Сделай Сам Свою Работу на 5

Обществознание в системе наук





Предисловие

В электронном учебнике интегрируются современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную мировоззренческую систему, необходимую для воспитания личности и гражданина, приобретения знаний, необходимых для поступления в вуз. Дается философская, историческая, культурологическая основа обществознания, необходимая для глубокого усвоения предмета. Анализируются основные обществоведческие концепции. Подробно рассматриваются сферы общественной жизни с учетом новых требований - познаний в области экономической, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни. Отдельно и достаточно широко для подготовки к поступлению в вуз на юридическую специальность представлено право: рассматриваются как его основополагающие понятия, так и основные отрасли.

Часть I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Тема 1. Понятие обществознания и общества

Обществознание в системе наук

1.1. Необходимость изучения обществознания
В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Рассмотрим конкретнее, в чем они заключаются. Если идти последовательно, то можно выделить три аспекта необходимости: научный, гуманитарный и гражданский.
С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что его не может заменить ни одна наука, ибо только оно способно и призвано дать целостное представление об обществе, не расчлененное на десятки и сотни наук, обладающих колоссальной детальной информацией, необходимой лишь для узких специалистов. Вместе с тем обществознание - это не "сборная солянка", не некий гигантский компьютер, просто собирающий информацию от всех гуманитарных наук. Формируя целостное представление об обществе, беря самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней. Таким образом, благодаря обществознанию осуществляется прирост наших знаний об обществе, когда количественные показатели (многообразие информации) приводят к качественным (мировоззренческим) изменениям в понимании общества. И в этом смысле обществознание имеет научный смысл.
С гуманитарной и гуманистической точки зрения обществознание является необходимым для формирования моральной личности. Особенно этому способствует изучение духовной сферы общества: культуры в целом, философии, религии, искусства и морали. Приобщаясь к духовным ценностям и знаниям, личность гуманизируется, ее мировоззренческий горизонт расширяется и углубляется.
Обществознание, таким образом, личностно значимо, ибо дает молодым людям необходимые знания как в сфере морали, так и относительно общества, в котором они живут. И в этом смысле обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой специализации, ибо нет личности без морали, как нет действительного гражданина без знания общества. Обществознание способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности.
Современное демократическое общество не может не быть гражданским, т.е. оно должно представлять собой совокупность обладающих правами и имеющих обязанности граждан. Полноценным гражданином может быть человек, не только наделенный юридическими правами и обязанностями, но и имеющий достаточный уровень самосознания, то есть осознанно относящийся к себе, своему месту и роли в обществе, активно участвующий в политической жизни. Обществознание способствует формированию прогрессивной гражданской позиции, отражающей потребности современного развития общества. Осознанное отношение к своему гражданскому долгу и истинное понимание того, в чем он заключается, невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания. Демократия невозможна без достаточно высокого уровня самосознания граждан.
Обществознание противостоит как аполитичности, так и политиканству. Аполитичным может быть только человек, не осознающий свой долг перед обществом и отдающий свои права и возможности участия в общественной и политической жизни другим силам. Происходит это потому, что "свято место пусто не бывает", власть не терпит вакуума. Аполитичность одних граждан компенсируется чрезмерной активностью других, которые используют пассивность избирателей в своих целях. Таким образом, неучастие в политической жизни, политический абсентеизм не может быть в нормальных условиях гражданской позицией, а свидетельствует об отсутствии таковой. В случае разочарования граждан в предвыборной кампании и выдвигаемых кандидатах можно проявить свое отношение голосованием "против всех", но никак не игнорированием самих выборов, если они легитимны. Интеллигенция и народ России несколько веков боролись за свободные и всеобщие выборы, поэтому неучастие в них - неуважение предков.
Политиканство представляет собой другую крайность, когда чрезмерная псевдо политическая активность подменяет собой трезвый анализ. Политиканство обычно связано не с осознанием реальных потребностей общества и борьбой за их реализацию, а с фанатичным отношением, идеологической ангажированностью, демагогией, популизмом и т.д. Такая политическая сверхактивность наносит вред естественному развитию общества.
Обществознание учит занимать грамотную гражданскую позицию, не впадать в крайности аполитичности и политиканства, формировать и отстаивать собственную точку зрения.
Существует еще и прагматическая важность изучения обществознания, заключающаяся в необходимости сдачи экзамена. С практической точки зрения это наиболее важно, однако смысл изучения обществознания далеко выходит за пределы указанной цели. Те знания, которые учащийся приобретает при изучении обществознания, остаются с ним навсегда, кем бы он в жизни ни был - вне зависимости от профессии, социального и экономического положения. Познание общества также способствует осуществлению вертикальной мобильности, помогает занять в обществе желаемое и достойное место, в полной мере реализовать себя, а значит, и в наибольшей степени способствовать общественному прогрессу. (Дополнительный иллюстративный материал)







1.2. Обществознание и наука: сходство и различие
Далее необходимо определить место обществознания в системе наук, но, прежде всего, следует ответить на вопрос: является ли обществознание наукой? Для этого приведем вначале характеристики, отличающие обществознание от других сфер общественного сознания и форм познания, а затем попытаемся выявить то, что сближает его с наукой.
Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения, который заранее дан, обнаружен, наука лишь описывает его, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно обществознания дело обстоит сложнее. Есть ли такой предмет - общество? Кто его видел? У астрономии есть свой предмет - звездное небо, у биологии тоже - любой живой организм и т.д. На эти предметы науки мы можем указать, мы наблюдаем их зачастую невооруженным глазом, при помощи микроскопа или телескопа, что лишь усиливает наши способности чувственного, эмпирического восприятия. Но можем ли мы при помощи органов чувств обнаружить общество, указать на него пальцем? И да, и нет. Да, потому что на что бы мы ни указали в нашей человеческой жизни, во всем присутствует общество, но это присутствие невидимо. Общественные отношения пронизывают всю человеческую жизнь сверху донизу, от начала и до конца, однако они непосредственно не осязаемы. Общество присутствует в монашеской келье и на площадях, в библиотеках и на демонстрациях. Одним словом, общество везде и нигде одновременно! Оно действительно существует, но его невозможно потрогать рукой. Общество имеет чувственно-сверхчувственную форму, поэтому оно - понятие философское, во многом умозрительное: оно осознается не в меньшей степени, чем наблюдается. И хотя общество существует тысячелетия, как нечто самостоятельное оно было осознано не так давно, а социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. (О. Конт). Иногда тот, кто находится в гуще людей, может быть более далек от общества, чем полярный зимовщик; иногда познать общество больше способен тот, кто изучает книги, чем тот, кто все время проводит в разговорах с другими.
Понятие общества, являясь философским, не дано изначально в качестве противостоящего сознанию человека объекта. Оно исторически формируется и познается. Предмет обществознания, как и философии, не дан, а задан. Он является проблемой. Поэтому обществознание можно назвать самопорождающейся сферой знания, что невозможно в традиционной науке, где предмет уже весь налицо, и задача состоит лишь в детальном его изучении. Изучение общества во многом состоит во все более глубоком определении самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
Кроме сказанного, предмет обществознания чрезвычайно широк. В конкретных науках нет такой широты, в этом случае происходит формирование более конкретных областей исследования, которые приобретают со временем статус отдельных наук. Так, например, возникли квантовая физика, термодинамика, информатика, генетика и многие другие науки, без развития которых немыслимо современное общество. Изучение общества как чрезвычайно сложного, многообразного и разностороннего предмета изучения никак не под силу одной науке. Поэтому его изучают десятки, а затрагивают сотни наук.
В силу обширности своего предмета и его чрезвычайной сложности обществознание не может "похвастаться" наличием совершенно определенных объективных знаний о своем предмете, которые имеют отдельные науки. В нем многое зависит от мировоззренческих установок познающего. Многообразие интерпретаций одного и того же социального события естественно в обществознании, но недопустимо в строгой науке. В науке такое возможно лишь на стадии гипотезы и исследования, но затем достигается фактическое знание, которое является общезначимым и объективным, с которым соглашаются все ученые. Обществознание, напротив, развивается через спор различных точек зрения, который никогда не может прекратиться, ибо здесь нет раз и навсегда установленной истины. Да и сама истина в этом случае носит не столько желаемый объективный характер, сколько субъективный, оценочный. Так, астрономы определили расстояние от Земли до Солнца (около 150 млн. км), и с этим согласны все ученые, ибо это расстояние фактически проверено и подтверждено. Но трудно найти в истории развития общества хоть один такой факт, в интерпретации которого мнения всех обществоведов совпали бы. Таким образом, мы установили, что обществознание кардинально отличается от иных наук по бытию своего предмета, то есть не так, например, как физика от химии, но принципиально. Научное знание принудительно, а духовное - делает человека свободным.
В сказанном заключается и слабость, и достоинство обществознания. Слабость - в никогда не достижимой всецело объективной истине, на которую претендует наука; достоинство - в свободе от строгих причинно-следственных связей, возможности иметь собственную, независимую точку зрения. Это не значит, однако, что в обществознании царит хаос и произвол, просто истина здесь носит многосторонний и противоречивый характер.
Но что же тогда такое обществознание, претендующее объять необъятное? Явно, что статусом определенной науки оно наделено быть не может. В итоге получается, что обществознание не имеет ничего общего с наукой. Но тогда что же это: поэзия, художественное творчество, мистика, философия или что-либо еще? Тоже нет! У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой.
Сформулируем, что же сближает науку и обществознание.
Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Но если наука отчасти способна его реализовать, то на долю обществознания выпадает лишь "бесполезная страсть", оно хочет, но не может познать общество, и не столько в силу своей слабости, сколько в силу несоизмеримости предмета изучения с человеческими познавательными возможностями и ограниченностью научной методологии. Таким образом, не вина обществознания в том, что оно не может до конца познать свой предмет.
Другая черта, объединяющая науку и обществознание - стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. Обществознание даже в большей степени, чем наука, исторично; оно немыслимо без истории, конституируется в историческом бытии общества.
Обществознание не иррационально, не противостоит точной науке, хотя и не тождественно ей. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Понятие "знание" гораздо шире, чем понятие "научное знание", - последнее лишь входит в первое. Существует огромный пласт знаний, без которых не в состоянии жить ни человек, ни человеческое общество, однако его нельзя назвать научным. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно выходит за рамки причинно-следственных связей и рационализма, а иногда не просто трудно поддается научному анализу, но может и разрушаться под его воздействием. Однако обществознание учитывает такое знание. Ведь люди не всегда ведут себя в обществе рационально, и это не обязательно плохо. Разве можно назвать любовь или бескорыстную помощь другому человеку всецело рациональными? Однако без этих проявлений духовности нет человеческого общества.
Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
Оно, если и называть его наукой, представляет собой науку особого рода, а еще лучше сказать - является комплексом наук об обществе и человеке, сферой социально-гуманитарного знания. Еще одно определение обществознания - оно является учебной дисциплиной. Базовой для обществознания наукой является социология, основу для него закладывает философия и такой ее Тема как социальная философия (Дополнительный иллюстративный материал) (они разрабатывают мировоззренческие и методологические принципы), последовательность изучения определяется историей (она поставляет фактический материал для осмысления). Различные сферы социальной жизни изучают соответствующие науки, входящие в обществознание: экономику, этнологию, политологию, культурологию и т.д. Одну лишь духовную сферу общества изучают философия, история религий и религиоведение, психология, этика, эстетика и т.д. Причем количество изучающих общество и человека наук с каждым десятилетием увеличивается. Общество является предметом познания и для множества смежных наук: социальной психологии, экономической и политической географии, философской антропологии и др. (Дополнительный иллюстративный материал)
Однако обществознание не является простым набором этих наук, как уже говорилось ранее, ибо оно избирает самое существенное из тех знаний, которые вырабатывают упомянутые науки. Обществознание, как и философия, "снимает сливки", но с той лишь разницей, что философия собирает их вообще со всех существующих наук, а обществознание - только с социальных и гуманитарных, плюс к этому и с экономики. В обществознании необходимо следовать мудрости древнегреческого философа Гераклита, сказавшего, что "много знать должны мужи философы" и, одновременно, "многознание уму не научает", если оно носит не сущностный, а поверхностный, лишь информативный характер. В обществознании необходимо не просто много знать, а уметь мыслить.

1.3. Обществознание и суеверия
Перед тем как приступить непосредственно к изучению обществознания, необходимо подчеркнуть его несовместимость с суевериями. То, что обществознание выходит за рамки строго научного знания, отнюдь не означает, что к нему каким-либо образом могут относиться суеверия. Вненаучное знание также не тождественно им, ибо вненаучное еще не означает иррациональное, а суеверия таковы. Их можно охарактеризовать как заведомо искаженное представление человека о какой-либо действительности. К суевериям можно отнести все вымышленное, никак не подтвержденное, иллюзорное, чем человек подменяет действительность. Вместе с тем к ним нельзя отнести, например, художественный и творческий вымысел, сказки или фантастику. Они являются элементом культуры, предназначены для воспитания, развития воображения и мыслительной деятельности, в то время как суеверия ничего не развивают, а напротив, сужают сознание человека, делают его фанатичным и трусливым, не несущим ответственность за свои поступки, все списывающим на какие-либо потусторонние силы. Суеверия являются плодом не культуры, а бескультурья и невежества. Они не только не ушли в прошлое, но современная массовая культура и СМИ распространяют их без денно и нощно, стремясь привлечь недалеких обывателей, слушателей и зрителей. К особо популярным суевериям современного "просвещенного" человека можно отнести такие "систематические" суеверия и псевдонауки, как астрологию, магию, парапсихологию, экстрасенсорику, предсказания (типа Нострадамуса) и т.д. (Дополнительный иллюстративный материал)
Важно понять, что данные суеверия не безвредны, они способны гипнотизировать человека, внушать ему определенные идеи относительно себя и общества, деформировать в результате его личность, дезинформировать и дезориентировать. А если таких людей набирается достаточное количество, то они оказываются способными негативно влиять на общественное развитие, сеять в обществе панику и создавать психозы. Так, время от времени ждут конца света, общаются с инопланетянами из НЛО, создают вечные двигатели, каждое новое событие вдруг "вычитывают" у Нострадамуса (правда, тогда, когда оно уже состоялось).
Сразу необходимо сказать, что обществознание не имеет ничего общего с названными и многими другими суевериями, как прошлого, так и настоящего. Одно из двух: или человек стремится познать общество таким, каково оно есть, или он подменяет реальное, хотя и труднодостижимое познание вымышленными и, в конечном счете, вредными иллюзиями. Третьего не дано. И если Вы приступаете к изучению обществознания или философии, то придется расстаться с суевериями. Это не значит, что нужно плохо относиться к сказкам или не читать научную фантастику - это как раз полезно, а иногда даже необходимо, в зависимости от возраста. Названные жанры литературы не обманывают нас, они не понуждают верить в то, о чем повествуют, а развлекают и забавляют, приносят эстетическое, художественное удовлетворение. Суеверия же требуют жертв, фанатичной веры, порождают страх и неуверенность. При полном подавлении сознания суевериями человек совершенно теряет ориентацию в мире, перестает адекватно себя воспринимать, плохо относится к окружающим. Наступает духовная шизофрения, от которой сложнее излечиться, чем от физиологического или психического заболевания. Необходимо заново учиться мыслить и трезво воспринимать окружающий мир.
В России сейчас осуществляется (если проанализировать то, что обрушивается на телезрителя, слушателя и читателя из СМИ) интеллектуальный геноцид, происходит оболванивание, зомбирование населения страны. Чтобы понять это, достаточно вечером включить телевизор: некоторые каналы осуществляют часовые передачи по пропаганде суеверий. Особенно опасны для общественной жизни такие суеверия как предсказания определенного будущего, будь то на личном или социальном уровне. Опасность заключается в том, что человек, будучи чрезвычайно сложно психически устроенным существом, может подвергаться как гипнозу, так и самовнушению. Веря в некую предопределенность, о которой ему говорит какой-либо астролог или предсказатель, человек сам формирует ее, в то время как он свободен. Человек есть то, что он думает о себе, во что он верит. Он - единственное сущее, способное к самоопределению, самосозиданию. Свобода предполагает способность проектировать свое будущее, отвечать за свое прошлое, быть автором своих поступков в настоящем. Любое суеверие уничтожает или, в лучшем случае, ограничивает человеческую свободу и альтернативность общественного развития. Обществознание, философия, наука и мировые религии утверждают эту свободу, поэтому они несовместимы с суевериями. (Дополнительный иллюстративный материал) Согласно философии, человек способен строить свою жизнь исходя из разума, а согласно развитой религии - из веры в абсолютное благое начало, которое превыше и могущественнее как звезд, так и земных прорицателей. Чтобы уяснить высказанные мысли, остановимся на этой теме подробнее. Ответим на два вопроса: почему астрология и иные предсказания являются суевериями и ограничивают человеческую свободу, и чем вера отличается от суеверий? Что касается астрологии и подобных ей лженаук, то дать их критику не составляет особого труда, тем более что это давно уже сделано в предшествовавшей духовной культуре. А вот относительно веры существует много заблуждений.
Глубокой критике подверг суеверия немецкий философ Гегель в "Энциклопедии философских наук", причем особо в ней досталось астрологии. Правда, современный человек иногда предпочитает читать о "предсказаниях" последней. Гегель доказывал, что "содержание астрологии следует отвергнуть как суеверие", ибо "индивидуальное вообще само создает для себя свое пространство и свое время"1.
С верой мировых религий суеверия несовместимы, потому что они носят натуралистический, эмпирический, аморальный характер, в то время как вера - умозрительный и духовно-нравственный. Однако религиозная вера не всегда выдерживает этот критерий. В сознании верующего человека может заключаться масса суеверий, с самой верой несовместимых. Хотя, если быть последовательными, то невозможно одновременно верить в умозрительную идею (Бога) и в астрологический прогноз или черную кошку, якобы приносящую беды. Но обыденное сознание почти всегда эклектично и противоречиво, человек сам себе может не отдавать отчет в том, во что он верит и как верит. Идолопоклонство всех видов - вот суеверие современного человека. Вера же, как феномен умозрительный не должна противоречить науке, а наука не может ни отрицать, ни доказать положения веры. Между тем суеверия несовместимы с научным методом познания.

Казалось бы, вера в пророчества объединяет веру с такими суевериями, как предсказания Нострадамуса. Но на самом деле это совершенно не так. Религия может говорить о конце света, но она не говорит, в каком году он произойдет, даже запрещает это прогнозировать. Религия не предсказывает, пророчествуя. Пророчество в отличие от предсказания носит всецело умозрительный характер. В этом смысле конец света наступит тогда, когда люди на земле окончательно духовно-нравственно деградируют. С таким пониманием конца света может согласиться и обществознание. Между тем обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать научные прогнозы, которые, однако, могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество труднопредсказуемых факторов, влияющих на развитие общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.