Сделай Сам Свою Работу на 5

Этический аспект свободы журналистики





Определяет правила использования журналистами использования журналистами предоставленной им свободы, в том числе профессиональные самоограничения, которые они принимают на себя добровольно.

Даёт ответы на следующие вопросы:

Как должен вести себя журналист, выполняя свои служебные обязанности?

Что недопустимо для журналиста?

 

Этику создают сами журналисты:

Право и экономика – внешнее регулирование журналистской деятельности.

Этика – саморегулирование журналистской деятельности.

 

Этика общая и профессиональная

Этика – это правила поведения человека в обществе.

Мораль – требования общества к поведению человека.

Нравственность – принятые человеком общественные требования, ставшие его внутренними установками.

 

Две составляющие этики:

Запретительная составляющая – устанавливает недопустимые варианты поведения человека в обществе.

Поощрительная составляющая – устанавливает желательные для общества варианты поведения человека.

 

Писаная этика – зафиксированная в письменных источниках.

Неписаная этика – незафиксированная в письменных источниках.



 

Почему возникает профессиональная этика:

· Требования общей этики распространяется на представителей всех профессий.

· Некоторые профессии имеют повышенное общественное значение.

· Постепенно создается потребность в разработке для таких профессий особых этических норм.

 

Профессиональная этика – это общие принципы и вытекающие из них конкретные нормы и правила поведения профессионала при выполнении им своих обязанностей, которые поддерживаются профессиональным сообществом и общественностью.

 

Особенности профессиональной этики:

· Разрабатываются профессиональными организациями

· Соблюдение контролируется профессиональным сообществом

· Фиксируется в специальных документах (кодексах)

· Не подкреплена принуждением со стороны государства в отличии от права.

 

Этика в журналистике – отражение её свободы.

Журналистская этика имеет реальное значение только в демократическом обществе, поскольку для её применения необходима высокая степень свободы журналистики.



 

Демократия:

· Этика разработана и записана в кодексах

· Этика применяется на практике

· Этичность престижна для журналистов

Авторитаризм:

· Этика не разработана или декларативна

· Этика не применяется на практике

· Этичность безразлична журналистам

 

Разработка этических документов в мире

В отдельных странах – с начала 20 века (1901 г. – Швеция, 1920-е гг. – Франция, США…)

В международном масштабе – с середины 20 века (в русле глобализации после второй мировой войны)

В России – доперестроечное время (документы не разработаны, этика декларативна); постперестроечное время (документы разработаны, действенность этики остаётся проблемной)

 

Субъекты, отношения с которыми регулируется в этических кодексах:

· Аудитория

· Источники информации

· Персонажи произведений

· Авторы

· Коллеги

· Власть

 

Действующий этический кодекс в России

«Кодекс профессиональной этики российского журналиста» - разработан Союзом журналистов России (СЖР), утвержден в 1994 г.

 

Принцип правдивости и объективности

«Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен»

 

Главные этические принципы журналистики:

Правдивость – достоверность журналистской информации на уровне отдельного факта.

Объективность – достоверность журналистской информации на уровне представлений о действительности в целом.

Основные требования правдивости:

Использовать надежные источники информации и указывать их в тексте

Проверять полученную от них фактическую информацию



Корректно отражать факты в тесте, отделять факты от предположений

 

Корректная работа с источником информации:

Критичное отношение к источнику и полученной информации

Использование нескольких источников с разными позициями

Фиксация информации и её сохранение при необходимости

 

Приоритет информации по источникам для журналиста:

1. Получено самим журналистом

2. Получена из документальных источников

3. Получена от других людей

Приоритет информации по источникам по источникам для аудитории

1. Получена из документальных источников

2. Получена от других людей

3. Получена от других людей

 

Факт – информация о чем-либо реально произошедшем в действительности, достоверность которой точно установлена.

Информация о факте:

Достаточно, если отвечает на шесть основных вопросов

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Как?

Кто?

 

Фактоид – предположительная информация, достоверность которой не подтверждена. Использование допустимо, на умеренное и с указанием на вероятностном характере информации.

 

Основные требования объективности:

Отбирать факты по их социальной значимости

Отделять факты от мнений, учитывать другие мнения

Аргументировать мнения с опорой на факты

 

Социальная значимость важнее субъективной привлекательности

Социально значимыми следует считать факты, знать которые объективно важно для аудитории

Недопустимо замалчивать социально значимые факты

Недопустимо подменять социально значимые факты интересными, но незначительными.

 

Соотношения факта и мнения в журналистике

«Комментарии свободны, но факты священны»

Мнения основываются на фактах, а не факты подстраиваются под мнения

Мнения объясняют и оценивают факты, но не искажают их

 

Субъективизм – произвольное обращение с фактами по усмотрению журналиста (абсолютно недопустим, поскольку противоречит сущности журналистики).

Объективизм – стремление полностью исключить влияние личностных факторов на работу с информацией (намного лучше, но реализовать такой подход в полной мере невозможно).

Добросовестная ошибка – нарушение принципа правдивости и объективности не по вине журналиста. Ошибки должны отслеживаться и исправляться.

Принцип правдивости о объективности – соединяет этику и профессионализм

 

9. Тема: Социальный институт журналистики в авторитарном и демократическом обществе

Социальный институт (от лат. учреждение) – организационное оформление жизнедеятельности людей в какой-либо общественной сфере.

Социальный институт функционирует как система организаций, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают реализацию определенного направления человеческой деятельности.

Функционирование социального института регулируется обществом с помощью официальных и неофициальных норм и правил: правовых, этических и др.

Журналистика как институт: организационное оформление:

Редакция СМИ – играют главную роль и осуществляет журналистскую деятельность во все её формах.

Инфраструктура СМИ – играют обслуживающую роль и обеспечивают работу редакций, осуществляя смежные виды деятельности.

Журналистика как институт: социальное регулирование

Правовое – федеральный закон «О СМИ» и другие нормативные акты

Этическое – «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» и другое

Административное – уставы СМИ, должностные инструкции и т.д.

 

Журналистика в авторитарном обществе:

Государство – доминирует

Журналистка – обслуживает государство

 

Журналистика в демократическом обществе:

Государство – сотрудничает

Журналистика – контролирует государство

 

Статус журналистики как социального института:

СМИ в Авторитаризме – не самостоятельный институт, а часть и/ или инструмент государства

СМИ в Демократии – самостоятельный институт и субъекты общественной деятельности

 

Открытый характер журналистики – активно взаимодействует со всеми другими институтами

Социальные типы СМИ

Типы СМИ:

· Государственные

· Частные

· Общественные

 

Государственные СМИ:

Учредитель – государственные органы разного уровня.

Доходы – средства налогоплательщиков + собственные

Позиция – информационная политика в интересах государства

 

Частные СМИ:

Учредитель – негосударственные организации и частные лица.

Доходы – дотации учредителя + собственные.

Позиция – информационная политика независимая и/или в интересах учредителя.

 

Группировка частных СМИ по приоритетным задачам:

Общественно-политические – влияние на общество

Коммерческие – получение прибыли

Другие - другие

 

Роль государственных СМИ в обществе:

· Инструмент государства

· Признак авторитаризма

· Не выражают интересы всего общества

 

Роль частных СМИ в обществе:

· Часть гражданского общества

· Признак демократии

· Не выражают интересы всего общества

 

Общественные СМИ:

Учредитель – попечительский совет

Доходы – средства налогоплательщиков

Позиция – независимая информационная политика в интересах всего общества

 

Как это реализуется?

Представительство всех общественных сил в попечительском совете

Специальный налог

Баланс позиций общественных сил и независимость от государства

 

Социальные типы СМИ в разных обществах

Авторитаризм:

Государственные СМИ

Частные СМИ

Демократия:

Частные СМИ

Общественные СМИ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.