Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-психологические функции





Коммуникативные функции

Функции:

· Потребность её контрагентов

· Массовая аудитория и Социальные институты

Контрагенты – это те, с кем взаимодействует СМИ.

Техническая роль в системе функций

Они должны поддерживать информационного обмена журналистики и её контрагентов.

Наличие достаточного количества СМИ и достаточное их разнообразие.

Взаимодействие журналистики должно быть интерактивным (обратная связь).

Различие между СМИ (односторонность) и СМК (Средства массовой коммуникации) (интерактивность).

Основные цели коммуникативных средств – завоевать доверие массовой аудитории и авторитет социальных институтов.

 

Идеологические функции

Идеологические функции по Прохорову играют главную роль в системе функций журналистики, так как именно они определяют содержательное наполнение.

Идеология – система идей об оптимальном устройстве общества с точки зрения носителей данной идеологии и способах их достижения.

Идеологические процессы в обществе:

Заидеологизированность – подавляет все остальные идеологии, подчиняет общество и т.д.

Деидеологизация – ослабление влияния идеологии на общество. Реакция на заидеологизированность. Может приобретать и негативный характер, в случае, если общество вовсе лишается любых идеологических ориентиров.



Реидеологизация – возвращение прежней основной идеологии в модернизированном виде.

Переидеологизация – поиск новых идеологических ориентиров.

Конкуренция разных идеологий, в которой одна может доминировать на определенный промежуток времени.

Журналистика принимает активное участие в различных идеологических процессах.

Массовое сознание – совокупность представлений о действительности, носителями которых являются большие социальные группы.

Структура Массового сознания:

· Мировоззрение (миросозерцание).

· Историческое сознание.

· Общественное мнение.

Мировоззрение – представлении о сущностных аспектах действительности, представленные на основе её разумного познания.

Миросозерцание – представления о сущностных аспектах действительности, составленные на основе её чувственного познания.



Историческое сознание (динамичный компонент) – представление о действительности в развитии, о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Общественное мнение – реакция массового сознания на актуальное состояние действительности, которая отражается в совокупности представлений значимых событий, ситуациях, участвующих в них людях, тенденциях и проблемах текущей жизни общества.

Свойства общественного мнения:

· Реактивность – активное реагирование общества на всё что происходит в действительности.

· Плюрализм – разные представления об одних и тех же вещах.

· Синкретичность – соединение рационально-логических и эмоционально-образных знаний.

· Изменчивость – именно изменение общественного мнения.

· Подвижность – представления закрепляются в сознании в глубинных смыслах.

Ориентация массовой аудитории в социальной действительности, участие в формировании массового сознания через воздействие на общественное мнение.

Социальная ориентация:

· Широта

· Глубина

· Адекватность

Журналистика должна развивать и активизировать общественное мнение, тем самым формируя сознательность массовой аудитории.

Сознательность – это уровень развития сознания, то есть представлений о действительности, о себе и о своем месте в действительности.

 

Организаторские функции

Роль в системе функций - продолжение и подкрепление идеологических функций на практике.

Воздействие на Массовое Сознание переходит в воздействие на Социальную Практику.

Основной контрагент – это социальные институты (прямое и опосредованное воздействие)



СМИ и общественное мнение давят на социальные институты.

Прямое воздействие на социальные институты:

· Мониторинг действительности, постановка проблем.

· Экспертиза предлагаемых мер по решению проблем.

· Экспертиза предпринимаемых действий по решению проблем.

Характер воздействия СМИ на социальные институты – убеждающее, консультативное.

Воздействие на социальные институты в основном зависят от компетенции и компетентности СМИ

Компетенция – часть действительности, которую освещает данное СМИ и в рамках которой оно может и должно публично высказывать свои суждения

Основные факторы, которые определяют компетентность – направление и масштаб.

Компетентность – это уровень знаний в сфере своей компетенции, способность глубоко и верно понимать её.

Различие компетентности специалиста и журналиста

Специалист:

+ Глубина

Корпоративные интересы

Журналист:

+ Социальные интересы

Поверхностность

 

Компенсация недостатков компетентности журналиста:

· Привлечение специалистов в качестве экспертов.

· Тематическая специализация и углубление знаний в ней.

Сущность организаторских функций – преобразующее воздействие на социальную практику в целях разрешения общественных проблем и содействия прогрессивному развитию общества.

 

Культуроформирующие функции

Роль в системе функций – расширение воздействия на массовую аудиторию за пределы идеологической сферы.

Культура – это уровень развития общества, отдельных социальных групп и людей, выраженный во всей совокупности созданных человечеством материальных и в первую очередь духовных ценностей, а также в характере и формах взаимоотношений людей в обществе.

Различие близких понятий культуры и цивилизации:

Культура – акцент на духовных ценностях.

Цивилизация – акцент на материально-технических ценностях.

Бескультурье – недостаточный, слишком низкий уровень развития культуры.

Классика – это отбор и закрепление обществом культурных ценностей.

Контркультура – это создание новых ценностей путем отрицания уже признанных, устоявшихся.

Культура имеет творческий созидательный характер.

Носители культурыобщество, социальная группа, человек.

Субкультуракультурные ценности, разделяемые отдельным сообществом людей, в некоторых случаях закрытым или даже противопоставляющим себя другим сообществом.

Сферы культуры:

· Научно-техническая

· Художественная

Уровни культуры:

· Элитарная (подготовленная аудитория)

· Массовая (широкая аудитория)

Особенности современной массовой культуры:

· Коммерческая направленность

· Развлекательный характер

· Доступность

· Снижение качества

Направления реализации культуроформирующих функций:

· Распространение актуальных культурных ценностей

· Анализ значимых явлений и процессов в сфере культуры

· Стимулирование творческой деятельности аудитории.

 

Сущность культуроформирующих функций – удовлетворение культурных запросов массовой аудитории и влияние на формирование культуры общества.

Рекламно-справочные функции

Роль в системе функций – обеспечение прикладного применения журналистики аудиторией.

Сущность рекламно-справочных функций – содействовать аудитории в решении практически значимых, утилитарных задач, в том числе бытового характера.

Рекреативные функции

Роль в системе функций – обеспечение субъективной привлекательности СМИ для аудитории.

Сущность рекреативных функций – способствовать организации досуга, восстановлению сил аудитории для дальнейшего участия в общественной жизни.

Злоупотребление развлекательной информацией приводит к:

Деградация – значительное снижение уровня культурного развития и запросов аудитории.

Эскапизм – уход от действительности в искусственно созданные информационные реальности.

Системное взаимодействие функций журналистики в СМИ:

· Полная реализация – полифункциональной текст.

· Неполная реализация – монофункциональный текст.

 

4. Тема: Психологические функции журналистики по Н.Н. Богомоловой

Социальное предназначение журналистики – информационное обеспечение жизнедеятельности общества и составляющих его людей (индивидов).

Потребности индивида и общества различаются: предлагается выделять не только социальные, но и психологические функции журналистики.

Психологические функции:

Социально-психологические – связь индивида с обществом.

Общепсихологические – личные потребности индивида.

 

Социально-психологические функции

Функция социальной ориентации (Индивид – общество)

Функция социальной идентификации (Индивид – группы)

Функция межличностного контакта (Индивид – индивиды)

Функция самоутверждения (Индивид – он сам)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.