Сделай Сам Свою Работу на 5

Гордость из-за достижений





Писание учит нас, что в любом деле, – будь то учеба, спорт, бизнес или профессиональная деятельность, – как правило, существует причинно-следственная связь между усердным трудом и успехом. Например, Притчи 13:4 гласит: «Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится», а Павел наставляет Тимофея в отношении служения: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным» (2 Тимофею 2:15). Да и сам Павел отдавал служению все свои силы (см. 1 Коринфянам 9:26-27; Филиппийцам 3:12-14).

Однако Писание также учит о том, что успех в любом деле находится под полновластным Божьим контролем (см. 1 Царств 2:7; Псалом 74:7-8; Аггей 1:5-6). Как гласит стих из 1 Царств: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает». Два студента одного факультета могут трудиться с равным усердием, однако один преуспевает в учебе и получает высокие отметки, а другой еле тянет на уровне чуть выше среднего. В чем же причина? Просто одного Бог одарил лучшими интеллектуальными способностями, чем другого. Или же, возможно, первый студент родился в семье, где поощряли и стимулировали его умственное развитие. Как бы там ни было, способность достигать успеха в любом деле, в конечном итоге, исходит от Бога.



В главе 10, рассматривая вопрос благодарения, мы затронули фрагмент из Второзакония 8:17-18. Причина, по которой мы должны благодарить Бога за свой успех, заключается в том, что именно Он дает нам силу преуспевать. Такого понятия, как «человек, сделавший сам себя», просто не существует; нет никого, кто мог бы «вытащить сам себя из болота за волосы» и всего добиться в жизни собственными силами. С человеческой точки зрения может казаться, что кто-то достиг успеха исключительно благодаря целеустремленности и упорному труду. Но кто вложил в этого человека предпринимательский дух и деловую смекалку, благодаря которым он смог преуспеть? Конечно, Бог!

Обращаясь к высокомерным коринфянам, Павел сказал: «Кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Коринфянам 4:7). Так что же у вас есть такого, чего вы не получили бы от Бога? Ничего! У вас нет ничего, что не пришло бы к вам, как Божий дар. Наш интеллект, природные способности, склонности и таланты, наше здоровье и благоприятные возможности для достижения успеха — все это исходит от Бога. Все, что позволяет нам преуспеть, мы получаем от Него.



Так почему же мы хвастаем — будь то в откровенно надменной манере или более утонченно, когда внутри мы исполнены гордости, но не хотим показаться гордецами в глазах людей? В обоих случаях причина в непризнании того, что успех исходит от Бога. Безусловно, вы усердно трудились, но кто дал вам способности и желание преуспевать? Кто благословил ваши усилия? В конечном итоге, все исходит от Бога.

По-моему, одной из самых неприятных категорий людей являются хвастуны, которые всем вокруг дают понять, что секрет их успеха в бизнесе или в любом другом деле — их усердный труд. Когда такое говорят неверующие, это вполне объяснимо, но когда подобное исходит из уст христианина, это звучит просто отвратительно. Впрочем, все мы, даже если и не хвастаем столь откровенно, можем выглядеть в Божьих глазах не менее отталкивающе, если говорим о своем успехе или о достижениях наших детей, совершенно не отдавая должного великодушному Божьему благословению.

Как и большинство американских семей, мы с женой получаем на Рождество множество писем с семейными новостями от друзей и знакомых. Время от времени, то в одном, то в другом из них встречается нечто наподобие следующего: «Наш сын Джон закончил с отличием [какой-нибудь престижный университет, например, Гарвард, Йель, Стэнфорд или Массачусетский технологический институт]». Разумеется, в том, чтобы сообщить такую хорошую новость родным и друзьям, нет ничего предосудительного. Самое главное — как это преподносится. Выдержка из письма выше неявно подразумевает: «Ну, скажите, разве наш сынок не умница!» При этом совершенно не признается тот факт, что его интеллектуальные способности исходят от Бога.



Если мы хотим избежать неприметного греха гордости в том, что касается достижений наших детей, то можем говорить о них примерно так: «Наш сын Джон закончил с отличием [вставить необходимый престижный университет]. Мы полностью отдаем себе отчет в том, что его интеллектуальные способности исходят от Бога, и глубоко признательны Ему за это. Мы знаем, что Бог не всех детей наделил такими же талантами, как нашего сына, и потому при любой возможности стараемся наставлять Джона в духе благодарности. Мы говорим ему, что способности к учебе — это дар, доверенный Богом, чтобы с его помощью служить другим и прославлять Бога».

Я не сомневаюсь, что другая семья, получив от своих друзей такое письмо, порадуется вместе с родителями Джона о Божьих благословениях для его жизни. Если же в достижениях Джона не будет признана Божья рука, то многие родители, вольно или невольно могут почувствовать зависть. Ведь их дети проявляют куда более скромные способности, а то и вообще «плетутся в хвосте». Чтобы продемонстрировать принцип, я использовал пример с учебой, но то же самое было бы справедливо, когда Джона признали бы лучшим молодым футбольным защитником Америки или, оказавшись в мире бизнеса, он бы получил должность вице-президента процветающей компании.

Итак, о каких бы успехах ни шла речь – наших собственных или наших детей, — и к какой бы сфере они ни относились, если мы не признаем, что они в конечном итоге исходят от Бога, то это развивает гордость из-за достижений, которая не проявляет почтения к Богу. Такая форма гордости — грех, пусть и весьма неприметный, но все равно остается грехом.

Еще один аспект гордости из-за достижений — это непомерная жажда признания. Все мы ценим похвалу за хорошо сделанную работу или долгие годы верного служения в церкви. Но что мы чувствуем, когда наш самоотверженный труд не находит должной оценки? Готовы ли мы трудиться в безвестности, делая свою работу, как для Господа, или же мы начинаем роптать о том, что нас недостаточно ценят?

Защититься от греховной жажды признания помогут два библейских принципа. Во-первых, мы должны помнить слова Иисуса, записанные в Луки 17:10: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: ‘Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать’». Хорошо сделав работу или отдав много лет самоотверженному служению, нам следует говорить самим себе: «Я лишь исполнил свой долг».

Во-вторых, необходимо усвоить, что всякое признание, независимо от его непосредственного источника, в конечном итоге исходит от Бога. Именно Он одного унижает, а другого возносит (см. Псалом 74:8). Объединив эти два принципа, мы можем просто сказать: «Все по благодати». Я не заслуживаю ничего; если же я что и получил, включая признание, то обязан этим Божьей благодати. Значит, если я не вижу должного признания, то меня это не задевает.

 

Независимый дух

Прежде чем приступить к работе над этой книгой, я разослал предположительный список «допустимых» грехов полутора десяткам христианских служителей, попросив их внести в перечень свои дополнения. Два человека, служащие студентам и молодежи, предложили включить в книгу раздел о независимом духе. Этот дух проявляется, главным образом, в двух сферах: противлении власти, особенно духовной, и нежелании принимать наставление.

Зачастую эти две линии поведения идут рука об руку. В молодости мы обычно думаем, что знаем все на свете, или, как выразился один мой друг: «Мы не знаем, сколько мы не знаем». Пока я был молод и не женат, мне довелось пожить вместе с двумя разными семьями, где были маленькие дети. Сегодня я со стыдом вспоминаю, как втайне осуждал этих родителей за их методы воспитания. Какое высокомерие! Я был юнцом без малейшего опыта воспитания детей, но думал, что знаю больше, чем эти люди.

В служении «Навигаторы» мы часто сталкивались с таким же отношением со стороны молодых и неопытных сотрудников. Этих ребят обычно назначали на роль интернов, чтобы они служили под присмотром кого-то из опытных работников, однако они часто вели себя так, словно знают о служении больше, чем их наставники. В результате молодые сотрудники нередко демонстрировали неготовность подчиняться власти или указаниям более зрелых коллег.

Однако Библия совершенно четко говорит о необходимости подчиняться руководителям. Среди нескольких фрагментов Писания, к которым можно было бы обратиться по данному вопросу, наиболее убедительно звучит Послание к Евреям 13:17:

 

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

 

Автор этого послания, скорее всего, подразумевал духовную власть старейшин в поместной церкви, однако принцип подчинения и готовности принимать наставление применим в любых ситуациях, когда кто-то находится под опекой или учится у более зрелого верующего. Неспособными к обучению и непокорными нас делает именно гордость независимого духа.

Я хорошо помню тот вечер, когда мне впервые открылось сказанное в Евреям 13:17. В то время я был молодым офицером Военно-морского флота США и хорошо понимал концепцию подчинения структуре власти на корабле. Во время учебы у меня не возникало сомнений в отношении авторитета преподавателей и профессоров, однако понятие духовной власти, которой мне теперь следовало подчиниться, было для меня чем-то радикально новым. Я так признателен Богу, что Он открыл мне этот принцип в нужный момент. Буквально на следующий вечер я познакомился со служением «Навигаторы», которое особо подчеркивает важность персонального ученичества и наставничества. Благодаря тому, что я уже понимал новую для меня концепцию подчинения духовной власти, мне было несложно принимать наставления и с готовностью откликаться на трудности, связанные с ролью ученика.

Противление духовной власти и непокорный дух встречаются не только среди студентов и молодых людей. Порой я сталкиваюсь с таким же отношением и во время библейских занятий с людьми постарше. Не раз в ответ на свое учение я слышал: «Нет, я думаю, что правильно так и так», — хотя высказанная мысль совершенно не опиралась на Писание и представляла собой всего лишь субъективное мнение отдельного человека. Тем не менее, в представлении этих людей их мнение очень авторитетно, и они совершенно не намерены сопоставлять его с учением Писания.

Однако Библия категорически заявляет о важности умения принимать наставление. В частности, этот вопрос широко освещен в Притчах. Взгляните, к примеру, на следующие выдержки из первых глав этой книги.

 

Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои… (2:1)

Сын мой! Наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое. (3:1)

Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму. (4:1)

Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему. (5:1)

Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. (7:1)

 

Хотя контекст всех этих фрагментов Писания — взаимоотношения отца и сына, они раскрывают принцип ученичества: готовность и даже желание учиться у тех, кто более зрел в вере.

Для того чтобы сбалансировать этот раздел, хочу кое-что уточнить. Духовная власть не подразумевает, что кто-то может указывать вам, с кем вступать (или не вступать) в брак или где работать. Вовсе нет. Просто должен быть какой-то человек, который искренне желает вам блага и может дать по вышеупомянутым и другим вопросам мудрый, библейский совет. Духовная власть подразумевает, что есть кто-то более зрелый, чем вы, кто может помочь вам возрастать, чтобы вы тоже стали зрелым христианином, способным помогать другим.

Но давайте вернемся к главной цели этой книги: помочь в выявлении неприметных грехов в нашей жизни. Возможно, вас неприятно поразило то, что некоторые из практик, которые я охарактеризовал в этой главе как грех, обычно вообще не относят к грехам. Причина в том, что они настолько распространены и общеприняты среди христиан, что мы не думаем о них, как о грехе. Или, если мы даже и соглашаемся с их греховностью, то возможно, замечаем их в других людях, но не в себе.

Поэтому я призываю вас помолиться о прочитанном в этой главе, прося Бога напомнить вам любые проявления гордости в рассмотренных сферах, а затем исповедать их как грех. При этом помните о Божьем обетовании, данном в Книге пророка Исаии 66:2: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

 

Глава 12
Эгоизм

Недавно я к своему глубокому разочарованию узнал, что один из моих теологических героев прошлого оказался «колоссом на глиняных ногах» – в его характере обнаружились серьезные пороки. Один из друзей этого человека и давний его приверженец когда-то написал о нем: «Несмотря на все вопиющие недостатки, это — величайший из известных мне людей». И что же это были за вопиющие недостатки? Тот же человек в другое время охарактеризовал своего знаменитого друга как бессердечного и деспотичного эгоиста.

Все это — наглядное предупреждение для каждого из нас. Можно иметь блестящее теологическое образование и безупречный нравственный облик, но при этом не проявлять тех благодатных качеств христианского характера, которые Павел назвал плодом Духа (см. Галатам 5:22-23). Или скажем иначе, ближе к канве данной книги. Можно быть ортодоксом в своем богословии и крайне осмотрительным в моральном плане, однако мириться в жизни с некоторыми неприметными, «допустимыми» грехами, которые мы и рассматриваем в этих главах. Я уверен, что у каждого из нас есть «белые пятна», изъяны характера или неприметные грехи, о которых мы даже не догадываемся. Не думаю, что мой «герой» умышленно старался быть бессердечным и деспотичным эгоистом. Это были его «белые пятна», которые он так и не устранил. Да поможет нам Бог разобраться с собственными «белыми пятнами», проявляющимися в нашей жизни, к которым относится и эгоизм.

В исследовании этого греха полезно начать с очевидной истины: мы от рождения обладаем эгоистичной натурой. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто понаблюдать за играми дошкольников. Как часто мамы повторяют: «Билли, поделись игрушками с Бобби» или «Бобби, нельзя так выхватывать игрушки у Билли»? Подрастая, Билли и Бобби узнают, что подобные откровенные проявления эгоизма социально неприемлемы, поэтому их эгоистичные поступки становятся более скрытыми, однако проблема все равно сохраняется. Даже после того, как мы стали христианами, наша плоть продолжает воевать с Духом, и одно из ее проявлений — эгоизм.

Этот грех тяжело вывести на свет, поскольку мы легко распознаем его в других, и с таким трудом — в самих себе. Кроме того, существуют различные степени эгоизма, как и открытости его проявления. Например, человек может быть грубым, откровенным эгоистом. Таких людей обычно не заботит, что о них думают другие. Однако большинство из нас все же учитывает мнение окружающих, поэтому наш эгоизм, скорее всего, будет более утонченным и изысканным.

Он может проявляться по-разному, однако, в контексте нашего разговора о «терпимых» грехах, я хочу рассмотреть четыре сферы эгоизма, которые можно заметить в жизни верующих. Первая из них — сфера наших интересов. В Филиппийцам 2:4 (СРП) Павел пишет: «Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а о благе других!» Использовав слово «благо», Павел, несомненно, подразумевал проблемы и нужды других людей. Однако я буду рассматривать его в более узком смысле и непосредственном значении: благо – это все, в чем мы заинтересованы.

Что есть наши интересы? На данном этапе жизни мы с женой очень интересуемся жизнью наших внуков. Нам нравится говорить о них и показывать их фотографии нашим друзьям. Проблема заключается в том, что наши друзья любят делать то же самое. Так о чьих же внуках мы будем разговаривать, когда соберемся вместе? Конечно же, обо всех, если только мы и наши друзья внимательны к интересам друг друга. Но если это не так, то разговор получится односторонним, или же вместо того, чтобы проявить искренний интерес к внукам другой супружеской пары, каждая просто будет ждать своей очереди высказаться.

Я использовал этот пример с разговором о внуках лишь для того, чтобы проиллюстрировать нашу склонность быть настолько увлеченными собственными делами, что нас почти или полностью перестает интересовать жизнь других людей. К нашим интересам можно отнести работу, хобби и многое другое. Моя жена шьет лоскутные одеяла, поэтому вполне естественно, что, общаясь с другими женщинами, у которых такое же увлечение, она только и говорит, что о своих новых задумках. Опять-таки, при этом ей необходимо проявлять искренний интерес не только к своей, но и к чужой работе (к счастью, она так и поступает).

В настоящее время я прилагаю усилия к тому, чтобы завершить данную книгу. Я в этом очень заинтересован, поэтому, когда кто-то задает мне обычный вопрос: «О чем ты сейчас пишешь?» — я запросто могу увлечься и потратить неподобающе много времени на рассказ о своей книге. Однако у человека, задавшего мне вопрос, тоже есть интересы, поэтому мне следует быть внимательным и расспросить его о тех сферах (работе, хобби, детях), которые предоставят возможность поговорить о том, что интересно ему.

Хороший тест на уровень нашего эгоизма заключается в том, чтобы после встречи с каким-то человеком (или, скажем, супружеской парой) по свежим следам проанализировать разговоры и спросить себя, сколько времени мы потратили, говоря о собственных интересах, в сравнении с тем, когда слушали собеседника.

Вполне возможно, эта форма эгоизма кажется вам настолько безобидной, что вы удивляетесь, почему я вообще включил ее в книгу. В худшем случае, ее считают невежеством, а в основном — обычной невнимательностью, но уж никак не грехом. Тем не менее, она является симптомом эгоцентризма, говорящим о том, что мы заботимся главным образом о себе. Во Втором послании к Тимофею 3:1-5 Павел перечисляет по-настоящему безобразные грехи, которые будут характеризовать «последние дни», – то есть нашу современную эпоху. В этот список включено и самолюбие, то есть любовь к самому себе, что, по сути, является синонимом эгоизма. Самолюбивый человек сосредоточен в первую очередь на самом себе и, когда его эгоизм доходит до крайностей, он мало заботится о чужих интересах, нуждах и желаниях. Его интересует только он сам, и его эгоцентричные разговоры отражают это.

Вторая сфера эгоизма затрагивает наше время. Время — драгоценный товар, и каждому из нас на протяжении дня доступно лишь ограниченное его количество. Человек может улучшать свое финансовое положение, чтобы получать в свое распоряжение все больше денег, но лишь немногим удается заполучить в распоряжение больше времени. Мы все очень заняты, поэтому легко становимся эгоистичными в отношении своего времени. Как-то я услышал, как один муж сказал своей жене: «Мое время всегда важнее твоего». Это – явный эгоизм, однако все мы порой выражаем аналогичную позицию, хотя и в более мягких тонах.

Независимо от пола и возраста, мы стоим на страже своего времени, оберегая его для своих целей. Например, студентка просит соседку по комнате помочь ей с выполнением домашнего задания, однако та занята подготовкой к экзамену. Уступит ли она свое драгоценное время, чтобы помочь подруге, или сбережет его для себя? Или все же выделит время на помощь, но сделает это неохотно?

А как насчет первой студентки? Не поступает ли она эгоистично, прося помощи у подруги, хотя знает, что та напряженно готовится к экзамену? Мы можем проявлять эгоизм, как чрезмерно ограждая свое время, так и неоправданно посягая на время другого человека. В любом случае, мы думаем в первую очередь о себе и о своих нуждах.

Эгоистическое отношение к времени нередко проявляется в семейной жизни. Муж, жена и, в некоторой степени, дети имеют определенные обязанности, и часто бывает так, что никто из них не хочет выходить за рамки своих привычных дел. «Это не моя работа», — может ответить ребенок на просьбу сделать что-то, не относящееся к его обычным обязанностям. Взрослые, как правило, не дают отпор столь категорично, однако эгоист редко замечает потребности других членов семьи или испытывает сострадание по отношению к тому, кто в настоящий момент перегружен работой. От него редко услышишь слова: «Давай я сделаю это за тебя». Однако Писание учит нас: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Галатам 6:2). Один из способов носить бремена друг друга, — это выйти за рамки наших обычных обязанностей, чтобы помочь кому-то еще.

Третья сфера эгоизма касается наших денег. Как показывают социологические исследования, американцы – люди, живущие в богатейшей стране за всю историю человечества, жертвуют благотворительным и религиозным организациям менее двух процентов своего дохода. Хотя мы гордимся щедрой помощью пострадавшим от бедствий и катаклизмов, факт остается фактом: американцы в целом эгоистичны в сфере денег и сравнительно безразличны к физическим и материальным нуждам людей, которым посчастливилось меньше, чем нам. И даже если жертвуем на нужды пострадавших от стихийных бедствий, то обычно это реакция на степень драматичности событий. Например, цунами 2004 года у берегов Индонезии вызвало шквал пожертвований американцев, тогда как на практически идентичное по своим разрушительным последствиям землетрясение 2005 года в Пакистане реакции не было почти никакой.

Этот вопрос особенно важен для верующих. Апостол Павел писал, что мы должны радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Римлянам 12:15), а Иоанн учил: «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божья?» (1 Иоанна 3:17). Вместе эти два стиха говорят нам о необходимости культивировать отношение сострадания к нуждающимся, а затем демонстрировать его на деле посредством даяния.

Как уже было отмечено в начале книги, каждый полученный нами доллар, даже если он заработан трудом, — это дар от Бога. Мы должны быть верными распорядителями этих денег и не тратить их полностью или почти полностью на самих себя. Поступая так, мы демонстрируем эгоизм, игнорируя чужие нужды. (Мы еще поговорим об этом в главе 20.)

Четвертая сфера, в которой проявляется наш эгоизм, — это невнимательность. Данная черта характера может выражаться по-разному. Невнимательные люди никогда не задумаются о том, как их поступки влияют на окружающих. Они часто опаздывают, заставляя других ждать. Они громко разговаривают по мобильному телефону, проявляя эгоистичное равнодушие к находящимся поблизости людям, которым явно мешают. Невнимательность проявляет подросток, оставляя беспорядок на кухонном столе в расчете на то, что все уберет кто-то другой. Каждый раз, когда мы делаем что-либо, не думая о том, как это сказывается на других, мы демонстрируем эгоистичную невнимательность. В такие моменты мы думаем только о самих себе.

Кроме того, можно быть невнимательным по отношению к чужим чувствам. Как ни печально, христиане часто грубят официантам и продавцам в магазине, или же, по меньшей мере, безразличны к их чувствам, хотя вместо грубости и равнодушия мы можем без малейших усилий наполнить чей-то день светом с помощью простых слов благодарности. Эту привычку в общении с людьми нам необходимо развивать точно так же, как привычку благодарить Бога. То же касается и семьи, когда простое «спасибо», сказанное кому-то из близких, никогда не остается без доброго плода.

Если человек словно показывает своим поведением: «Я всегда говорю, что думаю, а потом — хоть трава не расти», — то он — просто невнимательный эгоист, абсолютно безразличный к тому, что его слова могут кого-то смутить, унизить или оскорбить. Его интересует только высказывание собственного мнения.

Нам следует заботиться не только о своих, но и о чужих интересах. Если мы расширим диапазон слова «интересы», включив в него нужды и проблемы других людей, как это, вне всякого сомнения, делал Павел, то увидим, что в жизни неэгоистичногочеловека всегда существует баланс между своими и чужими потребностями и заботами. Эгоистичный же человек, напротив, не только безразличен к нуждам других, но еще и ожидает, что именно они будут восполнять его потребности и желания. Подобная форма эгоизма часто проявляется в браке, когда каждый из супругов требует от другого восполнения своих нужд вместо того, чтобы думать о том, как они могут послужить друг другу.

Величайший пример бескорыстия нам показал Господь Иисус Христос. Будучи богат, Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой (см. 2 Коринфянам 8:9), и Павел увещевает нас культивировать такой же образ мыслей (см. Филиппийцам 2:5). Веками позже, один из наиболее ярких примеров как эгоизма, так и самоотверженности был продемонстрирован в период эпидемии бубонной чумы, которая в 1348 году привела к гибели от 30 до 40 процентов населения Европы. Болезнь распространялась настолько быстро, что один человек, заразившись, зачастую становился причиной смерти всей своей семьи. Как следствие, у больного в течение небольшого времени не оставалось в живых никого из родных, и ему приходилось умирать в одиночестве. Многие священники заботились о страждущих и умирающих, из-за чего, заболев, также погибали. Но были и такие, кто отказывался оказывать помощь. В те времена говорили, что лучшие из священников умерли, а худшие остались в живых.

Бескорыстная жизнь, скорее всего, не обойдется нам ценой смерти, но, безусловно, кое-чем придется за нее платить. Нам она будет стоить искреннего интереса к жизни других людей, реального участия в чужих заботах и нуждах, а также внимания к переживаниям и чувствам других людей.

Большая доля эгоизма приходится на внутрисемейные отношения. За порогом дома мы стараемся вести себя как можно лучше и поступать в соответствии с общепринятыми нормами (хотя существует множество людей, проявляющих эгоизм везде, где бы они ни оказались). Однако в собственной семье мы зачастую отбрасываем в сторону искусственные ограничения, не являющиеся частью нашего истинного характера. Поскольку эгоизм крайне сложно рассмотреть в самом себе, полезно попросить других членов семьи указывать нам на любые его проявления, которые они в нас замечают. А после – выслушивать их, не пытаясь защищаться и не отвечая встречными упреками в эгоизме. Мало того, необходимо искренне покаяться в разнообразных грехах, обусловленных нашим себялюбием, и начать молиться о том, чтобы Святой Дух даровал нам способность справиться с этими эгоцентричными чертами характера.

Ранее в этой главе я отмечал, что эгоизм легко увидеть в других, но крайне сложно распознать в самом себе. Думаю, каждый из нас склонен к той или иной форме и степени эгоизма, поскольку все мы по-прежнему имеем греховную плоть, которая ведет войну против нашей души. Поэтому прошу вас: не оставляйте эту главу без внимания, считая, что к вам она не относится. Напротив, настоятельно рекомендую вам пробежать ее еще раз, представив себя в ситуациях, вроде тех, которые я использовал в качестве иллюстраций. Попросите Святого Духа показать вам признаки эгоизма в вашей жизни и позвольте Ему использовать ваших родных и близких в качестве Его полномочных представителей.

 

Глава 13
Невоздержанность

«Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Притчи 25:28). В библейские времена стены города были главным средством его защиты. Их разрушение позволяло вражеской армии ворваться в город и завоевать его. Вспомните историю о падении Иерихона, когда Бог разрушил его стены, чтобы армия Израиля могла беспрепятственно войти и захватить город (см. Иисус Навин 6:1-5, 20).

Точно так же, как город без стен был уязвим для вражеских армий, невоздержанный человек уязвим для всевозможных искушений. К сожалению, Соломон, который написал приведенный выше отрывок из Притчей, стал печальным, но ярким примером, подтвердившим справедливость его собственных слов. В Писании сказано, что у него было семьсот жен и триста наложниц, и все — из народов, у которых Господь запретил израильтянам брать себе жен (см. 3 Царств 11:1-3). Тем не менее, Соломон, дав волю своим страстям, полностью пренебрег Божьим запретом. Богатейший монарх своей эпохи, он имел возможность получить все, чего бы ни пожелал. Однако, вместо того, чтобы упражняться в самообладании, он проигнорировал собственные мудрые наставления, позволив страстям выйти из-под контроля. За свою невоздержанность Соломон заплатил высокую цену. Жены отвратили его сердце от Бога, за что Бог разделил царство Соломона в дни его сына Ровоама, а династию Давида с тех пор постоянно лихорадило.

Писание — и в ветхозаветных Притчах и в новозаветных посланиях – немало говорит о воздержанности. Так, Павел назвал ее одним из проявлений плода Духа (см. Галатам 5:22-23), а также включил невоздержанность в перечень пороков, которые будут характеризовать последние дни (см. 2 Тимофею 3:3). В своих наставлениях Титу относительно служения на Крите он несколько раз упоминает о необходимости учить целомудрию (см. Титу 2:2, 5, 6), а также напоминает о том, что та самая благодать, которая дарует нам спасение, еще и учит нас целомудренной жизни (см. Титу 2:11-12). Так же и Петр в своих двух посланиях несколько раз увещевает нас бодрствовать и быть воздержанными (см. 1 Петра 1:13; 4:7; 5:8; 2 Петра 1:6).

Несмотря на библейское учение о воздержанности, это — одна из тех добродетелей, которая, кажется, обращает на себя целенаправленное внимание очень малой доли христиан. Наша христианская культура устанавливает определенные рамки, ограждая нас от очевидных грехов, однако внутри этих границ мы, в основном, живем, как нам вздумается, редко говоря «нет» своим желаниям и эмоциям. Неудивительно, что невоздержанность является одним из наиболее «терпимых» грехов. Однако, мирясь с ним, мы становимся мишенью для других «допустимых» грехов. Например, невоздержанность в речи открывает дверь для всевозможных оскверняющих высказываний, наподобие сарказма, сплетен, клеветы и смехотворства.

Что же такое воздержанность? Это власть или контроль рассудка над своими желаниями, стремлениями, побуждениями, эмоциями и страстями. Это значит говорить «нет», когда нужно сказать «нет». Воздержанность подразумевает умеренность в законных желаниях и поступках и полное ограничение в сферах откровенного греха. Например, это может означать умеренность в просмотре телепередач и категорический отказ от посещения порносайтов в интернете.

Библейская воздержанность не является продуктом природной человеческой силы воли. Мы видим, как многие неверующие демонстрируют воздержанность в определенных сферах жизни ради достижения какой-либо цели, однако в других сферах они могут проявлять мало самоконтроля или вообще его игнорировать. Так, спортсмен может строго следить за своим питанием, но совершенно не контролировать собственный темперамент.

В то же время, библейская воздержанность охватывает все сферы жизни и требует постоянного противоборства со страстями плоти, ведущей войну с нашей душой (см. 1 Петра 2:11). Такая воздержанность опирается на влияние и содействие Святого Духа. Она требует непрестанного наполнения нашего разума Божьим Словом и молитвы о том, чтобы Святой Дух даровал нам желание и силу контролировать себя. Можно сказать, что воздержанность — это не контроль себя посредством собственной силы воли, а, скорее, — над собой посредством силы Святого Духа.

Хотя воздержанность необходимо проявлять во всех областях жизни, в этой главе мы рассмотрим лишь три сферы, в которых христианам зачастую это не удается. Первая из них — питание. Хочу подчеркнуть, что я не имею в виду только людей, страдающих от лишнего веса. Эта проблема может быть обусловлена различными причинами, а не только невоздержанностью в еде. Один из наиболее воздержанных из всех известных мне людей всю свою взрослую жизнь боролся с избыточным весом. В то же время, некоторые из тех, кто может есть все, что захочется, не набирая лишних килограммов, именно благодаря этой «безнаказанности» вообще не контролируют себя в питании.

На самом деле, я говорю о постоянных уступках своим пристрастиям к определенной еде или напиткам. Мне вспоминается один знакомый (посвященный христианин), привыкший выпивать каждый день по двенадцать банок содовой. Также я помню, как сам много лет назад пристрастился к мороженому, порцию которого мог съесть за ужином, и еще одну — перед сном. Тогда Бог обличил меня в невоздержанности, показав, что эта, казалось бы, невинная привычка значительно ослабила мой самоконтроль в других, более важных сферах. Это стало для меня уроком. Мы не можем выбирать на свое усмотрение, в каких сферах жизни проявлять воздержанность, а в каких — нет.

Один из способов упражнения в самоконтроле состоит в устранении источника того, что искушает нас потакать своим желаниям, или же в самоустранении и максимальном отдалении от него. В случае с мороженым я попросил жену следить за тем, чтобы оно не лежало постоянно в холодильнике. Теперь мы покупаем его только по особым случаям. Хотя я принял это решение более тридцати лет назад, мне по-прежнему приходится упражняться в самоконтроле. Недавно мне надо было отправить бандероль. Почтовое отделение располагалось в одном здании с лавкой мороженого, так что у меня естественно возникла мысль, что неплохо бы «по дороге» зайти и полакомиться. Борясь с сильным искушением, я решил, что это — как раз тот момент, когда нужно сказать себе «нет» – хотя бы для того, чтобы держать свое желание под контролем.

Я не пытаюсь вызвать чувство вины у тех, кто любит мороженое или содовую, и даже — у тех, кто каждый день заходит в «Starbucks», чтобы выпить чашечку любимого кофе. Мы говорим о невоздержанности — тенденции в потакании своим желаниям, в результате чего уже не мы контролируем их, а они контролируют нас.

Вторая сфера, в которой христиане часто демонстрируют невоздержанность — это характер. Многие верующие известны своей вспыльчивостью или раздражительностью. Вспыльчивость характеризуется кратковременными, но сильными порывами гнева, которые зачастую быстро сменяются добрым расположением духа. Говоря же о раздражительности, я имею в виду людей, которые легко впадают в гнев, плохо контролируя свои эмоции или вообще ими не владея. Очень часто раздражительные люди бывают вдобавок еще и вспыльчивы. О таких мы говорим: «заводится с пол-оборота».

Гневу будет посвящена одна из следующих глав, но сейчас нас в первую очередь интересует потакающее ему отсутствие самоконтроля. В большинстве случаев, гнев — это грех, однако у вспыльчивого человека к нему добавляется еще и грех невоздержанности.

Эмоциональные вспышки обычно направлены на тех, кто нам чем-то не угодил. Это может быть «подрезавший» нас на автостраде водитель, или футбольный судья, принявший во время матча неверное решение. И, к сожалению, зачастую наш гнев направлен на членов наших семей.

Притчи неоднократно предостерегают нас о вспыльчивости. Например: «Вспыльчивый может сделать глупость» (Притчи 14:17) и «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притчи 16:32). В Новом Завете Иаков наставляет нас: «Всякий человек да будет… медлен на гнев» (1:19). Помните о том, что для того, чтобы не согрешать против Бога, мы должны сокрыть в своем сердце Его Слово (см. Псалом 118:11). Если хотим учиться контролировать свой характер, мы можем сокрыть в сердце эти стихи из Притчей и Послания Иакова.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.