Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Общество и обществознание в их историческом развитии





Становление общества

Можно ли ставить вопрос о происхождении человека в отрыве от становления общества (социогенеза)? Вслед за ним встает и другой вопрос: что первично - человек или общество? Этот вопрос равносилен другому: что первично, курица или яйцо? Или следующему, столь популярному в былые, не столь далекие времена: что первично - бытие или сознание? Такие вопросы провоцируют нас на определенный ответ, на необходимость выбора первого или второго. Однако принятие любого ответа, исходящего из данных вопросов, будет неверным, ибо сам вопрос поставлен некорректно. Он требует рассудочного определения "или-или", в то время как истинный ответ может быть лишь спекулятивным, т.е. диалектическим. Иначе говоря, в данных вопросах невозможно выделить что-либо одно в качестве первичного, и что-либо иное в качестве вторичного. Они не состоят в прямой, линейной и односторонней причинно-следственной связи, а напротив, взаимообусловлены и находятся во взаимозависимости так, что одного нет без другого. Ведь не можем же мы сказать, например, от кого в большей степени зависит рождение ребенка - от отца или матери. Он есть дитя обоих. И человек и общество являются продуктом взаимного процесса становления. Нет ни общества без человека, ни человека вне общества. По словам Аристотеля, "человек вне общества или Бог, или животное".
Социально-духовное становление человека рассматривается в истории обществознания. Считается, что от 50 до 30 тыс. лет назад у первобытного человека началось социальное развитие. С этого времени биологические факторы теряют свой приоритет и становятся зависимыми от социальных. Наряду с естественным отбором начинает действовать культурно-социальный, происходит активное заселение планеты первобытным человеком (40-38 тыс. лет назад), стадо сменяется родовым строем, осваиваются сложные орудия, активно развивается речь, возникает наскальная живопись и зачатки религии. Однако происхождение общества столь сложно, что существует множество гипотез на этот счет. Выделим кратко наиболее известные из них.



1. Трудовая гипотеза, исходит из того, что труд создал человека. Ее развивали Льюис Генри Морган ("Древнее общество"), Карл Маркс (дополняя ее классовой борьбой),Фридрих Энгельс ("Происхождение семьи, частной собственности и государства"). Однако формирование общественных отношений связано не только с развитием трудовой деятельности и совершенствованием материального производства. Ведь для того, чтобы трудиться, уже необходимо обладать сознанием.
2. Психоаналитическая (З. Фрейд), согласно которой общество покоится на соучастии в совместно совершенном преступлении (убийстве вожака-отца) и возникшем на основе осознания чувстве вины и раскаяния ("эдипов комплекс"). Так возникают запрет-табу и совесть, агрессивные желания вытесняются и сублимируются, порождая эстетическое отношение к миру. Таким образом, гипотеза Фрейда рассматривает культуру и возникшее на ее основе общество как результат вытесненных, прежде всего половых желаний; у него культурное противостоит природному и естественному, между тем как духовность человека не противостоит чувственности и биологическим потребностям, но возвышает и цивилизует их. Гипотеза Фрейда, с этой точки зрения, оказывается во многом противоестественной, основанной на анализе психики страдающих неврозами и др. заболеваниями людей. У варвара и цивилизованного человека одни и те же биологические потребности, однако реализуют они их совершенно по разному.
3. Философско-антропологическая. Человек здесь оказывается не столько животным, производящим орудия труда, сколько существом, творящим символы. Согласно этой точке зрения, примитивные каменные орудия просуществовали почти миллион лет без существенных видимых изменений, поэтому человек и общество образовывались не столько через борьбу с окружающей средой с использованием орудий труда, сколько благодаря созданию символической культуры и контроля за своей психикой через миф и ритуал (П. Флоренский, Э. Кассирер, М. Шелер и.др.) 1.
4. Духовная, которая логически, казалось бы, противостоит трудовой, но на деле способна включать ее в себя. Представителем этой концепции был Гегель, полагавший, что природа развивается и совершает качественные скачки от одной формы (вида) к другой исключительно благодаря заключенному в ней духу. Вместе с тем он не игнорировал и биологических предпосылок становления человека и общества (прямохождение, развитие кисти руки и мозга). "Феноменология духа" (1807) Гегеля является фактически антропо-социальной философией, в которой человек и общество рассматриваются в единстве и социально-историческом развитии.
Сходную точку зрения, но более близкую к христианству, разработал католический философ и антрополог Тейяр де Шарден, полагая, что в дальнейшем человечество должно образовать ноосферу и прийти к стадии Сверхжизни, воссоединясь с Божественной полнотой, достигнув "точки Омеги" (Христа). В русской философии об этом говорил своим языком Вл. Соловьев (богочеловечество). Натурализация духовной точки зрения происходит в творчестве Л. Гумилева, кладущего в основу этногенеза биохимическую энергию биосферы.
Наверное, все указанные гипотезы относительно происхождения человека и общества имеют под собой некоторые основания. И в то же время ни одна из них не может претендовать на всю полноту истины. Современное обществознание стремится использовать то объективное знание, которое содержится в представленных концепциях, чтобы построить целостную теорию.
Существуют различные классификации исторического развития общества, вычленяющие качественно отличающиеся друг от друга этапы.
1. Морган разделял историю человечества на три этапа: дикость, варварство и цивилизацию.
2. Маркс (а в России - Плеханов) развил учение об общественно-экономических формациях, выделив следующие пять:





  • первобытно-общинную;
  • рабовладельческую;
  • феодальную;
  • капиталистическую (буржуазную);
  • коммунистическую (Дополнительный иллюстративный материал).

Последняя сейчас признается утопической, но первые четыре активно используются для классификации исторического материала.
3. Тейяр де Шарден выделял четыре ступени мировой божественной эволюции: преджизнь, жизнь, мысль и сверхжизнь.
4. В XX в. в обществознании возобладал цивилизационный подход, вычленяющий в мировом историческом процессе три основополагающих последовательных типа цивилизаций:доиндустриальную (традиционную), индустриальную и постиндустриальную.
5. Можно представить и иную классификацию, отталкиваясь от деления общества на недифференцированное (где нет никакой социально-экономической иерархии) и дифференцированное (где она есть), между которыми можно выделить промежуточную стадию - общество переходного типа. Согласно терминологии Маркса, к недифференцированному можно отнести первобытно-общинное и коммунистическое, к дифференцированному - все остальные (Дополнительный иллюстративный материал). Рассмотрим подробнее недифференцированное общество и его переход к дифференцированному.
Считается, что общество произошло из:
1) стада первобытных людей, однако, по своим характеристикам первое качественно отличается от второго, свойственного для животного мира. Говоря о происхождении общества из стада, мы стираем принципиальную разницу между ними. Поэтому поскольку наука пока не дает четкого ответа на вопрос о происхождении общества, назовем то состояние, из которого оно возникло, протообществом, "нулевым обществом", или полуинстинктивной деятельностью становящегося человека, после чего возникли
2) кровнородственная община, затем - соседская община и, наконец,
3) собственно общество: племя, союз племен, этнос, государство и нация.
Понятие общества, таким образом, является собирательным, исторически оно включает в себя различные стадии развития. Для науки еще остается открытым вопрос, где хронологически и понятийно находится та точка, о которой мы могли бы сказать, что это уже общество. Многое здесь зависит и от того, что понимать под обществом.
Чтобы прояснить данную проблему, рассмотрим становление общественных отношений через анализ характеристик недифференцированного, переходного и дифференцированного общества.
В недифференцированной первобытной общине вся энергия и время жизнедеятельности рода уходили на поддержание жизни: пропитание и воспроизводство. Существовали полная зависимость рода от природных циклов, единство рода и природы (биосоциальная нерасчлененность). Методы хозяйствования сводились к самым примитивным - собирательству и охоте (присваивающая экономика). Было лишь половозрастное разделение труда, существовало равноправие полов, семья отсутствовала. Затем беспорядочные половые связи (промискуитет) стали постепенно заменяться матриархатом, полигамия - моногамией, эндогамия (внутриродовые браки) - экзогамией (межродовые браки). Первобытно-общинный строй был самым длительным в истории человечества, просуществовав около 30 тыс. лет. Важнейшее значение в установлении норм поведения первобытного человека играло табу (запреты, регулировавшие, прежде всего, половые отношения).
В эпоху нового каменного века (неолита) сформировались черты, развитие которых привело к разложению первобытно-общинного строя, а затем к возникновению цивилизации. Суммируются они в понятии "неолитическая революция", которая явилась результатом глубинного переворота в системе материального производства, приведшего к переходу от присваивающей экономики к воспроизводящей (к земледелию и скотоводству), а затем и к производящей. Этот переход был длительным, связан с коренным изменением в образе жизни - переходом к оседлости, что способствовало развитию культуры. При присваивающем хозяйстве человек являлся пассивным потребителем даров природы, брал то, что природа могла ему дать в готовом виде. Переход к оседлому образу жизни, к земледелию и скотоводству - событие в истории человечества. На Ближнем Востоке (Западный Иран, Северный Ирак, Сирия, Турция, Палестина) это произошло в 8-7 тысячелетиях до н.э., на Индостане, в Юго-Восточной Азии - в X в. до н.э.).
Значение и следствие неолитической революции заключается в производстве орудий труда; одомашнивании животных; появлении излишков продуктов, высвобождении времени для культурной деятельности; демографическая революция; разложении родовой общины и перерождении ее в территориальную. Происходит трагический слом старого и бурное развитие нового: возникновение патриархальной семьи, соплеменностей и союзов племен (протогосударства).
Перейдя к земледелию и животноводству, человек начинает стимулировать животворящую потенцию природы, а получая излишки предметов питания, он стимулирует родовую потенцию. Развившийся род в результате этого подвергается дифференциации. Природно-определенные связи между людьми (биологические, кровнородственные, территориальные) стали постепенно уступать место социальным (экономическим, классовым, политическим). Шел процесс разделения труда: от половозрастного и естественного до технологического (на отдельные операции) и общественного (закрепление определенных видов деятельности за отдельными лицами или группами людей, что привело к образованию классов и сословий). Таким образом, в первобытной общине существовало естественное разделение труда по половому (мужчины специализировались на охоте, женщины занимались собирательством) и по возрастному признакам. Постепенно возникала специализация, имея вначале внутриобщинный, а затем и внеобщинный характер. Развитие товарообмена способствовало тому, что целые племена, а затем и народы стали специализироваться на определенного рода деятельности. Считается, что важнейшими формами общественного разделения труда были выделение кочевого скотоводства из земледелия; отделение от земледелия ремесла; отделение торговли от ремесла; отделение умственного труда от физического, что привело к относительной автономии духовной сферы общества.
Зарождение товарных, а затем и денежных отношений привело к развитию абстрагирования, возникновению счета и, в итоге, математики. Так, товар можно назвать уже "чувственно-сверхчувственной вещью" (К. Маркс). Развивался обмен в качестве перехода продуктов человеческого труда от одного лица, являющегося собственником этого продукта, в собственность другого лица, возмещающийся некоторым встречным продуктом или его знаком (деньгами). В общине экономические отношения между ее членами носили распределительный, а не обменный характер. С течением времени часть продуктов труда начинает производиться преднамеренно для нужд обмена, - возникает товар, и зарождается товарное производство.
Формирование частной собственности явилось первой социальной революцией, которая привела к возникновению классово-иерархической структуры общества. По мере роста имущественного неравенства развивалась и социальная дифференциация, возникла эксплуатация как социальное отношение, при котором определенная часть избыточного или необходимого продукта безвозмездно отчуждается от его производителя в пользу собственника или властителя. Отношения зависимости при эксплуатации могут иметь различные формы: прямую внеэкономическую, основанную на насилии (рабство), и экономическую, характерную для современного общества. Вначале эксплуатация носила внутриобщинный характер, а затем и межобщинный. Прогресс общества связывается со снятием наиболее грубых и жестких форм эксплуатации, отчуждения человека как от средств производства, так и от собственной сущности.
В дифференцированном обществе возникает производящее хозяйство, патриархат, осуществляется накопление материальных и духовных ценностей, закрепляется имущественное и социальное неравенство, политогенез завершается созданием государства. В I тысячелетии до нашей эры в "осевое время", происходит духовная революция, когда возникают личностные виды творчества: развитые формы религии, философия, независимые искусство и наука. Человечество до сих пор живет теми идеями, которые были рождены в то далекое время. В ту эпоху происходит сдвиг колеса истории, человечество начинает осознанное историческое бытие.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.