Сделай Сам Свою Работу на 5

Мода на одежду и нагота: Центральный период Средних веков против эпохи Ренессанса





Архетип Великой Матери связан с отношением к человеческому телу. В этом контексте Чёрная Мадонна символизирует дух, воплощенный в материи, в противовес духу, отделённому от тела и материи. Поэтому интересно пронаблюдать, не произошли ли серьёзные изменения в отношении к телу, наготе и одежде в период Центрального Средневековья и после него. Такое сопоставление показывает, как различные архетипы проявляются в обществе. И вот каковы результаты:

* В Средние века нередко можно было увидеть как мужчин, так и женщин в обнажённом виде. Дело в том, что половым различиям придавали мало значения в то время, так как обычно вся семья спала в одной и той же комнате. К тому же каждый город имел, по крайней мере, одну, а часто и несколько общественных бань, где появление в обнаженном виде было обычным делом, причём возраст, пол или социальное положение не имели никакого значения. (В конце XIII века только в одном Париже было 26 общественных бань; лишь в XVII веке бани стали считаться вредными для здоровья.) Все мужчины и женщины носили одинаковые свободные туники. Моды не существовало, и покрой одежды не менялся в течение нескольких веков. "Различия в одежде работающих мужчин и женщин были незначительными в Средние века".[100] Средневековая одежда была "длинной, сделанной из тяжёлой ткани, и её носили мужчины и женщины, священники и короли. Одежда была в известной степени единообразной".[101]



* Начиная с XIV-XV веков, напротив, моде стали придавать важное значение, и со временем как женская, так и мужская мода быстро менялись. "В начале XIV века женщины решительно отказались от свободных туник... в пользу более тесной, облегающей одежды, всё более модным становилось нижнее белье. Любая уважающая себя женщина считала необходимым иметь в своем гардеробе предметы белья, поддерживающие грудь. С этого времени и до начала нашего века грудь поддерживалась сначала корсетом, а затем бюстгальтером. Корсеты стали просто ужасными в XV веке, когда в Испании изобрели "боди".[102] Монтень писал: "Чтобы быть стройной на испанский манер, какие только муки не приходилось испытывать женщинам, которые туго зашнуровывали и утягивали свои талии!".[103] Резко усилились различия в одежде мужчин и женщин, простолюдин и знати. "С XIV века произошли глубокие изменения в ментальности. Одежда была продумана до мелочей, с целью подчеркнуть социальный статус и род занятий. Богатство и высокое социальное положение выставляются напоказ".[104] "Экстравагантная одежда, распространённая в период между 1350 и 1480 годами, позже вышла из моды, по крайней мере, она уже не была так распространена и вскоре совсем исчезла. Одежда придворных была перегружена сотнями драгоценных камней, и все её пропорции были преувеличены до смешного... Появилось много декольте. Однако мужское одеяние было ещё более экстравагантным; больше всего поражают удлинённые носки туфель, poulaines, которые рыцари Никополиса были вынуждены обрезать, когда спасались бегством... После убийства своего отца Филипп Красивый, принимая короля Англии, надел такое длинное траурное платье, что когда он сидел на высоком коне, оно свисало до земли".[105]



* Вместе с тем, опять же после XIV века "обнажённое тело означало удалённость от общества. Обнажённое мужское тело ассоциировалось с безумием и дикостью".[106] И напротив, впервые после завершения эпохи античного мира проявился эстетический интерес к обнажённому женскому телу. Два первых исследования женской обнажённой натуры, позирующей художнику, — это, вероятно, два рисунка Альбрехта Дюрера, на которых изображена стоящая молодая женщина, датируемые соответственно 1493 и 1506 годами. Спустя поколение после Дюрера, рисунки Тициана, изображающие обнажённую натуру, стали нормой в искусстве Ренессанса. Учёные XIX века рассматривали их как "научные аллегории из классической латинской литературы", но теперь появилась ещё и другая цель. "Лишь недавно стала известной переписка современников той эпохи, из которой следует, что произведения искусства с изображениями обнажённых людей в эротических, сладострастных позах, создавались для того, чтобы удовлетворить громадный спрос на картины для спален. Когда Гвидобальдо, герцог Урбино вёл переговоры о покупке картины, ныне известной как "Венера Урбино" кисти Тициана в 1538 году, он упоминал о ней просто как о картине с "обнажённой женщиной"... Папский нунций в Венеции высказал мнение, что, по сравнению с другой обнаженной натурой Тициана (кардинала Фарнезе), "Венера Урбино" "выглядит фригидной монашкой". В 1600 году, в ответ на просьбу поклонника картины Урбино сделать с неё копию, герцог согласился при условии, что личность владельца оригинала "такой картины" будет держаться в секрете — он не хотел огласки.[107] Короче говоря, обнажённые натуры Тициана были для того времени тем же, чем сейчас являются фотографии, вклеенные в "Плейбой".



Немецкий историк Фриц Шварц сделал правильный вывод: "Нет никакой разницы между фермерским домом и замком".[108]

Для простого работника понедельник был не рабочим днём, а так называемым "синим Понедельником". Воскресенье было "Днём Сеньора" для общественных дел, понедельник же приберегали для личных дел. К тому же официальных праздников в году было не менее девяноста. Некоторые историки даже утверждают, что было до ста семидесяти праздников в году/[109] Таким образом, ремесленник в среднем работал не более четырёх дней в неделю. К тому же число рабочих часов было ограничено. Когда герцоги Саксонии попытались увеличить рабочий день с шести до восьми часов в день, рабочие взбунтовались. А герцогам приходилось уговаривать своих подданных обходиться "только четырьмя блюдами в каждую еду".[110]

У крестьян, считавшихся низшим классом, "на жилете и на платье часто были пришиты в два ряда серебряные пуговицы, они также носили большие серебряные пряжки и украшения на туфлях". Социальные различия между высшими и низшими слоями общества, между знатью и крестьянством, значительно уменьшились.

Но особенно интересно исследовать один вид социальных различий. Как обращались со средневековыми женщинами?

Полу-Ренессанс для женщин

"Общепринятое деление на Средние века и современность, которое долго казалось устойчивым и важным в свете мужской деятельности, представляется совершенно иным, если к нему подходить с точки зрения женского опыта".[111] Первая статья на тему "Был ли Ренессанс у женщин?", опубликованная в 1977 году Джоан Келли Гэдол, отвечает решительным "Нет" на этот вопрос, имея в виду "официальный" Ренессанс XVI века.[112]

Но "в XII веке окно свободы начало приоткрываться для европейских женщин-горожанок, и закрылось оно опять в конце XV века".[113] Появилась поговорка "Городской воздух делает свободным"[114], и, видимо, она относилась как к мужчинам, так и к женщинам, хотя к последним в меньшей степени. Надо понимать, что я вовсе не утверждаю, будто бы в то время не существовало дискриминации женщин. В действительности дискриминация была жесткой. Но дело в том, что в период "Первого европейского Ренессанса" женщины были гораздо более свободными, чем когда-либо до или после. Период "до" Центрального Средневековья лучше всего сравнивать с Римской империей, законодательные нормы которой сохранялись до V в н.э. почти во всей Европе, как показано ниже. Что касается периода "после", то во многом лишь в последние пятьдесят лет женщины вернули себе то, что считалось "нормальным" в XII столетии!

Статус женщины по римским законам и традициям

Вот что писал Цицерон об отношении римлян к женщинам: "Из-за слабости женского ума наши предки хотели, чтобы женщины подчинялись опекунам..." Французский историк Жан Маркаль заключил: "Римляне смотрели на женщин как на носительниц детей и объект удовольствия..."

Отец семейства обладал абсолютной властью над своей женой, особенно в юридических и финансовых вопросах. Был какой-то короткий период в конце Республики, когда женщины получили некоторые второстепенные права, но после правления Августа они снова были ужесточены. Но никогда женщинам-римлянкам не разрешалось самим вести свои дела или выходить замуж без согласия мужчины-опекуна. Даже брачные обеты давали только жених и его тесть! Во время классической церемонии бракосочетания в Риме для высших слоев общества жених спрашивал отца или опекуна невесты: "Обещаешь ли ты отдать мне свою дочь, чтобы она стала моей венчанной женой?" Отец невесты отвечал: "Да благословит вас Бог! Обручаю её с тобой". Невеста же не произносила ни слова...

В Италии же примерно в 1000 году н.э. невесте самой разрешалось сказать в конце церемонии: "Согласна". В соответствии со сводом законов "Schwabenspiegel" в Германии XIII века не только самой женщине разрешалось давать брачный обет, но также и разрешалось лицам мужского пола в возрасте 14 лет и лицам женского пола в возрасте 12 лет вступать в брак без согласия родителей.[115]

Деятельность женщин

Существовали группы женщин, умевших выполнять "работу, недоступную пониманию мужчин". Например, только женщины занимались текстильным делом (в том числе были заняты в таких частично промышленных процессах, как окраска тканей, в производстве шерстяной пряжи и шелков), в пивоварении, в производстве всех молочных продуктов (включая масло и сыр) и, конечно, в кулинарии. Это в определённой степени обернулось против женщин позже, после того как была издана папская булла Иннокентия VIII в 1488 г., направленная против колдовства, которое тоже связывали "с кулинарией". Кроме 312 профессий, монополизированных женщинами и официально зарегистрированных в качестве metiers, во Франции в конце XIII века было еще 108 профессий, которыми заннимались женщины. Это были городские ключницы, сборщицы налогов, городская стража и музыканты. Женщины были банкирами, управляли гостиницами и магазинами.[116] Перечень товаров, поставляемых Совету городка Герлиц и проданных женщинами, включал в себя чехлы для арбалетов, седельные вьюки, шпоры, стремена, пергамент и бумагу.[117] "В XIII веке городские жительницы часто самостоятельно занимались многими видами ремесла и другой деятельностью разного рода... К концу XV века их занятость в производственной и другой деятельности резко сократилась".[118] И эта тенденция продолжалась вплоть до 1776 года, когда Тюрго пожаловался, что женщины исключены из всех видов коммерческой деятельности, "даже из тех, которые больше всего подходят женскому полу, как, например, вышивание".[119]

Мы можем точно установить, когда произошли перемены, благодаря сохранившимся налоговым реестрам Парижа того времени. В 1292 году 15 % всех налогоплательщиков составляли женщины, считавшиеся независимыми в финансовом отношении и, следовательно, подлежавшие налогообложению, причём все без различия, вне зависимости от того, были ли они незамужними, замужними или вдовами. Они были заняты в 172 чрезвычайно разнообразных видах труда. Они занимались бочарным делом и изготовлением клетей, мыла и свечей, были переплётчицами, художницами, разрисовывавшими кукол, и даже, хотя и редко, мясниками. "Женщины работали даже на рудниках, делали шпаги и косы".[120]

В парижском налоговом отчете за 1313 год численность работающих женщин уже снизилась до 11 % от общего числа, а число видов их деятельности уменьшилось до 130.[121] Даже в Италии, где законодательство Ломбардии было наименее благоприятно, по сравнению со всей Западной Европой, женщины, как представляется, проявляли больше активности в экономической области в 1300 году, чем когда-либо потом.

Сент Альбертус Магнус ("Альберт Великий", умерший в 1280 году) косвенно охарактеризовал условия труда женщин, отметив, что хотя предположительно мужчины в целом, по мнению Аристотеля, живут дольше женщин "в силу своей природы", в XIII веке всё было наоборот, потому что женский труд был легче, а условия труда лучше, "поэтому на женский труд не было большого спроса". Анализ надгробных эпитафий показал, что во времена Древнего Рима мужчины жили дольше женщин на 4-7 лет (что подтверждает точку зрения Аристотеля), а в Средние века действительно было наоборот. Медиевист Херлихи пришёл к заключению, что "у женщин повысились шансы на выживание именно в Средние века (1000-1350)".[122]

Между историками существуют разногласия по вопросу о том, почему женщины исчезли из городской экономики в период между XIII и XV-XVI веками. Хотя сам факт их исчезновения никто не оспаривает.

Я уверен, что анализ архетипов может пролить некоторый свет на эту тайну.

Женщины и собственность

Что касается собственности, то здесь у женщин была большая свобода, с которой было покончено в период, наступивший после Средневековья. "При Каролингах управляющие крупными поместьями и королевскими имениями представляли свои отчёты королеве... Королева также была хранительницей королевской казны и, как представляется, выполняла важные функции, ежегодно распределяя среди придворных рыцарей дары, эквивалентные их жалованью".[123]

Дохристианской традицией, которая сохранялась в течение всего средневековья, была юридическая система штрафов, называемая Wergfeld, когда лица, нанёсшие другой семье какой-либо ущерб или доведшие её члена до смерти, выплачивали ей штраф. Штрафы, защищавшие женщин, были обычно так же высоки, как штрафы, защищавшие мужчин, а иногда и выше. Под особой защитой находились женщины детородного возраста.

Более того, согласно одному англосаксонскому законодательному кодексу женщина могла по собственной инициативе и по собственному желанию выйти из брака и, если она при этом брала на себя ответственность за воспитание детей, то она имела право забрать с собой и половину всей собственности.[124]

"От Англо-Саксонского периода (X-XI века) до сегодняшнего дня сохранилось лишь тридцать завещаний, и десять из них — это завещания женщин, каждая из которых обладала значительной собственностью и теми же правами на собственность, что и мужчины. В 1000-м году роль женщин в английском обществе была более сложной, чем кажется на первый взгляд".[125]

Женщины были основательницами монастырей, и под их контролем находились все пожертвования этим монастырям, они занимались и благотворительной деятельностью, что повышало их статус в обществе.

Женщины и интеллектуальная жизнь

Юношей и мужчин аристократического происхождения учили, главным образом, обращаться с оружием и военному делу, женщин же, как правило, обучали чтению, письму, пению и рисованию. Обычно только женщины и составляли слой грамотных людей. И это были не только аристократки. В школах при монастырях можно найти записи о том, что здесь проходили курс обучения девочки, начиная с 6-7 лет, не только благородного происхождения, но и дочери прислуги или ремесленников.[126] Женщины умели не только читать, но и писать. Например, существует мнение, что самый первый официальный учебник во Франции написал Франсуа Рабле. Однако за пять веков до рождения Рабле, между 841 и 843 годами, женщина по имени Дуода написала "Manuel pour mon Fils".[127]

Процветает искусство: например, музыка впервые выходит за рамки религиозных и церковных обрядов, и сочиняются первые светские инструментальные произведения.

Ещё более примечательным и совершенно уникальным явлением стало быстрое развитие литературы, связанной с "Изысканной любовью", возникшее поначалу в Провансе и Аквитании на юге Франции. Ук де Сен-Сир, трубадур XIII века, тонко подметил её суть: "Изысканная любовь для мужчины — это достижение небесных высот через женщину".

Ценности, воплощённые в куртуазной литературе, дважды прерывали скучную жизнь Европы, в первый раз в XII-XIII веках, когда она возникла, и, что ещё более удивительно — в XVIII веке, когда она возродилась, породив целое направление — Романтизм.[128] Режин Перну даже утверждает: "Любовь была изобретена в XII веке".[129] Конечно, именно тогда возникло то, что отличает восприятие любви на Западе от её восприятия в остальном мире. То новое, что возникло в XII веке, рассматривалось "как важный этап в процессе эмансипации женщин".[130]

Согласно К.C. Льюису, трубадуры "способствовали переменам, которые вошли в нашу этику, в наше воображение и в повседневную частную жизнь, они же воздвигли непреодолимые барьеры между нами и классическим прошлым, с одной стороны, и Восточным настоящим, с другой. По сравнению с этой революцией Ренессанс был просто "мелкими брызгами" на поверхности литературы".[131]

Первоначальный импульс к появлению куртуазной литературы исходил от lenga d"oc. На юге Франции, где в то время на этом языке говорили все, т.е. половина всего населения страны, эта литература называлась "trobar fin"amor" по-провансальски. Она дала толчок развитию поэзии на всех других зарождающихся языках Европы от Каталонии и Галиции до langue d"oil на севере Франции (где они называются "Trouveres"), до Германии ("Minnesanger"), Англии ("Troubadour") и Италии ("Trovatore", позже источник вдохновения Данте — Беатриче).[132] Заметим, что до того времени имелась только одна литература, неизменно писавшаяся схоластическим латинским языком, доступная обычно только учёным, получившим церковное образование. Таким образом, впервые появилась литература, написанная на народном языке, и это было не только ново по сути, но имело и важное социальное значение, поскольку эта литература была понятна людям из самых разных социальных слоев. Впервые у простых людей появилась своя литература!

Один из самых известных литературных сборников того времени был посвящён истории Грааля, очаровавшей не одно поколение людей, в том числе и наших современников.[133] Существует много различных версий этой истории[134], но все они пронизаны одной общей особенностью. В версиях XII века Грааль — всегда священная чаша, достаточно очевидный символ женственности[135]. Главная идея истории Грааля состояла в том, что подлинное учение Христа проповедовали не Пётр и Павел, а "Хранитель Грааля", и что только женщины были "достаточно чисты, чтобы нести чашу Грааля"! Конечно, это прямо противоречило учению Церкви, и позже инквизиция жестоко расправлялась с подобными идеями и с людьми, которые их распространяли.[136]

Интересно, что не менее двадцати женщин-трубадуров было обнаружено среди первых трубадуров lenga d"oc XII века.[137] Эти troubairitz, как называли таких женщин-поэтов на их родном языке, были необычайно сведущи в вопросах куртуазной любви, с точки зрения средневековой женщины.

Женщины-трубадуры XII века

Мег Богин исследовал то общее, что объединяло двадцать женщин-трубадуров первой волны Куртуазной литературы.[138] Все они были дворянского происхождения, все происходили из Южной Франции и владели собственностью, что было обычным явлением по законам о наследовании того времени. Все они занимались поэтическим творчеством от имени женщин, и сохранились документы, подтверждающие, что, по крайней мере, половина из них при жизни пользовалась официальным статусом поэтов. Этим женщинам было бы трудно понять, для чего понадобился Жорж Санд мужской псевдоним, который она была вынуждена взять, добиваясь "серьезного признания".

Из двадцати женщин trobaritz, которые писали на оригинальном lenga d"oc, у нас сохранились тексты восемнадцати. Вот несколько коротких отрывков, написанных с откровенностью, какой не найдёшь в поэзии трубадуров-мужчин.

"Элиас Кайрел, я хочу знать

правду о той любви, которая когда-то была у нас;

Поэтому скажи мне, пожалуйста, зачем ты отдал её другой?".[139]

Изабелла (род. в 1180 г.).

"Он так обидел меня,

что теперь и не знает, куда спрятаться;

нет, я не ошиблась, когда лишила его своей любви,

и я не унижусь ради него".[140]

Неизвестный автор.

"И всё же, в конце концов, потеряешь ты,

если у тебя не хватит храбрости доказать свою правоту,

и ты принесёшь нам обоим несчастье, если откажешься сделать это.

Ибо дама не осмеливается открыть свои подлинные желания,

опасаясь, что все сочтут это вульгарным".[141]

Гарсенда (род. в 1170 г., замужем за Альфонсом II из Прованса, после его смерти в 1209 г. стала регентом Прованса и занимала это положение до 1217 или 1220 г.).

К смущению некоторых учёных, кажется, имеется даже уникальный случай лесбийской любви, в которой объясняется неизвестной женщине женщина-трубадур Биерис де Романс.

"Молю тебя тем, что делает тебе честь,

не дари свою любовь лживому поклоннику.

Прелестная женщина, достойная возвышенной радости и благородной речи,

К тебе обращены мои стансы.

Потому что в тебе есть веселье и счастье,

и всё то, чего можно желать в женщине".

Биерис де Романс (первая половина XIII века).[142]

Новый пример уникального поклонения женскому архетипу появился в Центральный период Средних веков, который нас интересует. Потом, после XIII века, нам уже долго не найти этого свободного самовыражения женщин, характерного для trobairitz.

Исторически очевидно, что Чёрные Мадонны существовали до появления Куртуазной поэзии, тем не менее, чрезвычайно быстрое распространение их изваяний по всей Европе совпадает с ростом популярности этой литературы. Есть даже прямая связь: на духовном уровне, как было показано, в этой литературе явно присутствует влияние Sufi.[143] Одна традиция Sufi, чей расцвет совпал с бумом Чёрной Мадонны в Европе, называла Марию "Laila", что значит Ночь, и прославляла Её как самую высокую цель мистических поисков.[144] Это нашло идентичное отражение в воспевании трубадурами "Nоtre Dame de la Nuit", в прославлении Её как Мадонны Преобразования, как Королевы их духовных поисков.[145]

Поэтому можно не удивляться тому, что женщины были, вероятно, самыми выдающимися харизматическими личностями среди самых знаменитых мистиков и мистических авторов своего времени, например, такие как Хильдегард фон Бинген, Хераде фон Ландсберг, Марджери Кемп, Джулиан из Норвича, Катарина из Сиены, Катарина из Генуи, и многие другие.

Один немецкий учёный всё связал воедино: "Куртуазная литература, мистическая любовь к Чёрной мадонне, алхимия и влияние Sufi в его средневековой форме — всё это имело одну общую цель: внутренний опыт Hieros Gamos (священный брак) с андрогенными чертами, интеграция мужского и женского начал, приводящие к слиянию человеческого с божественным".[146]

Женщины в политике

Некоторые очень независимые женщины играли выдающуюся роль в политической и интеллектуальной жизни в Центральный период Средних веков. Ярким примером тому является Элеонора Аквитанская, жившая в XII веке. Она дважды была королевой, матерью двух королей, она с успехом противостояла Императору и Папе и управляла своими двумя королевствами, проявляя удивительную ловкость и сильную волю.[147] Именно из-за последнего качества она позже заслужила дурную репутацию у историков (мужчин). В своё же время она отнюдь не была исключением. Режин Перну[148] анализирует жизнь Адель де Блуа, королевы Анны, графини Матильды, Агнес де Пуату и Элиеноры из Кастилии, показывая, что все они были совершенно независимы и оказывали серьёзное влияние на политическую жизнь своего времени. Все они жили в промежутке между X и XIII веками.

Наконец, даже женщины-монахини сказали свое слово в политике. "В течение XI века аббатиса из Мобеж, на севере Франции, управляла не только своим монастырём, но примыкавшими к нему городом и всей территорией. У аббатисы Регенсбургской были свои депутаты в национальных ассамблеях. Аббатисы из Херфорда и Кведлибурга снаряжали воинские контингенты для армии Императора и имели своих представителей на собраниях Империи".[149]

Многие первоначальные монастырские общины были "двойными", т.е. имели под своей юрисдикцией один монастырь для монахинь, а другой — для монахов. Согласно проведённому исследованию пятидесяти таких "двойных" монастырей, все они находились под управлением женщины. Все подчинялись аббатисе, а не аббату![150] Такие "двойные" монастыри будут ликвидированы к концу XIII века.

Приданое невесты против "выкупа" жениха

Во многих обществах мира по-прежнему сохраняется обычай, когда при заключении брака родственники невесты выплачивают деньги или отдают какое-то имущество в качестве приданого или когда жених должен заплатить выкуп. Тацит отмечает в 98 г. н.э., что среди германских племён жених платил невесте, а не наоборот, как это практиковалось в Риме. Таким образом, прослеживая колебания маятника времени между традициями Рима и германскими традициями, можно найти некоторые количественные показатели отношения к женщине в обществе. И что интересно — германская система не только сохранилась в неприкосновенности в Центральный период Средневековья, но и повсеместно вытеснила традиции Рима, даже из Средиземноморской Европы, где они господствовали в течение многих веков. Арабский летописец Ибрагим Ибн-Якуб описал в 965 г. н.э. одну из традиций, типичных для варварской Европы. "Стоимость супружества так высока, что если человек имеет две или три дочери, то они для него — целое богатство; если же у него рождаются мальчики, это становится причиной его бедности". Аналогичные жалобы можно будет услышать снова в Европе в конце Средних веков (1300-1500), только женский и мужской пол при этом поменяются местами". [151]

К удовлетворению экономистов, возможно, это самые точные из всех имеющихся количественных оценок важных перемен, в том числе и смены женского архетипа, потому что X-XIII века отличаются определённой количественной переоценкой в денежном выражении стоимости девушек и женщин, по сравнению с предшествующим или последующим периодами.

Некоторые историки пытались объяснить чрезвычайно активную роль женщин в Центральный период Средних веков простой "нехваткой трудовых ресурсов" в городах. Но если это так, то к чему "синие понедельники"? И зачем, в таком случае, тратить столько времени на ваяние витиеватых скульптур, которые стоят в самых дальних и незаметных уголках таких гигантских сооружений, как соборы? Что ещё более удивляет, зачем строить соборы, рассчитанные на такое количество людей, которое в три-четыре раза превышает численность всего городского населения, зная при этом, что люди, начавшие это строительство, не увидят его завершения при жизни? Я убеждён, что за всем этим стоит нечто более важное, и пример с соборами, который я предлагаю рассмотреть далее, доказывает это.

Время соборов

"Это был величайший период строительства, невиданного никогда прежде по своему размаху, и просто перечисление имён и мест не передаст представления о мощи и качестве конечного продукта этого строительства" — таково заключение одного хорошо известного историка.[152] Очевидец XII века Пьер Франкастель справедливо утверждал, что "никогда прежде не наблюдалось столько больших строительных площадок одновременно".[153]

На самом деле, я считаю неожиданный расцвет соборов в Центральный период Средних веков самым веским, осязаемым доказательством того, что в то время происходило нечто экстраординарное, с точки зрения архетипов. Этот беспрецедентный строительный бум прекратился после 1300 г. так же неожиданно, как и начался тремя веками раньше. Я также убеждён, что большое значение имеет тот факт, что чуть ли не все из ещё трёхсот соборов, построенных в Европе в тот период, были посвящены Марии, и ни один — Иисусу Христу, хотя предполагалось, что это была его религия. В одной только Франции было построено в Её честь в Центральный период Средних веков более восьмидесяти соборов и двести пятьдесят церквей. Важно отметить, что к этому строительству, так же, как и к наименованию соборов, централизованная власть (церковная или какая-либо другая) не имела никакого отношения, вопреки устоявшемуся мнению. К тому же, по оценкам, 1 108 монастырей были построены или перестроены между 950 и 1050 годами. Строительство ещё трёхсот двадцати шести аббатств было завершено в течение Xi века и ещё семисот двух — в течение XII века.[154] В эти два столетия, в частности, строились аббатства размером чуть ли не с город, и это подтверждается примерами Клуни, Шарите-сюр-Луар, Турнусом, Кайеном и многими другими. По оценкам Жана Жимпеля, в эти три столетия миллионы тонн камня были добыты в одной только Франции — больше чем в Египте за всю его трёхтысячелетнюю историю (при том, что строительство одной только Великой пирамиды в Гизе потребовало 2,5 кубометров камня). По оценкам медиевиста Робера Делора, к 1300 году в Западной Европе было 350000 церквей, в том числе около 1000 соборов и несколько тысяч крупных аббатств. Всё население в то время оценивалось в 70 миллионов человек. В среднем одна христианская церковь приходилась на 200 жителей! В некоторых районах Венгрии и Италии это соотношение было еще больше: одна церковь на каждые сто жителей.[155]

Вопреки общепринятому в наши дни мнению, подавляющее большинство средневековых соборов не принадлежало ни церкви, ни знати.[156] "Божий дом был и народным домом. Каждый мог придти туда, в первую очередь для того, чтобы помолиться, но и для того, чтобы просто "поболтаться", поесть и даже поспать. Люди приходили туда со своими собаками; там происходили шумные обсуждения разнообразных проблем".[157] Собор был местом, где, помимо религиозных обрядов, проводили собрания всего городского населения и другие общественные мероприятия, требовавшие крыши над головой. Прямо у входа в одну из часовен даже лечили больных. То есть это было место, где официально лечили врачи — не случайно поэтому, что до 1454 года медицинский факультет официально помещался в Нотр-Дам Парижа.[158] Соборы принадлежали всем гражданам города, они же их и содержали. Церковь, конечно, находилась в более "привилегированном" положении, поскольку больше времени отводилось отправлению религиозных культов (ежедневная утренняя месса и целый день во время частых религиозных праздников), у неё было и "привилегированное место" (место хора у алтаря). Но она была точно лишь одним из многих действующих лиц. Специальное учреждение, ведавшее финансами собора, представляло собой независимую организацию под вполне многозначительным названием "l"Ouvre de Notre Dame" ("Дело Нашей Госпожи")[159]. Это учреждение было ответственно и за сбор средств, и за оплату труда сменявших одна другую рабочих бригад, строивших собор, а затем поддерживающих его в порядке (см. вставку).

Каждая гильдия, которая оплачивала расходы, связанные с содержанием часовни, полностью распоряжалась ею. Местная знать и/или члены королевской семьи делали пожертвования в виде, например, эффектного окна-розетки или раки для мощей местного святого.[160] То есть они "украшали торт вишенкой". Но за сам "торт" платили простые граждане и торговцы, и собор принадлежал городу и его гражданам. Например, в Данциге гильдия носильщиков внесла свой вклад и в строительство известной церкви Марин, оплатив собственное окно — одно из красивейших. В Шартрезе можно увидеть окно из цветного стекла с изображением торговцев мануфактурой, занятых работой, скорняки же оплатили другое окно. В Амьене единственным крупнейшим донором был красильщик.

"Дело Нашей Госпожи" или финансы собора [161]

Специальное учреждение, независимое в юридическом и финансовом отношениях, под названием "la Maison de l"Ouvre de Notre Dame" было при каждом соборе. Одно из наиболее полных письменных свидетельств относится к собору в Страсбурге во французском Эльзасе. В 1206 году Ouvre Notre Dame в Страсбурге состоял из комитета граждан, пока ещё с участием и местного епископа. Однако, начиная с 1230 года, роль епископа и духовенства в целом падает настолько, что после 1262 года епископ был даже исключён из этого комитета. В 1290 году "l"Ouvre de Notre Dame" становится официальным муниципальным органом. В этом качестве он сохранился до сего дня, исключением был короткий период после Французской революции (1789-1809), когда французское государство установило свой контроль над ним ("Regie des Domaines").

"Maison de l"Ouvre de Notre Dame" в Страсбурге сохранился и в настоящее время является музеем с уникальной коллекцией оригинальных документов, относящихся к планированию и строительству именно этого собора.

И опять же не случайно, что именно в период с Х до XIII век было начато строительство и были возведены все соборы во Франции (строительство некоторых продолжалось позже, но уже более медленными темпами, и ни один из них так и не был завершён). В Англии "пик строительных работ пришёлся на период между 1210 и 1350 годами. Глубокий спад, начавшийся до эпидемии Чёрной Смерти, достиг самой низкой точки к середине XV века... Это нельзя объяснить общим упадком религиозности...".[162]

Графический анализ строительства в Англии крупных церквей, выполненный Моррисом, показывает, что оно достигло максимальных величин именно в 1290 году, после чего быстро сокращалось на протяжении всего XIV века.[163]

Мне нравится пример с соборами, потому что я вижу в них один из самых прекрасных даров истории Запада. Это мощный символ веры, мастерства, солидарности и щедрости. С более узкой экономической точки зрения, строительство соборов было грандиозным способом создать будущий долгосрочный доход для всего общества. Выше упомянутый пример, показывающий, в каком образцовом порядке содержались орудия труда, мельницы и колодцы, подтверждает то же самое.

Чем объясняется такой размах строительных проектов? Почему затем произошло падение?.. Нельзя объяснить этого одним лишь возвышением и дальнейшим ослаблением веры и религиозных убеждений. Однако можно было бы объяснить это тем, что процессы смены архетипических ценностей и изменений в денежной системе происходили одновременно.

Когда нельзя хранить сбережения в деньгах, их вкладывают в то, что выдержит испытание временем, и будет представлять собой ценность в будущем. Поэтому, вместо того, чтобы копить деньги, их обычно вкладывали в улучшение землепользования, в ирригационные проекты, в производство гобеленов и картин, в разведение крупного рогатого скота, в овцеводство, в текстильные станки, мосты, транспортное оборудование, ветряные мельницы, давильные прессы и даже в строительство соборов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.