Сделай Сам Свою Работу на 5

Видео текст и телевидение как проблема эстетики.





 

Феномен видео вошел в общественное сознание современности прочно и основательно. Видеотехника, видеотехнология, видеопродукция стали неотъемлемой частью современной культуры, сформировав пространство для реализации качественно новых информационно-коммуникативных и художественно-эстетических процессов. Их стержневой основой является творческо-коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством видео.

 

Эта деятельность имеет замкнутый, системный характер, что собственно и делает ее технологией, в которой присутствует несколько взаимосвязанных элементов. Среди них - видеосъемка, монтажная обработка видеоматериала, организация хранения его на определенном видеоносителе, передача (распространение) этих носителей видеоизображения, их воспроизведение на экране монитора или на обычном проекционном экране. Системообразующим признаком видеотехнологии как деятельности является видеозапись. Она является элементом всех составляющих видеопроцесса.

 

Ни в кинематографе, ни на телевидении средства фиксации и воспроизведения аудиовизуальных сообщений не имели такой тесной интеграции с их потребителями, как в видеотехнологии. Благодаря автоматизации и простоте выполнения процессов, приобщиться к ней может практически каждый человек.



 

Творческо-коммуникативная деятельность на базе видеотехнологии, существуя более четырех десятилетий, выполняет важные социокультурные функции: образовательную, воспитательную, научную, трансляционно-коммуникативную и т.п. Их реализация непосредственно связана с репродуктивными возможностями видеотехнологии. Репродуктивная деятельность на ее основе всегда являлась доминирующей, потому что основной причиной ее массового распространения стала неуклонно возрастающая информационно-визуальная потребность общества.

 

В художественно-эстетической сфере функционирования видеотехнологии, где ее субъектом выступает чаще всего профессиональный индивид, потребность в ней постоянно возрастала и продолжает возрастать, отвоевывая новое для себя эстетическое пространство. Все телевизионные передачи создаются сегодня с помощью видеотехнологии. Все документальные и научно-познавательные фильмы также реализуются на ее основе. Постановочно-игровые блокбастеры уже не могут обходиться без генерирования спецэффектов, базирующихся на видеомонтажных технологиях. Множится количество игровых фильмов, полностью созданных на основе видеотехнологии.



 

Огромное количество людей все больше предпочитает смотреть фильмы на видеоаппаратуре у себя дома. Для этого в их распоряжении практически вся киноклассика, новейшая кино- видеопродукция, а также записанные на диски популярные телефильмы и телепередачи. Крупнейшие музеи устраивают выставки, бьеннале современного искусства, где видео позиционируется как наиболее значимое художественное явление.

 

Все это свидетельствует о достаточно весомой и значимой роли в социуме и культуре информационно-коммуникативной и художественно-эстетической деятельности на основе видеотехнологии. Можно констатировать, что в настоящее время складывается своеобразная экранная культура, обладающая признаками самодостаточности. В ней уже можно выделить собственного субъекта (творца) и собственный объект (зритель); специфическую творческо-производственную деятельность с уникальной технико-технологической оснасткой; особый продукт (видеопроизведение); новые институции (профессиональные и любительские видеостудии, учебные структуры, клубы по интересам); свою совокупность критиков и т.п.

 

Очевидно, что формирование базиса этой видеокультуры должно исходить из учета особых эстетических признаков творческо-коммуникативной видеодеятельности. Однако они размываются, существуя в рамках кинематографа, телевидения и других сфер культуры, которые ассимилируют ее как собственную. Эстетическое созна-



 

ниє инерционно воспринимает видеотворчество и видеокоммуникацию как эстетический аналог кино-, телетворчества и кино-, телекоммуникации, хотя практика свидетельствует о существенных различиях между ними.

 

Эти различия проистекают из природы данного видеосредства, изначально обладающего особым характером организации аудиовизуальных образов, а также из потребностей экранного искусства, стремящегося к максимальной реалистичности в отображении реальности и, одновременно, к максимальной фантомности, искусственности при создании фильмов. Таких произведений экрана, сделанных на основе иной хронотопной организации и искусственного моделирования, становится все больше. В современное эстетическое сознание начинают входить такие понятия, как «видеофильм», «видеоклип», «видеооператор», «видеорежиссер», «видеомонтаж» и т.д., то есть происходит расширение эстетического представления о деятельности, которую можно осуществлять на основе видеотехнологии.

 

Видео это не просто новое техническое средство и технология, а новый тип эстетического сознания, меняющий парадигму всего экранного искусства. Фильмы новой эстетики номинируются как «другое кино» («артхаусное»), поэтому их редко можно встретить в кинотеатрах, где доминирует массовая кинопродукция. Коммуникативными нишами таких фильмов являются домашние просмотры, фестивальные площадки, конкурсные программы, выставки современного искусства.

 

Процесс обретения эстетической автономии является глубоко закономерным для видео, потому что любая коммуникативная система, развиваясь, рано или поздно обретает качества художественно-эстетической системы. Технологии меняются быстрее, чем эстетическое сознание. Всегда существует момент запаздывания, который ликвидируется тем быстрее, чем более ярко выражена потребность в новом способе творчества и форме коммуникации.

 

Таким образом, выявление эстетических особенностей видео как творческо-коммуникативной деятельности является актуальной науч-

 

ной задачей, связанной с необходимостью теоретического осмысления этого относительно нового культурно-эстетического феномена. Состояние научной разработанности проблемы Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы бытования видео имеет сравнительно недолгую историю, которая начинается в конце 1970-х годов. Одними из первых обратили внимание на феномен видео творческие работники телевидения, в сфере которого оно и зародилось. Видео для них выступало новой технологией фиксации и последующего монтажа, которая давала дополнительные творческие возможности при создании документальных видеофильмов. Их осмыслению посвящены кандидатская диссертация по искусствоведению С.А. Белянинова, коллективная монография об этапах становления документального видеофильма «Документальный видеофильм: этап становления» (М., 1982), учебное пособие И. Романовского. В них рассматривались отдельные вопросы «технологических удобств», которыми располагала магнитная видеозапись. Эта же тенденция была продолжена и в диссертациях Асадпур Растекенари Азис, В.А. Гусева, А. Самарай.

 

Начиная с середины 1980-х годов, когда видеокассетное кино и познавательные видеопрограммы распространились среди населения достаточно широко, ряд отечественных и зарубежных исследователей предприняли попытку осмыслить их влияние на культуру современного общества и отдельного индивида. Об этом свидетельствует издание западных сборников статей на темы: культура печати и видеокультура; видеосфера, видеотехника и жизненный мир личности; кино, телевидение и видео в жизни общества. Психолого-педагогические аспекты влияния видеотехники на западную молодежь отражены в монографии Д. Спанхела. Дополняют эти издания отдельные статьи отечественных и зарубежных авторов, посвященные различным аспектам видеотехнологии: М. Голдовской (видеотехника высокой четкости и кино), О. Сильванович (взаимопроникновение видео и кинематографа), Г. Нобле (социальные последствия появления видеокассетной техники для элиты и масс США и Австра-

 

лий), X. Маккея (социальные аспекты использования информационных технологий дома), А. Карона и Д. Мониера (влияние видеомагнитофонов на массовую молодежную культуру) и т.д.

 

В нашей стране данная проблематика начала разрабатываться в несколько позже (конец 1980-х, начало 1990-х годов), так как массовое внедрение видеотехники и сопутствующая ей видеокультура распространялись весьма медленно и осторожно. На необходимость пересмотра критериев при оценке известных фильмов западных кинорежиссеров, а также правового регулирования в этой сфере настаивал в своей книге В. Борев, ратуя за широкое распространение прогрессивной и полезной, по его мнению, видеотехнологии. Публикации работы Борева предшествовали не менее злободневные книги и статьи на эту тему В.П. Кононенко, А.И. Липкова, К.Э. Разлогова. Социологический подход к видео демонстрируется в кандидатской диссертации Р.В. Мартыновой.

 

Развитие во всем мире не только видеопроката, но и видеолюбительской деятельности, а также видеоарта стимулировало появление теоретических работ, описывающих в том или ином ракурсе эти явления. Видеолюбительство представало в них главным образом как средство педагогического воздействия и воспитания определенных качеств личности со стороны досугово-образовательных институтов. Среди публикаций такой направленности можно выделить монографии М.С. Затучного и Б.П. Бархаева, а также серию статей в белградском журнале «Культура».

 

Для исследования видеоарта использовалась в основном искусствоведческая методология, так как последний позиционировался как одно из главных направлений современного (актуального) искусства. Данный подход присутствует в статье зарубежного автора С. Година, а также в отечественных сборниках, которые стали теоретическим итогом интенсивного развития российского видеоарта в 1990-е годы.

 

Достаточно весомый пласт научной литературы составляют исследования, посвященные видеотехнологии как средству коммуникации. В этой научной области нише явно доминируют зарубежные авторы,

 

рассматривающие видео, в основном, как одну из форм массовой коммуникации. Здесь выделяются две монографии М. Гамбаро и Д. Смита. Их дополняют отдельные статьи Г. Сартори, У. Баба и Кен-Иши Имея.

 

Первое десятилетие XXI века отмечено значительным увеличением количества эмпирической литературы по мастерству создания видеофильмов. Эта тенденция связана с растущей в настоящее время социокультурной экспансией видеотехнологии, ее влиянием на кинематограф, телевидение, досуговую сферу, сферу образования и т.д. В большинстве случаев это перенесение кинематографического опыта на креативные возможности видеотехнологии. К такого рода источникам относятся книги В. Шильда и Т. Пеле, П. Уорда, И.Б. Шубиной, Р. Гейтса и т.д.

 

Что касается научных исследований эстетической проблематики видео как специфической творческо-коммуникативной деятельности, то мы должны констатировать, что систематизированных результатов в этом направлении достигнуто не было. Можно лишь отметить рассмотрение некоторыми авторами отдельных аспектов эстетики видео. В качестве примера можно привести давнее диссертационное исследование Б. Дедича, в котором он обосновывает изобразительную взаимосвязь киноискусства, телевидения и видео, а также монографию Э.В. Советкиной, где выявляются эстетические особенности музыкальных видеоклипов. Свой вклад в изучение эстетики видео внесли и зарубежные исследователи. В частности Л. Манович (США) описал эстетические качества языка новых медиа, а Б. Манов (Болгария) дал анализ эстетической природы дигитального образа.

 

В настоящее время отсутствуют концептуальные наработки системного характера, которые адекватно и целостно отображали бы комплекс эстетических особенностей творческо-коммуникативной деятельности на основе видеотехнологии, что делает наше исследование актуальным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.