Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция социальной ответственности журналистики





Сущность концепции – свобода журналистской деятельности могут пользоваться все существующие в обществе социальные силы, однако она нуждается в разумном регулировании.

Суммарный характер концепций.

 

Каким должно быть регулирование?

· Минимально необходимым, а не избыточным.

· Исходящим из интересов общества в целом, а не отдельных его субъектов.

· Гибким, способным учитывать актуальное состояние общества и журналистики.

Регулирование обеспечивает баланс интересов Журналистики, Общества, Государства…

Основные составляющие регулирования:

Правовое (внешнее) – устанавливает рамочные (общие и обязательные) нормы.

Этическое (внутреннее) – дает критерии для разрешения более тонких, сложных, неоднозначных ситуаций.

 

Правовое или этическое регулирование: что приоритетно?

Правовое – признак авторитарных тенденций в обществе.

Этическое – признак демократических тенденций в обществе.

 

Историческое формирование концепций:

Авторитарная – с появлением журналистики, формирование абсолютных монархий.

Свобода журналистики – с 18-ого века, буржуазно-демократические революции.



Социальной ответственности журналистики – с середины 20-ого века, рост влияния СМИ в обществе.

 

Ни одна из концепций не утратила актуальности:

Мир – в разных государствах могут реализоваться разные концепции

Страна – в одном государстве могут сосуществовать элементы разных концепции.

Степень д

+ Демократические институты существуют в обществе и закреплены в правовых документах

– Функционируют они не вполне адекватно: сильная власть сочетается со слабым гражданским обществом.

 

Особенности функционирования и регулирования СМИ

Государство активно влияет на СМИ

Правовое регулирование приоритетно

Этическое регулирование работате плохо.

Оппозиционные СМИ есть, но их деятельность ограничивается.

 

 

Жизнь в курином яйце сложна и трудна,

Как гоблина лико страшна,

Как гнома бородка длинна,

Как Лета забвенья полна,

Как

 

 

7. Экономический аспект свободы журналистики

Определяет экономическое возможности использования свободы журналистики различными социальными субъектами.



Отвечает на вопросы:

Какие субъекты экономически способы заниматься журналистской деятельностью?

Как они смогут сформировать бюджет?

Политико-правовой и экономический аспекты:

Правовое закрепление свободы журналистики, безусловно, важно и даже приоритетно…

…Но законные права не могут реализоваться социальными субъектами без соответствующих экономических возможностей

Что приоритетно для реализации свободы журналистики:

Авторитаризм (политико-правовой аспект) – власть решает экономические проблемы близких ей СМИ.

Демократия (экономический аспект) – свои экономические проблемы СМИ приходится решать самим.

 

Бюджет СМИ и его формирование

Экономическая независимость СМИ определяется его бюджетом

Формирование бюджета – результат систематической, непрерывной работы редакции СМИ по поиску источников финансирования и поддержанию взаимодействия с ними.

 

СМИ – это предприятие, бизнес с точки зрения экономики

· Редакция должна иметь средства на осуществление своей деятельности.

· Создание нового СМИ требует финансовых вложений, на самоокупаемость оно может выйти лишь через некоторое время.

· Функционирование СМИ также предполагает расходы, которые должны компенсироваться доходами или из других источников.

 

Бюджет СМИ – это баланс доходов и расходов СМИ.

Экономическая эффективность СМИ: доходы должны соответствовать расходам СМИ, а желательно – превышать их, то есть редакция должна стремиться получать прибыль.

Основные группы расходов:

· Оплата труда редакционного коллектива



· Необходимые условия для работы: помещение, техника и др.

· Расходы на распространение информационного продукта

 

Бюджет СМИ:

· Собственные доходы

· Внешние доходы

 

Доходная часть определяет расходную – соотношение доходов и расходов в бюджете.

Именно источники доходов оказывают определяющее влияние на свободу СМИ – влияние на свободу СМИ.

Собственные вложения

Основные источники собственных доходов:

· Продажа информационного продукта

· Плата за распространение рекламы

 

Продажа информационного продукта:

· Особенности продукта – предназначен для массовой аудитории и должен быть доступен ей финансово.

· Особенности ценообразования – низкая цена (ниже себестоимости) или бесплатное распространение.

· Значение источника – не может быть основным источником доходов при формировании бюджета.

 

Плата за распространение рекламы:

· Что продаётся? – возможность обращения к аудитории, которую собирает СМИ.

· Особенности ценообразования – высока цена (относительно) ввиду востребованности подобных услуг.

· Значение источника – может быть основным источником доходов при формировании бюджета.

В целом, собственные доходы повышают экономическую независимость СМИ, а значит поддерживает его свободу.

Внешние вложения

Источники:

· Государственная поддержка

· Финансирование от учредителя

· Спонсорская поддержка

Государственная поддержка:

Государственные СМИ – полное или частичное финансирование в качестве учредителя – в интересах власти.

Все СМИ – налоговые льготы (на постоянной основе) для всех и социально значимых СМИ; Проектное финансирование (под проект) – для социально значимых СМИ.

Финансирование учредителя:

· Полное или частичное

· Постоянное или непостоянное

· В экономических или политических интересах

Финансирование спонсора:

· Частичное

· Непостоянное

· В политических интересах

 

В целом внешние вложения снижают экономическую независимость СМИ, а значит ограничивает.

 

Проблема повышения экономической независимости СМИ

Финансовую независимость, а значит и свободу СМИ, могут ограничивать не только внешние вложения в бюджет, но и собственные доходы.

Зависимость от аудитории:

Прибыль СМИ увеличивается при увеличении аудитории

Большая аудитория характерна для массовых СМИ

Снижения качества контента СМИ («пожелтение»)

 

Массовые СМИ – снижают качество контента и цену информационного продукта, что позволяет увеличить аудиторию и доходы.

Качественные СМИ – обеспечивают

 

Зависимость от рекламодателей:

СМИ для рекламы выбирают по экономическим критериям.

Однако, могут сыграть роль политические и другие критерии.

Для бюджета СМИ не выгодны конфликты с рекламодателями.

 

Холдинг – это объединение нескольких производств в рамках одного предприятия для повышения экономической эффективности.

Холдинги различных структур:

Горизонтальная – отдельные предприятия сохраняют высокую степень самостоятельности

Вертикальная – предприятия элементы одного целого, подчиненные общему руководству

 

Преимущества и недостатки холдингов

Преимущества:

Перераспределение доходов СМИ

Выпуск сопутствующих товаров и услуг

Медиобизнес + другие виды бизнеса

Недостатки:

Позиция холдинга важнее позиции СМИ

Бизнес важнее журналистики

Монополизация медиарынка

 

Монополизация медиарынка – угроза свободе журналистики:

Холдинги уничтожают или поглощают более мелкие медиапредприятия

На рынке доминируют несколько крупных холдингов

Подавляется конкуренция, нет необходимого разнообразия СМИ.

Антимонопольное регулирование: поддержка разнообразия и конкуренции СМИ на медиарынке.

 

Экономические особенности функционирования

СМИ:

· Избыточное присутствие государства на медиарынке как учредителя и регулятора

· Значительный рынок рекламы при недостаточно сильной и устойчивой экономике.

· Сложность для частных СМИ достигать эффективность без внешней поддержки.

 

ЗЛОБНЫЙ ВОЛЬПЕНТИНГЕР!!!

8. Профессиональная этика журналиста (принцип правдивости и объективности)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.