Сделай Сам Свою Работу на 5

Выборы представляют собой сложную категорию, включающую три основных элемента. Это избирательное право, избирательный процесс и избирательная система.





Лекция 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ:

ФОРМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (СИСТЕМА ОРГАНОВ И НАРОДНЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ)

Народный суверенитет

Конституционный принцип организации публичной власти в демократических государствах — это народный суверенитет, который означает, что власть в государстве исходит от народа и принадлежит ему, а принимаемые в государстве решения выражают волю народа. Организационный механизм реализации данного принципа выглядит следующимобразом. На всех территориальных уровнях публичной власти публичная власть осуществляется либо народом непосредственно, либо избираемыми им органами или должностными лицами, либо органами (должностными лицами), которые формируются выборными органами — с тем, чтобы ни один из органов публичной власти, принимающих важные управленческие решения, не приобретал свои полномочия помимо воли народа.

Как видно, механизм осуществления публичной власти в демократических странах основан на сочетании в государственном механизме непосредственной и представительной демократии, т.е. включает народные голосования (выборы и референдум), а также такую систему органов публичной власти, в основе организации которой лежит принцип народного представительства (представительного правления).



В системе представительного правления важнейшую роль играют • выборные коллегиальные органы. На общенациональном уровне, в субъектах федерации и в иных территориальных единицах государства, обладающих государственной автономией, это парламенты, в местных территориальных единицах — местные выборные коллегиальные органы (советы, собрания и т.п.). В юридической литературе только их и принято именовать представительными.

В государствах с недемократическим политическим режимом принцип народного суверенитета либо отрицается (в абсолютных монархиях), либо провозглашается формально ( в социалистических государствах). Соответственно, институты народных голосований (как и других форм непосредственной демократии) и народного представительства тоже либо вообще не признаются (ОАЭ, Саудовская Аравия), либо являются во многом декларативными, не будучи подкрепленными реальными гарантиями (выборы проводятся безальтернативно, в условиях однопартийной системы, референдумы либо вообще не практикуются, либо осуществляются в условиях массированной пропаганды, выражающей лишь одну позицию, тайна голосования не обеспечивается).



 

 

Организация и порядок проведения выборов.

Важными и наиболее распространенными в мире видами народных голосований являются выборы и референдум.

• Выборы — это процедура формирования органа публичной власти или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая путем голосования, при условии, что на каждый замещаемый мандат претендуют несколько кандидатов.

Функции:

1. Выборы обеспечивают легитимность власти, т.е. ее признание населением, готовность добровольно выполнять ее веления.

2. Через выборы выявляется соотношение различных сил и интересов в обществе.

3. Возможность выбора — это средство отбора политических лидеров.

4. Выборы — это механизм обеспечения народного суверенитета и демократического политического режима.

Мировой практике известно множество видов выборов. Их можно классифицировать по ряду оснований. По территории проведения выборы делятся на национальные (посредством которых избираются высшие органы власти страны), региональные (например, выборы органов субъектов федерации) и местные (выборы органов местного' самоуправления).

По времени проведения выборы бывают очередными (проводятся по окончании срока полномочий соответствующего органа или должностного лица) и внеочередными (проводятся после досрочного прекращения их полномочий).



По максимально возможному количеству туров голосования-- выборы подразделяются на однотуровые, двухтуровые и многотуровые. Как правило, второй и последующий туры голосования (повторное голосование) проводятся в том .случае, если первое голосование не дало результатов, т.е. нужное количество избираемых лиц не было избрано. Обычно повторное голосование требуется, если для избрания кандидату надо набрать более половины голосов избирателей, но в результате первого тура голосования такого большинства не получил никто. При этом во втором туре участвуют два кандидата или более, за которых проголосовало больше избирателей, чем за других кандидатов

По количеству мандатов, замещаемых в избирательных округах, выборы бывают униноминальными (от каждого округа избирается одно лицо) и полиноминальными (от округа избирается несколько лиц).

В зависимости от роли населения различают прямые и непрямые выборы. Прямыеозначают непосредственное голосование избирателей по кандидатурам на выборные должности, а при непрямых вопрос об их избрании окончательно решает не сам избирательный корпус, а избранные им лица (выборщики, депутаты). Иногда в литературе непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепенные. Косвенныевыборы означают, что население выбирает коллегию, единственным предназначением которой является избрание того или иного должностного лица или органа публичной власти. Именно косвенными выборами избирается, например. Президент США: население каждого штата голосует лишь за выборщиков от данного штата, выборщики затем избирают Президента и Вице-президента. При использовании же многостепенных выборов те или иные органы публичной власти, избранные населением непосредственно, выбирают другие органы или должностных лиц. Например, в Китае нижестоящие собрания народных представителей избирают вышестоящие.

Выборы представляют собой сложную категорию, включающую три основных элемента. Это избирательное право, избирательный процесс и избирательная система.

Термин «избирательное право» используется в двух значениях: в объективном и в субъективном. Объективноеизбирательное право — это система правовых норм, регулирующих отношения по проведению выборов органов публичной власти. Субъективноеизбирательное право — это комплекс юридических возможностей человека и гражданина (чаще гражданина), а также некоторых иных субъектов (партий и других общественных объединений) по участию в выборах. Важнейшими из таких возможностей являются активное и пассивное избирательное право, т.е. право избирать и избираться.

Избирательное право как в объективном, так и в субъективном смысле базируется на комплексе принципов, получивших отражении в Конституции и законах, которым должны соответствовать и правовое регулирование, и практика выборов и которые являются критериями их демократизма.

К числу основных принципов избирательного права относятся свобода волеизъявления, всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Данные принципы в некоторых странах получили конституционное оформление. Например, Конституция Италии провозглашает: «Голосование является личным и равным, свободным и тайным» (ст. 48). Но чаще они закрепляются в текущем законодательстве.

Принцип свободного волеизъявления означает, что участие в выборах должно быть добровольным, а также то, что контроль за волеизъявлением избирателей недопустим. Принципу свободы волеизъявления наиболее адекватно соответствует свободный вотум, означающий, что участие в голосовании является правом, но не обязанностью избирателей. Тем не менее, конституции и законодательство ряда стран устанавливают обязательный вотум, предполагающий обязанность участия граждан в голосовании. Обязательный вотум установлен, например, в Италии, Австралии, Греции, Турции. Целью установления обязательного вотума является преодоление абсентеизма, т.е. массового уклонения избирателей от участия в выборах, которое достаточно распространено в демократических государствах.

Всеобщее избирательное правоэто принцип, означающий, что в выборах могут участвовать все граждане, за исключением несовершеннолетних и недееспособных. Данный принцип во всей своей полноте не реализован ни в одной стране, так как помимо трех перечисленных естественных ограничений избирательного права (гражданство, совершеннолетие, дееспособность), законодательство всех государств устанавливает большее «ли меньшее количество других избирательных цензов — условий, удовлетворяя которым лицо приобретает избирательные права. Это повышенный возрастной ценз (устанавливаемый, как правило, для пассивного избирательного права); ценз оседлости; моральные цензы и т.д. Так, согласно Конституции Румынии (ст. 36, 37) активным избирательным правом обладают граждане, достигшие на день выборов 18 лет, за исключением слабоумных и умалишенных, находящихся, под опекой, а также лица, осужденные вступившим в силу судебным решением к лишению избирательных прав. Пассивное же избирательное право имеют граждане, обладающие правом голоса, имеющее место жительства в стране, за исключением лиц, выполняющих важные публичные функции (судьи, адвокаты народа, военнослужащие, служащие полиции).

Равное избирательное право — это принцип, требующий наделения каждого избирателя одинаковыми возможностями воздействия на деятельность избранного органа. Данный принцип включает два элемента: равное количество голосов у всех избирателей и равный вес их голосов. Первое требование в одномандатных избирательных округах выражается формулой: «один избиратель — один голос». Равный вес голосов избирателей предполагает, что каждый депутат должен представлять примерно одинаковое число населения (а в некоторых странах — избирателей). Это достигается установлением для каждых выборов нормы представительства, в соответствии с которой образуются избирательные округа.

Норма представительстваэто количество населения (избирателей), приходящееся на одного депутата, иначе говоря, численность населения (избирателей) в избирательных округах, от которых избирается одинаковое число депутатов должно быть тоже примерно равным. Избирательное законодательство устанавливает предельно допустимые отклонения от нормы представительства. Например, при проведении выборов в Бундестаг ФРГ отклонение численности населения от нормы представительства в одномандатных избирательных округах не должно превышать 33,33%. Таким образом, количество депутатов, избираемых от разных избирательных округов, должно быть пропорциональным количеству населения (избирателей) этих округов*

Прямое избирательное правоэто принцип, требующий, чтобы избиратели голосовали лично. Принцип менее распространен, чем предыдущие. Как правило, прямое избирательное право применяется для выборов нижних палат парламентов и органов местного самоуправления. При избрании же верхних палат и президентов в некоторых странах используется непрямое избирательное право (т.е. косвенные или многостепенные выборы).

Тайное голосованиеэто принцип, означающий право каждого избирателя заполнять избирательный бюллетень только в кабине или комнате для тайного голосования, в которых запрещено присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя (за исключением случаев, когда избиратель в силу неграмотности, болезни или физического недостатка не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень). Данный принцип направлен на предотвращение контроля за волеизъявлением избирателей.

Избирательный процесс — это урегулированная нормами избирательного права деятельность различных субъектов по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс- включает в качестве элементов множество стадий.

1. Назначение выборов, т.е. установление даты голосования. Парламентские выборы, как правило, назначаются президентом и, наоборот, выборы президента — одной из палат парламента. После назначения или объявления выборов определяются даты проведения всех остальных мероприятий избирательной кампании, последовательность и сроки которых установлены избирательным законодательством.

2. Образование избирательных округов, т.е. территориальных единиц', от которых избирается один или несколько депутатов или должностных лиц. Избирательные округа должны формироваться в соответствии с принципом равного избирательного права, исходя из установленной для данных выборов нормы представительства.

3. Образование избирательных органов — территориальных единиц, избиратели которых голосуют в одном помещении для голосования.

4. Создание избирательных органов (комиссий, бюро, президиумов и т.п.), на которые возлагаются задачи по организации избирательного процесса. Среди них различают территориальные, включая центральные; окружные и участковые органы. Как правило, функции избирательных органов осуществляют те или иные должностные лица (чиновники, судьи, парламентарии). В ряде стран создаются специальные избирательные комиссии, которые могут включать представителей парламента, иногда других органов государственной власти, а также политических партий.

5. Регистрация избирателей, т.е. включение лиц, обладающих активным избирательным правом и, как правило, проживающих на территории данного избирательного участка, в список избирателей. Регистрация избирателей в разных странах осуществляется неодинаково. В зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации, она бывает обязательной (публичной), т.е. осуществляется органами публичной власти (Германия, Великобритания), или добровольной (личной), т.е. осуществляется по добровольному заявлению избирателей в органы публичной власти (США, Франция). Публичная регистрация, в свою очередь, по-разному ведется в странах, где осуществляется учет населения и его миграции (Германия), и в странах, где такой учет отсутствует (Великобритания). В первом случае списки избирателей составляются на основе данных публичных властей, а во втором — по системе «от двери к двери», т.е. путем обхода уполномоченными лицами домов, находящихся на территории избирательного участка.

6. Выдвижение кандидатов. Существует множество способов такого выдвижения: самовыдвижение (Франция); петиционное выдвижение, осуществляемое путем сбора подписей избирателей (Бельгия, Дания); выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями (ФРГ, Австрия); праймериз или первичные выборы, осуществляемые в таком же порядке, что и основное голосование (США). Эти способы выдвижения часто сочетаются и сопровождаются внесением избирательного залога — денежной суммы, перечисление которой на специальный счет необходимо для регистрации кандидата или списка кандидатов. Избирательный залог возвращается, если кандидат получит на выборах определенную часть голосов избирателей данного округа (например, 5% во Франции).

Лицо приобретает официальный статус кандидата только с момента его регистрации в качестве такового избирательным органом или с момента оглашения его кандидатуры.

7. Предвыборная агитацияэто деятельность, имеющая целью склонить избирателей к участию в выборах или отказу от такого участия, к голосованию за или против того или иного кандидата или против всех кандидатов. Предвыборная агитация регулируется законодательством с целью обеспечить честные и равные выборы. Наиболее обстоятельно регламентируются вопросы использования СМИ в целях агитации и финансирования избирательной кампании. Так, в Австрии и Германии время выступления по телевидению распределяется между партиями пропорционально их представительству в парламенте. В США время выступлений кандидатов в эфире определяет специальная комиссия, состоящая из представителей партий, представленных в парламенте.

8. Голосованиеэто решающая стадия избирательного процесса, представляющая собой волеизъявление избирателей по избранию выдвинутых кандидатур. Чаще всего голосование осуществляется с помощью избирательного бюллетеня, хотя в некоторых странах практикуется использование для этого специальных машин (США). '

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов осуществляются избирательными органами. Если выборы оказались нерезультативными, то проводятся, либо голосование между кандидатами, получившими наибольшее число голосов, либо повторные выборы (например, в случае признания выборов недействительными).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.