Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль близнецовой ситуации в развитии близнецов.





 

 

«Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р.Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. (И.В.Равич-Щербо и др. «Психогенетика», М. – 1999).

Подобные тесные узы могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Психологи пытаются найти ту грань, за которой близость переходит в патологию. Например, в газете “Ньюс уик”, Нью-Йорк, пишут о двух сестер Джун и Дженнифер Гиббон, которые как только научились говорить, стали мало общались с окружающими, если не считать редких фраз, оброненных родителям. Со временем сестры стали разговаривать только друг с другом. В их родном городе Хаверфордуэсте, Уэльс, за ними закрепилась репутация замкнутых личностей. Они придумали свой собственный язык, который, кроме них, никто не понимал. Дженнифер очень ревниво относилась к Джун, считая, что ее больше любят родители. Она даже заставила сестру принять обет молчания. Дженнифер, казалось, командовала сестрой, глазами давая ей понять, когда можно говорить и как поступать. Правда, выяснилось, что нелюдимые сестры Гиббон говорили между собой на обычном английском языке, но быстро и с непривычными ударениями.



В то же время, они вели дневник. Джун даже написала роман, который впоследствии был издан. Тем не менее, они всегда возражали против того, чтобы каждую из них воспринимали как самостоятельную личность. Это является той проблемой, которую рассматривают психологи различных стран. Опасность развития детей как одного целого, отмечает и Адель Фейбер, автор книги “Близнецы без соперничества”. Соперничество наблюдалось у лидирующей сестры Гиббон, которое выразилось в несколько извращенной форме. Конечно, элемент соперничества между близнецами исключить сложно, но если активно поощрять у них различные интересы, то “конкуренции” будет меньше, чем в случае, когда родители стараются, чтобы дети занимались одним и тем же.



Близнецовые ситуации создают и другие трудности для близнецов. В газете “Ньюс уик”, Нью-Йорк, пишут, что близнецам, интуитивно чувствующим все нюансы душевного состояния друг друга, часто бывает сложно “адекватно выразить свои мысли и чувства при помощи слов”. Об этом говорит одна из авторов вышедшей в 1983 году книги “Близнецы: проблемы личности” Барбара Шейв (США). Правда, там же отмечает, что в некоторых отношениях близнецам легче, чем обычным детям. Их тесная близость привлекает других сверстников, поэтому они легко заводят новые знакомства. Одной из причин этого, по мнению Кея Кэссила, президента Фонда близнецов в Провиденсе, Род-Айленд, является то, что с ранних лет у них развито чувство сопереживания, которое они переносят и на отношения со своими друзьями. (“За рубежом”, №7(1440), 1988г.) Хотя наши психологи придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что близнецы, наоборот имеют тенденцию замыкаться друг на друге и «блокироваться» против окружающего их мира.

Одним из частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевого развития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая, криптофазия – собственный интимный язык близнецов, что было у вышеупомянутых сестер Гиббон. Если у одиночнорожденного ребенка осмысленные слова появляются к концу первого года или к началу второго, то у близнецов происходит отставание в произнесении связанных предложений, более чем на 2,5 года. У МЗ близнецов эта задержка чаще, чем у ДЗ. Семенов В. с соавторами видит главную причину сильного отставания речевого развития близнецов в том, что своеобразная форма жизни в паре не создала объективной необходимости развития речи как важнейшего средства общения. Отставание в речи МЗ близнецов не дефект природы, а замкнутость пары в себе – «близнецовая ситуация» (А.Р.Лурия). В дальнейшем отставание в развитии речи влечет за собой недоразвитие и всех видов психической деятельности. Медленное пополнение запаса слов сочетается с малой общительностью, застенчивостью и боязнью.



Благодаря специальным тестам было выявлено, что действительно одной из основных причин задержки речевого и интеллектуального развития близнецов является близнецовая ситуация. Результаты исследования показали, что средняя оценка близнецовых пар по тестам меньше, чем у одиночнорожденных, но, если близнецы потеряли соблизнеца в раннем детстве, то их средняя оценка была близка к средней оценке неблизнецов.

Переходным этапом к овладению социализированной речью является автономная речь. Слова автономной речи не совпадают по своему значению со словами «взрослых», и она связана с эмоциональным состоянием ребенка относительно конкретной ситуации. Однако у близнецов подобная речь сопровождается эмоциональными реакциями по отношению к определенной ситуации, но понятной только им. Такое появление и развитие автономной речи, по словам Семенова В.В. и Кочубея Б.И., связано с крайней «самодостаточностью», замкнутостью близнецов и при отсутствии правильного воспитания со стороны родителей. Кроме этого, как отмечает французский психолог Заззо, у близнецов редко наблюдается эгоцентрическая речь, отсутствует монолог. Тогда как эгоцентризм – важный этап в развитии логического мышления ребенка. В связи с этим идет не только задержка и своеобразие развития познавательной сферы у близнецов, но и недоразвитие социальности (стр. 34).

Однако в дошкольном возрасте случаи автономной речи редки. К этому периоду близнецы, как правило, уже овладевают полноценной социализированной речью. Тем не менее, они по сравнению с одиночнорожденными детьми чаще пользуются услугами логопедов и невропатологов.

В школьном возрасте, у близнецов возникают проблемы, связанные с нарушением в социальной адаптации. В школе они должны приобрести психологическую и физическую автономию не только по отношению к родителям, что является проблемой всех детей, но и по отношению к друг другу. (стр. 66) В связи с этим близнецы хуже учатся на протяжении первых лет обучения в школе, но затем происходит качественный сдвиг в лучшую сторону: к 13 – 15 годам у ДЗ близнецов и к 16 – 18 годам у МЗ. Семенов В.В. также говорит о том, что у МЗ близнецов есть тенденция получать одинаковые оценки. В то время как у ДЗ такой тенденции нет. Кроме того, у близнецов наступает очень быстрая утомляемость, которая сопровождается снижением внимания и общей работоспособности. Это и ведет к дальнейшей неуспеваемости.

В подростковом возрасте проблемы со школьным обучением могут уже отойти на задний план, так как этот возраст является критическим периодом во взаимоотношении внутри пары. В связи с характерным изменением отношения к самому себе и окружающим у каждого члена близнецовой пары появляется потребность осознать себя как личность, обладающей определенными качествами, отличными от качеств других людей, в том числе и со-близнеца. В паре возникает тенденция подчеркнуть свои различия: драки, разная одежда, отчуждение друг от друга. Однако у МЗ близнецов остается взаимозависимость, которая лишь подчеркивается внезапной разлукой. К 18 – 20 годам члены МЗ пар вновь стремятся к некому объединению. ДЗ близнецы, в свою очередь, могут в подростковый период отдалиться друг от друга, и связи в дальнейшем станут ослабевать.

Говоря о ДЗ близнецах, особое внимание следует уделить разнополым близнецовым парам, которые чаще всего состоят из мальчика и девочки. Возможны и другие варианты, как, например, появление трех близнецов, из которых двое - монозиготные девочки, а третий - их брат - из другой яйцеклетки. Разнополые близнецы похожи на просто брата и сестру, растущих в одной семье. Однако они имеют свои специфические особенности, вызванные близнецовостью.

Поскольку разнополые близнецы – дизиготные, то у них от 40 до 60% общих генов, как у обычных братьев и сестер. Внешне они могут быть как похожи, так и различаться. Они вместе развиваются внутриутробно, рождаются в один день, вместе растут после рождения, проводят друг с другом много времени и оказывают сильное влияние друг на друга.

Есть мнение, что у женского плода в период внутриутробного развития отмечается повышенный уровень тестостерона в крови и амиатической жидкости. У такой женщины впоследствии агрессивный характер, и сексуальное поведение менее ориентировано на мужчин. Мужской эмбрион рядом с женским имеет высокий уровень эстрадиола (женского гормона). Отсюда следует, что, если ДЗ разного пола, то женский эмбрион имеет повышенную концентрацию тестостерона, и у девочек более маскулизированное поведение. У мужского эмбриона в этом случае повышенный уровень экстрадиола и, следовательно, происходит феминизация мальчика. Однако это мнение не имеет твердого подтверждения, поскольку очень часто наблюдаются и противоположные тенденции.

В одной статье, авторами которой являются Н.М.Зырянова и С.Д.Пьянкова, говорится, что по характеру разнополые близнецы бывают даже более похожими друг на друга, чем однополые ДЗ близнецы. Причиной может служить то, что однополые близнецы, как правило, стремятся подчеркивать и свои различия, и свое сходство. Но разнополым близнецам нет смысла специально подчеркивать различия. Их специфичность в том, что они как бы учатся друг у друга - мальчик от девочки перенимает способность быть более мягким и нежным, а девочка учится у мальчика быть более смелой, решительной, сильной. Общая семейная атмосфера, общие интересы, занятия, одни и те же друзья - все это сближает и объединяет партнеров по близнецовой паре. Кроме того, разнополые близнецы развиваются не синхронно, их физическое и психическое развитие протекает по-разному. Например, разнополые близнецы начинают говорить раньше однополых, но при этом мальчики овладевают сложностями и тонкостями человеческой речи немного позже девочек. Более раннее речевое развитие девочек - общая закономерность. Причина - как опережающее формирование речи, так и стремление подражать маме, другим взрослым, играть их роли и выполнять их функции.

Помимо прочего, разнополые близнецы - мальчики и девочки, - в сравнении с однополыми больше различаются по успеваемости в школе, по интересам (мальчикам присущи более "мужские" интересы, девочкам - "женские"), они чаще имеют разный круг общения, разных друзей. Особенно сильно различия в физиологии и психологии разнополых близнецов дают себя знать в подростковом возрасте. У мальчиков и девочек пубертатный период и период взросления, связанный с мощной гормональной перестройкой и психологическими изменениями личности, наступает в разное время. В это время близнецы могут отдалиться друг от друга, могут разгореться конфликты. Хорошие отношения восстанавливаются, для этого, по мнению Зыряновой и Пьянковой, нужно лишь поддерживать подростков в это трудное переходное время.

Близнецы много времени проводят друг с другом, и это сказывается на формировании их личности. Внутри разнополой близнецовой пары складываются своеобразные взаимоотношения. Обычно это довольно теплые, гармоничные отношения привязанности и любви, которые удовлетворяют и самих близнецов, и их родителей. Но иногда могут возникать проблемы, которые вызывают беспокойство. Возможно, что девочка сильно привязана к своему брату-близнецу. Без него она скучает и не может ничего делать в его отсутствие. Может сложиться и обратная ситуация: более развитая девочка лучше сходится с людьми, нежели ее брат-близнец. С ней с удовольствием играют и девочки и мальчики, в то время как ее брата не принимают в игры. Он расстраивается и обижается, чувствует себя несчастным и никому не нужным. Такие отношения зависимости, по словам Зыряновой и Пьянковой, могут мешать становлению автономной, самодостаточной личности.

Поскольку девочки созревают раньше, они раньше вступают в подростковый возраст, когда, как известно, особое место занимает потребность в общении. В этом возрасте приходит первая влюбленность, и девочка начинает дружить с мальчиками более старшего возраста. Ее брат остается один, так как у него, по ее мнению, еще детские интересы. Девочка стремится изолироваться от брата, она хочет иметь свою комнату, свои вещи, которые брату не разрешается трогать, свои тайны. В результате брат-близнец начинает болезненно переживать такое изменение отношений с сестрой. Он чувствует себя неуверенным, маленьким, отверженным, не таким мужественным, как мальчики, с которыми дружит его сестра.

Еще одним источником сложностей, по мнению Н.М.Зыряновой и С.Д.Пьянковой, могут быть старшие дети в семье близнецов. Иногда один из членов разнополой близнецовой пары больше дружит со старшим братом или сестрой, чем со своим со-близнецом. Чаще всего дети объединяются по половому признаку - девочка с девочкой, мальчик с мальчиком. В такой ситуации второй близнец может стать ближе родителям или почувствовать себя одиноким и изолированным.

В разнополых близнецовых парах порядок рождения (кто первым родился, тот и старше) не играет решающей роли. Авторы различных книг по близнецам сходятся во мнении, что чаще всего в этих парах доминирует девочка. Это объясняется разными причинами. Девочки быстрее развиваются, раньше становятся самостоятельными. У них почти всегда складываются хорошие, дружеские отношения с отцом и матерью. Кроме того, они сами стремятся выступать в отношении своего брата-близнеца в качестве старшей сестры - опекать его, помогать ему во всем. Хотя в ряде случаев Н.МЗырянова и С.Д.Пьянкова выделяют такие факторы, как рост, вес, темп развития близнецов, которые изменяют ситуацию, и девочка может утратить свою лидирующую позицию. Тогда мальчик становится доминирующим в близнецовой паре.

Но в целом, именно от родителей зависит, какие отношения складываются между членами разнополой близнецовой пары. Считается, что из мальчиков вырастают хорошие мужья, нежные, понимающие, мягкие, которых очень ценят жен. А девочки, имеющие брата-близнеца, становятся хорошими женами, которые понимают психологию мужчины, умеют помочь ему в трудную минуту. (Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова).

Итак, определив специфику развития близнецов, необходимо вернуться к главной проблеме, рассматриваемой в этой работе, а именно к психологическим особенностям близнецовой ситуации.

Сделав анализ нескольких работ, посвященных развитию и воспитанию близнецов, для начала можно выделить основные положения близнецовости, которую Заззо, охарактеризовал, как «близнецовую ситуацию» двух младенцев, возникшую в силу их природы и существующей с утробной жизни:

1. У близнецов обычно при рождении маленький рост и вес. Это связано с их недоношенностью. При этом у них достаточно много возможностей компенсировать все неблагоприятные последствия.

2. Отмечается особое родительское отношение: явное подчеркивание сходства или различий у близнецов, а также раннее их «разделение» между родителями (отец уделяет внимание более сильному, мать – более слабому).

3. Постоянный контакт друг с другом влияет на развитие личности и самосознания близнецов, в частности на способность сопереживать (в большей степени у МЗ). Подобное сопереживание или эмпатия может носить некий мистический оттенок. В зарубежной прессе упоминается такое явление, как экстрасенсорное восприятие (ЭСВ).

Некоторые психологи считают, что явления ЭСВ, возможно, не более чем совпадения, поскольку близнецы думают друг о друге чаще, чем “одиночки”. Другие же утверждают, что в мозгу имеются своего рода “окна”. Поскольку близнецы лучше знают мысли друг друга, они чаще оставляют эти “окна” открытыми.

4. В младенчестве, имея живую модель себя, близнецы, играют друг с другом как с зеркалом, что в дальнейшем ведет к трудности осознания собственного «Я» («эффект пары»):

- частые смешения местоимений «Мы» и «Я»;

- трудности в узнавании себя в зеркале и на фотографии;

- сложности в различении своего имени.

Могут возникнуть трудности с разграничением собственной личности и личности со-близнеца, что в дальнейшем приводит к недоразвитию некоторых черт личности у каждого, что делает их чрезвычайно зависимыми друг от друга (односторонность развития). В случае такой сильной зависимости близнецы практически не могут существовать друг без друга, что влечет за собой и трудности с выбором брачного партнера.

5. Особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли «лидера» и другим – роли «ведомого». Факту доминирования одного близнеца над другим способствуют не только их биологические особенности, но и разное отношение к родителям (идентификация с отцом или с матерью).

6. Психологическое сходство возникает в результате навязанной со стороны окружающих установки «быть во всем похожими», а также за счет общего жизненного и эмоционального опыта.

7. У близнецов часто устанавливается триада с матерью, что также может привести к задержке речи и трудности с чтением.

8. Может произойти задержка речи и/или формирование собственного интимного языка, что способствует отставанию в развитии социализированной речи, активного словаря, в продолжительности общения и в развитии различных интеллектуальных функций, в частности вербального интеллекта (аналогия, классификация, обобщение и объем словаря). Задержка интеллектуального развития коррелирует с биоэлектрической активностью мозга, где преобладание медленных ритмов - D и q - ведет к проблеме регуляции внимания, восприятия и т.д.

9. Близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе, усиливая негативное влияние близнецовой ситуации. Замкнутость пары препятствует установлению широких социальных контактов с окружающими.

10. В среднем МЗ и ДЗ близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе.

Причиной неуспеваемости является не только отсталость физического развития, но и особенности их психического развития. В старших классах успеваемость у близнецов улучшается.

11. Часто происходит кризис пары в подростковом возрасте, когда близнецы пытаются подчеркнуть свою индивидуальность. Возникает сильное соперничество.

12. Отмечается повышенная агрессивность у близнецов, в частности у МЗ, где их конфликтность относят к трудности контроля поведения. Их агрессивные реакции происходят как разрядка высокого напряжения. Становление у них социально приемлемых форм зависит от воспитания и от возможностей внутренней регуляции.

Кроме фактов, свидетельствующих о задержке психического развития у близнецов, существуют данные, говорящие и об их одаренности (Канаев И.И. - ученые Огюст (физик) и Жан Пикаров (химик), Вольф и Вилли Хейнцы – дирижеры). Достаточно смелую гипотезу выдвинули («Вопросы психологии» № 5 , 2000 год – «Межполушарная ассиметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы».) АН.А.Фингелькурц, АА.А.Фингелькурц. Однако эта гипотеза, по их словам, относительна, поэтому необходимы специальные исследования.

Гипотеза: МЗ близнецы – мальчики, вследствие специфики своего пренатального развития (повышенная концентрация тестостерона), рождаются с биологической базой повышенного интеллекта.

Однако феноменологически одаренность МЗ не наблюдается в результате неблагоприятных социально-психологических условий их раннего потстнатального развития, которые гиперкомпенсирует полученную во время эмбрионального развития потенциальную основу повышенного интеллекта.

Близнецы-мальчики во время пренатального развития испытывают повышенное воздействие мужского полового гормона (тестостерона), что ведет к более сложному развитию правого полушария, которое становится доминантным. По словам авторов, повышенная вовлекаемость правого полушария в текущий информационный процесс является характерным признаком чрезвычайно высокого интеллекта.

Поэтому известные талантливые люди (мужчины) могли быть зачаты и какое-то время развиваться как близнецы, у которых уже существует биологическая база одаренности. В своих исследованиях авторы замечают, что одаренные люди – преимущественно левши, которых в процентном соотношении больше среди близнецов, нежели среди одиночнорожденных, поскольку «Левша» - близнец более жизнеспособный и рождается обычно первыми.

Однако увеличение тестострона увеличивает интеллект, и при этом повышается риск имунных заболеваний и миопии (близорукость), а также предрасположенность к депрессивным состояниям.

Возвращаясь к перечисленным положениям, нельзя четко сказать, передаются ли эти особенности по наследству, либо на них влияет среда. Возможно, некоторые особенности близнецовой ситуации при детальном рассмотрении окажутся не столь специфичны, и их можно будет обнаружить у простых сиблингов, например, у погодок (дети с разницей в возрасте в 1 – 1,5 года).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.