Сделай Сам Свою Работу на 5

Любовью служите друг другу





И вот теперь, сказав о свободе, как о проявлении благодати, можно процитировать и вторую часть стиха из Гал.5:13: "...только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу".

В общем-то, я уже упоминал об этих словах в главах 6-8. Я намеренно не заводил разговор о свободе христианина до тех пор, пока не рассмотрел вопрос о соотношении благодати и закона. Я хотел показать, что в правильном понимании закон вовсе не ограничивает благодати и не исключает свободы во Христе.

В главе 6 мы видели: Божья благодать - это единственное, что побуждает нас к повиновению заповедям. Чтобы послушание было истинным, оно должно происходить исключительно из любви к Богу и из благодарности за Его благодать. В главе 7 мы говорили о том, что Божий закон учит нас любить. Чтобы выразить свою любовь к Нему, я должен знать, как это сделать. Иисус дал нам очень простое указание (простое для понимания, а не для исполнения): "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин.14:15).

В главе 8 мы говорили, что закон показывает направление пути, но не дает силы повиноваться. Бог же, перенеся нас из царства греха и закона в царство Своей благодати, даровал нам нужную силу во Христе через Духа Святого. Для этого Бог Своей благодатью вложил в наши сердца праведные желания показал направление движения и дал силу, чтобы жить любовью.



Лишь поняв все перечисленное, можно говорить об увещевании Павла "не использовать свободы во зло, но служить друг другу". И вот важный духовный принцип: невозможно любить, не испытав благодати. Невозможно по-настоящему любить других, если не уверен, что Бог любит тебя без всяких условий, что любовь Его основана не на наших, а на Христовых заслугах Сказал же Иоанн: "...потому что Он прежде возлюбил нас" (1Ин.4:19). Наша любовь - к Богу или к ближним - это лишь ответ на Его любовь к нам.

И вот у нас появились пять слов, которые нужно расставить по местам. Все пять взяты из Гал.5:13-15 - закон, свобода, любовь, вседозволенность и законничество (О вседозволенности мы еще не говорили. Под ней я понимаю злоупотребление свободой, потакание греховному естеству). В жизни нужно всегда помнить о том, в каких отношениях между собой находятся любовь и закон, закон и свобода, свобода и любовь. Лишь когда все эти понятия встанут на свои места, мы сможем избежать двух ловушек - законничества, с одной стороны, и вседозволенности, с другой. Благодать же скрепляет любовь с законом.



В одном из южных штатов построили узкое шоссе через болото. Ездить по нему нужно было очень осторожно, потому что ошибка могла бы стоить жизни - по обеим сторонам шоссе вместо луговой травки протянулись болота.

На рисунке показано, что "насыпная основа" шоссе - это благодать, благодаря которой вы можете спокойно проехать между двумя трясинами - законничества и вседозволенности.

Лишь приняв благодать во всей ее полноте, вы сможете соблюдать закон и не потеряете свободы и любви. Если же, позабыв о благодати, увлечься чем-то одним - законом, свободой или любовью, то неминуемо съедешь на обочину.

Что такое благодать во всей ее полноте? Часто у нас говорят о дешевой благодати, имея в виду следующее: благодать Свою Бог дарует всем, а потому можно жить, как хочется. Он меня все равно любит и простит. Это - вседозволенность. Она появляется, когда забывают о законе и помнят лишь о свободе. Чтобы как-то противостоять вседозволенности, часть христиан впадает в другую крайность - законничество. Явно или намеком мы даем попять, что Божья благодать даруется лишь при соблюдении определенных условий. Мы возвышаем закон и умалчиваем свободу.

Но на деле дешевой благодати не бывает. Нам - получателям - благодать далась не дешево, хотя мы за нее не платим Бог Сам знает цену благодати. Благодать - часть Божьего естества, но чтобы дать ее нам, Ему пришлось заплатить дорого: смертью Своего Сына.



Благодать не бывает дешевой. Нам она достается бесплатно, нo Богу стоила дорого. Вот это и есть - вся полнота благодати. Тот, кто хочет воспользоваться благодатью, чтобы оправдать свой грех или безответственность, не ценит принесенной Богом жертвы А тот, кто законничеством борется против вседозволенности, забывает, что заработать благодать хорошим поведением еще никому не удавалось.

Всем нам следует учиться жить в Царстве Его преображающей благодати. Тогда любовь, свобода и закон займут подобающие места в нашей жизни, и нас не затянут трясины законничества и вседозволенности.

Вседостаточность благодати

"Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова"

2Кор.12:9

Жизнь трудна. Это общеизвестный и всемирно признанный факт. Утренние газеты сообщили, что за последние два месяца наш небольшой городок лишился более 1000 рабочих мест. И без того неблестящее экономическое положение стало еще хуже. Многие перед самым Рождеством лишились средств к существованию. Сейчас, когда я пишу эти строки, стотысячное войско стягивается на Ближний Восток, воскрешая призрак войны. Насколько же возрос технический потенциал армии! Как неумолимо может армия нести смерть и разрушения! Но вернемся в мой городок. В местной тюрьме сейчас сидит осужденный за убийство человек и ждет приговора. Мы живем в падшем, зараженном грехом мире. И христиане подвержены всем тем бедам и несчастьям, которые пришли в мир из-за греха. Сейчас мне вспоминается семейная пара, которая достигла пенсионного возраста, но не может уйти на пенсию потому, что у них на руках взрослое, но беспомощное дитя. Вспоминается еще одна женщина: она верно ухаживает за неизлечимо больным мужем.

Сегодня утром я молился за несколько семей, которым нелегко приходится с детьми-подростками духовно восставшими против своих родителей. Знаю я и молодую многодетную мать, ведущую безнадежную борьбу с раком. Мы, христиане, не только не избавлены от страданий, но, кажется, страдаем больше, чем неверующие.

Но вот уже две тысячи лет множество верующих находит утешение и силы в словах апостола Павла: "Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей"" (2Кор.12:9).

Павлу довелось много претерпеть. В том же Послании он рассказывает коринфянам о своих бедах, трудностях, разочарованиях, о том, как его побивали камнями, как сажали в темницу, как преследовали, как ему доводилось много работать и мало спать, как приходилось голодать... (6:4-5). Но была еще одна неприятная вещь, которая доставляла ему больше огорчений и боли, чем все остальное вместе взятое. Я говорю о "жале в плоть, ангеле сатаны" (12:7).

Мы не имеем ни малейшего представления, что это было за "жало". Строить догадки - бессмысленно. Что бы это ни было, оно, видимо, очень мешало служению Павла. Мы знаем, что "жало" было результатом козней сатаны (ангел сатаны), но оно было послано по воле Бога, Которого Павел безмерно любил и Которому служил всем сердцем.

Павлу довелось испытать много необычного. Он рассказывает, что "восхищен был до третьего неба" (2Кор.12:2), "восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12:4). Этот случай мог бы пробудить в Павле гордыню, предоставь его Бог самому себе. Но бесконечно премудрый Отец, любя Павла, не оставил его наедине с искушением. Вот как сам апостол описывает борьбу Бога с его гордыней: "И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен" (2Кор.12:7-10).

Божья помощь

Я хочу остановиться на этих благословенных и важных словах из 2Кор.12:9 - "довольно для тебя благодати Моей", - потому что благодаря им раскрывается новое измерение Божьей благодати, о котором мы в этой книге еще не говорили. Мы рассматривали общепринятое определение благодати - что это "незаслуженное расположение к нам Бога во Иисусе Христе". Но в стихе 9, как и в других местах Писания, под благодатью подразумевается Божья помощь, приходящая к нам через Святого Духа. Эта помощь - сила воскресшего Христа, которая дается нам через посредничество Святого Духа.

Именно в таком значении употреблено слово "благодать" в ряде мест Нового Завета. С этим согласны многие толкователи Писания. Так, Жан Кальвин пишет в Комментариях ко 2Кор.12:9: "Здесь слово "благодать" употребляется не в таком значении, как в остальных местах (Божье расположение), но означает помощь Святого Духа, которая даруется нам не по заслугам, а по расположению Божьему".

В том же значении использует Павел слово "благодать" в 1Кор.15:10 (об этом стихе мы будем говорить подробнее в другой главе): "Но благодатию Божию (я) есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною". Чарльз Ходж так писал об этом отрывке: "В таком контексте благодать Божья - это не любовь Божья, а воздействие Святого Духа, которое воспринимается, как незаслуженное Божье расположение. В данном значении слово употребляется не только в богословском или разговорном контексте, но и в контексте Писания: во многих местах Библии оно употреблено именно в этом смысле".

"Разговорный контекст" - это когда мы говорим нечто подобное: "Благодатью Божьей я смог возлюбить моего пьянчужку-соседа", имея в виду, что без Божьей помощи нам не удалось бы достичь желаемого результата.

Тот же "разговорный" и вполне библейский смысл обретает слово "благодать" в следующих строках Павла из Флп.4:12-13: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке; Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе" (Флп.4:12-13).

Если вместо слов "в укрепляющем меня Иисусе Христе" написать "по благодати Его", то стих 13 прозвучит так: "Все могу по благодати Его". Данная фраза покажется нам непривычной и странной, но богословского смысла сказанного мы не изменим. Слова "по благодати Его" и "в укрепляющем меня Христе" выражают одну и ту же мысль.

Итак, мы видим, что в Новом Завете слово "благодать" используется в двух тесно связанных и взаимодополняющих друг друга значениях: во-первых, незаслуженное расположение к нам Бога во Иисусе Христе, благодаря которому мы обретаем спасение и все прочие благословения; во-вторых, Божья помощь, оказанная при посредстве Святого Духа. Совершенно очевидно: первое значение включает в себя второе, потому что помощь Святого Духа - это одно из "всех прочих благословений", дарованных нам через Христа. Мы делаем различие между этими гранями благодати, потому что первое значение говорит нам о Божьей благодати, как об источнике благословений, а второе - о Божьей благодати, выраженной конкретно в труде Святого Духа, совершаемом внутри нас.

Жало в плоть

Павел не мог обойтись без благодати, но не мог обойтись и без "жала". Подобно нам, он был искушаем гордыней, а потому ему дано было "жало в плоть", чтобы удержать от искушения. Павел дважды повторяет слова "чтобы я не превозносился": "И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился" (2Кор.12:7).

Стараясь подчеркнуть значение слова "жало", Павел дважды говорит о том, с какой целью оно ему послано - для усмирения гордыни. Павел был смиренным человеком. Он считал себя "наименьшим из всех святых" и первым из грешников (Еф.3:8; 1Тим.1:15), тем не менее, он понимал: при определенных обстоятельствах и он может поддаться искушению гордыней. Поводом для искушения могли послужить посланные Павлу благословения.

Гордыня - бич человечества. Мы знаем, что она - враг благодати, ибо "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6). Зачастую гордыня - результат любования собственной праведностью. Мы возрастаем во Христе и видим других верующих, которые не растут столь же быстро. И вот к нам приходит искушение: возгордиться своим духовным ростом. Или мы видим, как христианин впадает в искушение, но вместо того, чтобы помочь, смотрим на него сверху вниз, любуясь собственной праведностью.

Я вспоминаю, что чувствовал после того, как узнал, что мой друг, которого я считал истинно верующим христианином, увольняется из христианской организации "по собственному желанию" потому, что он решил развестись с женой, чтобы жениться на другой женщине. Я тогда сказал себе: как он может! Я бы так никогда не поступил! И мне показалось, что в тот момент Бог сказал: "Да неужели? Не зарекайся!" Тут я пришел в себя и понял, что все мое праведное негодование и разочарование проистекали из ощущения собственной праведности. Гордыня коварна.

Многие из нас знают такое общеупотребительное выражение: "Лишь благодатию Божию существую". Возможно, мы и сами неоднократно говорили нечто подобное. Но искренне ли? Не думаю. Если искренне, то не судили бы своих ближних, были бы сострадательнее, больше бы молились о братьях и сестрах во Христе.

Так что, чем бы то самое "жало в плоть" ни было, Бог дал его Павлу не без причины. А дал его именно Бог, хотя и сделал это через ангела сатаны. Сатане, естественно, было невыгодно помогать Павлу в борьбе с искушениями. Наоборот, как и в случае с Новом, сатана хотел бросить яблоко раздора между Павлом и Господом Он хотел, чтобы Павел восстал против Бога. В истории с Новом Бог и сатана преследовали разные цели, то же произошло и в случае с Павлом.

Бог не допустит, чтобы Его дети бесцельно страдали. Он никогда не позволит ни сатане, ни каким-то обстоятельствам, ни злому человеку причинить нам вред, если только это зло не пойдет нам на пользу. Все и всегда Он обращает нам на благо, а высшее благо - в том, чтобы мы становились все больше похожими на Его Сына (Рим.8:28-29).

Павел совершенно однозначно говорит, зачем ему нужно было "жало": чтобы он не превозносился (2Кор.12:7). Порой нам совершенно ясно, зачем Бог допускает в нашу жизнь то или иное страдание. Но чаще всего такой ясности нет. Более того: самое страшное в боли - это ее необъяснимость. Бог так и не объяснил Иову, зачем ему пришлось вынести столько страданий. Иов, образно говоря, страдал во тьме неведения. Так случается и с нами.

Павел сказал, что жало было послано ему в плоть, чтобы мучить его. Этот же глагол можно перевести как "наказывать, карать, исправлять". В другом месте (1Кор.4:11) он переведен как "побои". Так что сатана обходился с Павлом жестоко. Апостол Петр предупреждал: "противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1Пет.5:8). Дьявол жесток и коварен. Он рад поглотить нас, если предоставляется такая возможность. Он будет мучить нас столько, сколько позволит Бог. Но, как в истории о продаже Иосифа в рабство, дьявол стремится сделать нам зло, а Бог обращает это зло во благо (Быт.50:20).

О своем мучении Павел говорит с горечью. Он рассказывает: "Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня" (2Кор.12:8). Жало, видимо, так и "осталось" в плоти Павла, и бывали периоды, когда боль - физическая или эмоциональная - особенно усиливалась. Создается впечатление, что именно в такие моменты Павел трижды взывал к Богу об избавлении.

Гордыня и самолюбование

Бог не избавил Павла от "жала", несмотря на все его горячие мольбы. Эти строки Павел писал через четырнадцать лет после того, как получил великое откровение от Бога (ст.2). За это время ему пришлось много пострадать. Так неужели ему все еще нужно было "жало"? Неужели годы страданий ничему его не научили? Но у Бога была и другая цель. Он хотел, чтобы Павел испытал вседостаточность благодати; чтобы Павел понял: ему ничего не нужно, кроме помощи Духа Святого; чтобы Павел научился во всем полагаться только на дарующий силы Святой Дух.

В первых главах мы уже говорили, что само существование Божьей благодати уже подразумевает нашу греховность, вину, злонамеренность наших поступков. Здесь же мы видим, что благодать дана нам еще и по немощи нашей, из-за скудости наших собственных сил. Враг благодати - самодовольство, так что благодать противится самодовольным гордецам. Грех самодовольства восходит еще ко временам грехопадения в Едемском саду.

Обращенные к Еве искусительные слова сатаны далеко не просты, мысль его "многослойна". Сегодня мы отыскали бы в ней целый комплекс искушений. И вот одно из них - искушение к греху самодовольства.

Сатана сказал Еве: "...вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт.3:5). Человек создан зависимым от Бога существом - и физически ("ибо мы Им живем и движемся и существуем" - Деян.17:28), и духовно (Иисус говорил: "без Меня не можете делать ничего" - Ин.15:5). Бог желал, чтобы человек, осознавая свою зависимость, всегда в ней пребывал.

Но сатана искушал Еву "отделиться от Бога", счесть себя "самодостаточной" личностью. Г.Ч.Альдерс писал: "На нее так подействовала картина полной независимости, нарисованная змеем, что "она взяла плодов его и ела".

Со времен грехопадения Бог делает все, чтобы люди осознали свою полную от Него зависимость. Именно с этой целью Он подводит нас к пределу человеческих сил, у нас не остается выбора - мы обращаемся к Нему. Один из самых ярких примеров - забота Господа об израильском народе во время его блуждания по пустыне.

Прожив сорок лет в пустыне, Моисей вспоминает об этих годах в книге Второзакония. Вот одно из самых замечательных мест: "И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек" (Втор.8:2-3).

Обратите внимание на то, как Моисей описывает предел сил израильтян и полную зависимость их от Бога:

o Бог смирил их.

o Он заставил их голодать.

o Он кормил их едой, какой они прежде не знали.

o Он учил их, что человек живет словами, исходящими из уст Бога.

Бог смирил народ Свой, заставил их голодать и лишь потом накормил. Он намеренно показал их полную несостоятельность. Очень ярко сказано в Псалме 106:5: "Терпели голод и жажду, душа их истаевала в них". Потом Он чудом накормил их удивительной едой, такой, какую они не знали прежде. Бог хотел, чтобы они четко поняли: Он кормит их, даруя ежедневное пропитание. "Всякое слово, исходящее из уст Господа" - это, в данном случае, не слово откровения, а слово-приказ, раздающееся из уст Владыки Провидения. "Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось" (Пс.32:9).

П.С.Крэйги помогает нам понять, почему Бог так поступил с израильтянами: "Пустыня испытала и воспитала людей. С одной стороны, вынужденное уединение лишило народ всего, на что в природе человеку свойственно уповать. Взоры всех, естественно, обратились к Богу, единственному, Кто мог даровать силы выжить в пустыне. С другой стороны, суровые дни скитаний выбили почву из-под ног тех, для кого Бог не был по-настоящему опорой. Пустыня либо возвышает человека, либо ломает его. Она дарует силу воли, воспитывает характер. Сила, полученная в пустыне, тем не менее, не была ощущением самодостаточности, а была силой, происходящей от познания живого Бога".

На самой первой странице тетради, в которую я заношу свои молитвенные размышления, записаны слова из Комментариев Дж. Томпсона к Второзаконию: "Еще в сорокалетний период блуждания по пустыне Бог научил Израиль ждать пищи и воды лишь от Себя. У людей не было средств борьбы с голодом и жаждой. Лишь Бог мог помочь им. Помощь Божья, оказанная в минуту крайней нужды, смиряла народ...

Даровав израильскому народу такую еду, какой он не знал прежде, Бог показал: не только пища животворит. Если бы Бог не сказал слова, то и самой пищи не было бы... Без Него - все нереально. Даже для того, чтобы поесть, им нужно было благорасположение Господне".

Почему же я каждое утро перечитываю слова Томпсона? Я чувствую, что постоянно нужно напоминать себе о полной зависимости от Бога. Мне не приходится каждое утро собирать манну для пропитания: Бог заранее восполняет мои нужды, и я могу брать еду из буфета или холодильника. Так легко позабыть о своей зависимости от Бога! Но факт остается фактом: я не менее зависим от Него сегодня, чем израильтяне в пустыне.

Каждый день в течение сорока лет Бог восполнял все их нужды, творя непрерывное чудо. Вот уже многие годы Бог обеспечивает меня и мою семью посредством тех или иных внешних обстоятельств. Богу нужно было, чтобы израильтяне осознали и навсегда запомнили, что они зависят от Него. Поэтому в случае крайней нужды Он чудом кормил и поил их. Иначе им не удалось бы усвоить столь трудный урок. Но израильтяне все равно позабыли открытые Богом истины. Что же говорить о нас? Как нам сегодня помнить, что именно Бог восполняет все наши нужды такими, казалось бы, земными путями!

Еще труднее осознать духовную зависимость от Бога. Если у нас нет денег на еду или на квартплату, такая нужда ощущается особенно остро. Деньги либо есть, либо их нет. Тут притворяться бесполезно. А вот в духовной области мы научились очень хорошо себя дурачить. Мы месяцами можем существовать - что-то делать, преподавать в воскресной школе, быть пресвитером или диаконом, - полагаясь при этом лишь на себя, на собственные силы.

Но экстремальные материальные нужды, ощущение своей полной зависимости от Бога в материальной области напоминают нам о духовной зависимости от Него. Материальная зависимость - образ духовной зависимости. Она напоминает о словах Иисуса: "...без Меня не можете делать ничего". Слова Томпсона не дают мне забыть, что я не меньше, чем израильтяне, завишу от Бога. Моя зависимость не столь очевидна, но столь же реальна и остра, как если бы мне приходилось каждый день ожидать манны. Так если я зависим от Него в материальном, то неужели независим в духовном? Ведь наша битва не против крови и плоти, а против духовных сил зла! (Еф.6:12)

Благодати достаточно

До того, как понять, почему же нам достаточно благодати, нужно увидеть собственную несостоятельность Я уже говорил: чем лучше мы видим собственную греховность, тем больше ценим благодать в ее главном значении - как незаслуженное Божье расположение. И чем лучше мы видим собственную уязвимость, слабость и зависимость, тем более ценим то измерение Божьей благодати, которое называем Божьей помощью. Благодать ярче блистает на темном фоне греха и нашей человеческой слабости

Мы читали слова Павла из Рим.5:20. "А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать". Эту же мысль другими словами Павел выразил в стихе 9: "Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова". Сила моя - в немощи. Именно об этих строках Филип Хьюз писал: "Получается, что неприкрытая слабость человека возвеличивает и оттеняет совершенство Божьей силы Подобного результата не дало бы никакое возвеличивание человеческих способностей Чем сильнее проявляется слабость слуги, тем очевиднее сила вседостаточной благодати его Господина".

В этом отрывке Бог ставит знак равенства между Своей благодатью и силой, которая совершенно конкретно проявляется в нашей слабости. Эта сила, восполняющая нашу слабость, - концентрированное выражение Его благодати: сила приходит к нам на выручку через служение Духа Святого. Святой Дух необъяснимо воздействует на наш дух, укрепляя нас и позволяя богоугодно поступать при любых обстоятельствах.

Обратите внимание на слова: Святой Дух нас укрепляет и позволяет благоугодно действовать в любых обстоятельствах. Божья благодать даруется нам не для того, чтобы улучшить наше самочувствие, а для того, чтобы прославить Его. Наше современное общество больше всего печется о том, чтобы все чувствовали себя комфортно. Мы хотим навсегда избавиться от боли и страданий. Мы хотим даже в трудностях испытывать приятные ощущения, но Бог хочет, чтобы в трудностях мы прославляли Его Приятные ощущения могут быть или не быть. Дело вовсе не в них. Дело в том, прославляем ли мы Бога, поступая так или иначе в определенной ситуации. Божья благодать, т.е. укрепляющая сила Святого Духа, дана для того, чтобы в трудных обстоятельствах мы поступали богоугодно.

Божьей благодати всегда достаточно. Греческое слово, которое переведено как "достаточно" в 1Тим.6:8, переводится "будем довольны". "Имея пропитание и одежду, будем довольны тем". Тут-то нам и раскрывается смысл слова "довольно" Пропитание и одежда - это предметы первой необходимости, это не роскошь. Так что, если у нас есть самое необходимое, им нужно довольствоваться. Время от времени Бог дает нам больше, чем нужно, но довольствоваться следует именно самым необходимым.

Так же дело обстоит и в духовной области. Бог всегда дает нам то, что нужно, порой даже больше, чем нужно, но меньше - никогда. Духовный эквивалент "пропитания и одежды" - это сила переносить все богоугодным образом. Получив такую силу, нужно быть довольным. Нам хотелось бы и предметов роскоши и чтобы Бог убрал то или иное "жало", но Он часто отвечает: "Довольствуйтесь тем, что Я даю силы переносить жало". И можно быть уверенным: эти силы никогда не иссякнут.

Джон Бланшар сказал: "И поэтому Он (Бог) дарует каждому совершенную меру благодати, которой хватает на нужды верующих. На каждый день - каждодневная благодать. Для непредвиденной нужды - непредвиденная благодать. Для всепоглощающей нужды - всепоглощающая благодать. Божья благодать - это чудо, но Он никогда не растрачивает Своего чуда понапрасну. Он дает даром, но не бросается благодатью. Он наделяет нас обильно, но щедрость Его не слепа".

Смотрите, как распределял Бог манну среди израильтян в пустыне: "Вот что повелел Господь: собирайте его (хлеб, который Господь дал вам в пищу) каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; И меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка. Каждый собрал, сколько ему съесть. И сказал им Моисей: никто не оставляй от сего до утра. И не послушали они Моисея, и оставили сего некоторые до утра; и завелись черви, и оно воссмердело; и разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло" (Исх.16:16-21).

Трижды в тексте говорится, что каждый человек мог собрать столько, сколько нужно. Манны было вдоволь - никто не оставался голодным. И дело не только в обилии манны, Бог делал так, что хватало и тем, кто собрал мало: "...у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка...". Кроме того, собирать следовало ежедневно - столько, сколько нужно было на день. Исключение делалось лишь накануне субботы. А копить манну было нельзя.

И благодать Бог распределяет, как манну: ее всегда достаточно; без нее никто не останется, но ее ровно столько, сколько нужно. Она даруется ежедневно и в таком количестве, чтобы хватило ровно на день. Бог не разрешает нам копить благодать. Каждый день мы должны обращаться к Нему за новой порцией. Бывают дни, когда обращаться к Нему приходиться ежечасно!

Эта мысль о достаточности и "порционности" Божьей благодати прекрасно выражена в первом куплете гимна Лины Санделл Берг "День за днем".

 

День за днем, за мгновеньем мгновенье
Он мне силы для жизни дает.
Страха нет. Знаю я: Провиденьем
Отче мудрый меня поведет.
Это - Он, милосердный без меры,
Меру блага дневную мне шлет:
Боль и радость - двух спутников веры -
В труд и отдых с любовью вплетет.

 

И вот так, день за днем Он посылает нам благодать, причем столько, сколько нужно. Может показаться, что подобная "система распределения" противоречит великой Божьей щедрости, о которой мы говорили в предыдущих главах. Но это не так. В начале главы мы уже говорили, что Бог неустанно печется о том, чтобы мы не забывали о своей зависимости от Него. Мы были созданы по-детски зависимыми, но со времен грехопадения упорно отрицаем эту зависимость. Бог знал об этом, предостерегая израильтян через Моисея: "И чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим" (Втор.8:17-18).

Очень важно, что это предостережение звучит после напоминания израильтянам о днях крайней нужды, о том, как Он служил единственным источником пропитания. Но Бог предупредил, что даже после сорока лет подобной зависимой жизни, наступит день, когда они оглянутся на окружающее их изобилие и скажут: "Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие".

Подобное мнение негативно сказывается на наших отношениях с Господом, поэтому Он делает все, чтобы мы не стали самодостаточными. Он оставляет в плоти нашей "жало" (оно у каждого свое), но каждый день дарует благодать, чтобы мы могли жить с ним. Время от времени на нашем пути встречаются такие трудности, что мы, подобно Павлу, говорим: "...мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых" (2Кор.1:8). Даже Павлу, жившему с "жалом во плоти", Бог посылал тяжкие испытания, которые заставляли его видеть собственную слабость и полагаться лишь на Бога.

Что бы то ни было - нескончаемая боль от "жала" или же беды и неприятности, - все посылает Бог, чтобы мы не забывали о собственной слабости и зависимости, чтобы могли испытать достаточность Его благодати и Его силы. Жан Кальвин сказал: "Божья сила придется человеку по вкусу лишь тогда, когда он полностью осознает собственную нужду в ней. Человеку свойственно слишком быстро забывать о своей слабости, если о ней никто не напоминает".

Отношение Павла к собственной слабости сильно отличалось от отношения к ней наших современников. Мы презираем слабость и славим самодостаточность, преуспевание. Даже христиане слетаются к экрану телевизора, когда известный спортсмен или артист рассказывает о своей жизни, и все потому, что он добился славы и успеха. Кто из нас захочет слушать человека, который признается: "Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами... Я благодушествую в немощах... Ибо, когда я немощен, тогда силен!"?

Я вспоминаю, сколько раз боролся с собственными слабостями, вместо того, чтобы радоваться им. Помню, как расстраивался, когда мне что-то не удавалось; как страдал от унижения и боялся рассказать о нем близким; как мучился из-за незначительных, но досадных физических недостатков. Лишь в последние годы я понял, какую пользу принесли мне все эти разочарования, неудачи и беспокойства и какую роль они сыграли в моем хождении с Богом, в моем служении. Я думаю, что только начинаю понимать значение слов Павла: "...когда я немощен, тогда силен...".

Очень часто, когда перед выступлением меня представляют публике, я весь сжимаюсь, потому что объявляющий начинает говорить о моих достижениях и успехах. В таких случаях я обычно думаю: "А если бы они узнали обо мне всю правду? Не захотели бы они тогда дружно встать и выйти из зала?" Но именно обратная сторона правды - унижения и страдания, провалы и разочарования (а вовсе не успехи и добродетели) - дает мне право обращаться к ним. Именно беды влекли меня к Господу. Буду честен: дело не в том, что я сам возжелал уповать на Бога, - у меня просто не было другого выхода. И вот теперь, наконец, я начинаю понимать, что в слабости обретаю силу - Его силу.

Филип Хьюз сказал: "Каждый верующий должен усвоить: человеческая слабость идет рука об руку с Божьей благодатью". Этот урок Павел усвоил очень хорошо. Он говорил: "И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор.12:9). Павел усвоил, что Божьей благодати бывает достаточно, что с Божьей помощью сила Святого Духа укрепит его, когда "жало" вонзается в плоть, когда он чувствует слабость, обиду, боль, когда его гонят и притесняют (ст.10).

Как мы уже сказали, прошло четырнадцать лет с тех пор, как Бог даровал Павлу необыкновенные откровения. Если считать, что и "жало" было ему дано приблизительно в то же время и что вскоре после этого он трижды молил Бога об избавлении, то получается: у Павла ушло четырнадцать лет на то, чтобы убедиться во вседостаточности Божьей благодати.

Павел не был отрешенным от жизни богословом. Свои письма он писал не из удобного кабинета (да и сегодня ни один хороший пастырь и душепопечитель не станет наблюдать жизнь из окна кабинета). Павел писал о том, что испытал сам. Боль, о которой он писал была совершенно реальной болью. Дарованная ему благодать, была совершенно реальной благодатью. Дерзновение свое он черпал не в теории, не в вымыслах и не в мистике. Нет, Павлу довелось самому испытать совершенно конкретное проявление Божьей любви и силы, благодаря служению Святого Духа, несшего утешение и бодрость.

Павел не первый из священнописателей говорил о Божьей благодати. Пророк Иеремия, которому довелось перенести немало трудностей и испытаний, восклицал: "Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Твердо помнит это душа моя, и падает во мне. Вот, что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!" (Плач.3:19-23).

Даже в страдании и отчаянии, ища и не видя Бога, Иов смог сказать: "Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, - выйду, как золото" (Иов.23:10, см. ст.8-9).

Наиболее ярко и часто о вседостаточности Божьей благодати для хрупкого страдальца-человека говорится в Псалмах. Вспомните, к примеру, свидетельство Давида из Пс.12: "Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, Доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, Скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною? Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; Да не скажет враг мой: "я одолел его". Да не возрадуются гонители мои, Если я поколеблюсь. Я же уповаю на милость Твою; Сердце мое возрадуется о спасении Твоем; Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня".

В этом псалме Давид вспоминает, как Господь возводил его от глубин скорби до высот радости. Что произвело в нем такую перемену? Он не говорит конкретно о Божьей благодати, но можно быть уверенным: именно благодать Божья вернула его к радости.

Другой из псалмопевцев, Асаф, испытал иную скорбь. Он сравнил свою жизнь, жизнь праведника, с жизнью грешника и пришел к неутешительным выводам: "Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои..." (Пс.72:3,12-13). Но потом он ощутил благодать Божью и сказал: "Но я всегда с Тобою; Ты держишь меня за правую руку... Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек" (ст.23,26).

Свидетельство того, что Божья сила совершается в человеческой немощи, можно найти не только в Писании. Во все века верующие ощущали благодать и свидетельствовали о ней. Пример тому - стихотворение Анни Джонсон Флинт "Обильней благодать":

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.