|
Формирование бюджета ориентированного на результат
БОР – система формирования и исполнения бюджета, отражающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.
Формирование бюджета осуществляется на основе запланированных к достижению результатов. Происходит переход от принципа деления бюджетных ресурсов между субъектами сети учреждений дошкольного образования, когда необъективное преимущество в финансировании могут получать наиболее настойчивые производители бюджетных услуг, к принципу выделения бюджетных ресурсов в соответствии с объемом и качеством услуг.
Внедрение новой системы бюджетирования подразумевает и обязательность оценки выполнения учреждениями, предоставляющими услуги дошкольного образования, требуемых результатов, на достижение которых были выделены ассигнования из бюджета.
Эта система позволяет:
- оценить эффективность деятельности через сопоставление произведенных расходов и полученных результатов.
- найти баланс между ожиданиями потребителей и имеющимися финансовыми ресурсами при разработке регламентов предоставления бюджетных услуг.
Введение БОР, предполагает обязательное наличие мониторинга финансово-экономической эффективности и результативности деятельности системы дошкольного образования.
Для осуществления такого мониторинга, необходимо вначале задать цель и набор задач, которые должны быть решены за счет средств бюджета.
Например, если целью является увеличение доступности и рост эффективности использования бюджетных средств, то для достижения этой цели необходимо решить следующий набор задач:
- увеличение процента охвата детей услугами дошкольного образования;
- повышение доступности дошкольного образования для различных групп населения;
- создание организационно-экономических условий для развития сети учреждений дошкольного образования, в том числе расширение организационно-правовых форм учреждений, реализующих программы дошкольного образования;
- использование совместных возможностей государства, муниципалитета, ведомств и родителей в вопросах организации дошкольного образования;
- устранение субъективизма, повышение прозрачности бюджетных потоков, формирование и размещение заказа на бюджетные услуги.
Затем, формируются группы показателей, которые позволяют всесторонне оценить экономическую эффективность и результативность деятельности системы дошкольного образования.
Первая группа – показатели, характеризующие доступность данного вида услуг и оптимальность построения сети учреждений дошкольного образования.
- Процент охвата образованием детей дошкольного возраста.
- Число мест в ДОУ на 100 детей дошкольного возраста.
- Процент детей в группах кратковременного пребывания.
- Число детей, стоящих в очереди на поступление в ДОУ;
- Сроки ожидания в очереди на поступление в ДОУ;
- Отношение средней фактической наполняемости групп в ДОУ к нормативной;
- Спектр программ дошкольного образования (коррекционные, общеразвивающие, оздоровительные и т.д.);
- Разнообразие форм получения дошкольного образования (полный день, круглосуточно, кратковременное пребывание);
- Разнообразие типов учреждений, предлагающих услуги дошкольного образования (муниципальные ДОУ, семейные, негосударственные, автономные учреждения и т.д.)
- Доля стоимости услуг ДОУ, оплачиваемая родителями;
- Выделение категорий семей, получающих льготы на дошкольное образование
Вторая группа - показатели эффективности кадровой структуры работников ДОУ.
- Образование работников ДОУ. Процент работников, имеющих:
- Высшее педагогическое
- незаконченное высшее,
- среднее специальное
- другое образование
- Процент вакансий в ДОУ.
- Число единиц персонала на одного воспитанника ДОУ;
- Число единиц административного персонала на одного воспитанника ДОУ;
- Число единиц педагогического персонала на одного воспитанника ДОУ;
- Число единиц учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала на одного воспитанника ДОУ;
- Число часов повышения квалификации на педагогов ДОУ в течение года;
- Коэффициент текучести кадров (доля сотрудников, уволившихся из ДОУ в течение года).
Третья группа - показатели эффективности формирования и использования финансовых ресурсов ДОУ. Показатели третьей группы позволят оценить не только динамику объемов бюджетного и внебюджетного финансирования ДОУ, но и оценить изменения в структуре расходов ДОУ, проанализировать объемы и степень дифференциации во взимании платы с родителей в зависимости от их доходов и объема услуг реализуемых ДОУ.
- Процент учреждений имеющих собственные бухгалтерии.
- Доля финансирования расходов ДОУ за счет средств бюджета субъекта.
- Доля финансирования расходов ДОУ за счет средств бюджета муниципалитета.
- Доля родительской платы в структуре затрат на содержание одного ребенка.
- Доля образовательной услуги в расходах ДОУ.
- Доля социальной услуги в расходах ДОУ.
- Норматив бюджетного финансирования на 1 ребенка.
- Процент детей получающих платные услуги.
- Среднегодовая численность детодней.
- Процент детей пользующихся льготами по родительской плате
Мониторинг показателей приведенных выше производится на основании данных финансовой и статистической отчетности ежегодно и позволит, определив фактическое финансово-экономическое состояние дошкольных образовательных учреждений, планировать мероприятия по развитию сети, увеличению охвата и повышению доступности дошкольного образования.
Однако необходимо рассмотреть еще одну группу показателей при формировании БОР. Этопоказатели результативности.
Основными показателями результативности деятельности ДОУ являются:
- развитие детей сообразно возрасту;
- повышение уровня физического здоровья детей;
- своевременная коррекция отклонений в развитии ребенка;
- успешность выпускников программ дошкольного образования в начальной школе.
Текущий контроль может осуществляться с помощью тестирования развития детей, анализа успешности выпускников ДОУ в начальной школе, анкетированием родителей, медицинским мониторингом, однако все это дорогостоящие и не всегда разработанные процедуры, поэтому оценку текущей результативности ДОУ в ряде случаев заменяют контролем соблюдения в учреждении требований к условиям и процедурам образовательного процесса детей.
Показатели, характеризующие условия для охраны здоровья в ДОУ:
- Перечень оздоровительных мероприятий, количество часов оздоровительных мероприятий в неделю на 1 ребёнка;
- Обеспеченность ДОУ логопедами, дефектологами и специальными (коррекционными) группами для воспитанников с отклонениями в развитии;
- Индекс здоровья детей (отношение количества детей к числу дней, пропущенных по болезни);
- Среднее число дней, пропущенных по болезни, на 1 ребёнка в год.
Показатели, характеризующие взаимодействие ДОУ с семьями детей:
- Количество проведенных общих и групповых собраний в год;
- Количество проведенных индивидуальных бесед в год, в т.ч. на 1 ребёнка;
- Уровень удовлетворенности родителей набором услуг ДОУ, предоставляемых бесплатно;
- Уровень удовлетворенности родителей набором платных услуг ДОУ;
- Уровень удовлетворенности родителей степенью информированности о своем ребёнке, о работе группы, ДОУ в целом и т.п.
Одним из нормативно-правовых актов фиксирующих баланс между ожиданиями потребителей и имеющимися ресурсами, регулирующим взаимоотношения производителя и потребителя услуг дошкольного образования, является родительский договор.
Следует отметить, что при разработке новых форм договоров с родителями нужно учесть виды и категории, организационно-правовые формы ДОУ.
Договором должны быть определены условия приёма детей в ДОУ. Социальные услуги согласно договорам также могут оказываться в соответствии с видом учреждения. В любом случае отличительными чертами договоров должны стать:
- чётко прописанные статьи расходов родительской платы;
- определение режима посещения ребёнком ДОУ, кратность питания, перечень основных и дополнительных образовательных услуг,
- чётко оговоренный перечень бесплатных образовательных услуг, предоставляемых ребенку (согласно государственным обязательствам и устава ДОУ);
- характеристика условий и перечня социальных услуг (согласно обязательствам муниципалитета);
- перечисление всех дополнительных услуг с указанием их наименования, квалификации педагога, режима работы, стоимости, которые должны согласовываться с каждой семьёй индивидуально;
- определение прав, обязанностей и ответственности, как дошкольного учреждения, так и родителей.
Таким образом, договор позволит зафиксировать ответственность государства, муниципалитета и родителей за содержание детей, о разделении образовательных и социальных услуг, их стоимости, построить взаимоотношения дошкольного учреждения и родителей с учётом дифференцированного подхода.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|