Сделай Сам Свою Работу на 5

Система экологического права





 

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов.

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов: 1) общие положения экологического права (предмет, объ­екты, принципы, источники); 2) право собственности на природные ресурсы (формы, виды права собственности, субъекты, объекты и т.п.); 3) управление охраной окружающей природной среды и природополь­зованием (система, виды органов, функции управления); 4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду; 5) экономи­ко-правовой механизм охраны окружающей природной среды; 6) нор­мирование качества окружающей природной среды; 7) правовые осно­вы эколого-информационного обеспечения; 8) право природопользо­вания; 9) юридическая ответственность за экологические правонару­шения.

Особенная часть экологического права объединяет следующие пра­вовые институты: 1) правовой режим использования и охраны земель; 2) правовой режим использования и охраны недр; 3) правовой режим использования и охраны вод; 4) правовой режим использования и ох­раны лесов и иной растительности; 5) правовой режим использования и охраны животного мира; 6) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя; 7) правовой режим особо охраняемых природных тер­риторий; 8) правовой режим экологически неблагоприятных террито­рий; 9) правовое регулирование обращения с опасными, радиоактив­ными веществами и твердыми отходами.



Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающей среды, ха­рактеристику объектов международно-правовой охраны, систему меж­дународных организаций в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

 

Источники экологического права

 

Источники как форма выражения общеобязательных правил пове­дения в экологическом праве имеют определенные особенности. На­ряду с традиционным делением источников на законы и подзаконные акты, источники разделяются на общие и специальные, а специальные, в свою очередь, на: поресурсовые (Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс и т.п.) и комплексные специальные источники (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.*.



* СЗ РФ. 1995. № 12.Ст. 1024.

 

Выделяются также межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права (УК, ГК, КоАП, КЗоТ и др.).

По уровню принимаемых нормативных правовых актов и их дей­ствию в пространстве можно выделить: федеральные источники, ис­точники права субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Приоритетное значение имеют междуна­родно-правовые акты.

Среди подзаконных нормативных актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической политики России. К таким актам можно отнести Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г., Концепцию национальной безопасности Россий­ской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.*

* Российская газета. 2000. 18 янв.

Среди источников экологического права весьма значителен удель­ный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Пра­вительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются по­ложения о государственных специальных органах управления (Поло­жение о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России и др.). Кроме того, Правительство РФ принимает ряд актов, имеющих само­стоятельное значение для регулирования экологических отношений (Положение о государственных природных заповедниках, Положение о национальных парках и др.).



В связи с тем, что вопросы природопользования и охраны окру­жающей среды отнесены, в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ, нельзя недооценивать значение актов, принимаемых субъектами РФ. Многими из них при­няты законы об охране окружающей среды, законы об особо охраня­емых территориях. Ими принимаются территориальные программы по охране природы, утверждаются таксы для исчисления размера причи­ненного ущерба рыбному и охотничьему хозяйству республики, края, области и т.п.

Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, повышения плодородия зе­мель, озеленения и благоустройства населенных пунктов.

Определенное значение для регулирования экологических отношений имеют ведомственные нормативные акты. Наиболее распространенными формами таких актов являются инструкции, положения, правила. К примеру, Федеральной службой лесного хозяйства России 12 января 1999 г. приняты «Санитарные правила в лесах Российской Федерации».

 

Право собственности на природные ресурсы

 

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Наряду с правом частной собственности на землю действующее водное законодательство (ст. 40 Водного кодекса РФ) провозглашает, что в собственности граждан и юридических лиц, могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водоемами. Водным кодексом предусмотрено и право муниципальной собственности на водные объекты. Они могут принадлежать на праве собственности городским, сельским поселениям и использоваться для муниципальных нужд.

На леса и земли лесного фонда, согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ, установлена только федеральная государственная собственность. На объекты животного мира и недра установлена федеральная государственная собственность и государственная собственность субъектов РФ. В федеральной государственной собственности преимущественно находятся: земли, предназначенные для нужд обороны и безопасности, места расположения полезных ископаемых общефедерального значения, особо охраняемые природные территории (объекты) и другие природные ресурсы.

 

Управление охраной окружающей среды

И природопользованием

 

Управление охраной окружающей среды и природопользованием как институт экологического права представляет собой систему правовых норм, регулирующих деятельность всех видов государственных и муниципальных органов, управленческих структур по осуществлению природоохранительных функций, направленную на сохранение, восстановление, оздоровление природной среды и экологической безопасности населения.

В системе управления охраной окружающей среды важное место занимают органы общей компетенции и специальные органы управления.

В соответствии с природоохранительным законодательством и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возлагаются следующие функции в области природоохранительной деятельности: реализация государственной политики в области экологии; координация природоохранительной деятельности министерств, ведомств, учреждений; принятие решений об организации особо охраняемых территорий; руководство внешними связями в этой области и др.

Особая роль в управлении природоохранительной деятельностью отведена специальным органам управления охраной окружающей среды.

Заглавное положение в системе специальных органов отводится Государственному комитету РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), поскольку на него возложено осуществление координации деятельности всех специальных органов. Комитет возглавляет государственную службу экологического мониторинга. Он организует и проводит государственную экологическую экспертизу, формирует единую систему особо охраняемых природных территорий, занимается разработкой единой государственной экологической политики. На комитет возложено ведение Красной книги исчезающих животных и растений.

К специальным органам относится Федеральный центр санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ.

Природоохранительная деятельность большинства специальных органов носит поресурсовый характер. Примером этого может служить деятельность Государственного комитета РФ по земельной политике, который осуществляет различные функции по охране земель (ведение учета, земельного кадастра, мониторинга, землеустройства и т.п.). Министерство природных ресурсов осуществляет аналогичные функции, но применительно к недрам и водным ресурсам. Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Среди важнейших направлений природоохранительной деятельности особое значение за последние годы приобрела функция организации и проведения экологической экспертизы. Она проводится с целью выявления соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определению допустимости реализации объекта экологической экспертизы. В основе проведения экологической экспертизы лежат принципы презумпции потенциальной экологической опасности любой хозяйственной деятельности, обязательности ее проведения до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы и др.

Обязательной экологической экспертизе на федеральном уровне подлежат: проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к отрицательным последствиям, проекты нормативно-технических документов, регламентирующих деятельность хозяйственных организаций, которые могут оказать воздействие на окружающую среду. К числу обязательных относятся проекты комплексных целевых программ, проекты генеральных планов развития территорий, проекты схем развития отраслей и другие проекты.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.