Сделай Сам Свою Работу на 5

Генри Джон Болингброк (1678-1751)





Душа денег

Главы из книги

Что такое деньги – об этом люди, кажется, никогда не задумываются. Привыкли к тому, что есть. А что у нас есть? Как устроена вся система?.. Оказывается, современные наши деньги получили повсеместное распространение с XVII века: они содержат процентную составляющую. А процент разгоняет конкуренцию за деньги и хорошо себя чувствует только при общей нехватке денег. Вот к каким деньгам все привыкли и даже не могут себе представить, что параметры могут быть другими! А ведь до XVII века главенствовали беспроцентные деньги, а раньше и вовсе была система валют с отрицательным процентом! При других параметрах люди и ведут себя иначе… Об этом – книга крупного учёного-финансиста Б. Лиетара.

Пытаясь понять все извивы истории человечества, надо учитывать историю финансов тоже! Только подходя к изучению прошлого "с разных сторон", так, как учил нас Н.А. Морозов, можно достичь успеха.

Предисловие

Кто такой Бернар Лиетар? Это финансист, учёный и практик, достаточно известный в финансовых кругах. Чем же он известен? А хотя бы тем, что это он придумал систему плавающих курсов "для экзотических валют" – систему, применяемую ныне повсеместно. Преподавал в университетах США и в Лувэне своей родной Бельгии; консультировал правительства Южной Америки по финансовым вопросам; был сотрудником Бельгийского центробанка. Один из инициаторов создания общеевропейской валюты ЭКЮ; участвовал в подготовке программы введения евро. А однажды побывал финансовым спекулянтом и приобрёл новый специфический опыт.



Короче, он знает про деньги всё.

И написал Бернар Лиетар три книги: "THE FUTURE OF MONEY: A New Way to Create Wealth, Work, and a Wiser World" ("Будущее денег"), "THE SOUL OF MONEY: Beyond Greed and Scarcity" ("Душа денег") и "OUR FUTURE ECONOMY: money and Sustainability" ("Наша будущая экономика"). Они давно переведены на русский язык, но никак не выйдут в свет. Лично мне довелось стать редактором перевода первой из них.

В своих книгах Лиетар на огромном фактическом материале показывает, что поведение людей определяется никаким не разумом, а "граничными условиями", в которые попадает этот разум. А мы, занимаясь историей, всегда это знали. Но его заслуга в том, что он указал новый фактор, влияющий на поведение людей и направление общественных процессов: на параметры денежной системы.



Что такое деньги – об этом люди, кажется, никогда не задумываются. А уж как устроена вся система, тем более знать не знают. А каковы они? Как устроены?.. Современные наши деньги, получившие повсеместное распространение с XVII века: а) национальные; б) "пустые"; в) характеризуют собой долг банку; г) содержат процентную составляющую. Вот к таким деньгам все привыкли и даже не могут себе представить, что параметры могут быть другими. А ведь при других параметрах люди и ведут себя иначе! Пытаясь понять прошлое человечества, надо это учитывать, или нет?

В отличие от наший эпохи, в некие времена применялись беспроцентные деньги, когда брать плату (процент) за то, что даёшь кому-нибудь деньги в долг, было попросту запрещено. А также были периоды применения денег с отрицательным процентом, когда, наоборот, плата (демерредж) взималась с владельца денег за то, что он их хранит, а не потратил. Если задуматься, такие деньги устроены на естественных (природных) основаниях, или законах. В самом деле: нигде во Вселенной, в том числе ни на каком сельском рынке нет ничего, что не портилось бы. Люди, прилавки, яблоки, мясо – всё подвержено порче. Вот и деньги были такие же: не потратил их – они "испортились", их стало меньше.

К каким результатам это приводило тогда, я говорить не буду – этому вопросу посвящена глава из книги Лиетара "Душа денег", которую мы тут публикуем.



И всё же, чтобы завершить тезис о влиянии граничных условий на поведение людей, перечислю следствия, наносимые обществу и экономике начислением процентов на деньги:

1. Проценты косвенно стимулируют постоянную конкуренцию среди участников системы.

2. Они непрерывно подогревают потребность в бесконечном экономическом росте, даже когда фактический уровень жизни остается застойным.

3. Проценты концентрируют богатство, заставляя огромное большинство платить в пользу меньшинства.

А деньги с демерреджем, с отрицательным то есть процентом, с платой за задержку от оборота, приводят к следствиям прямо противоположным. Они стимулируют сотрудничество, повышают возможности роста жизненного уровня и, не допуская концентрации денег в одних руках, сглаживают социальную напряжённость.

Не очевидно ли, что при столь разных параметрах общественные процессы, экономические результаты и поведение людей тоже будут разными?..

Бернар Лиетар нашёл два крупных исторических момента, когда длительное время на больших территориях применялись отрицательные деньги. Это центральный период европейского Средневековья (X-XIII века) и династический Египет. О первом пойдёт рассказ в приведённом ниже материале, о втором – в одном из следующих номеров журнала.

Доктор Лиетар совсем не сторонник новых подходов к истории. Он основывается на традиционной версии, поэтому не следует удивляться, что, описывая эти два периода истории, учёный поражается, сколь они схожи по своим внешним проявлениям. Удивляться нужно другому: почему влияние разных финансовых систем на поведение людей и, соответственно, на историческую картину разных эпох до сих пор оказывается вне внимания исторической науки. Ведь изучение исторических параллелей с учётом этого фактора, а именно устройства финансовых систем, может оказаться очень плодотворным.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

 

Изучение Средних Веков

"История — это философия, обучающая примерами".

Генри Джон Болингброк (1678-1751)

 

"Чёрная Мадонна — метафора в память того времени,
когда верили, что земля — это тело женщины".

Лючия Чиавола Бирнбаум[1]

Мы находим очевидным, что это хорошая идея — копить деньги. Во многих странах родители открывают счета для своих детей, чтобы научить их сберегать средства. Это общепринятый элемент "современной этики": сберечь какие-то деньги на пресловутый чёрный день. А систематический побудительный мотив для аккумуляции сбережений в форме денег – это содержащийся в системе процент на деньги. Более того, вся банковская система приспособлена для сбора сбережений в этой форме, чтобы депозиты, в свою очередь, могли служить для новых займов.

Однако представьте себе мир, где происходит иное, обратное этой системе. Представьте денежную систему, где введена небольшая плата за хранение денег, но где валюта сама держит свою цену. Что получится?

Прежде всего, деньги будут использоваться только как средство обмена, а не для сбережения. Во-вторых, можно сделать сбережения в формах иных, чем деньги, таких, как продуктивные активы, акции корпораций, леса или произведения искусства — то есть в тех формах, которые хранят или увеличивают ценность со временем. В-третьих, так как никто не будет заинтересован в аккумуляции денег, они будут циркулировать в реальных обменах среди людей, оставаясь в достаточном количестве даже среди низших слоев общества. Короче, такая система соответствует высказыванию, что "деньги — как удобрение, лучше работают, когда разбрасываются".

Мы жили с идеей получения дохода от процентов на деньги веками, так что даже намерение платить за деньги звучит странно для современного обозревателя. Однако такая система существовала несколько веков по меньшей мере в двух цивилизациях, и привела к прекрасным экономическим и социальным результатам. Плата за хранение, то есть налог на деньги за время — концепция, которая не в моде уже довольно долго. Кроме короткого возрождения в начале ХХ века стараниями Сильвио Гезеля[2] и нескольких случаев во время 1930-х годов[3], нужно отправиться в Средние века, чтобы найти достойный прецедент.

Пока я обнаружил только два периода, где плата за хранение денег (демерредж, в принятых в наших кругах терминах) постоянно использовалась на протяжении веков: европейские Средние века (с Х по ХIII) и династический Египет.

На самом деле в обоих случаях два типа денежных систем работали параллельно. Первой была хорошо известная денежная система "на длинные расстояния", которая рутинно использовалась торговцами, занятыми в зарубежной торговле, и эпизодически военной или королевской элитой для оплаты или получения подарков, дани или выкупа. Валюта этой денежной системы основывалась на редких и ценных товарах, и породила стандартные золотые и серебряные монеты, которые ныне с гордостью показывают нам нумизматы. Я бы назвал их валютой Ян тех времён. Но в этих двух цивилизациях (и только в этих двух, насколько мне удалось пока обнаружить) был второй тип денег, где применялся демерредж, плата за хранение. Эти деньги были менее привлекательны внешне, циркулировали преимущественно как "локальная" валюта (обслуживая интересы малых сообществ) и ныне практически неизвестны – их уместно назвать валютой Инь.

В случае с Египтом единицами такой валюты были грубые осколки глиняной посуды, называемых "острака" (ostraka). По сути эти осколки были расписками за депозиты, сделанные фермерами на местных складах: фермер сдавал зерно и получал "остраку". В германских землях в Средние века это были "брактеаты" (bracteaten), тонкие серебряные пластинки, которые выводились из обращения и заменялись новыми каждый год. В обеих цивилизациях эта была ломкая, "временная" валюта – но фермер мог прожить большую часть своей жизни, вообще не встречаясь с какой-либо другой. Лишь сравнительно редко, при покупке или продаже земли, выплате приданного или выкупа пользовались запасами валюты Ян. А письменные исторические свидетельства сообщают исключительно о таких операциях, потому что только в этих необычных "важных" ситуациях иногда составлялись документы.

В этой книге я подчеркну роль валют Инь, потому что они оказались не воспетыми, и в то же время произвели гораздо большее драматическое впечатление на экономики сообществ, чем принято считать. Однако должно быть ясно, что их роль в денежной системе дуэта Инь-Ян — дополнительная, что и объясняет различие между рассмотренными здесь двумя случаями. Вместе с тем, большой сюрприз ожидал меня, когда я приступил к исследованию: между европейскими Средними веками и Египтом, двумя культурами, разделёнными более чем тысячью лет всем, о чём я только мог подумать — религией, языком, культурой, технологией, климатом, социальной организацией и т.д. – оказалось немало общего!

Да, хотя на первый взгляд нет логической связи между религиозными культами поклонения Великой Матери, денежными системами дуэта Инь-Ян и периодами экономического изобилия, я обнаружил убедительные свидетельства, точно доказывающие такую связь. Иные из этих находок противоречат традиционному восприятию, поэтому необходимо обосновать их в некоторых деталях.

Я поделюсь этими сюрпризами в той последовательности, в какой они появились в моём исследовании. Начав с денежных связей в Европе, я получил след мистической Чёрной Мадонны, что увело меня назад, прямо в Египет. А лучший сюрприз случился, когда я открыл замечательные экономические результаты в обоих местах, совпадающие точно с периодом, когда в ходу была плата за хранение денег. Один из наиболее убедительных аргументов в пользу того, что деньги Инь имели отношение к исключительным периодам бума – в том, что когда дуэт Инь-Ян был заменён монополией валют Ян, произошёл драматический экономический крах в обоих местах.

Денежные отношения

Весь этот проект начался, когда я искал исторические прецеденты для валют, использующих плату за хранение, чтобы использовать их в другой книге[4]. Я их нашёл и обнаружил, что условия и способ взимания платы за хранение денег были различными в обоих случаях. Но оказалось, если не обращать внимания на разницу в используемых средствах в европейских СРЕДНИХ ВЕКАХ И В ЕГИПТЕ, ТО РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НЕОЖИДАННО ПРЕДСТАЮТ ОДИНАКОВО ЭФФЕКТИВНЫМИ.

Средневековая плата за хранение

Древняя система римских денег медленно развалилась на протяжении нескольких веков после крушения империи (IV век). Она рассыпалась на сотни местных валют различного качества и важности. Шарлемань (Карл Великий) смог вновь централизовать европейские монетные дворы и унифицировать деньги в течение IХ века.[5] Его монеты ходили параллельно с золотой монетой сарацинской чеканки, импортированной из Леванта.[6] Он также выработал правило, по которому новая чеканка начинается тогда, когда меняется суверен. Это правило будет повторено в хорошо известном континентальном европейском компендиуме законов ХIII века (the Saxenspiegel of 1220).[7]

Вскоре после каролингского периода денежная фрагментация возобновилась и пошла дальше, чем прежде. Раздробленность политической власти в результате соглашений и узурпации в течение трёх веков, сначала среди преемников королевств каролингской империи и затем среди мириад феодалов, не соответствовала количеству монетных дворов. Но они появлялись.[8] К примеру, в 930 году н.э. английский король Этельстан установил, что каждый небольшой город должен иметь свой собственный монетный двор!

В контексте этой традиции местных лордов растущий доход благодаря "Renovatio Monetae" (буквально "Возобновление чеканки", а я буду использовать слова "Новая чеканка" как синоним) был установлен повсюду. Например, в 973 году Эдгар полностью изменил чеканку английского пенни. Едва ли не шесть лет спустя молодой король Этельред II начал чеканку новой монеты. Он повторял это с тех пор через примерно равные интервалы. Главной мотивацией было то, что королевские казначеи давали только три новые монеты за четыре старых,[9] что было эквивалентно налогу в 25 % каждые шесть лет на любой капитал, содержащийся в монетах, или примерно 0,35% в месяц. Таким образом, новая чеканка была грубой формой платы за хранение.

Важно также понимать, что пока существовал связанный со временем налог за хранение, не было снижения стоимости самой валюты. Содержание драгоценных металлов в сменяющихся валютах было постоянным, и применялось суровое наказание, если чеканящий монеты допускал примеси или делал их слишком лёгкими. Второй Свод законов Этельстана уточнял: "Если чеканщик окажется виновным, его рука, которой он совершил преступление, будет отрублена и привязана над монетным двором".[10]

Практика Новой чеканки распространилась за пределами Англии. В 1075 году Харальд Хен реформировал чеканку в Дании, и дальше чеканка менялась регулярно каждые пять или шесть лет. Серебряное пенни Сихрика III Силкберда, короля Дублина (993—1042) – первая монета, отчеканенная в Ирландии, и так же, как в Швеции, Дании и Норвегии примерно в то же время, она имитировала пенни английского короля Этельреда II, "изобретателя" закона Новой чеканки как источника доходов для лордов.

Примерно в это же время Братислав II, первый правитель Богемии, называвший себя "королём", и венгерский Соломон начали такой же процесс, за которым последовал вскоре польский Болеслав III (1102-38). Во Франции и Германии монетные дворы также попали в руки графов, епископов и аббатов. Каждый выпускал свою валюту и начинал свой собственный цикл новой чеканки.

К XII веку старая традиция выплаты налогов постепенно была заменена доходом от новой чеканки до такой степени, что последнее стало наиболее важным доходом для многих местных властей. Заметьте, что ценность монет на протяжении всего этого периода оставалась достаточно стабильной на большей территории Европы.[11] Проще говоря, пока сохранялась плата за хранение валюты, не было ее обесценивания.[12]

Вариантом схемы Новой чеканки была система брактеатных денег (от bractea = тонкая пластинка на латыни).[13] Это были круглые плашки, отчеканенные на серебряных пластинах толщиной с бумажный лист. Что отличает их от монет, с точки зрения нумизмата, это то, что они были отштампованы только с одной стороны, но их большая тонкость позволяла видеть чеканку с другой стороны. Они были настолько тонки, что можно было сделать частичную уплату, отрывая кусочки. Однако более важный пункт с нашей точки зрения — точки зрения денежных систем — был высказан Фрэнком Бергером, германским специалистом по брактеатам: что делает их уникальными — "циркуляция этих валют была лимитирована не только географически, но и во времени".[14] Разумеется, брактеаты были валютами, которые сделали чеканку систематическим ежегодным процессом. Процесс отзыва валюты был связан с большим ежегодным осенним рынком в каждом городе — любой торговец, который хотел продать на данном рынке, должен был обменять старую валюту на новую. С 1130 года и дальше их использование стало широко распространённым, особенно в германской Европе, на Балтике и в странах восточной Европы.

Египетские налоги

Вторым случаем использования валюты с платой за хранение был династический Египет.

Я знаю только одно исследование денежной системы династического Египта. Это работа Фридриха Прейсигке (Friedrich Preisigke), немецкого учёного начала ХХ века, опубликованная в трёх томах под тяжёлым длинным названием: Girowesen im Griechischen Agypten enthaltend Korngiro, Geldgiro, Girobanknotariat mit Einschluss des Archivwesens.[15] Копаясь в ней, я заключил, что одна из историй Библии правдива, но не вполне закончена.

Помните библейскую историю Иосифа, проданного ревнивыми братьями за двадцать сребренников измаильтянам, которые привезли его в Египет? Будучи там, он разгадал пророческий сон фараона о семи жирных и семи тощих коровах. Он рекомендовал запасать еду во время семи толстых лет, чтобы она была доступна в течение семи тощих лет. Фараон был настолько поражён, что назначил Иосифа генералом-суперинтендантом всего Египта. Короче, великая история о бедном еврейском мальчике, добившемся успеха в большой зарубежной стране.

Есть что-то странное в этой истории, но я не сразу смог понять, что. Сохранение съестных запасов, как новшество, относится к началу сельскохозяйственной революции. Сохранение еды для плохих сезонов и для сева следующего года характерно для любого сельскохозяйственного общества. Ко времени, когда Иосиф попал в Египет, у египтян с этим было всё в порядке в течение более чем двух тысяч лет. Археологические свидетельства веков до Иосифа подтверждают, что Египет имел официальную систему хранения съестных запасов, организованную вокруг храмов. Так почему фараон поразился, когда кто-то вновь предложил хранение?

Возможно, автор этого библейского эпизода забыл упомянуть, что Иосиф изобрёл египетскую денежную систему, связанную с системой хранения продуктов. Это действительно было нечто весьма впечатляющее. Вот как она работала.

Представьте, что вы древнеегипетский фермер и после сборки урожая получили излишек в десять мешков пшеницы. Вы относите их на ваш местный склад и получаете расписку, которая говорит: "Получено десять мешков пшеницы" с официальной печатью и датой сдачи. Эти расписки обычно оформлялись на черепках посуды, называвшихся "острака". Много тысяч таких расписок найдено археологами по всему Египту.[16] Их, эти расписки, люди использовали как деньги для обычных обменов.

Однако ключ к системе в том, что когда вы, держатель "остраки", приходите на тот склад, скажем, год спустя, чтобы погасить расписку на десять мешков, то хранитель отдаст вам девять мешков. Разговор может происходить следующим образом:

– Но я принёс вам расписку на десять мешков, почему вы возвращаете мне только девять?

– А разве вы не видите, что это было год назад?

– Ну и что?

– Вы видели стражника возле здания склада? Он ест, знаете ли! То же самое и со мной. К тому же, несмотря на все наши предосторожности, мы теряем пшеницу из-за крыс и мышей.

– Да, но как это связано с моими десятью мешками?

– Хорошо, этот десятый мешок просто покрывает стоимость хранения ваших мешков за год.

После небольшого урока по теории денежной системы, который получил фараон, и внедрилась эта новая система, в которой этот десятый мешок — плата за хранение за год. Заметьте, что египетская система была более утончённой, чем средневековая европейская. К примеру, если вы вернулись через шесть месяцев вместо года, чтобы забрать свои мешки, то получите 9,5 мешков. Так что плата за хранение была точно пропорциональна времени, в которое валюта была вне склада, а склад хранил зерно.

Вовлечённость и ожидания

Валюты, которые не подвержены инфляции, но имеют плату за хранение, представляют собой необычный интерес, потому что они рождают совершенно иные модели коллективного поведения, порождённого деньгами, чем те, с которыми мы знакомы сегодня. По логике вещей такие валюты не поощряют накопление этой валюты. Такая валюта будет применяться как чистое средство обмена, и не будет удобна для накопления, что позволяет избежать хорошо знакомые нам негативные эффекты инфляции, портящие социальные отношения. Стабильность делает такие валюты сравнительно редкими примерами того, что я называю валютами Инь, поощряя их циркуляцию и обеспечивая их доступность всем слоям общества.

Нужно подчеркнуть, что системы Средних веков были только "грубой формой" систем с платой за хранение. В сравнении с египетской, европейская система имела несколько недостатков[17], которые привели к злоупотреблениям в XIV и ХV веках. Но в X–XII веках в регионах, где система не была отменена, валюты Инь дали значительный экономический эффект, как будет показано ниже.

Итак, у меня есть два примера валют с платой за хранение, но имеются определённо не опознанные связи между двумя системами. Между Египтом и Центральным Средневековьем Европы более двух с половиной тысяч лет (история Иосифа, возможно, придумавшего эту систему, обычно датируется 1900-1600 годами до н.э.), между эпохой брактеатов и нашим временем – тысяча лет. Это долгое время, и не нашлось никого, кто мог расшифровать иероглифы, дабы закрыть дыру.

Тогда я стал изучать архетип Великой Матери и его отношения с денежными системами.

След Чёрной Мадонны

Прежде я отмечал странный случай средневековой Чёрной Мадонны, как одно примечательное исключение в безжалостном подавлении Великой Матери на Западе (глава 2 книги "Душа денег"). Когда я начал раскапывать её символическое значение, стало ясно что:

– Чёрная Мадонна – полностью уникальный феномен в римской истории искусства.

– Она была ключевым тайным компонентом возрождающегося поклонения Великой Матери в то время.

– След Чёрной Мадонны ведёт назад, прямо в Египет экстраординарным количеством путей, и особенно к другому ключевому исключению в подавлении архетипа Великой Матери, культу Исиды.

Исчезновения валют с платой за хранение случилось одновременно с падением культа Чёрной Мадонны и Исиды в соответствующих культурах и сопровождалось мощным снижением уровня жизни обычных людей. Не забывайте, что такая корреляция есть прямое приложение общих находок архетипической психологии: архетипические рисунки дают ценные описания коллективных психических последствий, и потому могут верно воссоздавать внешнюю реальность.

Однако я хочу подчеркнуть, что такая корреляция — не случайность. Я не настаиваю на том, что есть случайная связь между религиозными культами с одной стороны, и денежными системами и экономическими результатами с другой. Я верю, что есть косвенная связь — что культы, денежная система и необычные экономические результаты были показателем, что те же самые архетипические созвездия были активны в обоих местах в соответствующее время. Другими словами, я покажу, что есть поражающая корреляция между архетипами и денежными системами, но я не утверждаю, что определил механизм, подчеркивающий связь между двумя областями.

(В книге Лиетара немало иллюстраций, которые мы здесь пропускаем. Например, на одном из фото – Чёрная Мадонна из Монсеррата в Каталонии, наиболее известная Чёрная Мадонна Испании. Она полностью покрыта золотом за исключением её и ребенка лица и рук. Лиетар пишет: "Заметьте, у нее нет африканских черт лица. Скорее всего, ее черты лица идентичны современным "белым" Мадоннам". Мы, не имея возможности разместить здесь иллюстрации Б. Лиетара, предлагаем вам другие, присланные из Франции участником проекта Сергеем Дыбовым.)

Почему Она значит для нас что-то сегодня?

Лучший ответ на этот вопрос я нашел в книге Роберта Грэйвса. Его книга "Белые Мадонны" хорошо известна, но я привожу цитаты из менее известной книги "Богатство и Чёрные Богини".[18]

"Чёрная Богиня до сих пор вряд ли что-то большее, чем слово надежды, которое прошептано между теми, кто служил своим учением Белым Богиням.

Она обещает тихую связь между мужчиной и женщиной... в которой связь патриархального замужества будет улетучиваться.

Чёрная Мадонна испытала хорошее и плохое, любовь и ненависть, правду и ложь в лице ее сестер...

Она поведёт мужчину назад к истинному инстинкту любви, который он давно обменял на интеллектуальную гордость".

Другой учёный, Жиль Квиспел сыграл важную роль в приобретении, переводе и публикации замечательной коллекции Гностических тестов раннего христианства, обнаруженных в 1945 году в Наг Хаммади, Египет. По его мнению, Чёрная Мадонна играет решающую психологическую роль, которую он описывает как символизирующую землю, женщину в мужчине и саму себя в женщине. "До тех пор, пока мужчины и женщины не станут осознавать этот первобытный образ Чёрной Мадонны и интегрировать его с собой, человечество не сможет разрешить проблемы материализма, расизма, женского освобождения и всего, что они в себе заключают..." Он относит ее к ранним христианским гностическим традициям, в которых Мать также называлась "Мудрость", "Святой дух", "Земля", "Иерусалим". "Для ранних христиан Святой дух персонифицировался как Мать, и ему поклонялись, потому что она также была Богом".[19]

Иисус ясно называл Святой дух своей Матерью в Евангелии.

Еврейские традиции говорят о Святом присутствии, Живущем Боге. Буддисты и индуисты называют это первобытной пустотой. Мистическая христианская традиция, включая Якоба Боме, Мейстера Экхарта, Хильдегарда фон Бингена, Метчилда из Магдебурга, Юлиана из Норвича или португальский культ Святому Провидению, все говорят о Материнстве Бога. Один из текстов Nag Hammadi является поэмой, произнесённой женской силой, которую могла озвучить одна из древних Великих Матерей:

"Потому что я первая и последняя.

Я почитаема и презираема.

Я блудница и святая.

Я жена и девственница...

Я бесплодна, и многие — мои сыновья...

Я тишина, которая не понимаема...

Я — произнесение моего имени".[20]

Чёрная Мадонна почти вылечивает разрыв в сердцевине западной патриархальной культуре — разрыв между делом и душой, телом и разумом, женским и мужским, сексуальностью и духовностью, природой и человечеством, космосом и индивидуальностью. Если это окажется правильным, она может стать предвещающим символом трансформации, которую западный мир проходит во время нынешнего переходного периода.

Св. Бернар Клервосский: возлюбленный Чёрной Мадонны

Бернар, основатель цистерианского монашеского ордена, рассматривается как одна из наиболее влиятельных персон XII века. Он родился в Фонтейне, возле Дижона, во Франции, где была церковь Чёрной Мадонны. Будучи мальчиком, он получил своё призвание, согласно легенде XIV века, от "трёх капель молока Чёрной Мадонны" в Сан-Варле возле Шатильон-сур-Сен, во Франции. Необычное призвание должно указать нам на то, что здесь не обошлось без тайных традиций. "Три капли молока девственницы" — одно из традиционных названий мистического "materia prima" (сырой материал) алхимиков.

Бернар, воодушевлённый этим, взял цистерианский орден, к тому времени сократившийся до кучки монахов, и превратил его в "огромное многонациональное предприятие цивилизации"[21], включающее сотни монастырей от России до Иберийского полуострова, каждый из которых был посвящён Деве Марии. Он также является автором Regula (устав с правилами) ордена тамплиеров, а его дядя Андре де Монтбард был среди тех девяти рыцарей, что основали орден. В противоположность современным христианским традициям, все официальные документы храма, включая Правила, всегда ставили имя Девственницы перед именем Христа. Среди доказательств того, что Святой Бернар занимался исследованием тайного — то, что цистерианцы имели группу книжников, переводивших древнееврейские тексты Востока и исламские тексты алхимиков из Испании, которые, возможно, не считались Римом "католическими".[22] Он написал две сотни изумительных проповедей о Соломоновой "Песне песней", поэмы, почитавшейся евреями как один из самых важных текстов. Эта "Песнь" начинается со слов: "Дщери иерусалимские, черна я и прекрасна".[23] Он весьма поощрял путешествия пилигримов в Сантьяго де Компостела[24], и называл ее "Дорогой Млечного Пути" (намёк на переполненную грудь Хатор, или ссылка на Исиду?), которая связывает святилища Чёрной Мадонны и буквально усеяна местами, связанными с бенедиктинскими, цистерианскими и тамплиерскими орденами.

Заметьте, что не только Святой Бернар посвятил свою жизнь поклонению Чёрной Мадонне. К примеру, святой Игнатиус из Лойолы отдал свой меч Чёрной Мадонне из Монсеррата в Испании, когда решил организовать орден иезуитов. Жанна д"Арк молилась Чёрной Мадонне, известной как Notre Dame Miraculeuse, а её мать молилась Чёрной Мадонне за свою дочь, заключенную в Ле Пуй.[25] Гёте использовал её образ для раскрытия смысла "вечной женственности" в своём "Фаусте".

Тайное против общедоступного

Все религии имеют общедоступные и тайные традиции.[26] Первые относятся к официальным, публично проповедуемым учениям, в то время как последние являются "тайным" знанием, доступным только для инициированных. Каждая религия содержит обе формы знания. К примеру, тайные традиции иудаизма включают "Кабаллу", ислам — "Суфизм", индуизм и буддизм — "Tантры". Для христианства были традиции орденов Бенедикта, цистерианства, августинства и тамплиеров.

Существует невероятное политическое напряжение, порой даже враждебность между общедоступными и тайными традициями внутри одной религии. Одна из причин — тайное знание среди разных религий не было отделено так, как хотели бы официальные церкви.

Всё указывает на то, что наша Чёрная Мадонна была частью борьбы за влияние в X-XIII веках между Римом и тремя христианскими орденами (бенедиктинским, цистерианским и тамплиерским). Иными словами, Чёрная Мадонна заставляет нас исследовать спрятанную часть официальной церкви.

Среди тринадцати черт, которые у "оригинальных" Чёрных Мадонн общие, есть связь между всеми её святилищами и тремя орденами. Поэтому мы должны изучить значение некоторых любопытных статуй.

Чёрная Мадонна Эйзидельна и её неортодоксальное святилище

Наиболее известная статуя в Швейцарии — Чёрная Мадонна Эйзидельна. Готическая статуя — стоящая Чёрная Мадонна, датированная поздним XV веком, она заменила оригинальную римскую Чёрную Мадонну, погибшую в разрушительном пожаре в 1465 году. Есть юмористическое историческое свидетельство, когда и кто сделал замену скульптуры.[27] Оригинальная статуя была сидящей, как это показано на некоторых старых резьбах по дереву. Она относилась к IX веку, когда святой Мэйнрад взял её с собой в убежище отшельника, в тёмный Фистервальдский лес. После смерти Мэйнрада святой Конрад — епископ Констанцы с 934 по 975 год н. э. — пришёл освятить часовню в Эйзидельн в 948 году. Легенда утверждает, что он видел в ночь перед официальной церемонией самого Иисуса Христа в окружении четырёх евангелистов, стоящих перед Чёрной Мадонной и поклоняющихся статуе и часовне со своим собственным святым благословением. В своей книге "О секрете секретов" Конрад утверждает, что молитва, которую он слышал во время этой церемонии, забавно напоминала ему "Святой Бог в царстве славной девственницы" вместо традиционной "Святой, Святой, Святой Бог Дух Святой". Теологические психотерапевты комментируют эту уникальную историю так: "эти альтернативы важны, поскольку они и сейчас находятся в ритуалах церковной службы сегодняшних монастырей... Видение Конрадом Иисуса перед алтарём своей Матери — есть акт почитания в высокой степени. То, что Иисус сопровождался четырьмя евангелистами, предполагает чувство целостности, но целостности, основанной в своих отношениях к этому женскому принципу... Теологически патриархальный глава церкви признаёт и освящает место матери всевышнего... Это изменяет акцент с "Бога призрака" на его отношение к славной девственнице... Бог, как только Отец, не желаем. De secretis secretorum говорит, что женское начало должно рассматриваться как жизненная реальность в отношениях Бога с человечеством. Психика требует больше, чем патриархальный взгляд и перспективы на мир. Это также нуждается в женском начале".[28]

В папской булле 964 года папа Лео VIII официально объявил правдой видение Конрада. Конрад позже, в 1123 году, был канонизирован, и до сих пор поминается в церковном календаре в годовщину его смерти (26 ноября).

(Легенда о ритуалах, связанных с Чёрной Мадонной, могут оказаться ближе к исходной вере, чем те результаты, к которым христианство пришло с отходом от женского начала. Значение факта, что весь этот процесс произошел между X и XII веками, станет ясным к концу данной главы.)

Первая необычная черта легенды, приписываемая большинству Чёрных Мадонн — и только этим типам статуй — заявление, что статуя не была сделана, а обязательно найдена поблизости или даже в самом древнем языческом символическом месте. Например, Чёрная Мадонна из Авиота была найдена в древнем полом дереве; Чёрная Мадонна Болоньи — на корабле без команды; Чёрная Мадонна Лак де ля Мэйкс — возле кельтского святого источника; Чёрная Мадонна Чартреза была обнаружена в "пещере друидов". Эти последние оказались дольменами, относящимися ко временам мегалита.

Более того, эти статуи оказываются важными пометками на дороге в Сантьяго де Компостела. Эта дорога – одна из старейших дохристианских путей в Европе, как было доказано пометками, относящимися к каменному веку. Для немецкого ученого Дитмара Кампера это "всё означает, что культ Чёрной Мадонны относится к древнейшим религиозным культам, известным человеку".[29] Французский автор Жак Бонвин заключает: "Только Чёрная Мадонна была способна кристализировать все поверья языческих традиций с христианской верой, без фальсификации хоть одного из всех бесчисленных поверий. В этом Чёрная Мадонна уникальна".[30]

Уникальность по 13 направлениям

Жак Хайнен[31] проанализировал изображения сотен Чёрных Мадонн и составил описание так называемой истинной Чёрной Мадонны, которая имеет 13 характерных черт. Статуи, которые датируются поздним периодом, копируют только некоторые из оригинальных черт. 13 черт — следующие:

- История оригинальных святилищ Чёрной Мадонны всегда имела связь с Бенедиктинцами, цистерианским или тамплиерским орденами. Эти три ордена имели по меньшей мере одну хорошо документированную связь. Св. Бернар реформировал орден Бенедектина, создав цистерианский орден, и был автором "Правил храма".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.