Сделай Сам Свою Работу на 5

В дореволюционный и советский периоды





здесь нужен материал по истории развития ювенальной юстиции в России в эти периоды.

 

Посмотри эти данные для первого параграфа и сформируй его из этого и того, что есть у тебя. Данные набросала хаотично.

 

Систему ювенальной юстиции предлагаем рассматривать в качестве структурно-функционального элемента правоохранительной системы России. При этом акцентируется внимание на двух важнейших аспектах данной системы: реализации мер юридической ответственности за противоправные деяния, совершенные несовершеннолетними, а также охраны прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей, привлекаемых к юридической ответственности.

На основании исследования широкого круга источников можно сделать вывод о том, что российское государство (в лице компетентных органов и должностных лиц) на всех этапах своего исторического развития выступало в качестве инструмента, посредством которого формировалась политика в сфере ювенальной юстиции, и осуществлялась правоприменительная деятельность, направленная на реализацию этой политики.

 

Говорить о становлении системы ювенальной юстиции в России можно, начиная с конца XVIII - начала XIX вв. Идеи гуманизма, возобладавшие в эпоху «просвещенного абсолютизма», привели к появлению по Указу Екатерины II первых специализированных организационно-правовых форм ювенального правосудия - совестных судов (80-е гг. XVIII - 60-е гг. XIX вв.). Процесс формирования и деятельности данных структур следует рассматривать в качестве организационно-правовой предпосылки создания в России специализированных судов, к юрисдикции которых были отнесены дела, связанные с преступностью несовершеннолетних.



В качестве правовых основ возникновения в Российской Империи института ювенальной юстиции - специализированных судов по делам несовершеннолетних - представляется целесообразным указать закон от 5.12.1866 г. «Об исправительных приютах для малолетних преступников», закон от 2.06.1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», а также те акты, которые непосредственно регламентировали открытие и деятельность вышеуказанных судов.



Первый в Российской Империи специальный суд по делам несовершеннолетних преступников был открыт 22.01.1910 г. в Санкт-Петербурге. В 1912 г. подобные суды были учреждены в Москве и Харькове. С 1.01.1914 г. такие же суды открылись в Одессе, Киеве, Николаеве, Либаве (Лиепае). До Февральской буржуазно-демократической революции ювенальные суды были открыты в Томске, Саратове и ряде других городов России.

После Октябрьской революции 1917 г. в РСФСР в отношении несовершеннолетних преступников в возрасте до 17 лет была отменена санкция, предусматривающая уголовно-правовое наказание в виде тюремного заключения. Одновременно специализированные суды для несовершеннолетних, а также иные судебные органы, рассматривавшие дела о преступлениях, совершенных данной категорией лиц, были заменены системой внесудебных органов - комиссий о несовершеннолетних обвиняемых в общественно опасных действиях, наделенных компетенцией по рассмотрению дел о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасные деяния. Комиссии учреждались на всей территории РСФСР. Процедура рассмотрения дел в комиссиях законодательно не определялась, а имела характер ведомственного регулирования.

Несмотря на восстановление в 1920 г. судебного преследования лиц, достигших 14-летнего возраста, до середины 30-х гг. сохранялся приоритет внесудебного разбирательства по делам несовершеннолетних правонарушителей. С 1935 г. возобладал исключительно судебный порядок уголовного преследования несовершеннолетних преступников, причем в отношении отдельных видов преступлений виновными могли быть признаны лица, достигшие 12-летнего возраста.



Качественные изменения в системе ювенальной юстиции произошли в СССР в начале 60-х гг. XX в. Эти изменения были связаны с введением нового уголовно-процессуального законодательства, способствовавшего систематизации норм, регламентирующих порядок правоприменительной деятельности по делам, связанным с преступностью несовершеннолетних. Наряду с судебным преследованием законодательно устанавливался и внесудебный порядок рассмотрения дел несовершеннолетних - в зависимости от возраста привлечения к уголовной ответственности. При этом по своим функциям введенный в 1967 г. институт общественных воспитателей несовершеннолетних во многом совпадал с теми функциями, которые выполняли попечители при «детских» судах, братья и сестры социальной помощи и воспитатели-обследователи при комиссиях по делам несовершеннолетних в 20-х - середине 30-х гг. XX в.

 

 

Первым законодательным актом, ставшим отправным пунктом в развитии уголовного и уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних, стал Указ Сената от 2.05.1765 г., который не только определял возраст не привлечения к уголовной ответственности - до достижения 10 лет - и возраст полного уголовного совершеннолетия - с 17 лет, но и предусматривал смягчение наказания в зависимости от меры вины и возраста несовершеннолетнего, устанавливая для этой категории лиц особую подсудность и особый порядок судопроизводства.

В соответствии с нормами русского дореволюционного уголовного законодательства, к категории «малолетние» относились лица, не достигшие возраста 17 лет, а к категории «несовершеннолетние» - в узком уголовно-правовом смысле - лица в возрасте от 17 до 21 года, в широком же смысле этого термина - все лица, не достигшие возраста 21 года.

В силу изданного 7.11.1775 г. «Учреждения о губерниях» рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет было отнесено к компетенции специально созданного судебного института, не входящего в общую систему судебных инстанций губернии - совестных судов. Исключение составляли дела о преступлениях особой важности - оскорблении государя, измене, убийствах и разбоях, которые в совестный суд не поступали. Осуществляя рассмотрение дел несовершеннолетних, совестные суды принимали решение не только на основании законов, как остальные судебные установления, но также и на основании естественной справедливости. При осуществлении правосудия им было предписано не отягощать ничьей судьбы и руководствоваться в своих решениях «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения».

Положительными сторонами деятельности совестных судов являлись: упрощенная форма и процедура судопроизводства; обязательное участие в судебном процессе законных представителей несовершеннолетних подсудимых; следование принципу «человеколюбия и естественной справедливости», делавшему уголовный закон в отношении несовершеннолетних значительно мягче. Полагаем, что предыстория судов по делам несовершеннолетних в России - как специализированного института по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных подростками - восходит именно к деятельности совестных судов, сыгравших важнейшую роль в развитии взглядов русского общества на необходимость изменения уголовно-процессуального положения несовершеннолетних обвиняемых и подсудимых.

Идеи гуманизма, возобладавшие в эпоху просвещенного абсолютизма и нашедшие свое отражение в указах Екатерины II от 2.05.1765 г. и от 7.11.1775 г., и стали главными предпосылками зарождения в России системы ювенальной юстиции.

Введенный со 2-й половины XVIII в. порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних правонарушителей просуществовал вплоть до введения Судебных Уставов 1864 г., которые изменили подсудность дел о несовершеннолетних, совершивших преступления, и привели уголовно-процессуальное положение данной категории лиц в соответствие с общими требованиями, остававшимися практически неизменными до конца 90-х гг. XIX в. Судопроизводство по делам несовершеннолетних в этот период осуществлялось добавочными мировыми судьями, городскими судьями и уездными членами окружного суда, а также товарищами (помощниками) прокуроров, судебными следователями и судьями общих судебных установлений (преимущественно - окружных судов).

К правовым основам возникновения в Российской империи института ювенальной юстиции - специализированных судов по делам несовершеннолетних - относятся законы «Об исправительных приютах для малолетних преступников» от 5.12.1866 г., «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних» от

2.06.1897 г., а также те акты, которые непосредственно регламентировали открытие и деятельность вышеуказанных судов.

Первый в Российской империи специальный суд по делам несовершеннолетних преступников был открыт 22.01.1910 г. в Санкт-Петербурге. В 1912 г. подобные суды были учреждены в Москве и Харькове. С 1.01.1914 г. такие же суды открылись в Одессе, Киеве, Николаеве, Либаве (Лиепае). До Февральской буржуазно-демократической революции ювенальные суды были открыты в Риге, Томске, Саратове и ряде других городов России.

К особенностям судопроизводства в «детских» судах относятся следующие обстоятельства:

1) рассмотрению дела о несовершеннолетнем правонарушителе в суде предшествовала передача дела соответствующему попечителю, в обязанности которого входило исследование условий жизни несовершеннолетнего, выяснение причин совершения им проступка, сбор иных необходимых сведений и устное информирование судьи обо всех выясненных обстоятельствах по делу - именно это сообщение попечителя служило судье основанием для дальнейшего разбирательства;

2) судья осуществлял классификацию подлежащих рассмотрению дел несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от категорий совершенных ими проступков;

3) формы и порядок судопроизводства были значительно упрощены: по общему правилу - гласность при рассмотрении дела исключалась; вместе с тем, не исключалось присутствие представителей печати, но в этом случае каждый из них уведомлялся о том, чтобы в статьях не указывались фамилии несовершеннолетних; дела о взрослых обвиняемых в преступлениях в отношении несовершеннолетних слушались при открытых дверях только в тех случаях, если по своему характеру дело не подлежало рассмотрению при закрытых дверях; вместо официальных заявлений, формальных вопросов и обращения к несовершеннолетнему по фамилии судья называл его по имени, убеждал сознаться в совершенном правонарушении и излагал требования законов простыми, понятными несовершеннолетнему словами; стремление судьи получить непосредственное сознание подростка в совершенном им деянии в большинстве случаев устраняло необходимость в вызове многочисленных свидетелей;

4) при рассмотрении дел в суде присутствовали попечители, принимавшие участие в первоначальном исследовании (за каждым из них были закреплены дни дежурства в камере суда); их участие в судебном заседании, с одной стороны, значительно облегчало работу судьи, а с другой - затрудняло дачу несовершеннолетним лживых показаний с целью введения судьи в заблуждение;

5) при фактическом упрощении формального судопроизводства и при участии в судебном заседании попечителей формальная защита несовершеннолетнего обвиняемого фактически устранялась;

6) в судебном заседании обязательно присутствовали родители подростка или лица, их заменявшие, представлявшие суду свои объяснения;

7) судья пользовался правом удаления несовершеннолетнего из зала суда на время производства отдельных следственных действий;

8) только в исключительных случаях судья принимал решение по делу в ходе одного заседания; обычно дело велось достаточно продолжительное время, в течение которого попечителю предоставлялась возможность изучения характера подростка и оказания на него воспитательного воздействия в целях исправления;

9) в случае неокончательного решения дела применяемой мерой пресечения в отношении несовершеннолетнего являлась отдача его под ответственный присмотр попечителя, заменяемый в трудных случаях отдачей в особые приюты для несовершеннолетних, подвергаемых предварительному задержанию;

10) при назначении несовершеннолетнему той или иной меры наказания судья отдавал предпочтение мерам, носящим воспитательный характер; в числе последних предпочтение отдавалось мерам исправления на свободе перед помещением в исправительно-воспитательные заведения; такой вид наказания, как помещение в исправительно-воспитательные заведение (а при их отсутствии - в особые помещения при тюрьмах или арестных домах), практиковался в качестве крайней меры, лишь при упорных рецидивах и невозможности исправления несовершеннолетнего на свободе; при назначении тюремного заключения предпочтение практически всегда отдавалось максимальному сроку, установленному в законе, перед минимальным, с целью избежания особенно сильно проявлявшегося при кратковременном нахождении несовершеннолетнего в тюремной обстановке ее разлагающего влияния; назначение денежных штрафов по отношению к несовершеннолетним практически совсем не применялось; выговор же применялся в наиболее легких случаях;

11) при пересмотре вынесенных несовершеннолетним приговоров в мировых съездах судебного округа все дела о них направлялись в одно отделение съезда, где судопроизводство осуществлялось на одинаковых условиях с теми, которых придерживались мировые судьи по делам несовершеннолетних.

Главным вспомогательным органом особого суда по делам несовершеннолетних - органом присмотра и надзора - являлись оплачиваемые и добровольные попечители. Кроме института попечителей, существовал ряд других органов, чья деятельность имела большое значение для суда по делам о несовершеннолетних правонарушителях. Так, мировым судьей по делам несовершеннолетних Н.А. Окуневым было установлено сотрудничество с различными благотворительными обществами, ставившими целью своей деятельности заботу о подростках, в частности - с состоявшим при С.-Петербургском обществе патроната попечительством о детях, обществом попечения о несовершеннолетних, живущих своим трудом, а также с отделением С.-Петербургского общества патроната, оказывавшим помощь подросткам, освобождаемым из земледельческой исправительной колонии. Взаимное сотрудничество было полезным для обеих сторон: судья пользовался им, чтобы помещать детей и подростков, нуждающихся в попечении, в различные приюты, привлечь финансовую поддержку, обезопасить детей от жестокого обращения, подвергнуть подростка лечебному режиму, обеспечить ему помещение для проживания при самостоятельном труде и заработке и т.п. С другой стороны, благодаря новому судебному учреждению сами благотворительные общества нашли соответствующий объект для своей деятельности и вместо случайных рекомендаций могли пользоваться авторитетными рекомендациями судьи по делам несовершеннолетних.

Становление и развитие в Российской империи института ювенального правосудия пореформенного периода - специальных судов для несовершеннолетних - нашло выражение в специализации мировых судей, специализации дел, подсудных особым судам по делам несовершеннолетних, специализации уголовного процесса по делам о преступлениях, совершенных подростками, а также в деятельности вспомогательных - по отношению к «детским» судам - социальных учреждений и органов, направленной на оказание этим судам помощи в деле осуществления правосудия по делам несовершеннолетних.

После Октябрьской революции 1917 г. специализированные «детские суды» (в тех городах, где они были созданы), а также общие судебные установления, осуществлявшие судопроизводство по делам о несовершеннолетних правонарушителях, непродолжительное время еще продолжали свою деятельность в рамках существовавших уголовных и уголовно-процессуальных законов, несмотря на то, что Декреты Совнаркома РСФСР от 24.11.1917 г. «О суде» и от 29.12.1917 г. «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений», оставив в силе судебную юрисдикцию по делам несовершеннолетних правонарушителей, фактически устранили правовые основы функционирования института ювенальной юстиции.

Революционное преобразование судебной системы по делам несовершеннолетних преступников было осуществлено Декретом Совнаркома РСФСР от 14.01.1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних».

Отменялись судебное преследование и тюремное заключение для несовершеннолетних преступников в возрасте до 17 лет; одновременно специализированные суды для несовершеннолетних, а также иные судебные органы, рассматривавшие дела о преступлениях, совершенных данной категорией лиц, заменялись на систему внесудебных органов, наделенных компетенцией по рассмотрению дел о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно-опасные деяния - комиссий о несовершеннолетних обвиняемых в общественно-опасных действиях, которые учреждались на всей территории РСФСР.

Декретом от 14.01.1918 г. была предпринята попытка перехода от идеи смягчения уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, доминировавшей в русском дореволюционном праве, к возобладавшей среди работников Народных Комиссариатов общественного призрения и просвещения идее полной замены уголовного наказания воспитательными мерами. При этом компетенция комиссий о несовершеннолетних обвиняемых не была точно определена, в связи с чем они стали принимать к своему рассмотрению не только дела, подлежащие ранее разрешению уголовными судами, но и дела о беспризорности подростков; процедура рассмотрения дел в комиссиях законодательно не устанавливалась, а имела характер ведомственного регулирования; не был определен перечень педагогических мер и мер социальной помощи, которые комиссии могли применять к несовершеннолетним, совершившим общественно-опасные деяния.

Декрет Совнаркома РСФСР от 4.03.1920 г. «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях», повысив возраст несовершеннолетия до 18 лет, подтвердив компетенцию комиссий о несовершеннолетних в отношении лиц, совершивших общественно-опасные действия в возрасте до 18 лет, а также отмену судебного преследования и тюремного заключения в отношении данной категории лиц, восстановил уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет - в том случае, если комиссия по делам несовершеннолетних устанавливала невозможность применения к подростку мер медико-педагогического воздействия. Порядок задержания детей и подростков, процедура рассмотрения дел в комиссиях по делам несовершеннолетних, меры медико-педагогического характера, которые могли применяться комиссиями, по-прежнему устанавливались ведомственными нормативными актами.

С изданием Декрета от 4.03.1920 г. получило начало параллельное существование двух институтов, осуществлявших рассмотрение дел о несовершеннолетних правонарушителях: комиссий по делам несовершеннолетних и народных судов. При этом был установлен приоритет внесудебных органов в юрисдикции по делам несовершеннолетних. Обязанности, которые выполняли братья и сестры социальной помощи и воспитатели-обследователи при комиссиях по делам несовершеннолетних в рассматриваемый период, практически полностью совпадали с кругом деятельности попечителей при специализированных мировых судах по делам малолетних правонарушителей в Российской империи.

Законодательные акты 20-х - первой половины 30-х гг. XX в., которые отражали уголовную политику в части об уголовной ответственности несовершеннолетних преступников в указанный период свидетельствуют о том, что по данному вопросу существовала острая борьба идей и мнений, находившая свое выражение в двух основных позициях: 1) в идее максимального смягчения ответственности несовершеннолетних и ограничении ее границ, возможности борьбы с преступностью несовершеннолетних исключительно мерами воспитания; 2) в идее необходимости усиления уголовной репрессии. Именно вторая позиция получила решающее преимущество в законодательстве 1935 г.

Постановлением ЦИК и Совнаркома Союза ССР от 7.04.1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» и Постановлением Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» был снижен возраст уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение ряда преступлений до 12 лет и ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних. В 40-х гг. законодательство в области борьбы с преступностью несовершеннолетних развивалось все более в сторону ужесточения их ответственности.

С 1935 г. и до конца 50-х гг. XX в. юрисдикция по делам несовершеннолетних преступников находилась исключительно в компетенции судебных органов, при этом в качестве правовой основы для специализации уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних выступало не процессуальное законодательство, а подзаконные нормативные акты. Большое значение для правильного уяснения правоохранительными органами всех особенностей судопроизводства по делам несовершеннолетних правонарушителей в этот период имели директивы и инструкции Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР.

Законодательные и правоприменительные акты, определившие карательную направленность правосудия в отношении несовершеннолетних в период с середины 30-х и до конца 50-х гг. XX в., утратили силу в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик.

Если нормы УК РСФСР 1960 г., регламентировавшие вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних не были систематизированы, то УПК РСФСР 1960 г. установил и систематизировал ряд процессуальных особенностей при осуществлении правосудия по делам несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, сохранив компетенцию в отношении дел о преступлениях, совершенных подростками, за судами общей юрисдикции. Вместе с тем, в УПК РСФСР 1960 г. не содержалось указаний на какую-либо специализацию следователей и судей, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.

В 1961 г. в РСФСР были воссозданы комиссии по делам несовершеннолетних. Законодательно они наделялись компетенцией по рассмотрению дел об общественно-опасных действиях, совершенных несовершеннолетними. При этом предназначение введенного института общественных инспекторов по работе среди несовершеннолетних и общественных воспитателей несовершеннолетних во многом совпадало с теми функциями, которые выполняли попечители при «детских» судах, братья и сестры социальной помощи и воспитатели-обследователи при комиссиях по делам несовершеннолетних в 20-х - середине 30-х гг. XX в.

С развитием административного законодательства РСФСР компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, были наделены административные комиссии при исполнительных комитетах Советов народных депутатов, исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов народных депутатов, органы внутренних дел и некоторые другие внесудебные органы и должностные лица.

В настоящее время сложились предпосылки для воссоздания в системе ювенальной юстиции Российской Федерации института специализированного правосудия по делам несовершеннолетних: судей по делам несовершеннолетних, в чьей компетенции должно находиться рассмотрение дел о малозначительных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел об общественно-опасных деяниях, совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности; коллегиальных судов по делам несовершеннолетних, рассматривающих все преступления, совершенные лицами в возрасте от 14 до 18 лет; судов присяжных по делам несовершеннолетних, которым должны быть подсудны наиболее сложные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, достигшими возраста 16 лет.

 

 

Существует следующая периодизация российского законодательства, устанавливающего порядок производства по делам несовершеннолетних, а также форму отправления правосудия в отношении несовершеннолетних во II пол. XIX - нач. XXI вв. Данные периоды характеризуются разной правовой политикой применения мер уголовной ответственности по отношению к несовершеннолетним:

Ø 1866 - 1910 гг. - законодательное закрепление особой защиты прав несовершеннолетних; установление льготного режима уголовной ответственности для несовершеннолетних (10-17 лет), совершивших «преступление без разумения» в виде смягчения мер наказания с учетом возраста и отсутствия умысла; сохранение для несовершеннолетних санкции в виде заключения в тюрьмы и арестные дома);

Ø 1910 - 1918 гг. - создаются и функционируют специализированные суды по делам несовершеннолетних, при этом применяются особые процедуры судебного процесса, а также происходит замена уголовного наказания за отдельные преступления воспитательными мерами);

Ø 1918 - 1958 гг. - характеризуется заменой судебных органов на административные — комиссии для несовершеннолетних (с 1918 г.) и усилением карательной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей (снижение возраста уголовной ответственности по значительной части составов преступления до 12 лет; привлечение несовершеннолетних к суду с применением всех мер наказания (с 1935 г.),) расширение применения принудительных мер воспитательного характера (с 1947 г.);

Ø 1958 - 1990 гг. - гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних: с 1958 г. - увеличение минимального и общего возраста уголовной ответственности — (14 и 16 лет соответственно), исключение смертной казни как уголовной санкции для лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет, срок лишения свободы несовершеннолетних не мог превышать 10 лет; с 1960 г. - наделение несовершеннолетнего особым процессуальным статусом, выделение дел с его участием в особое производство; в предмет доказывания по делу несовершеннолетнего включается вопрос условий его жизни и воспитания; широкое применение условного осуждения и отсрочки исполнения наказания с передачей несовершеннолетнего на поруки;

Ø В 1990 г. начался новый этап развития законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, обусловленный присоединением России к международным стандартам защиты прав детей; в юридической науке происходит внедрение в научную мысль идеи о формировании ювенальной юстиции как особого института в системе органов судебной власти государства; начало активной законопроектной деятельности, связанной с созданием ювенальной юстиции в Российской Федерации.

 

Рассмотрев особенности функционирования судов по делам несовершеннолетних в России с 1910 г. по 1918 г., отмечено, что при учреждении ювенальной юстиции в Российской империи использовался опыт как государств, принадлежащих к англосаксонской правовой семье (для которых характерно: слушание дел в особых помещениях, отдельно от взрослых подсудимых; изоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения; выделение для слушания таких дел специализированного судьи по делам несовершеннолетних; упрощение судебного процесса по делам несовершеннолетних для уменьшения вредного влияния на детей и подростков, поэтому формальный судебный процесс был заменен беседой судьи с несовершеннолетним подсудимым, а также рассмотрение дела проходило при закрытых дверях), так и для государств, принадлежащих к континентальной правовой семье (для них характерно: урегулирование судебного процесса, четкое разграничение предметной (судьи для детей, трибунал по делам несовершеннолетних и суд присяжных по делам несовершеннолетних) и персональной подсудности: классификация правонарушений на простое нарушение, проступок и преступление). В зависимости от классификации правонарушения определялась и предметная подсудность. По признаку персональной подсудности также определялся уровень рассмотрения дела несовершеннолетнего (так, дела 16-летних правонарушителей в системе ювенальной юстиции рассматривались судами присяжных).

Российские ювенальные суды, действовавшие в 1910-1918 гг., характеризовались следующими особенностями: дела несовершеннолетних рассматривались единолично мировым судьей, избиравшегося среди населения судебного округа; судьей мог стать врач или педагог, т.к. предполагалась профессиональная подготовка судьи и знание им детской психологии; круг рассматриваемых дел был широк; использование особых процедур уголовного процесса с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего, т.е. упрощение судопроизводства, сводившееся к беседе с судьей при участии попечителя несовершеннолетнего; судебные разбирательства с участием несовершеннолетнего были закрытыми; распространенное применение в качестве меры воздействия попечительского надзора; обжалование решений судов для несовершеннолетних в особом отделении съезда мировых судей.

Особенностями периода, длящегося с 1866 г. по 1910 г., можно обозначить следующие:

• появление норм, касающихся правовой защиты несовершеннолетних (законодательное закрепление особой защиты прав несовершеннолетних (например: Закон от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»),

• установление особого льготного режима уголовной ответственности для несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения» (т.е. происходит смягчение мер наказания с учетом возраста несовершеннолетнего и отсутствия у него умысла),

• вместе с тем, сохранение мер наказания в виде заключения в тюрьмы и арестные дома несовершеннолетних в специальных отдельных помещениях.

Следующий период связывается с созданием и функционированием особых ювенальных судов на территории страны (в Санкт-Петербурге, Москве, Томске, Саратове и др.), рассматривающих дела несовершеннолетних, существование которых продлилось недолго — с 1910 г. до 1918 г., характеризующийся следующими особенностями:

а) отделение несовершеннолетних от взрослых преступников на ранних стадиях процесса;

б) в ювенальном суде решались задачи уголовного преследования несовершеннолетних в возрасте от 10 лет, а также взрослых подстрекателей;

б) при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних применяются особые процедуры судебного процесса с учетом возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних;

в) в качестве меры воздействия судьи активно применяли меру воспитательного воздействия - попечительский надзор.

Период с 1918-1958 гг. связывается с Декретом от 17 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» и характеризуется тем, что судебные органы были заменены другой квази-судебной системой — комиссиями для несовершеннолетних; происходит усиление карательной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей (например, уголовным законодательством устанавливалось правило, согласно которому к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться все виды уголовных наказаний, вплоть до смертной казни; а в 1935 г. возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступления снижался до 12 лет).

В период с 1958 г. по 1990 г. происходит гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних (уголовным законодательством устанавливаются общий возраст уголовной ответственности — 16 лет и минимальный возраст - 14 лет; к лицам, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет, в качестве высшей меры наказания не применялась смертная казнь; срок лишения свободы несовершеннолетних не мог превышать 10 лет; широко применялись условное осуждение, отсрочка исполнения наказания и передача несовершеннолетнего на поруки; основной характеристикой стало усиление уголовным законодательством борьбы с наиболее распространенными преступлениями, которые представляют повышенную общественную опасность, совершенными лицами, не достигшими 18-летнего возраста (например, преступления, связанных с хищением огнестрельного оружия, хищение наркотических веществ, распространением наркотиков); Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. закрепляет особый процессуальный статус несовершеннолетнего и дела с его участием выделяются в особое производство по всех случаях; в предмет доказывания по делу несовершеннолетнего включается вопрос условий его жизни и воспитания.

Начавшееся с 1991 г. развитие законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних отличается ориентированием правоохранительных органов на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного, в качестве меры наказания в отношении преступлений несовершеннолетних, не представляющей большой общественной опасности; появлением проектов законов о создании ювенальной юстиции в Российской Федерации; активными дискуссиями ученых о научной обосновании идей о формировании российской модели ювенальной юстиции; в ряде субъектов Российской Федерации реализуются пилотные проекты (Программа развития ООН в Российской Федерации «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» в Ростовской и Саратовской областях с 2001 г., в Санкт-Петербурге с 1999 г.) и эксперименты (Республика Хакассия — г. Абакан, 2006 г., Иркутская область - с 2006 г. и др.) по осуществлению задач создания системы правосудия по делам несовершеннолетних.

 

Анализ отечественного уголовного и уголовно-процессуального процессуального законодательства показывает, что современное законодательство все еще сохраняет элементы, сложившегося в советское время подхода к проблеме осуществления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, допуская определенные послабления (такие как: недопустимость возложения на них более тяжелого наказания, чем лишение свободы на десятилетний срок; возможность применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия; разрешения применять заключение под стражу в качестве меря Пресечения лишь в исключительных случаях и т.д.), вместе с тем не рассматривает судопроизводство по делам несовершеннолетних как процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и форме от разбирательства уголовных дел взрослых обвиняемых. Таким образом, суды общей юрисдикции рассматривают уголовные дела о правонарушениях несовершеннолетних по единой с взрослыми уголовно-правовой процедуре, практически применяют в своем большинстве меры наказания, связанные с лишением свободы, при фактическом отсутствии специализированной ювенальной профилактической и надзорной системы для несовершеннолетних правонарушителей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.