Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование бюджета ориентированного на результат





БОР – система формирования и исполнения бюджета, отражающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.

Формирование бюджета осуществляется на основе запланированных к достижению результатов. Происходит переход от принципа деления бюджетных ресурсов между субъектами сети учреждений дошкольного образования, когда необъективное преимущество в финансировании могут получать наиболее настойчивые производители бюджетных услуг, к принципу выделения бюджетных ресурсов в соответствии с объемом и качеством услуг.

Внедрение новой системы бюджетирования подразумевает и обязательность оценки выполнения учреждениями, предоставляющими услуги дошкольного образования, требуемых результатов, на достижение которых были выделены ассигнования из бюджета.

Эта система позволяет:

  • оценить эффективность деятельности через сопоставление произведенных расходов и полученных результатов.
  • найти баланс между ожиданиями потребителей и имеющимися финансовыми ресурсами при разработке регламентов предоставления бюджетных услуг.

Введение БОР, предполагает обязательное наличие мониторинга финансово-экономической эффективности и результативности деятельности системы дошкольного образования.



Для осуществления такого мониторинга, необходимо вначале задать цель и набор задач, которые должны быть решены за счет средств бюджета.

Например, если целью является увеличение доступности и рост эффективности использования бюджетных средств, то для достижения этой цели необходимо решить следующий набор задач:

  • увеличение процента охвата детей услугами дошкольного образования;
  • повышение доступности дошкольного образования для различных групп населения;
  • создание организационно-экономических условий для развития сети учреждений дошкольного образования, в том числе расширение организационно-правовых форм учреждений, реализующих программы дошкольного образования;
  • использование совместных возможностей государства, муниципалитета, ведомств и родителей в вопросах организации дошкольного образования;
  • устранение субъективизма, повышение прозрачности бюджетных потоков, формирование и размещение заказа на бюджетные услуги.

 



Затем, формируются группы показателей, которые позволяют всесторонне оценить экономическую эффективность и результативность деятельности системы дошкольного образования.

Первая группа – показатели, характеризующие доступность данного вида услуг и оптимальность построения сети учреждений дошкольного образования.

  • Процент охвата образованием детей дошкольного возраста.
  • Число мест в ДОУ на 100 детей дошкольного возраста.
  • Процент детей в группах кратковременного пребывания.
  • Число детей, стоящих в очереди на поступление в ДОУ;
  • Сроки ожидания в очереди на поступление в ДОУ;
  • Отношение средней фактической наполняемости групп в ДОУ к нормативной;
  • Спектр программ дошкольного образования (коррекционные, общеразвивающие, оздоровительные и т.д.);
  • Разнообразие форм получения дошкольного образования (полный день, круглосуточно, кратковременное пребывание);
  • Разнообразие типов учреждений, предлагающих услуги дошкольного образования (муниципальные ДОУ, семейные, негосударственные, автономные учреждения и т.д.)
  • Доля стоимости услуг ДОУ, оплачиваемая родителями;
  • Выделение категорий семей, получающих льготы на дошкольное образование

Вторая группа - показатели эффективности кадровой структуры работников ДОУ.

  • Образование работников ДОУ. Процент работников, имеющих:
    • Высшее педагогическое
    • незаконченное высшее,
    • среднее специальное
    • другое образование
  • Процент вакансий в ДОУ.
  • Число единиц персонала на одного воспитанника ДОУ;
  • Число единиц административного персонала на одного воспитанника ДОУ;
  • Число единиц педагогического персонала на одного воспитанника ДОУ;
  • Число единиц учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала на одного воспитанника ДОУ;
  • Число часов повышения квалификации на педагогов ДОУ в течение года;
  • Коэффициент текучести кадров (доля сотрудников, уволившихся из ДОУ в течение года).

Третья группа - показатели эффективности формирования и использования финансовых ресурсов ДОУ. Показатели третьей группы позволят оценить не только динамику объемов бюджетного и внебюджетного финансирования ДОУ, но и оценить изменения в структуре расходов ДОУ, проанализировать объемы и степень дифференциации во взимании платы с родителей в зависимости от их доходов и объема услуг реализуемых ДОУ.



  • Процент учреждений имеющих собственные бухгалтерии.
  • Доля финансирования расходов ДОУ за счет средств бюджета субъекта.
  • Доля финансирования расходов ДОУ за счет средств бюджета муниципалитета.
  • Доля родительской платы в структуре затрат на содержание одного ребенка.
  • Доля образовательной услуги в расходах ДОУ.
  • Доля социальной услуги в расходах ДОУ.
  • Норматив бюджетного финансирования на 1 ребенка.
  • Процент детей получающих платные услуги.
  • Среднегодовая численность детодней.
  • Процент детей пользующихся льготами по родительской плате

Мониторинг показателей приведенных выше производится на основании данных финансовой и статистической отчетности ежегодно и позволит, определив фактическое финансово-экономическое состояние дошкольных образовательных учреждений, планировать мероприятия по развитию сети, увеличению охвата и повышению доступности дошкольного образования.

Однако необходимо рассмотреть еще одну группу показателей при формировании БОР. Этопоказатели результативности.

Основными показателями результативности деятельности ДОУ являются:

  • развитие детей сообразно возрасту;
  • повышение уровня физического здоровья детей;
  • своевременная коррекция отклонений в развитии ребенка;
  • успешность выпускников программ дошкольного образования в начальной школе.

Текущий контроль может осуществляться с помощью тестирования развития детей, анализа успешности выпускников ДОУ в начальной школе, анкетированием родителей, медицинским мониторингом, однако все это дорогостоящие и не всегда разработанные процедуры, поэтому оценку текущей результативности ДОУ в ряде случаев заменяют контролем соблюдения в учреждении требований к условиям и процедурам образовательного процесса детей.

Показатели, характеризующие условия для охраны здоровья в ДОУ:

  • Перечень оздоровительных мероприятий, количество часов оздоровительных мероприятий в неделю на 1 ребёнка;
  • Обеспеченность ДОУ логопедами, дефектологами и специальными (коррекционными) группами для воспитанников с отклонениями в развитии;
  • Индекс здоровья детей (отношение количества детей к числу дней, пропущенных по болезни);
  • Среднее число дней, пропущенных по болезни, на 1 ребёнка в год.

Показатели, характеризующие взаимодействие ДОУ с семьями детей:

  • Количество проведенных общих и групповых собраний в год;
  • Количество проведенных индивидуальных бесед в год, в т.ч. на 1 ребёнка;
  • Уровень удовлетворенности родителей набором услуг ДОУ, предоставляемых бесплатно;
  • Уровень удовлетворенности родителей набором платных услуг ДОУ;
  • Уровень удовлетворенности родителей степенью информированности о своем ребёнке, о работе группы, ДОУ в целом и т.п.

Одним из нормативно-правовых актов фиксирующих баланс между ожиданиями потребителей и имеющимися ресурсами, регулирующим взаимоотношения производителя и потребителя услуг дошкольного образования, является родительский договор.

Следует отметить, что при разработке новых форм договоров с родителями нужно учесть виды и категории, организационно-правовые формы ДОУ.

Договором должны быть определены условия приёма детей в ДОУ. Социальные услуги согласно договорам также могут оказываться в соответствии с видом учреждения. В любом случае отличительными чертами договоров должны стать:

  • чётко прописанные статьи расходов родительской платы;
  • определение режима посещения ребёнком ДОУ, кратность питания, перечень основных и дополнительных образовательных услуг,
  • чётко оговоренный перечень бесплатных образовательных услуг, предоставляемых ребенку (согласно государственным обязательствам и устава ДОУ);
  • характеристика условий и перечня социальных услуг (согласно обязательствам муниципалитета);
  • перечисление всех дополнительных услуг с указанием их наименования, квалификации педагога, режима работы, стоимости, которые должны согласовываться с каждой семьёй индивидуально;
  • определение прав, обязанностей и ответственности, как дошкольного учреждения, так и родителей.

Таким образом, договор позволит зафиксировать ответственность государства, муниципалитета и родителей за содержание детей, о разделении образовательных и социальных услуг, их стоимости, построить взаимоотношения дошкольного учреждения и родителей с учётом дифференцированного подхода.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.