Сделай Сам Свою Работу на 5

Декоративно-прикладное искусство





Подобно тому как голландская живопись вместе с другими пластическими искусствами - архитектурой и скульптурой - занимала свое особое место в европейской художественной культуре 17 века, так и декоративно-прикладное искусство Голландии обладало в определенной мере только ему одному присущими качествами.

В целом работы голландских мебельщиков, ткачей, чеканщиков, стекольщиков и керамистов отмечены достаточно высоким общим уровнем, но произведения очень большой художественной значительности создавались ими не так уж часто. Голландцы шли впереди мастеров остальных европейских стран в другом - в расширении сферы потребителей своего искусства, активно содействуя, в частности, созданию нового типа жилого интерьера. Прежде - а в 17 веке и в других странах - объектом украшения были в первую очередь общественные сооружения, дворцы правителей и вельмож, дома дворян и самых богатых буржуа. В соответствии с назначением и крупным масштабом этих сооружений в их убранстве подчеркивалось прежде всего богатство и великолепие. В странах, где господствующее положение сохранялось за стилевыми формами барокко и классицизма, произведения различных видов прикладного искусства отличались подчеркнуто репрезентативными качествами; большое место среди них занимали художественные работы уникального характера. В противовес этому в Голландии можно было наблюдать процесс своеобразной демократизации тех видов искусств, которые связаны с бытом. Не говоря уже о распространении их в более широких слоях общества, включая бюргерство среднего достатка, нужно отметить смену самого принципа торжественной представительности новым принципом - акцентировкой специфических особенностей повседневного течения жизни голландского бюргера, созданием атмосферы интимности и уюта.



Уже сами небольшие размеры помещений в голландских домах предопределили во многом характер их убранства. В вещах, обставлявших их, в первую очередь учитывались практическая целесообразность и вытекающий отсюда соответственный масштаб и скромность украшений. Применением немногих экономно размещенных предметов мебели, тканых шпалер, светильников, серебряной и фаянсовой декоративной посуды создавался завершенный образец интерьера, в котором функциональные элементы нашли свое простое и естественное художественное выражение. Скромные сами по себе, эти вещи, группируясь в единое целое, создают, однако, по-своему очень выразительный общий ансамбль. Постановка и успешное разрешение проблемы оформления частного жилища в новых исторических условиях - в городах первой буржуазной республики - было важным завоеванием голландской культуры, во многом предвосхитившим художественные решения аналогичных проблем в последующие эпохи.



Новые запросы общества стимулировали соответствующее развитие отдельных видов прикладного искусства. В первую очередь это относится к фаянсу, производство которого получило широкий размах. Из других видов следует выделить мебель, декоративные ткани, чеканные изделия из благородных металлов и стекло.

Голландская мебель 17 в. отличается преобладанием простых форм. В некоторых типах изделий - массивных шкафах и столах - еще заметна связь с формами мебели эпохи Ренессанса. С течением времени собственно стилевые элементы в голландской мебели подчеркиваются в меньшей мере; мотивы, типичные для барокко и классицизма, вводятся очень сдержанно, формы становятся более легкими, простыми и целесообразными. Особое место в этой отрасли прикладного искусства занимают проповеднические кафедры в церквах. Украшенные резными фигурами и сложными рельефными композициями, такие кафедры представляли собой капитальные художественные произведения (например, кафедра Новой церкви в Амстердаме, ок. 1650).




Шкаф. 1689. Дуб, палисандр. Амстердам. Рейксмузей

В производстве тканых шпалер обращает на себя внимание расширение сюжетных мотивов, связанное с особенностями голландской живописи 17 в. Здесь можно встретить охотничьи сцены (шпалера по рисунку К. ван Мандера, 1619, в собрании шведского короля в Стокгольме), фантастические лесные ландшафты (шпалера по эскизу А. Барта, ок. 1700, в амстердамском Рейксмузее), морские пейзажи и даже изображения морских битв ("Битва при Лилло" по рисунку де Махта, 1595, частное собрание). В тканых скатертях применялись орнаментальные и геральдические мотивы. Красивой орнаментикой отличались книжные переплеты из тисненой кожи.

Большого подъема достигло в Голландии производство чеканных изделий из благородных металлов. В этой области голландские мастера принадлежали к числу лучших художников Европы. Их работы несколько выпадают из общей направленности голландского прикладного искусства: здесь часто создавались уникальные по своему характеру богато украшенные изделия - серебряные вазы, кувшины, блюда, кубки, светильники. В них широко применялись статуарные или рельефные изображения обнаженных фигур, свидетельствующие о большом пластическом даре и незаурядном мастерстве исполнителей. Сами формы предметов нередко отличались сложностью и прихотливостью, разнообразием и остроумием композиционных решений. Крупнейшим мастером начала 17 в. был работавший также в других странах Европы Пауль ван Вианен (ок. 1570 - 1613), который в своих многочисленных изображениях обнаженных фигур выступает как блестяще одаренный скульптор (золотой кубок 1610 г., блюдо и кувшин 1613 г.). Его брат Адам ван Вианен (ок. 1569 - 1627) большее внимание в своих изделиях уделял орнаментальным мотивам. В произведениях мастеров середины 17 столетия фигурный элемент выражен в меньшей степени; на первом плане у них красота и изысканность линий и богатство украшений. Крупнейшим мастером этого периода был Ян Лютма (1585 - 1669), автор эффектных, динамичных по очертаниям ваз и кубков (кувшин 1647 г. и умывальный прибор 1665 г. в амстердамском Рейксмузее). Иногда серебряные сосуды вместо рельефа покрывались гравированным орнаментом и фигурными композициями, например кубок 1668 г. с изображением на тему военной экспедиции голландского флота в Чатам (Амстердам, Рейксмузей).


Серебряное блюдо с изображением евангельских сцен. Работы Лукаса Драфа. 1660. Моордрехт, Протестантская церковь


Герб гаагской гильдии виноторговцев. Работы X. ван Гюлика. 1680. Чеканка по серебру. Гаага, Городской музей

Изделия голландского художественного стекла 17 в. по своему характеру близки к немецкому стеклу того же времени. Основной областью работы голландских мастеров была посуда. Как и в Германии, наиболее популярной формой был так называемый ремер - кубок в виде чаши тонкого стекла на массивной, покрытой неровными выступами цилиндрической ножке; широко применялись бокалы разных форм и круглые фляги с вытянутым горлом. В качестве отклика на общеевропейскую моду изготовлялись в венецианской манере сосуды тонкого стекла сложных и прихотливых форм. Стекло в Голландии применялось бесцветное и тонированное в темные оттенки. Сосуды часто покрывались фигурными и орнаментальными изображениями; распространены были гербы и надписи с затейливыми вензелями. Изображения наносились на стекло гравировкой или эмалевыми красками.


Ремер с гравированным изображением морской битвы. 1644. Амстердам, Рейксмузей

Как указывалось выше, наибольшего успеха голландское прикладное искусство достигло в производстве фаянса. В голландском фаянсе применялась полихромная роспись, но чаще - однокрасочная подглазурная роспись кобальтом, дающая после обжига красивый синий тон. Способ этот восходит к технике китайского фарфора, вообще оказавшего сильное воздействие на европейскую керамику 17 - 18 веков.

В Голландии были распространены два рода фаянсовых изделий - изразцы и посуда. Чрезвычайно популярные у голландцев, расписные изразцы изготовлялись во многих городах, в том числе в Роттердаме, Гауде и на севере страны. Изразцы применялись в интерьерах домов в виде стенных панелей, а также для облицовки плинтусов и печей. Сюжетно-тематический репертуар изображений на изразцах очень обширен. В сочетании с разнообразными декоративными элементами здесь встречаются аллегорические и мифологические образы; сцены и отдельные персонажи жанрового характера, фантастические и реальные пейзажные мотивы. В композиционном отношении каждый изразец либо представлял собой законченное целое, и тогда составленная из них панель производила в основном орнаментально-декоративный эффект, либо из множества изразцов составлялось единое изображение, нередко образующее собой фигурно-пластический мотив. Прекрасным примером последнего может служить монументальное изображение женщины с соколом на изразцовой панели (ок. 1640, музей Бойманс-ван Бейнинген в Роттердаме). Были распространены также повествовательные композиции - например, панно с изображением битвы голландского и французского флота (ок. 1695, в Дельфтском музее). Часто встречаются мотивы в виде декоративных вазонов и пейзажей.


Дельфтский фаянс. Кувшин. 1680 - 1692. Амстердам, Рейксмузей


Дельфтский фаянс. Декоративное изразцовое панно. Ок. 1700. Амстердам, Рейксмузей

Производством фаянсовой посуды славились мастерские Дельфта. Расцвет дельфтского фаянса относится ко времени между 1680 и 1740 гг. Типы фаянсовых изделий были очень многочисленны; это разнообразных форм и размеров вазы, блюда, кувшины, канделябры, предметы столового гарнитура. Как в формах сосудов, в их архитектонике, так и в их росписи заметно явное влияние китайского фарфора, доходящее до прямого заимствования. Вазы, например, выделялись характерным текучим контуром, контрастным сопоставлением расширенных и суженных частей, применением сложных перехватов. В роспись вводились также мотивы, почерпнутые из китайской керамики - фигуры, пейзажи, фантастические птицы и растения, цветы, разного рода декоративные элементы; композиция росписи отличалась свободой и динамичностью. Китаизированные формы часто усложнялись нововведением - ребристой поверхностью сосудов или выступами наподобие лепных. Но при всех этих подражательных моментах работы дельфтских мастеров не производят впечатления имитации, - они обладают своей особой выразительностью. Технические особенности фаянса - его фактура, характер глазури, специфический цветовой тон- сообщают мотивам, заимствованным из китайского фарфора, иное, измененное звучание, и в целом дельфтскому фаянсу присуща большая художественная привлекательность. В Дельфте изготовлялись также фаянсовые изделия в традиционных формах европейской керамики, но они пользовались меньшей популярностью.

Подводя итог характеристике прикладного искусства Голландии, можно заключить, что в своих основных особенностях этот вид искусства представляет неотъемлемую часть всей голландской художественной культуры 17 столетия, поскольку он несет в себе отражение ее главных специфических качеств.

 

Краткая библиография

Общие работы

Kunstgeschiedenis der Nederlanden onder red. van H. E. van Gelder en J. Duverger, deel 2, Utrecht - Antwerpen, 1955.

Rosenberg J, Slive S., Kuile E. H., Dutch art and architecture 1600 to 1800, Hamondsworth, 1966.

 

Архитектура

Galland G., Geschichte der holländischen Baukunst und Bildnerei im Zeitalter der Renaissance, der nationalen Blüte und des Klassizismus, Frankfurt a/M. 1890.

Fockema Andreae S. J., Теr Kuile E. H., Hekker R. C. S. e. a. Duisend jaar bouwen in Nederland, deel 2, Amsterdam, 1957.

 

Литература по отдельным художникам

Франс Хальс

Вольская В., Франс Хальс, М.- Л., 1937.

Ройтенберг О., Гальс, М., 1957.

Сененко М., Франс Хальс, М., 1965.

Линник И., Франс Хальс [Альбом], М., 1967.

Dulberg F., Frans Hals, Stuttgart, 1930.

Valentiner W. R., Frans Hals, Berlin und Leipzig, 1923 (Klassiker der Kunst).

Trivas N. S., Frans Hals, Paris, 1949.

 

Рембрандт

Невежина В. М., Рембрандт, М.-Л., 1935.

Доброклонский М. В., Рембрандт, Л., 1937.

Рембрандт ван Рейн [Альбом], сост. В. Ф. Левинсон-Лессинг, вст. статья И. Линник, М., 1956.

Valentiner W. R., Rembrandt. Des Meisters Gemälde, Stuttgart - Berlin - Leipzig, 3 Bde, 1908 1923 (Klassiker der Kunst).

Singer H. W., Rembrandt. Des Meisters Radierungen, Stuttgart - Leipzig, 1910 (Klassiker der Kunst).

Neumann C., Rembrandt, Bd 1 2, München, 1922.

Weisbach W., Rembrandt, Berlin und Leipzig, 1926.

Valentiner W. R., Rembrandt. Des Meisters Handzeichnungen, Stuttgart Leipzig, 1934 (Klassiker der Kunst).

Hamann R., Rembrandt, Potsdam, 1948.

Rosenberg J., Rembrandt, v. 1- -2, Cambridge (Mass.), 1948.

Slive S., Rembrandt and his critics. 1630-1730, The Hague, 1953.

Benesch O. [ed.], The drawings of Rembrandt, catalogue, v. 1-6, London, 1954-1957.

Knuttel W., Rembrandt, Amsterdam, 1956.

Benesch O., Rembrandt, Geneve, 1957.

Gerson H., Rembrandt paintings, Amsterdam, 1968.

 

Ян Bepmeep Дельфтский

Лазарев В., Ян Вермеер Дельфтский, М., 1933.

Ротенберг Е., Ян Вермеер Дельфтский [Альбом], М., 1964.

Hofstede de Croot С., Jan Vermeer en Carel Fabritius, Den Haag, 1907.

Plietzsch E., Vermeer van Delft, München, 1939.

Vries A. B. de, Jan Vermeer van Delft, Amsterdam, 1948.

Swillens P. T. A., Johannes Vermeer, Utrecht-Brüssel, 1950.

Goldscheider L., Jan Vermeer, London, 1958.

Конради В., Якоб ван Рейсдаль, М., 1935.

Цырлин И., Питер де Хоох, М., 1955.

Кузнецов Ю., Картины Яна Стена в Государственном Эрмитаже. - "Ежегодник Института истории искусств Академии наук СССР", М., 1957.

Кузнецов Ю. И., Адриан ван Остаде [каталог-путеводитель к выставке], Л., 1960.

Valentiner W. R., Pieter de Hooch, Stuttgart - Berlin - Leipzig, 1929 (Klassiker der Kunst).

Rosenberg J., Yacob van Ruysdael, Berlin, 1928.

Simon K., Jacob van Ruysdael, Berlin, 1930.

Schuurmann К. Е., Carel Fabritius, Amsterdam [б. г.]

Plietzsch E., Gerard Terborch, Wien, 1944.

Collins L. G., Hercules Seghers, London, 1953.

Martin W., Jan Steen, Amsterdam, 1954.

Manke J., Emanuel de Witte, Amsterdam, 1963.

 

 

Прикладное искусство

Jonge С. Н. de, Holländische Möbel-und Raumkunst von 1650 - 1780, s'Gravenhage [б. г.].

Isselstein G. T. van, Geschiedenis der tapijtwerijen in de Noordelijke Nederlanden, deel 1-2, Leiden, 1936.

Jonge C. H, de, Oudnederlandsche majolica en Delfts aardewerk, Amsterdam, 1947.

Frederiks J. W., Dutch silver, v. 1-3, The Hague, 1952-1960.

Gelder H. E. van, Glas en keramick, Utrecht, 1955.

Fourest H. P., Les faiences de Delft, Paris, 1957.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.