Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование судейского корпуса





ГЛАВА 13. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

Понятие правового статуса судей

При реализации власти любой государственный орган выполняет присущие ему функции. Суд создан для осуществле­ния правосудия, место и роль которого зависит от историче­ских, экономических, социальных, политических и юридиче­ских условий, в которых протекает судебная деятельность. Природа общественного строя, его цели и идеалы - главный фактор, определяющий подлинную ценность суда. Юридиче­ское выражение значимости правосудия в государстве сконцен­трировано в правовом статусе судей, основу которого образует социальный статус, обусловленный материальной и духовной культурой общества. В нормативно-правовых актах лишь фик­сируется достигнутый уровень развития. Правовые нормы как бы оформляют и закрепляют социальный статус суда, превра­щая его тем самым в правовой. Эти два статуса соотносятся как форма и содержание, где формой выступает правовой статус. В реальности же получает выражение социально-правовой, фак­тический статус суда.

Согласно Конституции Республики Беларусь, на судей, как носителей судебной власти, возложена функция осуществ­ления правосудия. Суды реализуют свою власть путем рассмот­рения уголовных, гражданских, административных, хозяйст­венных и конституционных дел.



В Республике Беларусь существуют суды общей и спе­циальной компетенции. Ввиду специфики рассматриваемых ими дел, их полномочия неодинаковы. В Законе «О судоустрой­стве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. закреплен общий правовой статус судей всех судов. В ст. 60 сказано: «Судьи всех судов в Республике Беларусь обла­дают одинаковым статусом».

Общий правовой статус судей Республики Беларусь не исключает наличия некоторых различий в правовом положении судей разных судов. Особенности правового статуса судей от­ражены в законодательстве. Так, в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. оп-


ределен статус судей судов общей юрисдикции, в том числе и судей военных судов. В Законе «О хозяйственных судах в Рес­публике Беларусь» от 9 декабря 1998 г. определен статус судей хозяйственных судов. В Законе «О Конституционном Суде Рес­публики Беларусь» от 30 марта 1994 г. определен статус судей Конституционного Суда.



Судьи обладают теми же правами что и любой гражда­нин Республики Беларусь. Но им также присущи такие права и обязанности, которые вытекают из особенностей их профессио­нальной деятельности.

Правовой статус судьи включает в себя следующие элементы: формирование судейского корпуса; гарантии незави­симости судей; несменяемость судей; правовая и социальная защита судей; наличие органов самоуправления судей.

Формирование судейского корпуса

Понятие «судейский корпус» не употребляется в зако­нодательстве. Вначале оно стало использоваться в обществен­но-политической печати, а затем в юридической литературе. Под судейским корпусом надо понимать совокупность лиц, за­нимающих судейские должности. К ним относятся судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, включая председателей судов, их заместителей и членов судов. В судейский корпус входят также судьи, находящиеся в отстав­ке.

Существует три способа формирования судейского кор­пуса: 1) избрание судей; 2) назначение органами или должност­ными лицами государства; 3) смешенный способ, когда судьи одних звеньев судебной системы избираются, а судьи других -назначаются, либо когда в один и тот же суд одна часть судей назначается, а другая избирается. В современных государствах используются различные варианты.

На первый взгляд альтернатива выбора и назначения су­дей не должна существовать, поскольку выборы являются наи­лучшим способом утверждения легитимности власти. Но исто­рический опыт заставляет критически относиться к неограни­ченному использованию системы выборов. Судья должен под­чиняться закону и тем самым не зависеть от лиц, его избравших. Главное для судьи - установить истину по рассматриваемому делу и вынести законное и обоснованное решение. Избиратели




должны адекватно оценивать судью, соблюдающего закон. Но у них неодинаковый уровень правосознания. Отсюда их мнение может быть противоположным. По той же причине им сложно сделать выбор из нескольких кандидатур, предлагаемых на должность судьи. Поэтому система выборов судей при замеще­нии судейских должностей не может быть господствующей. Она способна быть вспомогательной, дополняющей систему назначения судей органами государства. В свою очередь, ис­пользование системы назначения судей не безупречно, страдает рядом недостатков: подбор судей, исходя из их политических убеждений; затрудненность доступа граждан к тому, чтобы за­нять должность судьи.

И все-таки система назначения судей, ограниченная тре­бованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, и правом представлять к назначению лишь наиболее достойных лиц, имеет больше преимуществ, чем избрание судей. Она явля­ется еще более ценной, когда сочетается с системой выборов судей.

Для упрочения независимости суда нужен дифференци­рованный подход к комплектованию судейского корпуса. Ис­ходным здесь является то, какие суды образуют судебную сис­тему.

Определение способа замещения судебных должностей в Верховном Суде государства является особенно важным, по­скольку он ближе всех остальных судов находится к законода­тельной и исполнительной власти и может влиять на политику государства, не говоря уже о том, что путем руководящих разъ­яснений законодательства, закрепленных в постановлениях, обязательных для всех правоприменителей, может воздейство­вать на судебную практику. Поэтому применительно к ним надо использовать систему выборности судей избирателями или пар­ламентом на определенный срок.

Что касается судей остальных судебных инстанций, то они должны быть назначаемы главой государства. Это в какой-то мере обеспечит их независимость от местных государствен­ных и общественных структур. Именно эти суды рассматривают основную часть юридических дел и от качества их работы в значительной мере будет зависеть правопорядок в государстве.

В Республике Беларусь комплектование судейского кор­пуса происходит путем назначения судей Президентом Респуб­лики Беларусь, а для назначения судей высших судебных ин-174


станций государства при этом необходимо согласие Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст. 84 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания назначает на должность судей Вер­ховного Суда и судей Высшего Хозяйственного Суда, а также назначает на должность Председателя Верховного Суда, Пред­седателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов.

Президент Республики Беларусь назначает шесть судей Конституционного Суда (другие шесть судей избираются Сове­том Республики Национального собрания) и с согласия Совета Республики назначает Председателя Конституционного Суда.

Президенту Республики Беларусь принадлежит право освобождать от должности Председателя и судей Конституци­онного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Предсе­дателя и судей Высшего Хозяйственного Суда. При этом согла­сия Совета Республики не требуется.

В соответствии со ст. 7 Закона «О судоустройстве и ста­тусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г., судьи областных. Минского городского, районных (городских), воен­ных судов, хозяйственных судов областей и г. Минска, назна­чаются Президентом Республики Беларусь.

Судьи судов всех звеньев судебной системы назначают­ся на должность бессрочно, кроме назначаемых на должность впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, бессрочно назначаются на должность после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам и исполнительному производству назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут пребывать в должности не более 11 лет.

Судьи военных судов всех уровней могут занимать должность до тех пор, пока они находятся на действительной военной службе.

Судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, имеющий стаж работы по юридической специаль­ности не менее двух лет или прошедший стажировку на протя­жении двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Это общие требования, предъявляемые к кандидатам в судьи низше-


го звена судебной системы. Однако эти требования недостаточ­ны для судей вышестоящих судов. Кандидаты на должность судьи областного. Минского городского судов. Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет, а судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйст­венного Суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Лица, желающие занять должность судьи (кандидата на должность судей), сдают квалификационный экзамен экзамена­ционной комиссии, персональный состав которой утверждается Квалификационной коллегией судей, действующей на основе Положения о квалификационных коллегиях судей судов Рес­публики Беларусь, утвержденного Указом Президента Респуб­лики Беларусь 4 декабря 1997 г.'

После успешной сдачи экзамена кандидат на должность судьи обращается в квалификационную коллегию судей с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности су­дьи. Квалификационная коллегия с учетом результатов экзаме­на рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи или об отказе в ней.

Данные о результатах экзамена, а также другие материа­лы, характеризующие кандидата на должность судьи. Мини­стерством юстиции направляются в Администрацию Президен­та Республики Беларусь.

В законодательстве содержатся также нравственные требования к кандидатам на должность судьи, где указывается, что судьей может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков (ст. 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»; ст. 6 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»).

Судьей Конституционного Суда может быть гражданин, обладающий высокими моральными качествами (ст. 14 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Эти общие нравственные требования конкретизированы в Кодексе чести судьи Республики Беларусь, принятом на Пер­вом съезде судей Республики Беларусь, который состоялся


5 декабря 1997 г.', где изложены нормы поведения судьи как во время исполнения им своих профессиональных обязанностей, так и во внеслужебной деятельности.

Кроме требований нравственного характера, в законода­тельстве содержатся также иные требования, обеспечивающие независимость судей.

Судьи всех судов, входящих в судебную систему Рес­публики Беларусь, не могут заниматься какой-либо иной дея­тельностью, кроме научной или преподавательской, не связан­ной с занятием штатных должностей, осуществлять предприни­мательскую деятельность, быть депутатом, принадлежать к по­литическим партиям и массовым движениям, преследующим политические цели. Судьи не имеют право материально под­держивать политические партии и движения, участвовать в по­литических акциях, вести политическую пропаганду и агита­цию, участвовать на съездах политических партий и движений.

Назначенные на должность судьи приносят присягу, со­держание которой для судей общих и хозяйственных судов за­креплено в ст. 66 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». В Законе не конкретизировано перед кем судья приносит присягу, а лишь отмечается, что судьи приносят присягу «в торжественной обстановке».

К присяге членов Конституционного Суда, как назна­чаемых Президентом Республики Беларусь, так и избираемых Советом Республики Национального собрания Республики Бе­ларусь, приводит Президент Республики Беларусь в присутст­вии Председателя Палаты представителей и Председателя Сове­та Республики Национального собрания Республики Беларусь. Содержание присяги закреплено в ст. 17 Закона «О Конститу­ционном Суде Республики Беларусь».

Несменяемость судей

Судьи всех судов, входящих в судейскую систему Рес­публики Беларусь, несменяемы. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Несме­няемость судей обеспечивается назначением их на должность


бессрочно. Даже если судья назначается на должность впервые, а после пяти лет работы судьей он, согласно действующему за­конодательству, назначается на должность судьи бессрочно, то в течение этих пяти лет также действует принцип несменяемо­сти.

Приостановление и прекращение полномочий судьи осуществляется на основании правовых норм, закрепленных в законодательстве.

Приостановление полномочий судьи - это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей.

Полномочия судей общих и хозяйственных судов приос­танавливаются на основании заключения квалификационной коллегии судей соответствующего суда.

Для приостановления полномочий судей Верховного Суда необходимо заключение квалификационной коллегии су­дей Верховного Суда; для приостановления полномочий судей областных (Минского городского), районных (городских) судов - заключение квалификационной коллегии судей соответст­вующего областного суда (Минского городского суда); для при­остановления полномочий судей военных судов - заключение квалификационной коллегии судей Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов; в отношении судей хозяйст­венных судов - заключение квалификационной коллегии судей хозяйственных судов.

Основаниями для приостановления полномочий судей общих и хозяйственных судов являются:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением общего суда, вступившим в законную силу;

2) когда в установленном порядке дано согласие на при­влечение судьи к уголовной ответственности или же заключе­ние под стражу;

3) когда судья участвует в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие государственные должности.

Судья, полномочия которого приостановлены в соответ­ствии с п.п. 2 и 3 указанного перечня или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать решение ква­лификационной коллегией судей. При этом в соответствии с п. 23 Положения о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Рес­


публики Беларусь 4 декабря 1997 г.' заключение квалификаци­онной коллегии судей областей (г. Минска) и военных судов может быть обжаловано в квалификационную коллегию судей Верховного Суда, а заключение квалификационной коллегии судей Верховного Суда и заключение квалификационной колле­гии судей хозяйственных судов могут быть обжалованы соот­ветственно в Пленум Верховного Суда и Пленум Высшего Хо­зяйственного Суда.

Если основания для приостановления полномочий судьи отпали, то он восстанавливается в своих полномочиях. При этом необходимо заключение соответствующей квалификаци­онной коллегии судей, той которая принимала решение о при­остановлении полномочий судьи.

Полномочия судей Конституционного Суда приостанав­ливаются по решению Конституционного Суда, принимаемого безотлагательно при выявлении оснований к их приостановле­нию.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в следующих случаях: 1) когда дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлече­ние его к уголовной ответственности; 2) когда судья Конститу­ционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депута­ты Палаты представителей, члена Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь, депутата местных Со­ветов депутатов.

Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостанов­лению и осуществляется по решению Конституционного Суда.

Таким образом, приостановление полномочий судьи оз­начает, что судья временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Однако это не ведет к снижению уровня его ма­териального обеспечения, он продолжает получать заработную плату и иные виды вознаграждения за труд, кроме тех случаев, когда он подвергнут аресту. Судья возобновляет свои полномо­чия, когда основания для приостановления полномочий отпали.

Прекращение полномочий судьи означает полное его от­странение от должности в связи с лишением полномочий либо освобождением от исполнения обязанностей. В ст. 72 Закона «О


судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» приве­ден исчерпывающий перечень оснований прекращения полно­мочий судьи. Прекращение полномочий судьи в связи с лише­нием его полномочий происходит по следующим основаниям:

1) умышленное нарушение судьей законности; 2) совершение судьей порочащего поступка, несовместимого с высоким звани­ем; 3) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи. Этот вид прекращения полномочий носит принудительный характер и происходит по вине самого судьи.

Освобождение судьи от исполнения обязанностей, как разновидность прекращения полномочий, осуществляется:

1) по состоянию здоровья, препятствующему продолже­нию работы;

2) в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с его согласия на другую работу;

3) по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно;

4) по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;

5) по собственному желанию;

6) в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.

Решение об освобождении судей общих и хозяйствен­ных судов от исполнения обязанностей принимается Президен­том Республики Беларусь с учетом заключения квалификацион­ной коллегии судей.

При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о при­менении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению на свою прежнюю должность.

Для прекращения полномочий судей Конституционного Суда установлены несколько иные правила. Согласно ст. 18 За­кона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», полно­мочия судьи могут быть досрочно прекращены: 1) по его прось­бе об отставке; 2) в связи с утратой судьей гражданства Респуб­лики Беларусь; 3) в связи с достижением предельного (70-летнего) возраста пребывания в должности судьи Конституци­онного Суда; 4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятель­ности, не совместимой с должностью судьи; 5) в связи с совер-


шением судьей поступка, порочащего честь и достоинство су­дьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд; 6) в связи со вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором; 7) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступив­шим в законную силу; 8) в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением су­да, вступившим в законную силу; 9) в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособно­стью по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; 10) в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Су­да осуществляется Президентом Республики Беларусь на осно­вании личного письменного заявления судьи и по представле­нию Конституционного Суда, причем при наличии некоторых оснований необходимо уведомлять Совет Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь.

Отставка судьи - это почетный уход или удаление су­дьи с должности. Почетный уход судьи происходит по его ини­циативе добровольно. Удаление судьи происходит в случае ис­течения срока полномочий судьи, признания его недееспособ­ным или наличия у него болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности. В ст. 75 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бела­русь» сказано, что судья, проработавший на должности судьи не менее 20 лет, вправе выйти в отставку по собственному жела­нию независимо от возраста и причин ухода. Кроме того, судья считается в отставке в случае прекращения его полномочий в связи с признанием недееспособным в определенном законом порядке либо невозможностью им исполнения своих обязанно­стей продолжительный срок по состоянию здоровья или по дру­гим уважительным причинам.

За судьей, вышедшем в отставку, сохраняются права и гарантии. Он продолжает входить в состав судейского корпуса, может быть избран в органы самоуправления судей. На его рас­пространяется Кодекс чести судьи Республики Беларусь '.


Судье, находящемуся в отставке и имеющему трудовой стаж не менее 20 лет, выплачивается ежемесячное содержание, не облагаемое налогом, в размере 60 процентов должностного оклада с учетом индивидуальных надбавок и доплат, которые имел данный судья. Если судья находится в отставке и трудовой стаж на должности судьи у него менее 20 лет, то по достижении возраста 55 лет (для женщин -50 лет), выплачивается пожиз­ненное содержание пропорционально сроку работы на должно­сти судьи. В случае, когда стаж судьи более 20 лет, то размер пожизненной платы увеличивается на 3 процента за каждый полный год работы свыше двадцати лет. При этом сумма со­держания не может быть больше 75 процентов размера должно­стного оклада судьи.

На основании решения квалификационной коллегии су­дей отставка прекращается в случае совершения судьей в от­ставке поступка, дискредитирующего звание судьи, а также в случае повторного назначения на должность судьи. Отставка прекращается в связи со смертью судьи или объявления его в установленном порядке умершим.

Во время отставки судья по его желанию, а также в слу­чае прекращения отставки вправе получить вместо пожизненно­го содержания пенсию на общих основаниях.

Судья Конституционного Суда также имеет право уйти в отставку. Судья считается ушедшим в отставку, если его пол­номочия прекращены вследствие его просьбы об отставке или в связи с достижением им предельного (70-летнего) возраста пребывания в должности судьи. В стаж его работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специ­альности.

Неприкосновенность судей

Всеобщая декларация прав человека в ст. 2 провозгласи­ла, что «все люди равны перед законом и имеют право, без вся­кого различия, на равную защиту закона» '.

В ст. 22 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип равенства всех граждан перед законом, где сказано:


«Все равны перед законом и имеют право без всякой дискрими­нации на равную защиту прав и законных интересов».

Равенство граждан перед законом определяет правовой статус гражданина Республики Беларусь и означает, что органы государственной власти не могут принимать законы, дискрими­нирующие граждан по полу или иному признаку, что правосу­дие осуществляется на основе единого для всех законодательст­ва, в одном и том же порядке, в точном соответствии с законом и равными гарантиями для каждого гражданина. Законодатель­ством установлен единый и обязательный для всех судов, орга­нов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по­рядок судопроизводства по уголовным делам. Вместе с тем, в законе содержатся особые процедуры, а также нормы, которые наделяют судей дополнительными гарантиями неприкосновен­ности с учетом той роли, которую они играют в государстве и обществе. При этом принимаются во внимание особенности выполняемой ими работы, необходимость укрепления их неза­висимости, недопустимость незаконного и необоснованного применения к ним мер принуждения. Часть норм, закрепляю­щих статус судей, является не только отступлением от принци­па равенства граждан перед законом и судом, но более того не­которые из этих норм в определенной мере делают невозмож­ным привлечение судей к уголовной ответственности, хотя для этого есть основания. Это, конечно, не распространяется на те случаи, когда судья совершил преступление и его вовсе невоз­можно привлечь к ответственности. Судья понесет ответствен­ность. Но для этого надо соблюсти определенную процедуру, которая является отступлением от принципа равенства граждан перед законом и судом.

Наделение судьи дополнительными правами и освобож­дение от некоторых обязанностей входит в понятие «иммунитет судей» или неприкосновенность судей.

Статья 65 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» устанавливает, что личность судьи не­прикосновенна и включает: а) неприкосновенность личности судьи; б) неприкосновенность его жилища и служебного поме­щения; в) используемых им транспорта и средств связи; г) его корреспонденции; д) принадлежащего судье имущества и доку­ментов.

Неприкосновенность судьи характеризуется следующи­ми признаками: 1) уголовное дело в отношении судьи может 183


быть возбуждено только Генеральным прокурором, а в отноше­нии члена Конституционного Суда Генеральным прокурором с согласия Президента Республики Беларусь; 2) судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Пре­зидента Республики Беларусь, с учетом заключения квалифика­ционной коллегии судей; 3) судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правона­рушения, доставленный в орган внутренних дел или иной госу­дарственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при со­вершении преступления; 4) проникновение в жилище или слу­жебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, про­слушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении его следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, могут осуществляться не иначе как с санкции Гене­рального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или по судебному решению и только по возбужденным уголов­ным делам.

В случае, если получено согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или на заключение под стражу, одновременно принимается решение о приостановлении его полномочий. Уголовное дело в отношении судей подсудно только Верховному Суду Республики Беларусь.

Согласно ст. 23 Закона «О Конституционном Суде Рес­публики Беларусь», судьи Конституционного Суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Прези­дента Республики Беларусь, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. Уголовное дело в отношении их мо­жет быть возбуждено только Генеральным прокурором Респуб­лики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.