Сделай Сам Свою Работу на 5

ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВ





 

Воображение, как подчёркивал Л.С. Выготкий, – это деятельность (психическая), направленная на создание нового образа, в процессе которой используются различные действия (анализ, абстрагирование, синтез) и операции (агглютинация и др.). Современное психологическое экспериментирование в области творчества основывается на представлении о том, что оно является конгломератом множества когнитивных процессов.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы вооб­ражения состоят в мыслительном разложении исходных представле­ний на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический ха­рактер

Приемы воображения.Преобразования действительности в воображении осуществляется с помощью различных приемов: комбинирования, акцентуирования, типизации и др.

Комбинированиепредставляет собой сочетание уже полученных в опыте образов, их элементов в новых, необычных комбинациях. Комбинирование – это не



Можно ли развить это чувство? По сей день психология не может дать ответа на этот вопрос.

   Так или иначе, эстетическое чувство играет роль своеобразного фильтра, отсеивающего неправильные комбинации идей. Если такого фильтра нет, то математические задачи не могут решаться, и человек не способен стать математиком-творцом.

   В известном смысле математическое творчество сходно с поэтичес-ким. Стихотворение не приходит в голову поэта целиком, чаще всего - это лишь строчка, возникшая словно из подсознания. Потом один за другим следуют периоды сознательной и бессознательной работы, пока поэтический фильтр не отсеет неправильные (некрасивые) комбинации слов и на бумагу не лягут нетленные строки. Впрочем, у математиков на сей счет особое мнение. Показательны слова известного математика Давида Гильберта об одном из своих учеников: «Он стал поэтом - для математики у него не хватило вообра-жения».



   Что же касается собственно инсайта, то в психологический лексикон его ввел один из представителей гештальтпсихологии - Вольфганг Кёлер. В его классической работе «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (1927) понятие инсайта было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок. Впоследствии представителями той же школы М.Вертгеймером и К.Дункером данное понятие было применено также к описа-нию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставляемый другим интеллектуальным операциям.

В опытах Кёлера инсайт был описан как внезапное постижение взаимосвязей между кажущимися не связанными между собою элементами перцептивного поля, построение из них некоей «хорошей формы». Типичным примером является эксперимент по усмотрению шимпанзе целостной ситу-ации, способствующей продуктивному решению. Животное помещалось в клетку, за пределами которой на недоступном расстоянии располагался соблазнительный банан. Дотянуться до него лапой было невозможно. Но это становилось возможно проделать с использованием орудия - палки. Задача решалась легко, если палка помещалась за пределами клетки неподалеку от банана в досягаемости для обезьяны. Помещение такой же палки внутрь клетки усложняло задачу - палка долго не рассматривалась как элемент, принадлежащий целостной ситуации. Но в итоге посредством инсайта и эта задача находила решение. Животным удавалось решать и еще более сложную задачу, в которой орудие требовалось создать - дотянувшись до одной палки, с ее помощью достать другую, а потом скомбинировать их в одно длинное орудие. Для достижения результата животным необходимо было усмотреть новый вид взаимосвязи двух коротких палок. Согласно отчетам Кёлера, и эта задача оказывалась для шимпанзе выполнима.



   

Разумеется, проблемы, стоящие перед человеком, неизмеримо сложнее, и для их успешного решения требуется усмотрение гораздо более тонких взаимосвязей. Однако, по мнению гештальтистов, в целом механизм усмотрения тот же самый - выбор «красивой» (вспомним чувственный опыт Пуанкаре) структуры, отвечающей требованиям задачи. Такой выбор осущест-вляется безотчетно, осознается внезапно и производит впечатление беспричинного и случайного просветления, озарения.

  По мнению представителей самых разных психотерапевтических школ, в результате инсайта происходит постижение неосознанных мотивов и причин патологического поведения, что признается важным шагом к выздоровлению. Понятно, что термин нашел широкое применение и в такой сфере, как психо-анализ (ныне он фигурирует в большинстве психоаналитических словарей в сугубо специфическом значении). Здесь состояние инсайта соотносится со своего рода прозрением, основанным на постижении смысла бессознательных процессов и сил, действующих в глубинах психики. Подобное состояние достигается в процессе аналитической терапии и позволяет пациенту радикально пересмотреть превалирующий в его жизни образ мышления и действия.

   В середине XX в. в психоаналитической литературе развернулась дискуссия по вопросам инсайта, послужившая толчком к выявлению механизмов его возникновения и той роли, которую он играет в процессе аналитической терапии. Это нашло свое отражение, в частности, в статьях Дж.Рихвельда «Анализ концепции инсайта», У.Сильверберга «Отыгрывание и инсайт: проблема психоаналитической техники», Э.Криса «О проблемах достижения инсайта в психоанализе». О роли инсайта высказывались разные мнения. Одни психоаналитики (Ф.Александер, Т.Френч) полагали, что инсайт является не лечебным фактором, а признаком лечения. Другие (Э.Крис) не разделяют подобную точку зрения и считают, что инсайт не может проявляться без других динамических изменений, но без него терапия носит ограниченный характер и не имеет отношения к психоанализу.

   Психотерапевты иных ориентации также используют понятие инсайта в своих теоретических построениях. В рационально-эмоциональной и когнитивной терапии инсайт рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое клиент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям. Даже по мнению сторонников личностно ориентированной психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие инсайта, нового понимания прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения.

   Как видим, только из трактовок одного этого понятия можно построить обширный очерк психологической науки, охгатывающий практически все ее важнейшие направления и школы.

форме. Так С. Л. Рубинштейн полагал, что «особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Однако художественное воображение имеет место и в абстрактной живописи, главным критерием которой является как раз нарушение реальности. Но такая живопись, по мнению С. Л. Рубинштейна, требует меньшей силы воображения. Он полагал, что чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение.

Но это не значит, пишет он, что соблюдение реальности связано с фотографическим ее копированием. Задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник (а видит он иначе, чем обычные люди). Даже в портрете художник не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое, в результате чего дается более верная, более глубинная характеристика человека.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения

Живописец Мартини всегда видел перед собой картины, которые писал, так что однажды, когда кто-то встал между ним и тем местом, где представлялось ему изображение, он попросил этого человека посторониться, потому что для него невозможно было продолжать копирование, пока существовавший лишь в его воображении оригинал был закрыт (Ломброзо Ч., 2006)

У людей творческих представляемые образы могут достигать небывалой яркости… Левитан большинство летних пейзажей писал зимой, воссоздавая их зрительно по отдельным наброскам.

Римский-Корсаков, сочиняя музыку, мысленно видел картины природы в полном богатстве красок и со всеми тончайшими оттенками цвета. Поэтому его музыка отличается такой живописностью. Возникавшие у него зрительные образы были столь же яркими, как и слуховые.

Ф. И. Шаляпин говорил, что певца, у которого нет воображения, ничто не спасет от творческого бессилия – ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура. Воображение дает роли самую жизнь и содержание. Воображение необходимо не только в художественном творчестве, но и в науке, например в такой, казалось бы, строго ограниченной правилами науке, как математика. Недаром немецкий математик Д. Гильберт сказал об одном незадачливом ученике: «Он стал

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, пред­полагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъем­лемой стороной технического, художественного и иного творче­ства.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изу­чении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризует­ся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассив­ное воображение может быть преднамеренным и непреднамерен­ным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную воз­можность уйти от действительности.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в по­лудремотном состоянии, во сне. Воображение может проявляться в разных формах.

Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направ­ленных на преобразование действительности, являются мечты.

Мечты— отодвинутые во времени желания. От грез мечты отли­чаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы.

Однако воображение может выступать и как замена деятельно­сти, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в об­ласть фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимы­ми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют ком­пенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жиз­ни получает то, чего ему недостает в реальности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имею­щим почти никакой связи с действительностью. Если грезы мож­но считать вполне нормальным психическим состоянием, то гал­люцинации обычно являются результатом тех или иных наруше­ний психики или работы организма и сопровождают многие бо­лезненные состояния.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе, но особенно велико его значение в художественном творчестве, так как всякое художественное произведение выражает свое содержание в конкретно-образной

17. ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОДУКТ

Каждый вид творчества имеет свой конкретный продукт. Критерии творчества в изобразительном искусст­ве особенно тонки и разнообразны. В них на равных участвуют знания конкретной специфики художе­ственного творчества, понимание законов общения со зрителем, стремление к совершенствованию личност­ных образований.

Условно все виды продуктов можно подразделить в соответствии с основной направленностью мысли­тельного творческого поиска: на познание скрытых закономерностей, нахождение способов лучшей адаптации к среде, создание новых материальных и духов­ных объектов.

Отсюда основными продуктами творчества явля­ются:

- открытия на всех уровнях, от всеобщих закономер­ностей существования материи до открытия про­явления всеобщего в конкретном;

- изобретения, направленные на совершенствование способов адаптации к среде как через орудия тру­да, так и посредством нахождения оптимальных способов организации деятельности, взаимодей­ствий между людьми, воздействий на них;

- создание новой формы материи, начиная с матери­алов, типа металлов, и кончая произведением ис­кусства.

Художественное произведение должно содержать все перечисленные «продукты творчества». Если проанализировать смысл открытий, сделан­ные человечеством, можно заметить, что почти все они связаны с установлением связи, взаимодействия, взаи­мозависимости явлений, отражающими их сущность. Открытие как продукт творчества касается некоторых скрытых от непосредственного наблюдения закономер­ностей. Например, взаимосвязь между появлением тем­ных облаков и дождем может увидеть каждый, а слия­ние водорода с кислородом в молекуле воды — продукт открытия ученых.

В изобразительном искусстве продуктом творческо­го открытия является установление связи конкретного со всеобщим. Таким «всеобщим» является близкое, понят­ное всем зрителям состояние объекта изображения, вы­зывающее множество ассоциаций о взаимодействии и взаимоотношениях между людьми. Например, картина «Башмак» Ван Гога, где изображен старый башмак, от­служивший свой век, вызывает аналогии с человеческой жизнью, отношением к ней в старости. Открытия таких связей между конкретным и всеобщим присутствуют практически во всех полотнах великих мастеров, не имеющих границ ни во времени, ни в пространстве.

Не менее важным является открытие связи между «невидимым и видимым» в произведениях искусства. Мы не можем видеть мысли, чувства, отношения меж­ду людьми, кроме как при помощи косвенных показа­телей мимики, жестов, веса тела, ритма движений, окружения и пр. Вместе с тем основное назначение ис­кусства именно в том, чтобы невидимое сделать види­мым, раскрыть глубинную сущность явлений через образную подачу.

46

Наиболее ярким примером тому служит «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, где поза, положение рук, мимика и сама пустыня передают всю гамму чувств героя перед распятием.

Таким открытием может быть и взаимоотношение цветовой гаммы для передачи настроений, и линейное построение для передачи сущности, и совмещение несовместимого. По существу, без открытия нового и репродукции банального и знакомого искусство теря­ет свою главную информационную функцию — образ­ного познания реальности.

Изобретение всегда связано с нахождением средств, помогающих совершенствованию способов адаптации к среде. К числу изобретений относятся все предметы, которые тиражируются для массового ис­пользования. Другим продуктом изобретений являются сами способы действий: организация учеб­ной и трудовой деятельности, нахождение способа решения проблемных задач, в том числе построения рисунка по законам академической грамоты. На фоне этих всеобщих законов, изобретенных кем-то и отра­ботанных в вековой практике, каждый художник стал­кивается с необходимостью поиска способа передачи своих мыслей, чувств, отношений, которые, будучи новыми, не могут быть решены только старыми спо­собами.

В поиск средств включается весь язык изобрази­тельного искусства — линия, цвет, форма, композиция. При этом все должно просчитываться до миллиметров. Один из художников рассказывал, как во время войны, в эвакуации, их попросили сделать копию с картины С.А. Верещагина «Апофеоз войны». Холст оказался на несколько сантиметров выше необходимого разме­ра, и художники решили добавить на нем немного неба. Этих сантиметров оказалось достаточно, чтобы вместо апофеоза войны, задуманного автором, получилась «кучка черепов».

Создание конкретного продукта — всегда есть некоторая материализованная идея. Показателем того, работает или нет продукт творчества, служит реакция зрителей, которую можно предугадать на ос­нове понимания потребностей зрителя, а также того, что ожидают они от художественного произведения. Прежде всего, зритель ориентирован на познание нового, индивидуального и неповторимого. Зритель не терпит шаблона, повторения и плагиата. Подражание кому-нибудь или просто копирование природы вызывает у зрителя не­гативную реакцию. Каждый человек стремится быть неповторимой индивидуальностью и на уровне подсознания требует это от художников, кото­рые свободно и смело должны отражать свои идеи.

Как и в технике, художественные произведения являются воплощением «материализованных идей», наличие которых и является гарантом их индивидуаль­ной неповторимости. Материализация идеи происходит только в том случае, когда художник представляет ее неожиданно и точно. Оба компонента — неожиданность и точность — являются основой привлечения внимания, с одной сто­роны, а с другой — выполняют коммуникативную фун­кцию, лежат в основе образного мышления, доступно­го для зрителя. Образное мышление всегда базируется на метафоричности, символичности, аллегоричности, соединении обобщенности и конкретности, мысли и чувства. Содержание обогащается формой.

«инсайта», порождающего вдохновение. Поэто­му одним из показателей творчества является «бли­зость подсознания».

Работа подсознания, однако, задается сознанием. И если сознание хаотично, разболтанно, не имеет на­правленности на решение проблем, то так же работает подсознание. Для того чтобы подсознание помогало творчеству, необходимо ставить перед ним четкие воп­росы и задачи. Тогда оно включается в направленный поиск и выдает в сознание готовые решения, резуль­таты внутреннего поиска.

Таким образом, не только запечатление, запомина­ние является творческим процессом, но и процесс хранения его в памяти. Воспроизведение в памяти необходимого матери­ала является «продуктом» способа и характера его запечатления и хранения. Непроизвольное воспроизведение характеризует­ся тем, что помимо воли или желания человека, в его памяти навязчиво всплывают все одни и те же карти­ны эмоционально значимых событий. Непроизвольно происходит узнавание и ассоциа­тивное воспроизведение прошлого опыта — по смеж­ности (совпадение по месту и времени), по сходству и по контрасту.

Произвольное воспроизведение — припоминание, строится от знакомого, общего, к конкретному и еди­ничному. Поэтому отработка общих схем при запоми­нании столь эффективна.

Специфика творческой памяти — заключается в том, что она сочетает в себе единение всеобщего и конкретного. Ко всеобщему относятся те действия и операции, которые могут привести к появлению но­вого за счет изменения, преобразования и комбина­ции в момент воспроизведения и могут наполняться разным конкретным содержанием. Благодаря первич­ной обработки воспринимаемого материала, в нем со­храняется самое важное, существенное, новое и не­стандартное. Именно такая комбинация существенного, нестан­дартного материала, сохраненного в памяти способ­ствует появлению «надситуативных» неожиданных и точных решений творческих задач. Например, задание изобразить индивидуальное творчество, одни студен­ты решали как простую иллюстрацию процесса (сто­яние за мольбертом), в то время как другие вкладыва­ли в эту тему ироничные и отдаленные ассоциации.

Таким образом, количество запечатленного мате­риала и установление ассоциативных связей между разными, отдаленными явлениям являются основной характеристикой творческой памяти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.