Сделай Сам Свою Работу на 5

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА






 


ВПО

СПО

НПО


 

 

 

 

 

    Высшее учебное заведение
 
   
  г— Среднее профессиональное учебное заведение
   
  Учреждение начального профессионального образования
   
  Общеобразовательное учреждение
   

 



Схема профессиональной подготовки:

НПО — начальное профессиональное образование; СПО — среднее профессиональное образование; ВПО — высшее профессиональное образование.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. - М., 2000. -С. 40.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятия «профессия», «специальность», «квалификация».

2. Назовите основные функции социального педагога.

3. Охарактеризуйте основные звенья профессиональной подготовки социальных педагогов.

4. Какие ступени включает современная модель непрерывного обра-зования?

Рекомендуемая литература

Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. - М., 1999.

Басов Н. Ф., Басова В.М. Система подготовки студентов университета к социально-педагогической деятельности. - Кострома, 2002.



Болотов В.А., Костикова М.Н Педагогическое образование - стра-ницы реформирования. - Волгоград, 1998.

Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2004.

Квалификация // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. -Т. 2. -М., 1999.

Клементович И. П. Новая профессия - социальный педагог // Шко­ла. - 1998. - № 3.

Климов Е.А. Как выбрать профессию. - 2-е изд. - М., 1994.

Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. - Казань, 1995.

МудрикА.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие. - М., 1997.

Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986.

Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Екатеринбург, 2002.

Нагавкина Л. С, Крокинская О. К, Касабуцкая С. А. Социальный педа-гог: Введение в должность. Сб. материалов. - СПб., 2000 (2002).

Никитина Л.Е. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников. - 2000. - № 8.



Никитина Л.Е. Социальная педагогика: Вопросы теории и практики. -Ярославль, 2001.

Никитина Л.Е. Социальный педагог в учреждении образования. - М., 2001.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.

Профессиональное образование // Российская педагогическая энцик-лопедия: В 2 т. - Т. 2. - М., 1999.

Профессия // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. -Т. 2. - М., 1999.

Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятель-ности. - 2-е изд., дополн. - М., 2000.

Сластенин В. А. Социальный педагог и социальный работник: Лич-ность и профессия // Теория и практика социальной работы: В 2 т. - Т. 2 -М.; Тула, 1993.

Сластенин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МПГУ. - М., 1995.

Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М., 2002.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. -М., 2000.

Социально-педагогический колледж / Под ред. М.П.Гурьяновой. -М., 1995.

Специальность // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. -Т. 2. - М., 1999.

Шептенко П. А. Введение в специальность социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. В.А.Сластенина. - М.; Барнаул, 2004.

Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. - М., 2005.

 

ГЛАВА 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

§ 1. Общие требования к социальному педагогу

Результативность профессиональной деятельности социально­го педагога зависит не только от уровня теоретической подготов-ки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А.Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для соци-ального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характе­ристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых прояв-лений; психоаналитические качества - самоконтроль, самокри-тичность, самооценка; психолого-педагогические качества - ком-муникабельность, эмпатия, красноречие и др.



Некоторые специалисты считают, что уровень профессиона-лизма социального педагога определяют также способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; добро­желательность; открытость, деликатность, конкретность.

Эффективно решать социально-педагогические задачи позво­ляют психолого-педагогическая компетентность; гуманность, спра-ведливость, самоопределение, конфиденциальность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искрен-няя заинтересованность в решении проблем подопечных и др. (Ни-китина Л.Е., 2001).

Важнейшим качеством социального педагога И. П. Клементо-вич (1998) считает культуру мышления, которая проявляется в точности выражений и умозаключений, технологическом подхо­де к организации профессиональной деятельности на основе де­тального продумывания, последовательности действий, четкого представления о тех средствах, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогических намерений.

Профессиональное мышление предполагает умение свободно переходить от операционно-предметных компонентов деятельно­сти к осознанию собственной мотивации, понимание противоре­чий и способность к стимуляции эмоционального тонуса и само­контроля.

Независимо от специализации В.Г.Бочарова выделяет такие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов, как способность обеспечивать допустимое и целесообразное посред-ничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обще-ством, различными государственными и общественными структу-рами - с другой; выполнять своеобразную роль посредника, свя-зующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; умение влиять на общение, отно-шения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулиро-вать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение стать лидером, помощником, советчиком в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; участвовать в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога.

Многие зарубежные исследователи, определяя общие требова-ния к социальному педагогу, выделяют высокий уровень интел-лектуального развития; самодисциплину; настойчивость; способ­ность помогать людям в трудных ситуациях; переносить большие моральные нагрузки; ответственность, тактичность, жизнерадо­стность и др.

Профессионализм социального педагога характеризует его ком-петентность - единство теоретической и практической готовно­сти к осуществлению социально-педагогической деятельности.

Содержание подготовки социального педагога отражено в ква-лификационной характеристике, которая представляет собой обоб-щенные требования к подготовленности специалиста и включает должностные обязанности, характеристику труда, указание на ос­новные знания и умения, которыми должен овладеть социальный педагог за годы обучения.

Существуют разные виды квалификационных характеристик социального педагога - от общей, которая была утверждена в 1991 г., до частных, учитывающих конкретную специализацию: организация технического творчества учащихся, физкультурно-оздоровительная работа, экология, работа с семьей и т.д.

Квалификационная характеристика социального педагога (1991) состоит из трех разделов: «Должностные обязанности»; «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В первом разделе определены основные виды помощи со-циального педагога ребенку: социально-информационная, соци-ально-правовая, социально-реабилитационная, социально-быто­вая, социально-экономическая, медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая.

Второй раздел определяет объем профессиональных зна-ний и умений. Социальный педагог должен обладать знаниями нормативно-правовой базы деятельности; теории и истории со­циальной педагогики; методик и технологий социально-педаго-

гической деятельности по работе с различными категориями де­тей в разных социумах; возрастной психологии; социологии; ме­тодов социального управления и планирования профессиональ-ной исследовательской деятельности.

Успешное выполнение социальным педагогом своих профес­сиональных обязанностей предполагает наличие у него следую­щих знаний:

- основные закономерности возрастного и психологического развития личности;

- специфика различных возрастных групп, их установки, инте­ресы, запросы и потребности, степень их удовлетворенности;

- специфика работы в различных социальных средах (семьях, объединениях, группах, компаниях);

- современное состояние и тенденции развития детских, юно­шеских и молодежных сообществ, движений и формирований, их влияние на личность и на процесс ее самореализации;

- функции и права системы государственных и общественных институтов относительно прав, свобод и ограничений конкрет-ных видов деятельности и форм знаний;

- социальные, демографические, этнические, культурологиче-ские и экологические особенности среды, в которой организует-ся работа;

- принципы и содержание досуговой деятельности и организа-ции свободного времени людей различных возрастных групп;

- Конституция Российской Федерации, законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образова-нием;

- Конвенция ООН о правах ребенка, основы трудового и се­мейного законодательства;

- правила охраны труда, техники безопасности, дорожного движения;

- методика диагностики личности, семьи, среды;

- специфика организации и проведения социально ценных ви-дов досуговой и трудовой деятельности;

- методы планирования собственной деятельности в социуме;

- методы работы с семьей и оказания ей необходимой помощи и поддержки;

- методика работы с различными «группами риска», с катего­риями, нуждающимися в особых условиях и особой защите (ин-валиды, пенсионеры, престарелые).

Профессиональные знания, определяющие педагогическое мастерство, быстро устаревают. Поэтому важно, чтобы социальный педагог умел приобретать их самостоятельно, только на этой ос­нове у специалиста формируется профессиональное мышление.

Важной профессиональной характеристикой социального пе­дагога является его способность к рефлексии, умение соотнести

полученный результат с целью своей деятельности и понять при-чины профессиональных затруднений.

Профессия социального педагога предполагает также наличие коммуникативной (социально-психологической) компетентности, т.е. способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Коммуникативная компетентность предполагает:

-умение ориентироваться в социальных ситуациях;

- умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

-умение выбирать и реализовать адекватные способы взаимо­действия с ними.

К важнейшим профессиональным умениям в квалификацион-ной характеристике отнесены также аналитические, прогности-ческие и проективные умения социального педагога.

Третий раздел квалификационной характеристике вклю­чает в себя знания и умения, необходимые для получения опре-деленной категории (см. Документы и материалы к главе 2).

Обобщая сказанное, отметим, что важнейшими требованиями к социальному педагогу являются любовь к детям, к своей про­фессиональной деятельности, педагогическая эрудиция и интел-лект, высокая общая культура и нравственность, мастерское вла-дение технологией воспитания детей, а также коммуникабельность, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

§ 2. Примерная модель профессиональной деятельности

Модель (от лат. тоМиз - мера, образец) в широком смысле -любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления1.

Существуют разные подходы к модели профессиональной дея-тельности социального педагога. Р.В.Овчарова, например, вклю­чает в ее состав комплекс взаимосвязанных между собой видов деятельности: воспитательную, обучающую, развивающую, социо­культурную, коммуникативную, организаторскую и др., которые направлены на разные объекты и для осуществления которых не­обходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества (их она назы-вает компонентами модели профессиональной деятельности со­циального педагога). В этом подходе деятельность направлена на себя, на детей, на взрослых, на процесс (См. Документы и мате-риалы к главе 2).

1 Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; СПб., 2002. - С. 744.

Иную модель профессиональной деятельности предлагает М.А.Галагузова. Она называет следующие ее компоненты: субъект (того, кто ее осуществляет), объект (того, для кого она специаль-но организована, на кого направлена), цели (к чему она стремит-ся), функции (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

При этом объектом деятельности социального педагога явля-ются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации и требующие особой заботы со стороны государ­ства и общества. Цель деятельности - создание условий для пси-хологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворе­ние его потребностей с помощью социальных, правовых, психо­логических, медицинских, педагогических механизмов предупреж-дения и преодоления негативных явлений в семье, школе, бли-жайшем окружении и других социумах.

В качестве функций деятельности социального педагога выделя-ются: диагностические; прогностические; посреднические; коррек-ционно-реабилитационные; охранно-защитные; предупредительно-профилактические; эвристические. К средствам отнесены все дей-ствия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и тех-нологии, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Характеристика социального педагога как субъекта структуры профессиональной деятельности включает в себя важнейшие лич-ностные качества, такие как альтруизм, чувство собственного до­стоинства, самоконтроль, самооценка, коммуникативность и др.1.

Определяя структуру социально-педагогического процесса, Л.В.Мардахаев включает в нее кроме субъекта и объекта этапы и подэтапы педагогической деятельности. Причем каждый этап имеет свои компоненты. Наряду с этим он предлагает учитывать опреде­ленные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптималь-ное протекание (практическую реализацию) социально-педаго­гического процесса, достижение оптимального результата (см. Документы и материалы к главе 2).

В целом следует отметить, что несмотря на внешние различия представленных подходов, их объединяют общие структурные эле-менты профессиональной деятельности социального педагога: субъект, объект, функции и содержание.

§ 3. Этические нормы и ценности социального педагога

Реализация содержания социально-педагогической деятельно­сти во многом зависит от профессиональной компетентности со­циального педагога. Однако учитывая, что объектом деятельности

1 См. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. -М., 2000.

специалиста являются дети и молодежь, которые нуждаются в помощи, к нему предъявляются высокие этические требования.

Педагогическая этика отражает специфику функционирования морали (нравственности). Под этическими нормами понимаются социально и профессионально значимые качества личности со­циального педагога, стиль его поведения и общения, нравствен-ные идеи и личностные ориентации, необходимые для успешной профессиональной педагогической деятельности. Вместе с про­фессиональными стандартами они составляют системообразую-щую основу профессии социального педагога и отражены в Эти-ческом и профессиональном кодексе.

В методическом письме Министерства образования РФ «О соци-ально-педагогической работе с детьми» (27.02.1995 г.) в разделе «Этический и профессиональный кодекс» отмечается, что обяза-тельными качествами социального педагога должны быть эмпатич-ность, психологическая грамотность, деликатность, а человек, из-бравший эту профессию, должен обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей куль-турной, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.

В этическом кодексе выделены следующие основные позиции:

- не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и
побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помо­
гать ему жить, опираясь на собственные личностные возможно-
сти, уважая достоинство и уникальность своей личности;

-уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять пробле­му и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта;

- быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения про­блемы;

- уметь быть нужным, интересным для окружающих, направ-ляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;

- быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечи-вать субъектную позицию самого клиента, не допускать униже­ния его достоинства формами оказываемой ему благотворитель-ной помощи;

- уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника в решении его проблем, строить вза-имоотношения на основе диалога, на равных;

- всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия; не осуж-дать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреж-дать возможности негуманного или дискриминационного поведе-ния по отношению к личности или группе людей; защищать кли-

ента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

- соблюдать высокие нравственные стандарты, исключая лю-бые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные дей-ствия; всегда действовать исключительно в интересах клиента;

- уметь находить себе помощников в социальной работе, под-держивать участие общественности в развитии социальной защи­ты, социальной политики;

- вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы;

- полностью информировать клиента о предпринимаемых ме­рах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;

- не использовать профессиональные отношения в личных целях;

- участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с про­фессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверен-ную клиентом; принимать плату за услуги только на законных основаниях;

- основывать свою практическую деятельность на профессио­нальных знаниях; стремиться к постоянному повышению профес­сиональных знаний, мастерства, уровня квалификации специа-листа в области социальной работы;

- защищать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодей-ствия, соблюдать деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;

- всемерно помогать людям, делая социальные службы доступ-ными различным группам населения;

-содействовать развитию благосостояния общества.

В этических обязательствах социального педагога по отноше­нию к клиентам на первое место выдвигаются их права и прерога-тивы, первостепенность интересов конкретного человека; конфи-денциальность и сохранение его тайны.

По отношению к коллегам этические нормы социального пе­дагога предполагают уважение, честность, внимание к ним и их клиентам.

Социальный педагог берет на себя этические обязательства перед обществом. Он должен создавать условия для поддержания уважения к представителям различных культур; способствовать созданию соответствующих служб по мере возникновения необ­ходимости в них; активизировать участие общественности в фор­мировании социальной политики и развитии деятельности всех социальных институтов (см. Документы и материалы к главе 2).

Таким образом, этика социального педагога представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственные взаимоотношения между людьми, который основан на требованиях к профессио-

нальной деятельности и профессиональной компетентности спе-циалиста.

§ 4. Профессиональные обязанности социального педагога

Социальный педагог выполняет широкий круг должностных обязанностей, которые содержатся в квалификационной характе­ристике (см. § 1).

В частности в ней отмечается, что социальный педагог обязан осуществлять социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей необходимой информацией, сведениями по во­просам социальной заботы, помощи и поддержки, а также о дея-тельности социальных служб и спектре оказываемых ими услуг.

Специалист должен оказывать социально-правовую помощь, ко­торая направлена на соблюдение прав взрослого человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, се-мейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.

Социально-реабилитационная помощь социального педагога вклю-чает в себя оказание реабилитационных услуг в центрах, комп-лексах, службах и других учреждениях по восстановлению психо­логического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.

Социальный педагог обязан оказывать также социально-экономи-ческую помощь, направленную на содействие в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов.

Медико-социальная помощь предполагает организацию ухода за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-соци­альный патронаж детей из семей группы риска.

Важной составляющей должностных обязанностей социально­го педагога является социально-психологическая помощь, предус­матривающая создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение нега-тивных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.

Социально-педагогическая помощь направлена на создание не­обходимых условий для реализации права родителей на воспита-ние детей, преодоление допускаемых в семье и образовательном учреждении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Обязанности социального педагога отражены также в квалифи­кационных требованиях специализаций этой профессии. В частности «Положение о социальном педагоге школы» содержит специаль-ный раздел «Обязанности и права социального педагога». В нем ука-зывается, что специалист обязан, основываясь на законодатель-стве РФ и нормативно-правовых актах, совместно с администра-цией выделять приоритетные направления социально-педагогиче­ской работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым населением в соответствии с характером тех проблем, которые должны быть преодолены.

В обязанности социального педагога входят планирование и регистрация выполненной работы с соблюдением сроков и форм отчетности о результатах своей работы перед администрацией и педагогическим советом образовательного учреждения.

Социальный педагог должен препятствовать принятию реше­ний, ущемляющих права учащихся; рассматривать вопросы и при-нимать решения строго в границах своей компетентности; вести учет всех детей школьного возраста и т.д.

Важнейшими обязанностями социального педагога являются постоянное повышение квалификации, владение новейшей пра-вовой информацией, защита интересов детей и подростков в об­разовательном учреждении, в семье, представление и защита ин-тересов школьников в органах законодательной и исполнитель-ной власти.

В общей характеристике специальности 031300 «Социальная педагогика», имеющейся в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, указывается, что выпускник, получивший данную квалификацию, должен от-вечать следующим требованиям:

- иметь соответствующую подготовку для формирования об­щей культуры личности, способствовать социализации обучаю­щегося, осознанному выбору и освоению им профессиональных образовательных программ;

- использовать разнообразные приемы, методы и средства обу-чения и воспитания;

- осознавать необходимость соблюдения прав и свобод уча-щихся;

- быть готовым к участию в деятельности методических объе-динений и социальных служб, осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими);

- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопас­ности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен знать основы российского законодательства, основы об­щетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения

социально-педагогических, научно-методических и организаци-онно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; основы права и др.

Во многих квалификационных характеристиках специализаций отмечается, что для реализации основных должностных обязан-ностей социальному педагогу необходимо овладеть профессиональ-ными знаниями по нормативно-правовой базе деятельности, тео­рии, истории и технологии социальной работы, в области возра-стной психологии и педагогики, социологии, методами социаль-ного управления и т.д.

Обязанности социального педагога, зафиксированные в долж-ностных инструкциях, профессиональном и этическом кодексе, квалификационной характеристике и других документах, в опре-деленной мере отражают профессиональный статус как должност-ное положение, определяющее его обязанности и права. Однако профессиональный статус не гарантирует авторитет и репутацию специалиста, которые обусловлены его личностными особенно­стями, результативностью его деятельности и имиджем.

§ 5. Права социального педагога как специалиста

Деятельность социального педагога определяют его права, ос­нованные на действующем в России законодательстве. Они тесно связаны с выполнением им своих профессиональных обязанно­стей и этического кодекса социального педагога.

К важнейшим в данной сфере деятельности относятся следую-щие права:

- представлять и защищать интересы клиентов в органах зако­нодательной и исполнительной власти; вести государственную и частную социальную практику при наличии диплома о специаль-ном образовании или сертификата по специальности «социальный педагог»;

- собирать информацию, связанную с нуждами клиентов (де-тей и взрослых), проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;

- делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем (детей, подростков, молодежи, взрослого населения);

- информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности социального педагога;

- вносить предложения предприятиям, организациям, учреж-дениям, коммерческим структурам и общественным организаци-ям о поощрении родителей, семей, общественников за социальные инициативы и активность;

- вести активную работу по пропаганде опыта семейного вос­питания, социальной работы, используя средства массовой ин-формации;

- возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решения конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы;

- способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государствен-но-общественными структурами.

Социальный педагог обладает другими правами, которые свя-заны с его специализацией и закреплены в положениях учрежде­ний, где трудится специалист.

Так, в Положении о социальном педагоге школы зафиксированы следующие права:

- требовать от руководителя образовательного учреждения со­здания условий, необходимых для успешного выполнения про­фессиональных обязанностей;

- иметь доступ к документам образовательного учреждения и, в частности, к личным делам, медицинским картам учащихся;

-участвовать в создании устава образовательного учреждения;

- собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков;

- проводить диагностические обследования условий жизни де­тей, их воспитания и обучения и т.д.

Некоторые права специалиста как работника отражены в пись-менном трудовом соглашении, договоре, или контракте, с учреж-дением, в котором он работает.

В общем виде права социальных педагогов отражены в Законе «Об образовании», в частности в статье 55 «Права работников об-разовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы». В п. 1 этой статьи записано право на участие в управлении образо­вательным учреждением, на защиту своей профессиональной че­сти и достоинства. В п. 4 закреплено право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных посо­бий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, ме­тодов оценки знаний обучающихся, воспитанников (в редакции Федерального закона от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ).

§ 6. Профессиональное самоопределение и карьера социального педагога

Самоопределение личности - это процесс и результат созна-тельного выбора человеком собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Профес-

тональное самоопределение - это процесс формирования лично­стью своего отношения к профессионально-трудовой сфере. Про­фессиональное самоопределение может рассматриваться как со­ставная часть жизненного самоопределения, выбора сферы тру-довой деятельности и конкретной профессии.

Профессиональное сознание личности формируется в старшем школьном возрасте, когда учащиеся соотносят свои идеалы и ре­альные возможности с общественными целями выбора сферы бу-дущей деятельности. На этом этапе большую роль в профессио­нальном самоопределении могут сыграть педагогические классы, ориентирующие старшеклассников на социально-педагогическую деятельность. Анализ программ такой формы допрофессиональ-ной подготовки говорит о том, что в педагогических классах пред-принимаются первые шаги по созданию целостного видения стар-шеклассниками личности человека, формируются представления об условиях жизни и развития ребенка; даются знания о месте и роли педагога-воспитателя в решении жизненно важных проблем детей. Все это способствует зарождению основ профессионально­го самоопределения будущего социального педагога. Профессио­нальному самоопределению старших школьников помогают зна-комство с опытом работы социальных педагогов, анализ кон-кретных ситуаций, деловые игры и др.

Изучение состояния профессионального самоопределения и самооценки социальных педагогов, проведенное в Санкт-Петер­бургском государственном университете педагогического мастер­ства, позволило сделать вывод о том, что на сегодняшний день профессиональное сообщество этих специалистов сложилось, дан-ная профессия необходима обществу и не дублируется никакими другими видами деятельности. Принимавшие участие в исследо­вании социальные педагоги не ощущают искусственности своего положения в образовательных учреждениях, они осознанно вы-брали данную специализацию.

Среди причин, побудивших выбрать профессию социального педагога, отмечается желание помочь детям и взрослым в реше­нии их проблем (Нагавкина Л. С. и др.).

Самоопределение социального педагога формируется в процессе его профессионального продвижения. Первым на этом пути явля-ется этап осознанного выбора профессии. От успешности его про­хождения зависит дальнейшее профессиональное становление социального педагога.

Второй этап профессионального продвижения - освоение про­фессии в высшем учебном заведении. Здесь закладывается фундамент будущей карьеры. На этом этапе развивается умение учиться, орга-низовывать свое время, планировать и контролировать свою дея-тельность, самостоятельно находить необходимую информацию, сотрудничать с другими людьми.

В период обучения в вузе у будущего специалиста появляется возможность проявить свои способности, а значит, получить бо­лее выгодное предложение от работодателей и быстрее продви­гаться по социальной и профессиональной лестнице. Хорошо, если будущий социальный педагог параллельно с обучением в вузе приобретает какую-либо вторую, близкую к своей, специ­альность: развивает речь, знание иностранного языка, умение фотографировать, работать вожатым в загородных детских цент-рах.

Важной составляющей профессионального становления буду-щего социального педагога в стенах вуза является профессиональ-ная практика, позволяющая студенту убедиться в правильности выбора профессии. Практика позволяет овладеть совокупностью средств, методов и приемов, направленных на социальную защи­ту, социально-психологическую помощь, социально-педагогиче­скую поддержку нуждающихся в ней детей. Она дает возможность работать с разными категориями детей, молодежи, взрослых. Бу-дущий социальный педагог понимает, что специфика его деятель-ности требует постоянного погружения в чужие проблемы, ответ-ной эмоциональной и действенной реакции при столкновении с людьми сложной судьбы.

Многие студенты, еще обучаясь в вузе, пробуют себя в соци­альной и социально-педагогической работе, участвуя в волон-терском движении, социологических исследованиях, в инспек-циях по делам несовершеннолетних и т.д. Все это помогает буду-щему специалисту погрузиться в мир реальных социально-педа-гогических проблем, приобрести новые знания, опыт, репута-цию.

В динамике профессионального становления социального пе­дагога в послевузовский период наиболее трудным является адапта-ционный, который требует специально организованной работы с молодым специалистом.

Таким образом, сущностной составляющей понятия карьера является профессиональное продвижение человека в освоение и совершенствование способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в поисках социальной жизни. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов раз-вития человека в основных сферах жизни, включая семейную, трудовую, досуговую. Успешность карьеры социального педагога зависит от того, правильно ли он сделал свой профессиональный выбор и насколько удачно развивалось его профессиональное са-моопределение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.