Сделай Сам Свою Работу на 5

Интервьюирование (опрос) близнецовых пар МЗ и ДЗ.





 

 

В данной работе не преследовалась цель изучать разлученных близнецов или проводить какие-либо эксперименты, чтобы выделить влияния генетических и средовых факторов на психологические особенности близнецовой ситуации. Изначально перед исследователями была поставлена задача по выявлению проблем, связанных с близнецовостью, т.е. психологические проблемы близнецовой ситуации. Однако при опросе 10 пар близнецов напрямую не было представлено ни одной конкретной проблемы. Все близнецы не считают близнецовость чем-то особенным.

Опрос близнецов проводился в виде интервью и при использовании анкет. Но ни в устной форме, ни в письменной близнецы не могут сформулировать какие либо проблемы, либо специфические особенности близнецовости. Всего в исследовании принимали участия женские пары близнецов: ДЗ-близнецы Р. и К., 16 лет, ДЗ-близнецы, К. и А. – 19 лет, МЗ-близнецы, Н. и В. – 22 года, МЗ и ДЗ-близнецы (тройня), Ю., Т. и О. – 23 года, ДЗ-близнецы, С. и К. – 26 лет; разнополые близнецы: ДЗ-близнецы Н. и Д., 19 лет и ДЗ-близнецы, Р. и М. – 22 года; мужские пары близнецов: ДЗ-близнецы П. и Ж. – 13 лет, ДЗ-близнецы О. и С. – 34 года и ДЗ-близнецы В. и М. – 40 лет. Все близнецовые пары проживают в Москве, кроме ДЗ-близнецов С. и К. (26 лет), которые родились и живут в Англии.



Семьи, в которых живут близнецы преимущественно среднего достатка, но некоторые из них являются неполными.

Р. и К. – ДЗ, 16 лет (женская пара) – родители развелись рано, в роду близнецов не было, есть старший брат (18 лет) от другого брака и дети отца, с которыми не видятся, обе похожи на мать.

Беременность у матери протекала нормально, но до конца не знала, что у нее будут близнецы, поэтому после родов испытала настоящий шок. Поскольку Р. в утробе «лежала на другой», то, по словам матери, она так и стала «забивать» другую. Вес у девочек был одинаковый – 2,600 г. За месяц набрали нормальный вес и в дальнейшем их развитие протекало как у обычных одиночнорожденных детей. Но свой собственный язык у них был до 2-х лет. В связи с этим мать не предпринимала никаких действий, считая, что «особый язык» пройдет сам. В результате нормальная фразовая речь появилась у девочек поздно. Отношения с братом изначально складывались хорошо. Он их опекал, и они образовывали своеобразную «триаду». Брат и мама хорошо понимали «интимный язык» близнецов, но в детском саду пришлось воспользоваться помощью логопеда. Отец ДЗ-близнецов ушел, когда им было по 2 года, и мать еще несколько раз выходила замуж, однако в результате у девочек не сложилось особого идеала мужчины. Впрочем, как и у сына.



Внешне девочки всегда были похожи, но пытались подчеркнуть свое различие. Особенно явно они стали это делать в пубертатном периоде. Несмотря на сходство, мать относилась к ним как к разным личностям, но одежду и игрушки покупала одинаковые, пока у близнецов не выявился особый вкус. Еще в детстве девочки отличались по своим интересам. Р. больше интересовали машинки, конструкторы, все, что можно строить и ломать. У К. интересы более женственные – куклы, платья. Изначально мать не пыталась разделять девочек, считая, что это не нужно и не удобно. Они ходили в одну группу детского сада и в один класс. Имея разную одежду, девочки до сих пор иногда могут поменяться вещами, если считают, что приобретенная ими одежда больше подходит со-близнецу.

По характеру девочки абсолютно разные. Р. – «сорванец», действует напрямик, не признает женскую одежду, носит джинсы и короткую прически, не красится, иногда курит, активно общается с противоположным полом, но серьезных отношений с мальчиками нет. К. более женственная, любит краситься, разборчива в отношениях с мальчиками.

Однако изначально в близнецовой паре было разделение на лидера и ведомого. Р. – лидер, К. – ведомая.



Мать растила детей, не применяя никаких особых наказаний. Они ничего от нее не скрывают и считают маму своей подругой. Проблемы решают разговорами. Сдерживающим фактором у девочек является то, что они боятся по-настоящему обидеть мать. Но мать, являясь авторитетом у близнецов, ждет большего послушания от К., чем от Р.

В отношении школьной успеваемости дела обстоят гораздо сложнее. Начали девочки учиться одинаково хорошо, но потом «скатились», по словам матери, на плохие оценки. Возможно, такая проблема возникла из-за того, что девочки по различным обстоятельствам четыре раза меняли школы. В результате у обеих возникла угроза остаться на второй год. Во избежание дальнейших осложнений, мама решила развести близнецов по разным классам. Девочки такое решение матери поддержали, так как К., выйдя из-под влияния сестры, стала намного лучше учиться. Близнецы и умственно и физически всегда развивались нормально, поэтому возникшие проблемы не обязательно нужно относить к особенностям близнецовой ситуации. Существуют множество факторов, где не последнюю роль, как уже было сказано, играет семья. У них на данный момент не очень хорошие, по словам матери, отношения с братом («холодная война»), которого она всегда ставит девочкам в пример.

При разговоре с самими близнецами всплыли новые факты их биографии. Обе девочки помнят себя с детского сада (лет 5), об общем языке знают лишь с рассказа матери, хотя К. считает, что такой язык у близнецов вполне логичен. Когда маленькие дети всегда вмести, им проще выдумать свой язык, нежели учить общепринятый. В отношении с сестрой К. вполне осознает себя как подчиняющуюся сторону, поскольку воспринимает Р., как серьезного человека, а себя считает достаточно легкомысленной. Конфликты у девочек случаются, но ссоры длятся не более 5 минут. Обе очень отходчивые и не злопамятные. За своим соблизнецом К. признает физическую силу, а также способность защитить ее. К. очень общительная, всегда пытается поддержать хорошие отношения не только со своими друзьями, но и с друзьями Р., хотя интересы и компании разные. Общие компании были только до 7-го класса (12 лет). Себя К. охарактеризовала следующим образом: «Просто бегаю, смеюсь, улыбаюсь». Считает себя активной, но данная активность бесцельно. Хотя, по словам матери, К. более целеустремленная, чем Р. В частности это относится к планам на будущее. К. нацелена на получение дальнейшего образования, а Р. нет. Р. понимает, что высшее образование необходимо, но ее это не интересует. По своим способностям обе девочки гуманитарии.

В отношении своего сходства у девочек мнения разные. К. это было неприятно, а Р. нравилось, когда окружающие обращали на них внимание. Но обе девочки любили путать людей, и добивались в этом успеха, несмотря на то, что К. всегда была повыше Р. Например, в начальном классе менялись местами за партой, а в 7-м классе Р. даже сумела один день отучиться за сестру, хотя, по ее словам, пойти в школу – это настоящий подвиг (правда, это в большей степени зависит и от самой школы). Р. честно признает, что К. умнее, но себя считает старшей сестрой. К. же говорит, что успехи в учебе у них одинаковые, а у Р. даже лучше, когда та не ленится, поскольку той достаточно пробежать глазами материал в учебнике, и она ответит на хорошую оценку. Но, к сожалению, у Р. абсолютно нет времени учиться. Она увлекается музыкой, большую часть времени проводит на радиостанции. По утрам ей очень сложно заставить себя встать, но если встала и пошла в школу, то там с большим удовольствием пообщается с одноклассниками. К. сама признает, что Р. лучше заводит новые знакомства, а К. с ними в дальнейшем общается. Хотя характер у Р. довольно сложный. Однако девочки отрицают «холодную войну» с братом. К. к нему очень хорошо относится. С ним больше ругается Р., считая себя самостоятельной, а он «лезет не в свое дело». Но так, брат и сестры могут даже вместе посидеть и попеть под гитару.

В целом сестры считают, что близнеца иметь очень хорошо, и проблем с этим никогда не возникало. Если возникает необходимость поделиться каким-либо секретом, то им проще все рассказать со-близнецу, несмотря на то, что у Р. есть и близкая подруга, и молодой человек. Р. соглашается, что они с К. где-то дополняют друг друга, но в любом случае считает себя не связанно с сестрой. Иногда вообще забывает, что у нее есть со-близнец. Но когда она была маленькой (года 3), однажды спутала свое отражение в витрине с К., воскликнув: «О, Кристина!».

Другая женская близнецовая пара К. и А. (19 лет) тоже воспитывались в неполной семье, но в отличие от К. и Р. они не росли с братом или сестрой, хотя у их отца есть дети, с которыми они ни разу не встречались.

Беременность их матери протекала нормально, но определить, что она ожидает близнецов, врачи смогли лишь на последнем месяце. Родились девочки почти в срок. Мама, правда, хотела сыновей и немного расстроилась, когда на свет появились две дочери. А. Родилась первой с весом 2700 г, а у К. вес был 3400 г. В дальнейшем К. в психологическом и физическом развитии всегда опережала сестру. Хотя «мозги» в их близнецовой паре А., но об этом еще будет рассказано.

Близнецы воспитывались в актерской семье. Но уход отца, когда им было по 9 лет, наложил свой отпечаток на их дальнейшую жизнь. Мама больше замуж не вышла, а девочки к своим поклонником относятся с долей пренебрежения. Вместе встречаются с молодыми и вместе ходят в кафе, театры. Друг без друга им в компании молодых людей скучно и неинтересно.

В детстве у близнецов тоже был свой язык, который не понимала даже мама. Но этого они не помнят. Помнят только, что в 5 лет вместо «гольфы» говорили «гофли» и другие похожие слова. Девочки хотя и общительные, но в детстве предпочитали на вопросы не отвечать, а кивать головами, и их криптофазия продлилась лет до 3-х. В результате в детском саду они пользовались услугами логопеда.

Ходить девочки начали не рано, в год и 7 месяцев, нормальная фразовая речь появилась в 5 лет. В детский сад девочки пошли не вместе, так как у К. возникли некоторые проблемы со здоровьем, но потом они вместе посещали одну группу. В детском саду помнят многих: воспитателей, друзей. Но лучшей подругой всегда был со-близнец. Хотя такими близкими подругами девочки стали только в школе. До этого они иногда ссорились и бегали в основном отдельно друг от друга. Являясь ДЗ, близнецов до сих пор сложно отличить внешне. Они всячески пытаются подчеркнуть свое сходство. Носят одинаковую одежду, обувь, прически. «У нас такой имидж», говорят они.

В детстве девочек одевали тоже одинаково. Возможно, варьировались цвета. И игрушки были одинаковые, так как разница хотя бы в рисунке на каких-нибудь подаренных стульчиках моментально вызывала проблемы и ссоры. Мама просто смирилась и стала дарить им все одинаковое. Кормили их тоже одновременно: усаживали вместе и кормили – ложка одной, ложка другой. В детстве близнецы ссорились часто. Хотя они не считают это особенностью близнецовой ситуации, поскольку все братья и сестры ссорятся между собой. Но при этом, как считает К., в любой ситуации виноват старший, будь то погодки или близнецы. Младшему, как правило, все «сходит с рук». Правда, в связи с этим А. упомянула, что К., будучи крупнее и сильнее, в детстве всегда ее била.

Некая система поощрения и наказания в семье существовала. Всего в воспитании девочек принимали участие мама, бабушка и иногда родня отца (в частности его сестра). «Заводилой» во всех мероприятиях была А., хотя за проделки, как правило, доставалось обоим. Поощрение зависело от конкретного занятия, например, за каждую строчку выученного стихотворения мама давала по апельсину. Наказывала мама их редко. Девочки помнят лишь один случай, когда мама их сильно отшлепала, причем признают в данном случае за ней правоту. Но в целом они считают свою маму ребенком. Она, на их взгляд несамостоятельная, безынициативная, не умеет планировать. Девочки сами зарабатывают деньги, и выдают их маме только с условием, что та их потратит строго по назначению. Однако при всем при этом мать у них самый близкий друг. Она им часто говорит, что «нас трое в этом огромном мире». Папа им никак не помогает. Разговаривать с ним могут только по телефону, так как он живет с семьей заграницей.

Девочки на удивление дружны. С трудом расстаются друг с другом и считают, что родиться близнецами это счастье. Очень редко бывают врозь, но создается впечатление, что в разлуке с сестрой тяжелее быть А. Их, естественно, путают, хотя они и не считают, что очень похожи. Был, правда, один случай, когда А., встав рядом с К., спутала на мгновение свое отражение с отражением сестры. Бывают, если одну из них позовут, то отзываются обе. Однажды А. даже сходила на свидание за К. Вкусы их совпадают, но если им нравится что-то разное из одежды, то просто приходят к какому–то компромиссу. Но на молодых людей вкусы несколько разные, только однажды им обеим понравился один и тот же мальчик, который их не различал. К. рассказала эту историю следующим образом: «Одна признается: «Мне такой-то мальчик нравится», вторая говорит: «И мне он нравится», а вторая говорит: «Ну, он мой», типа, «не отдам тебе»». Из этого разговора видно, что близнецы часто говорят о себе в третьем лице, хотя «Я» и присутствует в разговоре, но в основном у А.. нежели у К. Девочки признаются, что чувствуют себя одним целым, когда вместе. Но на работе четко разделяют «Я». Вместе они себя считают «энергетически сильнее». Их интересы также очень схожи. Обе увлекаются музыкой, занимаются танцами и английским языком. Правда, «детские» интересы дольше сохранялись у А. Успеваемость в школе у девочек была одинаковой. Вначале они учились не очень хорошо, но в 5-м классе дружно решили «взяться за ум» и закончили школу только с несколькими 4-ками, причем К. шла на «серебряную медаль». К. по общему признанию понимала все сразу, а А.. для этого требовалось время и часто пользовалась помощью сестры. Девочки считают, что А.. больше гуманитарий, а К. – технарь. К. с восторгом рассказывала, что А.. лучше разбирается и в жизненных ситуациях. Даже мама спрашивает ее совета. «Как А. скажет, так и будет», - говорит К. , но при этом добавляет, что поддержит А., если посчитает решение правильным. «Я мозги», - говорит А. К.: «А. решает глобальные проблемы».

В своей близнецовой паре девочки не выделяют ни лидера, ни ведомого. Они считают, что у них равноправие. Правда А.. всегда ощущает себя старшей, и К. чувствует это. На вопрос, кто является авторитетом в семье, А. сказала «Я», но засмеялась и назвала авторитетом их кошку. Они так прямо и не ответили на этот вопрос. Их просто трое (близнецы и мать), хотя они очень общительные, не зажатые. Но близких подруг нет, так как лучше, чем сестра не поймет никто. Если допустить кого-то в свою триаду, то может возникнуть, по словам К., дисбаланс. При этом чувствуют зависимость друг от друга, но боль друг друга не ощущают. Сон, правда, может присниться одинаковый.

Проблемы близнецовой ситуации сложно выделить. Девочки считают, что растить близнецов, во-первых, материально сложно. «Родителям нужно приобретать все за раз, одновременно и в двойном экземпляре». Есть и некоторая обида у К., что папина родня больше любит А., хотя А. это отрицает. Просто все говорили, что А. половчее, и из-за этого К. было обидно. Вообще проблем «уйма», но сформулировать их трудно. На вопрос, хотели бы выйти замуж за близнецов и иметь близнецов детей, девочки ответили, что такого желания нет, хотя близнецы у них есть в роду. В клуб близнецов тоже не особенно хотят вступать, так как не считают, что близнецовость это нечто оригинальное. Но поскольку девочки общительные, они с удовольствием общаются с близнецами, причем «тройня» для них оказалась настоящей экзотикой.

Следующая пара близнецов «тройняшки» - Ю., Т. и О. Они так и не знают, кто из них МЗ, а кто ДЗ. Им 23 года. Ю. И О. живут вместе в Москве, а Т. последние 5 лет учится в Англии и приезжает только на каникулы. Росли в полной семье. Но все они абсолютно самостоятельные личности, похожие и в то же время не похожие внешне. Достаточно яркие и энергичные. По порядку рождения первой появилась на свет Ю., второй Т. и третьей О. При этом их вес колебался в районе 1700 г. Но по росту девушки всегда различались. Выше всех – Т., затем идет О. и последняя по росту Ю. Говорить близнецы начали до 2-х лет, общий язык был.

Ю., рассказывая о сестрах, говорит, что нет никого ближе, чем 2 ее сестры, поэтому Т. очень тяжело жить без их поддержки.

Девочки изначально были очень физически слабыми. Приходя из школы, они буквально падали, и ни на что другое у них не хватало сил. Главное, что их спасло и подняло – это спорт. Занимались всем понемногу: гимнастикой, акробатикой, лыжами, борьбой.

Помнят себя «тройняшки» с 3-х лет и старше. В детстве ходили в детский сад. Они не скучали по родителям, так как всегда были втроем. Кроме того, близнецы очень общительные. Замкнутости друг на друге никогда не было, поскольку везде найдут себе друзей, но друзья у них преимущественно были общие. Когда Т. уехала, ее со-близнецы не так сильно по ней скучали, в отличие от самой Т. Она до сих пор может на неделю «впасть в депрессию», скучая по сестрам. Родители воспитывали их вместе. Самое активное участие принимала мама, хотя авторитетом в детстве считали отца. Теперь явным авторитетом пользуется мама. С отчимом у них просто хорошие отношения. Однако есть разделение на «лидер-ведомый». Как сказала Ю., она соперничает с Т. за право называться лидером, особенно за влияние над О. Но подобное соперничество довольно условное. О. рассказывает, что раньше Т. с Ю. часто ссорились. Теперь, когда Т. за границей никакого соперничества нет. Сама О. считает, что ее лучше понимает Т., и периодически она замечает в себе черты Т. Возможно, это случается из-за того, что она в Англии, а Ю. рядом с О. Есть еще и другая особенность в отношениях О. и Т. Если Т. заплачет, то О. тоже заплачет, а если до слез обидят Ю., то просто за нее расстроится. У Ю. тоже иногда возникает ощущение, что она поступает как Т.

До 18 лет близнецы почти все время были вместе. Вместе учились, вместе ходили в спортивные секции. Интересы в большей степени совпадают, хотя способности различаются. Например, Ю. играет на гитаре и поет, а О. рисует. Ссорились близнецы часто, но отношения очень близкие и одинаковые по отношению друг к другу. Обида друг к другу меньше, чем к кому-то еще, но агрессия больше. Могут и подраться, и жестоко пошутить. Особенно своей жесткостью выделялась Т. Соперничества самого по себе нет. Друг для друга ничего не жалко и доверяют друг другу на 100%. В отношении соперничества у девушек свое мнение. Они полагают, что близнецовость тут не при чем. Это чисто человеческая проблема, которая может возникнуть и у погодок. Главное, чтобы в семье не было любимчиков, и всех любили одинаково.

Развивались девочки нормально и психологически, и физически, чему в частности поспособствовали их занятия спортом. Но учились близнецы, хотя и одинаково, но с 3-ки на 4-ку. Полагают, что учебе уделяли времени гораздо меньше, чем спорту. Только к 9-му классу успеваемость улучшилась.

Вещи в детстве у близнецов были одинаковые, но с подросткового возраста одежда стала различаться, хотя есть и похожая и общая. Стиль до сих пор похож. Игрушки тоже покупали общие, но у каждой была любимая игрушка, в которую все равно могли играть и другие сестры. Никогда особенно не пытались подчеркнуть свое сходство и различие. То, что на них обращают внимания, никогда не волновало. Наоборот, близнецы стремятся произвести впечатление. Был случай, когда в Англии все три девушки жили в одной семье, и женщина, у которой они жили, явно выделяла Т. и О., а Ю. нет. Тогда Ю. сделала все, чтобы на нее обратили внимание. Это как раз относится к той самой обиде, когда кажется, что со-близнеца любят больше.

Поощрения и наказания особого не было, т.е. не было ничего, на чем бы акцентировали внимание близнецов. Папа с ними разговаривал, а мама, если наказывала, то отправляла дочерей спать и выключала свет в комнате. Угнетала в данной ситуации не сама процедура наказания, а испортившиеся отношения с матерью. Если близнецы хорошо себя вели, то им, как обычно, выдавали деньги на карманные расходы, если плохо, то лишали денег. Но были и обязательные правила, которые необходимо было выполнять без всякого поощрения: убрать кровать, игрушки и т.д. Основная «формула» воспитания, по словам близнецов, «любовь + поощрение», но любовь бескорыстная.

Среди проблем «тройняшки» выделили то, что в общении с ними все говорят «они», не выделяя никого отдельно. О. первый раз задумалась, кто «Я» только в 20 лет. Хотя сами девушки себя считают разными и различают себя в зеркале. Другая проблема, которая возникла у Т. это то, что она привыкла полностью доверять сестрам и подобное отношение у нее возникло и к другим, особенно вдали от со-близнецов. Теперь ей приходится учиться не быть такой доверчивой.

Девушки также согласны с замкнутостью друг на друге, но это зависит не только от близнецовой ситуации, но и от среды. Например, придя в первый класс, близнецы сели втроем за одну парту. Затем, когда их попросили сесть по двое, они менялись каждый урок. Но, благодаря их общительности, они вскоре стали сидеть с разными ребятам. Однако у них есть знакомая тройня: две девочки и мальчик, которые очень замкнутые, правда, виной может быть не близнецовость, а их несколько странная мама.

Плюсом близнецовости считают то, что можно поделиться с со-близнецом чем угодно, любой проблемой. Правда, О. может поставить Ю. на «второй план» и прежде поделиться с кем-то другим. Ю. не так откровенна с другими, поскольку критику может терпеть только со стороны со-близнецов. Кроме того, ей нужна уверенность, что при возникновении какой-либо проблемы она дождется не сколько критику, а сколько поддержку.

Саму близнецовость не считают проблемой, и вполне бы могли выйти замуж за близнеца, но в большей степени из интереса. Не знают, хотели бы иметь детей близнецов, т.е. насколько это возможно. В роду у них ни у кого не было ни двоен, ни троен.

Еще одна пара близнецов К. и С. англичанки. Но их близнецовая ситуация не очень отличается от близнецовой ситуации русских близнецов. Только это вариант благополучного развития близнецовой пары. У них отношения друг к другу как к обычным сестрам. Беременность матери протекала нормально, так как ее сразу же взяли под контроль. Близнецы родились почти в срок, и весили более 3-х кг. Первой появилась на свет С. по весу и по росту она была значительнее крупнее, чем К., которая вытянулась только к подростковому возрасту. Несмотря на то, что С. родилась первой и была крупнее, но ей выпала роль ведомой. «Шла за сестрой, как овца», - говорит С. К. всегда была более общительной, поэтому легче заводила друзей, с которыми потом дружила и С.. Однако зависимости или общего языка не было. В школе девушки поначалу учились в одном классе, но потом мама, очевидно, посоветовавшись с психологом, развела их по разным классам. Проблем с этим не возникло, так как близнецы встречались в перерывах. Учились хорошо, и успеваемость была одинаковой. После 18 лет девушки разъехались по разным городам. Пошли учиться в разные университеты. С тех пор встречаются не так часто, но из-за этого сестры не переживают. У них у каждой своя жизнь, свои интересы. С. больше похожа на отца, а сестра на мать, но при этом К. более близка с отцом, а С. – с матерью. Внешне их никогда не путали. Избежать какой-либо зависимости друг от друга, по словам С. помогла, возможность вступить в самостоятельную жизнь по отдельности. Она считает, что в России с этим сложнее, поскольку в нашей стране сложно разъехаться даже родителям и детям, не говоря уж о сестрах и братьях.

Самыми непохожими в женских парах близнецов, как ни странно, оказались МЗ – близнецы, Н. и В. Им 22 года. В. год назад вышла замуж, а Н. живет с мамой. Росли в неполной семье. В воспитании участвовала в основном мама, но есть и многочисленные родственники. Девочки родились недоношенными. Беременность у матери проходила сложно, и роды начались на 6-м месяце беременности. В. родилась первой и весила 1200г, Н. весила 1300 г. Нормальный вес набирали долго и сложно. Только на второй месяц близнецы стали приближаться к нормальному весу. По развитию никто особо не опережал. Но физически В. более крепкая, Н. меньше выдерживала физические нагрузки, поэтому мама решила главным образом заняться их физическим развитием и культивирует это до сих пор. Сначала она делала им массаж, потом ходила с ними на лыжах, отдавала в различные спортивные секции: танцы, бассейн и т.д. Кроме того, каждое лето близнецы выезжали в деревню, где питались натуральными продуктами. Режим питания строго соблюдался, и проблема с пониженным гемоглобином вскоре перестала существовать. В дальнейшем девочки развивались нормально. Интимного языка у них не было, но до 5 лет близнецы не выговаривали букву «Р». Когда Н. попала в этом возрасте в больницу, она научилась выговаривать эту букву, и, вернувшись домой, научила этому и сестру. Вообще Н. и В. начали говорить очень рано, попытки уже были до 1 года. Это связано с их широким кругом общения. В 3 года уже знали буквы и могли писать свои имена, но только наоборот. Ходить начали: В. – в год, а Н. – в год и месяц. Отставание от сестры у Н., возможно, связано с врожденным вывихом бедра. Хотя об этом она ничего не говорила и никак не объясняла причину своей небольшой хромоты.

Замкнутости друг на друге не было, так как этому очень противилась мама. Она хотела, чтобы девочки были общительными. Но при этом она им напоминает, если близнецы начинают ссориться: «Вы две сестры, у вас нет никого ближе друг друга. Надо поставить себя на место другой.».

Помнят себя В. и Н. с 5-ти лет, помнят детский сад. Даже сейчас девочки могут узнать своих ребят из детского сада. Хотя у В. астигматизм, зрительная память у нее, как и у В., хорошая. Девушки считают себя абсолютно непохожими. Они от рождения разные. Разная мимика, разные интересы. Никогда не спутают себя с со-близнецом на фотографии. Характеры тоже отличались до замужества В. До этого они практически не разлучались. Сейчас они стали даже более похожи. В школе близнецы имели разных подруг, но непременно таких, которые могли бы понимать и общаться с обеими сестрами сразу. На мужчин вкусы тоже разные. Только однажды им понравился один молодой человек, которого сестры друг другу уступили. Общим у сестер можно выделить «упертость», леность. Но по сути они разные, так как всегда пытались выглядеть по-разному. В детстве их одевали одинаково, и игрушки выбирали для них одинаковые, варьируя лишь цвета. Сейчас у сестер разные вещи, хотя они могут одеть одежду со-близнеца. Из-за этого они могут даже перессориться. Но их агрессия быстропроходящая. Зато обиду не проглатывают, все высказывают напрямую. Если сравнить обиду на сестру и на кого-то другого, то обида больше и длиннее на чужого. Если кто-то обижает одну, то с этим человеком не разговаривают обе.

Наказаний особых не было, как и поощрения. Мама придерживалась принципа: «Если что-то делаешь, ты делаешь это для себя». Но мама очень любила устраивать им праздники, поэтому близнецы очень дорожили ее хорошим отношением. Очень культивируется взаимопомощь.

Учились близнецы по-разному. Оценки у них были похожие, но способности разные. Н. больше гуманитарий, пытается осмысленно подойти к изучаемому материалу, вникнуть в него. В. в основном увлекается спортом, у нее развито логическое мышление, но она готовится всегда поверхностно и выразить свои мысли ей проще устно, а не письменно, как В. В результате у Н. в аттестате на одну 5-ку больше. Даже к экзаменам близнецы не могут вместе готовиться, так как у них разные подходы. Однако мама не давала дочерям «зацикливаться» на учебе. Главное – это всестороннее развитие.

В связи с этими близнецами можно обсудить еще одну проблему, а именно замужество со-близнеца. Когда В. собралась выходить замуж, то Н. отправили в деревню одну – привыкать. Н. ощущала некую внутреннюю обиду, и в деревне отходила от стресса. Она должна была осознать, что теперь она не могла уже больше так надеяться на сестру. Н. не любила драться, т.к. знала, что В. ее защитит. Летом Н. должна была научиться быть одна, привыкла, но, вернувшись в Москву, увидела молодоженов у себя дома. Чтобы хоть как-то оправдать свое отвыкание от сестры, Н. стала их выгонять. Хотя после замужества В. ее сестра стала очень обидчивой, но Н. отделилась и, по ее словам, установилась как личность. Теперь она может постоять за себя, не считая, что ведет себя как В. Потом муж В. уехал на несколько месяцев в командировку, и сестры снова стали жить вместе. В. призналась, что привыкли быть вместе, и ей было тоже тяжело без сестры в первое время после замужество. Однако в муже она вовсе не пыталась найти черты соблизнеца. Они совсем не похожи. Даже смотря телевизор одна или с мужем, В. иногда оборачивается в особые интересные моменты какого – либо фильма, бессознательно ожидая поддержку сестры. В близнецовой паре у них все-таки равноправие, хотя Н. в основном критикует В., считая ее несколько легкомысленной. Она вовсе не считает В. старшей сестрой, даже наоборот. Отношение друг к другу как к простым сестрам.

В близнецовости они также не видят никаких проблем. В. считает, что близнецы, возможно, ближе друг другу, лучше развита интуиция. Но они не могут понять, как двух людей можно считать одним целым, каждый человек индивидуален, даже, если два похожих человека одинаково одеваются. Н. и В. могут быть и похожи внешне, но они совершенно разные и по росту, и по комплекции. Они чувствуют привязанность друг к другу, но это привязанность свойственно любым близким людям. И физически сестры не так привязаны. Они даже спать не могут на одной кровати вместе. В любой ситуации у них всегда было две кровати. До 12 лет общества друг друга им было недостаточно. Они должны были найти кого-то третьего, чтобы гулять вместе. Все близнецовые проблемы, по их словам, идут от воспитания. У погодок те же проблемы, поскольку психологически заложено, что один спокойный, а другой взрывной – для баланса. При этом каждый выполняет особую роль, не обязательно лидера или ведомого. Поскольку дети растут вместе, они подстраиваются один под другого. Когда же они с возрастом разлучаются, то «подстройка», которая, к примеру, было у одного из близнецов, выходит наружу. При этом может поменяться характер, либо в положительную сторону, либо близнец уйдет в себя. Но близнецы всегда должны жертвовать своими интересами ради своих со-близнецов. Это идет с самого рождения. Они находятся под контролем друг друга. Когда близнецы разлучаются, то контроль ослабевает, но тогда увеличивается переживание за со-близнеца.

Мама близнецов считает самой большой проблемой их ревность, не обязательно друг к другу, но и к окружающим. Одной всегда кажется, что ее любят меньше, чем другую. Поэтому нельзя делать кого-то из близнецов любимчиком, причем одинаковое отношение и одинаковая любовь - разные вещи. Нельзя допускать, чтобы у близнецов была одна игрушка на двоих. Игрушки могут быть одинаковые, но у каждого своя. Если дети ссорятся, то к ним не нужно применять методы физического наказания. Мама близнецов в этом случае отсаживала девочек в другое место и пыталась переключить их внимание на что-то другое, на книги, например.

Н. и В. согласились со словами матери, сказав, что даже, будучи близнецами, их воспитали абсолютно независимыми и самостоятельными личностями. На вопрос, хотели бы они выйти замуж за близнецов и иметь детей близнецов, В. сказала, что уже замужем не за близнецом, а Н. из любопытства, возможно и вышла бы за члена близнецовой пары. Детей близнецов тоже не отказываются иметь, тем более, что у них в роду это частое явление.

Теперь для сравнения рассмотрим мужские близнецовые пары.

Начнем с самых младших. П. и Ж. 13 лет. До 12 лет они росли в полной семье, но уже год, как родители в разводе. У них есть родная старшая сестра, с которой они воспитываются, и старшая дочь отца от первого брака, которую они практически не видят.

Их мама рассказывала, что узнала о том, что ждет близнецов еще в начале беременности. Ей так и написали: «Аномалия беременности, диагноз: двойня». Но в роду у мужа близнецы были. Первым родился Ж. – 3100 г, вторым П. – 3200 г. Родились почти в срок. Женя во время родов шел головой вперед, а П. – ногами вперед, но быстро перевернулся. Хотя все врачи были наготове, поскольку близнецы появились на свет в специализированном род.доме. Развивались примерно одинаково. Даже зубы одновременно начали прорезываться. Ходить стали в год и месяц, а речь до 3-х лет была непонятной. Сами близнецы помнят себя с 4-х лет, но отдельные воспоминания есть и с 2-х лет. Хорошо помнят детский сад. Несмотря на то, что детей считали не «детсадовскими», они быстро адаптировались. Они достаточно общительные, всегда имели много друзей, но компании и друзья до сих пор общие. Друг с другом себя никогда не отожествляют, хотя и путают друг друга на фотографиях, где им лет 4-6. В зеркале всегда знают, где чье отражение.

В школу близнецы пошли в 5 лет 9 месяцев и сразу стали учиться хорошо. Они и сейчас одни из лучших в классе. Учителя не пытаются им ставить одинаковые оценки, наоборот, периодически ставят одного другому в пример. Но при этом мальчики все равно имеют одинаковую успеваемость. Ж. лучше в математике, а П. – гуманитарий. Хотя Ж. честно признает, что П. умнее его. По словам мамы, если бы сыновья не ленились, могли быть отличниками. Успешно учатся, как считает мама, только благодаря своей хорошей памяти. Перед уроком могут прочитать текст и потом воспроизвести его. Причем текст будет сохраняться в памяти еще очень долгое время. Уроки делают в разных комнатах и не помогают друг другу. Проще дать списать, нежели что-то объяснять. Но, когда кто-то из близнецов отвечает у доски, то другой за него переживает и пытается как-то помочь.

Друг с другом часто ссорятся, особенно сейчас, когда в силу подросткового возраста близнецы протестуют против своего сходства и всячески пытаются подчеркнуть свое различие. Ссоры у них друг с другом более агрессивные, но и быстро проходящие. Правда, у них все равно одинаковый стиль одежды и прически. Внешне они тоже так похожи, что их можно спутать. По характеру близнецы немного отличаются. Ж. более жесткий. Он больше любит выполнять мужскую работу. П. имеет мягкий характер, хотя дерется чаще, чем брат. Возможно, это происходит потому, что Ж. более чувствителен, и его легче обидеть. В отношении друг друга близнецы на данном этапе нетерпимы. Они «болеют» за разные футбольные команды (все равно за кого, лишь бы против брата). Мечтают жить отдельно друг от друга и считают, что брата-близнеца иметь плохо. Мальчиков раздражает, когда к ним относятся как к одному целому. Они две разные личности, как их и воспитывали. Мама вначале хотела одевать их одинаково, но поняла, что лучше не связывать их таким образом. У них никогда не возникало разногласий из-за игрушек, которые были преимущественно разные по виду, хотя по содержанию одинаковые. Подарки им дарили по принципу: кому что достанется. Еще с раннего детства мама приучала их иметь собственные вещи. Изначально дети должны знать, где чье. У них были разные тарелки, у каждого была любимая игрушка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.