Сделай Сам Свою Работу на 5

Межличностная коммуникация.





 

В этой коммуникации обычно переплетаются два вида общения: вербальное и не вербальное.

Не вербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств.

Не вербальные знаки также могут быть разделены на три основные группы, а именно: 1. Язык тела. 2. Паралингвистические средства. 3. Одежда и украшения.

Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях человека, потому что биологические корни языка тела лежат в различных позах животных, что изучается наукой ЭТОЛОГИЕЙ.

Значение позы, положение конечностей Не всегда точно определены изначально, потому что они зависят от контекста. Более того, человеческое тело достаточно подвижное чтобы принимать почти любое положение.

Язык тела включает 5 составляющих:

1. Жесты - это способ использования рук. Можно махать рукой из одного конца аудитории, привлекая чье-то внимание. Использование жестов для человека становится необходимым когда другие средства недоступны или маловыразительны.

2. Мимика - это способ использования выражения лица, ведь в первую очередь мы смотрим человеку в глаза. Инструментом мимика является еще и рот. Мы можем наблюдать тончайшие различия в улыбке, во взгляде, потому что положение деталей лица выполняет знаковые функции. Поднятые брови в удивлении или может быть в страхе. Чтением лица или физиогномикой занимался еще Аристотель. Считается, что можно распознать характер человека по лицу. Китайцы условно делили лицо на три зоны: верхняя, средняя и нижняя. Верхняя зона- лоб человека, показывает его жизненный путь от 15 до 30 лет и в глубокой старости. Средняя зона - от бровей до кончика носа, от 35 до 50. Нижняя зона - от верхней губы до подбородка, от 51 года до 77 лет. Так вот, идеальный лоб (причем учитывается обязательно его форма и цвет кожи) свидетельствуют о прекрасном состоянии тела и духа. Гармоничная средняя зона свидетельствует о сбалансированности психики. А правильные формы нижней формы об уравновешенности характера. То есть, как мы видим в этой характеристике два слоя - естественный и культурный, при этом человек склонен интерпретировать с помощью культурных семиотических кодах, даже сугубо природные особенности лица.





3. Положение тела - это способ держать себя. Считается что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в языке тела или в семиотике тела восходит к природным инстинктам. Например напряженность в стрессовой ситуации. Язык нашего тела будет напоминать поведение животного по отношению к хищнику. Например, во время собеседования, когда вы поступаете еа работу следует сидеть на стуле не разваливаясь, а надо продемонстрировать заинтересованность. Для этого следует смотреть в глаза своему собеседнику, но не настойчиво.

4)ПРОКСЕМИКА- это способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит от возраста, от пола, от степени знакомства между ними и здесь также видны Биологические корни. (Любовь-дружба-доброжелательность-недоброжелательность-вражда). Обычно недостаточно знакомого человека держат на расстоянии вытянутой руки.

"Втереться в доверие " можно если приближаться к человеку ближе, потому что чем меньше расстояние тем ближе отношение к друг другу.

5)ТАКТИЛЬНАЯ КОМУНИКАЦИЯ - это прикосновение. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, о статусе, о степени дружбы между коммуникантами. Этот способ в большей степени у обезьян, а у людей, а в частности у женщин, затем у детей. Здесь надо иметь ввиду межкультурные различия, потому что китайцы, британцы считаются наименее трогательными. Поэтому неуместно использованная тактильная комуникация в отношении представителя других народов. Это может быть воспринято как оскорбление.



 

Структура речевой коммуникации.

 

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого это наиболее универсальный способ передачи информации. Невербальный человеческий язык можно перевести сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например: сигнал красный свет переводится как проезд закрыт ли стоп.

С точки зрения теории коммуникации речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

1) речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще.

2) речь способствует формированию общественной роли коммуниканта.

3) с помощью речи осуществляется взаимная общественная признание коммуникантов.

4) в речевой коммуникации создаются социальные значения.

Таким образом, то, как мы говорим, дает представление другому коммуниканту о том, кем мы являемся. Это в особенности очевидно, когда коммуникант исполняет определённую социальную роль, потому что специалист коммуникатор (журналист, рекламщик, пиарщик, переводчик и т.д) должен владеть основными представлениями и основными понятиями различных видов анализа комуникативного поведения индивидов.

Специалист, работающий в той или иной сфере, общественной коммуникации должен обладать определенными коммуникативными навыками. То есть он должен :

1)уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию.

2)должен уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации. 3) он должен уметь эффективно представлять себя или свою компанию как участника комуникативного процесса. Под эффективностью здесь понимается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникаций, коммуникативной перспективой и системное единство элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразности отдельных тактических шагов.

 

 

КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

 

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к одному из четырех типов:

1)доминантный коммуникант - стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для "борьбы" с ним бесполезно пользоваться его приемами, а лучше принять стратегию "речевого изматывания", то есть вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, свои вопросы, свои просьбы, то есть использовать "накопительную тактику".

2)мобильный коммуникант - легко входит в разговор, переходит с одной темы на другую причем очень легко. Говорит много, интересно и причем интересно, никогда не теряется в незнакомой ситуации. Журналист в таком случае должен в интересах другого человека , возвращать этого человека к нужной теме.

3) регидный коммуникант - испытывает трудности на контакто-устанавливающей фазе общения, а затем он очень четок, логичен. Поэтому с таким собеседником рекомендуется разогревательная стадия.

4)интровертный комуникант- никогда не стремится владеть иициативой разговора, он всегла отдаст еп соьеседнику. Он застенчив, он очень скромен. Особенно это происходит в незнакомой ситуации, пожтому в общении с ним нужно обязательно осуществлять фотическую функцию( функцию контакта вербальной и не вербальной формы коммуникации ). Индивид и комуникативная личность это не одно и то же потому чо в одном человеке, могут развиваться разные типы личностей.

 

2 модуль

30 марта

В психологии сейчас также распространена концепция множественности личности, или как писал Бахтин многоголосие -полифония. Крайним проявлением этого явления является клиническая раздвоенность личности (шизофрения). Но и здоровый человек проявляет себя в различных сферах на различных лингвистических рынках (дома, на работе). Коммуникативная личность - это самое главное составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования аудирование (слушание) занимает 45%, говорение 30%, чтение 16%, письмо 9%. По параметру отношения к данной культуре, коммуникативная личность бывает первичной и вторичной. ( например англичанин в Испании это вторичная личность, потому что он не испанец)

 

Семиотическая граница социума и межкультурная коммуникация

 

Успешность коммуникации в ситуации контраста культур (в случае так называемой межкультурной коммуникации) зависит от действия ряда факторов. Одним из ряда факторов общего, глобального действия ,определяющим мотивационные и фатическое моменты ( то есть это наша предрасположенность к общению, мб выдвижение целей, мб предвосхищение последствий, вступление в коммуникацию, стратегический план поведения и т.д), а также собственно содержание коммуникативных актов, является сам факт того, что коммуниканты принадлежат к разным лингвистическим культурам. Поэтому данный фактор обязательно оказывает влияние как на межличностное общение представителей разных культур, так и на социальные аспекты межкультурной коммуникации ( преподавание иностранного языка или перевод, международная политика и дипломатия, бизнес и т.д фактор культурной границы (семиотической, языковой) является основным для межкультурной коммуникации, потому что само ее начало предполагает, что коммуниканты определяют себя и собеседника в терминах "свой " и "чужой" , причем не зависимо от той качественной оценки, кот получает каждый из членов данной оппозиции "своя" и "чужая". Речь воспринимается не просто как смена ролей в диалоге, но она маркируется как речь, как язык, как культура и т.п.

Представителя находящегося за границей, представителя своего языка и культуры, при этом не важно ведется ли речь на каком-то одном из языков этих собеседников или на третьем языке, либо с помощью переводчика. С помощью переводчика, во всех случаях коммуниканты учитывают и маркируют свою принадлежность к разным культурам, но это противопоставление не означают агрессивную коммуникацию,это не противопостояние, так как очень часто коммуниканты ищут поле взаимного понимания, тем самым взближает преопределенные лингвокультуры, элементы мировосприятия для достижения успешности коммуникации. Коммуникативный баланс поддерживается двумя конкурирующими принципами- симпатией и антипатией, взаимодействие и воздействие, вне зависимости от предпочтения того или иного принципа, в конкретном коммуникативном акте или событии ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ наличие семиотической границы является для межкультурной коммуникации константным (постоянным).

Выделяют 4 разновидности этнокультурной стереотипизации:

1. Автостереотип - это то, что мы думаем о себе

2.Гетеростереотип - это то, что мы думаем о других

3. Переносной автостереотип - что мы предполагаем о том, что чужие думают о нас

4.Переносной гетеростереотип - что мы предполагаем, что они думают о себе.

 

Например (1) Финны считают себя трудолюбивыми и честными

(2) Финны считают шведов гордыми и самолюбыми

(3) Финны полагают, что шведы считают (финнов) тупыми и отсталыми

(4) Финны полагают, что шведы считают себя умными и цивилизованными

 

В целом можно отметить, что мифология языковой границы приписывает своему родному языку самые положительные качества, а чужие языки позиционируются в рамках картины мира в зависимости от территориальной и исторической близости, либо удаленности.

 

 

2 модуль

Люди пытаются интерпретировать знаки, принадлежащие другой системе, другому полу, другому языку через посредства своего языка, своего кода, своей культуры, то есть через посредства своей собственной системы. Человек понимает только то, что уже сумел понять. И он это делает намного быстрее и конфортнее чем происходит познание нового, потому что новое всегда познается не всегда легко. Язык и другие комуникативные системы в определенном смысле произошли из страха перед окружающим миром, перед непонятным. Потому что познанный, обозначенный, разчлененный мир воспроизводится как свой, как безопасный, комфортный, как неагрессивный.

 

 

ГРУППОВАЯ И МАССОВАЯ КОМУНИКАЦИЯ.

Два основных постоянных признака группы следующие :

1)Общие интересы членов группы

2)Коммуникация между ними.

Без взаимодействия и взаимообмена мнениями между членами группа не может состояться. Сложились основные типы групп, а именно :

1) семейная,

2) неформальная,

3) формальная.

1)Семейная группа - это недобровольная долгосрочная группа с разнообразными общими интересами. Семейная группа недобровольная.потому что родиелей не выбирают, она долгосрочная. И первичная цель семейной группы заключается в том, чтобы освоить человеческий язык, научитть каким-то другим средствам комуникации. Цель - обучить выживанию и поведению.

2)НЕформальная группа - это дружеская группа. Добровольная. Не обязательно долгосрочная. У группы обязательно общие интересы. У детей игра. А также социализация - это общение, вхождеие в общество, также обучение и развлесение через игру. И здесь также производится моделирование социальных отношений в формальных группах. Определение и самоутверждение собственной индивидуальности через трения с окружающей срелой. Последленее столкновение очень зррошо прослеживается в подростковых группах(тусовки, иммитация взрослых оиношений, уличные, дворовые компании ).

3)Формальная группа - это как добровольная группа, (различные секции, кружки) так и недобровольная (Школа, армия). Эти группы с установленным сроком, с установленными условиями членства от одного дня, до пожизненности, с установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, устав университета, партии или учередительные документы фирмы,) производственное отношение (создание товаров, получение прибыли).

Характеристики группы :

1)Взаимоотношения и комуникация между членами (взаимоотношения необязательно бывают хорошие, могут быть и конкурентными и даже враждебными.

2)Общепризнанные для членов группы цели, интересы, задачи. Без комуникаций общей цели не дают группы.

3)Общепринятая для членов система ценностей и норм поведения. Например устав ДГУ в соответствии с коиорым и у преподавателей и у студентов обозначены их права и обязанности. Или же устав КПСС.

4)Выработанный членами нруппы набор поведенческих ролей и моделей комуникативного поведения в определенной ситуации. Например на собрании обязателтно выбирается серетарь и пезидиум. А если менее официальное, то нащвания в селях "эт еаш геракл и т.д"

Этот набор поведенческих модлей могут меняться с течением времени, с развиием члена группы как личности. Нарпаер продвидеие по карьере или ребенок в семье до 8 лет, господин, до 16 он раб, а с 16 он равный.

Тремя основными факторами грамматики внутри групповой коммуникации являются:роли,нормы,лидерства. Роли очень похожи на грамматические функции,потому что это и способ поведения который считается наиболее подходящим для группы ситуаций, это сценарий поведения написанный родителями или учителями,друзьями либо коллегами или товарищами по партии. Бывают случаи сопротивления навязываемой роли,например подростковый бунт или сопротивление разумного избирателя навязываемой "лубочной" политической рекламе. Но и в случае сопротивления и в случае жертвования части собственной свободы ради интересов группы,например когда соблюдается тишина в зале во время концерта,лекции или верность дела южно - японской фирмы. То мы видим проявления взаимодействия коммуникативной личности и среды, давления среды. В данном случае микросреды,то есть группы. Роли участников группы проявляются в процессе взаимодействия,в процессе коммуникации, ведь и сам термин "роль" взаимствован из театра. Любой человек в течение всей жизни выполняет массу ролей.

Можно выделить следующие виды ролей:

1. Возрастные виды ( дитя, подросток,юноша/девушка, взрослый,старик).

2. Половые виды. Эти виды ролей очень ярко проявляются по контрасту при нарушении обычных характеристик роли. Например, плачущий мужчина.

Сравнить объятия и поцелуи девушек при встречи друг с другом и объятия мужчин. БЕЗУМИЕ. С преувеличением или преуменьшением значимости ролей по половому признаку,даже с борьбой против социокультурного разделения по полу,связано такие литературные движения как феминизм.

3. Классовые роли. Общепризнанно что существуют поведенческие стереотипы у высшего,среднего и низшего класса,что выражается даже в вербальных предпочтениях. Например,представитель высшего общества когда говорили о принятии пищи,употребляли слово "откушать", представители среднего: "есть", представители низшего :" пожрать,похавать".

20:10:27

Многогранность,многоголосие человеческой личности,исполняющей разнообразные роли в среде при сохранении своего основного стержня напоминает лексические значения и многозначность слов. Человек выступает как многозначное слово.

Внутри группы он может исполнять функциональные роли: лидер,организатор,исполнитель,примиритель,шутник,юморист.

Дисфункциональные роли: шут,пересмешник,стукач,обвинитель,сплетник,интригант,провокатор.

Нормы или правила грамматики внутри группового общения включают принятые модели поведения,допустимую коммуникативную тактику. Достаточно сравнить разные модели разговора: одновременный разговор за банкетным столом в дружеской компании и поочередный разговор за семейным обедом.

По мне американского психолога Такмана ,коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:

1. Стадия формирования, когда выделяется лидер ,когда ставятся задачи и определяются правила общения.

2. Стадия протеста ( это конфликт индивидов и подгрупп. Не приятеля лидера и установок).

3. Стадия норма установления. В это время появляется стабильная структура группы, ее нормы.

4. Стадия сотрудничества. На этом этапе происходит окончательное преодоление межличностных противоречий и решение общих задач.

 

Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью. Основы формирования группы это взаимная уступка. Здесь формируется консенсуальное соглашение.

 

Наличие технических средств обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность. В современную эпоху привалирует телевидение (видимый канал). Массовость как определяющая характеристика массовой коммуникации создает фактически новые сущности в коммуникационном процессе, а участниками этого процесса являются не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты, такие как народ, партия, президент, олигархи, армия,правительство. Участниками процесса общения предстают и отдельные личности, мы их обозначаем как имиджовые мифологемы. Например : лидер партии, президент, медиа - магнат и т.п. Современные исследователи приходят к выводу о том, что функция информирования в МК уступает место в функции объединения, а вслед за ней управления, поддержание соц статуса, подчинения и власти. Проблема коммуникации и власти взаимной ответственности за сообщения и их последствия становится определяющей проблемой современного гражданского общества. При любой степени "массовости" как со стороны источника сообщения так и со стороны получателя выясняется, что ответственные как за создание текста и за конечную интерпретацию всегда является конкретный пользователь языка, индивид со всей его включенностью в языковую и социальную сферу. Основные аспекты концепции языка и власти французского социолога П. Бурдье связаны с признанием существования: 1. Разных языков и разного права на речь, а отсюда возможность цензуры и упрощения преимущественного права говорить в той или иной среде (ситуации). Например : я как президент со всей ответственность зпявляю...

Или сообщать новости, например:"ведь в газете написано". Или выносить суждения :"кто я такой чтобы судить. Они там наверху лучше нас знают".

2) трех видов капитала, а именно экономического, культурного и символического. Самое главное и иногда опасное это возможности их взаимной конвертации. Политический лидер или продвигающийся продукт на каком-то рынке или фирма стараются приобрести максимальный символический капитал не ради искусства.

Корпоративный имидж фирмы или государственный пост позволяют легче пополнять капитал экономического типа.

3) признание лингвистического рынка, где символический товар позволяет получить прибыль ,а отсюда различные стратегии поведения на этом рынке связанные с различным статусом в разделении символической власти. Различным правом на речь ( агрессия, снисхождение, редко наблюдаемое взаимопонимание и взаимодействие и совсем фантастическое возвышение адресата отправителем сообщения).

ПРИЕМЫ осуществления целей весьма разнообразны:

1. Коммуникативная агрессия: прямая( откровенное хамство, грубость, обвинения или символика партии в место национальной или государственной символики).

Коммуникативная агрессия: косвенная (кодовая) - это агрессивное навязывание лексики,фразеологии,символики и вместе с этим это навязывание мировоззренческого блока ( развитой социализм).

2. Регулировка права на сообщения. То есть,лишение слова как агрессия ( на собрании лидер партии имеет право лишить слова). Или "внутренняя цензура" ,которая воспитывается целыми десятилетиями.

3. Постоянное воспроизводство отношений властной иерархии поддерживающей эти отношения. Например, снисходительный тон начальника по отношению к подчиненным.

4. Мимикрия функций и участников коммуникаций. То есть, это частое использование средств коммуникаций по прямому назначению с явными намерениями может навредить результату, и в этом случае коммуникант притворятся. Например, цыганки в одном из российских регионов задают вопрос:" как пройти до автовокзала или авторынка". Ей нужно вступить в контакт. В предвыборном политическом дискурсе, когда идёт борьба за власть, каждый кандидат дает обещания которые невыполнимы, но главное пообещать. В современной России наблюдается печальная тенденция получения культурного капитала путем конвертации капитала денежного или властного. Например, система платного образования порой показывает примеры извращенной коммуникации:" я вам заплатил, дайте мне диплом". Кроме того, важнейшей проблемой в исследовании массовой коммуникации является проблема соотношения реальности и сообщения. Во многом эта проблема напоминает споры о природном или социальном происхождении коммуникации или социальной природе знака. В этот спор масло в огонь подливает современный этап в развитии массовой коммуникации.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.