Анализ внутренней среды организации
В процессе выполнения второй части курсовой работы студенты должны:
1) провести анализ внутренней среды организации и составить список сильных и слабых сторон организации;
2) установить связи между сильными и слабыми сторонами организации и внешними возможностями и угрозами;
3) предложить возможные варианты стратегий развития организации на базе проведенного SWOT-анализа.
Анализ внутренней среды организации заключается в обследовании основных функциональных зон организации для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон, характеристике их состояния и тенденций развития. Однако прежде чем характеризовать ситуацию, сложившуюся в организации, необходимо дать краткое описание исследуемой организации: характер ее деятельности, размеры организации, дерево целей, организационную структуру управления, численность организации и др.
Под сильными сторонами организации понимают те ее особенности, которые обеспечивают ей дополнительные возможности. Сильными сторонами могут являться длительный положительный опыт работы на рынке, наличие доступа к ресурсам, другие факторы, предоставляющие организации конкурентные преимущества.
Слабыми сторонами считаются те факторы, которые не позволяют организации реализовать поставленные цели и могут существенно увеличить ее уязвимость.
Выделяют пять функциональных сторон организации: исследования и разработки (НИОКР); персонал; маркетинг; производство; финансы. Отдельно выделяется система управления. Анализ может проводиться в текстовой форме, при этом с помощью заголовка в начале абзаца четко выделяется каждый из пунктов. Завершается анализ выводом.
При исследовании НИОКР, проводимых в организации, необходимо охарактеризовать инновационную деятельность организации: наличие проектной базы для разработки новых видов продукции; направления исследований в области развития продукции и существующей технологии; общий объем проводимых исследований, объем финансирования исследований; количество внедренных разработок (усовершенствований) в течение жизненного цикла выпускаемой продукции (технологии); состав подразделений и численность работников, занятых исследованиями.
При анализе персонала необходимо оценить следующие факторы: целенаправленность кадровой политики; систему оценки и продвижения персонала; эффективность действующей системы мотивации; наличие опыта решения нестандартных проблем; размер и структуру выплат работникам организации, текучесть кадров; провести сравнение этих показателей со средними по отрасли.
Анализ маркетинга предусматривает выявление особенностей производимой продукции (качество, дизайн, осуществляемое гарантийное обслуживание, имидж и репутация продукции), ее номенклатуры; характеристику ценовой политики организации; оценку доли рынка; описание каналов распределения, способов организации сбыта, продвижения товаров на рынок; особенности проводимых исследований рынка.
Исследования производственной функциональной зоны ведутся по следующим направлениям: производственные ресурсы; степень интеграции; возможность получения эффекта масштаба; возможность использования кривой опыта; система контроля продукции.
При анализе финансового аспекта рассматриваются следующие факторы: используемые финансовые стратегии; финансовые показатели деятельности организации и тенденции их изменения; источники инвестиций; возможности привлечения финансовых средств; возможности по снижению издержек производства; наличие и эффективность системы учета и контроля издержек; бюджетирование; управленческий учет.
При характеристике системы управления особое внимание нужно обратить на: вид и особенности существующей организационной структуры управления; организацию информационной системы, эффективность системы коммуникаций; принятые в организации процедуры принятия решений, используемые методы обоснования решений; наличие и эффективность системы управления качеством; характеристики системы стратегического управления; особенности организационной культуры; имидж организации.
Потенциально сильными сторонами организации могут быть: компетентность в ключевых вопросах деятельности; высокая репутация организации; адекватность финансовых ресурсов; наличие и качественная проработка функциональных стратегий; наличие экономии на масштабах производства; опыт в разработке новых продуктов и технологий; наличие преимущества по издержкам и/или по качеству; эффективные производственные мощности; высокое качество работы системы управления.
Потенциально слабыми сторонами организации являются: отсутствие стратегических целей; производственные проблемы; отставание в области исследований и разработок; недостаток средств для финансирования проведения стратегических изменений; низкая репутация на рынке; себестоимость продукции более высокая, чем у конкурентов; неудовлетворительная работы системы управления; отсутствие либо недостаток опыта в решении возникающих проблем; неэффективная маркетинговая деятельность.
Полученные результаты анализа функциональных зон организации студенты должны представить в виде списка сильных и слабых сторон организации, упорядоченных по убыванию степени их значимости (табл. 6).
Таблица 6
Сильные и слабые стороны организации
№ п/п
| Сильные стороны
| Слабые стороны
| 1.
|
|
| 2.
|
|
| 3.
|
|
| …
|
|
|
Пример оформления результатов анализа внутренней среды организации представлен в Приложении 2.
Списки слабых и сильных сторон организации, внешних возможностей и угроз используются для формирования матрицы SWOT (табл. 7). В процессе построения матрицы проводится совместное изучение внешней и внутренней среды организации, устанавливаются связи между сильными и слабыми сторонами организации и внешними благоприятными и неблагоприятными факторами. Результаты SWOT-анализа используются при разработке стратегий организации.
Матрица SWOT представляет собой «проблемное поле», по вертикали разделенное на благоприятные и неблагоприятные условия внешней среды (возможности/угрозы), а по горизонтали – на позитивные и негативные внутренние факторы организации (сильные и слабые стороны организации). Каждая проблемная зона матрицы SWOT имеет заголовок, в котором перечисляются соответствующие факторы внутренней и внешней среды (табл. 7). На пересечении блоков в каждой из областей проблемного поля необходимо рассмотреть возможные парные комбинации указанных факторов, выделить те, которые необходимо учесть при разработке стратегии организации, и предложить возможные стратегические действия организации в данных условиях.
Таблица 7
Матрица SWOT
| Благоприятные факторы внешней среды (возможности, opportunities)
1.
2.
3.
...
| Неблагоприятные факторы внешней среды (угрозы, threats)
1.
2.
3.
...
| Сильные стороны (strengths)
1.
2.
3.
...
| I. «Сила и возможности». Использование сильных сторон организации для получения отдачи от возможностей, предоставляемых внешней средой.
| II. «Сила и угрозы». Использование силы организации для устранения угрозы.
| Слабые стороны
(weaknesses)
1.
2.
3.
...
| III. «Слабость и возможности». Преодоление имеющихся в организации слабостей за счет появившихся возможностей.
| IV. «Слабость и угрозы». Действия, направленные одновременно на избавление от собственных слабостей и предотвращение угроз.
|
Результатом построения матрицы SWOT должен стать набор из четырех стратегических альтернатив, учитывающих сильные и слабые стороны организации, а также открывающиеся возможности и потенциальные угрозы. Комплексный анализ среды организации завершается итоговым выводом, отражающим связи между сильными и слабыми сторонами организации, внешними возможностями и угрозами, а также содержит рекомендации по изменению внутренней среды организации в целях ее адаптации.
Пример построения матрицы SWOT см. в Приложении 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|