Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА





РАЗДЕЛ 2. РЕЗЮМЕ

 

Основная цель данного раздела – суммировать планы различных Ваших действий, разрозненно изложенных в отдельных разделах бизнес-плана. Оно оформляется в самом конце работы, когда готовы все остальные разделы плана.

Данный раздел содержит основные выводы, характеризующие производственно-экономические результаты деятельности предприятия и обоснование преимуществ по сравнению с достигнутым уровнем (если бизнес-план разрабатывается с целью получения кредита для развития действующего предприятия) и конкурентами.

В нем приводится:

во-первых, характеристика продукции или услуг, которую предусматривается выпускать или оказывать в прогнозируемом периоде, ее отличие от соответствующих изделий;

во-вторых, обоснование финансовых результатов, которые ожидается получить в будущем (прогнозы объемов производства и реализации продукции, затрат на производство продукции, прибыли, рентабельности).

Сводные показатели по проекту приводятся в таблице 2.1 .

 

Таблица 2.1. - Сводные показатели по проекту

 

№№ пп Наименование показателей В целом по проекту по годам (периодам) реализации
I II III
1. Загрузка производственной мощности, %        
2. Численность работающих, чел.        
3. Потребность в инвестициях (полные инвестиционные издержки)        
4.   Источники финансирования проекта:        
4.1. Собственные средства        
4.2. Заемные и привлеченные средства        
в том числе:        
4.2.1. Иностранные кредиты под гарантии правительства        
4.2.2. Внутренние валютные кредиты        
4.2.3 Внутренние рублевые кредиты        
5. Выручка от реализации продукции Всего: В том числе за СКВ        
6.   Показатели эффективности проекта        
6.1. Выручка о реализации        
6.2. Чистая прибыль        
6.3. Уровень безубыточности        
6.4. Рентабельность продаж (%)        
6.5. Рентабельность продукции(%)        

 





 

РАЗДЕЛ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

В данном разделе приводится описание вида деятельности, продукта или услуги, предлагаемые будущим покупателям.

Разработчику бизнес-плана необходимо ответить на вопросы:

- Каким бизнесом занимаетесь Вы и Ваше предприятие? С каким видом деятельности он в основном связан?

- Каково положение дел на Вашем предприятии? Что это – стадия становления, расширение действующего предприятия, слияние с другим предприятием или выделение из состава более крупного?

- Какие потребности призван удовлетворить Ваш продукт или услуга?

- Что особенного в нем и почему потребители будут отличать его от товаров (услуг) Ваших конкурентов?

При разработке бизнес-плана студенты за основной вид деятельности могут принимать любые строительно-монтажные работы (не менее трех). Описание работ (область применения, основные методы их выполнения) может производиться с помощью технологических карт на указанные процессы. Желательно, чтобы в данном разделе бизнес-плана приводилось наглядное изображение выполняемых процессов: фотография или хороший рисунок, позволяющие составить о них четкое представление.

После описания вида деятельности разрабатываются единичные расценки на каждый вид работ (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1. - Единичная расценка

 

№№ пп Элементы затрат Единицы измерения Виды деятельности
1-ый 2-ой 3-тий
на единицу на весь объем на единицу на весь объем на единицу на весь объем
   
1. Затраты труда рабочих - строителей чел - час            
2. Заработная плата рабочих-строителей руб.            
3. Эксплуатация машин и механизмов руб.            
3.1. в том числе заработная плата машиниста руб.            
4. Материалы руб.            
4.1.              
4.2.              
  Всего прямых затрат руб.            
                   

 



Для определения объема производства необходимо рассчитать мощность предприятия (сумма мощностей по каждому виду работ).

Производственная мощность предприятия (М) рассчитывается по формуле:

 

 

М = Вg х Кp х Nс х Kв х Тр,

где:

Вg - достигнутая выработка на 1 чел-дн (руб., м2 , м3);

Кp - коэффициент роста производительности труда (%);

Nс - списочный состав бригады (чел);

Kв - коэффициент выхода рабочих;

Тр - количество рабочих дней в году (дни).

 

Коэффициент выхода рабочих ( Кв) определяется по формуле

 

Нн

Кв = 1 - ------- ,

где:

 

Нн– процент невыхода рабочих на рабочее место.

 

Для определения процента невыхода рабочих и количества рабочих дней в году студент составляет баланс рабочего времени (таблица 3.2.).

 

Таблица 3.2. - Баланс рабочего времени среднесписочного рабочего

 

№№ пп Показатели Единица измерения Величина
1. Календарный фонд времени дни  
2. Выходные и праздничные дни дни  
3. Номинальный фонд (п. 1 – п.2) дни  
4. Невыходы планируемые, всего: в том числе: 4.1. по болезням 4.2. очередные отпуска 4.3. отпуска в связи с родами 4.4. учебные отпуска 4.5. невыходы с разрешения администрации 4.6. выполнение гособязанностей 4.7. другие невыходы, предусмотренные коллективным договором дни   дни дни дни дни дни дни дни  
5. Полезный фонд рабочего времени (п.3 – п.4) дни  
6. Процент невыхода рабочих %  

 

Величина невыходов определяется:

а) по болезни – исходя из отчетных данных с учетом возможного их снижения в результате улучшения санитарно-гигиенических условий труда и медицинского обслуживания работающих;

б) средняя продолжительность очередного и учебного отпусков – на основе действующего законодательства (или коллективного договора) в зависимости от того, на сколько дней отпуск имеет право та или иная категория работников и какова ее численность, т.е. как средневзвешенная величина;

в) отпуск в связи с родами – исходя из отчетных данных базисного года с учетом изменения удельного веса женщин на предприятии.

Для определения фактической стоимости материалов необходимо использовать справочную литературу (журналы, газеты строительные), приводящие сведения о поставщиках и их ценах на строительные материалы.

Расчет фактической стоимости материалов приводится в таблице 3.3.

 

 

Таблица 3.3. - Фактическая стоимость материалов

 

№№ пп Наименование работ и материалов Единица измерения Количество Отпускная цена, тыс.руб. (усл.ед.) Фактическая стоимость, тыс.руб. (усл.ед.) Сведения о поставщиках

 

 

Расчет обеспеченности материалами и комплектующими по предприятию производится в таблице 3.4.

 

Таблица 3. 4. - Поставки материалов и комплектующих по предприятию

 

№ № п п Основные виды материалов, комплектующих Единица измерения Объем поставок
Всего в том числе
из РБ импорт
200… 200… 200… 200…

На основе полученных данных производятся расчеты (по каждому виду работ) цены производства и реализации продукции. Расчеты выполняются в табличной форме (таблица 3.5).

 

 

Таблица 3.5. - Расчет цены производства и реализации продукции

№№ пп Наименование затрат Сумма в ценах 1991 г. Индекс изменения цен Сумма в текущих ценах, тыс.руб. (усл.ед)
на единицу продукции на весь объем

 

В данном разделе следует дать расчет объема производства продукции по предприятию (таблица 3.6).

 

 

Таблица 3.6. - Расчет цены производства и реализации продукции

 

 

№№ пп Наименование продукции, услуг Единица измерения Возможная цена Объем производства Вывоз продукции за первый год
1 –й год 2–й год 3 -й год Всего в том числе
страны СНГ Экспорт
                 
                 
                 
  Итого: млн. руб. (усл. ед.)     + + +     + + +
  Объем производства     + + +   + + +
  Объем реализации     + + +   + + +
  Затраты на производство и реализацию     + + +   + + +

 

 

РАЗДЕЛ 4. ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА

 

 

Данный раздел является важнейшей частью бизнес - плана. Исходная информация для изучения и прогнозирования рынка включает данные о возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж, уровне удовлетворения спроса на данную продукцию.

Студент для получения указанной информации может воспользоваться строительными газетами, журналами.

При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо ответить на следующие вопросы:

- Какими представляете Вы свои рынки?

- Какие товары или услуги пользуются спросом?

- Кто является покупателем Вашей продукции в настоящее время?

- Почему будут покупать Вашу продукцию, а не конкурентов?

- Каким образом можно расширить круг покупателей?

- Какова емкость Вашего рынка?

- Какова доля рынка приходится на Ваше предприятие?

- Чем привлечь покупателей и как удержать их внимание?

 

Результаты обработки полученной информации о доле рынка в объеме работ приводятся в таблице 4.1, 4.2.

 

В данном разделе следует дать расчет объема производства продукции по предприятию (таблица 3.6).

 

 

Таблица 4.1. - Доля рынка в объеме работ % к общему объему

 

№№пп Сегменты рынка Годы
1-й год 2-й год 3-й год
1. г. Минск      
2. Минский район      
3. Минская область      

 

 

Таблица 4.2. - Доля рынка в объеме работ тыс. руб. ( усл.ед.)

 

№№ пп Сегменты рынка Годы
1-й год 2-й год 3-й год
1. г. Минск      
Минский район      
3. Минская область      

 

РАЗДЕЛ 5. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОВ

 

 

Цель данного раздела – облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь от ошибок.

Для оценки конкурентов необходимо установить крупнейших производителей данных работ (строительные тресты и фирмы). При разработке данного раздела необходимо ответить на следующие вопросы:

- Кто является крупнейшими производителями аналогичных работ?

- Что представляет собой их продукция, основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей?

- Каков уровень цен на продукцию конкурентов, какова их политика цен?

Студенту необходимо также определить наиболее важных конкурентов (таблица 5.1) на каждом из целевых рынков, иметь характеристику их продукции, знать уровень ее качества и цены.

 

 

Таблица 5.1. - Оценка позиции предприятия на рынке, по сравнению

с позициями конкурентов

 

 

№№ поз.   Факторы конкурентоспособности     Вы Конкуренты
         
Стоимость продукции            
Качество продукции            
Сроки выполнения            
Многовариантность исполнения            
Надежность            
Реклама            
  Средний балл            

 

В таблице 5.1 производится сравнение позиций Вашего предприятия и предприятий конкурентов по шкале от 1 до5 (1 – наихудший, 5 – наилучший).

В курсовом проекте (работе) по каждому рынку рассчитывается объем продаж продукции и общая величина продаж по предприятию (таблица 5.2.), а так же общие затраты (таблица 5.3).

 

 

Таблица 5.2. - Определение уровня продаж на рынках по предприятию

 

  № пп   Наименование показателей Годы
1-й 2-ой 3-ий     Общие продажи за 3 года
кварталы Всего за год
I II III IV
  Рынок А Продано продукции, ед. Цена за единицу Всего продаж                  
    Рынок Б Продано продукции, ед. Цена за единицу Всего продаж                
    Рынок С Продано продукции, ед. Цена за единицу Всего продаж                
    Всего по предприятию: Продукции, ед. Всего продаж                

 

 

Таблица 5.3. - Определение объема общих затрат предприятия по продаже товаров

(услуг) на рынках

 

№ пп   Наименование показателей Годы
1-й 2 -ой 3 -ий Общиепродажи за 3 года Общие продажи за 5 лет
кварталы Всего за год
I II III IV
  Рынок А Продано, ед. Затраты на ед. Общие затраты                  
  Рынок Б Продано, ед. Затраты на ед. Общие затраты                  
  Рынок С Продано, ед. Затраты на ед. Общие затраты                  
  Общие затраты по всем рынкам                  

 

 

РАЗДЕЛ 6. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА

 

 

Уровень проработки данного раздела бизнес-плана зависит от двух предыдущих разделов. Студенту необходимо разработать свою рыночную стратегию.

К основным элементам плана маркетинга относятся:

- Схема распространения товара;

- Ценообразование;

- Реклама;

- Методы стимулирования продаж;

- Формирование общественного мнения о предприятии и товарах (услугах);

В данном разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

- Как будет продаваться товар или оказываться услуги;

- Каким образом можно рассчитать цену для каждого продукта (услуги);

- Какие факторы должны приниматься во внимание при расчете цены;

- Какова стратегическая линия ценового поведения предприятия на рынке;

- Какие характеристики качества продукции (услуги) являются наиболее привлекательными для покупателя;

- Какова стратегическая линия поведения предприятия в области дизайна продукции;

- Какие формы товарной рекламы предлагается использовать и какие затраты на рекламу (таблица 6,1);

- Какие специальные услуги клиентам будут оказываться;

- Может ли потенциальный покупатель наглядно познакомиться с продуктом (услугами);

- Как будет достигаться постоянный рост продаж.

 

 

Таблица 6.1. - Приблизительные затраты на рекламу

 

№№ пп   Наименование Показателей   Годы
  1-ый   2-ой   3-ий
  Всего затрат на рекламу в том числе:      
1. Газета      
2. Радио      
3. Телевидение      
4. Рекламные проспекты      
5. Наружная реклама      

 

 

РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

 

Основная задача данного раздела бизнес-плана заключается в том, чтобы показать реальные возможности производства нужного количества товара или объема услуг в нужные сроки и с требуемым качеством.

В нем предусматриваются ответы на следующие вопросы:

- Где будут изготовляться товары или оказываться услуги – на действующем или вновь создаваемом предприятии?

- Какие для этого потребуются производственные мощности?

- Какое оборудование необходимо?

- Каких и сколько нужно материальных ресурсов, на каких условиях и у кого они будут закупаться?

- Предполагается ли производственная кооперация и с кем?

- Каковы будут издержки производства?

 

Здесь можно привести схему производственных потоков, откуда и как будут на предприятие поступать все виды сырья и комплектующих изделий.

Разработку данного раздела бизнес-плана рекомендуется проводить в следующей последовательности: обеспеченность технологией, затраты на получение технологии, производственная база, субподрядчики, сырье и энергия, трудовые ресурсы, статьи постоянных издержек, статьи переменных издержек.

 

Обеспеченность технологией предполагает ответы на вопросы: имеется ли требуемая технология или она должна быть разработана, какие патенты, лицензии, ноу – хау будут использоваться, размер затрат на получение технологии.

 

Оценка производственной базытребует ответа на следующие вопросы:

- Имеются ли в распоряжении предприятия необходимые производственные мощности?

- Имеется ли в распоряжении предприятия необходимое оборудование?

Студенту необходимо составить баланс производственной мощности предприятия по годам, включающий определение мощности на начало года, ввод и выбытие в течение года, среднегодовую производственную мощность и коэффициент ее использования (таблица 7.1).

По предприятиям, мощности которых находятся в стадии освоения, за наличную производственную мощность принимается введенная в действие проектная мощность.

 

Таблица 7. 1. - Баланс производственной мощности предприятия

 

№№ пп Показатели Единица измерения Мощность (по годам)
1-ый 2-ой 3-тий
Мощность на начало года        
Ввод мощности в планируемом периоде        
Выбытие мощностей в планируемом периоде        
Среднегодовая производственная мощность        
Объем производства продукции        
Коэффициент использования производственной мощности (стр.5 / стр. 4)        

 

В разделе 3 «Прогнозирование производства продукции» студентом рассчитывалась производственная мощность предприятия. При составлении баланса необходимо учитывать степень загрузки оборудования (на полную мощность работает предприятие, недогрузка в период становления, наращивание мощности по сравнению с расчетной).

Если бизнес-план разрабатывается для действующего предприятия, то в данном разделе необходимо выполнить расчет загрузки и пропускной способности оборудования по предприятию за первый планируемый год (таблица 7.2).

 

Таблица 7.2. - Баланс загрузки и пропускной способности оборудования по

предприятию на 200… год

 

№№ пп Показатели Единица измерения Группа оборудования
I II III
Трудоемкость производства Маш-час      
Планируемый % выполнения нормы %      
Полезный фонд работы единицы оборудования час      
Количество оборудования ед      
Фонд времени работы наличного оборудования (стр. 3 х стр. 4) час      
Трудоемкость производственной программы с учетом % выполнения норм (стр. 1 х стр. 2) Маш-час      
Коэффициент загрузки оборудования ( стр.6 / стр. 5)        
Результаты расчетов (стр. 3 – стр.5) а) недостаток часов б) излишек часов   час час      

 

При планировании субподрядов необходимо указать предполагаемых субподрядчиков, оценить их надежность, указать распределение контрактов с субподрядчиками во времени и объемах.

 

Сырье, материалы, энергия. Исходными данными для определения потребности в материальных ресурсах являются:

- намеченные объемы производства продукции, или оказание услуг;

- нормативная база с учетом снижения норм расхода материалов за счет проведения оргтехмероприятий.

-

Потребность в материальных ресурсах определяется методом прямого счета, т.е. путем умножения нормы расхода на соответствующий объем. В разделе 3 «Прогнозирование производства продукции» студентом рассчитывалась единичная расценка (таблица 3.1.). Определялась мощность предприятия и фактическая стоимость материалов (таблица 3.3.). С учетом полученных данных разрабатывается баланс материальных ресурсов на 1-ый год планируемого периода (таблица 7.3.).

 

Таблица 7. 3. - Баланс материальных ресурсов на 200… год

 

 

№№ пп Потребности Сумма (млн. руб., усл.ед.) Источники покрытия потребности Сумма (млн. руб., усл.ед.)
Основное производство   Поставки по контракту  
Мероприятия по совершенствованию техники   Мобилизация внутренних резервов  
Ремонтно-эксплуатационные нужды   Прочие источники  
Прочие потребности      
  ИТОГО:   ИТОГО:  

 

Аналогично составляются балансы электроэнергии и топлива (таблица 7.4).

 

Таблица 7. 4. - Баланс электроэнергии (топлива)

 

№№ пп Потребности Сумма (млн.руб., усл.ед.) Источники покрытия потребности Сумма (млн.руб., усл.ед.)
На производство   Собственное производство  
На хозяйственные нужды   Общая сеть э/снабжения  
Мероприятия плана технического развития   Мобилизация внутренних резервов  
Прочие потребности   Прочие источники  
  ИТОГО:   ИТОГО:  

 

Потребность в электроэнергии для приведения в движение оборудования и инструментов (Эд) рассчитывается по формуле

 

Эд = Мдв х Ксм х Псм х Кз,

 

где:

 

Мдв– суммарная мощность всех действующих моторов, двигателей;

 

Ксм – коэффициент сменности работы оборудования;

 

Псм – продолжительность смены (час);

 

Кз– коэффициент загрузки оборудования.

 

Потребность в электроэнергии для освещения рассчитывается исходя из:

- количества ламп;

- числа часов горения ламп в сутки;

- продолжительности работы предприятия в планируемом году.

Потребность в электроэнергии и топлива на санитарно-бытовые нужды определяется:

- по нормам их расхода;

- на основании фактических данных прошлого периода с учетом проводимых мероприятий по их снижению.

Необходимое количество топлива (Пт) для производственных и административных зданий и сооружений определяется с учетом типа здания, длительности отопительного периода, коэффициента калорийности используемого топлива по формуле

 

Н х Тс х V х ( Тв – Тн )

Пт = ----------------------------------,

Д х 103

 

где:

 

Н – норма расхода условного топлива за сутки на 1000 м3 наружного объема отапливаемого помещения при разнице наружной и внутренней температуры 1о С, кг;

 

Тс – длительность отопительного сезона, дней;

 

V – наружный объем отапливаемого здания, м3;

 

Тв, Тн – температура соответственно внутреннего и наружного воздуха;

 

Д– коэффициент теплотворности натурального топлива, которым будет пользоваться предприятие в плановом году.

 

 

Полученные затраты по всем видам сырья, электроэнергии и топливу сводятся в таблицу 7.5.

 

 

Таблица 7. 5. - Затраты по сырью, электроэнергии и топливу по годам, тыс.руб.

(усл.ед.)

Показатели Годы
1-ый год 2- ой 3- ий Общие затраты за 3 года
кварталы всего за 1-ый год
I II III IV
Затраты:                
1.1. Сырье                
……….                
1.2. Э/энергия                
1.3. Топливо                
                 
ВСЕГО:                

 

 

Оценка трудовых ресурсов требует ответа на следующие вопросы: имеется ли рабочая сила необходимой квалификации по обеспечению выпуска продукции и оказания услуг. Каковы формы привлечения рабочей силы? Каковы затраты на обеспечение производственного процесса?

Отправной точкой расчета численности являются квалификационные требования: какие именно работники (какого профиля, с каким образованием, каким опытом) и с какой заработной платой нужны.

При разработке раздела 3 «Прогнозирование производства продукции» в расчете баланса рабочего времени среднесписочного рабочего (таблица 3.2.) студентом определяется полезный фонд рабочего времени, который учитывается в определении затрат по данной статье.

На следующем этапе определяется потребность в рабочей силе и источники ее обеспечения (таблица 7.6.).

 

Таблица 7.6. - Потребность в рабочей силе и источники ее обеспечения

 

№№ пп Показатели Величина, чел.
1. Необходимая численность работников всего: в том числе рабочих  
2. Фактическая численность всего: в том числе рабочих  
3. Дополнительная потребность всего: в том числе рабочих: из них а) на прирост численности, на замену выбывающих в связи с окончанием срока договора, или выполнения работ; б) на замену выбывающих в связи с уходом в армию, на пенсию и другим причинам; в) на замену ушедшим по собственному желанию; г) на замену уволенных за прогулы и нарушения дисциплины.  
4. Обеспечение дополнительной потребности за счет: а) окончивших учебные заведения; б) приема квалифицированных работников со стороны; в) обучения учеников.  

 

Планирование численности различных категорий работников осуществляется студентом по штатному расписанию (таблица 7.7.) с учетом численности рабочих, принятой при расчете мощности строительной организации.

 

Таблица 7.7. - Плановая численность работников

 

№№ пп Категории Количество, чел
1. Руководители  
2. Специалисты  
3. Технические исполнители  
4. Рабочие-сдельщики  
5. Рабочие-повременщики  
6. Охрана  
7. Ученики  
  ИТОГО:  

 

Затраты на трудовые ресурсы (таблица 7.8) определяются по различным категориям работников с учетом полученной суммы в составе стоимости работ или услуг (таблица 3.5).

 

Таблица 7.8. - Затраты на трудовые ресурсы по годам, тыс.руб. (усл.ед.)

Показатели Годы
1-ый год 2- ой 3- ий Общие затраты за 5 лет
кварталы всего за 1-ый год
I II III IV
1. Работающие Всего в том числе: - рабочие, из них: - основные - ИТР - служащие - прочие                
2. Дополнительная потребность (сокращение) Всего в том числе: - рабочие, из них: - основные - ИТР - служащие                
3. Затраты, тыс.руб. (усл.ед.) Всего в том числе: - рабочие, из них: - основные - ИТР - служащие - прочие                

 

Постоянные и переменные производственные издержки: разделение издержек на постоянную и переменную составляющие зависит от специализации производства.

Прежде чем составить смету на производство, необходимо помимо материальных, энергетических, трудовых затрат, определить годовые затраты на малоценные и быстроизнашиваемые предметы (табл. 7.9), почтово-телеграфные, телефонные (табл. 7.10), канцелярские (табл. 7.11), транспортные расходы (табл. 7.14), коммунальные платежи (табл. 7.12), арендную плату за офисное и складское помещение (табл. 7.13), командировочные расходы и расходы на рекламу (табл. 7.15) и т.д.

Величина затрат на указанные статьи определяется в соответствии с рассчитанной ценой реализации услуг или продукции (табл. 3.5).

 

 

Таблица 7.9. - Расчет годовых затрат на малоценные и быстроизнашиваемые

Предметы

№№ пп Наименование МБП Единица измерения Количество Цена за единицу, тыс.руб. (усл.ед.) Всего за год, тыс.руб. (усл. ед.)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.