Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы практической деятельности

ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра биологии с курсами ботаники и экологии

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

БОТАНИКА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (060301, ФАРМАЦИЯ)

ФАКУЛЬТЕТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ

Методические рекомендации

для студентов фармацевтического факультета по разделу: «Учебная полевая практика по ботанике»

060301, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ДЕЛО, 1 курс, 2 семестр

 

Утверждены

на методическом совещании кафедры

от ________________2011г.

Протокол №

Составитель: к.б.н. Масленникова Л.А.

Рецензент: к.б.н. Божко Г.Г.

 

Владивосток 2011

 

 

Содержание

 

1. Введение, цели практики.  
2. Рекомендации по подготовке практики.  
3. Содержание практики.  
4. Тема: Введение в практику.  
5. Типы лесов. Лесная растительность.  
6. Типы лугов. Луговая растительность.  
7. Понятие об интродукции.  
8. Понятие о культивировании растений.  
9. Типы болот. Болотная растительность.  
10. 11. Формы контроля. Примеры тестовых заданий.  

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно учебному плану подготовки провизора, студенты 1-го курса фармацевтического факультета после 2-го семестра проходят учебно-полевую практику по ботанике в течение 12 рабочих дней – 72часа.

Учебная практика по ботанике проводится на учебно-полевой базе Приморской плодово-ягодной опытной станции, г. Владивостока с 15 июня по 28 июня 2012 г.

ЦЕЛИ ПРАКТИКИ

2.1. Общая цель

Углубление и закрепление теоретических знаний по морфологии, систематике, экологии и географии растений, приобретение определенных практических умений и навыков, расширение кругозора в области лекарственных растений, развитие наблюдательности.

2.2. Конкретные цели

По окончании учебной практики студент должен

знать:

o биологические закономерности развития растительного мира;

o основы экологии растений, фитоценологии, геоботаники, географии растений;

o редкие, исчезающие виды растений, занесенные в Красную книгу Приморского края;

o лекарственные растений, произрастающие на базе практики, где проходила практика, их латинские названия, жизненные формы;

o диагностические признаки, необходимые при определении сырья.

уметь:

- проводить морфологическое описание растений;

- проводить геоботаническое описание фитоценозов.

получить практические навыки:

- работы с определителем растений (освоение алгоритма);

- гербаризации растений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИКЕ

Перечень разделов, знание которых

необходимо для практики:

1. Морфология растений.

2. Систематика растений.

3.2. Тестовые задания для самоподготовки к практике

(один или несколько наиболее правильных ответов)

Вводный контроль

1. Листья с расширенными влагалищами характерны для растений семейства:

1 Rosaceae;

2 Valerianaceae;

3 Apiaceae;

4 Brassicaceae;

5 Araliaceae.

2. Узловатые стебли с раструбами являются характерным признаком растений:

1 Brassicaceae;

2 Convallariaceae;

3 Lamiaceae;

4 Berberidaceae;

5 Polygonaceae.

3. Четырехгранный стебель характерен для растений семейства:

1 Polemoniaceae;

2 Elaeagnaceae;

3 Solanaceae;

4 Lamiaceae;

5 Plantaginaceae.

4. Для растений семейства Papaveraceae характерен плод:

1 орешек;

2 коробочка;

3 листовка;

4 крылатка;

5 костянка.

5. Для растений семейства Menyanthaceae характерен лист:

1 пальчатые;

2 тройчатые;

3 яйцевидные;

4 ланцетные;

5 непарноперистосложные.

6. Для растений семейства Lamiaceae характерны цветки:

1 актиноморфные;

2 зигоморфные;

3 асимметричные;

4 циклические;

5 ациклические.

 

Установить соответствие:

 

7-8. Семейство: 1 Polygonaceae 2 Fabaceae Характерный признак-вид плода: А – коробочка; Б – стручок; В – орешек; Г – ягода; Д – боб.  
9-10. Семейство: 1 Brassicaceae 2 Apiaceae   Характерный признак-вид плода: А – стручок; Б – семянка; В – вислоплодник; Г – крылатка; Д – костянка.  
11-12. Семейство: 1 Plantaginaceae 2 Poaceae Характерный признак-вид плода: А – перинарий; Б – коробочка; В – листовка; Г – зерновка; Д – стручочек.
13-14. Семейство: 1 Malvaceae 2 Polemoniaceae Характерный признак: А – плод-регма; Б – листья непарноперистосложные; В – соцветие-корзинка; Г – зигоморфный цветок; Д – четырехгранный стебель  
15-16. Семейство: 1 Asteraceae 2 Rosaceae Характерный признак: А – стебель-соломинка; Б – листья с расширенными влагалищами; В – плод-семянка; Г – соцветие-зонтик; Д – цветок правильный с 5-членным околоцветником.    
17-18. Семейство: 1 Araliaceae 2 Caprifoliaceae Характерный признак: А – соцветие – метелка-зонтик; Б – простые узкие листья; В – жилкование - дуговое; Г – плод-ягода; Д – листья с прилистниками.  
19-20. Растение: 1 Capsulla bursa pastoris 2 Achillea millefolium Семейство: А – Asteraceae; Б – Rosaceae; В – Polygonaceae; Г – Brassicaceae; Д – Menyanthaceae.  
21-22. Растение: 1 Ledum palustre 2 Viburnum opulus Семейство: А – Caprifoliaceae; Б – Ericaceae; В – Malvaceae; Г – Rosaceae; Д – Anacardiaceae.  
23-24. Растение: 1 Tanacetum vulgare 2 Foeniculum vulgare Семейство: А – Genthianaceae; Б – Ranunculaceae; В – Asteraceae; Г – Fabaceae; Д – Apiaceae.

25. Для растений класса однодольных характерна форма листьев:

1. непарноперистосложные;

2. парноперисторассеченные;

3. округлые;

4. ланцетно-линейные;

5. сердцевидные.

26. Для листьев семейства Convallariaceae характерно жилкование:

1 параллельное;

2 дуговидное;

3 перистое;

4 сетчатое;

5 пальчатое.

27. Цветки в соцветии початок с кроющим листом имеет растение семейства:

1 Poaceae;

2 Dioscoreaceae;

3 Araceae;

4 Liliaceae;

5 Amarillidaceae.

28. К подклассу Magnoliidae относится семейство:

1 Solanaceae;

2 Euphorbiaceae;

3 Urticaceae;

4 Schizandraceae;

5 Ranunculaceae.

29. К подклассу Rosidae относится семейство:

1 Dioscoreaceae;

2 Araliaceae;

3 Scrophulariaceae;

4 Ericaceae;

5 Papaveraceae.

30. К подклассу Dilleniidae относится семейство:

1 Betulaceae;

2 Polygonaceae;

3 Brassicaceae;

4 Apiaceae;

5 Lamiaceae.

 

Установить соответствие:

31-32. Порядок: Семейство:
1 Arales 2 Ranunculales А – Berberidaceae; Б – Papaveraceae; В – Nymphaceae; Г – Plantaginaceae; Д – Apiaceae.  
33-34. Порядок: Семейство:
1 Scrophulariaceae 2 Fagales А – Lamiaceae; Б – Betulaceae; В – Fabaceae; Г – Brassicaceae; Д – Plantaginaceae.  
35-36. Класс: Семейство
1 Однодольные 2 Двудольные А – Pinaceae Б – Equisetaceae В – Polipodiaceae Г – Araceae Д – Euphorbiaceae  
37-38. Отдел Растение:
1 Голосеменные 2 Покрытосеменные А – Еquisetum arvense; Б – Huperzia selago; В – Abies sibirica; Г – Laminiria japonica; Д – Ledum palustre.

39. К однодольным относится растение:

1 диоскорея ниппонская;

2 лимонник китайский;

3 хвощ полевой;

4 череда трехраздельная;

5 подорожник большой.

40. К классу двудольные относятся растение:

1 кукуруза обыкновенная;

2 ландыш майский;

3 алоэ древовидное;

4 аир болотный;

5 береза повислая

 

Список литературы

Основная литература

1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. - Санкт-Петербург: СПХФА,2001.- 647 с.

2. Воробьев Д.П. Определитель сосудистых растений окрестностей Владивостока. Л. Наука, 1982. – 253 с.

3. Воробьев Д.П. Определитель сосудистых растений Амурской области и Приморского края. Л. Наука, 1980. – 590 с.

 

Дополнительная литература

1. Анцышкина А.М., Е.И. Баранов, Л.В. Мостова. Ботаника: Руководство по учебной практике для студентов. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – 99 с.

2. Врищ А.Э. и др. Растительный мир Сихотэ-Алиня. – Дальпресс, 2001. – 240 с

3. Ботанико - фармакогностический словарь /Под редакцией Блиновой К.Ф., Яковлева Г.П.-М.: Выс. шк.,1990.- 271 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Содержание работы Количество часов
1. Знакомство с программой, календарным планом, индивидуальным заданием, методикой сбора и гербаризацией растений, приемами геоботанических описаний.
2. Экскурсия в лес. Структура и состав лесных фитоценозов. Изучение лекарственных растений широколиственных, хвойных и смешанных лесов.
3. Экскурсия на луг. Типы лугов, условия их возникновения и развития. Приспособление луговых растений. Лекарственные виды растений луга.
4. Экскурсия на болото. Типы болот, условия их образования и развития. Лекарственные виды болотных растений.
5. Знакомство с прибрежно-водной растительностью. Биологические анатомно-морфологические особенности растений. Лекарственные растения.
6. Экскурсия на участок лекарственных растений. Культурные, сорные и придорожные лекарственные растения.
7. Работа на участке лекарственных растений.
8. Работа в лаборатории.
9. Выполнение индивидуальных тематических заданий.
10. Работа с определителем.
11. Оформление дневника. Сдача материалов практики.
12. Конференция. Зачет.
ИТОГО: 72 часа

Формы практической деятельности

1. Экскурсии в различные растительные сообщества.

2. Определение растений по морфологическим признакам. Работа с определителем растений.

3. Сбор растений для гербаризации, их определение и фиксирование.

4. Монтировка и оформление гербария.

5. Работа на коллекционном участке.

6. Подготовка ботанических экспонатов и наглядных пособий для кафедры.

Для аудиторных и полевых занятий на период летней практики студент должен иметь:

1. папку для сбора растений в полевых условиях;

2. лопатку и копалку;

3. тетрадь для аудиторных записей, в том числе и лекционных;

4. альбом, простой и цветные карандаши для зарисовки, определяемых растений;

5. определитель растений;

6. сетку для сушки гербарных растений.

За время прохождения практики студент должен:

1. провести морфологическое описание не менее 20 растений;

 

2. провести геоботаническое описание 3-х фитоценозов;

3. провести определение не менее 20 «неизвестных» растений с помощью определителя;

4. смонтировать и оформить не менее 20 гербариев (гербарий может быть заменен ботанической коллекцией плодов, стебля, листьев и их метаморфозов, фиксированным образцом и т.п.) и 20 гербарных листов в газетном варианте (каждый гербарный лист должен иметь этикетку).

ТЕМА 1

Введение в практику

Целевые задачи:

Знакомство с целями, задачами и программой практики, с обязанностями в период похождения практики, с ведение и оформлением дневника, с содержанием индивидуальных заданий, с правилами гербаризации растений, с базой практики и техникой безопасности.

Обязанности студента в период прохождения практики

1. Студент в период прохождения практики включается в расписание работы базы практики. Продолжительность рабочего дня студента на практике 6 часов, из которых один час на оформление дневника.

2. Пропуск дней практики, независимо от их причин, компенсируется дополнительной работой путем продления календарных сроков практики.

3. По окончании практики студент сдает своему руководителю отчетные материалы:

-дневник

-индивидуальное задание

4. В конце практики студент обязан сдать зачет руководителю практики.

Невыполнение студентом программы практики, индивидуального задания и получение неудовлетворительной оценки расценивается как невыполнение обязательного этапа учебного плана.

Во время практики каждый студент ведет дневник.

 

Правила ведения и оформления дневника практики

Дневник является официальным документом, который каждый студент должен предоставить по окончании практики. Без дневника практика не засчитывается, точно так же, как неудовлетворительное или несвоевременное его оформление.

Дневник начинается с титульного листа, который оформляется по следующей форме:

Министерство здравоохранения РФ Владивостокский государственный медицинский университет Кафедра биологии ДНЕВНИК Учебной практики по ботанике Студентки (а) 2 курса_____ группы фармацевтического факультета Ф.И.О. Руководитель практики _________________ от университета Время прохождения практики с ______ по _____  

Далее заполняется график работы по форме:

 

Дата Время Краткое содержание работы Подпись руководителя
       

В дневнике отражается работа во время практики, содержание экскурсий, описание растений, фитоценозов.

1. Описание растений (дикорастущих и культивируемых), в том числе лекарственных по плану:

-латинское и русское название растения, семейства;

-морфологическое описание растения с указанием признаков, характерных для данного семейства, рода и вида;

-характеристика место обитания.

Ежедневно необходимо:

1. Описать два – три растения (всего не менее 20 растений за практику).

2. Описание экскурсий.

3. Геоботаническое описание фитоценозов (см. приложение 1).

4. Определение растения по определению (не менее 20 за время практики).

5. Характер и объем работы по уходу за растениями в дендрарии и коллекционном участке.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.