Сделай Сам Свою Работу на 5

НЕУДАЧИ ПРИ ПОПЫТКЕ ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ Я





В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения, как ему следует поступить в том или ином, важном или не очень важном для него деле. В таких случаях человек будет действовать под воздействием либо сил совместности, либо сил индивидуации. Одна из этих сил всегда будет преобладать над другой.

Результат взаимодействия этих двух сил будет определяться несколькими факторами. Основной фактор — это степень эмоциональной целостности человека, его независимости от эмоционального влияния других значимых для него людей. Чем выше степень эмоциональной организованности, целостности, тем более вероятно, что преобладать будут силы индивидуации; чем она ниже, тем больше шансов, что верх возьмут силы совместности.

Другой важный фактор — уровень острой и хронической тревоги. Чем выше тревога, тем сильнее тяга к совместности независимо от степени дифференциации. То же самое можно сказать о продолжительности тревожного состояния. Чем дольше сохраняется высокий уровень


 

тревоги, тем сильнее тяга к совместности у системы и у отдельного человека; тревожный фон определяет также характер функционирования общества и частоту возникновения серьезных событий, вызывающих беспокойство людей.



Функциональная динамика

Когда человек подвергается воздействию тревожных сил, он либо может противопоставить этим силам свое Я, либо будет реагировать автоматически, чисто эмоционально. Когда позиция человека четко определена, он будет ощущать лишь эмоциональный аккомпанемент своим собственным аргументам и убеждениям. Если же эта позиция будут удерживаться достаточно долго, то система перейдет в более устойчивое состояние, что приведет к уменьшению зависимости от чужой эмоциональности. С другой стороны, если человеку не удалось сразу определить свою позицию по значимым для него вопросам, то растягивание этого процесса самоопределения во времени будет способствовать увеличению эмоциональной зависимости от других людей (Meyer 1982). Рисунок 2 показывает соотношение между динамикой самоопределения и переживаемым состоянием тревоги.

Столкнувшись лицом к лицу в какой-то проблемой человек не может просто «уклониться» от нее без некото-Степень дифференциации



Отсутствие Я

Шкала времени

Рис. 2. Функциональная динамика


 

рой потери своего Я. Избегание «больных» тем («с глаз долой— из сердца вон») не обеспечивает достойного выхода из эмоциональной системы. Я считаю, что способность или неспособность самоопределения не зависит напрямую от конкретной ситуации. Неспособность самоопределения связана скорее с постоянными переменами в центре системы, с взаимодействием треугольников. Более того, неспособность самоопределиться ведет к нарушению установившегося баланса сил.

Неудача в определении своего места в системе может привести к следующим явлениям: эмоциональному разрыву, большей уязвимости для триангуляции, увеличению уровня тревоги и повышению вероятности проекции.

Эмоциональный разрыв может произойти при любых взаимоотношениях, в которых человек не выработал четких позиций по отношению к эмоционально значимым темам. Неспособность определиться во взаимоотношениях будет выражаться следующим образом: новый уровень хронической тревоги, острая тревога при повторном возникновении этой темы, увеличение дистанции. Каждая новая неудача будет увеличивать степень эмоционального разрыва.

Из-за увеличения тревоги и реактивности может возникнуть опасность вовлечения в треугольник. Человек иногда сам триангулируется с другими, чтобы уменьшить свою чувство тревоги, а может оказаться вовлеченным в треугольник другими людьми. Триангуляция усиливает тревогу и даже усложняет становление Я внутри системы.



Утрата своего Я в системе автоматически увеличивает уровень тревоги, которая может оказать влияние на самые разные сферы жизнедеятельности.

Проекция на следующее или какое-либо другое поколение происходит тогда, когда имеется серьезный разрыв в супружеских взаимоотношениях или в отношениях со своими родителями.

Недифференцироваппость

Другим серьезным последствием неудавшегося самоопределения является то, что неудача ведет человека ко все большей недифференцированности, все дальше

Теория


от целостности и твердости Я. Поэтому каждая неудача еще больше усиливает груз недифференцированное™. Нет твердой позиции — нет и нейтральности. Человек либо обретает свое Я, либо все больше и больше обезличивается. Это похоже на то, как человек ведет машину по магистрали, двигаясь все быстрее и удаляясь все дальше и дальше в неверном направлении. Чтобы вернуться на правильный путь, ему потребуется проехать в обратном направлении такое же расстояние, какое он проехал в неверном направлении. Точно так же с дифференциацией. Реакции и действия, уводящие прочь от заявки на самоопределение и занятия твердой личностной позиции, отодвигают Я все дальше и дальше в сторону недифферен-цированности.

Неудача в попытке определить свое Я

Ситуация, когда человек не совершает попыток самоопределиться, существенно отличается от ситуации, когда работа по самоопределению завершилась неудачей. Практически невозможно определить свое Я внутри семейной системы, не сталкиваясь с некоторыми неудачами. Однако неудача становится серьезной проблемой, если человек считает, что ее причина заключается не в нем, а в ком-либо другом. Если же человек видит источник неудачи в самом себе, то даже не приведшее к желаемому результату усилие обогатит его новыми знаниями об эмоциональности системы и о его собственной эмоциональности. Это способствует лучшему пониманию данной системы, а также дает представление о том, что нужно предпринять для обретения большей зрелости и избавления от незрелости.

Неспособность самоопределиться может быть связана с большим количеством факторов. Одним из самых важных из них является чрезмерная фиксация на наиболее болезненных семейных темах. Вряд ли следует ожидать успеха в том случае, когда деятельность по самоопределению строится вокруг членов семьи, с которыми до этого момента не было никаких контактов или эти контакты ограничивались лишь мимолетными встречами, но при этом затрагиваются очень серьезные, критические для семейной системы темы. Такая неудача объясняется неспо-


 

собностью данного человека вступить в неформальные межличностные взаимоотношения, а также его неспособностью разрешить болезненную для семьи проблему. Более того, если человек, работающий над изменением своего Я, начнет реагировать на неуспех как на показатель реактивности других членов данной системы, то это лишь увеличит вероятность его последующих неудач. В какой-то момент он может решить, что ему слишком трудно оказать воздействие на семью и что нужно отказаться от дальнейших попыток. И хотя это действительно так, впоследствии может оказаться, что неудача связана с тем, что обсуждение внутрисемейных проблем проходило вне узких рамок межличностных взаимоотношений. Кроме того, могут возникнуть и более серьезные последствия подобной неудачи: люди, попытавшиеся установить между собой неформальный контакт, больше не захотят общаться друг с другом. Таким образом, не только эта попытка закончится неудачей, но и сформируются новые, более мощные препятствия на пути к будущему успеху. Люди плохо реагируют на того члена семьи, который в прошлом не демонстрировал ни интереса, ни обязательств в отношении своей расширенной семьи, но вдруг явился с намерением «потоптаться» на самых больных вопросах.

Другим фактором, который может вызвать неудачу в определении своего Я в семье, является недооценка важности более формального общения, в котором обычно избегают затрагивать эмоционально насыщенные темы. Знакомство и установление первичного контакта без заострения вопросов на какой-либо теме должны предшествовать важному разговору с влиятельным членом семьи, а не совмещаться с ним. Только в этом случае можно рассчитывать на успех переговоров по поводу волнующих семью тем.

Еще одна ловушка — это интервьюирование членов семьи вместо установления с ними личного контакта. Если это просто стремление собрать побольше данных о своей родословной, то такое интервью может оказаться полезным и интересным. Но если подобное обсуждение включает эмоционально нагруженные темы, вероятность успеха значительно уменьшается. Напротив, если вопросы биографического

31*


 

характера задаются в процессе активного дружеского диалога, то люди легче пускаются в воспоминания.

Процесс интервью сам по себе содержит некоторые подвохи. Человек, берущий интервью, может неосознанно проявлять настойчивость в «получении информации». Этому способствуют такие моменты, как назначение точного времени для встречи и предварительное обгова-ривание выносимых на интервью вопросов. Поэтому во время беседы интервьюируемый может почувствовать, что от него требуются лишь «конкретные данные». Вместо того чтобы спокойно разговаривать, терпеливо ожидая получения нужной информации, интервьюер может начать «давить» на собеседника. Но поскольку собеседник это сразу почувствует, трудно ожидать, что все закончится вполне успешно.

Еще одним препятствием на пути желающих определить позицию своего Я в семье является привычка некоторых людей сразу же приступать к практическим действиям, фокусируясь на «больных» и трудных темах, не потрудившись при этом собрать необходимые сведения об эмоциональном функционировании семьи и своем эмоциональном Я. Возможно, эта привычка связана с тем, что определение своего Я как внутри, так и вне семейной эмоциональности идет вразрез с процессом индивидуальной эмоциональности. Только убежденность в собственной правоте, основанная на понимании своей незрелости и возможных перспектив развития, может удержать Я в рамках намеченного курса, когда эмоциональность семьи достигает высокого уровня напряжения. Без этих знаний о прошлом и настоящем и без уверенности в том, что зрелость обязательно наступит, вероятность успешной работы по определению себя в семье будет минимальна.

Еще одним фактором, приводящим к неудачам в изменении себя, является привычка работать с семьей не систематически, а «набегами». Вместо методичной, постоянной работы человек в течение года совершает две-три попытки изменить себя, ничего не делая для этого все остальное время. Такое поведение приводит к эмоциональному спаду и истощению. Впоследствии этому человеку, возможно, придется активизироваться для борьбы со своим неже-


 

ланием изменяться, чтобы каждый раз не начинать все заново.

Последним из обсуждаемых нами факторов, которые препятствуют усилиям по изменению своей позиции в отношении к семье, является глубинная тревога человека, предпринимающего подобную попытку. Если человек не в состоянии остановить нарастающую тревожность и начинает дистанцироваться от семьи, она будет реагировать на это дистанцирование сильнее, чем на все его предыдущие попытки установить с нею взаимоотношения. Человеку же, не осознающему всех этих нюансов, будет казаться, что семья реагирует на его повышенную тревожность, а не на ее последствия. При этом вопрос, на обсуждение которого человек потратил столько сил, может утратить свою актуальность. Теперь ему придется поработать над механизмом, позволяющим удерживать тревогу в определенных рамках, чтобы иметь возможность вернуться к тем задачам, ради которых и предпринимались все усилия.

Мы перечислили некоторые факторы, которые сводят на нет усилия, предпринимаемые для изменения своей позиции в семье. Будет правильно, если человек начнет с того, что оценит свои реакции на неудачные попытки самоопределения и на тревогу, спровоцированную этими попытками. Разобравшись с этим, можно будет оценить и понять причины неудачи. Какие неточности имела теоретическая схема, на основе которой были спланированы действия? Какие факты нужно уяснить себе, прежде чем приступать к данной работе? С какими людьми из этой системы нужно наладить контакт, прежде чем можно будет перейти к завершению определенной работы?

Таким образом, тот терапевт, который не пытался определить себя в своей семье или пытался, но потерпел неудачу на этом поприще, сможет оказаться легкой добычей для таких нежелательных процессов, как эмоциональный разрыв, склонность к триангуляции, усиление тревоги и увеличение вероятности проекции (на свою семью или на тех, кто пришел на терапию).


 

ЛИТЕРАТУРА

Bowen M. (1978). Family Therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson.

BradtJ. O., Moynihan C.J. (1971). Opening the safe: A study of child-focused families. In Systems Therapy, Selected Papers: Theory, Technique, Research, ed. J Bradt and C. Moynihan. P. 1-24. Washington, D.C.: Jack O. Bradt, M. D., and Carolyn J. Moynihan.

KuhnJ. S. (1978). Realignment ofemotional forces following loss. In The Best of The Family (1973-1978). P. 178-183. New Rochelle, N.Y.: The Center for Family Learning.

MeyerP. H. (1976). Patterns and processes in working with oners family. Paper presented at the 13th Georgetown University Symposium on Family Psychotherapy.

MeyerP. H. (1980). Between families: The unattached young adult. In The Family Life Cycle: A Framework for Family Therapy, ed. E. Carter and M. McGoldrick. P. 71-91. New York: Gardner.

MeyerP. H. (1982). The cumulative impact of the failure to define a self on a life course. Paper presented at the 19* Georgetown University Symposium on Family Psychotherapy.

Toman W. (1969). Family Constellation: Its Effects on Personality and Social Behavior, 2nd ed. New York: Springer-Verlag.


ПРИЛОЖЕНИЯ


 


 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Составители: Б. Пембертон и Д.А. Пембертой (2002) Адаптация: К. Бейкер (2003)

В основу терминологии теории семейных систем Боуэ-на положены как общеупотребительные слова, так и научная лексика. Для обозначения основных понятий своей теории Боуэн часто пользовался биологическими терминами. По мысли Боуэна, науки, исследующие человеческое поведение, в конце концов должны быть признаны естественными, однако для этого необходимо, чтобы описание поведения осуществлялось в терминах, принятых во всех науках, предметом рассмотрения которых является жизнь. Определения терминов взяты из работ М. Боуэна и М. Керра:

Kerr M.E. (1981). Family Systems Theory and Therapy. Handbook of Family Therapy. A.S. Gurman, D.P. Knisern, eds. New York: Brunner/Mazel.

KerrM.E., Bowen M. (1988). Family Evaluation. New York: W.W. Norton.

Bowen M. (1994). 4lh Ed. Family therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson, Inc.


 

Взаимообусловленность, совместность—термин, обозначающий баланс отдачи и приобретения каждым из индивидов в системе их отношений. Взаимообусловленное совместное функционирование проявляется во многих формах жизнедеятельности. Например, отношения внутри пары, состоящей из ги-пер- и гипофункционирующего супругов; отношения между братьями, один из которых никогда не поступает плохо, а другой никогда не поступает хорошо; отношения внутри семьи, когда один из ее членов всегда перекладывает вину на других, а другой всегда во всем винит себя.

Гиперфункционирование/гипофункционирование— пример реципрокной функции. Гиперфункционирующий индивид берет на себя ответственность за эмоциональное благополучие других и старается компенсировать недостатки (реальные или мнимые) функционирования других. Гипофункциониру-ющий индивид чувствует себя зависимым от гиперфункциони-рующего в том, чего не хочет или не может сделать сам.

Детриангуляция.В периоды повышенной тревоги два человека, связанные межличностными отношениями, стараются вовлечь в эмоциональный процесс третьего: образуется треугольник. Детриангуляция — процесс выхода этого третьего из треугольника — заключается в отказе от принятия позиции какой-либо из сторон при сохранении контакта с обеими сторонами.

Дистанцирование,или эмоциональная дистанция, — расстояние, устанавливающееся между двумя людьми в зависимости от того, как они реагируют друг на друга. Это адаптация, снижающая чувство тревоги или дискомфорта, вызываемое'чересчур большим сближением.

Дисфункция— невозможность действовать или эффективно выполнять функцию.

Дифференциация Я— по аналогии с биологическим понятием дифференциации (дифференцировки) обозначает спектр возможных способов, с помощью которых люди уравновешивают силы индивидуальности и совместности в значимых системах отношений.

Индивидуальное (индивидуалистическое) мышлениелучше всего представлено в психоаналитической концепции Фрейда: хотя Фрейд и полагал, что психопатология связана с опытом раннего детства, ее причины искали во внутреннем инт-рапсихическом конфликте индивида.


 

Интеллектуальная система— функция коры головного мозга, появившаяся на последней ступени его эволюционного развития. Включает мышление, суждения и рефлексии. Позволяет человеку в некоторых областях жизнедеятельности руководствоваться логикой, интеллектом и рассудком.

Интеллектуальное и эмоциональное функционирование— согласно теории Боуэна, людям свойственно интеллектуальное функционирование (продукт интеллектуальной системы) и эмоциональное функционирование (продукт эмоциональной системы).

Непроработанная эмоциональная привязанность к родителямэквивалентна степени недифференцированности индивида. Чем ниже уровень дифференциации, тем сильнее непроработанная привязанность к родительской семье и выше реактивность. Наиболее часто автоматически срабатывают внутренние механизмы: с родителями перестают общаться, дистанцируются от них физически (покидают дом). Обычно сильно выраженная непроработанная привязанность к родителям приводит к эмоциональному разрыву.

Острая тревога, тревожность, острое беспокойство— физическая, эмоциональная или поведенческая реакция организма на реальную угрозу; ограничена во времени.

Поглотители тревоги— многочисленные физические или эмоциональные механизмы, снижающие уровень тревоги. Наиболее эффективными поглотителями тревоги являются отношения с другими людьми.

Процесс межпоколенческои передачи—приливы и отливы эмоционального процесса через треугольники в течение нескольких поколений. Расширяет понятие ядерной семьи как эмоциональной единицы до многопоколенной семьи как эмоциональной единицы.

Процесс семейной проекции— перенос постоянной родительской тревоги на одного или нескольких особо уязвимых детей в ядерной семье. Этот ребенок вбирает родительскую тревогу и может стать активным членом первичного родительского треугольника.

Псевдо-Я— знания и убеждения, полученные от других. Используется как предмет обмена во взаимоотношениях с другими людьми. Образуется под эмоциональным давлением и может быть под этим давлением модифицировано.


 

Расширенная семья— включает всех членов семьи из настоящего и предыдущих поколений: ядерную семью, семью происхождения и предыдущие поколения.

Семейная диаграмма— графическое представление многих поколений семьи.

Семья происхождения, родительская семья— семья, в которой человек родился и вырос.

Сиблинговая позиция, позиция брата/сестры— отражает порядок рождения детей в семье происхождения. Выходцы из разных семей, занимавшие в них одинаковую позицию, в зрелом возрасте имеют многие сходные характеристики. Эмоциональные силы внутри семейной системы диктуют способ функционирования каждому ее члену. Сиблинговая позиция брата/сестры является частью функциональной «индивидуальной позиции» человека. Ее виды: «единственный», «старший», «средний», «младший» и «близнец». В любой из этих позиций есть свои плюсы и минусы.

Силы индивидуации и совместности— согласно Боуэну, две взаимно уравновешивающие силы, действующие в системах человеческих отношений. Индивидуация коренится в инстинктивной потребности каждого отдельного организма в самостоятельности и независимости, совместность— в инстинктивной потребности в других, в связи с группой или другим человеком.

Система чувствованияпостулируется в качестве связующего звена между эмоциональной и интеллектуальной системами, посредством которого определенные эмоциональные состояния репрезентируются сознанию.

Системное мышление— рассмотрение системы отношений внутри семьи, функциональных позиций индивидов, входящих в систему семьи, форм отношений между ними в соответствии с теорией Боуэна. Причины возникновения проблем усматриваются не внутри индивида; появление какого-либо симптома объясняется как результат острого или хронического нарушения баланса эмоциональных сил в наиболее близкой человеку системе отношений, обычно в семье.

Слияние в отношениях— степень соединения индивида со значимыми другими или степень утраты своего Я (индивидуальности) во взаимоотношениях с другими.

Совместность— один из процессов эмоциональной системы, в котором выражается тяга человека к другим людям.


 

Социальный эмоциональный процесс— способ, с помощью которого силы индивидуальности и совместности взаимно уравновешивают друг друга на уровне социума, аналогично тому, как это происходит в семье. Возрастание социальной тревоги сдвигает этот функциональный баланс в сторону совместности. Данный процесс разрушает функционирование, основанное на индивидуальности, и снижает уровень функциональной дифференциации социума, сдвигая его в сторону социальной регрессии. Процесс может идти и в противоположном направлении.

Супружеский конфликтчасто является стабилизирующим брак решением дилеммы выбора между потребностью в сближении и аллергией на слишком тесное сближение.

Тревога (тревожность)— физическая, эмоциональная или поведенческая реакция организма на угрозу. С точки зрения теории Боуэна, в той или иной форме тревогу испытывают все живые организмы.

Треугольники.Отношениям двух людей свойственна нестабильность. Когда у одного или у обоих членов диады возникает тревога, для стабилизации отношений привлекается третий. Тогда возникает «треугольник». «Треугольник» — это количественно наименьшая система отношений, способная быть устойчивой достаточно долго. Таким образом, это основная молекула системы взаимоотношений. Для членов «треугольника» существуют две позиции инсайдера («внутренние») и одна аутсайдера («внешняя»). При высоком уровне тревоги инсайдеров позиция аутсайдера предпочтительнее. При низкой напряженности во взаимоотношениях между инсайдерами аутсайдер чувствует себя одиноким.

Функциональная позиция— позиция, занимаемая индивидом в семье своего происхождения, а также в других значимых системах. Определяется участием в эмоциональном процессе.

Хроническая тревога (тревожность)— индивидуальная физическая, эмоциональная или социальная реакция на нарушение равновесия в значимой системе отношений, продолжающаяся длительное время. Поддерживается скорее нарушением отношений, нежели какими-либо конкретными событиями.

Шкала дифференциации Я— гипотетическое построение, позволяющее разместить людей на континууме зрелости от нижнего уровня, принимаемого за 0, до верхнего уровня, обозначаемого как 100. Понятие сформулировано для описания раз-


 

личий между людьми в способности отличать свои собственные переживания от реальных фактов.

Эмоциональная дополнительность.Этот термин относится к людям с равными потребностями в совместности и одинаковым уровнем функционирования по шкале дифференциации Я. Таких людей часто влечет друг к другу, они строят устойчивые долговременные отношения.

Эмоциональная реактивность— эмоциональный ответ на возрастание тревоги в системе отношений. Реактивность может проявиться в физических, эмоциональных или поведенческих симптомах.

— синоним инстинкта; управляет жизнедеятельностью всех живых существ. Является частью филогенетического прошлого человека, которое он разделяет с более низкими формами жизни. Включает все автоматические функции, управляющие автономной нервной системой.

Эмоциональный процесс в ядерной семьеопределяется, когда внутри эмоциональной системы ядерной семьи возникает тревога, она разрешается одним из четырех способов: 1) дистанцирование; 2) супружеский конфликт; 3) дисфункция одного из супругов; 4) проекция на ребенка.

Эмоциональный разрыв— способ преодоления привязанности к семье своего происхождения. Диапазон этого явления — от постепенного отхода, связанного с взрослением и созданием собственной семьи, до более интенсивных или крайних форм, включающих географическое и/или эмоциональное дистанцирование.

Я — спектр возможностей и способности самостоятельного функционирования индивида в системе семьи.

Ядерная (нуклеарная) семья— социальная единица, включающая отца, мать и детей.


источники

Бейкер К., Тайтелъман П. (публикуется впервые)

Вопросы теории

КеггМ. Е., Bowen M. The emotional system // KerrM. E., Bowen M. Family

evaluation. NY, London: W.W. Norton & Company. P. 27-58. Bowen M. Toward the differentiation of self in one's family of origin //

Bowen M. Family therapy in clinical practice. NY: Jason Aronson, 1978.

P. 529-547. Papero Daniel V. The family as a unit // Papero Daniel V. Bowen family

systems theory. Boston, London, Sydney, Toronto, 1990. P. 21-35. Bowen M. Societal regression as viewed through family systems theory //

Bowen M. Family therapy in clinical practice. NY: Jason Aronson, 1978.

P. 269-282.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.