Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды невероятностных выборок





Связь психологии и медицины?

Медицинская психология - одно из направлений такой обширной науки как психология. Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии - медицины или психологии. Но одно можно заметить абсолютно точно: здесь связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы.

Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.



Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

- изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

- изучение влияния тех или иных болезней на психику;

- изучение различных проявлений психики в их динамике;

- изучение нарушений развития психики;

- изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

- разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

- создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими возможностями. Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.



 

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе?

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.

А также психолог должен знать декларацию прав и свобод человека, основы законодательства РК о здоровье граждан, закон РК «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», медицинскую психологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику; кроме того, владеть методами активного обучения, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития, должен быть хорошо ориентирован в основах дефектологии, психопатологии, сексологии, этики. Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения, самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Таким образом, психолог оказывается очень полезен при составлении истории болезни больного.



 

Выборка в НИР?

Выборки называются независимыми (несвязными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респондентов) другой выборки.И, напротив, выборки называется зависимыми (связными) если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую. Следует подчеркнуть, что одна и та же группа испытуемых, на которой дважды проводилось психологическое обследование (пусть даже разных психологических качеств, признаков, особенностей), по определению оказывается зависимой, или связной выборкой. 4. Требования к выборке К выборке применяется ряд обязательных требований, определенных прежде всего целями и задачами исследования. Планирование эксперимента должно включать в себя учет как объема выборки, так и ряда ее особенностей. Так, в психологических исследованиях важно требование однородности выборки. Оно означает, что психолог, изучая, например, подростков, не может, включать в эту же выборку взрослых людей. Напротив, исследование, выполненное методом возрастных срезов, принципиально предполагает наличие разновозрастных испытуемых. Однако и в этом случае должна соблюдаться однородность выборки, но уже по другим критериям, в первую очередь таким, как возраст, пол. Основаниями для формирования однородной выборки могут служить разные характеристики, такие, как уровень интеллекта, национальность, отсутствие определенных заболеваний и т.д., в зависимости от целей исследования .

 

Количественные качественные НИР?

Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и как способы построения выборки мы для этого используем.

Количественная характеристика выборки – сколько человек выбираем, другими словами объём выборки.

Объём выборки зависит от однородности генеральной совокупности, необходимой точности исследования и от числа признаков, относительно которых производится выборка.Объем выборки определяется четырьмя факторами. Первый - число групп и подгрупп, анализ которых следует провести. Второй - ценность информации, которую должно предоставить исследование, и требуемая точность результатов. Третий фактор - стоимость выборки: следует провести анализ затрат и выгод. Если стоимость выборки низка, оправдано формирование большей по объему выборки. Четвертый фактор - разброс значений совокупности. Если все члены совокупности придерживаются единого мнения, вполне достаточно выборки из одного человека. По мере возрастания разброса мнения должен увеличиваться и объем выборки.

Виды вероятностных выборок?

Типы выборок

Выборки делятся на два типа:

· - вероятностные

· - невероятностные

Вероятностные выборки:

1. Простая вероятностная выборка:

· Простая повторная выборка. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый респондент с равной долей вероятности может попасть в выборку. На основе списка генеральной совокупности составляются карточки с номерами респондентов. Они помещаются в колоду, перемешиваются и из них наугад вынимается карточка, записывается номер, потом возвращается обратно. Далее процедура повторяется столько раз, какой объём выборки нам необходим. Минус: повторение единиц отбора.

· Простая бесповторная выборка. Процедура построения выборки такая же, только карточки с номерами респондентов не возвращаются обратно в колоду.

2.Систематическая вероятностная выборка. Является упрощенным вариантом простой вероятностной выборки. На основе списка генеральной совокупности через определённый интервал (К) отбираются респонденты. Величина K определяется случайно. Наиболее достоверный результат достигается при однородной генеральной совокупности, иначе возможны совпадение величины шага и каких-то внутренних циклических закономерностей выборки (смешение выборки). Минусы: такие же как и в простой вероятностной выборке.

3.Серийная (гнездовая) выборка. Единицы отбора представляют собой статистические серии (семья, школа, бригада и т.п.). Отобранные элементы подвергаются сплошному обследованию. Отбор статистических единиц может быть организован по типу случайной или систематической выборки. Минус: Возможность большей однородности, чем в генеральной совокупности.

4.Районированная выборка. В случае неоднородной генеральной совокупности, прежде, чем использовать вероятностную выборку с любой техникой отбора, рекомендуется разделить генеральную совокупность на однородные части, такая выборка называется районированной. Группами районирования могут выступать как естественные образования (например, районы города), так и любой признак, заложенный в основу исследования. Признак, на основе которого осуществляется разделение, называется признаком расслоения и районирования.

5.«Удобная» выборка. Процедура «удобной» выборки состоит в установлении контактов с «удобными» единицами выборки - с группой студентов, спортивной командой, с друзьями и соседями. Если необходимо получить информацию о реакции людей на новую концепцию, такая выборка вполне обоснованна. «Удобную» выборку часто используют для предварительного тестирования анкет.

Удобная выборка?

Удобная выборка Этот метод был разработан, чтобы давать ответы на вопросы оценки, когда для этого нельзя использовать небольшие случайные кластеры. Его задачи отличаются от задач случайной выборки. Для пилотного тестирования или поиска неизвестных факторов и явлений допустимо, чтобы выборка состояла из желающих участвовать в исследовании, хотя такая выборка и является нерепрезентативной. Хотя такая выборка позволяет быстро провести некоторые виды оценки, она наименее строгая.   Метод удобной выборки включает: · Квазислучайный выбор: раскрутите ручку или бутылку, чтобы выбрать направление от центра, выберите число, чтобы определить, в какой по счету дом или к какому по счету человеку вы будете обращаться за интервью (помните о систематической ошибке, которая возникает, если все время держаться центра или дороги с твердым покрытием). · Произвольный характер: основан на сиюминутном произвольном выборе (помните, что подсознательные решения могут приводить к систематической ошибке). · Привязка к месту: Например, опрашивают людей, которые пришли в учреждение или на рынок (учитывайте возможные систематические ошибки в представлении разных половых и возрастных групп). · Выборка по принципу снежного кома:первых интервьюируемых просят назвать своих знакомых, затем берут интервью у названных людей, и так далее (учитывайте возможные систематические ошибки, так как отдельные подгруппы, например, имеющие определенную этническую принадлежность или проживающие в определенных местах, могут быть представлены непропорционально). 7 Районированная выборка. В случае неоднородной генеральной совокупности, прежде, чем использовать вероятностную выборку с любой техникой отбора, рекомендуется разделить генеральную совокупность на однородные части, такая выборка называется районированной. Группами районирования могут выступать как естественные образования (например, районы города), так и любой признак, заложенный в основу исследования. Признак, на основе которого осуществляется разделение, называется признаком расслоения и районирования. 9 Стратегии построения групп (рандомизация, попарный отбор, стратометрический отбор) Способы построения выборки: 1.Рандомизация, или случайный отбор, используется для создания простых случайных выборок. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый член популяции с равной вероятностью может попасть в выборку. 2.Попарный отбор — стратегия построения групп выборки, при котором группы испытуемых составляются из субъектов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Данная стратегия эффективна для экспериментов с использованием экспериментальных и контрольных групп. 3 Стратометрический отбор — рандомизация с выделением страт (или кластеров). При данном способе формирования выборки генеральная совокупность делится на группы (страты), обладающие определёнными характеристиками (пол, возраст, политические предпочтения,образование, уровень доходов и др.), и отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками. При сравнении двух (и более) выборок важным параметром является их зависимость. Если можно установить гомоморфную пару (то есть, когда одному случаю из выборки X соответствует один и только один случай из выборки Y и наоборот) для каждого случая в двух выборках (и это основание взаимосвязи является важным для измеряемого на выборках признака), такие выборки называются зависимыми. Примеры зависимых выборок: · пары близнецов, · два измерения какого-либо признака до и после экспериментального воздействия, · мужья и жёны · и т. п. В случае, если такая взаимосвязь между выборками отсутствует, то эти выборки считаются независимыми, например: · мужчины и женщины, · психологи и математики. Соответственно, зависимые выборки всегда имеют одинаковый объём, а объём независимых может отличаться.   10 Маршрутный опрос – часто используется, если единицей изучения является семья. На карте населённого пункта, в котором будет производится опрос, нумеруются все улицы. С помощью таблицы (генератора) случайных чисел отбираются большие числа. Каждое большое число рассматривается как состоящее из 3-х компонентов: номер улицы (2-3 первых числа), номер дома, номер квартиры. Например, число 14832: 14 – это номер улицы на карте, 8 – номер дома, 32 – номер квартиры.     11 Метод снежного кома. Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)   12) Репрезентативная и нерепрезентативная выборки?   Репрезентативность – это способность выборки «правильно отражать состояние дел в генеральной совокупности, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена». В репрезентативной выборке все элементы генеральной совокупности представлены в той же пропорции. Но как бы тщательно не соблюдать этот принцип, случайные ошибки все же будут. Мы имеем возможность определять ошибку репрезентативности. Ошибкой репрезентативности, как правило, называют «расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога, и представление о свойствах которой он хочет получить в конечном итоге, и выборочной, на которую направлен практический интерес социолога, которая выступает одновременно как объект обследования и средство получить информацию о генеральной совокупности». Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами: систематическими и случайными ошибками. Случайные ошибки связаны «со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков) Случайные ошибки уменьшаются с увеличением объема выборочной совокупности. Случайную ошибку можно измерить методами математической статистики, если при формировании выборочной совокупности соблюдался принцип случайности, обеспечивающийся строго определенными правилами, которые составляют метод формирования выборочной совокупности, и устранить. Согласно нерепрезентативному методу выборки (convenience sampling), исследователи стремятся создать выборку из удобных, доступных для отбора элементов. Отбор элементов для включения в выборку проводится, главным образом, интервьюером. Иногда отбор респондентов для участия в исследовании основан на том, что они оказались в нужном месте и в нужное время. Нерепрезентативная выборка наиболее экономна с точки зрения временных и финансовых затрат. Элементы выборки доступны, готовы сотрудничать и их характеристики легко измерить. Несмотря на эти преимущества, данный метод выборочного наблюдения имеет ряд ограничений. Существует большой риск возникновения различных ошибок выборки, включая самовыбор респондентов. Нерепрезентативная выборка не может представлять какую-либо определенную совокупность. Поэтому абсолютно некорректно распространять на генеральную совокупность выводы, полученные при анализе нерепрезентативной выборки. Нерепрезентативная выборка не подходит для маркетинговых исследований, предусматривающих написание заключения обо всей совокупности. Нерепрезентативными выборками не рекомендуется пользоваться при проведении дескриптивного или причинно-следственного анализа, но их можно применять в поисковых исследованиях, направленных на появление новых идей, понятий или гипотез. Нерепрезентативные выборки можно применять для создания фокус-групп, для предварительных опросов или в. экспериментальных исследованиях.  

13, Систематическая вероятностная выборка - выборка, в основу которой кладутся алфавитные списки, картотеки и т.п., а отбор единиц осуществляется через один и тот же интервал из исходного алфавитного или пронумерованного списка.

Составляют список людей (или домохозяйств).

Список делят на n равных частей (n – это размер выборки). В каждой части людям дают порядковые номера, начиная с первого.

Методом ПСВ(простая случайная выборка) выбирают один порядковый номер.

Затем из каждой части выбирают людей под этим номером (например, если выпал номер шесть, выбирают шестые номера из всех частей).

(МЫНАУ ТЕК ТУСИНУ УШИН КЕЙИН АЛЫП ТАСТАСАНДАР БОЛАД)

1 2 3 1 2 3 1 2 3

4 5 6 4 5 6 4 5 6

7 8 9 7 8 9 7 8 9

 

1 2 3 1 2 3 1 2 3

4 5 6 4 5 6 4 5 6

7 8 9 7 8 9 7 8 9

 

14 Серийная (гнездовая) выборка?

При серийной выборке единицами отбора выступают не сами индивиды, а группы (кластеры или гнёзда). В качестве кластеров выступают семьи, бригады, классы, студенческие группы, школы - при изучении школьников, и больницы - при изучении пациентов, а так же районы, города и такое прочее.

Достоинствами гнездового отбора можно назвать - организационную простоту и удобство опроса респондентов, которые находятся вместе, а не разбросаны пространственно, а так же то, что респонденты изучаются в их естественном окружении, а это, конечно, влияет на качество получаемой первичной информации. Иногда гнёзда подвергаются сплошному исследованию, а это гораздо проще, чем бегать за каждым респондентом, и при этом мы получаем выигрыш и в средствах, и во времени.

Но при этом необходимо следить, чтобы количество групп в генеральной совокупности было достаточно большим, иначе ни о каком принципе случайности не может быть и речи. Кроме того, возможны неточности из-за того, что на момент опроса не удается застать всех членов группы.

 

 

15 Стихийная выборка?

.Стихийная выборка – выборка так называемого «первого встречного». Часто используется в теле- радио- опросах. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов.

Минусы: невозможно установить какую генеральную совокупность представляют опрошенные, и как следствие – невозможность определить репрезентативность.

 

16 Стратометрический отбор — рандомизация с выделением страт (или кластеров). При данном способе формирования выборки генеральная совокупность делится на группы (страты), обладающие определёнными характеристиками (пол, возраст, политические предпочтения, образование, уровень доходов и др.), и отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками.

Обеспечивает представительность даже при небольшом размере выборки, если совокупность достаточно велика.

Обеспечивает представительность, если население очень неоднородно, и простая выборка может пропустить некоторые группы. Эффективна с точки зрения затрат и экономит время.

17 Кластерная выборка— Сначала изучаемая совокупность делится на взаимоисключающие и взаимодополняющие подгруппы, называемые кластерами. Затем с помощью вероятностного метода выборки, такого как простая случайная выборка, отбираются кластеры. В выборку включаются либо все элементы отобранного кластера, либо проводится их отбор вероятностным методом.
Основное различие между кластерной и стратифицированной выборкой состоит в том, что в первом случае используются только отобранные подгруппы (кластеры), в то время как в стратифицированной выборке все подгруппы (слои) используются для дальнейшего отбора. Эти методы преследуют разные цели. Цель кластерной выборки — увеличить эффективность выборки, уменьшив затраты на ее проведение. Цель стратифицированной выборки — увеличение точности. По однородности и неоднородности критерии формирования кластеров прямо противоположны критериям формирования слоев. Элементы кластера должны быть максимально разнородны, а сами кластеры — как можно более однородными. В идеале каждый кластер должен представлять собой небольшую модель генеральной совокупности. При кластерной выборке основа выборочного наблюдения необходима только для кластеров, которые вошли в выборку.
Распространенная форма кластерной выборки — территориальная выборка (area sampling), в которой кластеры состоят из географических территорий, таких как округа, жилые районы или кварталы. Если отбор основных элементов проводится в один этап (например, исследователь выбирает некоторые кварталы, а затем все семьи, живущие в этих кварталах, включаются в выборку), такой выборочный метод называется одноступенчатой территориальной выборкой. Если отбор основных элементов проводится в два (или больше) этапа (исследователь выбирает кварталы, а затем в каждом таком квартале отбирает семьи, которые будут включены в выборку), такой метод называется двухступенчатой (или многоступенчатой) территориальной выборкой. Отличительная черта одноступенчатой территориальной выборки заключается в том, что все семьи из выбранных кварталов (или географических регионов) включаются в выборку.

 

 

Виды невероятностных выборок

При использовании этих методов выборки отдельные элементы совокупности имеют неравные и неизвестные шансы попасть в выборку.

· Целевые

· Квоты/Максимальные различия

· Удобные

 

 

НЕВЕРОЯТНОСТНЫЕ ВЫБОРКИ

 

Есть три вида невероятностных выборок:

Целевая выборка   Суть данного метода выборки в том, что место выбирают с определенной целью, отсюда название «целевая». Критерии целевой выборки могут определяться в зависимости от условий (например, пола и возраста, культурной и этнической принадлежности, материального благосостояния, местоположения) или характера проекта (например, проектные и непроектные площадки, хорошие и плохие исполнители, этапы реализации). Например, одни контрольные пункты выбирают, потому что на данных площадках программа реализовывалась очень хорошо, другие – потому что они во многом похожи на сообщества, охваченные программой, но в них программа не проводилась.
Квоты/ максимальные различия Этот метод старается охватить как можно больше возможных вариантов, чтобы выборка была репрезентативной и без случайного выбора элементов. Например, при оценке реализации программы можно проводить интервью с представителями всех заинтересованных сторон, включая сотрудников, благополучателей, доноров, правительственных чиновников и всех остальных, кого затронула программа.
Удобная выборка Этот метод был разработан, чтобы давать ответы на вопросы оценки, когда для этого нельзя использовать небольшие случайные кластеры. Его задачи отличаются от задач случайной выборки. Для пилотного тестирования или поиска неизвестных факторов и явлений допустимо, чтобы выборка состояла из желающих участвовать в исследовании, хотя такая выборка и является нерепрезентативной. Хотя такая выборка позволяет быстро провести некоторые виды оценки, она наименее строгая.   Метод удобной выборки включает: · Квазислучайный выбор: раскрутите ручку или бутылку, чтобы выбрать направление от центра, выберите число, чтобы определить, в какой по счету дом или к какому по счету человеку вы будете обращаться за интервью (помните о систематической ошибке, которая возникает, если все время держаться центра или дороги с твердым покрытием). · Произвольный характер: основан на сиюминутном произвольном выборе (помните, что подсознательные решения могут приводить к систематической ошибке). · Привязка к месту: Например, опрашивают людей, которые пришли в учреждение или на рынок (учитывайте возможные систематические ошибки в представлении разных половых и возрастных групп). · Выборка по принципу снежного кома:первых интервьюируемых просят назвать своих знакомых, затем берут интервью у названных людей, и так далее (учитывайте возможные систематические ошибки, так как отдельные подгруппы, например, имеющие определенную этническую принадлежность или проживающие в определенных местах, могут быть представлены непропорционально).  

19 Виды теоретических выборок?

это отбор людей, обладающих информацией об интересующих исследователя аспектах эмпирической действительности, которые, в свою очередь, являются основой теоретически релевантных понятий. То есть, критерием отбора людей выступают разрабатываемые теоретические положения, описывающие эмпирическую действительность.
В ходе исследования могут понадобиться незапланированные изначально интервью как с уже имеющимися, так и с новыми участниками. Это связано, прежде всего, с тем, что исследователь узнает о новых аспектах, которые необходимо изучить более детально. Следовательно, выборку направляет разрабатываемая теория.

20 Литературный обзор

Литературный обзор является обязательной составляющей любой научной работы. В нем анализируются существующие в настоящий момент точки зрения на вопрос, который поднимается в дипломе (диссертации, курсовой). Задача автора - изучить взгляды разных ученых и найти место своей работы среди них, выявить ее уникальность. Оформлен литературный обзор может быть по-разному. Например, для него могут быть отведены несколько абзацев во введении. В других случаях он оформляется как отдельная глава. Все зависит от требований конкретного учебного заведения и преподавателя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.