Роль Министерства юстиции и его органов в осуществлении организационного обеспечения деятельности судов
В Беларуси Министерство юстиции традиционно относится к органам, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов. После установления Советской власти на территории Беларуси эту деятельность осуществлял Наркомат юстиции РСФСР, а на местах юридические отделы и секции исполкомов Советов и военно-революционных комитетов. Положение о Народном комиссариате юстиции Белорусской Советской Социалистической Республики было принято 3 ноября
1924 г.' Его задачи были довольно обширны. Они касались не только судебного строительства, но регулировали иные стороны управления в сфере юстиции. Наркомат юстиции осуществлял организацию, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, наблюдал за деятельностью арбитражной и земельной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы и др. В определенной мере наряду с Наркоматом юстиции некоторые функции организационного обеспечения деятельности судов осуществляли вышестоящие суды. Однако Законом «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», принятым в 1938 г.2 вышестоящие суды были освобождены от этой функции.
После образования 20 июля 1936 г. Наркомата юстиции СССР3, организационное обеспечение деятельности судов начало осуществляться и Наркомюстом СССР. К концу 30-х годов его осуществляли: Наркомюст СССР, Наркомюст БССР и управления юстиции областных Советах депутатов трудящихся, которые были созданы в 1939 г.4 Такая система просуществовала без изменений до 1956 г.5, до упразднения в 1956 г. Министерства юстиции СССР, а позднее в 1960 г. и Министерства юстиции БССР6. Вследствие этого организационное обеспечение деятельности судов стали осуществлять областные суды и Верховный Суд БССР. Однако вскоре деятельность Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции БССР была восстановлена. В БССР Министерство юстиции и отделы исполко
мов областных Советов стали действовать в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г.'
После провозглашения Республики Беларусь независимым и суверенным государством, 25 ноября 1992 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь было утверждено Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь2. Оно утратило силу в связи с утверждением Кабинетом Министров Республики Беларусь 1 декабря 1995 г. нового Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь3, которое действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Министерство юстиции (Минюст) является центральным органом исполнительной власти в Республике Беларусь, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.
В п. 4 Положения о Министерстве юстиции от 1995 г. перечислены основные задачи Министерства юстиции: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности органов законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь; организационно-правовое обеспечение судебно-правовой реформы; обеспечение необходимых условий для функционирования областных, Минского городского, районных (городских) судов при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; организация исполнения судебных и иных решений, исполнение которых в соответствии с законом возложено на судебных исполнителей; государственная регистрация нормативных актов министерств, иных центральных органов управления и Национального банка Республики Беларусь; представление интересов Республики Беларусь в пределах своей компетенции в деятельности на международном уровне; регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, осуществление контроля за соблюдением ими их уставов; организация и разви-
тие системы юридических услуг, необходимой для реализации прав и законных интересов граждан; организация работы по развитию и совершенствованию правовой информации; обеспечение кадрами судов и других органов юстиции; материально-техническое и финансовое обеспечение областных, Минского городского, районных (городских) судов и подведомственных органов юстиции.
Для решения этих задач в структуре аппарата Министерства юстиции функционируют управления и отделы. Одни отделы существуют как самостоятельные подразделения, другие входят в управления.
Структуру центрального аппарата Министерства юстиции образуют:
- руководство;
- отделкадров;
- управление организационного обеспечения деятельности судов;
- управление законодательства о государственном и социальном строительстве, которое объединяет: 1) отдел законодательства о государственном и социальном строительстве;
2) отдел законодательства о социальном и культурном строительстве; 3) отдел учета и правовой информации;
-управление хозяйственного законодательства образуют: 1) отдел законодательства об общих вопросах рынка и экологии; 2) отдел законодательства по отраслям народного хозяйства;
- управление общественных объединений;
-управление правового обеспечения внешних связей состоит из двух отделов: 1) международно-правовой отдел;
2) отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи;
-управление нотариата, ЗАГС, правового просвещения и лицензирования юридической деятельности состоит из:
1) отдела организации работы нотариата и ЗАГС; 2) отдела правового просвещения, правовой работы и лицензирования юридической деятельности;
-управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления состоит из двух отделов: 1) отдел правовой экспертизы правовых актов отраслей материального права;
2) отдел контроля и правовой экспертизы правовых актов;
- отдел организационного обеспечения деятельности адвокатуры;
- планово-финансовый отдел;
- отдел бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы;
- общий отдел.
Каждый из этих управлений и отделов имеет определенное отношение к организации правосудия. Но среди них есть управление, которое специально предназначено для того, чтобы оказывать организационное содействие в осуществлении правосудия. Оно называется - Управление организационного обеспечения деятельности судов. Оно функционирует на основе Положения, утвержденного Министром юстиции Республики Беларусь, 4 ноября 1997 г., с внесенными в него в последующем изменениями. Основными задачами управления являются: организационное обеспечение деятельности областных. Минского городского и районных (городских) судов, совершенствование и повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению правосудия при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; организация исполнения судебных решений; разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию деятельности управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома по организационному обеспечению деятельности судов; организация работы по ведению судебной статистики и ее анализу.
Для осуществления этих задач Управление организационного обеспечения деятельности судов наделяется следующими функциями:
-изучает организацию работы районных (городских) областных и Минского городского судов по осуществлению правосудия, соблюдению сроков рассмотрения дел и принимает меры по ее совершенствованию, обобщает и распространяет положительный опыт их работы;
-разрабатывает инструкции, положения, методические пособия по вопросам организации работы районных (городских), областных и Минского городского суда, а также рекомендации управлениям юстиции облисполкомов и Минского горисполкома по вопросам обеспечения деятельности судов, осуществляющих проверку их исполнения;
-осуществляет подготовку предложений по вопросам применения законодательства для постановки перед Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь;
- готовит заключения по проектам постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
- составляет сводные статистические отчеты о судимости по Республике Беларусь и деятельности судов, анализирует данные судебной статистики и анализирует их для улучшения обеспечения деятельности судов, проверяет работу управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, районных (городских) , областных и Минского городского судов по ведению первичного учета и статистической отчетности, представлению достоверных данных о работе судов и оказывает им необходимую помощь в организации этой работы;
- вносит предложения по изменению законодательства;
- рассматривает поступившие в управление предложения, заявления и жалобы граждан, связанные с деятельностью районных (городских), областных и Минского городского судов и управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, изучает состояние этой работы в судах и управлениях юстиции.
Важное место в работе Управления организационного обеспечения деятельности судов Минюста занимает работа по комплектованию состава судей в конкретных судах, дислокации судов, их структуре и штатах. Эта деятельность осуществляется совместно с отделом кадров и планово-финансовым управлением.
Управление организационного обеспечения деятельности судов Минюста совместно с отделом кадров участвует в работе по подбору кандидатов для назначения на должности судей районных (городских), областных и Минского городского судов; принимает меры по совершенствованию подготовки и повышению квалификации кадров судов и управлений юстиции; направляет и координирует работу управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, районных (городских), областных и Минского городского судов по подбору кадров для работы в суде; участвует в подготовке и проведении конференций и съездов судей, содействует деятельности квалификационной коллегии судей по подбору кандидатов в судьи, аттестации судей, их отзыву и дисциплинарной ответственности. 202
Кроме Министерства юстиции к органам организационного обеспечения деятельности судов относятся управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.
Управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета образуются областными (Минским городским) исполнительными комитетами. В своей деятельности они подчиняются соответствующим исполнительным комитетам и Министерству юстиции Республики Беларусь.
Задачи областных (Минского городского) управлений юстиции состоят в том, чтобы осуществлять организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; организовывать исполнение судебных решений судебными исполнителями. Для решения этих задач управления юстиции вправе вносить в Министерство юстиции предложения по вопросам организации работы судов, осуществлять контроль за соблюдением процессуальных сроков районными (городскими) судами при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел; совместно с областным (Минским городским) судом подбирать и рекомендовать кандидатов для назначения на должности судей; осуществлять материально-техническое обеспечение судов и создавать надлежащие условия для их деятельности; обеспечивать суды необходимой литературой, законодательными актами, нормативными материалами; вести кодификацию и судебную статистику; разрабатывать и осуществлять меры, направленные на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей;
осуществлять финансирование судов; организовывать и контролировать их финансово-хозяйственную деятельность; принимать меры по жилищному и социально-бытовому обеспечению работников районных (городских) судов.
Управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности областным (Минским городским) исполнительным комитетом по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь. Заместители начальника назначаются на должности и освобождаются от должности областным (Минским городским) исполнительным комитетом.
Начальник управления юстиции руководит работой управления и несет персональную ответственность за выпоЛне-203
ние возложенных на него задач. Он издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения районными (городскими) судами по вопросам, относящимся к организационному обеспечению их деятельности; вносит в местные органы власти пред- у-ложения о создании надлежащих условий для деятельности районных (городских) судов; осуществляет кадровую политику, направленную на комплектование районных (городских) судов высококвалифицированными специалистами; возбуждает ходатайство о привлечении к дисциплинарной ответственности судей районных (городских) судов по фактам нарушений ими трудовой дисциплины, профессиональной этики, нравственных норм и иным нарушениям, не связанным с их профессиональной деятельностью и передает материалы по этим нарушениям на рассмотрение квалификационной коллегии судей.
На уровне районного (городского) административно-территориального звена органы юстиции не образуются.
Таким образом, Министерство юстиции и областные (Минское городское) управления юстиции осуществляют организационное обеспечение деятельности лишь районных (городских) судов, областных судов и Минского городского суда. Что касается военных судов, хозяйственных судов. Верховного Суда Республики Беларусь и Конституционного Суда Республики Беларусь, то организационное обеспечение их деятельности не отнесено к полномочиям Министерства юстиции и его органов. Вместе с тем, это не означает, что Министерство юстиции и его органы вовсе не взаимодействуют с этими судами. Например, согласно Закону «О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь» от 13 января 1995 г.. Министр юстиции совместно с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь вносят представления Президенту Республики Беларусь относительно организации военных судов (ст.ст. 33, 35, 39,43,44).
Председатель суда
^"
э.
Каждый суд, входящий в судебную систему Республики Беларусь, возглавляет председатель суда. Порядок назначения его на должность определен в законодательстве. Председатель суда, кроме осуществления функции правосудия по конкретным делам, обладает еще организационными полномочиями. Они состоят в руководстве работой аппарата суда, а также в полномочиях по подбору, расстановке и учете кадров суда; организа-204
ции работы с народными заседателями; организации приема граждан, рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; по исполнению судебных решений; по аналитической работе, планированию и профилактике правонарушений; по ведению судебной статистики; по систематизации законодательства и судебной практики; по улучшению материально-технической базы и условий работы суда; по финансовой деятельности суда; по внедрению положительного опыта работы и научной организации труда в суде.
В общем виде полномочия председателя суда, применительно к каждому звену судебной системы, определены в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. Так, в ст. 22 изложены полномочия председателя районного (городского) суда. Председатель районного (городского) суда председательствует в судебных заседаниях при рассмотрении и разрешении дел, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел. Другие полномочия председателя районного (городского) суда, указанные в ст. 22, носят организационный характер и они лишь названы, но не охарактеризованы.
Применительно к председателям районных (городских) судов их организационные полномочия изложены в Положении о председателе районного (городского) суда в Республике Беларусь, утвержденном приказом Министра юстиции 11 сентября 1997 г.
Председатель районного (городского) суда, назначаемый Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет, осуществляет организационные полномочия по следующим основным направлениям.
1. По подбору и расстановке кадров судов', принимает на работу, решает вопросы перевода, увольнения, поощрения, наложения дисциплинарных взысканий в отношении работников канцелярии и технических работников суда; представляет в управление юстиции к назначению, переводам, поощрениям судебных исполнителей и возбуждает перед управлением юстиции вопросы о наложении на них дисциплинарных взысканий и увольнения; вносит представления начальнику управления юстиции о поощрении судей; ходатайствует перед начальником 205
управления юстиции или председателем областного (Минского городского) суда о возбуждении дисциплинарных дел в отношении судей; обеспечивает проведение не реже одного раза в месяц занятий с работниками канцелярии и судебными исполнителями по повышению квалификации, организует освоение ими смежных профессий, рациональных приемов труда; обеспечивает регулярное, не реже одного раза в месяц, проведение занятий с судьями по изучению законодательства, судебной практики, передового опыта организации судебной работы, повышению профессионального мастерства; представляет на соглашение в управлении юстиции резерв кандидатов в судьи;
обеспечивает систематическое изучение законодательства и основ судебной деятельности с лицами, зачисленными в резерв кандидатов в судьи.
2. По организации работы с народными заседателями:
оказывает содействие управлению юстиции в подборе кандидатов в народные заседатели и представлении списков на утверждение; организует избрание Совета народных заседателей и его секций, принимает участие в работе Совета; создает необходимые условия для деятельности Совета народных заседателей и его секций, обеспечивает ежеквартальное планирование их работы и выполнение планов; организует своевременное ознакомление с правами и обязанностями народных заседателей и их регулярные занятия по повышению юридических знаний;
обеспечивает составление графика участия народных заседателей в осуществлении правосудия.
3. По контролю и проверке исполнения: руководит работой аппарата суда; обеспечивает четкое распределение должностных обязанностей и осуществляет систематический контроль за их выполнением каждым работником суда; принимает меры к повышению ответственности судей по руководству и контролю за работой закрепленных за ними секретарей судебных заседаний и судебных исполнителей; по мере необходимости проводит оперативные совещания с работниками, контролирует изготовление протоколов, обеспечивает выполнение принятых решений и планов работы суда.
4. По организации приема граждан, рассмотрению предложений, заявлений и жалоб: обеспечивает организацию приема граждан в суде; осуществляет контроль за ведением журнала приема граждан судьями и судебными исполнителями, правильностью и полнотой разрешения поступивших на приеме 206
вопросов; ведет личный прием и контролирует правильность ведения судьями приема граждан, полноту и своевременность регистрации принятых граждан и их заявлений; обеспечивает регистрацию и учет заявлений, писем, жалоб в день их поступления, определяет исполнителей и передает исполнителям не позднее следующего дня; осуществляет контроль за своевременным и качественным разрешением каждой жалобы, подписывает ответы на жалобы, взятые на контроль;
5. По руководству канцелярией суда: распределяет и, с учетом складывающейся нагрузки, перераспределяет обязанности между работниками канцелярии суда; контролирует работу канцелярии суда; дает разрешение на выдачу, высылку по запросам компетентных органов судебных дел, материалов, документов.
6. По рассмотрению судебных дел: председательствует в судебных заседаниях; с учетом категорий сложности дел, их объема, квалификации, опыта работы, степени загруженности судей распределяет уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы; в необходимых случаях (болезнь, отпуск, учеба или другие уважительные причины длительного отсутствия судьи) незамедлительно передает судьям для рассмотрения числящиеся за отсутствующим судьей уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы; образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел (дел о несовершеннолетних, семейных, трудовых споров и иных дел); рассматривает сам или поручает одному из судей рассмотрение дел по обвинению несовершеннолетних, о восстановлении на работе уволенных, а при необходимости и некоторых других дел; устанавливает порядок, исключающий неосновательное отложение разбирательства дел, принимает участие в составлении списков уголовных и гражданских дел, не оконченных в установленные законом сроки, берет их на особый контроль и совместно по каждому такому делу разрабатывает планы их безотлагательного разрешения; устанавливает контроль за делами, производство по которым приостановлено.
7. По исполнению судебных решений: распределяет и закрепляет за судьями судебных исполнителей; руководит работой старшего судебного исполнителя; в случае временного отсутствия судебного исполнителя (болезнь, учеба, отпуск, длительная командировка) дает указание старшему судебному Йс-207
полнителю о передаче числящихся за отсутствующим неисполненных исполнительных документов на исполнение другим судебным исполнителям; обеспечивает анализ деятельности и планирование работы судебных исполнителей; организует систематическое квалифицированное руководство судьями работой судебных исполнителей, а также ежеквартальные проверки работы каждого судебного исполнителя судьями с составлением актов проверки и обсуждением итогов на оперативных совещаниях суда.
8. По аналитической работе, планированию и профилактике правонарушений: ежеквартально анализирует состояние судимости в районе (городе), подводит итоги работы суда и при необходимости представляет по этим вопросам информацию в местные органы власти и управление юстиции; на основе анализа статистических данных о состоянии преступности, других правонарушений, судимости в районе (городе), результатов деятельности суда планирует работу суда на полугодие; руководит изучением и обобщением судебной практики, утверждает план каждого обобщения, вопросы, подлежащие изучению, сроки и меры по реализации результатов; по результатам анализа статистических данных и обобщений судебной практики вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; осуществляет контроль за всесторонним и полным выявлением судьями причин и условий, способствующих совершению правонарушений, вынесением частных определений, их качеством, целенаправленностью, направлением копий частных определений на исполнение и принимает меры к своевременному получению ответов на них; систематически анализирует и принимает меры к улучшению работы по подготовке и повышению воспитательного значения судебных процессов, рекомендует судьям конкретные дела к рассмотрению в выездных судебных заседаниях; с учетом состояния преступности и других правонарушений в районе (городе), отдельных населенных пунктах и трудовых коллективах планирует и направляет работу по проведению лекций, бесед, выступлений в печати и по радио, другой правовоспитательной работы. 208
9. По ведению судебной статистики: осуществляет контроль за правильным ведением журналов, своевременным и правильным составлением учетно-статистических карточек, карточек на осужденных, по учету сумм ущерба, контрольных и сводных исполнительных производств и других документов первичного учета; контролирует правильность составления отчетов о работе судей и судебных исполнителей; руководит ведением судебной статистики, лично проверяет и несет ответственность за полноту и достоверность представленных в управление юстиции статистических и отчетных данных.
10. По учету систематизации законодательства и судебной практики: обеспечивает надлежащий учет, хранение и выдачу работникам суда нормативных актов и юридической литературы; назначает работника, ответственного за систематизацию законодательства и судебной практики, контролирует своевременное и полное ведение им систематизации законодательства, судебной практики, приказов и постановлений коллегии Министерства юстиции Республики Беларусь, контрольных кодексов и постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; организует изучение судьями нового законодательства и судебной практики, принимает меры к тому, чтобы каждый судья вел личный учет и систематизацию законодательства и судебной практики.
11. По внедрению положительного опыта работы научной организации труда: с учетом соотношения категорий дел, количества и квалификации судей решает вопрос о проведении частичной или полной специализации по рассмотрению уголовных и гражданских дел; в целях повышения четкого и оперативного исполнения служебных обязанностей разрабатывает наиболее рациональное распределение обязанностей между работниками суда, среди работников канцелярии и судебных исполнителей организует взаимозаменяемость в работе; решает вопросы организации рабочих мест, создания наилучших условий труда, внедряет в практику работы суда использование оргтехники; изучает и внедряет в практику работы суда передовой опыт организации работы судов области (г. Минска), Верховного Суда Республики Беларусь.
12. По улучшению материально-технической базы, финансовой деятельности: своевременно ставит перед управлением юстиции вопросы по дальнейшему улучшению материально-технического снабжения суда; обеспечивает правильное состав-209
ление проектов смет расходов на содержание суда, табелей работы, финансовых отчетов; обеспечивает исполнение сметы расходов в соответствии с утвержденными ассигнованиями и ДР.
Примерно по таким же направлениям, с учетом, конечно, специфики звена судебной системы, а также конкретного суда, осуществляются организационные полномочия председателей судов и других звеньев судебной системы.
Следует отметить, что некоторые из организационных полномочий не соответствуют природе должности председателя суда. Они больше напоминают сугубо управленческие функции, которые мог бы осуществлять судебный администратор. Увеличение численности судей, усиление действия принципа состязательности неизбежно приведут к реорганизации организационных полномочий председателей судов.
Некоторыми организационными полномочиями обладают президиумы и пленумы судов, но их нельзя отнести к органам, специально для этого предназначенным, поскольку они осуществляют эту деятельность не постоянно, а эпизодически.
Аппарат суда
В каждом суде, независимо от того, каким звеном судебной системы он является, функционирует аппарат суда. Он предназначен для того, чтобы организационно обеспечить рассмотрение судом конкретных дел. В отличие от Министерства юстиции и его органов, которые предназначены для решения общих вопросов организационного обеспечения деятельности суда, аппарат суда концентрирует свои усилия на создании организационных условий осуществления правосудия по конкретным делам.
В последние годы в аппарате судов произошли определенные перемены. Поскольку происходит реформа законодательства, судьи в своей работе должны использовать все новые и новые нормативно-правовые акты. Суды не остались в стороне от использования электронных систем поиска данных и технологических нововведений. А это предполагает изменения в штате работников аппарата суда.
Растущий объем дел предъявляет новые требования к белорусской судебной системе. По-видимому, это приведет к пересмотру кадровой политики аппарата судов. Не исключено, 210
что с увеличением количества судей будет расти и численность помощников судей, консультантов, секретарей и других работников аппарата суда, а это может привести к делегированию некоторых полномочий судей, в особенности по подготовке дела к слушанию. Предусмотренные законом ускоренные процедуры рассмотрения некоторых категорий дел могут усилить опасения относительно необоснованной передачи определенных полномочий судьи работникам аппарата суда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|