ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТВОРЧЕСТВО. ПРОЦЕССЫ ОЩУЩЕНИЯ
Когнитивные теории творчества рассматривают познавательные процессы — восприятия, памяти и мышления — ведущими в творческих способностях. Полученный материал с помощью ощущений и восприятия перерабатывается в мозге, который формирует новую, внутреннюю, психологическую реальность, живущую по своим законам, в том числе способную к интеллектуальному познанию реальности, окружающей человека. Интеллектуальное познание позволяет открывать законы и сущности предметов и явлений реальности, недоступные для непосредственного, чувственного анализа.
61
Давайте посмотрим, как названные закономерности находят отражение в изобразительной деятельности. Начнём с такой закономерности восприятия как целостность. Целостность зрительного восприятия необходима для всякого реалистического изображения, начиная от минутного наброска с натуры и, кончая законченной картиной. Н.Н. Ге по этому поводу писал: "Никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего. Т.е. вы рисуете не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, а какую роль играет нос на лице, ухо и т.д. Всякий раз, когда рисуете часть, рисуете её в смысле с общим».
Если художник, изображая какой-нибудь конкретный предмет, наряду с правильной передачей в рисунке пространственного положения, конструкции, пропорций предмета не сумел передать материал, фактуру (плотность, гладкость, шероховатость и т.п.), то происходит нарушение ассоциации разных ощущений. То есть изображение не даёт полного представления об изображаемом объекте. Умение цельно видеть и выражать эту цельность – одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности.
Следующая закономерность - осмысленность. Осмысленность - характерная черта любого восприятия человека. Осмысленность восприятия достигается посредством мыслительной деятельности, что свидетельствует о неразрывной связи процесса восприятия и мышления.
Началом осмысливания предметов и явлений служит их узнавание, которое предполагает умение выделять из общей суммы признаков некоторые наиболее характерные, устанавливать между ними систему связей и запоминать их. Особенно это характерно для многозначных сложных изображений.
В процессе осмысливания явлений большую роль играет слово, позволяющее устанавливать эти связи. Под действием, слова происходит изменение восприятия в сторону полноты и глубины. Этот факт широко используется в изобразительной деятельности. Например, в придумывании названия картины.
С этой же целью художники стремятся особенно четко ярко раскрыть содержание центра композиции, как правило, несущего на себе функцию главного центра изображенного действия, события, явления и т.п. Этим объясняется и то, что в композиции дальние объекты, хотя и имеют часто смутные очертания, изображаются такими изобразительными средствами (характерным сочетанием линий, цветовых пятен и т.п.), которые позволяют наиболее быстро узнать изображенное и не концентрировать на них свое внимание).
В изобразительной деятельности особое значение приобретает такая закономерность восприятия как апперцепция. Апперцепция восприятия определяется влиянием опыта, знаний, интересов, установок и т.д., а значит разными условиями жизни, воспитания и обучения. Различают апперцепцию постоянную и непостоянную.
Непостоянная или временная апперцепция может образовываться в результате случайных, быстроизменяющихся условий, таких, как, например, эмоциональные состояния человека, предшествующие восприятию и др. Постоянная устойчивая апперцепция обычно образуется в ходе продолжительной практики человека. По такому принципу образуется профессиональная апперцепция, когда человек много
восприятие предметов и явлений окружающего мира;
восприятие человека человеком;
восприятие времени;
восприятие движений;
восприятие пространства;
восприятие вида деятельности.
Восприятия времени, движений и пространства — это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный — краткосрочный, большой — маленький, высокий — низкий, далекий — близкий, быстрый — медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художественное, техническое, музыкальное и т.д.
Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (восприятие собственных мыслей и чувств).
По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными.
Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.
Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.
Ощущение и восприятие — процессы, остроту которых можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных упражнений. Развитие восприятия имеет большое значение для любой творческой деятельности.
Восприятие в творческой деятельности. Основным источниками наших знаний является познавательная сфера. В психологии выделяют два уровня, на которых осуществляется отражение мира человеком.
Первый уровень – чувственный, непосредственный. В нем участвуют такие процессы как ощущения и восприятие. Второй уровень - опосредованный, обобщенный. Он включает в себя мышление, речь и воображение. Кроме того, эти два уровня отражения обслуживают еще два процесса: это внимание и память. Все названные процессы, хотя их и рассматривают раздельно, представляют собой диалектическое единство.
В числе названных процессов важнейшее место занимает такой психический процесс как восприятие. В процесс восприятия наряду с ощущениями, включается прошлый опыт, фиксирующийся памятью. В него входит также мышление и воображение. Восприятие по своей структуре неоднородно.
Восприятие как и любой другой психический процесс, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются: целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность. Проявления названных закономерностей обусловлено как физиологическими, так и психологическими механизмами. В качестве физиологических механизмов выступают движения и усилия мышц всего тела, напряжение глаз и т д., которые запоминаются, а затем выступают в качестве эталона при повторных восприятиях тех же объектов.
Психологические механизмы - это установки, потребности, интересы, знания и т.д.
Кроме того, существует особое, творческое познание, когда через изменения, экспериментирование раскрываются сущность и потенциальные возможности предметов, явлений, возможности их выполнять новые функции.
Творческое познание включает все его формы — чувственное познание, интеллектуально-логическое и творческое.
Чувственное познание базируется на процессах ощущения и восприятия, которые связаны с деятельностью одних и тех же анализаторов, направленных на контакт с внешней средой. Ощущения отражают действительность во всех ее отдельных и конкретных качествах и свойствах, которые интегрируются затем в целостный образ воспринимаемого предмета.
Интеллектуальное познание необходимо для проникновения в сущность явлений и событий, которые не поддаются чувственному восприятию. В основе интеллектуального познания лежат память, логическое мышление и те операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые являются инструментами познания.
Творческое познание характеризуется направленным исследованием природы неизвестных, непонятных, новых явлений в природе и обществе. Оно соответствует трехфазной структуре творческого процесса, начинается с фиксации объекта познания, включения поисковой активности, использования результатов исследования в деятельности.
Творческое познание базируется на знании прошлого, виденье настоящего и предвиденье будущего. На основе прошлого и настоящего приходит познание потребного будущего. В творческом познании, таким образом, интегрируются все познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, воображение и мышление. Существующие когнитивные теории творчества, ставят на первое место все перечисленные познавательные процессы в структуре творческих способностей. Все перечисленные процессы развиваемы в направленной деятельности. Важной единицей отражения, имеющей первостепенное значение, является ощущение.
Процесс ощущения. Ощущение это психический процесс, имеющий свою структуру, функции и механизмы. Ощущения отражают отдель-ные конкретные качества, стороны и свойства предметов и состояние внутренних органов. Ощущения делятся на три основных группы по своему происхождению. Экстероцептивные, или реагирующие на внешние раздражители. Они в свою очередь делятся на дистантные — зри-тельные, слуховые, обонятельные и контактные, то есть те, которые возникают при непосредственном воздействии на рецепторы. Интероцеп-тивные — реагирующие на воздействия внутренней среды — чувство голода, жажды и пр. состояния организма, включая болезненные состояния. Проприоцептивные,отражающие состояния мышечной системы. Для каждого из вида ощущений существует специфический анализатор, пред-ставляющий собой целостный аппарат, состоящий из разных нейронных образований, выполняющих свою, специфическую функцию.
Все анализаторы построены по единому структурному принципу и они подчиняются общим законам и механизмам протекания. Прежде всего, ана-
лизаторы работают по принципу «воронки», когда рецепторы воспринимают большое количество раздражителей, из которых только часть прорывается в сознание. Раздражители, которые по своей физической силе уступают дорогу в сознание более сильным, называются субсенсорными, неосознаваемыми. Однако они играют большую роль в общей эмоциональной оценке воспринимаемого.
Ощущение подчиняются закону силы: если внешние раздражители растут в геометрической прогрессии, то наши ощущения — в арифметической. Идет своеобразная борьба раздражителей по силе. Сильный подавляет еще больше слабые ощущения, оставляя им поле действия в подсознании и эмоциональной сфере. Помимо силы раздражителя, реакции находятся в зависимости от чувствительности рецептора, которая определяется минимальной величиной, при которой возникает реакция возбуждения. Эта величина называется порогом чувствительности. То же самое относится и к различительной чувствитель-ности. Порог различения относится как к изменению раздражителя, так и к минимальному различию между двумя раздражителями.
И та и другая чувствительность изменяема в сторону повышения и снижения, адаптации к повторяющимся раздражителям. Так, при переходе от света к темноте чувствительность увеличивается в 200 тысяч раз.
Кроме того, происходит синестезия — слияние ощущений в некоторый «обобщенный образ», когда происходит объединение продуктов анализатор-ных систем в единый эмоционально окрашенный образ. Например, звук окрашивается в цвет (это свойство можно наблюдать в творчестве таких композиторов, как А.Н.Скрябин, Н.А. Римский-Корсаков), связываются с ощущением тепла или холода. Эта синестезия проявляется в определе-ниях типа «кричащий цвет», «острый штрих», «мягкий юмор» и т. п.
В случае блокады всех анализаторных систем (в том числе и кожного) человек погружается в сон, как и животное с удаленной корой. Основными функциями ощущений являются:
Первая функция — обеспечение полноты отражения. Этот процесс образно можно сравнить с игрой на фортепьяно, где каждая нота имеет свое звучание, но вместе с другими звуками она участвует в создании некоторого целостного музыкального произведения.
Вторая функция — сигнальная. Ощущения наиболее чувствительны к изменениям и появлению нового в целостном объекте. На этом принципе базируется и интуиция, улавливающая изменения в состоянии близких или сущность малознакомого человека, опасность ситуации и симпатии или антипатии к людям.
Третья функция — адаптация к среде. Эта адаптация проявляется в разных вариантах: изменение чувствительности в темноте, существование ночного и дневного зрения. Адаптация к значимым для жизни или деятельности раздражителям.
Все функции ощущений связаны с творчеством при достаточном их разви-тии. Для художественного творчества, например, наиболее существенной является высокая
абсолютная и различительная чувствительность зрительного анализатора. Развитая способность к субсенсорным раздражителям, умение передать все оттенки одного и того же цвета, микродвижений в положении головы, тела, рук, в выражении глаз и губ, являются главными в передаче образа человека, создают то волшебство для зрителя в произведениях великих мастеров, которое делают их вечными. Известно, что искусство часто определяется этими нюансами.
Кроме чувствительности к деталям, анализаторы синтезируют раздражители, вызывая целостный образ, вызывающий новое ощущение. Принцип работы анализаторов, в соединении с центральной переработкой в целостный образ, является модельюестественного,(неосознаваемого) психологического творчества. Эту функцию выполняет такой процесс как восприятие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|