Сделай Сам Свою Работу на 5

Когда стены рушатся, расширяются горизонты





 

«Пес по кличке Деньги» — давно назревшее открытие. Книга не поднимает назидательно палец, а дает детям шанс хоть немножко поучаствовать в абсолютно взрослом занятии — зарабатывании денег. В течение двухсот лет — с тех пор, как Фридрих Фребель придумал детский сад, — его последователи, как пишет журнал «Кляйнунд Гросс», боролись с эксплуатацией детского труда и пытались приучить детей к кротким играм. Теперь пришла пора дать детям соответствующее их возрасту представление о работе и шанс принять участие в деятельности взрослых.

«Пес по кличке Деньги» ломает воздвигнутые предрассудками стены и открывает взгляду новые горизонты: предпринимательская деятельность, предпринимательство — это не детский труд, а азартная игра, увлекательная, полная неожиданностей, дающая простор изобретательству.

Учиться в условиях рынка — значит учиться в обстановке неуверенности. Каждое — даже незначительное — предпринимательское решение содержит в себе элемент риска. Если оно ошибочно, то раньше или позже непременно скажется на экономических результатах. Зато правильные решения ведут, в конечном счете, к более высоким доходам. Игры в предпринимательство и зарабатывание денег очень серьезны. Рынок — это школа, которая не похожа на школу, а предстает то в виде беговой дорожки с препятствиями или разветвленного лабиринта, где нужно принимать решения молниеносно, то рабочего места мастерового или упражнения для укрепления способности размышлять, то конторы по проведению необычных мероприятий или биржи идей. Школа рынка — это мечта, являющаяся нам лишь в ;жизни.



Рынок как и демократия, — это принцип. А принципами иногда злоупотребляют. Рынок означает не драку без правил, а прозрачность, Конкуренцию, ответственность за людей и природу, честную игру, защиту от краха.

Предпринимательство означает самоопределение, независимость, собственную инициативу. Следовательно, своеволие? Совершенно верно. Но не без известного коллективизма и солидарности. Одна из педагогических целей — воспитание солидарности. Это указание на то, что мы не одни в этом мире, но живем с людьми и среди людей, что мы защищаем слабейших, не дискриминируем тех, кто не похож на нас, не попираем слабых, не идем по головам в нашем стремлении к власти. И это касается не только отношения к людям, но и к природе, к ее творениям и ресурсам, которые на нашей отданной на поток и разграбление планете нуждаются в особом милосердии. Такое поведение вознаграждается: предприниматели, осознающие свою социальную и экологическую ответственность и руководствующиеся ею в своей деятельности — этому нужно учить уже в детстве, — находятся не в хвосте рынка, а впереди него.



В зарабатывании денег нет ничего плохого. Это занятие дает возможность делать добро себе и другим. У тех, кто рано начинает зарабатывать, развивается иммунитет к иждивенческому мышлению, они не любят находиться на содержании у других. Кто зарабатывает, вовсе не должен сам становиться рабом все туже закручивающейся спирали потребительства. Предпринимательская деятельность таит в себе шанс просвещенного и бережного обращения со скудеющими ресурсами. Разумная скромность — и требуется воспитание этого качества — означает: лучше один раз купить первосортный товар, чем много раз третьесортный; она означает свободу от постоянной жажды приобретения нового только потому, что изменился внешний вид или упаковка продукта, хотя содержание и осталось по существу прежним. Качество жизни обеспечивается не накоплением все большего количества продуктов высоких технологий, а, например, благодаря тому, что человек находит время для общения с окружающими, выражения своих чувств, занятий творческой или предпринимательской деятельностью.



Кто хочет стать чемпионом...

Возникает вопрос: может быть, точка зрения на детство в Центральной Европе сильно недооценивает предпринимательский и квалификационный потенциал детей?

Кто хочет стать чемпионом, рано начинает тренировки. Анализируя биографии бизнесменов, замечаешь, что подавляющее большинство людей, решившихся на предпринимательство, уже в детстве находилось во власти определенных идей, развивало в себе способность к размышлению и известное «нечто». У большинства была возможность приобрести первый опыт предпринимательства и «малой» экономики в своем микрокосме. Анита Роддик, основательница распространенных по всему миру «боди-шопов», в детстве торговала комиксами. Готтлиб Дуттвайлер, со своей фирмой «Мигрос» создавший в Швейцарии 40 тысяч рабочих мест, разводил белых мышей, морских свинок и кроликов на продажу. Психотерапевт и предприниматель Петер Гёбель говорит, что размышления могут казаться упоительными, а работа — радостной. Есть спрос на нестандартно мыслящих детей и молодежь, чье стремление к творчеству и независимости не поддается нейтрализации.

Из анализа биографий бизнесменов становится также ясно, что многие из них еще детьми, школьниками прилагали усилия к тому, чтобы преодолеть попытки регламентировать их волю к размышлениям, насильственно прервать развитие их идей. Педагоги как упреждающая помеха предпринимательству? Если бы удалось уменьшить предполагаемый масштаб подобных помех, это бы дорого стоило.

 

Дух предпринимательства

Приобретает контуры новый вариант катастрофы образования: она состоит в том, что педагогической науке практически нечем ответить на массовую безработицу. Все в большей степени образование лишь в том случае будет означать подъем по социальной лестнице, а точнее, уверенность в завтрашнем дне, если люди научатся развивать в себе предпринимательское видение.

Помимо прочего, это значит, что профессиональные педагоги должны наравне с остальными развивать его в себе и публично доказывать. Недостаточно ограничивать свою подготовку обычными квалификационными требованиями и держаться за видимость полной занятости. В гораздо большей степени необходимо воспитание предпринимательского духа, которое начинается в раннем детстве и понимает предпринимательство не столько как биографическую странность, сколько как основную квалификацию.

В американском английском есть понятие «entrepreneurship», плохо переводимое на другие языки. Оно означает развитие инновационных предпринимательских идей и их осуществление на рынке.

 

Поддерживать, а не отмахиваться

 

Дети и внуки послевоенного поколения на Западе сверх меры избалованы, чему немало способствует экономическое благополучие этих стран. Стремительно растущие желания детей с такой же стремительностью — в качестве успокоительной таблетки — удовлетворяются. При этом дети отучаются от того, что в психологии называется способностью нечто заслужить, приложить усилия. Избалованные дети плохо приспосабливаются к трудным временам.

В основе сценария детства в Центральной Европе лежат хорошие намерения: ликвидация эксплуатации детского труда, защита прав детей. Оборотная сторона медали — все усиливающиеся тенденции излишней опеки и преувеличения «детскости» детства. Для отвечающего нашему противоречивому времени портрета ребенка важно перестать держать его в тепличных условиях и кормить успокаивающими пилюлями.

Дети обладают способностью самостоятельно управлять своим развитием. Взрослые при этом должны не диктовать ребенку, но понимать, сопровождать и слегка направлять его. Они должны делать ставку на самостоятельную деятельность и предприимчивость детей.

Бережно и настойчиво стимулировать развитие ребенка — значит не подсказывать готовых решений, а предоставить ему шанс самому искать выход и поддерживать процесс исследующего, открывательского, экспериментирующего обучения, расширяя поле зрения ученика и помогая ему углубить свои исследования.

Профессор Юрген Циммер


Приложение

Акция. Акция — способ участия в собственности фирмы: человек покупает одну или несколько долей собственности, и каждая из них называется акцией. Если фирма получает прибыль (зарабатывает деньги), ты получаешь сумму, которая зависит от величины твоей доли собственности: чем эта доля меньше, тем меньше и твоя прибыль; чем больше твоя доля собственности, тем больше прибыль. Если фирма несет убытки, твои акции дешевеют. В этот момент ты должен не продавать их, а подождать, пока фирма не начнет вновь получать прибыли. Подробный рассказ госпожи Трумпф об акциях ты можешь прочитать в главе «Клуб инвестирует деньги».

Вклад. Вкладывать деньги значит, во-первых, приумножать их благодаря процентам: деньги можно вложить в акции или в банк. С другой стороны, деньги можно вложить, купив нечто, о чем известно, что потом это можно будет продать дороже. Это могут быть произведения искусства, дом, антиквариат и т.д.

Биржа. Регулярные встречи коммерсантов для заключения торговых сделок на рынке особого вида. Биржа сводит вместе спрос и предложение и уравнивает их, официально устанавливая цены. Высшая инстанция в Федеративной Республике Германия — министр экономики. В качестве эксперта ему помогает биржевой комитет. Подробнее об этом см. главу «Клуб инвестирует деньги».

Фонд. Так называются денежные средства, собранные для определенной цели (особое имущество). Подробнее об этом см. главу «Клуб инвестирует деньги».

Ипотека. Это одна из форм залогового права, обременение недвижимого имущества обязательствами. Если у владельца дома есть долги, то он может под залог дома застраховать их в правовом и финансовом отношении. Тем самым он «обременяет» свою недвижимость. Его владение домом становится ограниченным, поскольку при его продаже он должен вернуть ипотечное письмо.

Инфляция. Обесценивание денег. За 5 евро десять лет назад можно было купить больше, чем сегодня. Со временем деньги стоят все меньше.

Процент. Чтобы вычислить процент от какой-либо суммы на калькуляторе, нужно это число умножить на процентную ставку. Например, чтобы найти 3 процента от 3000, нужно 3000 умножить на 3, затем нажать на клавишу со знаком процента (%), а затем — на знак равенства. Можно поступить и иначе: сначала разделить нужное число на 100 (процент — это одна сотая доля числа), а потом умножить на процентную ставку.

3000 : 100 == 30 (один процент) 30 х 3 (3 процента) = 90.

Проценты. Когда ты одалживаешь деньги банку (это значит, что ты кладешь их на банковский счет), банк выплачивает тебе за это некое вознаграждение. Если ты одолжил банку 3000 евро, он будет тебе платить определенный процент, например, 3 процента. Значит, каждый год, пока твои деньги лежат в банке, ты получаешь 3 процента от 3000 евро (то есть, 90 евро).

Сложные проценты. Ты можешь договориться с банком, что в конце года твои проценты начисляются на твой счет. Если продолжить предыдущий пример, то получится следующее: за год тебе полагается 90 евро процентов. Если не брать этих денег, а начислить их на счет, то твой вклад составит 3090 евро. Еще через год ты получишь уже 92,7 евро процентов (3 процента от 3090 евро). И так далее (3090 евро + 92,7 евро = 3182,7 евро. Проценты от этой суммы составят уже 95,45 евро...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.