассудка, а также логическими операциями. Попытки обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта оказались несостоятельными. Чувственное познание может нас обманывать (миражи, галлюцинации и т.д.).
Рационализм (от лат. ratio - разум) признает рассудок основой познания, он противостоит как иррационализму, так и эмпиризму с сенсуализмом. Как целостная система гносеологических воззрений рационализм сложился в XVII-XVIII вв. Он представлен такими философами, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц. Рационализм, в противоположность религиозному мировоззрению, исходил из идеи естественного порядка вещей, признавал единую причинную зависимость, пронизывающую все мироздание.
Рационализм может быть как материалистическим (к нему тяготеет Спиноза), так и идеалистическим (Лейбниц). Но тот и другой противостоят эмпиризму, так как признают самостоятельность, независимость рассудочного знания от эмпирического опыта. Если основной тезис сенсуализма звучал так: "нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" (Локк), - то Лейбниц добавил к нему: "кроме самого разума". Только рассудок способен постигать истину. В своем крайнем выражении рационализм вел к теории врожденных идей Декарта и Лейбница, принижал роль чувственного восприятия, что могло повлечь отрыв мышления от эмпирически реального объекта познания. Рационализм абсолютизирует математические научные методы познания, логику. Апогея этот процесс достигает у Гегеля, когда рацио становится демиургом реальности, что превращает его метод в панлогизм.
Формы познания можно разделить также на два больших типа: непосредственное и опосредованное. Чувственное (эмпирическое) познание всегда непосредственно, а рассудочное - опосредованно. Интеллектуальная интуиция, если ее признать, является непосредственным познанием в сфере разума. Углубление непосредственного познания приводит его к опосредствованному, рациональному, абстрактному или логическому познанию. Оно оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями.
Рациональное познание осуществляется благодаря понятиям, суждениям и умозаключениям.
1. Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов и процессов. Суждение и умозаключение рождаются в результате взаимодействия понятий;
2. Суждение - это высказывание о предмете. Оно закрепляется в языке с помощью предложения, которое является его материальным носителем. Суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения.
3. Умозаключение представляет собой вывод из нескольких суждений (Днем светло. Сейчас светло. Следовательно, сейчас день). Суждения, которые лежат в основе умозаключения, являются посылками, а выводимое суждение - заключением. Умозаключения бывают индуктивные (подразделяются на полные и неполные), дедуктивные и поаналогии (на основании сходства предметов).
Чувственное и рациональное познание нельзя ни противопоставлять, ни абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. Согласно Канту, такую объединительную функцию выполняет продуктивное воображение, подводящее чувственное многообразие мира под рассудочную категорию. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.
В качестве следующего вида познания можно выделить умозрение, или теоретическое познание. Оно опирается исключительно на силу разума без отношения к чувственному познанию. Это познание собственно разумное, т.е. основанное на чистом разуме. Данный вид познания особенно характерен для философии (метафизики), однако отношение к нему различно, как и в отношении интуиции. Материализм и эмпиризм отрицают за умозрением возможность познавать истину, а метафизически настроенные философы считают ее единственно истинным методом познания сущности, не данной в опыте. Кант, например, полагал, что познание на основе идей разума, если оно отрывается от эмпирической действительности, порождает лишь иллюзии и лишено объективности. Платон, напротив, полагал, что сущность недоступна для чувственного восприятия и способна постигаться исключительно только чистым разумом и идеями.
Как эмпиризм, так и, отчасти, рационализм выступили против и пришли на смену торжествовавшему в античности и средние века умозрению, которое полностью абстрагируется от чувственного опыта и конструирует или созидает в сознании бытие посредством мышления или интуиции, интеллектуального (философия) или мистического (религия) созерцания.
Уже древние философы (Платон и Аристотель), а затем и Кант установили определенную иерархию в познавательных способностях и возможностях человека:
- чувственное познание - является базовым, с него начинается все наше познание. Аристотель, открывая свое основное произведение - "Метафизику", писал: "Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям...";
- рациональное познание, осуществляющееся при помощи рассудка. Оно способно устанавливать, открывать объективные связи (причинно-следственные) между явлениями, законы природы. Рассудок есть познание через понятия и категории, он не интуитивен, а дискурсивен;
- познание на основе идей разума. Идеи разума служат для понимания, в то время как категории рассудка - для суждения о восприятиях. Под идеей Кант подразумевал необходимое понятие разума, для которого чувства не могут дать адекватного предмета. Познание, основанное на разуме, задает мировоззренческие принципы.
И. Кант написал специальное произведение Критика чистого разума (1781), где попытался установить пределы и возможности человеческого познания, дать ему классификацию. По его мнению, всякое наше познание начинается благодаря чувствам, переходит затем к рассудку и завершается в разуме как высшей способности познания. Однако на этом его единство с Платоном и Аристотелем заканчивается, ибо статус идей разума у Канта принципиально отличен: для античных философов посредством их познается высшая истина, а для Канта идеи разума порождают вымыслы, ибо они утратили связь с чувственным восприятием. По Канту объективное знание слагается из двух компонентов: чувственного и рассудочного, ибо "мысли без содержания пусты, а наглядные представления без понятия слепы". Необходимо понятия делать чувственными, а наглядные представления понятными. Только из их соединения может возникнуть знание. Но если категории рассудка теряют связь с опытом, то превращаются в ничего не значащие идеи разума, создающие иллюзии. Однако Кант признает и необходимость разума, ибо он "старается свести огромное многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов (общих условий) и таким образом достигнуть высшего единства знаний рассудка". Без разума невозможно построить целостное мировоззрение. Тем не менее, чисто умозрительное, теоретическое познание (метафизика) для Канта не имеет объективного значения. Вслед за ним такой же точки зрения придерживаются в позитивизме, родоначальником которого был О. Конт.
Анализируя познавательные способности и возможности человека, Кант разделил все знание на два типа: априорное и апостериорное. Априорное является доопытным, имманентно присущим сознанию. Это пространство и время в чувственном познании и категории - в рассудочном. Апостериорное знание, напротив, носит всецело опытный характер. Априорные формы познания неизменны, а апостериорное знание постоянно изменяется под воздействием чувственного познания. Реальное познание складывается из их совокупности. Кроме этого Кант выделял аналитические (не связанные с новым опытом и не дающие в силу этого прироста знания: "все тела протяженны") и синтетические (связанные с новым опытом и потому дающие прирост знания: "все тела тяжелы") суждения. Суждения разума основаны на аналитике и потому не могут порождать новое знание.
Рассмотренные три иерархические формы познания (чувства, рассудок и разум) не исчерпывают все познавательные возможности человека. Интуиция также является средством познания мира. Она представляет собой непосредственное, но не основанное на органах чувств восприятие действительности (внезапное озарение, понимание, видение истины). Иногда интуицию относят к мистической сфере, что не всегда оправданно. В философии говорится об интеллектуальной интуиции как непосредственном видении идеи. Ее, например, признавали Платон и Шеллинг, отрицали Кант и Гегель. Интуиция представляет собой способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования. Она относится скорее к сфере бессознательного, чем мистического. На основе знаний, которые могут иметь бессознательный характер, не будучи всецело осознаваемыми, человек может о чем-либо смутно догадываться, что и называется интуицией ("информация - мать интуиции"). Она также может быть связана с длительной и упорной предварительной работой над проблемой, когда срабатывает интуитивная догадка, а не логический вывод и неожиданно приходит решение. Зачастую это приходит в процессе сна, когда сознание раскрепощается и позволяет проявляться бессознательному. В интуиции обнаруживается лишь результат познавательных усилий, а пути нахождения истины не видны, поэтому в целом механизмы интуитивного знания еще не изучены.
Можно представить и иную классификацию форм познания, не по иерархическому принципу, а по виду духовной деятельности человека. В этой связи можно выделить еще экзистенциальную, моральную и эстетическую формы познания.
К познавательной сфере можно отнести эмоции и чувства (не ощущения) человека. Эмоции и чувства, в смысле чувства-переживания, выражают душевное состояние человека, его отношение к чему-либо. Чувства более глубоки и носят более постоянный характер в отличие от эмоций, которые скоротечны, непостоянны и поверхностны. Чувство, так же, как и мышление, является одной из сущностных сил человека. Как мышление сгущается в понятие, так чувство - в переживание. Переживание представляет собой идеацированное чувство, т.е. осмысленное. В отношении к проблеме духовного важны трансформирующие человека переживания, которые осуществляются на основе глубоких и сильных чувств. От эмоции чувство отличается большей степенью идеации.
Экзистенциальные переживания представляют собой особо глубокие чувства, способные произвести изменения в душевном строе личности, породить новые установки и смыслы, новое видение мира и своего места в нем. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер. Особое значение им придает экзистенциализм - философское направление, получившее развитие в XX в. Среди его представителей - французы Ж.-П. Сартр, А. Камю, немцы К. Ясперс и М. Хайдеггер. Ясперс развил учение о "пограничных ситуациях", в которых человек, стоя на краю гибели, способен, пережив это, стать другим. Так произошло, например, с Достоевским, когда его казнь была отменена в последний момент, и он из петрашевца-революционера превратился в гуманистически настроенного писателя. Такое состояние пережил А. Швейцер, великий гуманист XX в.: прослушав музыку Баха, он оставляет благоустроенную Европу, чтобы оказывать медицинскую помощь неграм в Африке. М. Хайдеггер пишет о фундаментальных состояниях Ужаса и Тоски, которые могут сделать из человека философа, ибо дают осознание необеспеченности человеческого существования. Религия всецело кладет в основу своего духовного опыта экзистенциальные переживания, давая им свою интерпретацию.
Для осуществления духовного познания недостаточно как просто мысли, так и просто чувства, нужен их некий сплав, который был бы способен произвести всплеск самосознания, в результате которого возможно рождение нового смысла. Мысль, не наполненная соответствующим переживанием пустая форма, какие бы животрепещущие темы она не пыталась осмысливать. Переживание, не осмысленное соответствующей мыслительной категорией, являет собой бесформенное содержание, которое не может быть ясно осознано не только другими, но и самим субъектом переживаемого опыта. Лишь формируя мыслью свое чувство, интегрируя его в те или иные символы культуры, человек может вполне его осознать и извлечь духовную пользу. По мнению Юнга, религия зачастую выполняет роль именно такого интерпретатора особенно тяжких, или, наоборот, высоких и сильных переживаний, интегрирует их в определенную систему координат, благодаря чему переживания уже не являются непонятными и разрушительными для человека. К таким системам интерпретации и оформления переживаний относятся, прежде всего, музыка и поэзия, которые представляют собой виды духовного творчества.
Духовные идеи и символы содержат в себе такие идеацированные переживания, но беда в том, что они могут довлеть над непосредственными духовными восприятиями, закрепощая их рамками определенных традиций и символических систем. Новые ереси и мистические системы являются бунтом против этих закрепощений.
Если у человека не развиты экзистенциальные переживания, такие как сострадание, любовь, то никакое развитие рассудка не может их заменить. Рассудок может лишь объяснять через установление причинно-следственных связей, но одно только это не может придать смысл человеческой деятельности. Если деятельность человека не имеет в своей основе эмоциональной, а также глубокой экзистенциальной заинтересованности, она тщетна и не принесет удовлетворения, а значит, и пользы. Лишенный таких чувств человек превращается в биокомпьютер, в машину. Один лишь рационализм ведет к дегуманизации межличностных отношений, всецело их формализует. Но и без рацио чувство становится слепым и вместо пользы может принести вред ("слепая любовь", например). Необходимо гармоничное сочетание и развитие всех познавательных способностей человека.
Мораль также является не только личностной формой регуляции поведения человека, но и особой формой познания. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека, осуществленности им морального познания. Не имеющий такого познания легко впадает в аморализм, он не понимает, что такое хорошо, и что такое плохо, не понимает абсолютной необходимости следования исключительно добру и недопускания зла. Моральное поведение такой человек может воспринимать как абсурдное и противоестественное, глупость, ибо оно не нацелено на эгоистическую выгоду. Между тем только моральное поведение имеет смысл, развивает общественные отношения, а личность посредством его утверждается в вечности, ибо сделанное ею добро остается на Земле. Только моральный человек может быть действительно счастливым, так как мораль способна давать человеку высшее духовное удовлетворение, наделять жизнь бесконечным смыслом. Это познали те, кто творит добро, сострадает и дарит любовь.
Эстетическое познание наибольшее развитие получило в искусстве. Отметим его особенности:

  • познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности;
  • как и моральное, но в отличие от чувственного (ощущений, восприятий и представлений), не дается с рождением, а воспитывается;
  • входит в число духовных способов познания и деятельности;
  • не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу;
  • возможно, когда человек незаинтересованно (не с точки зрения выгоды) относится к миру, когда он познает его, созерцая, а не анализируя, не расчленяя и не эксплуатируя:
  • носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу.

Неразвившего и не воспитавшего в себе эстетическое познание и восприятие человека можно сравнить со слепым: он не способен воспринимать краски мира, наслаждаться совершенством красоты, видеть гармонию. В результате остается только серая жизнь, а все удовольствия в этом случае сводятся к чувственным. Человек должен прилагать усилия, приобщаться к искусству и творить сам, чтобы возвыситься и углубиться до эстетического восприятия действительности. Тогда он откроет радость бытия, увидит красоту в окружающих людях, окажется способным восторгаться величием красоты природы (поймет, что "у природы нет плохой погоды, каждая погода - благодать") и научится ценить произведения искусства. Жизнь станет полной до краев, приобретет смысл и дарует удовлетворение. Ведь в познании, а особенно в самопознании заключается смысл жизни.
Однако если эстетическое познание отрывается от морального, то вырождается в эстетство, утрачивает смысл. Остается только жажда переживаний, но они уже низводятся на чувственный уровень и теряют духовность. Вместо раскрытия человеческой сущности в этом случае происходит ее искажение.
Соотнесем рассмотренные познавательные способности человека с основными видами духовного освоения мира человеком: (см. схему)

!!!!!!!!!!!!!!!!вставить картинку!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.